Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Область применения и нормативные ссылки 7 663.57kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 139.95kb.
Программа дисциплины нис «Геометрия комплексных поверхностей» 1 72.89kb.
Программа дисциплины Спецкурс «Дополнительные главы теории чисел 1» 1 128.3kb.
Программа дисциплины «Информационное право» для направления 030900. 1 263.88kb.
Программа дисциплины Региональная экономика и управление для направления... 2 361.48kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология»... 3 763.92kb.
Программа дисциплины Микроэкономика-3 для направления 080100. 1 130.75kb.
2Цели освоения дисциплины 3 306kb.
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности... 1 144.97kb.
Программа дисциплины «Политика знания в XIX-XX вв.» для направления... 2 286.87kb.
Сергей Николаевич Булгаков – русский религиозный философ, богослов 1 108.51kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет государственного и муниципального управления, отделение культурологии

Программа дисциплины «Культурология»

для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», подготовки бакалавров


Автор программы:

Хитров А. В., кандидат философских наук, доцент, akhitrov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Культурология».

Программа разработана в соответствии с:

ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра.

Рабочим учебным планом университета по направлению 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.


2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Культурологи» являются:

  • Научить студентов пользоваться поисковыми системами интернета, специализированными научными журнальными и книжными базами;

  • Научить студентов осуществлять поиск научной литературы для научных работ, составлять библиографию;

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные методы поиска научной информации в интернете;

Уметь составлять поисковые запросы разной степени сложности как в интернете, так и в журнальных и книжных базах и библиотечных каталогах, находить объявления о конференциях, новинках научного книжного и журнального рынка, грантах, стажировках, находить контакты зарубежных и российских коллег и вступать с ними в профессиональное общение;

Иметь навыки поиска научной информации в интернете, использовать ряд программных средств для редактирования текстов и электронных документов, составлять библиографию по определенной теме.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции










































































4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:





Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


5.Тематический план учебной дисциплины



Лекции
Лекция 1

Возникновение и эволюция российской культурологии. Американские и британские культурные исследования. Исследования медиа и повседневности. Бихевиоризм в медиа исследованиях.


Лекция 2

Нормативности, иерархизация, натурализация, стигматизация. Политика репрезентации. Социальный конструктивизм - парадигма современных культурных исследований.


Лекция 3

Зигмунд Фрейд и Эдвард Бернейс. Возникновение PR в эпоху массовой демократии.


Лекция 4

Эволюция техник управления массами. Культура потребности и культура желания.


Лекция 5

Анна Фрейд, Герберт Маркузе и Вильгельм Райх и их влияние на американскую культуру.


Лекция 6

Культурсоциологичесая теория культурной травмы Джеффри Александера. Теория иронии Линды Хатчеон.


Лекция 7

Case study из собственных исследований: шутки по поводу теракта 11 сентября. Исторический контекст событий. Споры по поводу иронии после теракта в США. Анализ публикаций и видео газеты The Onion.


Лекция 8

Исследования сериалов


Лекция 9

Исследование сериала Mad Men.


Лекция 10

Исследования легитимации неправового поведения полиции в сериале "Глухарь".


Лекция 11

Исследования мнений зрителей сериала "Глухарь" о полиции на материале записей на интернет-форумах.



6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Итоговый

Зачет



1 модуль










Составленная библиография, комментарии к библиографии, описание способа поиска литературы, исследовательские вопросы.



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7.Содержание дисциплины


Семинары
Семинар 1

Бихевиоризм в исследовнии культуры. "Война миров" Орсона Уэллса. Культура как совокупность представлений о норме. Бинарные оппозиции. Исключение. Иерархизация. Натурализация. Стигматизация. Культурные практики как язык.


Семинар 2

  • Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 15-36.

  • Бергер, А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Вильямс, 2005, С. 51-74.


Семинар 3

Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 36-64.



Задание: разделитесь на группы от 5 человек в каждой, сходите на одну из выставок 5-ой Московской биеннале современного искусства (), подготовьте коллективный репортаж с выставки, используйте в нем научный инструментарий семиотики (категории: знак, означающее, означаемое, значение, код, текст, контекст, интерпретация, политика репрезентации, репрезентация, язык, миф, стигматизация, натурализация, бинарные оппозиции и другие).
Семинар 4

Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 36-64.



Барт, Ролан. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство имени Сабашниковых. С. 358-365, 378-392, 410-415.
Семинар 5

Бергер П. Религия и проблема убедительности // Сайт журнала "Неприкосновенный запас". № 6 (32). 2003. (http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html)
Семинар 6

Самутина, Наталья и Наталия Комарова. «Тонны воды летят по немыслимым траекториям»: фонтан-аттракцион и новая образность парка Царицыно. // Сайт журнала "Нерпикосновенный запас". № 75. (http://magazines.russ.ru/nz/2011/1/sa24.html)
Семинар 7

Nochlin, Linda. «Why Have There Been No Great Women Artists?» Linda Nochlin. Women, Art, and Power. New York: Harper and Row, 1988. 145-78.



Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям. В кн.: Ушакин С. Поле пола. Вильнюс: Европейский Гуманитарный Университет, 2007. С. 35-56.
Семинар 8

Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии 1994 № 4, С. 94-113.

Марквард, Одо. Эпоха чуждости миру? // Сайт журнала "Отечественные записки", № 6 (15), 2003 (http://www.strana-oz.ru/2003/6/epoha-chuzhdosti-miru).
Семнар 9

Зверева В. «Наши герои не умирают»: споры о советском прошлом в сети В Контакте. В кн.: Звеерва В. Сетевые разговоры. Культурные коммуникации в Рунете. Берген, Университет Бергена. 2012. С. 198-235.

Вся литература доступна студентам в электронном формате через LMS.



8.Образовательные технологии


Требования к студентам
Плагиат

В случае списывания, двойной сдачи, подлога, плагиата выставляется оценка «0». При существенном нарушении к студенту может быть применена санкция вплоть до отчисления. См.подробнее http://www.hse.ru/docs/31415282.html.


Тексты на английском языке

К сожалению, не все необходимые для курса исследовательские работы доступны по-русски. Этим объясняется наличие в курсе текстов на английском языке. Если студенты не владеют этим языком в степени, необходимой для понимания научных текстов, им предлагается записаться на презентации, которые не содержат таковых. Если же они записались в группу для презентации, для которой необходимо чтение текстов на английском, можно посоветовать готовиться к презентации коллективно, пользуясь помощью товарищей.



9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Вопросы к зачету:

  1. Дайте собственное определение знака и его компонентов, приведите три примера знаков и объясните, что является в каждом случае означающим и означаемым.

  2. Как вы понимаете идею о произвольности означающего? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.

  3. Дайте собственное определение денотации и коннотации. Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.

  4. Объясните, как связаны власть, репрезентация и дискурс. Что такое политика репрезентации? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.

  5. Какие явления и как именно позволяет объяснить категория гендера? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.

  6. Какую, на ваш взгляд, идеологию содержат блокбастеры? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.

  7. Как связаны формат ток-шоу и идеология? Приведите один пример и прокомментируйте его.

  8. Как вы понимаете идею присвоения городского пространства? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.

  9. Как на ваш взгляд конструируются городские достопримечательности? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.

  10. Можно ли найти в социальных сетях феномен политики репрезентации? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.


Критерии оценки вопроса:

  • Наличие очевидной структуры ответа.

Общая структура:

  • Обычно: тезис-антитезис-синтез, но не обязательно. Важно, чтобы план не блокировал мысль.

Введение:

  • Преамбула, вводные замечания, подводящие к теме, но не пустые общие банальности. Формулировка вопроса. Определения терминов. Трансформация вопроса в проблему.

Выводы:

  • Ясное резюме всех этапов размышления. Короткая и четкая формулировка ответа на вопрос.

  • Структура должна быть очевидна, но писать план или называть параграфы не следует.

Критерии оценки ответа на вопрос

  • Полнота комментария (либо Вы говорите обо всей работе/проблеме, либо, если выбираете комментировать какой-либо аспект, доводите анализ до конца. При этом Вы должны продемонстрировать знание всех рекомендованных текстов);

  • Критическая позиция. Результат: текст, содержащий собственное суждение, с собственной позиции, аргументированное и с примерами. (Неправильно: пересказ. Правильно: собственное размышление над теми же вопросами, над которыми размышляет автор, но с учетом мыслей автора или же постановка под сомнение утверждений автора);

  • Опираться на понятия и тексты, но также осуществить самостоятельный акт мышления;

  • Обоснованность Вашего мнения (Неправильно: «автор считает то-то, а я все равно считаю так и все тут». Правильно: «Автор Х высказывает мысль Y. С автором можно согласиться в том-то и в том-то потому и потому. Однако, автор не прав в том-то и в том-то потому и потому»);

  • Логичная последовательность изложения (ваша мысль должна быть понятной, последующее должно вытекать из предыдущего, термины должны быть определены и использоваться в одном значении, важно попробовать прочесть свой текст глазами другого человека и постоянно задавать к собственному тексту вопросы.);1

  • Тематизация, то есть умение выразить свои мысли с использованием философских терминов, которые Вы найдете в текстах;

  • Самостоятельность работы (если я обнаруживаю хоть какую-то долю плагиата или вижу Вас списывающим/-ей, Вы получаете «0» за задание);

  • Необходимо определить ключевые понятия и проблематизировать, то есть поставить вопрос.

  • Необходимо мобилизовать общекультурный багаж и философские знания, используя цитаты или парафразы.

  • Любая цитата должна быть прокомментирована и объяснена.

Ваши письменные работы будут проверены в течение недели. Итоговая оценка будет формироваться в соответствии с приведенной ниже таблицей.


10.Порядок формирования оценок по дисциплине





Элемент оценки

Накопленная оценка

Итоговая оценка за зачет

Оитоговая


Результирующая оценка
за дисциплину (Выставляется
в диплом)

Текущий контроль

Отекущий

Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)

Оауд

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Действия преподавателя

Отекущий = Реферат (комментарий к тексту, рекомендованному к семинару, 400-500 слов, опубликованный в LMS до начала зачетной недели), максимальная оценка 10 баллов.

Активное и содержательное участие в обсуждении на максимальном количестве семинаров – 10. За каждый семинар студент может получить максимум 1 балл (если работа была активной и содержательной) или 0,5 (за эпизодические и содержательные реплики). Студенты, проявляющие бессодержательную активность, никаких баллов не получают.

Не оценивается

Комментарий к лекции, 400-500 слов, опубликованный в LMS до начала зачетной недели. Максимальная оценка – 10 баллов.

k1=0,6

k2=0,4
Орезульт = k1*Онакопленная + k2*Оитоговая




k1=0,5

k2=0,5



Расчет накопленной оценки

Онакопленная = k1*Отекущий + k2*Оауд

Что получается в результате

Онакопленная

Орезультирующая

* - Оценка округляется по правилам математики



11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, Наука, 2007.

11.2Основная литература


Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М., 1996.

Берлин И. Джамбатиста Вико и история культуры // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.



Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

11.3Дополнительная литература




11.4Справочники, словари, энциклопедии

11.5Дистанционная поддержка дисциплины


Дисциплина поддерживается в LMS.

1 Подробнее: Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005.




izumzum.ru