Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть один, два и более - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что - страница №1/1

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Текст 1


Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть один, два и более правильных ответа.

(1)Одна из особенностей художественного мира, который Достоевский конструирует в своих произведениях, — его динамичность и зыбкость, а в связи с этим... сложность взаимосвязи в этом мире всех явлений. (2)В мире Достоевского нет фактов, стоящих на собственных ногах. (3)Все они подпирают друг друга, громоздятся друг на друге, друг от друга зависят. (4)Но и зависимость эта особого рода. (5) Все явления как бы незавершены: незавершены идеи, незавершен рассказ, противоречивы сведения о событиях, которые собрал рассказчик, неясны детали и целое, все находится как бы в стадии выяснения и расследования. (6)Все находится в становлении, а потому не установлено и отнюдь не статично. (7) Поступки действующих лиц свершаются часто вопреки ожидаемому, наперекор обычной психологии... люди у Достоевского подчиняются своей особой психологии. (8)Жизненные явления выступают из некоей неизвестности, рембрандтовской темноты и полутеней.



(Д. С. Лихачев)

Задания к тексту

1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) Достоевский обычно изображает противоречивые явления.

2) Психология героев Достоевского не поддается простому объяснению.

З) Художественный мир Достоевского динамичен, все явления в нем взаимосвязаны.

4) Достоевский — непревзойденный мастер психологического анализа.

5) Достоевский в литературе — то же, что Рембрандт в живописи.

2. Какое слово можно поставить после запятой в 7-м предложении?

1) так как 3) в то время как 5) или

2) когда 4) хотя

3. Каковы отношения между 2-м и 3-м предложениями?

1) пояснения 3) уступительные

2) аналогии 4) разделительные

4. В 1-м предложении пропущено слово

1) запутанная 3) чрезвычайная

2) избирательная 4) небольшая

5. В каком значении употреблено слово мир в 1-м предложении?

1) форма материи 4) отдельная область жизни, предметов, явлений

2) планета 5) светская жизнь (устар.).

3) земной шар

6. Какое (-ие) слово (-а) является (-ются) синонимом к слову конструирует в 1-м предложении?

1) схематизирует 3) создает 5) строит

2) описывает 4) слагает

7. Какое (-ие) слово (-а) употреблено (-ы) в тексте в переносном значении?

1) подпирают 4) полутени

2) зависят 5) неизвестность

3) темнота

8. Какие тропы использованы во 2-м и 3-м предложениях?

1) сравнение 4) перифраза

2) метафора 5) метонимия

3) гипербола

9. Какие риторические фигуры использованы в подчеркнутом фрагменте 5-го предложения?

1) антитеза 3) параллелизм 5) многосоюзие

2) эллипсис 4) анафора

10. Книжную стилистическую окраску имеют слова и словосочетания

1) наперекор 3) подпирают 5) некая

2) свершаются 4) в стадии (выяснения)

11. В каком предложении текста использован стилистический прием аллюзии (намека на хорошо известный факт или произведение)?

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Текст 2

(1)Москва, по-видимому сонная и вялая, занимающаяся сплетнями и богомольем, свадьбами и ничем — <...> всякий раз, когда надобно, и становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза.



(2)Она в 1612 году кроваво обвенчалась с Россией и сплавилась с нею огнем 1812.

(3)Она склонила голову перед Петром, … в лапе его звериной была будущность России. (4)Но она с ропотом и презрением приняла в своих стенах женщину, обагренную кровью своего мужа, эту леди Макбет без раскаяния, эту Лукрецию Борджиа без итальянской крови, эту русскую царицу немецкого происхождения, — и она тихо удалилась из Москвы, хмуря брови и надувая губы.

(5)Хмуря брови и надувая губы, ждал Наполеон ключей Москвы у Драгомиловской заставы, нетерпеливо играя мундштуком и теребя перчатку. (6)Он не привык один входить в чужие города.

(7) «Но не пошла Москва моя», — как говорит Пушкин, - и зажгла самое себя.



(А. Герцен)

Задания к тексту

1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) Москва играет главную роль в русской истории.

2) Москва не формальная, а духовная столица государства Российского.

3) Москва неоднократно переживала периоды подъема и упадка.

4) Москва обладает скрытой силой, которая проявляется в годину испытаний.

5) Москва способна принять или отвергнуть политического деятеля.

2. Какое(-ие) слово(-а) можно поставить вместо точек в 3-м предложении?

1) вопреки тому, что 3) однако 5)ибо

2) потому что 4)но

3. Каковы отношения между разделенными тире частями 4-го предложения?



1) противительные

2) причины — следствия



3) уточнения

4) тезиса — иллюстрации



5)противопоставления


4. В 1 м предложении пропущено(-ы) слово(-а)

1) встает

2) просыпается



3) восстает

4) поднимается с колен



5) будоражится


5. Устойчивым(-и) сочетанием(-ями) является(-ются)

1) заниматься сплетнями 3) надувать губы

2) склонить голову 4) принять в своих стенах

6. Какое(-ие) слово(-а) является(-ются) синонимом к слову ропот в 4-м предложении?



1) рокот

2) недовольство



3) шепот

4) ярость



5) злость

6) раздражение



7. Какое(-ие) слово(-а) употреблено(-ы) в тексте в переносном значении?

1) обвенчалась

2) удалилась



3) сплавилась

4) в (своих) стенах



5) богомолье


8. Какая риторическая фигура использована во 2-м и 3-м предложениях?

1) параллелизм

2) инверсия



3) эллипсис

4) градация



5) анафора


9. Какие средства выразительности речи использованы в 1-м предложении?

1) олицетворение

2) эпитет

3) гипербола


4) метафора

5) сравнение




10. Книжную (высокую) стилистическую окраску имеют слова

1) обагрить 4) теребить

2) будущность 5) самоё себя

3) презрение

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Текст 3


(1)Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви — самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о <...> любви, в этом потрясающем опыте существует нечто если не математически точное, то нравственно непреложное: несмотря ни на что, существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей.

(2)О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние делает для него окружающий мир нереальным. Мне кажется, точнее было бы утверждать, что этот человек видит в окружающем его мире новые реальности. <...> по степени точности этих ощущений можно судить, действительно ли человек любит.

(3)Поэзия - от звездной Сафо до нашего Николая Заболоцкого - подтверждает: истинной любви более, чем точным наукам, дано открыть эту новую реальность — подлинное родство между нашим существом и Плеядами, горящими на небе, или ритмом волнующегося моря.

(Евг. Богат)

Задания к тексту

1. Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы стать эпиграфом к этому отрывку?

1) Любовь носит такие очки, сквозь которые и медь покажется золотом. (М. Сервантес)

2) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

3) Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить — это значит вместе смотреть в одном направлении. (А. де Сент-Экзюпери)

4) Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. (Ф. Ларошфуко)

5) Любить — значит видеть чудо, невидимое для других. (Ф. Мориак)

2. Какое(-ие) слово(-а) можно поставить на месте многоточия в угловых скобках во 2-м абзаце?

1) ввиду того что

2) хотя


З) будто бы

4) причем



5) благодаря тому что

3. Каковы смысловые отношения между подчеркнутыми простыми предложениями в составе сложного в 1-м абзаце?

1) причины — следствия

2) уступительные



3) противопоставления

4) уточнения



5) тезиса — аргумента


4. В 1-м абзаце в угловых скобках может(-гут) быть употреблено(-ы) слово(-а)

1) аномалиях 2) крушениях 3) странностях 4) парадоксах 5) опытах

5. Антонимами в данном тексте являются слова (в скобках указан номер абзаца)

1) истинный — подлинный (3)

2) закономерность —

странность (1)


3) окружающий мир — новая реальность (2)

4) любовь — точная наука (3)

5) обмолвился — говорил (1)



6. Синонимом к слову подтверждает в 3-м абзаце являются слова

1) утверждает 2) доказывает 3) знаменует 4) свидетельствует 5) аргументирует

7. Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?

1) непреложное

2) мир


3) открыть (реальность)

4) горящие (на небе)



5) звездная (Сафо)

8. Какие средства выразительности речи использованы во фрагменте 1-го абзаца, выделенном жирным шрифтом?

1) метафора 2) оксюморон 3) сравнение 4) аллегория 5) инверсия

9. Какие тропы использованы в 3-м абзаце?

1) гипербола

2) метафора



3) перифраза

4) эпитет



5) метонимия


10. Высокую стилистическую окраску имеют слова

1) непреложное

2) потрясающий



3) подлинный

4) нечто


5) утверждать


АНАЛИЗ ТЕКСТА

Текст 4


(1)Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда бы не болело, нет таких богатств, которые не пропадали бы; нет такой высокой власти, под которую не подкапывались бы. Все это тленно и скоропреходяще, поскольку человек, положивший свою жизнь на все это, всегда будет беспокоиться, бояться, огорчаться и страдать. Ибо он никогда не достигнет того, чего желает, а впадет в то самое, чего хочет избежать.

(2)Одна только душа человеческая безопаснее всякой неприступной крепости. Почему же мы всячески стараемся ослабить эту нашу единственную твердыню? Почему занимаемся такими вещами, которые не могут доставить нам душевной радости, а не заботимся о том, что одно только и может дать покой нашей душе?

(3) _ мы все забываем, что если совесть наша чиста, то никто не может <...>, и что только от нашего неразумия и желания обладать внешними пустяками происходят всякие ссоры и вражды.

(Эпиктет)

Задания к тексту

1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста и могла бы служить эпиграфом к нему?

1) Здоровье дороже богатства. (Д. Рей)

2) На свете счастья нет, а есть покой и воля. (А. Пушкин)

3) Нельзя врачевать тело, не врачуя душу. (Сократ)

4) Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. (Гораций)

5) Дольше живет своих лет, кто добру посвятил свои годы. (Марциал)

2. Причинно-следственные отношения в тексте выражаются при помощи союзов

1) ибо 2) а 3) и 4) если... то... 5) поскольку

3. Какое(-ие) слово(-а) можно поставить на месте прочерка в начале 3-го абзаца?

1) несмотря на это 2) ибо 3) напротив 4) в то время как 5) поскольку

4. В 3-м абзаце в угловых скобках пропущены слова



1) нам повредить

2) нам насолить



3) нас провести

4) нас одурачить



5) вмешаться


5. В качестве синонимов в тексте употреблены слова

1) доставить — дать

2) достигнуть — желать



3) крепость — твердыня

4) богатство — власть



5) бояться страдать


6. Антонимом к слову тленно в данном тексте является

1) долго 2) вечно 3) целомудренно 4) чисто 5) высоко

7. Как называются слова преходящий и приходящий?

1) синонимы

2) омонимы



3) антонимы

4) паронимы



5) разные значения многозначного слова


8. Высокой (книжной) окраской обладают слова

1) положивший (жизнь)

2) твердыня



3) душевная (радость)

4) тленно



5) вражды


9. Какое (-ие) слово (-а) употреблено (-ы) в тексте в переносном значении?

1) ослабить (твердыню)

2) тленно



3) впасть

4) положить (жизнь)



5) достигнет


10. Какие средства выразительности речи использованы в 1-м предложении 1-го абзаца?

1) аллегория 2) анафора 3) инверсия 4) метафора 5) параллелизм

11. Какие средства выразительности использованы в подчеркнутых предложениях 2-го абзаца?

1) эпифора 2) анафора 3) метафора 4) инверсия 5) риторический вопрос

12. Эпитетами в данном тексте являются

1) здоровое (тело)

2) (душа) человеческая



3) внешние (пустяки)

4) неприступная (крепость)



13. Эпиктет пишет «впасть в то самое...», а во что можно впасть?

1) в ненависть 2) в отчаяние 3) в злобу 4) в крайность 5) в беду