Примерный перечень вопросов к экзамену для самостоятельной проверки и корректировки знаний студента - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине 1 50.63kb.
"Финансы и кредит" специализация "Финансовый менеджмент" 1 74.72kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Микроэкономике» 1 38.64kb.
«Высшая школа экономики» Перечень вопросов для подготовки к экзамену... 1 32.28kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену 1 34.68kb.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачёту по дисциплине... 1 33.73kb.
Перечень теоретических вопросов для подготовки к квалификационному... 1 41.88kb.
Перечень контрольных вопросов к экзамену по физике для потоков пг. 1 39.97kb.
Примерный перечень вопросов для собеседования при поступлении в очно-заочную... 1 20.65kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история башкортостана»... 7 2252.98kb.
. Тема: «Задания для контроля и проверки знаний по основам военной... 1 35.63kb.
История славянской письменности 1 46.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Примерный перечень вопросов к экзамену для самостоятельной проверки и корректировки - страница №1/1

ТАРАСОВА И.И.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ И КОРРЕКТИРОВКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА

  1. Фольклор как искусство слова. Значение фольклора.

  2. Специфические особенности устного народного поэтического творчества.

  3. Своеобразие художественного метода фольклора. Периодизация.

  4. Жанровый состав русского фольклора.

  5. История русской фольклористики. Мифологическая школа.

  6. История русской фольклористики. Школа заимствования.

  7. История русской фольклористики. Историческая школа.

  8. Собирательская деятельность русских фольклористов XIX века (одного по выбору).

  9. Вклад академических школ в развитие русской фольклористики.

  10. Обрядовая поэзия, ее классификация, основные художественные особенности.

  11. Календарная обрядовая поэзия, жанровое своеобразие, художественная специфика.

  12. Свадебная обрядовая поэзия, жанровое своеобразие, художественная специфика.

  13. История изучения и собирания жанра сказки. Фольклористы-исследователи сказок. Определение жанра, проблема классификации сказок. Литературная сказка.

  14. Волшебная сказка. Анализ волшебной сказки (по выбору).

  15. Социально-бытовая сказка, тематика, особенности конфликта. Анализ сказки (по выбору).

  16. Сказки о животных, сложность состава, кумулятивные сказки, художественная специфика. Анализ сказки (по выбору).

  17. Несказочная проза. Легенды. Их классификация и художественная специфика. Анализ легенды (по выбору).

  18. Несказочная проза. Предания. Былички. Сказы. Анализ двух жанров (по выбору).

  19. Определение жанра былин, особенности историзма, сбор и публикация народного эпоса. Фольклористы – исследователи былин.

  20. Героические былины. Основные сюжеты, образы, связь с действительностью. Анализ героических былин (по выбору).

  21. Новеллистические былины о Садко и Ваське Буслаеве: сюжеты, отражение действительности, образы. Анализ былины (по выбору).

  22. Основные художественные особенности былин (ретардация, гиперболизация, образная специфика) на примере анализа былин.

  23. Народная баллада. Тематика. Особенности отражения истории. Основные исследователи жанра. Анализ баллады (по выбору). Литературная баллада.

  24. Исторические песни: сходство и различие с жанром былин. Основные исследователи историко-песенного фольклора.

  25. Исторические песни XIII - XV вв. об Авдотье Рязаночке и татарском полоне, их лиро-эпический характер.

  26. Исторические песни XVI – XVII вв. об Иване Грозном и Стеньке Разине. Оценка персонажей, достоверность изображения, внимание к психологическому анализу.

  27. Исторические песни XVIII – XIX вв. о Петре I, Пугачеве, войне 1812 года. Особенности конфликта.

  28. Афористические жанры русского фольклора. Классификация. В.И. Даль «Напутное». Малые жанры фольклора в литературе.

  29. Народная лирика. Основные этапы сбора, публикации, изучения. Проблема классификации песенного фольклора. Литературная песня.

  30. Любовная лирическая песня. Анализ песни (по выбору).

  31. Разбойничьи, ямщицкие, солдатские и другие типы песен. Их тематика и художественная специфика.

  32. Семейно-бытовая лирическая песня. Образы, поэтика. Б. Соколов о композиции лирических песен. Анализ песни (по выбору).

  33. Основные художественные особенности песни. Труды А.Н. Веселовского. Прием психологического параллелизма.

  34. Фольклор рабочих: жанровый состав и художественное своеобразие.

  35. Детский фольклор, его функции, жанры, художественные особенности.

  36. Народный театр, его разновидности, художественная специфика.

  37. Кукольный театр, его разновидности. Театр Петрушки. Вертеп.

  38. Народные драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Происхождение, вариативность, поэтика.

  39. Фольклор как первоэлемент литературы. Проблема взаимодействия фольклора и литературы.

  40. Раннетрадиционный фольклор.

  41. Духовные стихи.

  42. Позднетрадиционный фольклор. Фольклор рабочих.

  43. Проблема развития современного фольклора (жанры и особенности бытования).

  44. Славянская мифология. Отражение в фольклоре земледельческих культов.

МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2ч.)

ТЕМА: БЫЛИНЫ

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Былина как жанр устного народного творчества.

2. Время создания былин, происхождение термина.

3. Классификация былин. Источники былинных сюжетов, тематика. Основные сюжеты и образы.

4. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Типизация и индивидуализация образов.

5. Проблематика новгородских былин. Образ Садко. Исследования об этом герое (разные мнения).

6. Былина о Василии Буслаеве. Исторический смысл образа Василия.
Задания:

1. Прочитать очерк А.М.Горького «Вопленица», «М.Горький о литературе». – М.: Советская Россия, 1980. – С. 27.

2. Дайте анализ былины «Три поездки Ильи Муромца» и ответьте на следующие вопросы:

а) определение особенностей композиции былины: ее экспозиции и основных частей, сколько их?

б) отношение Ильи Муромца к надписям на камне о трех дорогах. По какой дороге он решает ехать?

в) первая поездка Ильи Муромца, какие качества богатыря проявляется в ней? Как происходит его борьба со «станичниками»?

г) поведение Ильи Муромца во второй поездке, почему ему удалось преодолеть коварство «королевичны»?

д) отношение Ильи Муромца к «богатству» на последней дороге. Какие внутренние качества его раскрываются во время третьей поездки?

е) смысл главного обобщающего противопоставления – Ильи Муромца и вещего камня. Кто из них сильнее? В чем смысл победы Ильи Муромца над камнем?

ж) почему православная церковь канонизировала великого русского богатыря?


Тексты для чтения:

1. Древние российские стихотворения. Собр. Киршею Даниловым. Изд. подг. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов. – М.-Л.: АН СССР, 19

2. Былины Севера. Записи, вступ. статья и комментарий А.Н.Астаховой. – Л.:АНСССР. 1951.-Т. II.

3. Онеженские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года. В З-хт. – М.-Л.: АН СССР, 1949-1951.

4. Илья Муромец. Антология. Сост. А.М.Астахова. – М.-Л.: АН СССР, 1958.

5. Былины в 2-х томах. Сост. В.Я.Пропп и Б.Н.Путилов. – М.: Гослитиздат,1957.

6. Былины. – Л.: Сов. писатель, 1957.

7. Героические бьилины. Сост. В.И.Чичеров. –М.: детгиз, 1962.

8. Былины. Вступ. статья В.И.Чичерова и П.Д.Ухова. – М.: Детская литера тура, 1971.

9. Можно пользоваться хрестоматией «Русское народное поэтическое творчество» / Под ред. А.М.Новиковой. – М, 1971. – С. 197-205.

10.Погодин М. Древняя история до монгольского ига: в 2 т. – М., 1999.

Исследования:

1. Астахов А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. – М.-Л., 1966.

2. Лихачев Д.С. Былинный эпос Х – первой половины ХI века. Былинный эпос периода феодальной раздробленности. В кн.: Русское народное поэтическое творчество. – Т. 1. – М.-Л., 1953.

3. Лихачев Д.С. Время в былинах. В кн.: Лихачев Д.С. Поэтика древней литературы. – М.-Л., 1967.

4. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Изд. 2-е. – М., 1958.

5. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М., 1964.

6. Юдин Ю.И. Героические былины. – М., 1975.

7. Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. В кн.: Фольклор как искусство слова. Вып. 1. – М., 1966.

8. Фольклор как искусство слова. Вып. 1. – М., 1966.

9. Кузьмин А.К. Военная героика в русском народнопоэтическом творчестве. –М., 1981.

10.Лагутин В.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1981. – С. 28-5 1.

11. Художественные средства русского народнопоэтического творчества. – М., 1981. – С. 28-42.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (2ч.)

ТЕМА: ЛИРИЧЕСКИЕ ВНЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Тематические группы народных лирических песен.

1.1. Любовные песни, их общее лирическое настроение и художественный стиль (на примере песен «Соловей, мой соловей...», «Снежки белые, пушистые...»). Рекомендованные песни можно найти в «Хрестоматии...» Ю.Круглова (Русское народное творчество. – Л., 1987).

1.2. Семейные песни, их персонажи, проблематика (на примере песен «Ах, ка-бы на цветы не морозы...», «Ах, ты, молодость моя молодецкая!»).

1.3. Хороводные шуточные песни. Образы, художественные средства («Во по ле береза стояла», «дуня-тонкопряха»).

1.4. Удалые разбойничьи мотивы. Мотивы протеста против угнетения («Не шуми, мати, зеленая дубравушка»).

1.5. Солдатские песни. Изображение в них тяжести солдатской службы и психологии солдат («Сторона ль ты моя, сторонушка...»).

1.6. Бурлацкие, ямщицкие, чумацкие песни («дубинушка»).

2. Поэтика лирических песен (песенные образы-персонажи, типические «жизненные обстоятельства», психологический параллелизм, символика, лирические обращения, эпитеты, уменьшительные и ласкательные суффиксы, сравнения и метафоры, повторения, рифма).

3. Народные песни литературного происхождения (прочитать по «Хрестоматии...». – С. 528-543).



Задание.

1. Заучить наизусть песни «Не шуми, мати...», «Снежки белые, пушистые...», «Ах, кабы на цветы не морозы...»

2. Прочитать очерк А.М.Горького «Как сложили песню» («По Руси»). Собр. соч. в 30-ти томах. – Т. 30. – М.: Гослитиздат, 1955. – С. 123.

Литература:



Тексты:

1. Русские народные песни. Сост. А.М.Новикова. – М., 1957.

2. Народные лирические песни. Сост. В.Я.Пропп. – л., 1961.

З. Песни, собранные писателями. Материалы из архива П.В.Киреевского. - М., 1968.

4. Песни и романсы русских поэтов. Вступ. статья, подготовка текста и при меч. В.Е.Гусева. – М.-Л., 1965.
Исследования.

1. Новикова А.М. Народная лирическая песня. Народные частушки. – М.,1960.

2. Колнакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.-Л., 1962.

3. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.. 1965 (можно использовать и хрестоматию. Русское народное творчество под ред. А.М.Новиковой. – М., 1971).


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Славянское язычество.

  2. Славянская мифология.

  3. Аграрный календарь.

  4. Зимний обрядовый цикл.

  5. Весенний обрядовый цикл.

  6. Свадебный обряд.

  7. Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки.

  8. Бытовые сказки.

  9. Сказки о животных.

  10. Докучные сказки.

  11. Несказочная проза. Легенды и предания.

  12. Героические былины.

  13. Былины киевского цикла.

  14. Былины новгородского цикла.

  15. Лирическая песня.

  16. Исторические песни 17 - 19 вв.

  17. Духовные стихи.

  18. Детский фольклор.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЁТУ

Зачет сдается в устной форме по приведенным выше вопросам.



Критерии оценки знаний


Общие содержательные и структурные компоненты знаний по литературоведческим дисциплинам, учитывающиеся при оценивании ответа на зачете:

1. Степень усвоения теоретического литературоведческого материала:

– Правильность формулировки основных понятий, умение объяснить термины;

–Знание и понимание основных закономерностей историко-литературного процесса.

2. Логичное, последовательное и аргументированное изложение вопроса.

3. Владение научным стилем изложения программного материала.

4.Умение иллюстрировать теоретические положения примерами из художественных произведений, цитирование поэтических текстов.

5. Знание минимума научной литературы по излагаемому вопросу.



6. Умение ответить на дополнительные уточняющие вопросы.

«Зачтено»

Отлично – свободная ориентация в материале, анализ в единстве содержания и формы, знание не только обязательной, но и дополнительной литературы, умение самостоятельно мыслить и делать выводы, логика в ответе, высокая культура речи, выразительное чтение наизусть поэтических текстов.

Хорошо – знание всего обязательного материала, умение самостоятельно мыслить и делать выводы, высокая культура речи, выразительное чтение наизусть поэтических текстов, отдельные недочеты в ответе.

Удовлетворительно знание основного курса, но при этом недостаточная глубина анализа или подмена анализа пересказом, отсутствие выводов, ошибки в речи, незнание поэтических текстов наизусть.

«Незачтено»

Неудовлетворительно слабая ориентация в материале, низкая культура речи, незнание поэтических текстов наизусть.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998.

  2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. М., 2001.

  3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов нац. отделений пед. ин-тов. Л., 1983.

  4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для филол. фак. ун-тов. М., 1977.

  5. Русское народное поэтическое творчество: Учебник для пед. ин-тов/М.А.Вавилова, В.А.Василенко, Б.А.Рыбаков и др.; Под ред. А.М.Новиковой. 3-е изд., испр. М., 1986.

  6. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для филол. фак. пед. ин-тов/Под общ. ред. проф. Н.И.Кравцова. М., 1971.

  7. Круглов Ю.Г. Русский фольклор. М., 2000.

  8. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996.


ХРЕСТОМАТИИ ПО ФОЛЬКЛОРУ

  1. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений/Сост. Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. М., 1998.

  2. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов/Сост. Ю.Г.Круглов. 2-е изд., доработ. – Л., 1987.

  3. Русское устное народное творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие/Сост. Ю.Г.Круглов, О.Ю.Круглов, Т.В.Смирнова; Под ред. Ю.Г.Круглова. М., 2003.

  4. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов /Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1986.

  5. Русская фольклористика: Хрестоматия/Сост. С.И.Минц, Э.В.Померанцева. 2-е изд., доп. и испр. М., 1971


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. В 2-х томах. – М., 1963.

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителя. – М., 1977.

  3. Аникин В.П. Русский фольклор. – М.,. 1987.

  4. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М., 1981.

  5. Кравцов Н.И.. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,

  6. 1977.

  7. Богатырев П.Г., Гусев В.Е. и др. Русское народное творчество. – М., 1966.

  8. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для вузов / Под ред. проф. П.Г.Богатырева. – М., 1956.

  9. Чичеров В.И. Русское народное творчество. – М., 1989.

  10. Морохин В.Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. – М.,1973.

  11. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Под ред. Н.И.Кравцова. – М., 1971.

  12. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1988

  13. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия для вузов / Сост. Э.В.Померанцева и С.И.Минц. – М., 1963.

  14. Гусев В.Е. Русские революционные демократы о народной поэзии. – М.,

1955.

  1. Севернорусские сказки в записях А.И.Никифорова. – М.-Л., 1961.

  2. Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. – М.-Л., 1964.

  3. Сказки А.Н.Корольковой / Сост. и ред. Э.В.Померанцева. – М., 1969.

  4. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.М.Жигулев. – М., 1969.

  5. Загадки / Изд. подг. В.В.Митрофанова. – Л., 1968.

  6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1997.

  7. Митрофанова В.В. Современное состояние русских народных загадок / Современный русский фольклор. – М., 1966. – С. 199-208.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия»

  2. www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

  3. www.myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия

  4. www.ruthenia.ru - Электронная библиотека и материалы сайта Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора ИВГИ РГГУ «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика» (г. Москва)

  5. www.philol.msu.ru - Электронная библиотека и материалы сайта кафедры фольклора МГУ им. М.В. Ломоносова

  6. http://folk.pomorsu.ru - Электронная библиотека и материалы сайта Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера Поморского государственного университета (г. Архангельск)

  7. www.slovari.ru - Электронные словари

  8. www.leb.nlr.ru/edoc/329282/ - Песни, собранные П.В. Киреевским. – М.: изданы Обществом любителей российской словесности: 1860-1874.

  9. www.ru-skazki.ru/sokolov-belozerski-tales-songs.html - «Сказки и песни Белозерского края» бр. Соколовых.

  10. www.e-reading.biz/book.php?book=131312 - Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Том 3

  11. www.knigafund.ru/books/68129 - Русский фольклор: Учебное пособие. Автор: Соколов Ю.М.



izumzum.ru