Пояснительная записка по курсу: территориальная организация населения на тему - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы для зачёта по дисциплине «Территориальная организация населения» 1 38.91kb.
Рабочая программа составлена на основе 2 241.51kb.
Об ученическом самоуправлении пояснительная записка самоуправление 1 137.88kb.
Пояснительная записка к дипломной работе На тему: «Организация конференц-связи... 5 526.56kb.
Пояснительная записка рабочая программа по курсу «География. 1 307.87kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Литературное... 1 88.64kb.
Пояснительная записка к курсу учебный предмет «Технология» 1 235.25kb.
Урок по курсу «География материков и океанов» 1 81.25kb.
Пояснительная записка к отчету о результативности проводимых программных... 1 44.3kb.
Пояснительная записка Корректировка мероприятий комплексной программы... 1 25.43kb.
Территориальная организация рекреационного хозяйства башкирии 1 199.54kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «И. А. Бунин. Жизнь и творчество. 1 72.83kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Пояснительная записка по курсу: территориальная организация населения на тему - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По курсу: ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

На тему:

Сравнительная характеристика территориальной организации Кемеровской и Новгородской областей (вариант 13)
Студентки Маракиной Валерии Игоревны

Специальность ГМУ

Курс 5

Группа 1851



Научный руководитель: Шишков М.К.

Оценка: __________________



1. Теоретико-методологические и правовые основы

2. Исторический обзор территориального устройства

3.Современное состояние территориальной организации – анализ таблиц

4.Проблемы и перспективы изменения территориальной организации населения

Список использованной литературы

1. Теоретико-методологические и правовые основы.


Государственно-территориальное устройство, закрепленное сначала в Федеративном договоре (апрель 1992 года), а затем и в новой Конституции России (декабрь 1993 года) не только оставляет без изменения, но еще более усугубляет уже давно существующие и требующие разрешения проблемы в вопpосе АТУ Федерации и ее субъектов. До 1990 года в РСФСР было 73 АТЕ (6 краев, 49 областей, 16 АССР и два города федерального значения Москва и Ленингpад), а сейчас их стало 89.

Россия является не только самым большим по территории, но и одним из самых сложноуправляемых государств мира, что определяется числом АТЕ (89), количеством их видов (6) и разницей между ними по численности населения (более 400 раз). Только 13 стран мира имеют число АТЕ свыше сорока, в том числе лишь одна федерация - США.

Мировой практике известны, как правило, не более двух-трех видов АТЕ - основные (области, провинции, штаты и т.д.) и особые: столица и автономии.

Особое положение России наглядно видно как по числу АТЕ (89), гораздо большему, чем у следующих за ней Японии (61) и США (51), так и по числу их видов (6). Всего два из числа крупнейших государств мира - Бразилия и Аргентина имеют по три вида АТЕ, а все остальные еще меньше.

Наибольший интерес вызывает сравнение России по количеству и средней численности населения субъектов Федерации с другими федеративными государствами. Более широкие полномочия АТЕ в федеративных государствах, чем в унитарных требуют и их более крупной величины по численности населения. Логика здесь прослеживается четко: большим правам должны соответствовать и большие возможности бюджета, что напрямую зависит от численности населения. Поэтому федеративные государства, как правило, имеют меньшее количество АТЕ и среди них чрезмерная раздробленность России проявляется особенно наглядно.

Современное АТУ сложилось на уровне существующих субъектов Федерации стихийно, в основном в 30-е годы и давно нуждается в пересмотре. На всех уровнях оно остается практически неизменным с середины 60-х годов, когда были ликвидированы результаты административной реформы, проводимой Н.С. Хрущевым (совнархозы, разделение областей на промышленные и сельскохозяйственные, укрупнение районов), и оно пока не затронуто процессом реформирования, начатым в 90-х годах. В этот период произошли отдельные изменения в АТУ. На федеральном уровне повысился статус автономий, а на региональном уровне произошло незначительное разукрупнение районов и сельских администраций, как инерция процесса предшествующих лет, ликвидация внутригородского районного деления в ряде городов. Однако все эти преобразования носили, как правило, сугубо административный характер и не подкреплялись серьезными научными исследованиями, что часто порождало новые проблемы и противоречия.



2.Исторический обзор территориального устройства


Новгородская область. Господин Великий Новгород с первого упоминания в летописи (859 г.) неизменно в течение многих веков стоял в центре исторических событий, связанных с развитием русского государства. Удобное географическое и положение на пути "из варяг в греки" способствовало развитию здесь уже в Х в. ремесел, торговли и культуры. Со временем Новгород становится вторым по значению городом Киевской Руси, а в XII-XV вв. - столицей Новгородской феодальной республики. Ее границы доходили до берегов Белого моря на севере, Урала на востоке и верховьев Волги на юге.
    В 1478 году Новгород и прилегающие к нему земли вошли в состав централизованного русского государства, удвоив его размеры.    После присоединения Новгорода к Москве и перераспределения земельных владений была проведена полная перепись населения.
     С выходом России к Балтийскому морю, строительством новой столицы, Новгород утратил значение крупного экономического центра. Санкт-Петербург с 1710 г. Стал центром Ингерманландской (затем Санкт-Петербургская) губернии, в состав которой вошли все новгородские пятины. Территория бывших новгородских земель была разделена на наместничества, а затем 11 провинций, в том числе Новгородскую.

С изменением в России административно-территориального деления в 1727 г. была образована Новгородская губерния, просуществовавшая 200 лет. В 1913 г. в губернии проживало 1780 тыс. человек, из них - 86 % - крестьяне. В последующие годы Новгородская губерния считалась одной из отсталых в России. В 1927 году в числе пяти губерний северо-западного района Новгородская вошла в состав Ленинградской области.

Постановлением правительства Новгород вошел в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.
Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43г. "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР". Однако освоение природных богатств земли Кузнецкой началось гораздо раньше - в начале 17 века, когда были основаны города Томск (1604 г.) и Кузнецк (1618 г.).

3.Современное состояние территориальной организации – анализ таблиц.

Кемеровская и Новгородская области принадлежат Северо-западному и Западно-сибирскому экономическим районам соответственно.


Новгородская область в современных границах образована 5 июля 1944 г., административный центр - Великий Новгород, историческое название возвращено городу законом Государственной Думы Российской Федерации в 1999 г. Другие крупные города - Боровичи, Старая Русса, Чудово, Валдай. В составе области 22 муниципальных образования, 21 административный район, 10 городов, 22 поселка городского типа.

Территория области 55,3 тыс. кв. км. В состав области входят 21 район, 10 городов, 18 поселков городского типа и 3796 сельских населенных пункта. Численность населения области на начало 2004 года составила 682,6 тыс. человек. Более 70% всего населения проживает в городах, 30% проживает в сельской местности. Численность административного центра - Великого Новгорода - 220,2 тыс. человек.



Кемеровская область в современных границах область была образована 26 января 1943 года. Площадь области - 95,5 тыс. кв. км, что составляет 4% территории Западной Сибири и 0,56% территории России. По площади Кемеровская область - самая маленькая в Западной Сибири. Так, площадь Тюменской области составляет 1361,9 тыс., а Омской - 139,7 тыс. кв. км. В то же время область по площади значительно больше, чем любая из республик Закавказья или Балтии. Она превосходит по территории ряд стран Западной Европы (площадь Венгрии - 93 тыс. кв. км, площадь Португалии - 92тыс. кв. км, Австрии - 83,8 тыс., Ирландии - 70 тыс., Норвегии - 62,0 тыс., Швейцарии - 41 тыс., Бельгии - 30,5 тыс. кв. км.).

В состав Кемеровской области входят 20 городов. Область отличается самой высокой за Уралом плотностью населения (31 человек на 1 кв. км), 87% которого сосредоточено в городской местности. В области насчитывается 7 городов с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Белово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск). По числу таких городов Кемеровская область уступает лишь Московской.


Кемеровская область по численности населения и территории превосходит Новгородскую область почти в 2 раза. Плотность населения Кемеровской области, как уже говорилось, 31 чел. на кв. км, что превосходит плотность населения Новгородской области в 1,3 раза, сельское население меньше в 2 раза.

Плотность населения в Кемеровской области (плотность сельского населения)

- Максимальная: 8616 чел./кв. км (4,1 чел./кв. км)

- Минимальная: 0,4 чел./кв. км (0,133 чел./кв. км)

- Средняя: 671 чел./кв.км. (1,4 чел. кв.км.)

Плотность населения в Новгородской области (плотность сельского населения)

- Максимальная: 24,4 чел./кв. км (7,3 чел./кв. км)

- Минимальная: 0,6 чел./кв. км (2,8 чел./кв. км)

- Средняя: 6,8 чел./кв. км (0,6 чел./кв. км)

В среднем по России плотность сельского населения составляет 2,3 чел./кв.км. Согласно ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», территорией с высокой плотностью населения признается территория, плотность сельского населения которой более чем 6,9 чел./кв. км, а территорией с низкой плотностью населения – плотность сельского населения которой менее чем 0,8 чел./кв.км.

Кемеровская область подходит к группе регионов с высокой плотностью населения (31- по области). В целом 18 районов с высокой плотностью населения, и при этом и численность СП находится в промежутке между 1 и 2 тыс. человек. Это не соответствует требованиям ч. 6, ст.11, гл. 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003г. № 131-ФЗ, поэтому данные территории можно укрупнить.

В Новгородской области 6 районов с высокой плотностью: Валдайский, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Солецкий, Чудовский. В этих районах при плотности населения меньше 1 численность СП не превышает предел 2 тыс. чел., что не соответствует норме (более 3 тыс. чел.). В данных районах наблюдается раздробленность, следовательно, необходимо укрупнение сельских администраций.

Однако, в Поддорском, Новгородском, Демянском, Волотовском районах при плотности 1 и меньше, средняя численность СП составляет менее 1 тысячи чел., что является соответствующим определенным в рамках закона цифрам. В целом по области целесообразно проводить политику укрупнения сельских поселений.

Сопоставляя полученные данные с установленными в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно сделать вывод о том, что уже сегодня можно говорить о несоответствиях в АТЕ Кемеровской и Новгородской областях.


4.Проблемы и перспективы изменения территориальной организации населения


На недостатки и проблемы АТУ субъектов Федерации, необходимость их специального изучения, до первичного уровня включительно, с 70-х годов указывают многие ученые, политические и общественные деятели нашей страны. От признания необходимости изменения АТУ до выработки действительно научно-обоснованных предложений по данному вопросу очень далеко. Дело в том, что как в научных работах, так и в публицистике и средствах массовой информации высказываются самые различные предложения по реформированию АТУ России на всех уровнях.

Принципиально новыми подходами к решению вопросов АТУ внутри субъектов Федерации стали законодательное регулирование этих вопросов самими субъектами Федерации, а также обязательный учет мнения населения, осуществляемый через референдум, при изменении границ административно-территориальных единиц (АТЕ).



Однако по многим позициям проблемы остаются не решенными. Кроме того, все же установленные в законы рамки, в которых определяются оптимальные составы поселений с разной плотностью можно подвергнуть большим сомнениям.

Список электронных источников:


  • http://www.tur.samara.ru/sources/articles/id555_1.1.2.htm

  • ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ

  • Официальный сайт г. Кемерово http://kemerovo.rosemis.ru/

  • Официальный сайт Кемеровской области http://kemerovo.rosemis.ru/

  • Официальный сайт Новгородской области http://www.niac.natm.ru/

  • Справочник городов и регионов www.moigorod.ru

  • Приложения: 1,2

Приложение 1.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ЭР на 1 января 2002 г.


Экономические районы (ЭР) и регионы (субъекты Федерации)

Территория, тыс. км2

Населе-ние на 09.10.02, тыс. чел.

Рай-оны

Горо-да - всего

в т.ч. региона-льного подчи-нения

Городские районы (округа)

Поселки городского типа

Сельские администрации

Сельские населенные пункты на 09.10.02

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Российская Федерация

17075,4

145182

1864

1098

650

333

1850

24396

155290

Западно-Сибирский ЭР

2427,2

14793

205

87

75

41

144

2406

8224

Республика Алтай

92,6

203

10

1

1

-

-

90

243

Алтайский край

169,1

2607

60

12

11

5

14

726

1620

Кемеровская область

95,5

2900

19

20

18

14

46

235

1066

Новосибирская область

178,2

2692

30

14

7

10

18

428

1566

Омская область

139,7

2079

32

6

6

5

24

359

1523

Томская область

316,9

1046

16

6

6

4

1

139

600

Тюменская область

1435,2

3266

38

28

26

3

41

429

1606

в т.ч. Ханты-Мансийский автономный округ

523,1

1433

9

16

14

-

24

70

173

Ямало-Ненецкий автономный округ

750,3

507

7

7

7

-

9

42

102



Приложение 2.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭР на 1 января 2002 г.


Экономические районы (ЭР) и регионы (субъекты Федерации)

Территория, тыс. км2

Населе-ние на 09.10.02, тыс. чел.

Рай-оны

Горо-да - всего

в т.ч. региона-льного подчи-нения

Городские районы (округа)

Поселки городского типа

Сельские администрации

Сельские населенные пункты на 09.10.02

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Российская Федерация

17075,4

145182

1864

1098

650

333

1850

24396

155290

Северо-Западный ЭР

196,5

7796

62

56

26

20

66

724

15084

Ленинградская область

84,0

1671

17

31

20

-

34

204

2907

Новгородская область

55,3

695

21

10

3

-

18

272

3792

Псковская область

55,3

761

24

14

2

-

14

248

8385

г. Санкт-Петербург

1,9

4669

-

1

1

20

-

-

-





izumzum.ru