«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад курса в достижение целей основного образования; сформулированы цель и задачи курс - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории для основной школы предназначена для... 2 599.89kb.
Пояснительная записка. Цели курса 4 286.54kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология... 1 163.66kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса алгебры для... 3 638.45kb.
Рабочая программа по истории стран азии и африки в средние века и... 1 279.44kb.
Пояснительная записка Программа психологического курса «Развивай-ка» 1 92.93kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании... 1 221.23kb.
Рабочая программа курса Код курса : сдм. 19 Тип курса : дисциплины... 3 223.56kb.
Цели и задачи курса 3 571.98kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового... 1 143.02kb.
Тематический план лекций по предмету " Парфюмерно-косметические средства"... 1 41.69kb.
Номинация Условия участия 1 61.34kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад курса в достижение целей основного - страница №1/1

Рабочая программа

ФАКУЛЬТАТИВА «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Рабочая программа факультатива «Лингвистическое краеведение» построена на основе примерной программы по русскому языку для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленном в Федеральном государственном стандарте общего образования.

Рабочая программа включает в себя 4 раздела:


  1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад курса в достижение целей основного образования; сформулированы цель и задачи курса «Лингвистическое краеведение», дается общая характеристика курса.

  2. «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание.

  3. «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика.

  4. «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского языка и истории края в современной школе.

Пояснительная записка

Курс «Лингвистическое краеведение» разработан с целью формирования межпредметных связей у учащихся предпрофильных классов.

Основными составляющими элементами современного образования выступают три неразделимые грани этого процесса – обучение как процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков; воспитание как процесс социализации личности и просвещение как процесс приобщения к культуре. Историзм – необходимая составляющая человеческой мысли, деятельности, культуры, в которой от ражается динамика понимания человеком устройства, гармонии Мира и вселенной. Еще Г. В. Лейбниц сказал, что кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет. Значимость истории в жизни каждого видел и русский философ Иван Ильин, отмечая, что именно в истории сокрыта судьба народа, именно история «таит в себе не только прошлое, он и будущее; она являет собой его духовное естество: и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего» (Ильин 2010:38)

В настоящее время, время утраты многовековых традиций нашего народа, особенно актуальным является проблема поиска путей, позволяющих формировать историзм мышления наших школьников. История может выступать как основа интеграции знаний, выстраивания межпредметных связей, способствующих формировать целостную картину знаний у учащихся. Знания об истории Перми и Пермского края посредством родного, русского, языка являются средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества, являются основой формирования этических норм поведения в разных жизненных ситуациях, способствуют способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.



Цель курса – создать условия для формирования межпредметных связей посредством изучения Перми и Пермского края как историко-лингвистического феномена.

Задачи курса:

  1. Ознакомить учащихся с основными фактами и датами в истории России, Перми и Пермского края.

  2. Ознакомить учащихся с текстами, посвященными истории Перми и Пермского края.

  3. Обучить анализу текста, ознакомить с жанровыми особенностями текста, сформировать алгоритмы анализа текста.

  4. Разработать творческие проекты по истории города и края.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Содержание курса «Лингвистическое краеведение» представлено в нескольких разделах:



  1. Пермь и Пермский край в сказках

2. Город и край в лицах

3. Город и край в музыке

4. Город и край в слове

Рассмотрим содержание каждого раздела.



Пермь и Пермский край в сказках. На изучение раздела отводится 8 часов. Предполагается рассмотреть темы: История собирания фольклора народов Прикамья. Собиратели фольклора: В. Н. Серебренников, И. В. Зырянов. Виды сказок. Фольклорная и литературная сказка. Сказка-анкдот. Пермские святые. Житие Стефана Пермского, Легенды и были Прикамья: Ермак в Прикамье. Легенды и были Прикамья: Ныробский узник.

Город и край в лицах. На изучение раздела отводится 15 часов. Предполагается рассмотреть темы: Петр Первый и Урал. Строгановы: история одной семьи. В. Н. Татищев – основатель Перми В. Н. Генин и его вклад в развитие Перми. Екатерина Вторая и Урал. М. М. Сперанский. Воспоминание как жанр. Ф. Х. Граль. Биографический очерк как жанр Пермь в судьбе декабристов. Записка как жанр повествования

Город и край в музыке. На изучение раздела отводится 12 часов. Предполагается рассмотреть темы: Народная песня как жанр. Творчество пермских поэтов как достояние мировой художественной культуры («Среди долины ровныя», «Однозвучно гремит колокольчик»). Салон как явление культуры 19 века. Салонная музыка. Пермский театр оперы и балета: от дня основания до наших дней (знаменитые постановки, актеры, яркие события в жизни театра)

Город и край в слове. На изучение раздела отводится 17 часов. Предполагается рассмотреть темы: Творческий путь Михаила Осоргина. Пермь – Юрятин? (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»). Детская литература Перми. Виктор Астафьев в Перми. Строки о войне. Строки о природе и родном крае.

Итоговая работа «Народы Прикамья и их культура» заканчивает курс «Лингвистического краеведения». Для консультаций и защиты итоговой работы предполагается отвести 8 часов. Работа предполагает исследование культуры народов, населяющих территорию края, знакомство и их главными культурными ценностями.



ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Дата

Тема

Кол-во часов




Пермь и Пермский край в сказках

8




История собирания фольклора народов Прикамья. Собиратели фольклора: В. Н. Серебренников, И. В. Зырянов. Виды сказок. Фольклорная и литературная сказка. Сказка-анкдот.

2




Пермские святые. Житие Стефана Пермского

2




Легенды и были Прикамья: Ермак в Прикамье.

2




Легенды и были Прикамья: Ныробский узник

2




Город и край в лицах

15




Петр Первый и Урал. Строгановы: история одной семьи.

4




В. Н. Татищев – основатель Перми

2




В. Н. Генин и его вклад в развитие Перми

2




Екатерина Вторая и Урал

2




М. М. Сперанский. Воспоминание как жанр

3




Ф. Х. Граль. Биографический очерк как жанр

2




Пермь в судьбе декабристов. Записка как жанр повествования

4




Город и край в музыке

12




Народная песня как жанр. Творчество пермских поэтов как достояние мировой художественной культуры («Среди долины ровныя», «Однозвучно гремит колокольчик»)

4




Салон как явление культуры 19 века. Салонная музыка.

4




Пермский театр оперы и балета: от дня основания до наших дней (знаменитые постановки, актеры, яркие события в жизни театра)

4




Город и край в слове

17




Творческий путь Михаила Осоргина.

4




Пермь – Юрятин? (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)

2




Детская литература Перми

1




Виктор Астафьев в Перми

2




Строки о войне

4




Строки о природе и родном крае

4













Работа над проектом «Народы Прикамья и их культура»

8













Всего

60 час.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В процессе курса предполагается обращение к следующим источникам:



  1. Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5 – 6 классов средних школ Пермской области/Автор-составитель Д. А. Красноперов.-Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1994.-210 с.

  2. Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7 – 9 классов средних школ Пермской области/Автор-составитель Д. А. Красноперов.-Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2007.-224 с.

  3. Пермь и пермяки: учебное пособие для старшеклассников/Автор-составитель В. Е. Кайгородова, Е. Э. Киркина, Е. А. Рябухина (отв.редактор); Перм.гос.пед.ун-т.-Пермь, 2009.-144 с.

Каждое занятие предполагает использование, проектора, компьютера, презентаций как иллюстративного материала, проигрывателя.


izumzum.ru