Проблемы формирования массового сознания рассматриваются всесторонне и основательно как с точки зрения лингвистической теории, так и - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблемы теории и практики 2 365.43kb.
С позиций теории поэтапного формирования умственных действий каждое... 1 50.83kb.
Докладчик Галахов Николай Николаевич, учитель информатики Центра... 1 27.76kb.
Реферат Студента курса гуманитарного факультета 1 148.46kb.
1. Э. Сепир. Б. Л. Уорф. Возникновение теории лингвистической относительности 1 300.7kb.
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству... 1 126.67kb.
Слово как единица языка 1 14.23kb.
Данная статья посвящена, на мой взгляд, не только одной из самых... 1 252.7kb.
Научного руководителя доц. Н. К. Жаковой о магистерской диссертации Д. 1 23.79kb.
Разработка представлений об уровнях в макроструктуре деятель­ности... 1 100.13kb.
Дипломированного бакалавра по циклу «Профессиональных дисциплин»... 1 184.14kb.
Ооо «проект-строй» 17 3871.54kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Проблемы формирования массового сознания рассматриваются всесторонне и основательно - страница №8/8

Раздел VI. Социальные факторы межкультурной  коммуникации: этнический, гендерный, религиозный
А.В. Тимофеева,

студентка 5 курса отделения рекламы

и связей с общественностью

филологического факультета ЯГУ,

И.А. Липинская,

старший преподаватель кафедры

рекламы и связей с общественностью ЯГУ
Религиозное образование как источник духовно-нравственного воспитания
Рассматривая современный этап развития общества, можно сказать, что мы переживаем упадок духовно-нравственных ценностей. Это проявляется во всех сферах человеческой жизни, и здесь не приходится задаваться особыми вопросами. Достаточно включить радио, телевидение или выйти на широкие просторы Интернета, как нам сразу становится ясно, как и чем мы живём, что окружает нас ежечасно и ежедневно, какому влиянию подвергаемся мы сами и те, за чье воспитание мы несем на себе немалую ответственность.

Вместе с техническим прогрессом, огромным потоком самой разнообразной информации и увеличивающимися возможностями в современном обществе, особенно в молодёжной среде, появляется растерянность и непонимание. Что выбрать? Куда пойти сегодня? Как идти по жизни? Что сейчас модно говорить и делать? А уж плохо это или хорошо – разберёмся после.

Так как нравственное становление и формирование личности происходит с самого раннего возраста и может претерпевать изменения на протяжении всей жизни человека, огромное значение в этом процессе приобретает образование как особенный социальный институт, обеспечивающий социализацию и, в то же время, приобретение личностью индивидуальных качеств. Вместе с тем, школьное образование претерпевает ряд изменений, одним из которых является сокращение часов гуманитарного цикла предметов, таких как мировая художественная культура, литература, история и др. Это может повлечь за собой увеличение пробела в вопросах воспитания и педагогики. Тогда как именно здесь можно говорить о формировании нравственных ценностей, понятии этики и эстетики, приобретения личностных качеств. Сами дети комментируют происходящее следующим образом: «Негде стало поговорить о душе»… Отправляя ребёнка в школу, мы не всегда уверены, что он принесёт оттуда именно те знания, какие нам бы хотелось, какие необходимы для его дальнейшей благополучной жизни и реализации потенциальных возможностей.

Трудности в воспитании духовно-нравственных ценностей в сложившейся общественной обстановке являются одной из сложнейших, противоречивых и трудноразрешимых проблем в современном мире. Но вместе с тем, в данное время в России происходит возрождение православной культуры, религии, как источника образования и развития нравственности в противовес сложившейся социальной обстановке.

Как никогда актуально в данное время изучение вопроса воспитания нравственности, в нашем случае воспитания религиозного. Эти два направления образовательной деятельности во многом имеют сходные цели и задачи, могут гармонично сочетаться и дополнять друг друга и, несмотря на сложившуюся ситуацию в обществе, религиозное воспитание может восполнить лакуну духовного развития подрастающего поколения.

Бакалавр теологии Л.В. Сурова в своей книге «Православная школа сегодня» так обозначает специфику христианской педагогики: «Концептуально её следовало бы понимать как процесс глубинного воспитания. Христианское образование нельзя исчислить суммой богословских знаний. Результатом его может считаться только духовный опыт, особое устроение души человека и весь учебный материал должен быть средством достижения этой великой цели». Следовательно, предпочтение отдается воспитанию перед обучением, причём воспитанию в духе христианской нравственности и соответствующих добродетелей, потому как для человеческого духа полезен не только спорт и игра на скрипке, здесь всё гораздо сложнее и важнее, как для отдельной личности, так и для всего нашего государства.

Хотелось бы также отметить, что ознакомление учащихся с духовно-нравственными идеалами и нормами православной культуры, как существенной части отечественного духовного и культурного наследия, а также знакомство с историей других религиозных культурных традиций способствует формированию у школьников «объемного», целостного видения нашего общества в историческом временном пространстве. Оно дает возможность активизировать духовно-нравственную и гражданско-патриотическую направленность воспитания и образования молодёжи также и в государственных и муниципальных школах.

Большое значение сейчас имеет воспитание молодёжи. Религиозная образовательная деятельность, приобретшая статус дополнительного, включает в себя различные направления: учебно-лекционную работу, военно-патриотическую, экскурсионно-паломническую, издательское дело, различные акции, (например, «Безмолвный крик» - в защиту нерождённых детей), попечение детских домов, интернатов, оздоровительно-физкультурные занятия, различные показательные мероприятия.

По всей России существуют различные православные организации.

В нашем городе при храмах существует несколько Воскресных школ. Дети разбиваются по группам относительно своего возраста и знаний. К сожалению, деление на классы отсутствует. Ведутся такие предметы как: Закон Божий, православная культура и рукоделие. Также существует обучение церковному пению и иконописи.

Молодёжная Воскресная школа также носит название «Молодёжного объединения», которое ведёт работу и со старшими возрастными группами. Члены объединения ведут шефскую работу с одинокими, пожилыми людьми и детскими домами.

На данном этапе местная образовательная деятельность находится только на стадии развития и требует к себе приложения больших усилий, организационно несовершенна, не хватает людей и энтузиастов своего дела. Но, тем не менее, ядро воспитательной деятельности уже сформировано, и при неуклонном движении к цели, будущее может быть многообещающим.



Е.И. Уфимцева,

к.с.н., доцент кафедры социологии

Саратовского государственного технического университета

Межрелигиозные контакты в процессе формирования религиозной идентичности поколения 90-х.
Содержание религиозной идентичности составляют разного рода религиозные представления и религиозное поведение, разделяемые в той или иной степени членами данной религиозной группы. Однако религиозная идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые религиозные чувства. Она также означает построение системы отношений и действий в различных межрелигиозных контактах. С ее помощью человек определяет свое место в поликультурном (полирелигиозном) обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.

Религиозная идентичность поколения 90-х представляет собой интересный феномен, с той точки зрения, что воспитывалось оно уже в условиях не воинствующего атеизма, а с другой стороны, социализация родителей и прародителей современной молодежи происходила в то время. Так что из себя представляет религиозная идентичность поколения 90-х и каковы факторы ее формирования?

Материалом нашего исследования послужили записи интервью молодых людей в возрасте 18-19 лет города Саратова (выдержки из интервью мы приводим в данной статье в качестве примеров).

Предварительный анализ результатов исследования (ноябрь – декабрь 2008 г.) показал, что, во-первых, все опрошенные молодые люди принадлежат к русскому этносу и идентифицируют себя с людьми верующими и православными. Выяснилось, что поколение 90-х - поколение людей, для которых христианство вообще, и Православная Церковь в частности, то есть жизнь Иисуса Христа, христианская мораль, церковные обряды и праздники, иконопочитание и молитва в той или иной степени явление знакомое:



«Если, например, взять мою семью, у меня бабушка верующая, хотя не особо получается ездить в церковь, потому что у нее ноги больные, но крестить как-то принято, и я крещеная и все крещеные, хотя я за свою жизнь была в церкви три или четыре раза. А также я соблюдаю и обряды и традиции, которые знаю, которые вошли в нашу семью, в наше современное общество».

«У меня много дома икон, и в церкви покупала, и еще привозила… Я в Севастополь ездила, там город, который под водой – Херсонес, там церковь, где Владимир святил всех. И там тоже иконы покупала разные».

«Я наслышан про Библию, про Евангелие. Да сейчас, по-моему, и по телику, да и в жизни все время какие-нибудь …даже фильмы те же самые, про Иисуса Христа, как Он родился, недавно только посмотрел».

Преимущественно молодежь религиозно просвещена поверхностно и фрагментарно, а церковная жизнь для них (кроме одного респондента) явление эпизодическое:



«Я в Бога верю, знаю несколько молитв, и у меня такие были обстоятельства – стрессовые, когда не на что уже больше положиться, тогда ты молишься… А церковь я посещаю в принципе не часто, так, с бабушкой иногда хожу».

«На службу и на праздники я не ходил. Просто так зашел. Службы не было».

Сообразно критериям религиозной просвещенности и церковного опыта молодых людей можно условно отнести к следующим типам:



  • воцерковленные

  • воцерковляющиеся

  • не стремящиеся к воцерковлению

  • не стремящиеся к веропознанию

  • индифферентисты

  • сомневающиеся.

Опыт межрелигиозного взаимодействия молодых людей небогат. Во-первых, это обусловлено тем, что для них фактор религиозности не является значимым с точки зрения выбора субъекта взаимодействия. Во-вторых, несмотря на то, что город Саратов, как и большинство городов Российской Федерации, политэтничен и полирелигиозен, преобладающими категориями населения в нем являются русские и православные. Поэтому опыт межрелигиозного взаимодействия молодых людей фрагментарен и случаен. Их межрелигиозные контакты ограничиваются общением с представителями ислама и протестантских церквей. При этом отношение опрошенных к мусульманам и протестантам различно. В первом случае наблюдается или нейтральная оценка, или положительная со стороны опрошенных:

«В классе у нас мусульмане были. Я с ними общалась спокойно абсолютно. Я считаю, что это не такой вопрос, о котором можно спорить. То есть у каждого человека свои какие-то убеждения, и я, например, с уважением отношусь ко всем другим вероисповеданиям».

Сравнивая православных и мусульман, молодые люди отмечают большую религиозность представителей ислама по сравнению с православными, которая оценивается ими положительно и вызывает уважительное отношение:



«Вот, у мусульман, они очень хорошо знают свою религию: там и праздники соблюдают, и поклоны на коленях, и молитвы. А у нас немногие и молитвы сейчас знают… То есть если сравнивать две религии, то у мусульман лучше проработано. У них и в школах преподается, и все их там учат всему».

«Вообще, мусульмане, они религиозные очень. Они не верующие, а именно религиозные. Они соблюдают, у них там месяц целый – они не кушают днем, до первой звезды, до рассвета тоже нельзя. Они очень религиозные….У них даже власть строится на религиозной основе. А у нас государство и церковь, даже церковь подчиняется государству. Модернизируется наше общество как в Европе».

«А в принципе, может, у них даже меньше таких, как у нас, допустим, алкоголиков. У них это запрещено просто. Мне кажется, что это даже лучше. Не пьют много, нет такого, как у нас. Живут именно по каким-то заповедям. Прямо все. Это хорошо».

Однако на вопрос, хотели бы молодые люди, чтобы Православная Церковь усилила контроль за верующими, был получен отрицательный ответ:



«Как я привыкла жить, мне кажется это лучше, потому что на самом деле тяжело вот эти две вещи совместить. Потому что праздники, и даже какие-то обряды нельзя сопоставлять с государственной жизнью. Но я считаю, что должно быть наравне, то есть они не должны зависеть друг от друга: ни государство, ни религия, ни церковь. Ну, государству удобно так, церкви - так, нет той духовности, которая должна быть. Она не должна подчиняться государству».

«Я считаю, у нас удобнее, лучше. Нельзя же каждого человека заставить быть религиозным. У нас есть право выбора, просто напросто. Кто-то более религиозный, кто-то старается вроде, а кто-то просто верит, но не религиозный. А там получается церковь превыше всего».

Таким образом, молодые православные люди позитивно относятся к мусульманам, отмечают положительные моменты исламской вероучительной практики, но не считают это возможным и желательным применить к себе.

Абсолютно другое отношение демонстрирует православная молодежь к протестантским деноминациям: от настороженного и ироничного до открыто враждебного. Исключение составляет респондентка, у которой родственники - протестанты:

«Вот у меня тетя, она – протестантка. И я как-то ездила в лагерь. Там все протестанты... А вот тетя меня позвала, сказала, Даш, хочешь, вот мы едем всей семьей. Вот узнаешь, как мы там к Богу обращаемся, как мы Его восхваляем. Ну мам говорит, езжай, ведь ничего в этом плохого нет. Там все люди – они очень добрые, что мне понравилось. Все как бы хорошо ко мне относились. Никто мне не сказал: вот все, давай приходи к нам, то есть меня никто туда не заманивал, как некоторые считают. Я просто пытаюсь всем доказать, но мне мало, кто верит. Никто мне не пытался: вот, Даш, все приходи к нам. Нет. Они говорят, ну, если хочешь, можешь к нами прийти».

Настороженное отношение респондентов к протестантам, с нашей точки зрения, обусловлено:

- недоверием к посторонним людям вообще:

«Часто подходили, с разными брошюрками, звали в какие-то группы. Прямо домой приходили. Я живу в частном доме. Даже не знаешь, этим людям верить или нет. Потому что по телевизору насмотришься про вот этих людей, некоторые ходят, там, бабушек грабить, или еще что-нибудь. Так что не каждому откроешь дверь, чтобы так вот. А так приходили несколько раз»;

- недоверием к «чужому», неправославному христианству:



«Недавно, когда мимо Политеха проходила, ко мне женщина подходила и предлагала Библию: вот почитайте, зачем Бог нужен. Я говорю - нет. Она говорит, ну прочитаете, если я вам ее дам? Я говорю, нет, спасибо, у меня времени нет. У них свое новое, но что-то уже не то, переделенное: как там деньги заработать… А прямо недавно подошли и давай мне рассказывать. Вот эта новая Библия у вас есть такая? Я говорю, у меня нет такой. Ладно, давайте я вам дам, вы почитаете. Я как-то в это не верю. Думаю, мало ли, Библия ненастоящая, какая-нибудь там, переделанная. Они просто мозги запудривают всем. Некоторые берут… Нет, я никогда не поменяю религию и библию эту никогда не возьму».

«Вот сталкивалась со свидетелями Иеговы, но я сразу абстрагируюсь. Соседи у моей бабушки они. Но я что-то как-то не доверяю всему этому делу. Нет, не надо. У меня есть свое, мне другого не надо. Меня все устраивает. Зачем мне это надо?».

Ироничное отношение в процессе межрелигиозного общения с протестантами, обусловлено неприятием их вероучения:



«Свидетели Иеговы мне даже звонили – номером ошиблись однажды. Я однажды разговаривала где-то час с этой женщиной, доказывала ей, что моя вера лучше, чем ее, в итоге я ей практически уже доказала. Она говорит: «Девушка, сколько вам лет?». Мне тогда было 16, она говорит: «я думала, что вам лет 20 – 25, потому что мы не имеем права до 18 лет общаться с молодежью». Я говорю ну все, поздно. Час уже, она говорит, ну вы звоните, если у вас будут какие-то вопросы, и все равно в свою веру. Я так и не стала звонить. А так они все равно, получается, влезают, приходят. Но все равно я больше критикую их веру, причем, и они вроде смеются, понимают, что с их верой что-то не то, и вроде мне смешно, так что мы с ними весело общаемся».

- То есть вы еще определенную борьбу ведете миссионерскую?



«Ну да, я им доказываю, что это глупости».

Враждебное отношение молодых людей к представителям протестантских направлений формируется за счет:

- религиозно-активного поведения миссионеров, которое интерпретируется как навязчивое и нарушающее границы личности.

На вопрос, подходили ли к вам когда-нибудь на улице представители других религий с желанием поговорить о Боге, респонденты высказались следующим образом:



«Конечно, приставали. Да ну их, это какие-нибудь сектанты, е-мое. Ужасно….Просто подходят на улице какие-то непонятные люди, говорят, пойдемте на семинар. Ну так же нельзя! Ужасно. Меня поражают такие люди….Человек сам решает, верить ему, не верить, в кого верить, как верить. А чтобы предлагали на улице… в какую-то веру…мне кажется это неправильно».

- вероучительной особенности протестантских религиозных практик, интерпретируемых как манипулирование индивидом в корыстных целях:



«Мормоны. Да. Была секта здесь. Ну она не одна здесь. А одна, в которой она была. Это ужасно просто. Их туда, во-первых, затаскивали… ну вы, наверное, знаете суть их? ...Там смысл тот, что как все им внушают, что вроде все нам, все деньги, вам будет хорошо. С помощью каких-то, не знаю, даже молитвами это не могу назвать, потому что от Бога отреченные совсем. Им внушали, что им здесь хорошо. Они - семья. Собирали их вместе, отвозили в Москву и там заставляли просить милостыню. И она так была, по-моему, три раза в Москве. Мы это узнали чисто случайно потом. Ну, хорошо, что у родственников есть знакомый, который работал раньше в ФСБ, сейчас там какие-то тоже службы. И, в общем, по их каким-то каналам эту секту изгнали».

Таким образом, религиозная идентичность православной молодежи 90-х формируется в процессе сравнения с представителями других религий. Объектами сравнения для православной молодежи выступают представители исламской религии и протестантских деноминаций. Как в первом, так и во втором случае православные молодые люди выбирают в качестве основного критерия для сравнения, и, соответственно, поддержания собственной позитивной идентичности, уровень толерантности религии к свободному самоопределению человека. При оценке исламской вероучительной практики положительные результаты сравнения по данному критерию компенсирует отрицательные результаты сравнения по критериям религиозности и законопослушности. Протестантские деноминации оцениваются отрицательно как по критерию уровня толерантности религии к свободному самоопределению человека, так и по дополнительным критериям истинности вероучения и честности вероучителей.




Е.О. Озонова,

студентка 5 курса отделения рекламы

и связей с общественностью

филологического факультета ЯГУ,

Н.П. Артамонова,

зав. научно-исследовательской лабораторией

кафедры рекламы и связей с общественностью

филологического факультета ЯГУ
Влияние субкультур на старшеклассников
Как относиться к неформальным молодежным объединениям учителям средней школы? На этот счет существуют различные мнения. Одни люди считают, что все неформальные группы молодежи следует запретить и немедленно распустить. Другие, напротив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам "перебеситься" и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, эти воззрения ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного отношения ко всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и противоправных. Поэтому начинать надо с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходиться сталкиваться. К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодежное объединение.

Начинать изучать группы неформалов нужно со сбора общих сведениях о них. Сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связанны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму или развратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и динамику группы, кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.

Важно выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.

Мы руководствовались мнением И. А. Невского, при выявлении факторов, влияющих на уход старшеклассников в неформальные объединения:

1) стремление учащихся среднего и старшего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому современному западному искусству;

2) низкая успеваемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива;

3) отсутствие постоянных содержательных интересов, общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе;

4) потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников;

5) одинаковость в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся;

6) недостаток внимания к молодежи в семьях, безнадзорность, вызывающих у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности;

7) новизна, своеобразие впечатлений, получаемых в группах сверстников-неформалов, чувство свободы;

8) возможность заявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и воспитания в школе, отрицательных явлений в семье и т. д.

Мы считаем, что при профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев нужно основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересующих этих молодых людей проблем. Соответственно, нужно ставить следующие задачи:


  • во-первых, не загонять движение неформалов в подполье, тем самым укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения;

  • во-вторых, помочь неопытным и незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений;

  • в-третьих, тактично и квалифицированно показать молодежи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры;

  • в-четвертых, найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны.

В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Руководствуясь призывом профессора Фельдштейна, считаем нужным приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.

При работе со школьниками-неформалами роль педагога может нередко сводиться в основном к помощи молодым людям наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, "пройти" его в оптимальном для каждого школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что возникает необходимость разработки рекомендаций педагогам, т.е., например классному руководителю, социальному педагогу и социальному психологу. В качестве экспериментальной базы, нами выбрана СОШ № 31, где мы провели 1 этап анкетирования, цель которой выявить неформалов. Цель 2 этапа нашего исследования выявить проблемы, которые, возможно, возникают у неформалов (например, взаимоотношения неформалов с администрацией школы, взаимоотношения со сверстниками и взаимоотношения в семье).
А.И. Тирская,

студентка 2 курса

отделения рекламы и связей с общественностью

филологического факультета ЯГУ,

М.В. Куличкина,

старший преподаватель кафедры

рекламы и связей с общественностью

Якутского государственного университета
Деятельность студенческой научно-исследовательской политической группы «Comitiva»

как один из способов формирования правовой грамотности молодежи
В последнее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом патриотического сознания, снижение уровня правовой культуры. Патриотизм в некоторых случаях стал перерождаться в национализм, среди молодежи участились случаи противоправных деяний на основе межнациональных конфликтов. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В связи с этим возникла острая необходимость решения данных проблем путем воспитания патриотизма как основы общества и государства, целенаправленного повышения уровня правовой культуры молодежи. Именно данные аспекты в учебно-воспитательной сфере деятельности учебных заведений способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.

Для формирования и развития активной гражданской позиции, правовой культуры у будущих специалистов по массовым коммуникациям в рамках научно-исследовательской деятельности кафедры рекламы и связей с общественностью в 2007 году была создана студенческая инициативная научно-исследовательская политическая группа «Comitiva».

Comitiva (в переводе с английского) обозначает «группа людей, которую объединяет одна цель». Цель работы группы: Повышение гражданской ответственности подрастающего поколения и молодежи. Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и реализуются следующие задачи:

- формирование правовой культуры молодежи;

- стимулирование политической активности молодежи;

- повышение участия молодежи и молодежных объединений в управлении государством;

- выявление молодежных лидеров и содействие их развитию;

Группа активно сотрудничает с организациями, которые играют значимую роль в формировании гражданско-патриотической ответственности молодежи, правовой культуры у данной целевой аудитории, ищут пути решения данной проблемы. Это такие организации, как Якутское региональное отделение Российской Академии Политических наук, политический студенческий клуб «ПОЛИС», республиканское молодежное общественное движение «Альянс», Центральная избирательная комиссия по РС (Я).

Для решения вышеобозначенных задач студенческая научно-исследовательская политическая группа ежегодно проводит мероприятие «День политконсультанта», два раза в год традиционно принимает участие в организации и проведении сессии «Школы юного политолога».

День политконсультанта – Международный праздник, который призван способствовать примирению, согласию и консолидации политиков, бизнесменов, журналистов и политконсультантов. Мероприятие в России было организовано впервые в 1999 году Российской ассоциацией специалистов по связям с общественностью. День политконсультанта приобрел сегодня статус события федерального уровня и вызывает широкий общественный интерес. На кафедре рекламы и связей с общественностью это мероприятие стало одним из традиционных и отмечается каждый год. Ежегодно для студентов кафедры рекламы и связей с общественностью, кафедры журналистики филологического факультета, кафедры политологии исторического факультета ЯГУ, для учащихся профильных классов СОШ № 31, 23 проводятся деловые игры, заседания круглого стола, семинары, конференции по проблемам политического консалтинга.

Следующее по значимости мероприятие «Школа юного политолога», активное участие в организации и проведении которого группа «Comitiva» принимает с 2007 года. Данное мероприятие проводится на базе физико-математического форума «Ленский край» и Архива-библиотеки им. М.Е. Николаева с целью повышения осведомленности старшеклассников в вопросах молодежной политики и содействия в развитии навыков критического мышления, формирования самостоятельного политического сознания.

Хорошей практикой также стало участие членов группы в предвыборной кампании кандидата в депутаты Государственное собрание РС (Я) «Ил Тумэн» Алексеева А.Н.

Таким образом, можно сказать, студенческая инициативная научно-исследовательская политическая группа «Comitiva» играет немаловажную роль в повышении гражданской активности подрастающего поколения и студенческой молодежи, формировании правовой культуры у будущих специалистов в массовой коммуникации.

А.А. Слепцов,

студент 5 курса отделения рекламы и связей

с общественностью филологического факультета ЯГУ,

В. В. Корнилова,

старший преподаватель кафедры

рекламы и связей с общественностью ЯГУ
Акция «Антипиво» как средство решения

социальных проблем студенческой молодежи
Нашим законодательством запрещается употреблять спиртные напитки молодым людям в возрасте до 18 лет. Такого рода закон утвержден не случайно. Дело в том, что дети наиболее чувствительны к алкоголю, и если они начинают употреблять спиртное, гораздо раньше наступает зависимость и появляются тяжелые осложнения со стороны внутренних органов. Кроме того, учитывая незрелость психики подростка, у них может полностью отсутствовать осознание своей болезни, что является главным для ее лечения. Начавший употреблять пиво подросток в дальнейшем неспособен отказаться от него. Чаще же он переходит на более крепкие спиртные напитки, и тогда крах неизбежен.

Неблагоприятный фон создает и нездоровая традиция, появившаяся в последнее время, употреблять пиво молодыми людьми по поводу и без повода, везде и в любое время. Во многом здесь повлияла непродуманная реклама спиртных напитков, вседозволенность и отсутствие более рациональных способов времяпровождения молодыми людьми. В кругу подростков зачастую культивируется правило, что пить пиво модно, что это «не алкогольный напиток». Этому способствует также желание молодых людей казаться более взрослыми и независимыми.

А нам, будущим специалистам массовых коммуникаций, хотелось бы внести свой вклад в оздоровление студенческой молодежи и формирования здорового образа жизни. Ярким примером пропаганды ЗОЖ можно назвать баннер «территория трезвости» в ЯГУ, при этом студенческий городок, где он и расположен, является едва ли не самой криминогенной частью нашего с вами города. И никто не задумывается о содержании данного плаката. Мне лично до конца не понятен смысл его размещения, нельзя употреблять алкоголь там где, написано «территория трезвости» или нельзя его употреблять вообще только в студгородке, а в других местах можно? Если ректорат студенческий городок объявляет «территорией трезвости», тогда один из выходов, не надо продавать алкоголь по всему периметру студенческого городка - это уже реальный шаг, навстречу здоровому пониманию решения проблемы злоупотребления пива. Тогда идет нестыковка с объявлением данной территории «трезвой» ведь на остановочных комплексах и в близлежащих магазинах бойко идет торговля пивом

Поэтому еще 2005 г., будучи первокурсниками, данная проблема была выявлена и решена посредством студенческой акции «Антипиво». Это начинание поддержали руководство факультетом и известный борец за ЗОЖ Республики Саха (Якутии) Карл Георгиевич Башарин. Данная акция стала традиционной и на протяжении четырех лет успешно реализуется студентами отделения рекламы и связей с общественностью.

В данной акции целевой аудиторией выступает студенчество Якутского государственного университета, в частности представители разных факультетов и институтов. Выбор участников обусловлен консолидацией факультетов. Например, многие могут понять присутствие и участие студентов медицинского института и института физкультуры, а у других возникает вопрос, причем тут студенты экономисты и юристы, все очень просто. Студенты экономического института могут показать проблему употребления пива и алкоголя в целом, со своей, сугубо индивидуальной экономической стороны, а будущие юристы могут обыграть последствия этой проблемы с юридической стороны.

Таким образом, подводя итоги акций можно сказать следующее:

1. Антипиво-2005 – наш первый опыт в организации мероприятий. Тогда целевой аудиторией выступали студенты первого курса ФЛФ. Место проведения – лекционная аудитория. Мероприятие имело локальный характер.

2. Антипиво-2006 – мы учли ошибки, которые были совершены в прошлом мероприятие. К постоянной целевой аудитории, в качестве гостей были приглашены учащиеся СОШ № 31 (7-ые классы). Нашим нововведением тогда стали студенты Медицинского института, прочитавшие лекцию о вреде употребления алкоголя и пива.

3. Антипиво-2007 – мы вышли уже на более большой уровень, местом проведения стал КЦ ЯГУ. Целевой аудиторией выступили студенты МИ и ФЛФ. В этом году мы стали сотрудничать с Якутской Городской Наркологией.

4. Антипиво-2009 – в этом году мероприятие приобретает городской уровень, местом проведения станет кинотеатр «CINEMA CENTER», расположенный в «Бизнес-Центре». Выбор места проведения сделан не случайно, т. к. кинотеатр выступает за ЗОЖ, продает алкогольные напитки в кинотеатре, поддерживает наше мероприятие. Оригинальность мероприятия заключается в том, что нами привлечены студенты разных вузов г. Якутска. Участвуют 6 факультетов ЯГУ, 2 института, школа милиции г. Якутска. Так же в качестве гостей мероприятия приглашены учащиеся 9 и 10-х классов СОШ № 31. Свое участие подтвердили отдел профилактики Городской наркологии и медицинского вытрезвителя, Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия).

Исходя из всего сказанного, хотелось бы остановиться на главном, сегодня в России на человека приходится около 14 литров чистого алкоголя в год, что, по данным Минздрава, считается признаком тяжелой алкогольной обстановки. Из них только 14% составляет потребление пива, а доля крепко алкогольных напитков в этой статистике более 70% от общего объема, но потребление пива постепенно растет, поэтому необходимо активизировать профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни учащейся молодежи.

И.В. Якушкова,

студентка 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета ЯГУ,

О.Н. Птицына,

к.п.н., доцент Педагогического института

Якутского государственного университета
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков (на примере воспитанников Республиканской общеобразовательной специальной школы закрытого типа МО РС (Якутия))
В настоящее время такие проблемы, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, рост детской преступности, требуют пристального внимания общества. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов.

Цель исследования: выявить условия развития девиантного поведения подростков РОСШ ЗТ МО РС (Якутия).

Задачами исследования выступили:1) обзор теоретических аспектов девиантного поведения подростков; 2) сбор максимальной информации о психологическом, социальном и медицинском статусе детей с девиантным поведением; 3) анализ собранной информации с точки зрения выделения девиаций у подростков.

В исследовании были применены следующие методы:

1) Методика «Прогноз» предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ);

2) Школьный тест определения уровня тревожности Филлипса;

3) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла для определения уровня самооценки (юношеский вариант);

4) Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»;

5) Опросник Басса-Дарки для определения уровня мотивационной агрессии;

6) тест акцентуации характера «Чертова дюжина».

Среди факторов, способствующих девиантным формам поведения можно выделить объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся условия микросоциальной среды, прежде всего три основные сферы жизнедеятельности: семья, школа и референтная группа.



Семья: устанавливается зависимость межу неблагоприятными семейными условиями и различными девиациями. По данным нашего исследования, около 26 % семей страдают алкоголизмом, 21% подростков воспитываются в неполных семьях, а 10% - в детских домах. Плохие взаимоотношения в семье, постоянные конфликты – у 42%.

Школа: неудовлетворительная успеваемость отмечена у 29% несовершеннолетних правонарушителей. Статусная неудовлетворенность, плохие взаимоотношения с одноклассниками у 60%.

Референтная группа: эти же 60% вступили в асоциальные неформальные группы.

К субъективным факторам относят те индивидуально-психологические особенности личности подростков, которые служат предпосылками различных асоциальных форм поведения. Мы выделили следущие:

58% - эпилептоидный тип акцентуации характера, 12,8% - конформный и гипертимный, 8% - неустойчивый, 2% - истероидный и циклоидный типы акцентуации, 1% - шизоидный.

Тревожность у 63% на высоком уровне ; уровень НПУ у 60,5% низкий; физическая агрессия у 40% воспитанников, вербальная агрессия у 84%; уровень самооценки у 42% заниженный, у 26% завышенный.




А. С. Лукина,

студентка 3 курса ФТИ,

Т.А. Макаренко,

к.п.н., доцент ПИ ЯГУ

Особенности межнациональных отношений
Современная социальная ситуация в мире характеризуется ростом локальных этнических конфликтов даже в тех странах, где исторически вместе живут различные нации и народности, в связи с этим в последнее время остро стоит вопрос о воспитании толерантности у представителей разных национальностей. Воспитываясь в этнических традициях, люди с самого рождения впитывают культуру, язык, традиции своего народа, одновременно, с этим приобретаются бытовые стереотипы. Очень часто именно сложившиеся стереотипы определяю отношения между людьми разных национальностей. Стереотипы поведения формируются у ребенка в первые годы жизни, это говорит нам о том, что принадлежность к этносу не является врожденной, а приобретается в процессе социализации. Формирование толерантности происходит при целенаправленной направленности интернационального воспитания. Несомненно, что примеры уважительного отношения к представителям других наций закладываются в семье, так же как и прививаются чувства патриотизма, гражданственности. Затем образовательные учреждения должны подкреплять или корректировать особенности межнациональных взаимоотношений.

Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами...». Гармоничные межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального.

Нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие студенты двух национальностей: якуты и русские. Вопросы давались в зеркальном отражении, т.е. вопрос «Легко ли Вам находить общий язык с якутами?» – задавался русским и наоборот. В анкетах были следующие вопросы:


  1. Легко ли Вам находить общий язык с якутами/русскими?

  2. Связали бы Вы свою жизнь с якутом/русским?

  3. Если ваша жена или ваш муж был бы якутом/русским, вы бы отдали своего ребенка в якутскую/русскую школу?

  4. Вы бы дали своему ребенку якутское/русское воспитание?

  5. Вы позволили бы своему ребенку дружить с якутом/русским?

Итак, результаты анкетирования можно увидеть на диаграмме:


Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- большинству якутов трудно найти общий язык с русскими. По комментариям во время анкетирования, мы выяснили, что проблемой может быть, во-первых, языковой барьер; во-вторых, боязнь неправильно быть понятым. Мы предполагаем, что эти проблемы зависит от уровня образования, интеллекта и от индивидуального отношения личности к другим нациям;

- русскому населению легко находить общий язык с якутами, так как сейчас единый для всех язык в РФ - это русский язык, все его понимают;

- каждая нация лучше понимает свои традиции и обычаи и с детства ребенку внушается мысль, что в качестве супруга нужен представитель только своей национальности. В этом отношении представители якутской национальности оказались более консервативными. Несомненно, что в современном обществе было бы неправильно запрещать браки между людьми разных наций;

- для человека другой нации, который хочет жить и работать в городе (в центральных улусах), лучше и удобнее отдать своего ребенка в русскую школу;

- на последний вопрос наши респонденты (все 100 процентов) ответили, что не будут препятствовать своим детям дружить по национальному признаку. В зависимости от национальностей родителей и окружающей его среды, зависит воспитание ребенка. Каждый ребенок имеет право сам выбирать себе друзей, а родители могут направлять, объяснять и советовать.

Итак, основываясь на высказывании А. Дистервега: «При воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и где предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлемом смысле слова», можно сказать, что формирование межнациональных взаимоотношений является всеобщим делом.




<< предыдущая страница  


izumzum.ru