Профиль подготовки – Логопедия, Олигофренопедагогика Планы практических занятий Занятие Мифы народов мира - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кафедра гражданского и предпринимательского права право социального... 5 1129.2kb.
Памятка студенту заочного отделения рабочая программа по дисциплине... 3 297.86kb.
История отечественного государства и права 9 1771.43kb.
Планы-конспекты занятий предпрофильного курса, 8 ч. 7 класс Занятие... 1 184.42kb.
Планы учебных занятий 5 698.56kb.
Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными... 1 190.36kb.
Методические указания по подготовке и организации самостоятельной... 2 375.3kb.
На 34 часа, из них 4 практических занятий и 1 зачетное занятие 1 104.53kb.
В. В. Степанюк Российская международная академия туризма. Алтайский... 1 47.66kb.
Конкурсе рисунков «Сказки народов мира» 1 29.8kb.
«Обряды инициации народов мира» (рассчитано на 2 часа подряд с перерывом... 1 189.63kb.
Философия техники крупный раздел философии, занимающийся исследованием... 1 38.37kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Профиль подготовки – Логопедия, Олигофренопедагогика Планы практических занятий Занятие - страница №1/1

Литература с основами литературоведения

(профиль подготовки – Логопедия, Олигофренопедагогика)
Планы практических занятий

Занятие 1.

Мифы народов мира.

1.Мифология как особая система миропонимания, ее особенности.

2.Различные группы мифов: о сотворении мира, о богах и героях, объясняющие географические открытия и др. Сходные сюжеты мифов разных народов.

3.Представления древних славян о мире и человеке. Отголоски язычества в русском фольклоре.

4.Мифологические образы и мотивы в литературе.

Тексты:

Кун Н. Мифы Древней Греции.

Сказания древних славян. – СПб,1998.

Мифы Древней Индии. – М.,1975.

Рубинштейн Р.И. Мифы Древнего Египта. – Л. 1959.

Дополнительно:

Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.,1995.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.,2000.

Мифы народов мира. – М.,2001.



Занятие 2.

Сказки народов мира.

1.Жанровые особенности фольклорной и литературной сказки, определение терминов «народная сказка», «литературная сказка», «бродячие сюжеты».

2.Особенности «бродячих сюжетов» на примере фольклорных и литературных сказок разных стран.


  • Золушка: «Золотая туфелька» (вьетнамская), «Кхончхи и Пхатчхи» (корейская), «Тростниковая шапка» (английская) и др.;

  • Мальчик-с-пальчик: «Мальчик-с-пальчик» (немецкая), «Сказка про мальчика с сапожок» (французская), «Иссум-боси» (японская), «Липунюшка» (Л.Толстой), «Мальчик-с-пальчик» (А.Толстой);

  • Волшебная рыбка-помощница: «Золотая рыбка», «Заколдованное дерево Липка» (А.Афанасьев), «Сказка о рыбаке и рыбке и его жене» (бр.Гримм), «Золотая рыбка» (китайская), «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин).

  • Чудесный супруг: «Перышко Финиста Ясна Сокола» (А.Афанасьев), «Финист Ясный Сокол» (А.Н. Королькова), «Аленький цветочек» (С.Аксаков), «Красотка и чудовище» (Лепренс де Бомон);

3.Найти свою группу сказок с близким сюжетом и проанализировать с учетом отражения в ней культуры страны, народной и авторской философии.

4.Русская сказка в изобразительном искусстве (Ю.Васнецов, Е.Рачев, И.Билибин и др. – по выбору).



Тексты:

Сказки народов мира: в 5 томах.

Волшебная кисть ( нар.зар.сказки).

Источник на краю света (сказки Великобритании).

Земляника под снегом( сказки Японии).

Французские сказки. – М.,1988.

Сказки Ш.Перро, С.Аксакова, А.Пушкина.

Дополнительно:

Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1977.

Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.

Краснова Т. В ладу со сказкой: традиции фольклорной сказки в творчестве русских писателей XX в. – Иркутск, 1993.

Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник материалов и статей. – М., 1996.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000.

Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.

Пропп В.Я. Русская сказка.- Л., 1984.

Сказочная энциклопедия / Ред. Н.Будур. – М., 2005.

Токарева Е.И. Народные варианты «Сказки о рыбаке и рыбки» А.С. Пушкина // Вопросы жанров русского фольклора / Ред. Н.И. Кравцов. - М., 1972. - С. 115.

Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке //Литературная учеба. 1990. - №2. - С.114.



Занятие 3.

Переложения Библии для детей.

1.Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов.

2.Интерпретация Библии для детей дошкольного и младшего школьного возраста (К.И.Чуковский, С.Лагерлеф, священник Воздвиженский).

3.Особенности переложения Нового Завета Л. Толстым и Ч. Диккенсом.

4.З.Косидовский как представитель исторической школы. Особенности изложения материала и построения его книги «Библейские сказания».

5.Значение библейских сюжетов и образов в воспитательном процессе.

Библейские мотивы, образы и сюжеты в мировой литературе.

Тексты

Диккенс Ч. Жизнь нашего Господа Иисуса Христа. – Рига, 1991.

Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1966.

Лагерлёф С. Легенды о Христе. – М., 1991.

Священник Воздвиженский П.Н. Ветхий и Новый Завет: Библия в рассказах для детей младшего возраста. – Нижний Новгород, 1991.

Толстой Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. – Пермь, 1994.

Чуковский К.И. Вавилонская башня и другие библейские предания. – М., 1990.

Дополнительно:

Гече Г. Библейские истории. –М.,1990.

Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. – М., 1994.

Занятие 4.

Народный героический эпос и его особенности.

1.Особенности Средневековой культуры и основные тенденции развития литературы.

2.Основные черты народного героического эпоса, характер эпического героя.

3.Патиотический пафос поэмы «Песнь о Роланде». Роланд как героический характер, особенности композиции и поэтики песни.



Тексты:

Песнь о Роланде (любое издание).



Дополнительно:

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. – М.,1995.

Ярхо Б.И. Введение //Песнь о Роланде. – М.-Л.,1934, С.7-98.

Занятие 5.

Трагедия У.Шекспира «Гамлет».

1.Общая характеристика эпохи Возрождения. Философия гуманизма.

2. «Шекспировский вопрос», особенности творческого метода Шекспира.

3.Философская интерпретация пьесы. Белинский и Гёте о «Гамлете».

4.Особенности композиции пьесы, роль «параллельных ситуаций» в структуре произведения.

5.Как Гамлет характеризует свое время и обстановку в стране? Смысл монолога «Быть или не быть» (Ш,1). В чем трагедия героя?

6. Значимость женских образов. В чем вина Гертруды и Офелии?

Тексты:

Шекспир У. Гамлет (любое издание)



Дополнительно:

Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». – М., 1986.

Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. Очерк творчества. – М.,1965.

Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета //Полн.собр.соч. Т.2. – М.,1953.



Занятие 6.

Новаторство Мольера в жанре комедии.

1.Классицизм как литературное направление, его эстетика. Проблема творческого метода Мольера.

2«Высокая» и «веселая» комедии, их признаки, природа комического.

3.История создания пьесы «Тартюф». Концептуальность образа Тартюфа, способы его создания. Трагический подтекст счастливой развязки комедии.

4.«Мещанин во дворянстве» как пример «веселой» комедии. Разновидности смеха в комедии.

5.Задачи комедии в понимании Мольера. Черты реализма и барочной поэтики в классицистической комедии Мольера.



Тексты:

Мольер Ж.Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве.



Дополнительно:

Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. –М.,1991.

Гликман И.Д. Мольер. Критико-биографический очерк. М.-Л., 1966.

Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. –М.,1967.

Бордонов Ж. Мольер. – М.,1983.

Занятие 7.

Своеобразие романтических новелл Гофмана.

1.Романтизм как литературное направление. Концепция личности и культ искусства в эстетике немецких романтиков.

2.Тема искусства в новеллистике Гофмана, противопоставление творческой личности и толпы.

3.Принципы двоемирия и двойничества в сказочных новеллах Гофмана.

4.Функции фантастики, иронии, символики в поэтике Гофмана.

Тексты:

Гофман Э. Кавалер Глюк. Дон Жуан. Песочный человек. Золотой горшок. Крошка Цахес.



Дополнительно:

Художественный мир Гофмана: Сб. статей. – М.,1982.

Миримский И.В. Статьи о классиках. – М.,1966.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – М.,2005.

Занятие 8.

Художественный мир О.де Бальзака.

1.Реализм как литературное направление, его эстетика. Бальзак как автор «Человеческой комедии».

2.Композиционное своеобразие повести «Гобсек» и способы создания образа Гобсека. Обобщающий смысл образа.

3.Роль второстепенных персонажей в повести «Гобсек».

3.Пансион мадам Воке как микромодель общества в романе «Отец Горио».

4.Образ отца Горио. В чем трагедия героя?

5.Идейная роль Вотрена, сходство Вотрена и Гобсека.

6.Эжен Растиньяк: проблема нравственного конформизма.



Тексты:

Бальзак О. Гобсек. Отец Горио.



Дополнительно:

Бахмутский В.Я. «Отец Горио» Бальзака. –М.,1970.

Обломиевский Д. Бальзак. –М.,1961.

Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М.,1970.



Занятие 9.

Литература модернизма. Повесть А.Камю «Посторонний».

1.Черты литературы модернизма. Экзистенциализм как философская основа модернизма.

2.Своеобразие конфликта и композиции повести «Посторонний».

3.Концепция личности в повести: влияние традиции Достоевского, образ Мерсо.

4.Экзистенциальные мотивы: проблема истины, проблема некоммуникабельности, свободы выбора и др.

Тексты:

Камю А. Посторонний.



Дополнительно:

Кушкин Е. Альбер Камю. – Л.,1982.

Великовский С. Грани «несчастного сознания». – М.,1973.

Великовский С. В поисках утраченного смысла. – М., 1975.


Темы для индивидуальных сообщений студентов

1. Своеобразие античного романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

2.Образ Федры в интерпретации античности, классицизма и литературы ХХ века (Еврипид, Сенека, Расин, Цветаева).

3. Образ Дон Жуана в мировой литературе (Тирсо де Молина, Ж.Б.Мольер, Дж.Байрон, Э.Гофман, А.Пушкин и др.)

4.Образ Скупого в мировой литературе (Плавт, Шекспир, Мольер, Пушкин, Гоголь, Бальзак).

5.Художественное своеобразие романов Энн Бронте «Агнесс Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла».

6.Роль библейских и литературных аллюзий в романе Ш.Бронте «Городок».

7.Сказочные мотивы в романах Ч.Диккенса.

8.Сатирический роман У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».

9.Функции художественной детали в новеллистике Мопассана.

10. Натуралистический роман бр.Гонкур «Жермини Ласерте» ( или романы Э.Золя).

11.Приключенческий роман эпохи неоромантизма.

12.Жанр фэнтези в современной литературе (Д.Толкиен «Властелин колец», К.Льюис «Хроники Нарнии», Д.Роулинг цикл романов о Гарри Поттере и др. – по выбору).

13. Своеобразие новеллистики Х.Борхеса.

14.Своеобразие творчества В.Пелевина.

15.Литературная сказка России последних десятилетий (автор по выбору).


Художественные тексты

1.По выбору:



Н.Кун. Мифы Древней Греции.

А.И.Немировский. Мифы Древней Эллады.

Р.Грейвс. Мифы Древней Греции.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима /Сост. А.Нейхардт.

По выбору:

Г.С.Белякова. Славянская мифология.

Сказания древних славян. – СПб., 1998.

Мифы древних славян. Велесова книга /Сост. А.Баженова, В.Вардугин.

Славянская мифология. Справочник /Сост. Ф.С.Капица.

2.Русские народные сказки (в обработке А.Н.Афанасьева, М.А.Булатова, О.И.Капицы и др. – по выбору).

Сказки народов мира со сходными сюжетами (сюжет Золушки, «поиски потерянного мужа» и др. – по выбору).

Волшебный фонарь. Т.1 (Сказки народов Европы)

Волшебный фонарь. Т.2 (Сказки народов Азии)



Шарль Перро. Золушка. Синяя борода. Красная шапочка и др. сказки.

А.С.Пушкин. Сказки.

3. З.Косидовский. Библейские сказания. Сказания евангелистов.

Песнь о Роланде.

Тристан и Изольда.

Прекрасная Дама. Из средневековой лирики /Сост. О.Смолицкая, А.Парин.

4.В.Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. Сонеты.



Ф.Петрарка. Сонеты Лауре.

5.П.Корнель. Сид.



Ж.Б.Мольер. Тартюф. Мещанин во дворянстве.

П.Кальдерон. Жизнь есть сон.

6.По выбору:



Д.Дефо. Робинзон Крузо.

Дж.Свифт. Путешествия Гулливера.

И.Гёте. Страдания юного Вертера.

7. Э.Т.А.Гофман. Кавалер Глюк. Дон Жуан. Песочный человек. Крошка Цахес. Золотой горшок.



Дж.Г.Байрон. Лирика (Хочу я быть ребенком вольным. Она идет во всей красе. Тьма. Ода авторам билля…Душа моя мрачна. Прометей)

8. О.де Бальзак. Гобсек. Отец Горио.

По выбору:

Ч.Диккенс. Домби и сын.

У.Теккерей. Ярмарка тщеславия.

9. Ги де Мопассан. Пышка. Ожерелье. Мать уродов. Отец Симона. Мадмуазель Фифи.

10. По выбору:

Б.Шоу. Пигмалион. Профессия миссис Уоррен.

Б.Брехт. Мамаша Кураж и её дети. Трехгрошовая опера.

Т.Уильямс. Стеклянный зверинец. Трамвай «желание».

11. По выбору:



Ф.Кафка. Превращение.

А.Камю. Посторонний.

12 Г.Маркес. Сто лет одиночества.

По выбору:

Э.Ремарк. Три товарища (или Триумфальная арка).

Э.Хемингуэй. Прощай, оружие.

13.По выбору:



Т.Толстая. Кысь.

В.Пелевин. Чапаев и Пустота. Жизнь насекомых.

Л.Петрушевская. Свой круг. Мужская зона. и др.

А.Мёрдок. Единорог.

Х.Л.Борхес. В кругу руин. Сад расходящихся тропок. Вавилонская библиотека и др.новеллы.
Учебные пособия, хрестоматии и справочники

  1. Хализев В.В. Теория литературы. – М.,2002.

  2. Анпеткова-Шарова Г.Г. и др. Античная литература. - М.-СПб., 2005.

  3. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский. – 5-е изд. – М., 2000.

  4. Апенко Е.М., Белобратов А.В. и др. История зарубежной литературы XVIII века /под ред. Л.В.Сидорченко. – М.,2001.

  5. Жирмунская Н.А., Плавскин З.И. и др. История зарубежной литературы XVII века / под ред. М.В.Разумовской.- М., 2001.

  6. История зарубежной литературы Х1Х века /под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 2007.

7. Зарубежная литература к.Х1Х-н.ХХ вв: в 2т./под ред.В.М.Толмачева. – М.,2007.

8. Зарубежная литература. ХХ век: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.П. Михальская, В.А. Пронин и др.; Под общей редакцией Н.П. Михальской. – М., 2003.

9. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М.,1999.

10. Современная русская литература (1990е гг. – нач.ХХ1 в.) /под ред. С.И.Тиминой. – М.-СПб, 2013.

11. Грушко Е.А. Словарь славянской мифологии.- Н.Новгород,1996.

12. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

13. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.,1997.
Научно-исследовательская литература

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М.,2000.

2. Ярхо В. Античная драма. Техника мастерства.- М.,1990.

3. Гуревич А Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.-М.,1990.

4. Жирмунский В.М. Народный героический эпос.-М.,1962.

5. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. – М.,1995.

6. Мелетинский Е.М. Средневековый роман.- М.,1983.

7. Михайлов А.Д. Любовная лирика средневекового Запада // Прекрасная Дама. Из средневековой лирики. –М.,1984.

8. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. – М.,1977.

9. Аникст А. Шекспир: ремесло драматурга. –М.,1974.

10. Обломиевский Д. Французский классицизм. –М.,1968.

11. Гликман И. Мольер.- М.,1966.

12. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения.- М.,1966.

13. Аникст А. Творческий путь Гёте. –М.,1986.

14. Бент М.И.Новеллистическое творчество Гофмана. –Челябинск, 1991.

15. Обломиевский Д. Бальзак. –М.,1961.

16. Михальская Н.П. Диккенс. –М.,1987.

17. Лану А. Мопассан. –М.,1971.

18. Кушкин Е. Альбер Камю – Л.,1982.

19. Затонский Д. Кафка и проблемы модернизма.-М.,1965.

20. Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: герой и время. –М.,1980.

21. Земсков В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес: Очерк творчества. –М.,1986.

22. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М.,1976.

23. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. –М.,1996.

24.Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века. История, классификация, поэтика. – М., 2003.

Формы отчетности в течение семестра


  1. Конспекты по темам: Фольклорная сказка. Творчество Шекспира. – 6б (12б)

  2. Устный ответ на занятиях – 2б (6б.)

  3. Контрольная работа по терминам и текстам – 7б (14б)

  4. Индивидуальный спецвопрос – 10б

  5. Итоговое тестирование – 10б (20б).

Минимум баллов для допуска к экзамену – 45б.
Контрольные вопросы к экзамену

1. Античная литература. Особенности мифологического мышления.

2. Античные мифы о богах и героях.

3. Славянская мифология, её особенности.

4.Фольклор. Жанровые особенности и виды фольклорной сказки.

5.Бродячие сюжеты в мировом фольклоре.

6. Особенности Средневековой культуры.

7. Библия как памятник культуры. Переложения Библии для детей.

8. Героический эпос. Проблематика и поэтика «Песни о Роланде».

9. Куртуазная литература Средневековья. Роман «Тристан и Изольда».

10. Характеристика эпохи Возрождения. Жанр сонета в творчестве Петрарки и Шекспира.

11. Проблематика и поэтика трагедий Шекспира. Творческий метод Шекспира.

12. Барокко как литературное направление.

13. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон».

14. Эстетика классицизма.

15. Классицистическая трагедия Корнеля.

16. «Высокая» комедия Мольера.

17. Жанровые признаки литературной сказки. Ш.Перро как основоположник литературной сказки.

18. Эпоха Просвещения, её особенности.

19. Просветительский роман ( автор по выбору).

20. Романтизм как литературное направление.

21. Новеллистика Гофмана: проблематика и поэтика.

22. Реализм как литературное направление.

23. Французский реализм: творчество О.Бальзака.

24. Английский реалистический роман ( автор по выбору).

25. Особенности литературы рубежа Х1Х-ХХ веков. Натурализм.

26. Новеллы Ги де Мопассана, черты натурализма.

27. Модернизм. Философия экзистенциализма.

28. Творчество Камю ( или Кафки).

29.Основные тенденции развития драматургии к.Х1Х –пер. пол. ХХ века (Г.Ибсен, Б.Шоу, Б.Брехт, Т.Уильямс – по выбору).

30. Реалистическая проза ХХ века. Тема «потерянного поколения» в творчестве Э.Ремарка (Э.Хемингуэя).

31. Мифологическая проза ХХ века. Творчество Г.Маркеса.



31. Особенности современного литературного процесса. Постмодернизм.

32. Особенности творческой манеры писателя-постмодерниста (автор и произведение по выбору).