Примерная программа наименование дисциплины география почв рекомендуется для направления подготовки 110100 «Агрохимия и агропочвовед - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа наименование дисциплины система удобрения рекомендуется... 1 290.99kb.
Примерная программа наименование дисциплины иностранный язык рекомендуется... 1 175.92kb.
Бакалавров по направлению 110100 – агрохимия и агропочвоведение 1 20.73kb.
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины Линейная... 1 237.31kb.
Программа дисциплины «политическая география»  для направления... 1 312.85kb.
Программа дисциплины " операционные системы" Рекомендуется Министерством... 1 131.49kb.
Руководство для проведения учебной практики курса 4 519.48kb.
1. Область применения и нормативные ссылки 7 663.57kb.
Программа дисциплины для направления подготовки бакалавра 1 202.88kb.
Программа дисциплины Немецкий язык для направления подготовки 080100. 1 460.18kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 5 386.12kb.
Палеогеография бассейна Кубани 2 244.74kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Примерная программа наименование дисциплины география почв рекомендуется для направления - страница №1/1

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины - ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ

Рекомендуется для направления подготовки

110100 «Агрохимия и агропочвоведение»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование знаний и умений по генетическим особенностям почв, их строению, составу и свойствам, связи почв и почвенного покрова с факторами почвообразования, морфологической и аналитической характеристике основных типов почв, особенности их сельскохозяйственного использования.

Задачи дисциплины предусматривают изучение:

  • методологии, методов, законов географии почв,

  • понятия о генезисе почв, почвообразовательных процессов,

  • классификации почв,

  • почвенно- географического районирования, структуры почвенного покрова.

  • основных типов почв почвенно-биоклиматических поясов, их генезиса, классификации, строения, состава и свойств, особенностей их использования в сельском хозяйстве




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «География почв» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин согласно ФГОС ВПО по направлению «Агрохимия и агропочвоведение».

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «География почв» являются химия, геология с основами геоморфологии, ландшафтоведение, общее почвоведение.

Последующими дисциплинами являются: картография почв, агропочвоведение, агрохимия, мелиорация, почвенные и агрохимические методы исследования, земледелие, система удобрения и дисциплины вариативной части - мелиоративное почвоведение, экономическая оценка земли, растениеводство, плодоводство и овощеводство.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

    • способности представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;

  • способности распознать наиболее распространенные минералы и горные породы, оценить их участие в почвообразовательном процессе и плодородии почв;

  • способности использовать геологические, геоморфологические, топографические карты и геодезические приборы при оценке агроландшафтов и размещении сельскохозяйственных угодий и культур, проведении землеустройства;

  • способности распознать основные типы и разновидности почв, оценить уровень их плодородия, обосновать направления использования почв в земледелии;

  • готовности участвовать в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических обследований земель сельскохозяйственного назначения;

  • способности проводить оценку и группировку земель по их пригодности для сельскохозяйственных культур;

  • способности к проведению почвенных, агрохимических и агроэкологических научных исследований согласно утвержденным методикам.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: Структурно-функциональную роль почвы в биосфере; знать классификацию почв, принципы почвенно-географического районирования, правильно оценивать место и роль почвы в ландшафте; основные типы почв, их генезис, строен6ие состав и свойства, морфологическую и аналитическую характеристику; зональные и фациальные особенности почв и почвенного покрова, агрономическую оценку почв, свойства, лимитирующие плодородие почв;

уметь: оценивать генетические особенности почв, особенности их строения, состава и свойств; оценивать природное и эффективное плодородие почв; разрабатывать рекомендации по рациональному использованию земельных ресурсов, охраны и повышения плодородия почв.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы



Всего часов



Семестр

5

Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Лекции

28

28

Практические занятия (ПЗ)

44

44

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

30

30

Подготовка к текущим занятиям, к промежуточному контролю

30

30

Выполнение индивидуальных заданий

12

12

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы


144

144

4

4


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование

раздела


дисциплины

Содержание раздела

1.

Понятие о географии, генезисе и классификации почв.

Понятия о генезисе почв. Почвообразовательный процесс. Общая схема почвообразования. Общие почвообразовательные процессы. Элементарные почвообразовательные процессы. Классификация почв.

2.

Факторы почвообразования. Законы географии почв.

Учение о факторах почвообразования. Взаимодействие факторов в почвообразовании. Разнообразие почв природы в зависимости от сочетания факторов почвообразования.

3.

Почвенно-географическое районирование.

Задачи почвенно-географического районирования. Почвенно-биоклиматическое районирование. Таксономические единицы районирования почвенного покрова:

4.

Структура почвенного покрова.

Понятие о структуре почвенного покрова (СПП). Учение о структуре почвенного покрова. Элементарный почвенный ареал (ЭПА). Гомогенные и гетерогенные ЭПА. Характеристики ЭПА. Почвенные мезо- и микрокомбинации. Понятие о контрастности почвенных комбинаций.

5.


Почвы бореального пояса.

Зона глееподзолистых и подзолистых иллювиально-гумусовых почв северной тайги. Болотно-подзолистые почвы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв зоны.

Зона подзолистых почв средней тайги. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв средней тайги,

Зона дерново-подзолистых почв южной тайги. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв южной тайги.

Агрономическая оценка почв. Факторы, лимитирующие их сельскохозяйственное использование.

Дерновые почвы. Дерновый почвообразовательный процесс. Классификация, строение, состав и свойства дерновых почв.

Болотные почвы. Болотный почвообразовательный процесс. Распространение и условия почвообразования болотных почв.

Типы заболачивания и типы болот. Классификация, строение, состав и свойства верховых и низинных болотных почв.

Особенности использования болотных почв.



6.


Почвы суббореального пояса.


Западная и Восточная буроземно-лесные области. Бурые лесные почвы широколиственных лесов.

Генезис, классификация, строение, состав и свойства бурых лесных почв.

Агрономическая оценка бурых лесных почв.

Серые лесные почвы, география, особенности условий почвообразования.

Генезис, классификация, строение, состав и свойства.

Провинциальные особенности почв.

Агрономическая оценка серых лесных почв. Факторы, лимитирующие их плодородие.

Черноземные почвы лесостепной и степной зон.

Генезис, классификация, строение, состав и свойства черноземов лесостепной зоны.

Провинциальные особенности почв.

Факторы, лимитирующие плодородие черноземов лесостепи.

Генезис, классификация, строение, состав и свойства черноземов степной зоны.

Провинциальные особенности почв.

Каштановые почвы сухой степи. Факторы почвообразования.

Генезис, классификация, строение, состав и свойства каштановых почв.

Факторы, лимитирующие плодородие каштановых почв.

Засоленные почвы и солоди.

Образование и условия накопления солей в почвах.

Солончаки. Генезис, классификация, строение, состав и свойства солончаков

Комплексность и основные черты почвообразования в зональных почвах.

Солонцы. Генезис, классификация, строение, состав и свойства Факторы, лимитирующие плодородие почв. Мелиорация солончаков и солонцов.

Солоди. Генезис, классификация, строение, состав и свойства.



7

Почвы полупустынной и пустынной области.

Полупустынная и пустынная область. География области. Главные закономерности распространения почв. Условия почвообразования.

Бурые почвы полупустыни. Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв. Агрономическая оценка почв. Факторы, лимитирующие плодородие почв.

Серо-бурые, такыровидные, такыры и песчаные почв пустыни.


8

Горные почвы.

Горные почвы. Условия почвообразования, генетические особенности, классификация, диагностика и основные свойства горных почв.

Закономерность вертикальной поясности и почвы отдельных горных областей (Урал, Алтай, Саяны, Кавказ). Сельскохозяйственное использование горных почв.



9

Почвы пойм.

Почвы пойм. Географическое распространение и площади пойменных почв. Особенности почвообразования в поймах рек (развитие поемных и аллювиальных процессов).

Строение, состав и свойства пойменных почв.

Почвенный покров прирусловой, центральной и притеррасной областей поймы. Зональность пойменных почв.


10.

Почвы субтропиков и тропиков.

Особенности почвообразования. Краснозёмы, желтозёмы. Ферраллитные почвы. Агрономическая оценка. Факторы, лимитирующие плодородие почв.

11.

Земельные ресурсы и их использование в сельском хозяйстве.

Земельный фонд России и его освоенность.

Особенность почвенного покрова России.



Оценка уровня деградации почв России.




5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п



Наименование обеспе­чиваемых (последую­щих) дисциплин



№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9


10

11

1.

Картография почв

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




2.

Мелиоративное почвоведение

+

+




+

+

+

+

+

+

+




3

Агропочвоведение

+

+

+

+

+

+




+

+

+

+

4

Методы почвенных исследований

+

+







+

+

+

+

+







5

Земледелие













+

+

+

+

+




+

6

Растениеводство













+

+

+

+

+




+

7

Плодоводство и овощеводство













+

+

+

+

+

+

+

8.

Мелиорация







+

+

+

+

+

+

+

+

+

9.

Экономическая оценка земли










+

+

+




+

+







10

Система удобрения













+

+




+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п


Наименование раздела дисциплины

Лек

Практ

зан.


СРС

Все-

го




Понятие о географии, генезисе и классификации почв.

2

2

4

8



Факторы почвообразования. Законы географии почв.




2

2

4



Почвенно-географическое районирование.

2

2

4

8



Структура почвенного покрова.




2

2

4



Почвы бореального пояса.

8

12

20

40



Почвы суббореального пояса.

6

10

16

32



Почвы полупустынной и пустынной области

4

6

10

20



Горные почвы.




2

2

4



Почвы пойм.

2

2

4

8



Почвы субтропиков и тропиков.

2

2

4

8



Земельные ресурсы и их использование в сельском хозяйстве.

2

2

4

8



6. Практические занятия

п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование практических занятий

Трудоемкость

часы


1.

1

Разнообразие почв в природе (занятия в музее)

2

2.

2

Факторы почвообразования. Законы географии почв (работа с атласами, почвенными картами)

2

3.

3

Почвенно-географическое районирование (работа с картой поченно-георафического районирования)

2

4.

4

Структура почвенного работа (работа с методическим пособием по структуре почвенного покрова)

2

5.

5

Глееподзолистые и подзолистые почвы

2

6.

5

Дерновые почвы

2

7.

5

Дерново-подзолистые почвы

2

8.

5

Болотные почвы. Болотно-подзолистые почвы.


2

9.

5

Сельскохозяйственное использование почв Европейско-Западно-Сибирской области.

2

10.

6

Бурые лесные почвы

2

11.

6

Серые лесные почвы

2

12.

6

Черноземы лесостепной зоны

2

13

6

Черноземы степной зоны.

2

14.

6

Сельскохозяйственное использование чернозёмных почв. Контрольная работа

2

15


6

Каштановые почвы сухих степей.

2

16

6

Засоленные почвы

2

17.

6

Солоди. Сельскохозяйственное использование засоленных почв.

2

18.

7

Бурые полупустынные, серо-бурые пустынные. Такыры и такыровидные почвы

2

19.

8

Горные почвы

2

20.

9

Почвы пойм

2

21.

10

Почвы субтропиков и тропиков

2

22.

11

Земельные ресурсы. Контрольная работа

2

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Генезис, классификация, строение, состав и свойства почв (область, край, республика), структура почвенного покрова и агрономическая оценка
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература



  1. Наумов В.Д. География почв (общая часть). – М., 2002. (2010) (в печати)

  2. Наумов В.Д. География почв – М., 2008.

  3. Наумов В.Д. Почвы тропиков и субтропиков и их сельскохозяйственное использование. – М., 2007.

  4. Почвоведение. Под ред. Кауричева И.С. – М., 1989.

б) дополнительная литература



  1. Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. – М., МГУ, 2004.

  2. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. – М., «Колос», 1996.

  3. Классификация и диагностика почв России. – М., 2004.

  4. Классификация и диагностика почв СССР. М., «Колос», 1977.

  5. Атлас почв мира. М.1964.

  6. Атлас почв СССР, М., 1975

  7. Кауричев И.С. Гончарова Н.А., Стратанович М.В. Крутилина В.С. «География и сельскохозяйственное использование почв». Методические указания и тест-задания для самостоятельной работы студентов. Раздел «Классификация и морфологическая диагностика почв». - М. МСХА. 1997, 55 с.

  8. Кауричев И.С., Кащенко В.С. Методические указания для практических занятий по курсу картография почв (структура почвенного покрова). - М., МСХА, 1997, 50 с.

  9. Кауричев И.С., Стратанович М.В. Гончарова Н.А. «География и сельскохозяйственное использование почв». Часть II. Методические руководство для самостоятельной работы и контроля текущей успеваемости студентов. - М. МСХА. 1997, 43 с.

  10. Кауричев И.С., Стратанович М.В. Таблицы данных анализа почв. Методическое руководство для практических занятий по почвоведению. - М. МСХА. 1997, 50 с.

  11. Кауричев И.С., Стратанович М.В., Степанова Л.П. «Агроэкологическая характеристика заболоченных почв» - Орел, 2002, 50 с.

  12. Мамонтов В.Г «Интерпретация данных водной вытяжки из засоленных почв» - М. РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2002, 37 с.

  13. Наумов В.Д., Кашанский А.Д. Рабочая тетрадь по курсу «География почв» - М., РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2009, 206 с.

  14. Почвенные карта под ред. Ковды В.А., Глазовской М.А., Фридланда

в) программное обеспечение


Учебно-методический комплекс по дисциплине «География почв»
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Rambler, Yandex, Google


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для ведения лекционных занятий необходимо иметь мультимедийный проектор, экран и возможность размножения раздаточного материала.



10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При преподавании курса необходимо ориентироваться на современные образовательные технологии, в том числе на использование интерактивных подходов в обучении, мультимедийной техники, Интернета. Использовать интерактивных упражнений и заданий, позволяет не только закреплять пройденный материал, но и активно изучать новое. Рекомендуется использовать творческие задания, обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и т.д.), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («займи позицию» и т.д.). Изучение и закрепление нового материала должно сочетаться наряду с традиционным способом подачи материала, использование интерактивных лекций, работу с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого» и т.д. В условиях сокращения аудиторных занятий, необходимо шире использовать активные методы и дифференцированное обучение, обеспечивать профориентацию в процессе обучения, что позволяет студенту понять цели и задачи, стоящие перед ним, привить ему соответствующие компетенции, навыки и т.п.

Самостоятельная работа должна быть направлена на углубленное изучение курса «Географии почв», актуальных проблем современного почвоведения, географии почв, умение работать с литературой (учебники, монографии, журнальные статьи), анализировать и обобщать изученные материалы, быть в курсе последних достижений науки в данной области знаний.

Большое значение имеют вопросы практического обучения, получения практических навыков, которые позволят выпускнику решать самостоятельно как производственные задания, так и проводить научные исследования. Среди них ведущую роль играют вопросы почвенной диагностики, морфологической и аналитической, знание классификации почв, строения, состава, свойств, их генетическая и агрономическая оценка. При этом необходимо насыщать занятия творческими заданиями, которое придает смысл обучению, мотивирует студента. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, товарища, позволяет создать фундамент для сотрудничества в процессе изучения материала, создать атмосферу сотворчества, сообучения.



Изучая курс необходимо не упускать из вида, что почва как особый природный объект, тесно взаимодействует с окружающими природными сферами (биосферой, литосферой, гидросферой, атмосферой), между которыми идет постоянный процесс обмена веществами и энергией, происходит постоянное взаимодействие и взаимовлияние. Почвенный покров выполняет на земле важнейшие экологические функции, поэтому только глубокие знания этого природного тела, позволит эффективно использовать почвенное плодородие, регулировать процессы, протекающие в почве, предохранять почвенный покров от деградации.

Разработчик:

Кафедра почвоведения

РГАУ-МСХА имени

К.А.Тимирязева профессор В.Д.Наумов
Эксперт:

РУДН профессор В.Г.Ларешин







izumzum.ru