Профессия: оператор прядильного производства - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Профессия: оператор прядильного производства - страница №1/1






СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИЯ: ОПЕРАТОР ПРЯДИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ОСТ 9 ПО 02.32.7 - 2002




Издание официальное







УТВЕРЖДАЮ







Первый заместитель Министра

образования Российской Федерации


А.Ф. Киселев







Дата введения:







“10” декабря 2002 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИЯ: ОПЕРАТОР ПРЯДИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ОСТ 9 ПО 02.32.7 - 2002



Издание официальное

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Образование: начальное профессиональное образование

Education: initial vocational education

Профессия: оператор прядильного

производства ОСТ 9 ПО 02.32.7-2002

Profession: weaving production operator
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии “Оператор прядильного производства” (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 г. № 1362, и включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания образования.

Содержание общепрофессионального (отраслевого) цикла представляется стандартизованным блоком по предмету “Экономика отрасли и предприятия”.

Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования.

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.


В структуре федерального компонента содержания образования (общепрофессионального и профессионального циклов) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.

Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения определяется учебно-программной документацией.

Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);

2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;

3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.

При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

- номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

- узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;

- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

- уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.

Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия начального профессионального образования

Оператор прядильного производства.
Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):



оператор ленточного оборудования (3-4 разряды);



оператор ровничного оборудования (3-4 разряды);



оператор прядильного оборудования (хлопчатобумажное, шерстяное, льняное, шелковое производство) (3-5 разряды).


2. Назначение профессии

Выполнение работы по изготовлению разнообразных видов ленты, ровницы, пряжи из различного вида волокна на оборудовании, применяемом в отрасли.


3. Квалификация

В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия “Оператор прядильного производства” относится к 3-ей ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.

Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.

4. Содержательные параметры профессиональной деятельности

Практические основы

профессиональной деятельности



Теоретические основы

профессиональной деятельности



1

2



Общепрофессиональные параметры







Применение экономически обоснованных технологических приемов прядения и организации труда на предприятиях текстильного производства.

Основы экономики отрасли и предприятия.

Ведение процесса производства различной продукции: пряжи, ровницы, ленты.

Общие сведения о технологическом процессе прядения, ткачества и отделки. Факторы, воздействующие на ход технологического процесса и качество выпускаемой продукции.

Контроль основных технологических параметров поступающего сырья и вырабатываемой продукции.

Технологические требования к качеству пряжи, ровницы, ленты и других материалов. Физико-механи-ческие параметры текстильных материалов и методы их контроля.

Соблюдение технологических режимов работы оборудования.

Подготовка и проведение регулировки машин и оборудования.





Устройство, назначение, принцип работы оборудования; правила пуска, эксплуатации; технологические режимы. Правила регулирования и ремонта обслуживаемого оборудования.

Выявление и устранение мелких неполадок в работе оборудования.

Правила устранения мелких неполадок в работе оборудования.

1

2

Разборка и сдача отходов, применение мер по сокращению отходов.

Виды и нормы отходов и способы их сокращения.

Контроль качества выработанной продукции. Соблюдение требований ГОСТов.

Требования к качеству вырабатываемой продукции. Государственные стандарты и технические условия на продукцию текстильного производства

Организация рабочего места.
Соблюдение требований безопасности труда, санитарии и гигиены.

Правила организации рабочего места.

Правила безопасности труда, санитарии и гигиены.









Специальные параметры




Профессия: оператор ленточного оборудования




Выработка ленты на ленточных машинах различных систем. Соблюдение правил обслуживания ленточных машин.

Процесс выработки ленты. Состав смески волокна. Линейная плотность ленты. Устройство, работа и взаимодействие механизмов обслуживаемого технологического оборудования. Правила обслуживания ленточных машин.

Подбор ставок, ликвидация обрывов ленты и удаление намотавшихся волокон с рабочих органов машины.

Порядок подбора ставок и заправки машины.


1

2







Профессия: оператор ровничного оборудования







Ведение процесса выработки ровницы на машинах; заправка ровницы на катушки. Обслуживание ровничного оборудования.

Процесс выработки ровницы. Устройство, работа и взаимодействие механизмов обслуживаемого технологического оборудования. Правила обслуживания ровничного оборудования.

Ликвидация обрывов ровницы и ленты, удаление утолщенных и утоненных пропусков.

Виды и линейная плотность ровницы. Приемы ликвидации обрывов ровницы, ленты.

Наблюдение за состоянием гребенного поля, намоткой ровницы на катушки, состоянием и работой вытяжного аппарата.

Принцип работы вытяжного аппарата. Требования к качеству гребней, катушек, шпилек, рогулек и нажимных валиков.

Съем и заправка ставок.

Способы съема и разгона ставок.







Профессия: оператор прядильного оборудования



Выработка пряжи на прядильных машинах различных систем. Соблюдение правил обслуживания прядильных машин.

Процесс выработки пряжи. Устройство, работа и взаимодействие механизмов прядильных машин. Правила обслуживания прядильных машин.







1

2

Проверка качества поступающей ленты, ровницы, одиночной нити.

Основные свойства используемой ленты, ровницы, одиночной нити и пряжи; требования к качеству ровницы, ленты и пряжи.

Ликвидация обрывов ленты, ровницы и пряжи.

Приемы ликвидации обрывов ленты, ровницы и пряжи.

Определение пороков ленты, ровницы, нити; предупреждение нарабатывания пряжи с пороками.


Пороки пряжи, ровницы (ленты, нити), причины их возникновения, способы предупреждения и устранения.

Регулировка разгона ставок.

Участие в снятии наработанного съема, заправке и перезаправке машины.



Способы разгона ставок.

Порядок снятия съемов, заправки и перезаправки машин.




5. Специфические требования

Минимальный возраст приема на работу для профессии “Оператор прядильного производства” - 16 лет.

Пол не регламентируется.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


№/№

Учебные элементы и уровни их усвоения

1

2






1.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК







1.1.

Общая технология производства







1.1.1.

Классификация текстильных волокон. Строение, свойства и первичная обработка текстильных волокон







1.1.2.

Прядение

Пряжа и ее свойства. Системы прядения. Контроль качества пряжи.









1.1.3.

Ткачество

Ткань и ее свойства. Последовательность переработки пряжи в ткачестве. Перематывание пряжи. Снование пряжи. Шлихтование. Виды ткачества.









1.1.4.

Производство трикотажа

Виды трикотажа. Оборудование для производства трикотажа. Общая характеристика и принцип действия трикотажных машин.









1.1.5.

Производство нетканых материалов




Способы выработки нетканых материалов, их характеристика. Виды нетканых материалов.

1

2







1.1.6.

Отделка тканей




Виды отделки тканей. Сущность и цель отделки тканей. Основные технологические процессы отделки тканей, их последовательность. Учет и контроль качества готовых тканей.







2.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК







2.1.

Технология прядения (хлопчатобумажного, льняного, шерстяного и шелкового производства)







2.1.1.

Введение

Значение отрасли для социально-экономического статуса России. Место профессии в технологическом процессе предприятия. Роль профессионального мастерства рабочего в обеспечении качества выполняемых работ.









2.1.2.

Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии (2)




Условия труда. Причины и меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Требования безопасности труда на предприятии, на производственном участке, на рабочем месте. Требования электробезопасности. Пожарная безопасность.









2.1.3.

Основные элементы кинематических передач текстильных машин




Механизм и станок. Звенья механизмов. Типы кинематических

1

2




пар и кинематические схемы механизмов (2). Передачи вращательного движения. Механические передачи (2). Ременная, фрикционная, зубчатая, цепная, червячная передачи. Их устройство, достоинства и недостатки, назначение. Механизмы, преобразующие движение, их назначение, устройство, условные обозначения на кинематических схемах (2).







2.1.4.

Технологические процессы на прядильной машине, ее общее устройство (2)

Отличительные особенности прядильных машин разных типов. Прядильная машина, ее назначение, технологическая схема, общее устройство. Основные технологические процессы, выполняемые на прядильной машине их назначение и сущность.









2.1.5.

Устройство узлов и механизмов прядильных машин (2)

Устройство, работа и назначение механизмов прядильных машин различных моделей. Основные рабочие органы, их устройство и назначение.

Системы питания прядильных машин. Отличительные особенности питающих устройств различных моделей прядильных машин.

Вытяжные приборы прядильных машин, их классификация, устройство, работа и взаимодействие. Основные сведения о теории вытягивания.

Крутильные механизмы, их устройство, работа и назначение. Цель процесса кручения пряжи.








2.1.6.

Основные физико-механические свойства полуфабрикатов и пряжи (2)

1

2




Понятие о линейной плотности. Система текс и ее взаимосвязь с метрической системой измерения. Основные свойства полуфабриката (ленты, ровницы). Влияние качества полуфабрикатов на качество пряжи.

Виды пряжи. Контрольно-измерительные приборы для определения свойств полуфабрикатов и пряжи, их устройство и принцип работы. ГОСТ на пряжу и его назначение.









2.1.7.

Технологический и кинематический расчет прядильных машин (2)

Содержание технических характеристик прядильных машин. Характеристики питающего прядильные машины продукта: ленты, ровницы, одиночной пряжи и химической нити.

Кинематические схемы прядильных машин разных конструкций. Понятие о кинематическом и технологическом (заправочном) расчете прядильной машины. Определение скорости выпуска пряжи на машине. Определение крутки пряжи с учетом коэффициента ее усадки от крутки.








2.1.8.

Производительность прядильной машины (2)

Теоретическая производительность и факторы ее определяющие. Понятие о коэффициенте полезного времени и факторах его определяющих. Определение фактической производительности. Производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Особенности расчета производительности прядильно-крутильных, пневмомеханических и самокруточных машин.









2.1.9.

Отходы в прядении (2)

1

2




Характеристика основных отходов, возникающих в процессе прядения. Основные причины возникновения отходов в прядении и меры по их сокращению.







2.1.10.

Стандартизация и контроль качества продукции

Сущность стандартизации; основные понятия. Виды стандартов. Стандарты для предприятий текстильного производства (2). Формы и методы контроля качества продукции (2).









2.2.11.

Обслуживание прядильных и прядильно-крутильных машин (2)

Основные рабочие приемы и виды работ по обслуживанию и уходу за кольцепрядильными, пневмомеханическими и прядильно-крутильными машинами. Нормы обслуживания и нормы выработки.









2.1.12.

Правила технической эксплуатации прядильных машин (2)

Организация проведения текущего и профилактического ремонта.

Порядок снабжения сырьем, вспомогательными материалами и деталями. Нормы расхода вспомогательных материалов, минимальный запас их и деталей на комплекте машины.








2.1.13.

Обрывность пряжи (2)




Обрывность на всей машине, на отдельных участках и на отдельных рабочих местах (веретенах); ее причины, способы предупреждения и устранения.

Технологические причины обрывности на различных прядильных машинах, способы их устранения.



1

2

2.1.14.

Организация труда прядильщицы (2)




Рациональная организация труда прядильщицы. Характеристика выполняемых работ на прядильной, прядильно-крутильной, пневмомеханической и самокруточной прядильных машинах. Основные правила приема и сдачи смены. Маршруты прядильщицы при обслуживании машины, их виды и целесообразность применения.







2.1.15.

Основные сведения о наладке и ремонте оборудования (2)

Виды ремонта технологического оборудования. Организация и порядок проведения ремонта. Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования в межремонтные сроки.

Порядок сдачи прядильных машин в ремонт и приемки из ремонта. Оформление документов. Оценка качества ремонта.








2.1.16.

Особенности переработки натуральных и химических волокон в чистом виде и их смесей (2)

Значение химических волокон в развитии сырьевой базы. Классификация химического волокна. Особенности заправки прядильных машин при использовании химических волокон в чистом виде или в смеси с натуральными.









2.1.17.

Новое в технике и технологии прядильного производства

Сведения о роботизации, автоматизации и механизации технологических процессов.






1

2







3.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛОК




для профессий:




Оператор ровничного оборудования”,

Оператор ленточного оборудования”









3.1.

Технология выработки ленты, ровницы







3.1.1.

Значение ленточного и ровничного переходов в технологическом процессе выработки пряжи (2)




Технологические процессы на ленточной машине, их характеристика.

Технологические процессы на ровничной машине, их характеристика.









3.1.2.

Обслуживание ленточного оборудования (2)




Организация рабочего места и его обеспечение. Виды работ по обслуживанию ленточных машин и уходу за ними. Рабочие приемы оператора ленточного оборудования. Нормы выработки и обслуживания.







3.1.3.

Обслуживание ровничного оборудования (2)




Организация рабочего места и его обеспечение. Виды работ по обслуживанию ровничных машин и уходу за ними. Рабочие приемы оператора ровничного оборудования. Нормы выработки и обслуживания.







1

2

3.1.4.

Лента и ровница, их основные свойства (2)




Понятие о структуре ленты и ровницы.

Основные характеристики свойств ленты и ровницы. Их физическая сущность, единицы измерения, способы определения, приборы для их измерения.









3.1.5.

Требования к качеству ленты и ровницы; технологические отходы (2)




Пороки ленты и ровницы. Отходы производства. Требования к качеству ленты и ровницы, характеристика их пороков. Дефекты намотки (укладки) ленты и ровницы.

Отходы при работе ленточных и ровничных машин, их характеристика и причины. Правила сбора, сортировки и сдачи отходов, нормы их выхода. Использование отходов.









3.1.6.

Устройство и принцип работы ленточного оборудования (2)




Отличительные особенности ленточных машин разных типов.

Техническая характеристика ленточных машин. Основные механизмы ленточных машин, их назначение и устройство. Разладки в работе основных механизмов, меры по их предупреждению и способы устранения. Назначение и принцип работы дополнительных устройств.









3.1.7.

Устройство и принцип работы ровничного оборудования (2)




Классификация ровничных машин (хлопчатобумажного, льняного, шерстяного, шелкового производства).

Марки, типоразмеры и основные технические данные ровничных машин.



1

2




Основные механизмы ровничных машин, их назначение и устройство. Разладки в работе основных механизмов, меры по их предупреждению и способы устранения. Назначение и принцип работы дополнительных устройств.






3.1.8.

Обрывность ровницы (2)




Причины обрывности ровницы. Способы предупреждения и устранения обрывности. Влияние обрывности на качество ровницы, выход угаров и производительность машины.







3.1.9.

Технологический и кинематический расчет ровничного и ленточного оборудования (2)




Технические характеристики ровничных и ленточных машин. Кинематические схемы. Понятие о технологическом и кинематическом расчетах. Определение частоты вращения и окружных скоростей рабочих органов машин. Расчет вытяжек, крутки. Определение количества зубьев сменных шестерен при перезаправке машин.







3.1.10.

Новое в технике и технологии ленточно-ровничного перехода

Распределение времени обучения по профессии


Оператор прядильного производства”

по разделу “Профессиональная подготовка”



Количество часов



на базе среднего (полного) общего

образования



на базе основного общего образования с получением среднего (полного)

общего образования

Сроки обучения

1 год 3 года

Профессиональная подготовка

1036

2248

Резерв времени

50

100

Консультации

50

200

Экзамены

24

24


СТАНДАРТ РАЗРАБОТАН

ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Директор

Института развития профессионального

образования Минобразования России,

д.филос.н., профессор И.П. Смирнов

Зам. директора

Института развития профессионального

образования Минобразования России,

д.п.н. Л.Д. Федотова

Руководитель разработки

Зав. лабораторией методического

обеспечения профессий легкой промышлен-

ности и сферы услуг, к.п.н. О.Б. Читаева

Исполнитель

Научный сотрудник

лаборатории методического

обеспечения профессий легкой

промышленности и сферы услуг Е.А. Черемушкина

СОГЛАСОВАНО


Московский государственный текстильный

университет им. А.Н. Косыгина

Доцент кафедры технологии трикотажного

производства Г.А. Крючкова

25 сентября 2002 г. № 34-35


Управление начального профессионального


образования Минобразования России

Начальник Управления,



д.э.н., профессор Е.Я. Бутко