Председатель методического совета директор моу - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Председатель методического совета директор моу - страница №1/1



«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель методического совета директор МОУ «СОШ № 33»

_______________Коновалова Л.Н. ___________Жигалкина Т.С.

Комплексно-целевая программа

по предпрофильной подготовке

Принято к исполнению Коллектив разработчиков

Председатель Попечительского совета Жигалкина Т.С., директор школы Ларионова О.М. ______________ Коновалова Л.Н., зам. директора

Баратова А.Я., зам. директора

Омск

Паспорт комплексно-целевой программы по предпрофильной подготовке



Наименование комплексно-целевой программы

Комплексно-целевая программа по предпрофильной подготовке

Заказчик

Совет общеобразовательного учреждения

Основные разработчики

Рабочая группа из представителей администрации и педагогов

Цель

Создание системы предпрофильного обучения как условия эффективного самоопределения учащихся основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Задачи

1. Создавать условия для самоопределения школьников: обеспечить возможность осуществить профессиональные пробы; предоставить право самостоятельно выбрать профиль обучения, сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.

2. Осуществлять психолого-педагогическую диагностику, предполагающую организацию диагностических исследований, оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи, проведение педагогами собеседования и анкетирования, направленных на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных потребностей.

3. Разработать содержание «портфолио», позволяющего объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю. В систему отслеживания динамики успехов учащихся включить различные формы мониторинга: внешний, внутренний, предметный, индивидуальный.

4. Вести пропедевтику профильного обучения в основной школе, которая предполагает использование широкого спектра элективных курсов.

5. Совершенствовать систему профориентационной работы в школе, которая призвана обеспечить момент непосредственного выбора, психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов, способствовать профессиональному самоопределению школьника.


Сроки реализации программы

2008-2011 гг.

Орган, ответственный за реализацию программы

Научно-методический совет МОУ «СОШ № 33»

Источники финансирования

Бюджет



ВВЕДЕНИЕ

Рациональная и успешная реализация системы профильного обучения в старшей школе не может быть осуществлена без проведения целенаправленной подготовительной работы в основной школе. В связи с этим особое место в целостном образовательном процессе отводится предпрофильной подготовке в 9 классах. В Концепции профильного обучения отмечено, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе. Уже в 8-9 классах, ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение. От правильного выбора будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности, мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы образования после школы.

Выстраивание предпрофильной подготовки как подсистемы профильного образования, предусматривает организацию педагогической, психолого-педагогической, информационной деятельности, которая призвана содействовать самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения, широкой сферы профессиональной деятельности (в том числе и в отношении выбора профиля и конкретного метода обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Актуальность предпрофильной подготовки определяется наличием противоречий, требующих разрешения:

- между целями основной и старшей ступенями обучения;

- между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;

- между наличием потребности учащихся в профессиональном самоопределении и неподготовленностью старшеклассников к профессиональному выбору;

-между непрофильной подготовкой учащихся и содержанием образования в высшей школе.

Программа по предпрофильной подготовке разработана в соответствии с «Концепцей модернизации российского образования на период до 2010 года». Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р., «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», Приказа Министерства образования России от 18.07.2002 г. № 970-13, «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 г. № 334, Резолюции областного совещания работников образования от 26.03.2003 «Об опыте и перспективах профильного обучения в образовательных учреждениях Омской области», Приказа Министерства образования России от 26.06.2003 №2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения».

В образовательном учреждении, с одной стороны, накапли­вается определенный опыт работы с внедрением предпрофильного обучения, с другой стороны, возникает необходимость системной работы по предпрофильной подготовке учащихся, которая должна привести к осознанному выбору профиля обучения.

В школе отрабатываются различные формы довузов­ской подготовки, включающие в себя подготовительные курсы очно-заочной фор­мы обучения по русскому языку, математике, физике, информатике при ОмГУ, ОмГПУ. Оказывается мето­дическая помощь учителям по основным образовательным предметам; проводится профориентационная работа, распространяется учебно-методическая литература, проводится апрельское тестирование.

В образовательном учреждении разработано и внедрено 16 элек­тивных курсов. Это пропедевтические курсы по отношению к профильным и меж­предметные элективные курсы, расширяющие или углубляющие профильные предметы. («Задачи с параметрами», «Методы решения геометрических задач», «Квадратичная функция и ее применение», «Практикум по правописанию», «Информатика, доступ к файлам», «Химия и гигиена», «Химия и здоровье», «Уроки общения» и т.д.).

С 2008 года в учебный план школы включен курс «Твоя профессиональная карьера» (8-9 классы).

Предпрофильное обучение, регламентированное рамками учебного плана, находит продолжение в различных формах внеурочной, внеклассной и внешкольной работы (олимпиады, интеллектуальные конкурсы, научное общество учащихся, предмет­ные кружки, исследовательские проекты - все то, что позволяет детям соотнести свои познавательные потребности и возможности, убедиться в правильности сде­ланного выбора).

Определение профиля обучения в старшей школе - процесс индивидуальный, однако и он может и должен быть организован извне. Альтернативой стихийности профильного выбора становится целенаправленная работа всех участников образо­вательного процесса (учителей, родителей, обучающихся).

Комплексная подготовка к такому жизненно важному выбору включает в себя психолого-педагогическую диагностику, полу­чение обучающимися информации о возможных путях продолжения образования, индивидуальные собеседования со старшеклассниками и их родителями, составление «карты интересов», деловые игры, экскурсии и проектную деятельность.

На основе собранной информации о личности обучающе­гося, его профессиональных намерениях практикуется проведение консультаций, психолого-педагогических консилиумов с выдачей соответствующих реко­мендаций.

Правильному выбору профиля обучения способствует организация диагности­ческих исследований, оказание учащимся психолого-педагогической консульта­тивной помощи, направленной на самопознание школьников, на выявление истин­ных мотивов их выбора, реальных образовательных потребностей.

Организационная работа, предварительная диагностика образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей (на пропедевтическом этапе), обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, осуществление процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обуче­ния (на основном этапе), пробы выбора профиля обучения с предоставлением аль­тернативы и возможности перехода в случае ошибочного выбора (на завершающем этапе) - все это позволит избежать влияния случайных факторов.

Цель программы: создание системы предпрофильного обучения как условия эффективного самоопределения учащихся основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Задачи:

1. Создавать условия для самоопределения школьников: обеспечить возможность осуществить профессиональные пробы; предоставить право самостоятельно выбрать профиль обучения, сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.

2. Осуществлять психолого-педагогическую диагностику, предполагающую организацию диагностических исследований, оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи, проведение педагогами собеседования и анкетирования, направленных на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных потребностей.

3. Разработать содержание «портфолио», позволяющего объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю. В систему отслеживания динамики успехов учащихся включить различные формы мониторинга: внешний, внутренний, предметный, индивидуальный.

4. Вести пропедевтику профильного обучения в основной школе, которая предполагает использование широкого спектра элективных курсов.

5. Совершенствовать систему профориентационной работы в школе, которая призвана обеспечить момент непосредственного выбора, психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов, способствовать профессиональному самоопределению школьника.

Научными основаниями предпрофильного обучения выступают классические и современные педагогические и психологические подходы и принципы:

Согласно развивающему принципу, цель образования – развитие человека. При этом овладение знаниями, умениями и навыками выступает не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих целей. Это положение соответствует гуманистическому подходу, ставящему в центр образования человека.

Индивидуальный подход конкретизирует гуманистический. Следует не формировать единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развертывать индивидуальные способности и склонности учащегося. Задача школы – создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности.

Компетентностный подход полагает целью школы развитие комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность учащихся. Профильная компетентность (интеллектуальная, информационная, гражданско-правовая) рассматривается, как готовность самостоятельно приобретать и использовать те знания из профильной образовательной области, которые необходимы для профессионального самоопределения и самореализации личности.

К основаниям, отвечающим на вопрос, как развивать, относится деятельностный подход. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, личностно деятельностному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

Возрастной подход предлагает основываться при организации образовательного процесса на возрастных и психофизиологических особенностях учащихся. Согласно возрастной психологии, после 15 лет может возникнуть способность реалистично представлять свое будущее, что позволит успешно строить собственный образовательный маршрут. Однако, как и любое личностное качество, эта способность может развиться только в соответствующей социальной ситуации, то есть ее необходимо целенаправленно формировать, создавая развивающую образовательную среду. Согласно возрастному и деятельностному подходам, наибольший вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода. На старшей ступени основного образования такая деятельность связана с обоснованным и жизненно важным выбором дальнейшего пути обучения.

Используя гуманистический подход, можно утверждать, что между детством и юностью нет резкой границы. Поэтому чем старше ребенок, тем в большей степени в школе следует использовать методы и принципы обучения для взрослых, в том числе индивидуализацию образовательного процесса, ориентацию на запрос учащегося, элективность содержания и форм образования.

Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени основной школы должно осуществляться в условиях образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.


Направления деятельности школы по предпрофильному обучению
1. Выявление возможностей школы для перехода

к организации предпрофильного обучения.




Условия

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Организационные

-назначение ответственных за создание системы предпрофильного обучения;

- организация деятельности творческой группы по созданию системы предпрофильного обучения;

- участие в совещаниях в муниципальной образовательной сети;

-организация деятельности НМС по предпрофильному обучению.



Сентябрь

Директор, зам. директора, учителя - предметники

Информационные

- информирование творческой группы о задачах предстоящей работы;

-ознакомление членов педагогического коллектива с системой предпрофильного обучения, нормативно-правовыми документами и задачами школы по созданию системы;

- педагогический совет «Особенности и методы проектирования педагогической системы предпрофильного обучения»;

-подготовка информационных материалов; визитки школы;

- стендового материала для родителей и учащихся;

- информации о предпрофильной подготовке на стенде;

- родительские собрания с целью информирования о создаваемой системе предпрофильного обучения (по параллелям 8-х классов);

родительская конференция «Выбор профессии – выбор судьбы»;



В течение года

Директор, зам. директора, учителя – предметники, классные руководители

Кадровые

- постоянно действующий семинар для учителей-предметников по разработке - программ элективных курсов, оценке их качества;

- деятельность ШМО на этапе подготовки к внедрению предпрофильного обучения;

- курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей;


В течение года

Директор, зам. директора, учителя – предметники, классные руководители

Мотивационные

- разработка системы вознаграждения за достижение успехов в предпрофильном обучении;

- создание эффективной системы контроля результативности предпрофильного обучения;



В течение года

Директор, зам. директора

Научно-

методические



- изучение образовательных запросов детей и родителей путем анкетирования;

-организация всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей учащихся 8-9 классов;

- разработка КЦП по организации предпрофильного обучения;

- разработка комплексной модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях профильной школы;

- разработка школьного учебного плана предпрофильного обучения;

- разработка программ элективных курсов;

- создание банка элективных курсов на электронных носителях.


В течение года

Директор, зам. директора

Нормативно-правовые

- утверждение программ элективных курсов;

- издание приказа о разработке системы предпрофильного обучения в школе;



Сентябрь

Директор, зам. директора

Управленческие

- разработка плана повышения квалификации педагогов;

-осуществление контроля хода реализации предпрофильного обучения.



В течение года

Директор, зам. директора

Материально-технические

- создание необходимых материально-технических, организационных, методических условий для успешного введения системы предпрофильного обучения:

а) ввод в действие второго компьютерного класса;

б) широкое использование возможностей спутниковой связи, системы ИНТЕРНЕТ;

в) пополнение библиотечного фонда;



В течение года

Директор, зам. директора

2. Внедрение элементов предпрофильной подготовки в образовательную практику школы и оценка их эффективности




Условия

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Организационные

- организация работы НМС школы по предпрофильному обучению;

- организация и координация деятельности творческой группы по созданию системы предпрофильного обучения;

- участие в совещаниях с руководителями ОУ, входящих в муниципальную образовательную сеть;

- организация учебного процесса предпрофильного обучения в условиях муниципальной образовательной сети;



В течение года

Директор, зам. директора

Информационные


- проверка качества преподавания элективных курсов;

- анализ результатов введения системы предпрофильного обучения;

- проведение системы мероприятий по информированию родителей и учащихся:

* Компьютерная презентация программы «У дверей профильной школы»

* информирование о типах профессий. Классификация профилей. Правила выбора профиля обучения. Представление о городском и областном рынке труда.

* информирование об учебных заведениях района и города. Экскурсии на предприятия города. Участие в днях открытых дверей ОУ города;

- накопление информации о передовом опыте предпрофильного обучения в районе, городе, области, регионе,

- методическое занятие

«Образование и личность.

Теория и практика проектирования системы предпрофильного обучения»;

- методическое занятие «Программно-целевое

управление процессом предпрофильного обучения: опыт, проблемы, перспективы»;



В течение года

Директор, зам. директора

Кадровые

- участие в работе постоянно действующего семинара по обучению методам управления процессом разработки и реализации системы предпрофильного обучения;

- курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей;

- проведение семинаров-практикумов по разработке программ элективных курсов и оценке их эффективности;

- цикл семинаров «Современные технологии обучения»;

- диагностика «Определение индивидуального стиля педагогической деятельности»;


В течение года

Директор, зам. директора

Мотивационные

- участие в конкурсе «Учитель года»; научно-практических конференциях;

- введение системы вознаграждения учителей за работу по созданию системы предофильного обучения;



В течение года

Администрация, профсоюзный комитет


Научно-

методические



- введение системы «портфолио» по избранному в муниципалитете варианту;

- введение в образовательный процесс курса «Твоя профессиональная карьера»;

- реализация системы психолого-педагогического сопровождения:

* психолого-педагогическая диагностика по профильным картам;

* тренинг «Взгляд в будущее»;


В течение года


Администрация, психолог, учителя-предметники, классные руководители

Материально-технические

- создание необходимых материально-технических, организационных и методических условий, способствующих успешному введению системы предпрофильного обучения.

В течение года

Директор

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Объект

контроля


Содержание контроля

Методы

контроля


Сроки

Ответственные

Итоги

Предварительный контроль

Нормативные документы

Состояние

нормативно-правовых основ



Изучение

документации



В течение года

Директор, зам. директора

НМС

Учебный план по предпрофильному обучению

Экспертиза учебного плана

Изучение документации

В течение года

Директор, зам. директора

Администрация

План работы НМС

Экспертиза плана

Изучение документации

В течение года

Директор, зам. директора

Администрация

Материалы психолого-педагогического сопровождения

Экспертиза

материалов



Изучение документации

В течение года

Директор, зам. директора

НМС

Информационные материалы

Визитка школы

Материалы

презентации элективных курсов


Изучение документации

В течение года

Директор, зам. директора

НМС

Готовность педагогического коллектива к работе в условиях профилизации

Курсовая подготовка педагогов по профильному обучению

Изучение документации

В течение года

Директор, зам. директора



Анализ психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки

Программы элективных курсов

Изучение программ

В течение года

Директор, зам. директора

НМС


Готовность классных руководителей к профориентационной работе

Программы развития классного коллектива (плана воспитательной работы) – блок профориентации.

Изучение программ

В течение года

Директор, зам. директора

НМС

Текущий контроль

Объект контроля

Содержание

контроля


Методы

контроля


Сроки

Ответственные

Итоги

Учащиеся 8-9 кл.

Комплектование групп для изучения элективных курсов

Анализ

документации



Сентябрь


Директор, зам. директора

Совещание при зам. дир.

Родители и учащиеся 8-9 кл.

Информирование о системе предпрофильного обучения

Анкетирование, собеседование, родительские собрания

В течение года

Директор, зам. директора, классные руководители

НМС

Организация элективных курсов

Практическая результативность обучения

Посещение и анализ занятий

В течение года

Директор, зам. директора

Совещание при зам. дир.

Психологическая служба

Состояние информационно-диагностической работы

Посещение и анализ занятий, составление профориентационной карты уч-ся 9-х классов

В течение года

Директор, зам. директора

НМС

Деятельность классных руководителей

Организация процесса информационных мероприятий, консультаций для уч-ся и родителей, сбор материала для «портфолио»

Анкетирование уч-ся и родителей, экспертиза материалов «портфолио»

В течение года

Директор, зам. директора

НМС

Итоговый контроль



Объект контроля

Содержание

контроля

Методы

контроля

Сроки

Ответственные

Итоги

Учащиеся 9-х классов

Эффективность системы предпрофильного обучения, способность к осознанному выбору профиля обучения

Диагностика, материалы «портфолио»

В течение года

Директор, зам. директора

НМС

Учащиеся 10-х классов

Эффективность системы предпрофильного обучения

Комплектование профильных классов

В течение года

Директор, зам. директора

Педагогический консилиум

Ожидаемые результаты программы:

1. Создание условий для самоопределения обучающихся, предоставляющих право самостоятельно выбирать профиль обучения.

2.Оказание психолого-педагогической помощи, направленной на самопознание обучающихся поможет выявить их реальные потребности в жизнедеятельности

3.Разработанное содержание и критерии «Портфолио», помогут объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю.

4. Система профориентационной работы в школе, призванная обеспечить непосредственный выбор, будет способствовать профессиональному самоопределению школьника.

Кадровые ресурсы. По программе предпрофильного обучения могут работать учителя – предметники, имеющие квалификацию и прошедшие курсовую подготовку по профильному и предпрофильному обучению в образовательном учреждении.

Методическое обеспечение. Содержание программы курса по выбору прежде всего зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данном образовательном учреждении и составе учащихся. Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию». Если автор относит (условно) свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности. Отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой стороны – предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2.Чистяков С.Н. с соавторами. Профильное обучение и новые условия подготовки. Школьные технологии, 2004, 101-108с.

2.Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей. Школьные технологии, 2004, 75-81с.

3. Артёмова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. Школьные технологии, 2004, 22-31с.







izumzum.ru