Программа дисциплины «Благотворительность: история и современность» для направления 080500. 62 "Менеджмент" - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Аутсорсинг в логистике» для направления 080500. 1 199.7kb.
Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент» 1 257.74kb.
Программа дисциплины «Экономико-математическое моделирование» для... 1 180.7kb.
Программа дисциплины «Ценообразование» 1 160.31kb.
Рабочая программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... 3 711.93kb.
Программа дисциплины Тайм-менеджмент  для направления 080200. 1 191.25kb.
Программа дисциплины Интеллектуальные системы  для направления... 6 306.96kb.
Программа дисциплины Региональная экономика и управление для направления... 2 361.48kb.
Программа дисциплины Теория социальных систем и социальных взаимодействий... 1 227.95kb.
1. Область применения и нормативные ссылки 2 181.94kb.
Программа дисциплины Системный анализ и проектирование Для направления... 1 186.93kb.
Технические возможности, предоставляемые Интернетом, позволяют проводить... 1 16.33kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Программа дисциплины «Благотворительность: история и современность» для направления - страница №1/1




Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Благотворительность: история и современность» для направления 080500.62 "Менеджмент", специальностей 080507.65 "Менеджмент организации" и 080504.65 "Государственное и муниципальное управление"













1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080500.62 «Менеджмент», специальности 080504.65 "Государственное и муниципальное управление" и специальности 080507.65 "Менеджмент организации".

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент»;

  • Образовательной программой 080507.65 «Менеджмент организации»;

  • Образовательной программой 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент», утвержденным в 2010 г.

2. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Благотворительность: история и современность» является ознакомление студентов с организацией благотворительности в России от первых ростков такой деятельности до хорошо развитых социальных институтов конца 19 начала 20 вв. Вопрос организации благотворительной деятельности в России, является весьма разносторонней проблемой, затрагивающей формы организации общественного призрения, законодательную деятельность государства в этом направлении, филантропическую деятельность частных лиц, отраслевую структуру организации призрения, и конечно же, вопросы финансирования благотворительных учреждений, способы привлечения из различных источников денежных и иных поступлений для организации благотворительной деятельности.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать:

    - этапы становления и принципы организации благотворительности в России

    - критерии классификации благотворительности как социального института

    - типы благотворительной помощи населению

    - систему организации учреждений благотворительности в России

    - законодательные основы возникновения благотворительных организаций и место благотворительных организаций в современной России



  • Уметь

    - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе

    - использовать законодательные основы деятельности благотворительных организаций в профессиональной и общественной деятельности

    - применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы развития общества в профессиональной деятельности



  • Иметь навыки целостного подхода к анализу проблем общества

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
Компетенция применения коммуникативных технологий и средств

Компетенция аналитической работы



ОК-1

ОК-6


ОК-7

ОК-10
ОК-14



Владеет знаниями о становлении института благотворительности в России

Распознает благотворительность как институт социально-экономической жизни общества

Представляет связи в системе организации учреждений благотворительности

Оценивает место благотворительных организаций в системе общественных организаций

Применяет понятийный аппарат профессиональной деятельности

Интерпретирует законы социально-экономического и общественного развития

Анализирует процессы и явления, происходящие в обществе на различных этапах его развития

Ориентируется в системе законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность благотворительных организаций

Распознает формы взаимодействия

Владеет навыками целостного подхода к анализу проблем общества




Лекции
Семинарские занятия
Ознакомительные лекции в благотворительных организациях

Изучения и обсуждения сайтов благотворительных организаций


Анализ практической деятельности конкретных

благотворительных организаций


Дискуссии
Обсуждение проблемных вопросов
Групповая работа
Написание эссэ




4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Институциональная экономика, экономическая история, теория организации, экономика общественного сектора.





Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Теория организационных изменений и организационного развития, историческая социально-экономическая динамика.



5. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Благотворительность в России как социальный институт

13

2

2




9

2

Благотворительность на Руси в дохристианский период и начальный христианский период

14

2

2




10

3

Развитие законодательной базы благотворительности до Уложения о губерниях Екатерины II

13

2

2




9

4

Организация и деятельность Приказов общественного призрения

14

2

2




10

5

Роль земского самоуправления в организации благотворительной деятельности в России

13

2

2




9

6

Структура институтов государственного и частного призрения в России

14

2

2




10

7

Организация социальной помощи в советской России

13

2

2




9

8

Возрождение благотворительности в современной России

14

2

2




10







108

16

16




76


6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

4 год

Параметры

3 модуль

Текущий


Контрольная работа




Письменная работа

Работа на семинарских занятиях




Работа в течение учебного процесса

Итоговый

Зачет




По окончанию изучения дисциплины



6.1 Критерии оценки знаний, навыков


Предусмотрен текущий и итоговый (заключительный) контроль.

В качестве формы текущего контроля предусмотрено эссе в форме информационной заметки. В эссе студенты должны продемонстрировать понимание миссии организации, ее организационно-правовой статус, особенности построения фандрайзинговой кампании, место организации в социуме, ее основные целевые аудитории.



Текущий контроль – осуществляется также путем проведения преподавателем сплошного опроса студентов. Студенты должны продемонстрировать знания по отдельным темам курса: фактография, периодизация событий, результаты предпринятых действий, эффективность достижения поставленных целей.

Итоговый контроль – зачет, проводится по окончанию изучения дисциплины.

В ходе опроса студенты должны продемонстрировать знание основных этапов становления благотворительности в России, основных исторических лиц, внесших вклад в становление благотворительности, основных форм и методов благотворительности, отличий церковной и государственной благотворительности в XYII – XIX вв., роли системы государственного и частного призрения в решении социальных проблем, значение земской благотворительности в становлении гражданского общества в России, благотворительную деятельность различных сословий российского общества, формы и этапы ликвидации общественной благотворительности в Советской России, квазиблаготворительность в СССР как форма общественной самоорганизации, этапы возрождения благотворительности в современной России, основные проблемы функционирования и развития благотворительного движения в России.

Требования к ответу студента соотносятся с компетенциями, которые формируются у студента в процессе изучения дисциплины. Количество баллов, соответственно, предполагает владение пропорциональной частью компетенций.

Для получения максимального количества баллов (раздел 1.4) студент должен:



  • Владеть знаниями о становлении института благотворительности в России

  • Распознавать благотворительность как институт социально-экономической жизни общества

  • Представлять связи в системе организации учреждений благотворительности

  • Оценивать место благотворительных организаций в системе общественных организаций

  • Применять понятийный аппарат профессиональной деятельности

  • Интерпретировать законы социально-экономического и общественного развития

  • Анализировать процессы и явления, происходящие в обществе на различных этапах его развития

  • Ориентироваться в системе законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность благотворительных организаций

  • Распознавать формы взаимодействия организаций

  • Владеть навыками целостного подхода к анализу проблем общества



7. Содержание дисциплины

Введение


Цели и задачи курса. Понятие благотворительности. Изменение представление о благотворительности в ходе развития общества.

Тема 1. Благотворительность в России как социальный институт


Критерии классификации благотворительности как социального института. Этапы становления института благотворительности в России. Характер субъекта благотворительной деятельности.

Отношение благотворительности к различным религиозным принципам организации общества. Сословное деление общества и благотворительность. Российские и иностранные благотворительные организации.

Различные типы благотворительной помощи населению. Различие групп населения, на которые направлена благотворительная деятельность. Территориальное деление благотворительных учреждений России.

Размеры и объем денежных средств российских благотворительных учреждений. Основные источники финансирования благотворительных организаций в дореволюционной России. Основные принципы управления благотворительными организациями. Основные мотивы участия в благотворительной деятельности.

Состояние организации благотворительности в России к началу 20 века.
Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]

Тема 2. Благотворительность на Руси в дохристианский период и начальный христианский период


Исторические этапы развития благотворительности в России.

Основное содержание дохристианского периода. Причины перехода и основное содержание периода осознанного благотворения на Руси. Роль великий князей Руси в становлении благотворительности

Роль Ивана Грозного в развитии благотворительности на Руси. Причины нищенства на Руси. Изменение отношения к нищенству при Иване Грозном. Рост роли государства в призрении при Иване Грозном. Общий итого деятельности Ивана Грозного в деле общественного призрения.

Развитие дела благотворительности после смерти Ивана Грозного. Основные характеристики этого периода развития благотворительности на Руси.


Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]


Тема 3. Развитие законодательной базы благотворительности до Уложения о губерниях Екатерины II


Принципы организации благотворительности на Руси, изложенные в Указе 1682 года. Роль законодательства западноевропейских стран в становлении российской благотворительности. Значение Указа 1682 года в развитии дела призрения на Руси.

Развитие борьбы с нищенством на Руси путем применеия мер репрессивного характера после 1691 года. Роль Петра I в систематизации мер общественного призрения на Руси. Система управления благотворительностью при Петре I.

Основные направления развития благотворительности при Петре I. Призрение лиц, лишенных средств к существованию. Борьба с профессиональным нищенством. Призрение незаконнорожденных. Меры для увеличения средств общественного призрения.
Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]

Тема 4. Организация и деятельность Приказов общественного призрения


Направления развития благотворительности в России после смерти Петра I до вступления на престол Екатерины. Деятельность Екатерины II по развитию благотворительности в России. Создание московского Воспитательного дома для детей, под покровительством Екатерины II. Основные указы Екатерины II, направленные на развитие мер общественного призрения

Уровень развития института благотворительности в России к моменту введения Приказов общественного призрения. Введение Екатериной II Приказов общественного призрения в губерниях России. Функции приказов. Благотворительные учреждения, входящие в ведение Приказов общественного призрения. Финансирование деятельности Приказов общественного призрения.

Роль Екатерины II в совершенствовании института благотворительности в России. Значение деятельности Александра I в совершенствовании механизма управления благотворительностью. Структура функционирования и управления общественным призрением, созданная к 1825 году. Перестройка структуры институтов общественного призрения при Александре II.

Этапы развития Приказов общественного призрения. Меры по увеличению средств ПОП. Льготы, предоставленные ПОП с целью увеличения средств. Механизмы льготного кредитование ПОП. Размер и положение капиталов Приказов общественного призрения. Направления использования имеющихся капиталов ПОП.

Особые благотворительные учреждения, независимые от Приказов Общественного призрения.
Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]

Тема 5. Роль земского самоуправления в организации благотворительной деятельности в России


Общие принципы организации земского самоуправления в России. Причины ликвидации Приказов общественного призрения. Место общественного призрения в Положении о губернских и уездных земских учреждениях.

Земская структура управления благотворительностью. Управление благотврительными заведениями в городах России. Земская общественная помощь нуждающимся.

Препятствия в организации благотворительной деятельности земствами. Функции земских учреждений по организации общественного призрения. Система формирования доходов земств для организации общественного призрения. Роль земств в расширении благотворительности в России.
Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]

Тема 6. Структура институтов государственного и частного призрения в России


Система организации учреждений благотворительности в России после 1864 года. Государственные, общественные и частные благотворительные организации.

Создание благотворительных обществ и учреждений под покровительством царской семьи. Ведомство Учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество. Императорское женское патриотическое общество. Основные задачи, функции, структура организации и система финансирования.

Общественные организации призрения. Общество Красного креста. Дома трудолюбия. Благотворительные тюремные комитеты и другие организации. Причины их возникновения, основные задачи и функции.

Частная благотворительность и меценатство в России. Роль предпринимателей в благотворительной деятельности в России. Причины расцвета меценатства в России в конце 19 века. Основные интересы российских меценатов.

Деятельность Российских меценатов: Третьякова П.М., Мамонтова С.И., семей Морозовых, Строгановых, Алексеевых и др.
Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]

Тема 7. Организация социальной помощи в советской России


Запрет и ликвидация благотворительных учреждений советским правительством. Декларация расширение функций государства в предоставлении социальной защиты населению. Несоответствие потребностей в социальной защите населения и ресурсов государства.

Создание и функционирование квазиобщественных организаций. Их цели, задачи и источники финансирования. Фонд Мира, Детский фонд и др.

Скрытые формы благотворительности в советской России - шефство предприятий, безвозмездная работа и т.п.
Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]

Тема 8. Возрождение благотворительности в современной России


Причины возрождения благотворительности в России. Этапы возрождения благотворительности в современном виде. Основные организации возникшие на первом этапе возрождения благотворительности.

Законодательные основы возникновения благотворительных организаций. Основные направления деятельности благотворительных организаций. Мотивация деятельности добровольцев и благотворителей. Отношение современного общества и государства к благотворительности.

Место благотворительных организаций в современной России.
Литература: [см. раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины]



8. Образовательные технологии


Курс построен на сочетании интерактивных форм лекций, посещении благотворительных организаций с проведением ознакомительных лекций, обсуждении миссии, форм и особенностей работы отдельных организаций, исторические параллели с деятельностью благотворительных организаций дореволюционной России и самостоятельной работы студентов.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля


    В качестве формы текущего контроля предусмотрена письменная работа (эссе) в форме информационной заметки. Каждый студент обязан написать данную заметку после посещения конкретной благотворительной организации.

    Примерные темы эссе:

    «Информационная заметка о деятельности конкретной благотворительной организации для размещения на ее сайте».


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к итоговому контролю для самопроверки студентов:
1.Особенности дохристианского периода развития благотворительности в России

2.Милостыня и изменение отношения к ней на протяжении истории развития благотворительности в России

3.Русские общества трезвости, их организация и деятельность

4.Общественная благотворительность и ее органы приходские попечительства

5.Трудовая помощь как средство призрения бедных

6.Лечебная благотворительная помощь в России

7.Призрение военных в России

8.Призрение душевнобольных в России

9.Призрение детей в России

10.Воспитательные дома России и их роль в развитии благотворительности

11.Иностранные благотворительные общества и учреждения и их деятельность в России.

12.Сходство и различие благотворительной деятельности церквей разных конфессий в России

13.Создание и деятельность Приказов общественного призрения

14.Роль земских учреждений в развитии благотворительности в России

15.Ведомство учреждений Императрицы Марии Федоровны - история создания и деятельность

16.Императорское человеколюбивое общество - создание и роль в де призрения бедных

17.Российское общество Красного Креста - возникновение и деятельность

18.Женские благотворительные общества России

19.Сословные благотворительные учреждения в России

20.Общественное призрение у крестьян

21.Частная благотворительность - ее роль и формы

22.Меценатство в России - история и деятельность крупнейших филантропов в России:


- Третьяковы
- Морозовы
- Бахрушины
- Сытины
- Солдатенковы
- Мамонтовы и др.

23.Социальное обеспечение в России в первые годы Советской власти


10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, правильность ответов в ходе опросов на семинаре и т.д. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется итоговым контролем – Осам. работа.

Преподаватель оценивает по 10-ти балльной шкале качество выполнения контрольной работы - Ок/р.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:


Отекущий = 0.4·Ок/р + 0.4·Окол. + 0.2·Од/з
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Оитоговый = 0.4·Озачет + 0.2·Отекущий + 0.2·Осам. работа + 0.2·Оаудиторная

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник



Курс авторский, базового учебника нет.

Основная литература


Потенциал и пути развития филантропии в России / под ред. И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

Мерсиянова И. В. , Якобсон Л. И.  Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. — 201, [3] с. — (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. III). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0700-1

Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 200 с. (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. II)

Некоммерческий сектор: экономика, право и управление [Текст]: докл. Междунар. науч. конф., Москва, 25-26 мая 2007 г./ Гос. ун-т — Высшая школа экономики; Лаборатория исследования гражданского общества; отв. ред. Л. И. Якобсон. — М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. — 170 с. 

Дополнительная литература

Алексеева О. Кто помогает детям? - М., 1994.

Антология социальной работы. В 5 томах, Т.1. История социальной помощи в России. - М.,1994.

Афанасьева С. Из истории российского меценатства // Москва. - N3. –1990.

Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси после 1864 г. - СПб., 1907.

Благотворительная Россия: История государственной, общественной и частной благотворительности в Росси. Т.1 (ч.1,2), Т.2. - СПб., 1907.

Благотворительное движение: регионы России. - М., 1995.,

Благотворительность и милосердие. Сборник научных трудов. Под общей редакцией академика В.Н. Ярской. – Саратов: Изд-во Поволжского фил. Российского учебного центра – 1997.

Боткина А.П. П.М.Третьяков. - М.: Искусство, 1986.

Боханов А.Н. Его называли «Савва Великолепный» // Деловые люди. - 1992,N 7-8, с. 42 - 44.

Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России, - М.: Наука, 1989.

Боханов А.Н. Крупная буржуазия России (конец ХIХ в. - 1914 г.) - М.: Наука, 1992.

Боханов А.Н. Савва Мамонтов // Вопросы истории. - N 11. – 1990.

Боханов А.Н. Савва Морозов // Вопросы истории. – N 4. - 1989.

Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1991.

Ведомство Учреждений Императрицы Марии: Денежные обороты, капиталы, число учреждений, воспитываемых, учащихся, больных, призреваемых и другие сведения. - СПб., 1904.

Волков Д.С. Что такое дома трудолюбия? Их основные начала и цели, состав, устройство, быт и источники. - СПб, 1898.

Волков Н.П. Императорское Человеколюбивое общество: Очерк. – Владикавказ, 1903.

Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. – СПб., 1894.

Гагемейстер Е.А. Благотворительные капиталы, стипендии и учреждения С.-Петербургского дворянства. - СПб., 1913.

Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. - СПб., 1894.

Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца 19 - начала 20 вв. // Вопросы экономики. - N 7, 1994.

Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. - СПб., 1908.

Горовцев А.М. Цель и назначение домов трудолюбия. - СПб., 1900.

Городецкая И. Возрождение благотворительности в России .// Мировая экономика и международные отношения. 1996, N 12, 1997, N 2.

Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. - Л., 1981.

Династия Рябушинских. – М.: Русская книга, 1997.

Дорофеева В.А. Просветительная деятельность и меценатство на современном этапе социально-экономического развития России / В.А.Дорофеева; Рос. акад. образования, Акад. обществ. связей. - СПб.: Культ-информ-пресс, 2004. - 96 с.

Думова Н.Г. Друзья Художественного театра (Из цикла «Московские меценаты») // Знамя. - N 8. – 1990. с. 199 - 222.

Думова Н.Г. Имени Бахрушина (Из цикла «Московские меценаты») // Знамя - N 3. – 1991. с. 173 - 195.

Думова Н.Г. Московские меценаты. - М., 1992.

Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М., 1993.

Зеликова Ю., Фомин Э., Проблемы формирования и функционирования благотворительных организаций в современной России (на примере С.Петербурга) // Благотворительные организации Санкт-Петербурга. - СПб., 1996.

Ильина С.А. История семьи Бахрушиных // Знамя. -N 7. – 1991.

Ильинский В. Благотворительность в России: История и настоящее положение. - СПб, 1908.

Исторические силуэты / Ред. Тютюкин С.В. - М.: Наука, 1991.

Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России. - СПб, 1974.

Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1990.

Конституционный статус общественных организаций в СССР. - М., 1983.

Коржухина Т.П. Общественные организации СССР в 1917 - 1936 гг. - М., 1981.

Н.П. Крюков Возрождение общественной и частной благотворительности в регионах [статья] Журнал исследований социальной политики. 2003.  Т. 1. № 2. С. 263

Люди помогают людям. Книга о добровольчестве// Под ред. Г.П. Бодренковой. - М., 1995.

Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. - СПб., 1895.

Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903. 139 с.

Мартынов С. Предприниматели, благотворители, меценаты: Строгановы, Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Гучковы. - СПб.: Пирс, 1993.

Маслов В.Л. Спонсорство как инструмент коммуникаций // Маркетинг в России и за рубежом. - № 3.- 1998. – с. 25 – 28.

Меценаты и коллекционеры. - М.: Памятники отечества, 1993.

Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах - приходских попечительствах. - М., 1876.

Общественное и частное призрение в России. - СПб., 1907.

Общественные организации в условиях развитого социализма. - М., 1982.

Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов / Под ред. Сусловой Е.Н. - М.: НИИИ культуры, 1990.

Очерк возникновения и деятельности Российского общества Красного Креста. - СПб., 1913. 63 с.

Петришев М. Благотворительность в России в начале 20 века // Родина. - N3. - 1995.

Петров Ф.А. Органы самоуправления в системе самодержавной России: земство в 1864 - 1879 гг. // Великие реформы в России. 1856 - 1874: Сборник под ред. Захоровой Л.Г. и др. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

Рождественский В. Последние меценаты // Нева. - N 7. - 1995.

Россияне. Книга для чтения по истории отечества ХIХ - начало ХХ веков. - СПб., 1994.

Савва Мамонтов. – М.: Русская книга, 1995.

Савва Морозов. – М.: Русская книга, 1998.

Скоч А.В. Возрождение приватной поддержки отечественного образования: социально-экономические аспекты / А.В.Скоч. - М.: Пер сэ, 2003. - 43 с. – (Благотворительность, филантропы и меценаты в России).

Скоч А.В. Меценатство и благотворительность в сфере отечественного образования: правовые основы / А.В.Скоч. - М.: Пер Сэ, 2003. - 31 с. -(Благотворительность, филантропы и меценаты в России).

Соловьева А.В. Третий сектор в культуре Петербурга или некоторые особенности нашей благотворительности. Опыт социологического исследования. - СПб., 1996.

Социальная защита населения. Вопросы теории, методологии и практики. – М., 1998.

М.С. Тысячнюк Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования / Под. ред. О.Л. Лейкинда, А.В. Орловой, Г.Н. Ульяновой. – СПб: Лики России, 2003. – 640 с. [статья] Журнал исследований социальной политики. 2003.  Т. 1. № 3/4. С. 411-415

Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: учебное пособие. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1998.

Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России.// Россия в ХХ веке. Историки мира спорят. - М.: Наука, 1994.

Яновский С.Я. Еврейская благотворительность. СПб., 1903.



Справочники, словари, энциклопедии

Благотворительные организации Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб, 1996.

Негосударственные организации культуры Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб., 1997.

Справочник о благотворительных учреждениях, действующих в городе Санкт-Петербурге. - СПб., 1913. 168 с.



Энциклопедия купеческих родов: 1000 лет русского предпринимательства. - М., 1995.

Источники в Интернете:

  •   http://www.m-m.sotcom.ru/mecenat.htm (провер. дек. 2007 г.)

  •   http://maecenas.ru/portal/main.html (провер. дек. 2007 г.)

  •   http://mezenat.net/ (провер. дек. 2007 г.)

  •   http://www.expert.ru/printissues/northwest/2007/23/mecenatstvo/ (провер. дек. 2007 г.)

  •   http://www.museum.ru/ (провер. дек. 2007 г.)

  •  http://www.rea.ru/portal/main.nsf/0/A70BA65BF9E8C204C3256F9C0058FD74 (провер. дек. 2007 г.)

  • http://www.maecenas.ru/fresh/1_2006_2/main.html

Список статей, опубликованных в рубрике "Меценаты России":

№ 3 за 2002 год Коллекция Инкомбанка - итоги и уроки аукциона.

№ 7 за 2002 год "Еще немного и мы преодолеем скользкий путь от гангстеров до филантропов"

1 за 2005 год Бизнес и музеи. Арифметика благотворительности


Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка курса осуществляется путем изучения и обсуждения сайтов тех благотворительных организаций, в которых студенты ранее прослушали ознакомительные лекции.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


В ходе лекций используются ноутбук и проектор.




izumzum.ru