Проблемы теории и практики - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблемы формирования массового сознания рассматриваются всесторонне... 8 3885.2kb.
Проблемы общей теории права 1 307.73kb.
Кононкова Наталья Петровна государственный сектор в рыночной экономике... 3 612.7kb.
V международная конференция «современные проблемы прикладной математики... 1 44.42kb.
Финансовые характеристики инновационных преоктов 1 81.79kb.
Курс "Основы теории и практики перевода с английского языка на русский" 1 76.22kb.
Надежда Фёдоровна Калина 12 2495.01kb.
Дать студентам обширные и систематизированные знания в области теории... 1 33.89kb.
Форме осуществляется в 2014 г 1 82.05kb.
«Социальные конфликты и пути их решения» 1 56.73kb.
РАбочая программа производственной (профессиональной) практики по... 1 129.42kb.
1. Правовая политика 3 Конституция РФ 9 1 186.07kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Проблемы теории и практики - страница №1/2




На правах рукописи

Пестова Татьяна Павловна


ЛОКАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА:

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
12.00.01 – теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Казань 2011

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета
Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент

Горшунов Денис Николаевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор



Липинский Дмитрий Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент



Суменков Сергей Юрьевич

Ведущая организация Институт права Тамбовского

государственного университета

им. Г.Р. Державина


Защита состоится 23.декабря 2011 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.081.26 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) юридических наук при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, ауд.___.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Автореферат разослан «__» ___________ 20__ года


Ученый секретарь
диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент




Г.Р. Хабибуллина




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность темы исследования. В современной России осуществляются реформы в различных сферах, в том числе и в сфере правовой. Принцип демократизма, возможности саморегулирования, а также комплекс частноправовых свобод нашли свое отражение в системе отечественного законодательства. В правотворчестве монополизм государства сопровождается новыми формами и субъектами правотворческой деятельности. Естественно, что при этом роль традиционных нормативных правовых актов, таких как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и пр. в правовом регулировании общественных отношений сохраняется. Они составляют ядро всей правовой системы России.

Но в последнее время значительный круг общественных отношений упорядочивается не только с помощью правовых норм, исходящих от компетентных органов власти и управления, но и тех, которые разрабатываются и принимаются непосредственно в организациях. Такой уровень правового регулирования признается локальным и в настоящее время он приобретает все большее значение1. Во-первых, демократизация процесса управления производством, совершенствование законодательства о правах трудового коллектива, расширение хозяйственной самостоятельности и прав как организаций, так и граждан – индивидуальных предпринимателей, в решении различных вопросов управления сопровождаются увеличением числа локальных правовых актов, принимаемых данными субъектами. Во-вторых, при решении приоритетных социально-экономических, политических, хозяйственных и др. задач изменилась роль локальных правовых актов в регулировании широкого круга общественных отношений (трудовых, организационно-управленческих, гражданско-правовых), возникающих в рамках деятельности конкретной организации. С другой стороны, представители науки трудового права, например, А.М. Куренной, считает, что стороны трудовых отношений недооценивают возможности локального регулирования. Так, выделяя ряд проблем трудового права, актуальных в 2010 году, А.М. Куренной отмечает, что в основу Трудового кодекса была заложена идея перенесения детальной регламентации трудовых отношений на локальный уровень. «Кодекс был создан как набор минимальных стандартов. А все остальное должно было по задумке содержаться в локальных актах, в трудовых договорах. Должно было бы… Но не приучены в нашей стране стороны трудовых отношений к локальным актам. Это в значительной степени вопрос правовой культуры, а она формируется не за год… В 2010 году в сфере труда и занятости было принято более 750 самых разных документов (от законов, вносящих изменения и дополнения, до подзаконных нормативных правовых актов и значимых актов судебной практики на высшем уровне…). Это показатель, с одной стороны, как раз нестабильности нашей правовой системы, а с другой – недооценки на практике значения локального регулирования трудовых отношений…»2. А ведь на локальном уровне (как в рамках локальных нормативных актов, так и в рамках индивидуальных трудовых договоров) должно решаться до 70 процентов всех вопросов во взаимоотношениях сторон трудовых отношений3.

При этом проблема состоит не только в том, чтобы определить оптимальные пределы применения локальных правовых норм, но и в установлении и обеспечении принципов, согласно которым локальное правовое регулирование не должно противоречить, искажать, подменять и не отменять общих требований законодательства.

Государство, определив рамки локального регулирования и установив основные принципы такого регулирования, в дальнейшем не вмешивается в данную сферу4. При этом, локальное правовое регулирование благодаря ограниченности применения по кругу лиц, пространству и, в ряде случаев, времени, а также в силу своей конкретности призвано компенсировать несовершенство централизованного законодательства. Следует обратить внимание на то, что в последнее время все более активно развивается частноправовая сфера. Так. Л.А. Чиканова и А.Ф. Нуртдинова отмечают, что «…в последние два десятилетия наметились тенденции усиления частноправовых начал трудового права. Законодательно признана регулятивная роль коллективных договоров и соглашений, которые стали полноценными» источниками трудового права. Расширены возможности сторон трудового договора по установлению условий труда как при вступлении в трудовое отношение, так и впоследствии. Изменение роли трудового договора, который в современных условиях в большей степени, чем ранее, выступает регулятором возникшего трудового правоотношения, проявилось настолько ярко, что некоторые ученые отнесли его к источникам трудового права…»5. С развитием частноправовой сферы развивается и техника локальных правовых актов (учредительных документов, индивидуальных актов организации и пр.). Она должна занимать самостоятельное место среди видов юридической техники, сопровождать и обеспечивать прогрессивное воздействие на частноправовую сферу в целом и локальное правовое регулирование в частности. В силу того, что есть локальное правовое регулирование, должна быть и соответствующая правовая политика, призванная его совершенствовать. Основная цель локального правового регулирования - повышение уровня и качества жизни, защита прав и интересов субъектов трудовых, гражданско-правовых и организационно-управленческих отношений, возникающих в рамках деятельности отдельно взятых организаций. Достижение данной цели возможно посредством локально-правовой политики, как планомерной и системной деятельности уполномоченных субъектов по созданию эффективного механизма локального правового регулирования.



Научная и практическая значимость исследования. Научная значимость диссертации состоит в том, что проведенные исследования, сформулированные выводы и рекомендации вносят вклад в развитие теории как правовой политики, так и гражданского общества.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в дальнейших научных разработках по проблемам локально-правовой политики и локального правового регулирования.

Настоящая диссертация содержит выводы и предложения, которые могут быть учтены в практической правотворческой и правоприменительной деятельности тех или иных организаций при осуществлении локально-правовой политики.

Теоретические и практические разработки могут найти применение при подготовке учебных пособий и учебников для студентов, а так же использованы в учебном процессе при преподавании таких юридических дисциплин, как теория государства и права, конституционное право, трудовое право, гражданское право и пр.



Степень научной разработанности темы. Локально-правовая политика есть разновидность правовой политики. Последней в настоящее время уделяется значительное внимание. Так, особая заслуга в изучении данного вопроса принадлежит А.П. Коробовой, Н.В. Исакову, А.В. Малько, Н.И. Матузову, В.А. Рудковскому, О.Ю. Рыбакову, которые в своих исследованиях раскрывают само понятие «правовая политика», анализируют её структуру и принципы, формы реализации и уровни, определяют общую концепцию правовой политики. Так же вопросам правовой политики посвящены работы Ю.Ю. Ветютнева, В.А. Затонского, Д.А. Липинского, М.П. Петрова, О.И. Цыбулевской, К.В. Шундикова. Отдельные виды правовой политики исследуют С.Ф. Афанасьев, Р.С. Байниязов, Л.В. Голоскоков, Д.Н. Горшунов, Е.В. Дугина, В.К. Дуюнов, А.А. Зелепукин, О.М. Киселева, А.П. Мазуренко, В.В. Мамонов, Т.В. Милушева, А.С. Мордовец, И.С. Морозова, А.И. Овчинников, А.А. Павлушина, Е.В. Покачалова, С.В. Поленина, И.М. Приходько, Ю.С. Решетов, И.Н. Сенякин, В.Н. Синюков, В.В. Субочев, К.А. Струсь, В.А. Терехин, В.В. Толкачев, В.В. Трофимов, В.С. Хижняк, Н.И. Химичева и другие.

Вопросам же локально-правовой политики как таковой внимание практически не уделяется. Отсюда острая необходимость именно на общетеоретическом уровне исследовать данную разновидность правовой политики.

Такие представители науки трудового права, как Н.Г. Александров, Л.Я. Гинцбург, Е.А. Ершова, С.А. Иванов, А.М. Куренной, Р.З. Лившиц, А.С. Пашков, В.И. Смолярчук и другие известные ученые в работах, посвященных отдельным проблемам регулирования труда, важное место отводят локальным правовым нормам. Специальные исследования в сфере локального регулирования предприняли Б.А. Архипова, Г.И. Дубских, Л.Л. Иделиович, С.С. Каринский, И.Н. Каширин, Е.А. Кленов, Р.И. Кондратьев, Ф.М. Левитан, Е.Н. Ловчикова, Л.И. Маханова, М.В. Молодцов, Г.В. Муцинов, Л.Я. Островский, О.В. Смирнов, В.А. Тарасова, С.К. Юдельсон и др. Отдельными проблемами в обозначенной области занимаются Л.И. Антонова, А.Л. Анисимов, С.В. Бошно, О.Б. Зайцева, Е.В. Карнаухова, Т.В. Кашанина, О.М. Родионова, Е.Б. Хохлов, Ю.С. Черепанцева и многие другие.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления локально-правовой политики, сопряженные с процессом ее формирования и реализации. Предмет исследования составляет локально-правовая политика, её сущность, формы и средства реализации.

Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в общетеоретическом комплексном анализе локально-правовой политики как особой разновидности правовой политики, исследовании её специфики, проблем реализации и путей оптимизации.

Для достижения указанной цели диссертантом поставлены следующие задачи:



  • рассмотреть локально-правовую политику как самостоятельный вид правовой политики, сформулировать её определение и выделить признаки;

  • обозначить цели локально-правовой политики;

  • выявить принципы локально-правовой политики;

  • выделить приоритеты локально-правовой политики в современной России;

  • раскрыть особенности локальной договорно-правовой и льготно-правовой политики;

  • определить пути совершенствования механизма локального правового регулирования, как цели локально-правовой политики;

  • исследовать локальную правотворческую политику как одну из форм реализации локально-правовой политики и определить причины несовершенства локального правотворчества;

  • дать характеристику локальной правоприменительной и интерпретационной политики;

  • проанализировать значение локальных правовых актов как основного средства реализации локально-правовой политики.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. Методологической основой диссертационного исследования является материалистическая диалектика, с позиции которой локально-правовая политика рассматривается в контексте современного развития общества как явление, которое определяется социально-экономическими, политическими и иными условиями жизнедеятельности человека.

При исследовании автором использовались общенаучные методы (системный подход, анализ, синтез) и такие частноправовые методы, как сравнительно-правовой и формально-юридический.

Посредством системного подхода раскрыта целостность локально-правовой политики, выявлены разнообразные типовые связи в ней и, затем, сведены в единую теоретическую картину. Системный подход позволил также исследовать взаимодействие локально-правовой политики с федеральным, региональным и муниципальным уровнями правовой политики.

Анализ позволил провести мысленное расчленение локально-правовой политики на отдельные составляющие её элементы, а синтез – соединить данные элементы в единое целое.

С помощью сравнительно-правового метода локально-правовая политика изучается путем сопоставления различных правовых институтов гражданского, трудового, корпоративного права правовых систем Германии, СЩА, Японии.

Формально-юридический метод позволяет изучить локально-правовую политику как правовое явление «в чистом виде», т.е. её признаки, виды, принципы, цели, формы и средства реализации и пр.

Теоретической основой диссертационного исследования явились работы ученых, активно занимающихся исследованием вопросов правовой политики Российской Федерации.

Эмпирическая основа работы. Эмпирическую основу диссертации составляет обширный нормативный правовой материал, охватывающий нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, локальные правовые акты отдельных организаций, относящиеся к теме исследования. В процессе работы над диссертацией автором проанализирована практика реализации действующего законодательства по вопросам, связанным с осуществлением локально-правовой политики.

Научная новизна исследования обусловлена целью и заключается в том, что диссертация представляет собой первое комплексное общетеоретическое исследование локально-правовой политики, как особой разновидности правовой политики.

По сути, развивается теория правовой политики, специальным видом которой выступает локально-правовая политика, впервые рассматриваемая именно с общетеоретической точки зрения.

Сформулированы авторские определения понятий «локально-правовая политика», «локальная договорно-правовая политика», «локальная льготно-правовая политика», «принципы локально-правовой политики», «цели локально-правовой политики», «локальная правотворческая политика», «локальная правоприменительная политика», «локальная интерпретационная политика», «локальный правовой акт».

Выделены такие признаки локально-правовой политики, как наличие особого круга субъектов локально-правовой политики - работодателей, работников, их представителей, а также учредителей (участников) и органа управления юридического лица; особого объекта – механизма локального правового регулирования; цели – совершенствование механизма локального правового регулирования, а в конечном счете повышение уровня и качества жизни, защита прав и интересов субъектов трудовых, гражданско-правовых и организационно-управленческих отношений, возникающих в тех или иных организациях; средств выражения - локальных правовых актов; форм реализации – правотворческой, правоприменительной, интерпретационной. Обозначены принципы и приоритеты локально-правовой политики в современной России.



На защиту диссертантом выносятся следующие основные теоретические положения:

        1. Локально-правовая политика – это планомерная и системная деятельность соответствующих субъектов (работодателей, работников, их представителей, а также учредителей (участников) и органа управления юридического лица) по созданию эффективного механизма локального правового регулирования, по использованию различных правовых средств в достижении таких целей, как повышение уровня и качества жизни, защита прав и интересов субъектов трудовых, гражданско-правовых и организационно-управленческих отношений, возникающих в рамках деятельности отдельно взятых организаций.

        2. Целью локально-правовой политики выступает совершенствование механизма локального правового регулирования, а в конечном счете повышение уровня и качества жизни, защита прав и интересов субъектов трудовых, гражданско-правовых и организационно-управленческих отношений, возникающих в тех или иных организаций.

        3. К специальным принципам локально-правовой политики относятся: обозначение приоритетов юридической деятельности субъектами локально-правовой политики; предвидение юридических ходов локально-правовой политики и соответствующее их воплощение в жизни; ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств; комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации локально-правовой политики; результатами локально-правовой политики должны стать повышение уровня и качества жизни, защита прав и интересов субъектов трудовых, гражданско-правовых и организационно-управленческих отношений, возникающих в организациях.

        4. Приоритетами локально-правовой политики являются наиболее важные, актуальные ориентиры деятельности её субъектов по созданию эффективного механизма локального правового регулирования, а именно: создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов участников трудовых, гражданско-правовых и организационно-управленческих отношений и интересов государства; создание благоприятных условий труда и благоприятных условий для осуществления тех или иных видов хозяйственной деятельности; защита прав и законных интересов субъектов перечисленных выше отношений.

        5. Среди видов локально-правовой политики особое место занимают локальная договорно-правовая и льготно-правовая политика. Локальная договорно-правовая политика это планомерная и системная деятельность соответствующих субъектов, осуществляемая в границах действующего законодательства, направленная на совершенствование механизма локального правового регулирования, в результате которой устанавливаются долговременные и стабильные договорные отношения как внутри организации, так и за её пределами, т.е. отношения с третьими лицами, такими как сторонние организации, частные лица, клиенты, поставщики, деловые сообщества, государство, органы местного самоуправления и пр., основанные на доверии и взаимной выгоде, играющие ключевую роль в достижении успеха, учитывающие интересы всех партнеров организации. Локальная льготно-правовая политика – это планомерная и системная деятельность субъектов локально-правовой политики с учетом специфики деятельности организации, её экономических возможностей и реальности обеспечения, направленная на создание локальных льгот временного и внутриорганизационного характера в целях повышение уровня жизни и социальной защищенности работников организации путем согласования интересов конкретной личности и организации в целом, повышения стимула трудовой активности граждан, более эффективного регулирования социально-трудовых отношений в рамках деятельности той или иной организации, повышения её конкурентоспособности на рынке предоставления рабочих мест, привлечения граждан на работу с вредными и опасными условиями труда и пр.

        6. Локальная правотворческая политика – это одна из форм реализации локально-правовой политики, представляющая собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность соответствующих субъектов, которая направлена на совершенствование локального правотворчества. Основными причинами несовершенства результатов локальной правотворческой деятельности являются: смешанный характер содержания локальных нормативных правовых актов; ретранслирование законодательных норм посредством локальных нормативных правовых актов; излишняя детализированность локальных правовых норм и излишняя заурегулированность локальными нормативными правовыми актами отношений внутри организации; отсутствие дефиниций в локальных нормативных правовых актах; пренебрежение инфраструктурными правилами; наличие коллизий в локальных нормативных правовых актах и т.д.

        7. Локальная правоприменительная политика – это деятельность в сфере реализации локальных правовых норм, направленная на совершенствование локального правоприменения, связанная с властным индивидуальным правовым регулированием трудовых, гражданско-правовых и иных отношений, возникающих в рамках деятельности отдельно взятых организаций, которая осуществляется специальными субъектами и выступает фактором практического обеспечения прав и свобод личности в различных сферах жизнедеятельности данных организаций.

        8. Локальная интерпретационная политика - это планомерная и системная деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на оптимизацию интерпретационной деятельности в организации, и как следствие на усовершенствование процесса толкования локальных нормативных правовых актов.

        9. Локальный правовой акт – это акт, принятый уполномоченными субъектами в рамках диспозитивного дозволения, имеющий подзаконный характер, основанный на динамизме и устойчивости, устанавливающий внутренние процедуры и регулирующий отношения внутри организации, являющийся либо обязательным для всех без исключения членов организации, либо только для отдельной их категории и обеспечивающий сочетание различных интересов внутри организации.

        10. Эффективность локально-правовой политики напрямую зависит от учета в ней требований федеральной, региональной и муниципальной правовой политики. Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, основополагающих конституционно-правовых принципов, принципов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, соблюдение норм действующего законодательства, надлежащее исполнение обязанностей, предписанных нормативными правовыми договорами, а также учет рекомендаций органов государственной власти и органов местного самоуправления при разработке коллективных договоров и соглашений и пр. требований, позволит создать необходимые условия для достижения целей локально-правовой политики.

Кроме того, для достижения целей локально-правовой политики и эффективной её реализации, необходимо в централизованном порядке систематизировать нормативные правовые акты, устанавливающие требования по разработке и оформлению локальных правовых актов организации.

Стимулировать к созданию эффективного механизма локального правового регулирования, и как следствие достижению целей локально-правовой политики мы предлагаем посредством организации и проведения на местном, региональном и федеральном уровне конкурсов «Лучшие работодатели», «Лучший коллективный договор» и т.п. Результаты таких конкурсов необходимо доводить до сведения общественности через СМИ. Заставлять работодателей поддерживать цивилизованные трудовые отношения с работниками могут и публикации информации в СМИ, в том числе Интернете о работодателях, систематически нарушающих права и свободы работников. Такая информация может быть представлена Государственной инспекцией труда, общероссийскими объединениями профсоюзов с указанием фирменного наименования организации, её организационно-правовой формы, фамилии её руководителя. Подобная антиреклама будут способствовать повышению уровня правовой культуры и ответственности со стороны работодателей. Повышение юридической грамотности работников и работодателей также является весьма эффективным способом совершенствования механизма локального правового регулирования. Организация и проведение круглых столов, конференций, лекций и семинаров, где в качестве организаторов могут выступать органы местного самоуправления, службы занятости, профсоюзы, либо инициативная группа будет способствовать повышению уровня правовой культуры работников и работодателей по вопросам трудового, гражданского и корпоративного права.


следующая страница >>


izumzum.ru