Проект на тему: «Профилактика вредных привычек» по курсу - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Проект на тему: «Профилактика вредных привычек» по курсу - страница №1/1

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра комплексной безопасности




ПРОЕКТ
на тему: «Профилактика вредных привычек»
по курсу

«Реализация стандарта здоровьесберегающей деятельности в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа»


Выполнил:

Слушатель Колышлева Л.М., Ленинский район, МОУ Петровская начальная общеобразовательная школа
Научный руководитель:

Ст. преподаватель Гурьев А.В.


Москва 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение………………………………………………………….…....3


2. Основная часть…………………………………………………….…. 6

2.1. Наркомания и методы её профилактики…..……………….……...6

2.2. Алкоголизм как одна из главных проблем России……………….11

2.3. Табакокурение. Профилактика табакокурения…………………...20
3. Заключение……………………………………………………….…...31
4. Список литературы…………………………………………………...33






I.ВВЕДЕНИЕ

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни казалось неисчерпаемым и вечным: леса, фаунистические ресурсы, полезные ископаемые и т.д. Теперь же люди осознали, что ничто не вечно и все что мы потребляем у природы, необходимо расходовать экономно, при этом заботясь о восстановлении ресурсов. Все вышесказанное относится и к здоровью человека, так как здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. К тому же здоровье непрерывно подрывается неблагоприятными условиями работы, жизни и, кроме того, вредными привычками, присущими большой части человечества. Традиционно к вредным привычкам относят: неумеренное потребление алкоголя (пьянство) и курение. В последние десятилетия в число этих «грехов» попала наркомания.



Помимо собственно носителя вредных привычек, они наносят ущерб и обществу в целом. Это проявляется в возникновении целого ряда как социальных проблем так и экономических. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется профилактике вредных привычек. Они ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, человек сам отравляет, разрушает и убивает себя. В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Наркотики, табак и алкоголь знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Однако сейчас злоупотребление наркотиками распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия.

Гипотеза. «Лучший способ борьбы с заболеванием – его профилактика». Это высказывание как нельзя лучше отражает суть предлагаемого проекта. Создавая проект, и впоследствии начав его реализовывать, прежде всего, я хотела доказать целесообразность именно профилактической работы с учащимися и пропаганды здорового образа жизни как средства борьбы с вредными привычками. Цель проекта: создание единой системы совместной воспитательной работы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. Задачи проекта: анализ различных аспектов проблемы: медицинского, правового, социального, воспитательного, психологического; привлечение к совместной профилактической работе специалистов различного профиля Объект проекта: учащиеся 1-4 классов МОУ Петровской начальной общеобразовательной школы.

Методы исследования.

Теоретические: анализ литературы, обобщение и систематизация данных.

Практические: тестрирование, проведение опроса.

Время проведения: на классных часах, внеклассных и общешкольных мероприятиях.

Обеспечение: учебные кабинеты, фойе школы, наличие технических средств обучения (мультимедийный проектор), презентации по теме, сюжетные иллюстрации, таблицы, схемы, подборка литературы по теме. Дополнительные ресурсы: классные руководители, педагог организатор, школьный психолог, медицинский работник, родители. Формы работы: проведение профилактических бесед с учащимися 1-4 классов о вреде курения, употребления сильнодействующих веществ, алкоголя. Ожидаемый результат: формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников.

II.Основная часть

2.1. Наркомания и методы её профилактики.

Наркомания захватила черный рынок еще в 20 годах этого века. Это колесо смерти прокатилось и по Европе в 50-е годы и уткнулось в железный занавес товарища Сталина. Он спас Россию от наркотиков, но ненадолго. И в 90-е годы, годы перестройки, новая забава вместе со всем западным пришла в ряды молодежи, распространяясь по подвалам и темным улицам города! Безусловно, развитию наркомании в России способствовало разрушение Горбачевым тоталитарного строя, что вызвало появление многих свобод, среди которых, к сожалению, и наркотики. Кроме того, в ходе афганской войны десятки тысяч солдат употребляли наркотики. И возвратившись с неё, они продолжали это делать.

К концу восьмидесятых уже сформировалось преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был тогда около 500 тонн в год. Стоимость наркотиков падает, а количество наркоманов растет. С 1996 года происходит сдвиг в сторону дорогих наркотиков, таких как опиум, героин. И наркотики входят в моду... Резко возросли показатели впервые диагностированных больных наркоманиями подростков с 580 человек в 1988 году до 4,5 тысяч в 1997 году, т.е. в 7,7 раз. В 5 раз увеличилось число злоупотребляющих наркотическими средствами подростков, также, впервые диагностированных. Резкий рост показателей начался в 1993 году и продолжается по сегодняшний день. Учитывая число подростков, впервые обратившихся за помощью в связи с употреблением психоактивных веществ, по отношению к уровню 1996 года показатель распространенности данного явления в 2005 году вырос на 20%, в 2010 году - на 43%. Резко возросло также и количество преступлений, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя.

Употребление табака и алкоголя - сложное, противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление этих веществ не запрещено, а иногда даже поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление табака является установленным фактором риска возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а употребление алкоголя - еще и причина множества несчастных случаев и преступлений. Употребление табака и алкоголя детьми и подростками - отклоняющееся поведение. Ученые доказали, что если дети и подростки употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют наркотики. Проблема детской наркомании и алкоголизма страшна тем, что, так или иначе, она касается каждого из нас. Страшные факты и цифры (которые нас, казалось, не коснутся) в итоге становятся реальностью. Так, в нашем поселке Петровское проблема наркомании также существует. Употребление наркотиков определенной группы (марихуана, анаша) становится вполне доступным.

Количество наркозависимых в поселке Петровское минимально, но существуют также и другие малоприятные сведения – большой процент страдающих хроническими заболеваниями среди подростков и молодежи. Причины этого – вредные привычки, отсутствие мотиваций к ведению здорового образа жизни. И хотя в начальной школе проблема не стоит так остро, тем не менее всегда есть дети группы риска, которые наиболее подвержены пагубному влиянию старших товарищей. Широко распространенная и порой рекламируемая модель поведения становится нормой для многих детей и подростков: отсутствие интересов, вредные привычки как признак зрелости, замкнутость, отстраненность от общественной жизни.

Проблема наркомании достигла глобальных масштабов, имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Употребление алкоголя, наркотиков, детьми в настоящее время, как серьезная самостоятельная проблема, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности и здоровью нации. Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время во многих странах мира приняли катастрофические размеры. Официальная пресса США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате злоупотребления наркотическими и психотропными веществами. Hаpкомания захватила во многих странах даже подростков. Особенностью подростковой наркомании в нашей стране стала токсикомания – изменение состояния психики при помощи бытовых химических средств (бензин‚ растворители‚ клей "Момент" и т.д.). Широкое распространение наркомании во многом является следствием тех социальных условий, а именно: безработицы, неуверенности в завтрашнем дне, ежедневных стрессов, тяжелого неpвно-психического состояния, стремления получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности. Hаpяду с уже всемирно известными наркотическими препаратами за последние 10 лет во многих странах увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые психотропные наpкотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и глюциногены, ЛСД и другие производные лизеpгиновой кислоты, не являющиеся, в отличие от других психотропных препаратов, медицинскими и представляющие исключительную опасность для человека.

В международном антинаpкотическом центре в Hью-Йоpке назвали приблизительное количество наркоманов на земном шаре; цифра оказалась ужасной: миллиард наркоманов! При этом нельзя не упомянуть, что в наши дни торговля наркотиками стала одним из самых страшных преступлений против человечества.

Как ни парадоксально‚ но наркомания имеет и положительную сторону. Речь идет о современной музыке‚ которая не была бы столь многообразна без принятия музыкантами самых разных наркотических средств.

Возвращаясь в нормальное состояние, они с помощью музыкальных средств пытались выразить и передать слушателю то‚ что они ощущали. Так возникли целые жанры современной музыки: эйсид-рок (ЛСД)‚ реггей (марихуана) и т.д. Даже в творчестве легендарных "The Beatles" можно проследить под воздействием какого наркотика создавался тот или иной альбом. Очень подробно этот вопрос рассмотрен известным музыковедом С.А. Коротковым в книге "История современной музыки".

Впрочем подобное вхождение наркотиков в культурную среду человека лишь свидетельствует о важности и остроте проблемы наркомании. Наркомания давно стала глобальным явлением из-за астрономических сумм доходов, получаемых наркомафией. Никакие усилия отдельно взятой страны по искоренению этого зла не увенчаются успехом. Его можно достичь‚ лишь скоординировав мероприятия. Рецептов действия пока нет, так как нет пока успешного опыта ни в одной из стран. В качестве силовых методов можно лишь порекомендовать усиление оперативных действий соответствующих служб и органов‚ более тесное сотрудничество с Интерполом и зарубежными коллегами.

Не стоит сбрасывать со счетов и методы социального воздействия.

Ныне «шоковое» состояние общественного мнения, связанное с обнародованием данных о наркомании в нашей стране, сменилось трезвым взглядом на необходимость активной контрпропаганды этого социально

опасного явления. Нужно сказать, что опасения вызвать нездоровый интерес к наркотикам и вызываемой ими эйфории существуют до сих пор. Однако эффект «умолчания» бывает обратным — люди оказываются неподготовленными к встрече с наркоманами, стремящимися вовлечь в свой круг новые жертвы.
Профилактика наркомании.

В основу работы с подрастающим поколением должен быть положен возрастной принцип, и беседы о вреде наркотиков надо строить с учетом того, что чем моложе ребенок, тем в меньшей мере с ним должен вестись разговор о свойствах наркотиков и их влиянии на организм. Главное - ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Основную же информацию надо передать старшеклассникам, их родителям, общественности — с целью оздоровления социального окружения детей. Важнейшими условиями такого

воспитания должны быть: целенаправленность, систематичность, дифференцированность - в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей, уровня учебно-познавательной деятельности, развития школьника. Обычно выделяют медико-биологическое, нравственно-этическое, социально-экономическое и правовое направление подобной работы.

Неназойливая агитация за здоровый образ жизни, содержательный досуг должна быть в любой беседе, но особенно в тех, где затрагиваются медико-биологические аспекты проблемы. Прежде всего, нужно раскрыть вредное влияние наркотиков на развивающийся организм. Необходимо сформировать у учащихся четкие представления о наркомании как о тяжелом, порой неизлечимом заболевании, быстро приводящим к смерти. Особое внимание следует уделять вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмы формирования физической зависимости.

Разумеется, пропаганда должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы - высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные‚

художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как наркомания.

Сегодня масштабная социально-пропагандистская работа с массированным использованием всех средств воздействия уже создала общественный противонаркотический психологический настрой. Это чрезвычайно важно, так как дети и подростки особенно чувствительны к сформировавшемуся общественному мнению, к престижности того или иного поведения.

Естественно‚ государство обязано также заботится о создании центров реабилитации наркоманов‚ наркодиспансерах‚ своевременном и достаточном финансировании их. Но тут сегодня уже возникают трудности экономического характера.

2.2. Алкоголизм как одна из главных проблем России.

Изучение употребления алкоголя среди молодежи в России во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:

-       изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;http://www.kleoclub.org/files/alcoharm.files/image001.gif

-       исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм;

-       определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя;

-       разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения. Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для утоления «голода», «успокоения» (Якубович, 1894, 1900; Горячкин, 1896). Бытовавшая в XIX и на рубеже XX столетия твердая уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка. Roesch (1838) возмущался тем, что многие дети Франции рано усваивают вкус к спиртным напиткам. В области Нижней Сены, по исследованиям Tourdot (1886), именно в семье дети приобщаются к пьянству, ибо они, как бы молоды ни были, получали по праздникам свою порцию водки. Lyon (1888), описав подробно три случая хронического алкоголизма у подростков, указывает на многочисленность подобных примеров, особенно среди молодежи, занятой в виноторговле. Legrain (1889) писал, что во Франции широко распространено потребление алкоголя среди учеников и студентов. В Бургундии существовал обычай давать ребенку на пробу вино последнего сбора винограда. Morean (1895) отмечал, что в рабочих кварталах Парижа дети 4-10 лет по праздникам посещают вместе с родителями харчевни и рестораны. Barаties (1896) рисует картину широкого употребления спиртных напитков детьми как городского, так и сельского населения Франции. Demme (1885, 1886), Kraepelin (1912) и другие указывали на бытовавший в Германии обычай давать спиртные напитки детям. Так, при обследовании одной из школ в Бонне оказалось, что из 247 детей (мальчиков и девочек) в возрасте 7–8 лет только один еще не потреблял никаких алкогольных напитков. Около 75% из них уже пили водку, Stumpf (1882) констатировал, что уже в первый год жизни дети зачастую регулярно получают пиво. В Германии, по Demme (1886), было чрезвычайно глубоко убеждение матерей в благотворном влиянии коньяка на грудных детей, поэтому многие матери часто давали им по нескольку капель этого напитка для “возбуждения аппетита” и “улучшения пищеварения”, причем дозировка обычно регулировалась собственным усмотрением или советом знакомых. В России в то время также были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. По заявлению В.Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения “низшего сословия” было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми.

По наблюдениям Г.П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для “укрепления организма”, “улучшения” сна и аппетита. Портвейн служит средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, “рябиновку” – при глистныхинвазиях и т.д. В бедных слоях населения универсальным лечебным средством считается водка. Таким образом,  экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание,  дурные примеры,    стремление подражать старшим,     анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма - все это являлось условиями, способствующими развитию алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению, что алкоголь является “успокаивающим”, “укрепляющим”, “питательным” средством. Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г. (исследования прекращены в связи с войной), позволяет выделить следующие основные направления:

-       изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);

-       исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др.);

-       изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.). В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования. Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала “Вестник трезвости” (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Он разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями. В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. Оказалось, что из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 – пили водку. Многие из них на момент обследования находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение и “в голове шумит”. По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях. http://www.kleoclub.org/files/alcoharm.files/image002.gif

А. М. Коровин подробно изучил также и характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил, что первыми “алкогольными” воспитателями являются родители. Так, поят мальчиков родители в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев. Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам: - главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители; - сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население – в праздники, торжества и т. п.;

- мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки – более слабые; - у “пьющих” школьников чаще, чему “трезвых”, отмечаются слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение. На алкоголизации учащихся отражался и социальный статус их семей. По количеству детей, знакомых со спиртными напитками, все семьи отчетливо разделялись на три группы: 1)    служащих – 51,8% детей употребляли алкоголь; 2)    рабочих – 41,9; крестьян – 41,8; кустарей – 41,6; 3)     торговцев – 26,2; духовенства – 20,8%. Ряд исследований 20-30-х гг. иллюстрирует противоречия между декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, по материалам Михайлова (1930) в семьях  поощряют выпивку детей 0,5% родителей,      71,6% – запрещают,   15% – пугают, 5,6% – бьют. Но вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям, как посылка их за покупкой спиртных напитков. По данным Э.И. Дейчмана (1927), посылают детей-школьников за пивом -37,5% семей, за вином -15,7%, за водкой -7,9% .    А.И. Исхакова (1929) приводит данные о частоте употребления спиртных напитков родителями и детьми в различных ситуациях:

Пьют ежедневно 4,5% родителей               —     0,7% детей

по воскресеньям 7,3%                                —     2,0%

по праздникам 54,2%                                 —     25,0%

в гостях 1,1%                                              —     0,5%

редко 7,5%                                                  —     4,8%

Легко убедиться, что характер алкоголизации родителей во многом прямо копируется детьми. И. Канкарович (1930) указывает, что алкоголизм родителей не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей. В. Липский и И. Тетельбаум (1929) менее категоричны: “Потребляющие спиртные напитки семьи встречаются несколько чаще среди пьющих подростков – 73,4%, чем среди непьющих – 67,3%. Разница, однако, настолько невелика, что отнести воздержание от алкоголя непьющих целиком за счет семейного влияния нельзя”.

Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному. Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Вред алкоголя очевиден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни.

Но главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Недоброкачественная продукция нередко приводит к отравлениям и даже смертям. На качество алкогольных напитков у людей существуют два диаметрально противоположных взгляда. Одни (винные народы) предпочитают высококачественные натуральные вина, другие же превыше всего ставят крепкие алкогольные напитки, которые представляют собой дистиллированный алкоголь, разбавленный водой (водочные народы).

К последнему типу традиционно причисляют все восточнославянские народы. Само слово «водка» — чуть ли не первое русское слово, которое еще шестнадцатом веке перекочевало из русского в ряд иностранных языков. Вначале слово «водка» означало не спиртной напиток для опьянения, а настойку лекарственных трав для наружного и внутреннего употребления. Однако нельзя считать пьянство исконно нашей славянской традицией. В связи с этим интересно мнение известного историка профессора Н.И. Костомарова (1817—1885). Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Повальное увлечение алкогольными напитками в Московии началось при Иване Грозном‚ увидевшем в алкоголе средство пополнения государственной казны и открывшем повсеместно "царевы кабаки". Однако‚ как бы там ни было в древности‚ сейчас употребление крепких алкогольных напитков стало нашей традицией. Дань традиции – это одна из первых причин пьянства. Водка занимает первое место по объемам потребления из всех алкогольных напитков. Выходом из создавшейся ситуации может быть изменение этой традиции: приучение населения к потреблению преимущественно вин‚ воспитание "культуры пития. Профилактика зависимости от алкоголя - одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии. Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной противоалкогольной работе различных ведомств, министерств и специалистов. Профилактика пьянства и алкоголизма - общегосударственная задача, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, социологов, психологов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций. Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, родителей и учащихся. При выборе мер профилактики следует отличать алкоголизм как заболевание от пьянства как проявления моральной распущенности, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении. Профилактика зависимости от алкоголя может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них. Первичная профилактика включает мероприятия, направленные на своевременное предупреждение причин алкоголизма задолго до того, как они могут появиться. Младший и средний возраст человека – наиболее оптимальный период с точки зрения формирования антиалкогольных установок.

Первичная профилактика алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска алкоголизации с целью их уменьшения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием); е) развитие социально-поддерживающего процесса. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

— воздействие средств массовой информации;

— антиалкогольное обучение;

— использование альтернативных употреблению алкоголя программ детско-подростковой и молодежной активности;

— проведение антиалкогольных мотивационных акций;

— организация деятельности социальных работников;

Вторичная профилактика имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь. Сюда входит ранняя диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами акоголизации, предложение широкой психологической помощи (клиническая беседа, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего).

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения. Третичная профилактика алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов полностью отказаться от него. Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.

2.3. Табакокурение. Профилактика табакокурения.

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения,

поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек курил сам.

Ни для кого не секрет, насколько опасно курение, однако же, во всём мире ежедневно выкуривается около 15 миллиардов сигарет. По оценкам, в США на лечение болезней, связанных с курением, уходит 50 миллиардов долларов в год. Это значит, что в 1993 на каждую купленную пачку сигарет в среднем пришлось примерно 2,06 доллара, затраченных на лечение заболеваний, связанных с курением.

По данным социологов в Украине курят 70% мужчин и 45% женщин. Такое соотношение курящих и некурящих наблюдалось в США в 70-х – 80-х годах. Затем благодаря целому ряду мер удалось значительно уменьшить численность подверженных этой вредной привычке. Сейчас же табачные компании обрели второе дыхание‚ открыв для себя неисчерпаемый рынок стран Восточной Европы. Печальным фактом является также то‚ что большинство их продукции помечено "For export only", т.е. эти сигареты запрещены для продажи в странах Европы и США. Причиной этого запрета является низкое качество этой продукции‚ большое содержание смол и никотина. Таким образом‚ мы стали рынком сбыта второсортной продукции.

Каковы же те самые меры‚ благодаря которым развитые страны избавляются от курения. Прежде всего это полный запрет на рекламу табачной продукции и пропаганда некурения. Особо стоит отметить пакет мер экономического воздействия на курильщиков. Во многих фирмах и компаниях некурящим сотрудникам выплачиваются ежемесячные премии. Действительно‚

курильщик периодически отрывается от работы для принятия очередной дозы никотина, т.е. производительность труда у него снижается. За меньшую производительность – меньше и оплата труда. Этот метод был признан самым эффективным. Следующий по эффективности метод – это запрет на курение в общественных местах‚ в т.ч. на улице. Логика очень проста: курильщик дымом табака оказывает вредное воздействие на окружающих. У нас же

особо нетерпеливые и бескультурные личности курят уже в подземных переходах метро.Что касается курения среди подростков‚ то в данной ситуации притягательным фактором является желание выглядеть взрослым‚ т.е. имеет место подражание‚ лишь затем привычка укореняется и вступают в действие факторы зависимости. Таким образом‚ за счет вышеперечисленных мер снизив привлекательность курения среди взрослого населения‚ можно устранить тягу к этому у подростков.

Для сокращения курения можно применять много разных мер: строгое ограничение мест для курения, штрафы, создание сети медицинских учреждений, специализирующихся на лечении этого вида проблемы и т.д. Говоря о помощи некурящим, можно предложить бесплатное лечение и санаторный отдых страдающим от аллергии на табак и от заражённости организма продуктами дыма сигарет. Но всё это требует пересмотра, как экономической, так и социальной политики государства, в котором мы живём.

Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях. При этом важно различать два вида раннего курения- игру, основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном, нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих

подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы. То второй помимо этого должен дополняться педагогической коррекцией поведения ребенка.

Профилактика курения среди детей младшего школьного возраста, традиционно основанная на разъяснении вредных последствий курения для здоровья, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базовых знаний об анатомии и физиологии человека, в результате чего у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обуславливает определенные требования к ранней профилактике курения.

Так, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее надо беречь. Другой задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцента при подаче материала. Основным направлением профилактической работы должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания

здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, в частности курения. Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. В отличие от этого запугивание последствия курения не только перестает восприниматься детьми, но и формирует у них не осознанный страх за здоровье курящих родителей, поведение которых они не могут изменить. Возникающая при этом эмоциональная напряженность может стать одной из психологических предпосылок будущего курения. Нередко в беседе о курении дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие взрослые люди знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже

не могут сделать это без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание, и лучше всего не начинать курить.

Особое внимание нужно уделить работе с родителями, так как они по-прежнему оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни. Многие курящие родители считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном – большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили. В то же время родителей нужно предостеречь от агрессивной реакции на курение ребенка. Такая реакция, как правило, не приводит к желаемым и только нарушает доверительные отношения с ребенком и в дальнейшем исключает возможность эффективно влиять на его поведение. Родителям необходимо понять, что раннее начало курения связано с их собственными ошибками в воспитании, что наступил момент серьезно ознакомиться с основами профилактики, запастись нужными аргументами и терпеливо объяснить ребенку его ошибку. Родителям не следует использовать в качестве аргумента высказывание о том, что сыну или дочери курить еще рано. Это создает у ребенка представление, имеющее характер императива (поскольку исходит от родителей): придет время и курить будет можно. Такого рода аргументация готовит почву для неибежного начала курения в недалеком будущем. Основные положения профилактики курения, которую должны проводить родители, совпадают с вышеизложенными и подробно представлены в материалах для подготовки к урокам и профилактической работе с родителями подростков.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи ранней профилактики курения среди детей 6-11 лет:

-формирование представления об основных системах организма и их функционировании;

-разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения;

-разъяснение причин курения взрослых – однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может избавиться от этой привычки.



В 2010-2011 году в МОУ Петровской начальной общеобразовательной школе была разработана программа по формированию здорового образа жизни и охране здоровья, по профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и табакокурения среди школьников, были определены направления работы участников педагогического процесса.

Программа мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактике пьянства, наркомании, токсикомании и других вредных привычек на 2010-2011 г.г.

Основные понятия:

  • права и обязанности, вредные привычки, здоровый образ жизни, профилактика, психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Главная цель:

  • предотвращение и искоренение вредных привычек учащихся, сокращающих человеческую жизнь;

  • пропаганда здорового образа жизни как главное условие сохранения жизни и самоутверждения человека.

Задачи:

  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

  • способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами просвещения, а также физической культуры и занятиями спортом;

  • предоставлять учащимся возможность демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.

Направления реализации программы:

  • изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть вредные привычки;

  • проведение профилактической работы по преодолению вредных привычек учащихся;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • сотрудничество с родителями и социумом по пропаганде здорового образа жизни и предотвращению вредных привычек учащихся. Обоснование программы:

Как устранить перегрузку детей, привлечь их к здоровому образу жизни, искоренить вредные привычки, охватить 100% детей горячим питанием, поддержать детей и помочь им в социальной адаптации, привлечь при этом к тесному взаимодействию семью и социум – это проблемы, для успешного решения которых необходимо создание программы.



Содержание деятельности по реализации программы

Задачи

Формы работы

  1. Организационная и информационно-аналитическая работа



1

Посещение учащихся на дому

Обследование жилищно-бытовых условий учащихся, выявление бытового и семейного неблагополучия

Рейды «Семья», «Подросток» - постоянно

2

Собеседование с классными руководителями, учащимися, анкетирование учащихся, родителей

Выявление учащихся, имеющих вредные привычки: склонность к курению, алкоголизму, наркомании, токсикомании. Выявление неблагополучных, малообеспеченных, неполных смей. Составление социальных паспортов класса и школы

Беседы с кл.руководителями и учащимися, наблюдение, анкетирование учащихся, посещение на дому - постоянно

3

Анализ организации летнего отдыха и оздоровления учащихся

Использование данных психолого-педагогического анализа при проведении профилактической работы с учащимися, планирования летнего отдыха и оздоровления в следующем году.

Сбор данных (Кл.руководители, ИДН, соц.службы) - ежегодно

4

Анкетирование учащихся

Выявить интересы и склонности учащихся для оказания помощи в организации досуга, выборе кружка с целью профориентации и развития творческих способностей учащихся


Анкетирование «Интересы и склонности» - ежегодно

5

Просвещение учащихся по проблемам ЗОЖ и профилактике вредных привычек учащихся

Информирование учащихся по организации ЗОЖ и профилактика вредных привычек

1.Выставка худ. и методической литературы в библиотеке – постоянно

2.Оформление стенда - 1 раз в месяц

3.Оформление уголка здоровья - ежемесячно


6

Изучение состояния физического здоровья школьников

Определить возможные пути преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть вредные привычки

Анализ «листков здоровья», наблюдение, беседа с учащимися, беседа и анкетирование родителей - постоянно

7

Обобщение и внедрение в практику опыта лучших классных руководителей

Пропаганда опыта работы по профилактике вредных привычек

Семинары, педсоветы, рекламы, конкурсы плакатов и рисунков - ежегодно

8

Продолжить работу по накоплению литературы, методических пособий, плакатов для проведения профилактической работы с учащимися, родителями




Составление «банка данных» об используемых методических пособиях

Банк данных - постоянно

9

Внутришкольный контроль «Взаимодействие всех структур в профилактике вредных привычек школьников»

Контроль деятельности всех структур по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек

Посещение классных часов, внеклассных мероприятий, анкетирование, собеседование - ежегодно

  1. Работа с учащимися по предупреждению и преодолению вредных привычек



1

Продолжить выступления агитбригады «За здоровый образ жизни» перед учащимися, родителями

Предупреждение и преодоление вредных привычек

Программа выступления агитбригады:

.Алкоголизм – враг ума»,«Скажи наркотикам нет!», «Курить – здоровью вредить», «Спасите наши души!»



2

Провести:

- Неделю борьбы с курением

-Неделю профилактики вредных привычек

-Неделю профилактики алкоголизма



Профилактика вредных привычек

Конкурсы листовок, плакатов, сочинений, устные журналы, классные часы, беседы за круглым столом - ежегодно

3

Встречи учащихся с медработниками ЦРБ и Центра гигиены по вопросам профилактики вредных привычек

Информирование учащихся о последствиях вредных привычек и способах избавления от них, а также ответственность за противоправные действия

Беседы за «круглым столом», пресс-конференции, лекции - постоянно

3.Пропаганда здорового образа жизни


1

Проведение Дней Здоровья с выступлением медработника

Улучшение физических показателей учащихся, уменьшение количества пропусков занятий по болезни, пропаганда ЗОЖ

Экскурсии, турниры, игры, викторины,

соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»



2

Проведение серии классных часов, внеклассных мероприятий, сочинений

Пропаганда здорового образа жизни

Конкурсы сочинений, тренинги, классные часы

4. Сотрудничество школы с родителями и социумом по профилактике вредных привычек и формированию ЗОЖ у школьников

1

Просветительская работа с родителями по ведению профилактической работы с детьми

Оказание помощи родителям в проведении профилактики вредных привычек детей, сотрудничество по пропаганде ЗОЖ

Родительские собрания, заседания родительского комитета, консультации для родителей.

2

Привлечение родителей к участию в Днях здоровья.

Создание условий для сотрудничества школы и родителей (обучение родителей организации досуга детей на примере лучших семей)

Самопрезентации семей, выпуск семейных газет, коллажей.

3

Консультации для родителей по организации досуга детей, по искоренению вредных привычек

Работа социального, педагога, психолога

Видео и документальные фильмы, выставка литературы



  1. Научно-методическое обеспечение программы




Задачи

Формы работы

1.Разработать систему диагностической работы педагога-психолога, социального педагога, кл.руководителей по вопросам сохранения здоровья учащихся и формированию ЗОЖ

1.Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков

2.Изучение уровня осведомленности детей и подростков по проблемам наркомании и токсикомании

3.Диагностика определения самооценки

4Диагностика изучения уровня осведомленности детей и подростков по проблеме курения и др.




2. Создать банк методических разработок мероприятий по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ

1.Систематизация разработок кл.руководителей, 2.Организация обмена опытом классных руководителей по использованию здоровьесберегающих технологий .

3.Разаработать положения о конкурсах, проводимых в школе по профилактике вредных привычек, формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся

Разработка положений о конкурсах «Спортсмен года», «Самый здоровый класс», «Самый спортивный класс»

5.Прогнозируемые результаты


1.Уменьшение количества детей, имеющих вредные привычки


2.Улучшение физических показателей учащихся


3.Уменьшение количества хронических заболеваний у школьников


4.Уменьшение количества пропусков учебных занятий учащимися по болезни


5.Привлечение большего процента учащихся к ЗОЖ



III. Заключение

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi— образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.

Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.

К сожалению, нет моды на здоровье. В утверждении ее большую роль могли бы сыграть художественная литература и искусство. Но они мало работают на идеалы здоровья. Чаще пишут о людях, которые героически, чрезмерно много работают, преодолевая болезни. Если эти люди не повинны сами в своих болезнях, то почему бы не воздать им должное? Но много ли в литературе примеров людей, которые правильным образом жизни сохранили здоровье до преклонных лет и благодаря этому совершили большое полезное для общества дело? К сожалению, таких примеров почти нет.

Важнейшим фактором эффективной деятельности любой системы являются обратные связи. Организм человека — весьма сложная система с множеством безусловных и условных реакций, обеспечивающих высокую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкоголем, никотином, и нередко только через десятилетия становятся очевидными неизбежные пагубные последствия. Рано или поздно обратная связь сработает, но чаще всего поздно или очень поздно. Должны пройти годы и десятилетия, прежде чем человек ударится лбом о свою болезнь, о свое несчастье. Также далеко не мгновенно проявляется и положительная обратная связь между занятиями физической культурой и улучшением состояния организма. Именно этот фактор тяжелее всего преодолеть человеку: занимаюсь физкультурой‚ уже две недели‚ а результатов по прежнему нет!



В этой связи большой интерес представляет система физических упражнений — аэробика‚ шейпинг‚ в особенности метод контроля состояния, при помощи которого осуществляется обратная связь в ответных реакциях организма на положительные и отрицательные воздействия. К сожалению, одного этого мало. Должны быть разработаны простые и доступные инструментальные и не инструментальные способы быстрой оценки и самооценки состояния организма. Пользуясь ими, человек будет воочию убеждаться, к чему приводит неправильный и что дает правильный образ жизни. Здесь большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и главным образом перед психологией.

IV.Список литературы

1."Предупреждение вредных привычек у школьников". Сборник научных трудов‚ М. 1990г. 2. Агаджанян Н.А. Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1991. 3. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. – М.: Мир, 1999 4. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. М., 1990. 5. Все о здоровом образе жизни: Пер. с англ. – Франция: Ридерз Дайджест, 1998. 6. Гавалов С.М., Демченко А.Е. Не кури, мама. Новосибирск, 1989. 7. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. – М.: Вече, 2001 8. Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. – Уссурийск, 1998 9. В.Н. Ягодинский "Уберечь от дурмана"‚ М.‚ 1989г.


izumzum.ru