Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога бабенковой Ольги - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приказ № от 2010 г. Рабочая программа солдатовой Ольги Алексеевны 4 487.13kb.
Рабочая программа составлена в криминалистики 1 148.24kb.
Рабочая программа к ооп от № дисциплины б 02. 01 Информатика для... 1 126.6kb.
Рабочая программа к ооп от № дисциплины с 01 Физическая культура... 1 191.86kb.
Рабочая программа педагога высшей категории Стёба Аллы Павловны Математика 3 967.47kb.
Рабочая программа разработана на основе 1 530.62kb.
Приказ № от «1»сентября 2012 г. Рабочая программа учителя 3 653.09kb.
И. А. Маляревич Приказ № от 31. 08. 2012 г 3 578.23kb.
Торопыно Наталья Михайловна учитель начальных классов I квалификационная... 1 361.4kb.
Рабочая программа дисциплины «Методика обучения математике»/ сост. 5 603.41kb.
Рабочая программа педагога лозовой Валентины Петровны 2 365.39kb.
Задание Верно ли определение: "Человек это единственная птица, которую... 1 153.79kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога бабенковой Ольги - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Старый Хопер


«Согласовано»

Руководитель МО

_____(Бабенкова О.П.)
Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.




«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ с.Старый Хопер

______(Морковская Л.П.)

«____»____________2011 г.




«Утверждено»

Директор МОУ СОШ с.Старый Хопер

__________Мыльцева Н.Р.
Приказ № ___ от «___»____2011 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Бабенковой Ольги

Петровны,

II квалификационная категория
«Биология»

9 класс

Базовый уровень


2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой 1/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 9 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: дрофа, 2006. — IЗВс.1/, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в Пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов, В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение е рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует

усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

1

Содержание



Введение


Эволюция живого мира

Системная природа жизни (жизнь есть свойство живой системы, а не ее элементов). Статическая и динамическая устойчивость (среда – источник вещества и энергии). Обмен веществ. Принцип Ле Шателье–Брауна. Живые системы – сложные «молекулярно-химические машины» (Г. Гельмгольц). Роль регуляции в существовании живых систем. Понятие об обратной связи на примере регуляции обмена веществ (с упоминанием кибернетики). Устойчивые системы состоят из неустойчивых элементов – дублирование функций и систем (на примере технических систем, живых систем).


Иерархия регуляторных систем (клетка, орган, организм). Уровни организации живого. Регуляция осуществляется на каждом уровне.
Свойства живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, воспроизведение, раздражимость, развитие.
Вывод: Две главные проблемы биологии: 1) как поддерживается порядок и согласованность процессов в живых системах; 2) как такой порядок мог возникнуть в ходе развития жизни.

Структурная организация живых организмов

Клеточная теория (Р.Гук, А.Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.


Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.
Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка).
Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез.
Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз.
Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии. Краткосрочные и долгосрочные депо энергии в организме.
Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов. Универсальность генетического кода.
Нарушения в строении и функционировании клетки – причина заболевания у организмов. Клеточная патология (Р. Вирхов).
Вирусы – неклеточные формы жизни. Биосинтез и обмен веществ поручены хозяину. Вирусные инфекции и их профилактика.

2

Размножение и индивидуальное развитие организмов


Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.


Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Регуляция полового и бесполого размножения в жизненном цикле.
Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Биологический смысл дробления и эквипотенциального деления клеток. Избыточная генетическая информация каждой клетки – предпосылка регуляции ее функций в процессе развития организма: возможность регенерации, изменение функций клетки в процессе ее дифференцировки. Дробление зародыша служит предпосылкой различной дифференциации составляющих его клеток. Относительное положение клеток в зародыше и их взаимодействие влияют на их будущую судьбу.
Устойчивость онтогенеза от нарушений, его направленность. Примеры уродств, вызванных нарушением нормального хода развития.

Наследственность и изменчивость организмов

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г. Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет.


Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер.
Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Главное обобщение классической генетики: наследуются не признаки, а нормы реагирования. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности.
Ч. Дарвин и А.-Р. Уоллес – основоположники теории эволюции организмов. Модель эволюции путем естественного отбора.
Учение об искусственном отборе – основа селекции. Применение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Движущие силы и результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания. Относительный характер приспособленности.
Вид и видообразование.
Система органического мира. Свидетельства об эволюции из области систематики, сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии и биогеографии. Клеточное строение как доказательство родства и единства.

3


Учение А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса. Биологический прогресс и пути его достижения (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация). Дивергенция, органическое разнообразие и их биологический смысл.
Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Происхождение эукариот. Возникновение многоклеточных. Скелетная революция. Выход многоклеточных на сушу. Наземные позвоночные – как сообщество сборщиков урожая. Человек – плоть от плоти наземных позвоночных. Экологическая роль человека в биосфере – суперпотребитель всевозможных ресурсов, включая минеральные.

Взаимодействие организма и среды

Экология – наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме.


Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды, зависящих и не зависящих от плотности населения.
Популяция как сообщество организмов одного вида. Структура популяции (пространственная, возрастная, половая и т.п.) и ее воспроизведение в ходе смены поколений особей. Регуляция численности у организмов с разным уровнем плодовитости и выживания, их связь с заботой о потомстве и образом жизни. Регуляция численности и ее механизмы. Популяционный гомеостаз. Общие принципы эксплуатации природных популяций. Перепромысел как причина истощения воспроизводимых ресурсов. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Пищевые пирамиды на суше и в океане.
Средообразующая роль организмов, биоценоза, понятие о биогеоценозе и биокосных системах. Сукцессионная смена биоценозов и понятие о климаксе. Восстановительная сукцессия.
Особенности агроэкосистем. Разнообразие агроэкосистем, роль человека в их создании. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Элементарный состав живого вещества. Роль биоразнообразия в поддержании устойчивости круговорота веществ. Роль человека в биосфере. Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеантропы, неантропы. Выход человекообразных обезьян в открытый ландшафт. Пространственная экстраполяция – источник разума и орудийной деятельности. Полуденный хищник. От стада к коллективу. Речь и вторая сигнальная система как средство управления коллективом. Освоение огня. Большой коллектив и охота на крупных млекопитающих. Возникновение искусства и религии.
Неолитическая революция: кризис присваивающего хозяйства – первый экологический кризис в истории человечества. Производящее хозяйство. Каждый шаг в совершенствовании производительности труда – предпосылка к росту численности населения. Расширение ресурсной базы и последовательное оскудение невозобновимых, а затем и возобновимых ресурсов. Ограниченность ресурсов для изготовления орудий – открытие технологии выплавки и обработки металлов. Вырубка лесов, переход к каменному строительству и добыче каменного угля. Промышленная революция и научно-технический прогресс. Зеленая революция. Печальная судьба народов, решивших свои экологические проблемы.

4

Человечество пока не нашло путей устойчивого развития.


Современный экологический кризис и активный ответ биосферы. Проблемы загрязнения, исчерпания ресурсов и разорения земель, вымирания ключевых звеньев биосферного круговорота, перенаселения, голода.
Как предотвратить дальнейшее развитие экологического кризиса. Два пути человечества (самоограничение или поиски путей устойчивого развития). Необходимость объединения усилий всего человечества в решении проблем экологического кризиса.

Заключение

Методы изучения живых объектов: сравнительный, опытно-экспериментальный. Ограниченность применения эксперимента с живой природой.


Роль биологии в жизни людей и самого ученика. Осознание исключительной роли жизни на Земле в создании и поддержании благоприятных условий жизни человечества. Роль экологических и биосферных знаний в установлении пределов безопасной активности людей. Элементарные биологические основы медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Биологические основы здорового образа жизни.

5
Учебно-тематический план







Название темы

Количество часов

Лабораторных

работ


Контрольных работ

1

Введение

Эволюция живого мира



22

1

2

2

Структурная организация живых организмов

13

2




3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

2




4

Наследственность и изменчивость организмов

9

2

1

5

Взаимодействие организма и среды

15







6

Заключение

4




1




Итого 9 класс

68 часа

7

4


Литература
1.Автор учебника: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М .: Дрофа, 2007.


.
2.Поурочные планы для преподавателей 9 класс Высоцкая М. В. г. Волгоград, Издательство «Учитель»

3.Рабочая тетрадь 9 класс «Общие закономерности» Мамонтов С.Г. Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Москва, Издательский дом «Дрофа», 2009г.

6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАШИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

• признаки биологических объектов: экосистем и агроэкосистем; биосферы;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии

круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;



уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

7


Развернутый тематический план 9 класс (базовый уровень)








урока

Содержание учебного материала

демонстрация

дата

проведения



план

факт

Введение

Эволюция живого мира

22 часа













Основные свойства организмов

ИКТ









Становление систематики












Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

ИКТ









Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.












Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.

таблица









Естественный отбор.












Формы естественного отбора.

Таблица

ИКТ










Результат эволюции — приспособленность организмов к среде обитания.

Практическая работа

«Выявление приспособленности к среде обитания»

Таблица

ИКТ










Забота о потомстве












Физиологические адаптации












Вид, его критерии и структура.

Таблица

ИКТ










Эволюционная роль мутации












Главные направление эволюции.

Таблица

ИКТ










Закономерности эволюции

Таблица









Урок обобщение












Контрольная работа

«Учение о6 эволюции органического мира».

Текст работы









Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

Таблица







18.

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.

Таблица







19.

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Таблица







20.

Происхождение человека.

Таблица







21.

Урок обобщение










22.


Контрольная работа

«Эволюция живого мира на Земле»

Текст работы







Структурная организация живых организмов

13 часов










23.

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества



Таблица

ИКТ








24.

Белки. Жиры. Углеводы. Нуклеиновые кислоты. Органические вещества клетки.

Таблица

ИКТ








25.

Нуклеиновые кислоты.

Органические вещества клетки.



Таблица

ИКТ








26.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Таблица

ИКТ








27.

Пластический обмен.

Таблица

ИКТ








28.

Энергетический обмен.

Таблица

ИКТ








29.

Типы питания










30.

Прокариотические клетки.

Практическая работа

Изучение клеток бактерий

Таблица

ИКТ








31.

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.

Модель

Клетки


Таблица

ИКТ


Тесты ГИА.







32.

Эукариотическая клетка. Ядро.

Практическая работа

Изучение клеток растений и животных

Таблица

ИКТ


Тесты ГИА.







33.

Деление клеток.

Таблица

ИКТ








34.

Клеточная теория строения организмов.










Размножение и индивидуальное развитие организмов

5 часов










35.

Размножение. Бесполое размножение.

Таблица







36.

Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Таблица

ИКТ








37.

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

Таблица







38.

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Таблица







39.

Общие закономерности развития.










Наследственность и изменчивость организмов

9 часов










40.

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя.










41.

Законы Г. Менделя.

Таблица

ИКТ








42.

Генетика пола.










43.

Взаимодействие генов

Практическая работа

Решение генетических задач.










44.

Наследственная изменчивость.










45.

Фенотипическая изменчивость.

Практическая работа

Выявление изменчивости организмов.

Таблица

ИКТ








46.

Контрольная работа

«Наследственность и изменчивость»

Текст работы







47.

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растении.

Таблица








48.

Селекция микроорганизмов.

Методы селекции растении и животных.



Тесты ГИА.







Взаимодействие организма и среды

15 часов










49

Основы экологии










50.

Структура биосферы.

Таблица







51.

Круговорот веществ в природе.

Таблица

ИКТ








52.

История формирования сообществ живых организмов










53.

Биогеоценозы, биоценозы.

Таблица







54.

Абиотические факторы

Тесты ГИА.







55.

Интенсивность действия факторов среды










56.

Биотические факторы.










57.

Пищевые связи в экосистемах.

Таблица

ИКТ








58.

Взаимоотношения между организмами

Практическая работа

Выявление типов взаимодействия разных видов конкретной экосистеме

Таблица

ИКТ


Тесты ГИА.







59.

Изучение и описание экосистем своей местности.






60.

Природные ресурсы и их использование.










61.

Роль человека в биосфере.










62.

Последствия деятельности человека в экосистемах.

Практическая работа

Анализ и оценка деятельности человека в экосистемах.

ИКТ

Тесты ГИА.









63.

Экологические проблемы.

ИКТ







64.

Становление современной теории эволюции.

Тесты ГИА.







Заключение 4 часа










65.

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Тесты ГИА.







66.

Закономерности наследственности и изменчивости.

Тесты ГИА.







67.

Взаимодействия организма и среды обитания.

Тесты ГИА.







68.

Итоговая контрольная работа.

Текст работы









izumzum.ru