Предварительная подготовка - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Предварительная подготовка - страница №1/1

Методическая разработка урока физики:

Почему Юрий Гагарин первым полетел в космос
Цель урока: ответить на вопрос: «Почему Юрий Гагарин первый полетел в космос?»

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с этапами развития отечественной космонавтики.

2. Идеями Циолковского.

3.Деятельностью Королева.

4. Ответить на вопрос, почему Ю.Гагарин первым полетел в космос.

5. Научить самостоятельности мышления, умению выступать перед большой аудиторией. Развивать у учащихся активную учебную деятельность. Развивать коммуникативные способности, устную речь учащихся; расширить познавательный интерес учащихся.

6. Воспитывать ответственность перед классом. Воспитывать патриотические и гражданские чувства учащихся через обращение к истории страны и её достижениям в области науки и техники.
Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, портреты ученых, выставка книг по теме.



Предварительная подготовка:

подбор материалов для создания презентации и сценария урока, создание презентации,

6 учеников заранее в течение 1 недели занимаются изучением и подборкой материалов из различных источников информации по конкретному вопросу по заданной по теме (дополнительная литература, Интернет-ресурсы).
Содержание и основная деятельность
1.Вступление.

Компьютерная зарисовка художника. Космос, Вселенная.



2.Учитель.

12 апреля – День космонавтики.

« Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» К.Циолковский

« Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» К. Циолковский.

Идея использования ракеты для полетов в космическое пространство - за пределы земной атмосферы, к другим планетам Солнечной системы – была впервые высказана русским ученым и изобретателем К.Э.Циолковским. В труде « Исследование мировых пространств» 1905г. Он разработал основы теории реактивного движения и конструкцию жидкостного реактивного двигателя, вывел формулу, устанавливающую связь между скоростью ракеты, скоростью истечения газов, массой ракеты и массой горючего.

К.Э.Циолковский теоретически обосновал возможность создания ракеты, способной разогнаться до первой космической скорости (8 км/с). Первая космическая скорость – это минимальная скорость, которую надо сообщить телу на поверхности Земли, чтобы оно стало спутником Земли, движущимся по круговой орбите.

Идея Циолковского о сооружении большой станции – спутника на орбите вокруг Земли, с которой будут стартовать ракеты к другим планетам Солнечной системы, еще не осуществлена, но нет сомнения в том, что рано или поздно такая станция будет создана.

Ученик.

Биография Циолковского К.Э.

Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 12 лет Константин поступает в гимназию, но учеба ему не дается, в том числе и из-за плохого слуха. Ко всему этому в 1870 году умирает мать Циолковского, что еще больше замыкает мальчика в самом себе. И спустя 3 года после поступления его отчисляют из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он начинает заниматься образованием самостоятельно. Единственными друзьями мальчика становятся книги. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству.

И вот уже через два года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать мальчика в Москву для продолжения образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом изучает химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию.

В 1876 году Циолковский в возрасте 19 лет возвращается в Вятку, с большим багажом знаний и технических идей. Именно с этого момента можно отсчитывать начало увлечения Циолковского аэродинамикой.

В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань.

В 1879 году Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.

В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на звание учителя уездной школы и переезжает в Боровск по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. В том же году Циолковский женится на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно, и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки.

В это же время Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов и отправляет рукопись в Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого основанное Менделеевым. И вскоре он получает ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Но даже эта, казалось бы, неудача принесла Циолковскому известность в мире науки. В Русском физико-химическом обществе поверили в самостоятельность разработок Циолковского и пригласили его войти в состав этого общества.

Циолковский все больше приобщается к науке и технике, окончательно выбрав для себя аэродинамику, как дело всей жизни. С практической точки зрения аэродинамику он начинает с попыток создания цельнометаллического аэростата. Но ему не удается довести дело до реализации проекта.

В 1891 году в трудах Общества любителей естествознания публикуется статья Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость".

В 1892 году семья Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением Константина Эдуардовича по службе.

В это время Циолковский начинает писать статьи и просто мысли и рассказы. Публикуется его фантастическая повесть "На Луне". В 1894 году в журнале "Наука и жизнь" публикуется работа "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина".

В 1897 году Циолковский строит аэродинамическую трубу. Эта труба стала второй в России (первую построил в 1871 году в Петербурге инженер Пашкевич для исследования вопросов баллистики). Циолковский же стал первым в вопросах поиска закономерностей полета с малыми скоростями. Он стал одним из основателей новой науки - экспериментальной аэродинамики.

10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил свое первенство в вопросах научного освоения космоса.

В 1900 году Академия наук приняла решение помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике. Циолковский на основе опытов выводит формулу, связывающую потребную мощность двигателя с аэродинамическим коэффициентом сопротивления и коэффициентом подъемной силы. Эти труды легли в основу его работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", первая часть которой была опубликована в 1903 году в "Научном обозрении". В этом пионерском труде Циолковский полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам, проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили эти исследования.

За период с 1898 по 1902 год Константин Эдуардович опубликовал 16 статей по вопросам воздухоплавания и аэродинамики.

В 1911 году "Вестник воздухоплавания" публикует вторую часть труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, скорость и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки. В 1914 году выходит дополнение к данной работе. Эта работа считается самым ценным трудом Циолковского и закрепляет его первенство в исследовании вопросов космической техники.

Социалистическая революция в России изменила жизнь Циолковского к лучшему. Он с радостью встретил перемены в политической жизни страны. Фигура Циолковского пришлась ко двору новому руководству страны. В 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает решение о назначении Циолковскому персональной пенсии.

В 1926 году публикуется большой труд Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами".

19 сентября 1935 года на 78 году жизни Константин Эдуардович Циолковский умирает.

Циолковский считается одним из основоположников философского течения названного "космизмом". За свою жизнь Константин Эдуардович Циолковский написал более 130-ти разного рода статей и сочинений, и более 80-ти рукописей. Довольно много из них на одни и те же темы, а иные вообще повторяются. Более менее оригинальных трудов из более чем 200 рассмотренных насчитывается около 130. При этом около 50 из них - философские и около философские, 15 научных, около 60-ти технических, и из них 40 на тему металлического дирижабля, около 10 научно популярных и где-то столько же фантастических рассказов.

Примерно с 1918 года он начинает писать все больше философских сочинений и к науке обращается все меньше. В журналах в основном выходят его старые, чуть видоизмененные научные и технические статьи.

На протяжении всей жизни Циолковский был, почти что, одержим своим металлическим дирижаблем, который он задумал еще в возрасте 30-ти лет. Всю жизнь в своих трудах он пытался доказать возможность создания такого дирижабля. 3 мая 1925 года был диспут в Политехническом музее Москвы о целесообразности постройки дирижабля Циолковского. Но металлический дирижабль так и не был построен.



Учитель. «Счастлив в наш век, кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив, кто точку Архимеда

Сумел, сыскать в себе самом»


Шел 1957 год. Только 12 лет прошло как окончилась Великая Отечественная война. В Советском Союзе идет усиленная подготовка к освоению космического пространства. Еще в годы войны фашисткая Германия занималась разработкой ракеты «ФАУ – 2» и по мнению многих зарубежных исследователей весьма успешно. В Соединенных Штатах Америки ведутся широкомасштабные подготовки к полетам в космос.

Космические программы относятся к числу самых дорогостоящих. Денежных, материальных, технических и даже людских а также всех прочих в Америке той поры было больше, чем в Советском Союзе. В США считали, что американская деловитость, американские деньги позволяют им быть первыми в мире в любом открытии века.

Но история 20 века осталась написанной по другому сценарию. Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года был осуществлен в Советском Союзе, это событие и положило начало космической эры. Второй ИСЗ с животными на борту выяснил, главным образом, биологические возможности космического полета, а третий – физическую обстановку в космосе.

19 августа 1960 года вернулся на Землю первый космический корабль – спутник.

Эти и другие полеты были совершены на ракетах, сконструированных отечественными учеными и инженерами под руководством С.П.Королева. Сергей Павлович Королев – основоположник практической космонавтики. Научные и технические идеи Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и географические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

Сергей Павлович был человеком необычайного дарования. Облик его удивительно соответствовал всем представлениям о революционном преобразователе в науке и человеке, кристально честном, прямом, искреннем, очень доброжелательном.



Ученик.

Биография Королёва С.П.

Сергей Павлович Королев (1906/07-1966), российский ученый и конструктор, академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).

Под руководством Сергея Королева созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток », «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос. Ленинская премия (1957). Репрессирован в 1938-44; находился в заключении на Колыме (1938-40); затем работал в КБ в Москве (1940-42) и Казани (1942-44).

Сергей Павлович Королев [31 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва], российский ученый и конструктор, организатор ракетной и космической программ, основоположник практической космонавтики; действительный член АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957) и Золотой медали им. Константина Эдуардовича Циолковского АН СССР (1958).

Сергей Королев родился в семье учителя Павла Яковлевича Королева, из разночинцев. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в Нежине под Киевом в большой купеческой семье родителей матери, Н. Я. Москаленко. С 1917 жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу, а в 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах. Становление в авиации

В 1921 Сергей Королев познакомился с летчиками гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

В 1924-26 Сергей Королев учился в Киевском политехническом институте. В 1926 перевелся в Московское высшее техническое училище, где участвовал в организации первой в стране планерной школы, окончив ее, стал инструктором и испытателем планеров, также окончил школу летчиков, занимался в аэродинамическом кружке имени Николая Егоровича Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. С четвертого курса Сергей Королев совмещал учебу с работой в конструкторских бюро (КБ). С 1927 четыре года подряд участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле, в 1929 представил там свой первый планер-паритель СК-1 «Коктебель», на котором сам же показал наибольшую продолжительность полета — 4 час. 19 мин. Тогда же, в 1929, Сергей Королев посетил в Калуге К. Э. Циолковского, чтобы проконсультироваться по вопросу полета планера на сверхдальность, но ученый посоветовал Королеву заняться решением проблемы космического полета. В качестве напутствия Циолковский подарил энтузиасту авиации свою последнюю книгу «Космические ракетные поезда» и порекомендовал обратиться к инженеру Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Ф. А. Цандеру.

В феврале 1930 Сергей Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК-4 (руководителем был А. Н. Туполев). В это время самолет уже строился, но из-за отсутствия надежного легкого авиадвигателя разбился при испытаниях, не успев показать ожидаемой рекордной дальности. Параллельно Королев конструировал еще один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», — планер СК-3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 впервые в мире были выполнены петли Нестерова в свободном полете. Сам Сергей Королев не смог осуществить этот полет из-за тифа, который дал тяжелое осложнение (временная глухота и расстройство памяти). После болезни он был вынужден записывать каждый намечаемый шаг, несмотря на то что до заболевания обладал феноменальной памятью.

С марта 1931 Сергей Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в ЦАГИ, где летал вместе с М. М. Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота. Но главным событием во время его работы в ЦАГИ можно считать встречу с Цандером, который еще в сентябре 1930 начал программу огневых испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-1. Королев активно включается в совместную работу.

В августе 1931 Сергей Королев женился на своей бывшей однокласснице К. М. Винцентини, ставшей врачом. В 1935 у них родилась дочь Наталья, но брак оказался неудачным.

В сентябре 1931 в системе Осоавиахима создается Группа изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) ОР-2. В качестве исходного аппарата Сергей Королев предложил использовать бесхвостый планер Б. И. Черановского, который он предварительно всесторонне изучил в полете.

Первые шаги отечественной ракетной техники

В ГИРД устремились энтузиасты со всей Москвы и других городов. Московская ГИРД стала называться Центральной, а Сергей Королев возглавил ее научно-технический совет. ЦГИРД рассматривала поступающие проекты, распределяла заказы, поступавшие от Осоавиахима и Вооруженных сил. В марте 1932 на совещании у начальника вооружений РККА М. Н. Тухачевского Королев, доложив программу работ ГИРД, получил одобрение видного военачальника, было решено создать специальный научно-исследовательский институт по этой проблематике. С этого времени Сергей Королев уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях. Начал работать в тесном контакте с руководителем ленинградской Газодинамической лаборатории Б. С. Петропавловским. Королев приступил к организации своего первого КБ, которое сформировал из членов ЦГИРД. Это КБ, сохранившее название ГИРД, вошло в историю ракетостроения.

Здесь проектно-конструкторскими бригадами Цандера, М. К. Тихонравова, Ю. А. Победоносцева и самого Сергея Королева было положено начало большинству направлений ракетостроения для ускорения практического результата Королев организовал разработку простейшей во всех отношениях ракеты на жидком топливе. 17 августа 1933 первая советская жидкостная ракета ГИРД-09 достигла высоты 400 м, что являлось принципиальным достижением (в довоенный период полеты жидкостных ракет удалось осуществить только в США и Германии). Этот полет доказал, что ракетная техника — не фантастика, а реальность.

Итоги первых шагов ракетостроения Сергей Королев подвел в своей книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934), в которой осветил реальные некосмические возможности применения ракет в научных и военных целях.

В сентябре 1933 был основан первый в мире Реактивный институт, заместителем директора которого был назначен 26-летний Сергей Королев. Гирдовцы надеялись, что в новом институте станет возможным перейти от небольших экспериментальных ракет к действительно серьезным проектам. Но Реактивный НИИ подчинялся управлению боеприпасов Наркомата тяжелой промышленности, заинтересованному в разработке ракетных снарядов, его финансирование было на низком уровне, а тематика даже сократилась (были исключены работы по ракетоплану). Королев, оставшись без поддержки умерших один за другим Цандера и Петропавловского, не смог противостоять политике руководства и уже в январе 1934 был освобожден от занимаемой должности. Ряд гирдовцев покинул институт, но Сергей Королев, сознавая, что это единственное научное учреждение, где можно работать над проблемами ракетной техники, остался. Работая в ранге рядового инженера, сосредоточил все усилия на создании крылатых ракет. Кроме того, он участвовал в работе Стратосферных комитетов Осоавиахима и АвиаВНИТО, выступил с докладами по проблеме полета человека на ракетных аппаратах на Всесоюзных конференциях по изучению стратосферы в 1934 и 1935. Чтобы ускорить создание экспериментального ракетоплана, с помощью Осоавиахима Сергей Королев построил тяжелый двухместный планер-паритель СК-9, который сначала прошел все летные испытания, включая полет в Коктебель и обратно на буксире за самолетом для участия в планерных состязаниях (1935), а затем был использован для опытов с ЖРД.

К управляемому ракетному оружию

Подтверждение на практике РНИИ преимуществ методов и конструкций, разработанных в ГИРД, привело к организации в начале 1936 специального отдела РНИИ по разработке ракетных летательных аппаратов, главным конструктором которого был назначен Сергей Королев.

Энциклопедические знания, системный подход, редкая интуиция и немалый опыт уже тогда позволяли Сергею Королеву применять самые выгодные для данного случая конструктивные схемы аппарата, типы двигателей и систем управления, виды топлив и материалов. В результате в его отделе к 1938 была разработана экспериментальная система управляемого ракетного оружия, включающая проекты жидкостных крылатой 212 и баллистической 204 ракет дальнего действия с гироскопическим управлением, авиационных ракет 201 для стрельбы по воздушным и наземным целям, зенитных твердотопливных ракет 217 симметричной и самолетной аэродинамических схем с наведением по световому и радиолучу. Стремясь получить поддержку военного руководства и в разработке высотного ракетоплана 218, Сергей Королев впервые в мире обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, способного в несколько минут достигать большой высоты и атаковать самолеты, прорвавшиеся к защищаемому объекту.

Для получения опытных данных, необходимых при создании РПИ-218, планер СК-9 был переоборудован в простейший ракетоплан РП-218-1, огневые испытания которого Сергеем Королевым проводились, начиная с декабря 1937. В мае1938 им была разработана программа летных испытаний, которые он намеревался провести лично. Но из-за аварии при испытаниях ракеты 212, получив ранение головы, он попал в больницу, а когда выписался из нее, 27 июня 1938 был арестован по печально знаменитой 58-й статье как участник контрреволюционной троцкистской организации внутри РНИИ (ранее по «делу РНИИ» подверглись аресту И. Т. Клейменов, Г. Э. Лангемак, В. П. Глушко). Сергей Королев был приговорен к 10 годам заключения, наказание отбывал на Колыме.

После ареста маршала Тухачевского все разработки нового оружия постепенно закрывались и сопровождались арестами их авторов. Тем не менее исследования Сергея Королева по ракетоплану были продолжены, хотя не так интенсивно, как при нем. В феврале 1940 летчик В. П. Федоров совершил на РП-218-1 первый в СССР полет с работающим ЖРД, положивший начало практическому развитию отечественной реактивной авиации. После этого Наркомат авиапромышленности рекомендовал продолжить разработку реактивных самолетов другим конструкторам (В. Ф. Болховитинову, А. Г. Костикову и др.), но без участия Сергея Королева создание боевого ракетного самолета оказалось невозможным.

Вклад в Победу и освоение трофеев

В сентябре 1940 Сергей Королев благодаря ходатайству Туполева (хотя тот сам подвергся аресту в 1938) был вызван с Колымы для разработки в ЦКБ-29 нового бомбардировщика. Королев сразу же занялся разработкой крыла самолета и, кроме того, представил в НКВД проектные предложения по созданию для него ракетной аэроторпеды АТ, которая позволяла бы наносить удары, не входя в зону ПВО. После того как в декабре 1941 самолет совершил первый успешный полет, коллектив Туполева был эвакуирован в Омск, где он организовал в спешно построенных цехах серийное производство самолета, получившего название Ту-2 и ставшего впоследствии лучшим фронтовым бомбардировщиком. Сергея Королева решено было направить в Казань в КБ тюремного типа (так называемая шарашка) для того, чтобы найти применение разработанному Глушко ЖРД с тягой 300 кг. Королев предложил ряд вариантов, из которых был выбран проект авиационной ракетной установки (АРУ), обеспечивающей кратковременное увеличение скорости боевых самолетов. Для первого опыта был взят пикирующий бомбардировщик Пе-2, для которого в январе 1943 началась разработка АРУ-1, в марте около 900 чертежей ее деталей и систем были сданы в производство, а 1 октября был осуществлен первый полет Пе-2рд с включением ЖРД на 2 минуты, за которые скорость самолета возросла на 120 км/час. В результате отработки установка получила высокую оценку. Сергей Королев за эту работу был награжден орденом «Знак Почета» и освобожден от отбывания наказания.

В конце войны Сергеем Королевым были разработаны проекты РДД Д-1 и Д-2 с твердотопливными двигателями, он также выдвинул предложения по созданию перспективных жидкостных ракет. Но поскольку оказалось, что подобные проекты уже были осуществлены в Германии, Королев был направлен в составе группы советских специалистов на немецкие предприятия, где ему было поручено собрать для испытаний хотя бы несколько ракет Фау-2. Ознакомившись с тем, что осталось от ракетного центра Пенемюнде, подземного завода Нордхаузен, Сергей Королев пришел к выводу, что можно создать и свои отечественные ракеты с существенно лучшими характеристиками.

В мае 1946 советским руководством было принято постановление о развитии ракетостроения в СССР, в соответствии с которым в советской оккупационной зоне был создан Институт Нордхаузен, где под руководством Сергея Королева был осуществлен полный проект РДД Фау-2 (А-4), подготовлены предложения по созданию ракет с большей дальностью, а также составлены специальные железнодорожные поезда для проведение летных испытаний ракет в период до создания стационарного полигона.

Но главным содержанием этого постановления было решение о создании в подмосковном Калининграде (ныне Королев) Государственного союзного НИИ реактивного вооружения (НИИ-88), одним из главных конструкторов которого был назначен Королев.

Дальнейшие события развивались стремительно: в апреле 1947 Сергей Королев, докладывая свои предложения по разработке РДД Сталину, получил от него указание сделать копию немецкой ракеты, что стало хорошей школой и для промышленности, и для армии. После этого можно было переходить к реализации своих идей; в октябре у Капустина Яра провел летные испытания ракет А-4, собранных в институтах Нордхаузен и НИИ-88 в основном из трофейных узлов и агрегатов; в 1948 с гораздо лучшими результатами по надежности и точности попадания испытал первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 по отечественной документации и из своих материалов. Сергей Королев показал себя незаурядным организатором, сумев скоординировать работу созданного им Совета главных конструкторов (В. П. Бармин — наземный комплекс, Глушко — ЖРД, В. И. Кузнецов, Н. А. Пилюгин, М. С. Рязанский — системы управления), министерства вооружения (Д. Ф. Устинов), военных подразделений (маршал артиллерии М. И. Неделин), коллективов НИИ-4 в Болшеве и Государственного центрального полигона Капустин Яр.

В мае 1947 Сергей Королев познакомился с Ниной Ивановной Котенковой, работавшей в НИИ-88 переводчицей. Вскоре она стала его женой и фактически единственным другом в жизни.

Покорение вершин военной техники

Благодаря созданию ракеты с дальностью 300 км, которая во всем мире признавалась «чудом техники», Сергей Королев открыл дорогу для воплощения на практике своих технических идей. В 1948 была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, которая могла уже достигать, например, некоторых американских авиационных и морских баз.

Параллельно с отработкой на надежность и сдачей на вооружение ракет Р-1 и Р-2, Сергей Королев развернул широкомасштабные межведомственные проектно-теоретические научно-исследовательские работы по нескольким перспективным направлениям, в которых ОКБ играло роль головного предприятия.

В результате появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км, оснащенная ядерной боевой частью. 2 февраля 1956 на Семипалатинском полигоне были успешно проведены испытания этой первой в мире стратегической ракеты.

Сергеем Королевым активно велись поиски путей создания ракет на долго хранящемся жидком топливе, поскольку применение быстро испаряющегося жидкого кислорода было крайне неудобно в боевой эксплуатации. Их результатом стала ракета Р-11 с ЖРД А. М. Исаева, которая могла решать те же задачи, что и Р-1, но была втрое легче, что открыло возможность создания мобильных сухопутного Р-11М и морского Р-11ФМ ракетных комплексов (в сентябре 1955 состоялся первый в СССР пуск ракеты с подводной лодки). Им был также разработан предэскизный проект стратегической ракеты на долго хранящемся топливе Р-12, совмещающей в себе совершенство Р-5М и удобство в эксплуатации Р-11. Этот проект был передан Сергеем Королевым на «Южмаш» в Днепропетровск, где возникло новое ОКБ по стратегическим ракетам во главе с М. К. Янгелем.

Основное королевское направление было связано с проблемами создания многоступенчатых ракет, достигающих межконтинентальной дальности. Первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, уникальная и по конструкции, и по летным характеристикам, была вскоре создана, при стартовой массе 283 т она была способна доставлять на расстояние 8 тыс. км головную часть массой 5,4 т с термоядерным зарядом мощностью 3-5 Мт.

После многих удачных стартов с января 1959 боевая стартовая станция в районе Плесецка Архангельской области, вооруженная четырьмя стационарными установками для пуска МБР Р-7, заступила на боевое дежурство. Вскоре с нее стали запускать модернизированные МБР Р-7А с дальностью 12 тыс. км.

Создав Р-7 и на ее основе космические ракеты-носители, Сергей Королев надеялся целиком сосредоточиться на космической технике, но жидкостные МБР по эксплуатационным качествам все-таки проигрывали американским твердотопливным ракетам. Королев, обратившись к этой проблематике, создал экспериментальную твердотопливную ракету РТ-1, достигшую на испытаниях 1962 дальности 2,5 тыс. км. В феврале 1966 была испытана твердотопливная МБР РТ-2, которая в дальнейшем использовалась по 15-17 лет. В настоящее время все новейшие российские стратегические ракетные комплексы оснащаются только твердотопливными ракетами, являющимися наследницами по прямой королевской МБР РТ-2.



Открытие космической эры

Разработка оружия, обеспечившего мирное сосуществование, была для Сергея Королева не самоцелью, а лишь условием для начала освоения космоса.

Еще в 1935 Королев писал о том, что если будет «процветание ракетного дела, то будет и то время, когда первый земной корабль впервые покинет Землю». Но работа над космической темой, начавшаяся с высотных ракетных запусков, стала возможной только в конце 1940-х — начале 1950-х гг. В мае 1954 сразу же после принятия постановления правительства о разработке МБР Р-7, которая по замыслу Сергея Королева должна была стать первой космической ракетой-носителем (РН), он направил Устинову докладную записку о возможности и необходимости разработки и запуска с помощью этой ракеты искусственных спутников Земли. В этом документе в кратком виде была намечена дальнейшая программа освоения околоземного космического пространства, включая полеты на Луну.

Вслед за этим Сергей Королев еще не раз направлял в правительственные и академические инстанции предложения о необходимости начать разработку спутников, но ответа на них не было, и ему пришлось заняться проектированием спутника на собственный страх и риск. Лишь после того, как в январе 1956 ОКБ-1 посетил Н. С. Хрущев, оставшийся очень довольным ходом работ над стратегическими ракетами, Королев обратился к нему с просьбой разрешить работы по спутнику. Хрущев одобрил эту инициативу при условии, если она не задержит разработку МБР. Вскоре было принято решение о создании в 1957-58 на базе разрабатываемой ракеты Р-7 неориентированного искусственного спутника Земли (объект Д) массой до 1400 кг с комплексом научной аппаратуры. Но еще до начала летных испытаний ракеты Сергей Королев выдвинул предложение использовать их для запуска простейших спутников весом около 50 кг с минимумом приборов, что и позволило опередить США в разрекламированном ими проекте запуска мини-спутников.

4 октября 1957 впервые в истории человечества был запущен искусственный спутник Земли: сверхмощная ракета, преодолев земное тяготение, разогналась до скорости 8 км/с и стала обращаться вокруг Земли как самостоятельное небесное тело, после чего от нее отделился шарообразный спутник, наблюдать и принимать сигналы которого мог весь мир. Это был рубеж в истории человечества: первый период до спутника, второй — после спутника. И хотя первый длился более 40 тысячелетий, а второй продолжается немногим более 40 лет, качественное состояние нашей цивилизации уже изменилось, причем не только в мировоззренческом философском плане, но и практически, в первую очередь, благодаря глобальным информационным системам связи и наблюдательным спутниковым системам.

Имевшийся технический задел и опыт ракетных исследований позволил Сергею Королеву менее чем за месяц создать и в ноябре 1957 запустить второй спутник с собакой Лайкой на борту. Этот эксперимент доказал, что длительная невесомость не смертельна для живых существ. Реальностью становился полет человека в космос.

Спроектированная с большими запасами грузоподъемности двухступенчатая ракета Р-7 позволила при установке на нее третьей ступени выводить на орбиту полезный груз в 4,6 т, а при установке четвертой ступени выводить на межпланетные траектории до 1,2 т. Для этого пришлось решить множество проблем, в частности, разработать способы ориентации и стабилизации аппаратов в космическом пространстве и запуска ЖРД в пустоте и невесомости. Благодаря этому были открыты возможности для исследований Луны и планет с помощью автоматических межпланетных станций, запуска спутников на высокоапогейные орбиты (36 тыс. км и более), для создания космических кораблей с достаточно большими запасами надежности, обеспечивающими высокую степень безопасности полета человека.

12 апреля 1961 был осуществлен исторический полет Ю. А. Гагарина. В реализации первых полетов человека с помощью ракеты-носителя «Восток» непосредственно участвовало 123 предприятия 32 различных министерств и ведомств СССР, но главными создателями были, конечно, люди: уже упоминавшиеся члены созданного Королевым Совета главных конструкторов и пополнившие его: А. М. Исаев и С. А. Косберг (двигатели), А. Ф. Богомолов (радиотелеметрическая система), С. М. Алексеев (скафандр и системы катапультирования), Г. И. Воронин (системы жизнеобеспечения), Ф. Д. Ткачев (парашютные системы), В. И. Яздовский (медико-биологическое обеспечение полета). В ОКБ-1 ведущими разработчиками ракеты-носителя и космического корабля «Восток» были: К. Д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, В. П. Мишин, М. К. Тихонравов и др.

Чтобы все системы сработали безотказно и не подвели десятки тысяч производственников, изготавливавших всю технику, и военных ракетчиков-испытателей, осуществлявших подготовку и пуск «Востока» на космодроме Байконур, Сергеем Королевым были приняты беспрецедентные научно-технические, организационно-контрольные, экономические, воспитательные и психологические меры. Еще семь осуществленных при жизни Королева полетов пилотируемых космических кораблей были выполнены успешно.

Всего за восемь лет начала космической эры под непосредственным руководством Сергея Королева были запущены два простейших спутника (ПС), первая космическая научная станция (объект Д), две первых космических системы «Электрон», состоявших каждая из двух спутников-станций, выводимых одной РН на существенно различные орбиты для одновременного исследования радиационной обстановки в разных областях околоземного космоса, первые спутники прикладного хозяйственного и оборонного назначения: связные «Молния-1» и фоторазведчики «Зенит-2». Первые из них получили дальнейшее развитие в Красноярском, а вторые — в Куйбышевском филиалах ОКБ-1, которые под руководством заместителей Королева М. Ф. Решетнева и Д. И. Козлова выросли в крупнейшие центры российской космической промышленности.

Сергей Королев возглавлял работу по запуску 15 первых в мире станций для исследования межпланетного пространства, Луны, Венеры и Марса, причем благодаря Королеву на дальнейшее развитие этого исключительно мирного направления было переведено одно из крупнейших оборонных предприятий — авиастроительное НПО им. С. А. Лавочкина. Ему также принадлежит лидерство в осуществлении первых в мире полетов многоместных космических кораблей «Восход» и «Восход-2» (из которого 18 марта 1965 человек впервые вышел в открытый космос). Затем были разработаны многоцелевой трехместный космический корабль «Союз», корабль для облета Луны Л-1, лунный экспедиционный комплекс Н1-Л3, предэскизные проекты тяжелой орбитальной станции «Звезда» и тяжелого межпланетного корабля. Дальнейшее осуществление советской космической программы Сергей Королев планировал на основе сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1, испытания которой после его смерти и первых неудачных полетов в 1969-72 были свернуты по политическим причинам. Объем осуществленных и задуманных Королевым проектов не может вместить одна человеческая жизнь, а Главному конструктору Богом было отпущено немного.

Безвременная кончина Сергея Королева (остановилось сердце после хирургической операции) явилась подлинной трагедией как для отечественной, так и мировой космонавтики, в результате чего постепенно снизились темпы развития всех космических программ. Как показало дальнейшее развитие космонавтики, равной ему по масштабу личности так и не появилось ни в России, ни в США. Тем не менее и сегодня продолжаются научные программы исследования космоса, его обживание с помощью долговременных орбитальных комплексов. Все это — убедительное свидетельство исторической значимости и непреходящей ценности деятельности Сергея Королева, который верил, что «космонавтика имеет безграничное будущее, ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная».



Ю. В. Бирюков, Энциклопедия Кирилл и Мефодий.

Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 года.

"Сергей Королев всю жизнь носил в правом кармане пиджака две монетки. На счастье. Перебирал их в пиковые моменты. А когда в последний раз уходил в больницу, рассчитывая, что идет туда на два дня - субботу и воскресенье, а в понедельник уже на работу, - монетки эти почему-то не нашел. Все перерыл в шкафу - мне его жена об этом рассказывала, от которой он даже скрыл свой поход на операцию, - карманы всех пиджаков вывернул... Тщетно. Элементарную операцию делал едва ли не министр здравоохранения. И - лажанулся. Кровотечение не сумели остановить..."

Учитель. « Волненье бьет, как молоток по нервам,

Не каждому такое по плечу,

Встать и пойти в атаку самым первым!

Искать других сравнений не хочу»


И, наконец, после многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля 1961 года – день первого в мире космического полета человека – Ю.А.Гагарина – гражданина СССР. Гагарин первым из землян вошел в космонавтику как ее действующее лицо.

Ученик.

Биография Гагарина Ю.А.

Юрий Алексеевич Гагарин (1934-68) - российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1961), полковник, Герой Советского Союза (1961).  Совершил первый в мире полет в космос на космическом корабле «Восток» продолжительностью 1 час 48 минут.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (ныне Гагарин), Гжатского (ныне Гагаринского) района, Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района.

После немецкой оккупации, семья Гагариных в 1945 году переехала из Клушино в город Гжатск. Закончив школу, Юра 30 сентября 1949 года поступил в Люберецкое ремесленное училище 10, которое окончил в июне 1951 года по специальности формовщик-литейщик. 1951 года - школа рабочей молодежи в г. Люберцы (Московская область).

В августе Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум. 25 октября 1954 года начал заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 г. с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а 10 октября того же года - Саратовский аэроклуб.

С 1955 года Гагарин - в рядах Советской Армии. С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота. Имел квалификацию «Военный летчик 1-го класса».

27 октября 1957 года Юрий Гагарин женился на Валентине Ивановне Горячевой, которая стала его верным соратником на многие годы. В их семье выросли две дочери - Лена (родилась 10 апреля 1959 года) и Галя (родилась 7 марта 1961 года).

26 декабря его вызвали на места нового назначения: истребительный авиационный полк Северного флота. Узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники, Ю.А. Гагарин 9 декабря 1959 года пишет рапорт с просьбой зачислить его в такую группу и после вызова 18 декабря выезжает в Москву, в Центральный научно- исследовательский авиационный госпиталь для обследования здоровья.

3 марта 1960 года генерал-лейтенант авиации Каманин представил Главнокомандующему ВВС Главному маршалу авиации Вершинину группу отобранных летчиков - кандидатов в космонавты.

11 марта Ю. Гагарин вместе с семьей выехал к новому месту работы, а с 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

12 апреля 1961 года впервые в истории человечества Юрий Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Этот полет открыл перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

С 23 мая 1961 года - командир отряда космонавтов. С 20 декабря 1963 года - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. Дублер пилота космического корабля «Союз» (Владимир Михайлович Комаров) при старте 23 апреля 1967 года.

В 1966 года Юрия Алексеевича избрали Почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов.

17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в ВВИА имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию Летчик-инженер-космонавт. До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

В честь Гагарина его родной город Гжатск был перименован в Гагарин. Его имя навсегда осталось в Космосе, который он заново открыл для человечества: один из крупнейших кратеров (диаметр 250 км) на обратной стороне Луны носит имя Гагарин. И что символично - он расположен между кратером Циолковский и Морем Мечты.

В 1968 году Международная авиационная федерация учредила медаль имени Гагарина, которой награждаются лица, внесшие особый вклад в авиацию и космонавтику.

Имя Гагарина стало нарицательным для пионеров в какой-либо области деятельности наравне с именем мореплавателя Христофора Колумба. Жизненным девизом Гагарина стала фраза, записанная им в дневнике незадолго до гибели, 12 марта: "Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать".

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полетов на самолете УТИ МиГ-15. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.
 

Из сообщения ТАСС

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты, минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра, угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Юрием Гагариным установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Юрий Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально...

Еще:

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по мск времени на космическом корабле "Восток" в 10 часов 55 минут, старший лейтенант приземлился около деревни Смеловка в Саратовской области в звании майора

Перед вылетом в космос российские космонавты всегда смотрят фильм "Белое солнце пустыни". Этот обычай появился после выхода фильма в 1969 году.

Юрий Гагарин установил еще один обычай: по дороге на космодром ему захотелось в туалет, автобус остановили, и Гагарин пописал через дырочку в скафандре прямо в пустыне. И теперь все космонавты, не снимая снаряжения, справляют нужду по дороге на космодром.

Экипаж "Союза-ТМ", стартовавший 31 октября с Байконура, решил не нарушать традицию. Вместе с россиянами Юрием Гидзенко и Сергеем Крикалевым "обычаи соблюдал" и американец Уильям Шепард, сообщает Reuters. "С чего бы мы стали нарушать традиции? Возможно, в будущем появятся новые обычаи, но пока мы будем соблюдать старые", - сказал Юрий Гидзенко.

Юрий Гагарин, официально считающийся первым космонавтом Земли, не был первым. До его полета при попытке покорить космос погибли три советских летчика, сообщил в интервью "Интерфаксу" бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко.

По словам Руденко, в 1957, 1958 и в 1959 годах с космодрома "Капустин Яр" в Астраханской области были запущены космические корабли, пилотируемые летчиками Ледовских, Шабориным и Митковым. Все эти летчики погибли, и их фамилии никогда официально не упоминались, утверждает Руденко.

По сведениям Руденко, эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах - то есть они должны были не совершить целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки.

"По-видимому, после серии трагических запусков руководство проекта полета человека в космос решило кардинально изменить программу и более серьезно подойти к вопросу подготовки пилотов - создать отряд космонавтов", - заключил Руденко.

Полет в космос Юрия Гагарина, как выясняется, сопровождался происшествиями, которые долгое время были засекречены и составляли государственную тайну. 12 апреля 1961 года полковник Николай Мартемьянов обеспечивал связь с первым космонавтом. Никогда после этого он не давал интервью, однако сегодня, в честь Дня космонавтики, согласился рассказать НТВ неизвестные ранее подробности полета Гагарина.

По словам Мартемьянова, подготовка к первому полету была авральной. Гагарина посадили в кабину космического корабля за 2 часа до старта и тут начались неприятности. Выяснилось, что не закрылся входной люк. Затем Гагарин забыл переключить тумблер и пропал из эфира. Мартемьянову удалось сделать невозможное - с помощью небольшой радиостанции он наладил трансляцию. До полета оставалось еще достаточно времени, и генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить скучающему космонавту музыку. Теперь точно известно, что перед полетом Гагарин слушал песни Булата Окуджавы.

И вот начинается стартовый отсчет. Гагарин говорит свое знаменитое: "Поехали!". Примитивная антенна, сделанная из армейского прожектора, исправно передает сигналы в космос. Связисты же готовят акцию прикрытия. Если ракета взорвется, они должны сбить с толку американских разведчиков. "Нашей обязанностью было продолжать счет, - рассказывает Николай Мартемьянов. - "30 минут - полет нормальный" и т.д. Даже если б ракета уже на земле догорала".

Космического телевидения в те времена еще не было. Руководители полета слышали Гагарина, но не видели его. За время нахождения Юрия Гагарина в космосе было записано 40 км магнитной пленки. Катушки опечатали и под грифом "совершенно секретно" передали на вечное хранение.

Общественная деятельность Юрия Гагарина


  • Депутат Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов.

  • Член ЦК ВЛКСМ (избирался на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ).

  • Руководитель внештатного отдела космонавтики газеты «Красная Звезда» (с 1964 года).

  • Президент Общества советско-кубинской дружбы.

  • Почетный член Общества «Финляндия - СССР».

  • С миссией мира и дружбы посетил многие страны мира.

Награды и почетные звания Юрия Алексеевича Гагарина


Герой Советского Союза (Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года).

Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (Указ Президента ЧССР от 28 апреля 1961 года).

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года).

Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.

Ордена: орден Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года), орденом Георгия Димитрова (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года), орденом «Грюнвальдский крест I степени» (Постановление Государственного Совета ПНР от 20 июля 1961 года), орденом «Плайя-Хирон» (Постановление Совета Министров Республики Куба от 24 июля 1961 года), орденом Знамя Венгерской Народной Республики I степени с алмазами (Постановление Президиума ВНР от 21 августа 1961 года), орденом «Ожерелье Нила» (Указ Президента Объединенной Арабской Республики от 31 января 1962 года), Большой лентой Африканской звезды (Указ президента Либерии от 6 февраля 1962 года), орденом Карла Маркса (ГДР), Звездой II степени (Индонезия).

Удостоен звания «Летчик-космонавт СССР» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года).

Награжден золотым значком Центрального комитета Коммунистической партии Финляндии (решение ЦК партии от 30 июня 1961 года), золотой медалью Британского общества межпланетных сообщений (решение Совета общества от 11 июня 1961 года), медалью «За заслуги в области воздухоплавания» Военно-воздушных сил Бразилии (приказ Главнокомандующего ВВС Бразилии от 29 июля 1961 года), памятной золотой медалью правительства Автрии (решение Федерального правительства Австрии от 10 мая 1962 года), золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР, медалью де Лаво (FAI), золотой медалью и почетным дипломом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотой медалью и почетным дипломом Итальянской ассоциации космонавтики, золотой медалью «За выдающееся отличие» и почетным дипломом Королевского аэроклуба Швеции, Большой золотой медалью и дипломом FAI, золотой медалью города Сен-Дени (Франция), медалью Колумба (Италия).

Удостоен премии Галабера по астронавтике. Почетный гражданин российских городов Калуга (решение Калужского горисполкома от 13 июня 1961 года), Новочеркасск, Смоленск, Саратов, украинских городов Винница, Севастополь, азербайджанского города Сумгаит, болгарских городов София, Перник, Пловдив (решение Пловдинского городского совета от 27 мая 1961 года), греческого города Афины (решение Афинского муниципалитета от 12 февраля 1962 года), кипрских городов Фамагуста, Лимасол, французского города Сен-Дени, чешского города Тренчаске-Теплице, французского города Сен-Дени. Почетный член Международной академии астронавтики (с 1966 г.). Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики университета в городе Лакнау, Индия (решение Совета клуба от 30 ноября 1961 года).

Почетный вождь либерийского племени Кпелле (решение совета старейшин племени от 6 февраля 1962 года). На вечное хранение были вручены золотые ключи от ворот египетских городов Каир и Александрия. Именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета (1772 Gagarin)

Учитель.

Из рассказа Гагарина о своем полете.

Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же стали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля. Самым красивым зрелищем был горизонт- окрашенная всеми цветами радуги полоса, отделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Невесомость, к которой я быстро привык, сыграла со мной злую шутку. После одной из записей в бортовой журнал я опустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента я его больше не видел. Дальнейшие наблюдения пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон. За исключением этого небольшого происшествия, ничего непредвиденного не произошло. График полета соблюдался точно. В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство. Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете. В 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, «Восток» благополучно опустился на поле.

(Обсуждение с учащимися этапов полета Гагарина по специально приготовленному плакату)
Учитель.

Героем стал человек, в начальных этапах биографии которого не найдешь ничего особо примечательного. И путь его ко дню 12 апреля 1961 года был будто бы совсем обыкновенным: учеба и труд, труд и учеба. Недаром, однако, говориться: школа мало что дает человеку, который не умеет взять из нее все премудрости. Гагарин сумел взять столько, чтобы отдать людям многократно больше: душевную красоту, удивительный оптимизм, интеллектуальное богатство, простоту и человечность своего народа.

- Ребята, а что говорят друзья-космонавты о Гагарине? Почему он был среди них первым?

Ответы учащихся.

Ученик.

- Юрий, мой друг. Он бывал разным, бывал озабоченным и веселым, бывал взволнованным и спокойным, когда все шло по программе. Но всегда, в любую минуту, при любой ситуации, он ни на секунду не терял переполнявшей его добропорядочности, доброты к собеседнику и никогда не позволял себе высказывать о ком бы то ни было своего недовольства за глаза. Никогда.



Ученик Андриан Николаев.

-Если нужно создать эталон принципиального коммуниста и в то же время веселого и остроумного, предельно честного, открытого, без всяких подвохов парня, то без ошибки можно было указать на Юрия Гагарина.



Ученик Герман Титов.

-С первых дней в отряде космонавтов Юрий выделялся своими способностями, жизнерадостным характером, целеустремленностью.



Ученик Борис Волынов.

-Недаром он среди нас был первым: и кем бы он ни был, как человек он уже состоялся: не был бы он космонавтом, стал бы хорошим отличным металлургом, литейщиком, учителем, ученым. Словом, состоялся большой, очень умный, удивительно талантливый, мужественный Человек.



Ученик Алексей Леонов.

-После полета Юрия самым примечательным и самым радостным для нас, тогда еще будущих космонавтов, было то, что с непосильным для кого-нибудь бременем славы он справился.



Ученик Борис Волынов.

-Потому что он был лучшим из нас.

Борис Волынов.

Заключительное слово учителя.

- И еще было нечто необыкновенное в личности Юрия Алексеевича Гагарина. Неутомимая жажда жизни, удивление перед жизнью, страстная жажда познавать неизведанное. Он оставил нам не просто кодекс правил - как достойно прожить, а пронзительное воспоминание о себе.

Неувядаемое в веках воспоминание о своей редкостной судьбе. Властно зовущее всех, у кого есть сердце и разум, к подражанию, потому что это разумное подражание. Оно оборачивается не повторением, а продолжением. И обрел он миллионы не только почитателей, а еще и последователей. Неважно, что не все из них стали космонавтами. По примеру Гагарина они состоялись как Люди. Уже поэтому он был лучшим из лучших.
Рефлексия.

«Незаконченное предложение»

(Помощники раздают бумажные модели космических аппаратов. Ученики дописывают 1 предложение мудрых мыслей, написанное на космических аппаратов, 2 мин)

Мудрые мысли:

1.        «Сегодня на уроке я понял (а), что…»

2.        «На уроке я открыл (а) для себя…»

3.        «Для меня этот урок …»

4.        «На уроке я убедился (ась) в том, что…»

5.        «Данный урок позволил мне…»

6.        «Урок оказал мне…»

7.        «Я увидел (а) на уроке…»

8.        « Я рад (а), что на уроке…»

9.        «Я ухожу с урока с чувством

10.     «Такой урок интересен тем, что…»

11.     «Я хотел (а) бы, чтобы такие уроки…»

Учитель цитирует мудрые мысли учеников.



Источники и интернет-ресурсы:

Юрий Докучаев. Урок Гагарина: Издательство «Детская литература» 1985г.в.



Физика. 10 класс, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: Просвещение, 2012г.в.

http://taina.aib.ru/biography/jurij-gagarin.htm

http://taina.aib.ru/biography/sergej-korolev.htm

http://mikhail.vavaev.ru/chapter2.htm







izumzum.ru