Принцип "честная игра" в системе принципов спортивного права: перспективы развития - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Одним из неоднозначных вопросов общей части бюджетного права в настоящее... 1 167.33kb.
Законодательства Серия «Актуальные проблемы спортивного права» 4 1454.57kb.
1 Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных... 1 28.94kb.
Руководящие принципы международной защиты 1 170.3kb.
Современное состояние политической науки: проблемы и перспективы... 1 10.21kb.
Страхование жизни и здоровья заемщика и перспективы его развития... 4 562.63kb.
Нейрогенез в центральной нервной системе и перспективы регенеративной... 1 252.66kb.
Цели и задачи: соревнования проводятся с целью популяризации и развития... 1 17.55kb.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения 1 71.23kb.
В процессе обучения студенты должны получить общее представление... 1 136.74kb.
Перспективы повышения информативности данных, накапливаемых в отраслевой... 1 15.39kb.
От 200 г. Ю. В. Фрай Председатель профкомитета 200 г 1 65.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Принцип "честная игра" в системе принципов спортивного права: перспективы развития - страница №1/1

© Васькевич Владимир Петрович, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук

Принцип "честная игра" в системе принципов

спортивного права: перспективы развития.

Принципы спортивного права представляют собой вполне целостную и сформировавшуюся систему. Вместе с тем, в этой системе можно выделить общеправовые и специальные принципы1. Специальные принципы спортивного права сформулированы и закреплены в ст. 3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"2 (далее Закон о спорте). Среди них можно назвать, в частности: (1) принцип обеспечения права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту и права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; (2) принцип единства нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации; (3) принцип сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта; (4) принцип установления государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта; (5) принцип запрета дискриминации и насилия в области физической культуры и спорта и другие.

Отметим, что в ст. 3 Закона о спорте на сегодняшний день закреплено одиннадцать специальных принципов спортивного права. Однако, среди этих одиннадцати принципов мы, в настоящее время, не сможем "обнаружить" принципа честной игры. В связи с этим возникает вопрос о том, нужен ли такой принцип в спортивном праве? Ответ на данный вопрос давно продиктован практикой. Так, в футболе, как известно, уже несколько лет действует система финансового "фэйр-плей" УЕФА ("Fair Play" UEFA), основоположниками и идеологами которого стали Мишель Платини (президент УЕФА) и Джанни Инфантино (генеральный секретарь УЕФА)3.

Вместе с тем, относительно других видов спорта финансовый "фэйр-плей" УЕФА не действует. Однако, сфере спорта крайне важен, и необходим принцип "честная игра". Этот принцип в ближайшее время станет основополагающим принципом спортивного права России. Об этом свидетельствуют последние законодательные инициативы, широко обсуждаемые представителями науки и практики в области спорта.

Так, 9 января 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Госдуму был внесен законопроект за № 200769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований"4. Как следует из самого названия законопроекта, он направлен на борьбу с таким явлением, как организация и проведение "договорных" матчей в спорте.

Для целей уяснения значимости и важности данного законопроекта, подвергнем самому общему анализу его некоторые положения. В частности, предлагается дополнить п. 5 ст. 3 Закона о Спорте следующими словами: "противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований". Следовательно, принцип запрета дискриминации и насилия в области физической культуры и спорта, предлагается дополнить запретом противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований. Другими словами, можно с уверенностью говорить о том, что предлагается включить в Закон о Спорте принцип "честная игра".

Таким образом, включение в закон одного из основных принципов спортивного права - принципа "честная игра", является весьма важным и продиктованным временем и практикой.

Вместе с тем, все ли положения исследуемого законопроекта, отвечают современным реалиям отношений, складывающимся в сфере спорта? Так, предлагается часть 2 статьи 24 Закона о Спорте дополнить пунктом 3.1 следующего содержания: "3.1) не принимать участия в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, которыми они занимаются". При этом если учесть, что в ст. 24. Закона о Спорте закреплены права и обязанности спортсменов, то в соответствии с предлагаемым п. 3.1. законопроекта спортсмены будут обязаны соблюдать требования, закрепленные в нем.

Однако, как следует из содержания п. 3.1. законопроекта предлагается запретить спортсменам принимать участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования только по виду или видам спорта, которыми они занимаются. Следовательно, такой запрет не будет распространяться на вид или виды спорта, которыми спортсмен не занимается. Полагаем, что такой запрет является полумерами, и не обеспечивает соблюдение принципа "честная игра". Если учесть, что спортсмен является субъектом спортивных отношений с особым правовым статусом, представляется необходимым ввести полный запрет для действующих спортсменов на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования.

Предлагается дополнить Закон о Спорте статьей 26.2., в соответствии с которой под противоправным влиянием на результат официального спортивного соревнования признается совершение в целях достижения заранее предопределенного результата или исхода этого соревнования хотя бы одного из следующих деяний: 1) подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования (в том числе их работников), принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния или вступление с ними в сговор; 2) получение спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями спортивных команд, другими участниками или организаторами официального спортивного соревнования (в том числе их работниками) денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование указанными лицами услугами имущественного характера, извлечение ими других выгод и преимуществ или вступление их в сговор.

Как следует из анализируемой нормы, впервые на уровне закона предлагается закрепить определение понятия "противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования". Это, безусловно, огромный шаг вперед, на пути к соблюдению основополагающего принципа "честная игра".

Вместе с тем, представляется излишним включение в субъектный состав наравне со спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями спортивных команд и другими участниками или организаторами официального спортивного соревнования, работников таких участников или организаторов официального спортивного соревнования (п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 26.2.). Мы исходим из того, что работниками, например, организатора официального спортивного соревнования, является, в том числе, и младший обслуживающий персонал (уборщики, гардеробщики, вахтеры и т.д.), который не может оказывать влияния на результат спортивного соревнования. Практике, как правило, такие случаи неизвестны.

В соответствии с п. 3. ст. 26.2. исследуемого законопроекта, предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьба с ним осуществляются в соответствии с Законом о Спорте, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями. Из этого следует, что закон наделяет общероссийские спортивные федерации определенными государственными функциями и полномочиями. В частности, принимать нормы, направленные на предотвращение и борьбу с противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований. Данная норма призвана обеспечивать, на наш взгляд, баланс публичных и частных интересов в спорте, что вполне оправдано и не противоречит концепции совершенствования и развития спортивного права России.

Таким образом, анализ лишь некоторых положений законопроекта позволяет говорить, в целом, о его своевременности и необходимости для развития и совершенствования правового регулирования отношений в сфере спорта в современной России. Вместе с тем, многие его положения требуют всестороннего анализа, изучения и обсуждения как на теоретическом (доктринальном) уровне, так и на уровне практики.



1 Подробнее о принципах спортивного права см., например: Алексеев С.В. Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. - с. 151 - 155.

2 См.: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2007. - № 50. - ст. 6242.

3 О системе финансового "фэйр-плей" УЕФА см., например: М.А. Прокопец. Система финансового "фэйр-плей" УЕФА: ключевые особенности. // Спортивное право: научно-практический журнал. 2012. - № 2. - с. 36-42.

4 См.: http://www.duma.gov.ru/systems/law/?number=200769-6&sort=date