Преподавателя высшей - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ректор, профессор Н. Д. Цхадая 1 99.49kb.
Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное... 3 1156.32kb.
Приказ Высшей аттестационной комиссии от 7 декабря 2010 г 1 113.79kb.
Семинар-тренинг «Этика делового общения и имидж преподавателя в современном... 1 48.58kb.
Об опыте преподавания компьютерной графики в высшей школе 1 61.91kb.
Грибоедов «Вальс» Исполняет на рояле бондаренко настя. Класс преподавателя... 1 29.67kb.
Форма «история успеха преподавателя» 1 22.77kb.
Личная карточка преподавателя 1 14.42kb.
Результаты межвузовского конкурса мультимедийных проектов студентов... 1 69.88kb.
Анализа данных и искусственного интеллекта 1 100.52kb.
«Из истории развития Конституции Республики Беларусь» 1 226.54kb.
Республика Армения 1 141.04kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Преподавателя высшей - страница №1/1

Тема по самообразованию:

«Использование метода проектов на уроках географии».

Преподавателя высшей


гимназии-лаборатории

Салахова


Гумировой И.А.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого, в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б в 1931 году, метод проектов был осужден и с тех пор в России не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он весьма активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюк, его методы проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Дж. Дьюк предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Вот тут-то и важна проблема, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом?

Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами - от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative bcarning) подходом к обучению.

Результаты выполнения проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Результатом может быть доклад, статья в газету, альманах с репортажами с места событий, план мероприятий и т. д.

Выбор тематики проектов в различных ситуациях может быть различным.

Некоторые авторы, например, Н.Г. Чернигова, которая рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на «последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится автором к проектному обучению как к типу развивающего обучения.

Следует отметить, что переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.



Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  5. развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

    • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

    • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

    • индивидуальный темп работы каждого ученика обеспечивает выход на свой уровень развития;

    • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

В газете «География» была опубликована статья О.В. Крыловой, посвященная созданию атласа гипотетического материка, позже эта статья была опубликована в сборнике «Интересный урок географии».

Эта идея показалась мне исключительно интересной и плодотворной. Действительно, для подростка 12-13 лет очень актуально создание собственного мира, а если этот мир еще и имеет «адрес» на карте, развивается по законам, существующим в природе, имеет картографический, реальный образ – этот мир может стать частичкой жизни ученика.

Ребят захватила эта идея, и вот уже пятый год «Проект гипотетического материка» прочно прописался в курсе географии 7 класса.

Я знакомлю ребят с предстоящей работой в 3 четверти, когда уже изучены: Африка, Австралия, Антарктида и Южная Америка: ребята уже знают основные географические закономерности и видят, как они «работают» в каждом конкретном случае, на каждом материке.

Разработка проекта и создание атласа карт занимает 1-2 месяца и заканчивается защитой проекта. Вся работа, кроме защиты, осуществляется во внеурочное время.



Этапы работы над проектами:

1 этап: Разработка проектного задания.

Задачи: определение темпа, уточнение целей, постановка задач.

УЧЕНИКИ: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формулируют задачи и способы взаимодействия.

УЧИТЕЛЬ: объясняет цели проекта, мотивирует учащихся, корректирует сроки, наблюдает.

2 этап: Разработка проекта.

Задачи: выполнение проекта.

УЧЕНИКИ: выполняют карты, составляют описание.

УЧИТЕЛЬ: консультирует группы, корректирует сроки, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

3 этап: Защита проекта.

Задачи: подготовка доклада, обоснование и объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта.

УЧЕНИКИ: защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

УЧИТЕЛЬ: организует обсуждение, участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

4 этап: Рефлексия.

Задачи: оценка проектов.

УЧЕНИКИ: заполняют анкету рейтинговой оценки.

УЧИТЕЛЬ: заполняет анкеты рейтинговой оценки, определяет среднюю оценку по проекту, общую оценку проекта.

Замечания к работе над проектом гипотетического материала:

Сроки: февраль – март.

Ученики работают в группах 2 – 3 человека, иногда индивидуально. Более крупным группам труднее координировать свою работу.

Самым главным на первом этапе является выбор места размещения материка и его величины, от этого зависит масштаб карт. Учитель оказывает помощь в составлении карты-основы, на базе которой создается атлас. Кроме того, ребята должны будут решить, кто и когда «открыл» материк, от этого зависит топотемика.

Учитель должен следить за этапами создания карт атласа, т.к. иногда, сделав карту рельефа, первой, ученики не могут «подогнать» под нее карту строения земной коры, а, нарисовав на основе реки, вынуждены приспосабливать под направление их течения рельеф.

Ученики не должны увлекаться историческим аспектом, обычно это уводит группу от выполнения главной задачи: применение знаний географических законов и закономерностей на конкретной территории.



В этом году я предложила десятиклассникам, работавшим над проектами 4 года назад составить проект экономики гипотетической страны.

Проект Ю. Дмуховской занял 2 место на научно-практической конференции, проходившей во время «Дней науки» в гимназии.


izumzum.ru