Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста 1 64.74kb.
А. А. Петрова психолингвистический подход к исследованию речевой... 1 14.74kb.
Viii вида г. Вихоревка. Преодоление агрессивности в школьной среде... 1 57.93kb.
Сценарий праздник для дошкольников к 23 февраля «Праздник пап в волшебной... 1 83.38kb.
Библиотека программы «детство» Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая логика... 3 501.62kb.
Модуль управления структурой сайта 1 33.6kb.
Атомная физика …Замечательным открытием Гельмгольца о законе вихревого 2 434.44kb.
Программа дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» 3 260.07kb.
Методы исследования реальной структуры и состава материалов 1 69.51kb.
+: к поиску вариации “постоянной” тонкой структуры 1 21.08kb.
Рубцова Ольга Витальевна преодоление внутреннего ролевого конфликта... 1 420.93kb.
Звезда мн число звёзды Небесное тело 1 17.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников - страница №1/1

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.

Речевое развитие характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Ребенок нарушает порядок слов в слове, допускает пропуски либо добавляет, заменяет слоги или звуки.

Нарушение слоговой структуры слов, обычно, варьируются от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в самостоятельной речи до грубых нарушений, при повторении 2-х, 3-х сложных слов без стечения согласных с опорой на наглядность.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с нарушением речи на протяжении многих лет, и проявляется снова, как только ребенок сталкивается с новым словом сложной слоговой структуры.

Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте приводит к возникновению у школьников к дисграфии и дислексии (нарушения письма, чтения), на почве недоразвития языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии. Возникает психологический дискомфорт, переживания, трудности в общении с окружающими.

Прежде, чем приступить к коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов логопед обследует ребенка с нарушением речи.

Исследование позволяет определить нарушает ли ребенок звукослоговою структуру отдельных слов и слов в предложении.

Исследование состояния слоговой структуры слов проводится по схеме с учетом общего речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Например, ребенку показывают картинку и называют соответствующее слово, предложение. Затем ребенок повторяет данное слово или предложение.

4 года: кот, вода, стул, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

5 лет: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.

Сестренка развешивает простыни.

В универсаме продают продукты.

Парашютисты готовятся к прыжку.

6 лет:


Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Если ребенок допускает стойкие грубые ошибки в отдельных словах, в предложениях и при повторении ошибки сохраняются, ребенку необходима коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов.

Логопед выбирает методы, приемы коррекционной работы индивидуально с учетом речевого, интеллектуального развития, возраста, вида речевой патологии.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов включает:

Подготовительный этап:

- Работа на невербальном уровне.

Игры, упражнения на развитие слухового внимания; работа над ритмом; по формированию общей координации движений; мелкой моторики: на координацию, динамическое развитие движений рук, переключение движений и т.д.

- Работа на вербальном уровне.

Игры, упражнения на формирование пространственно-временных представлений; развитие слухового восприятия и т.д.

Коррекционный этап включает несколько уровней:

- работа на уровне гласных звуков;

- работа на уровне гласных звуков слогов;

- работа на уровне гласных звуков слов:
двусложные слова из открытых слогов (вода),

трехсложные слова из открытых слогов (малина),

односложные слова, закрытый слог (кит),

двусложные слова с закрытым слогом (банан),

двусложные слова со стечением согласных в середине слова (ветка),

двусложные слова с закрытым слогом, стечением согласных (альбом),

трехсложные слова с закрытым слогом (петушок),

трехсложные слова со стечением согласных (шахматы)

трехсложные слова со стечением согласных, закрытым слогом (кузнечик),

трехсложные слова с двумя стечениями согласных (кузнечик),

односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (шкаф, бант),

двусложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо),

четырехсложные слова из открытых слогов (пианино).

В процессе работы используются разные виды игр и упражнений, в ходе которых формируется и отрабатывается также:

- фонематический и слоговой анализ слов;

- фонематический и слоговой синтез слов;

- смешанные упражнения на анализ и синтез слов;

- фонематические представления.

Отработка слоговой структуры слов необходимо проводить на материале предложений, чистоговорок, стихов, скороговорок, потешек, прибауток, небольших рассказов, сказок и других текстов.

Логопед подбирает речевой материал, исходя из задач этапа коррекционной работы.

Одновременно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов ведется работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения. Это является необходимым фактором для развития фонематической стороны речи.

Работа с ребенком-логопатом на начальном этапе требует большого числа повторений слов.

Коррекционная работа должна вестись длительно, систематически, от простого к сложному, в игровой форме, с применением наглядности.

Используемая литература:



  1. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). М., Просвещение, 1996.

  2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., Детство-Пресс, 2000.