Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Литературное чтение» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа составлена на основе 2 241.51kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре... 4 607.99kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с конца... 1 105.04kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с древнейших... 3 503.33kb.
Пояснительная записка к рабочей учебной 6 430.02kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов... 9 2136.19kb.
В соответствии с фбупп учебный предмет «Физическая культура» вводится... 1 82.26kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению... 1 409.44kb.
Разработка фрагмента интегрированного урока литературное чтение,... 1 46.4kb.
“Жизнь дана на добрые дела” 1 55.87kb.
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... 1 240.89kb.
План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема :... 1 110.9kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Литературное чтение» - страница №1/1

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Литературное чтение» 4 класс
Нормативная основа программы


  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Литературное чтение. – М.: Просвещение, 2009 г.

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. 4 класс, Автор Л.Ф. Климанова. – М.: «Просвещение», 2010г.

  • Образовательная программа НОО ГБОУ гимназии №168 Центрального района Санкт-Петербурга – 2014г.

  • Учебный план ГБОУ гимназии №168 Центрального района Санкт-Петербурга – 2014-2015г.


Цели и задачи обучения по предмету «Литературное чтение» в 4 классе
Цели:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы; воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Четвертый класс занимает центральное место в обучении младших школьников литературному чтению. Важной особенностью четвертого года обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

 

Количество учебных часов


Программа рассчитана на 3часа в неделю

При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературного чтения в 4 классе составит 102 часа

1четверть-24часа

2четверть-24часа

3четверть-30часов

4четверть-24часа

.

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы




1четверть


2четверть


3четверть


4четверть



За год

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Проверочная работа

2

3

2

1

8

Проектная деятельность

1

1

1

-

3


Межпредметные (метапредметные) связи на уроках ...
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Литературное чтение» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению мира.


Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса. Ведущей деятельностью детей является учебная. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Особенностью программы является то, что она формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом. Пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. В процессе освоения курса у детей повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей.



Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:

  • фронтальная (устная дискуссия, беседа )

  • групповая (в том числе и работа в парах)

  • индивидуальная

  • коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения

  • экскурсии


Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.


2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике, аудиоприложении.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, театрализация, творческая игры «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод исследовательского изучения, организационно-деловые игры (ОДИ) и другие.
Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, раздаточный материал (карточки, тесты), технические средства обучения (компьютер и интерактивная доска) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

  • для учителя: книги, методические рекомендации, электронное приложение -1, поурочное планирование, компьютер (Интернет).


Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:

  • вводный,

  • текущий,

  • тематический,

  • итоговый,

  • комплексный


Формы контроля:

  • проверочная работа;

  • тест;

  • компьютерное тестирование;

  • фронтальный опрос;

  • контрольная работа


Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с Образовательной программой НОО гимназии использован следующий учебно-методический комплект:

  • Учебник «Литературное чтение» 4 класс в 2-х частях. Авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. - М. : «Просвещение», 2013г.

  • Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс в 2-х частях. Автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. - М. : «Просвещение», 2013г.

  • Контрольно-измерительные материалы к учебнику Л.Ф. Климановой и др.- М.: «Просвещение», «Литературное чтение» 4 класс. Составитель Кутявина С.В., ООО «ВАКО», 2012г.



УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует ФГОС начального общего образования по курсу «Литературное чтение».


izumzum.ru