Праздник труда и народного творчества - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Есть люди, который могут задать вопрос: «4 ноября какой праздник? 1 10.57kb.
Из глубины веков. Былина-жанр устного народного творчества 1 44.41kb.
«Народный костюм» 1 43.97kb.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства как основа формирования... 1 40.1kb.
Роль корпоративной культуры в формировании основных принципов мотивации... 1 260.79kb.
Перечень государственных (муниципальных) учреждений Белгородской... 1 507.59kb.
1 мая Праздник весны и труда (День международной солидарности трудящихся) 1 195.86kb.
Международной Организации Труда №81 «Об инспекции труда в промышленности... 4 1044.47kb.
Бюллетень по охране труда является периодическим изданием группы... 2 655.04kb.
Нынче праздник, нынче праздник 1 39.92kb.
В 1997 году Новосибирский государственный областной Дом народного... 1 125.97kb.
Действующие лица 2 535.53kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Праздник труда и народного творчества - страница №1/1

«Матрешек пестрый хоровод»

Праздник труда и народного творчества.


ЦЕЛИ:

  • подвести обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках труда и ИЗО по изучению истории и создания матрешек.

  • Научить детей испытывать удовлетворение от художественной и трудовой деятельности, полученной на уроках труда и ИЗО, через создание благоприятных условий для стимулирования и активизации интереса к трудовой творческой деятельности;

  • Через связь предметов повысить роль народного искусства в жизни человека;

  • Развивать умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей.

(время 40-45 мин.)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД : загадка, стихотворение, выражения, поговорки, («Русские умельцы», «Эти мастера»)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: частушки, песни («Как у наших у ворот», «Матрешка», «Русская матрешка»), музыкальный фон.

ИЗДЕЛИЯ УЧАЩИХСЯ:

5 класс – фартуки с аппликацией «Матрешка» ;

- пряники «Матрешка»;

- матрешки из папье-маше;

- рисунки матрешек;

- дощечки разделочные «Неваляшка»;

7 класс - расписные болванки матрешек;

- панно из ткани под расческу «Матрешка»;

- значки «Матрешка»;

8-10 класс- грелки «Матрешка»;

- коврик для прихожей «Неваляшка».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:


  1. Оформление доски: буквы названия праздника, присказка (или девиз), рушник, рисунки матрешек, деревянные матрешки, неваляшки.

  2. Стол для гостей: скатерть, самовар, чайный сервиз, чайные ложки, угощения.

  3. Стол для росписи значков: скатерть, баночки с водой, краски, кисти, карандаши простые и цветные, резинки, фломастеры, образцы.

  4. Для участников праздника: для девочек –сарафаны, рубахи, косынки, платочки; для мальчиков – рубахи, пояса, кепи с цветами; для ведущих – платки. Балалайка и гармошка из картона.

ХОД ПРАЗДНИКА:



План проведения праздника:

  1. Встреча гостей

  2. Выход участников в хороводе с песней «Как у наших у ворот».

  3. знакомство

  4. Рассказ девочек о последовательности пошива фартука.

  5. кулинарная часть (угощение).

  6. Песня «Матрешки»

  7. История матрешки:

    • Откуда пришла к нам.

    • Стихотворение «Эти мастера».

    • Загорская матрешка.

    • Семеновская матрешка.

    • Пасховмайданская матрешка.

    • Неваляшки.

    • Матрешки из папье-маше (техника).

    • Деревянные матрешки (техника).

  8. Демонстрация изделий в образе матрешки (работы старшеклассников).

  9. Стихотворение «Русские умельцы».

  10. Рассказ о своих матрешках (о цвете, о форме …)

  11. Частушки.

  12. Подарки участников гостям – значки.

  13. Роспись гостям значков.

  14. Песня «Русская матрешка», музыкальный фон (звучит музыка пока гости расписывают значки).

  15. Прощание.

УЧАСТНИКИ:

2 ведущих (Преподаватели труда и изобразительного искусства).

Баянист (преподаватель музыки или учащийся).

Хозяюшки (9 девочек из 5-х классов).

Мастера (3 девочки и 3 мальчика из 7-х классов).
1 часть.

1 вед: Добро пожаловать, гости дорогие!

2 вед: Веселья вам да радости желаем!

1 вед: Давно мы вас ждем-поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

2 вед: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

1 вед: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

2 вед. Только к нам ли вы шли, на тот праздник попали? Отгадаете, кто хозяин в доме этом?

1 вед: Как две радуги брови,

Губы маки,

Пунцовый наряд,

И румянцем свежее морковки

Глянцевые щеки горят.

2 вед: Ну, что узнали?

(ведущие провожают гостей к столу)

2 вед: Где же вы, красавицы?

2 часть.


(Выходят участники в хороводе)

Как у наших у ворот

Стоит девок хоровод

Ой ли, ой ли, ой люли!

Стоит девок хоровод.

Стоит девок хоровод

Приговаривает

Ой ли, ой ли, ой люли!

Приговаривает

Собирайтесь к нам, девицы,

Красны девы-мастерицы.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Красны девы-мастерицы.

Красна девушка идет

Словно павушка плывет,

Ой ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет.

Словно павушка плывет

Удалой народ зовет

Ой ли, ой ли, ой люли!

Удалой народ зовет.

Мы на праздник к вам пришли

Веселится от души!

Ой ли, ой ли, ой люли!

Веселится от души.

А пока мы вам расскажем

О труде матрешке скажем.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Да поведаем!

Только строго не судите,

А улыбкой одарите.

Ой ли, ой ли, ой люли!

Да похлопайте.

3 часть.


1 вед: Посмотрите на девушек – какие разные, веселые, стройные, добрые. А какой наряд! Сарафан, фартук расписной да платок красивый – наряд труда.

2 вед: А как зовут вас, нарядные, пригожие, друг на друга похожие?

Мастера:

Ой, да мы матрешки, мы матрешки

Хоть и неуклюжие немножко

На веселом празднике на нашем

Мы вам обязательно скажем –

(хором) МАТРЕНА.

4 часть (рассказ о последовательности пошива фартука).



1 вед: Вам мы все секреты расскажем, как мы очень трудились и что из этого получилось.

Хозяюшки:

1. Когда то давным- давно его называли передником. Посмотришь, и все узнаешь о его владелице: сколько детей , какой муж, какая она замечательная хозяйка. Время быстро бежало, появились фабричные, печатные ткани и стали называть его фартуком.

2. Вначале мы обработали бретельки обтачным швом, затем нагрудник изготовили и настрочили карман.

3. А затем обработали швом вподгибку с закрытым срезом боковые стороны нижней части фартука и низ изделия.

4. Обработали концы пояса и соединили с нагрудником и нижней частью фартука сточным и настрочным швами.

5. Из кусочков ткани выполнили аппликацию «Матрешка». Применяли: машинные швы, ручные стежки, отделочный тамбурный шов.

6. Отутюжили изделие и проверили качество друг у друга, а дома мама порадовалась моему мастерству.



Ой замечательные фартучки получились! А как вам? Понравилось?

5 часть. (Кулинарная часть).



Хозяюшки:

1: Когда фартуки мы сшили,



Сил набраться все решили.

Испекли печень мы

И рецепт вам сберегли.

2. (берет вазу с печеньем и, подавая его к столу, говорит:)



Испробуйте, пожалуйста,

Наше угощенье.

«Майский чай» вам и варенье

Поднимут настроенье.

  1. Для печенья «Матрешка» использовали набор продуктов: мука, сахар, подсолнечное масло, майонез, дрожжи, вода. Разукрашивали сметаной, а в нее добавили красители.

(Рецепт подается на листочках)

100 г дрожжей 400 г сахара

1 л воды 200 г рафинированного подсолнечного масла

250 г майонеза 8-10 стаканов муки

Способ приготовления:

Тесто должно получиться мягкое, не крутое. Дрожжи развести с водой. Масло растереть с мукой. Майонез - с сахаром. Все соединить. Раскатать пласт толщиной 1 см, вырезать по формочке «Матрешки». Уложить на противень и дать постоять 30-40 мин. Чтобы снова подошло тесто. Поставить в духовку на средний жар, как зарумянится – готово. Когда остынут, кисточкой раскрасить (в сметану добавить красители: какао, сок свеклы, сок моркови, сухие соки.).

6 часть.

Песня «Матрешки».

Матрешка появляется на белый свет

Одежкой похваляется , - ей сносу нет

Хотя мала как крошка сама она

В матрешке есть матрешка еще одна.

Припев: Ой ли, ой ли-лё-ли-лё

Ой ли, ли-лё-ли-лё

В матрешке есть матрешка

Еще одна, еще одна

Сестра к сестренке тянется, какая стать

От радости румянится, пошли плясать

Хотя мала как крошка сама она

В матрешке есть матрешка еще одна.

Припев:

Пусть скачется, пусть пляшется



Пусть смех вокруг

Одна в другую прячется

Матрешки вдруг

Хотя мала как крошка сама она

В матрешке есть матрешка еще одна.

Припев: Ой ли, ой ли-лё-ли-лё

Ой ли, ли-лё-ли-лё

В матрешке есть матрешка

Еще одна, еще одна.

7 часть.


1 вед: Нынче праздник в нашем доме

Гости бьют в ладошки

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

2 вед: Куклы деревянные?

Круглолицые, румяные?

В разноцветных сарафанах,

В фартуках, косынках?

(Матрешки берут игрушки в руки – деревянные и из папье-маше, сделанные собственными руками.)



1 вед: Поведали сегодня вы нам немного о себе, но только кто же ты, матрешка? Откуда к нам пришла, и где живешь теперь ты?

(Хозяюшки садятся. Рассказывают историю)



  1. Есть у нас своя, необычная история. Вот уже сотню лет мы живем в этой стране, радуя и детей и взрослых своей красотой и своим секретом.

  2. И зовут нас по имени русскому – Матрена. Так называли расписную игрушку в художественной мастерской г. Загорска, что под Москвой стоит.

  3. Только нашим прародителям была фигурка добродушного, лысого, мудрого старца. Фурукумы, привезенного из Японии в Россию. Фигурка раскрывалась и в ней находились еще несколько вложенных одна в другую фигурок.

  4. Да, а привезла эту диковеннку помещица Мамонтова. И попросили токаря Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. Художнику Матюхину поручили ее расписать .Первая матрешка состояла из восьми фигурок: девочек в сарафанах и платках с черным петухом в руках.

  5. разбежался слух о невиданной красавице по всей России. Открылось немало школ по производству матрешек.

  6. Появились деревянные куколки, изображавшие девушек с корзинками, узелками, серьгами, цветами в руках. Писали стариков с окладистыми бородами и пастушков со свирелью. Каждый мастер приносил что-то свое в облик матрешки.

Стихотворение «Эти мастера»

Эти мастера, ребята,

Удивительный народ!

Веселы, душой крылаты.

В каждом солнышко живет.

И еще, но по секрету,-

Много слышала речей,

Что имеют люди эти

Кисть из солнечных лучей.

Мастера:


  1. Загорские мастера изготавливали матрешек сдержанными, спокойными по расцветке. Русоволосая, улыбчивая матрешка – плотная, приземистая с плавным переходом к утолщенному низу. Расписывая их, мастер клал гуашь. Прямо по дереву, а сверху покрывал лаком.

  2. А вот красавица из Нижнего Новгорода – Семеновская матрешка. Более стройная, вытянутая по форме, имеет относительно тонкий верх, резко переходящий в утолщенный низ. Семеновские матрешки яркие, изящные с обязательным букетом полевых цветов в руках. Нижегородцы сначала покрывают заготовку клейстером, высушивают ее, а затем расписывают анилиновыми красками, после чего лакируют. Получаются удивительно яркие матрешки.

  3. Ну, а пасховмайданскую матрешку ни с какой другой не спутаешь – малиновая, какой в природе нет. У этой затейницы волосы уложены в замысловатые колечки, и капризные глазки расплываются в улыбке, т даже нет привычного сарафана, и без рук. Цветы в ней большие, чаще шиповник.

  4. посмотрите на этих малюток, младших сестер матрешек. Это образ неваляшки – одноместной матрешки с закругленным низом. На дно настоящей неваляшки закладывают груз из металла, от того фигурка и устойчива. А раньше ее изготавливали из папье-маше.

  1. Наши матрешки, кстати, тоже выполнены в технике «папье-маше». Сейчас мы вам поведаем тайну этого способа изготовления.

  2. На подготовленную основу наносится один слой мелконарезанной тонкой бумаги, перекрывая друг друга. Последующие слои – на клею.

  3. Форма высушивается. Затем разрезается на 2 половинки для снятия с основы, части воссоединяются тем же способом и наносятся еще несколько слоев (всего примерно 10-12 слоев должно быть). Матрешка хорошо просушиваются, шлифуются. И можно раскрашивать. А для яркости покрывают лаком.

  4. Мы своих матрешек из осины выточили. Заготовку сначала ошкурили (т.е. очистили от коры ствол осины или липы). Желательно просушить 1-2 года, пока не зазвенят. Затем разрезали на чурки.

  5. Ну а после, в токарном цехе рождается сама матрешка. Сначала вытачивается самая маленькая матрешка, не открывается фигурка; затем следующая, причем прежде точится ее нижняя часть. А перед росписью все детальки шлифуются наждачной бумагой. Расписанную матрешку желательно покрыть лаком для лучшего хранения, для большего выявления сочности красок.

8 часть. Демонстрация других изделий в образе матрешки.

2 вед: Дорогие гости! И вам советуем, -

Не теряйте время даром,

От скуки берите дело в руки,

А что из этого получится

Сами увидите!

-Это грелки-матрешки на самовар и чайник.

- коврик для прихожей, панно под расческу, сделанные девочками 6-10 классов.

9 часть. Стихотворение «Русские умельцы»



Творения русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных

И чем- то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

В резьбе и узоре,

В раскраске весенней

Остались умельцев черты:

Внезапная грусть,

И лихое веселье,

Которые с виду просты.

1 вед: И все они – милашеньки

Красивые рубашеньки

2 вед: Все с аленькими щёчками

Под пестрыми платочками.

1 вед: Нарядные, пригожие,

На родителей похожие!

2 вед: А что вы хотели выразить, когда подбирали краски для росписи и выбирали ткань для отделки своих дочек-матрешек!

(Девочки и матрешки рассказывают каждая о своих матрешках.)



Хозяюшки:

  1. много красного и желтого – добрая матрешка.

  2. Узор растительный, много мелких цветочков – задорная, веселая матрешка.

  3. Платок красный, т.к. на Руси всегда считались, что красный цвет – символ жизни, благополучия, радости.

  4. Фартук скромный, не броский – русская женщина, девушка всегда была скромной, покладистой.

Мастера:

  1. Узор скромный: мелкие цветочные элементы, тонкие полоски, спиральки; красная косынка – праздничный наряд.

  2. Люблю собирать букеты полевых цветов, поэтому для росписи выбрала семеновскую матрешку. А расписала яркими веселыми красками, потому что сама люблю игру красок ярких, не люблю грустить и скромничать.

  3. Матрешка задорная, озорная, виден мой характер и вкус – я люблю сочные краски, а в середине расписала цветочным узором, т.к. цветы всегда радуют глаз и поднимают настроение.

10 часть.

1 вед: Ой-да, балалайка, балалайка.

Ну-ка, громче, звонче заиграй-ка.

Заиграй погромче, веселее,

Чтобы ноги в пляс пошли скорее.

(поют все частушки)



  1. Мы матрешки, веселушки

Пропоем мы вам частушки

Прежде чем их записать

Будем петь мы и плясать.


  1. Мы веселые сестрицы

Мы матрешки озорницы

Сосчитайте до пяти

Нас попробуйте найти.


  1. В теремочке там и тут

Все матрешечки живут

Маша, Даша и Марина,

Оля, Поля и Галина.


  1. Эх, топну ногой!

Да притопну другой!

Устоять не могу

Характер такой.


  1. Мы матрешки веселы

И красивы, и умны

Целый мир объехали,

О стране поведали.

6. Ты играй по веселее

Балалайка, три струны

Подпевайте, кто умеет

Не стесняйтесь, плясуны!

7. Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.


  1. Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.


  1. Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.


  1. Мы прослушали рассказ

Сколько радости для глас

Подрастают мастерицы

Может быть и среди вас.


  1. Мы пропели, что хотели

Проплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый

Пой позвонче и пляши!


  1. Любовались гости чудом,

Громко восхищалися

И матрешкиной красой

Сраженные осталися!

У-у-ух!


11 часть.

1 вед: Спасибо, милые хозяйки и хозяева, мастера и мастерицы. Порадовали вы нас своими матрешками.

2 вед: А скажите-расскажите, что вы для нас еще припасли?

Мастера: Да хатим мы подарить вам, гости дорогие, на память о нашей встрече своих маленьких подружек.

(Дарят значки)

2. Оставьте им родителям, какими вы хотите увидеть своих деток?

3. Пока они безликие, но вы их распишите.

(Проводят гостей к другому столу. Каждая объясняет последовательность росписи)

Вот вам все необходимое для росписи.

1 вед: Подарки ваши приняли мы с радостью. Спасибо, вам за них!

12 часть.(Пока гости расписывают значки, дети поют песню «Русская матрешка»).

1. Кто матрешку сделал, я уж знаю.

И известно мне, что сотню лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, в сказочном лесу.

Истинную русскую красу.

2. На щеках навел зари румянец,

Неба синь вплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и вот, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрешка, через всю планет

До сих пор уверенно идет.

3. Выступает гордо, величаво

С удалой улыбкой на лице

И идет за ней по свету слава



О великом мастере-творце!
13 часть.

2 вед: Вот и подошел к концу наш праздник. Смотрю я на радостные лица, и рустоваться жаль. И вспоминается народная мудрость: «Где труд, там и счастье!»

Все участники: Не забывайте о нас! (уходят)

1 вед: Счастья вам! До скорого свиданья!


izumzum.ru