Пояснительная записка Дисциплина «Управление качеством» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... 1 267.79kb.
Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности... 2 577.82kb.
Учебное пособие представляет собой изложение методологии управления... 1 80.09kb.
Пояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины... 1 39.04kb.
Реферат анализ затрат на качество продукции (по дисциплине «Управление... 1 495.55kb.
Дисциплина по выбору для направления 081100. 68 – Государственное... 1 145.52kb.
Новое американское тотальное управление качеством По материалам книги... 34 5288.41kb.
Пояснительная записка статус документа 3 624.46kb.
Международная научно-практическая конференция «Управление качеством... 1 27.7kb.
Управление качеством учебно-познавательной деятельности студентов... 1 168.42kb.
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине 1 208.31kb.
Многие из моего поколения прошли (у кого-то осталось навсегда) 1 71.24kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Пояснительная записка Дисциплина «Управление качеством» - страница №1/1

Пояснительная записка

Дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной учебного плана, разработанного в соответствии с ГОС ВПО второго поколения по специальности «Менеджмент организации».

Качество – весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим постулатом деятельности каждого человека и общества в целом.

В нашей стране, экономика которой переживает нелегкие времена, именно качество работ, продукции и услуг является одним из наиболее эффективных средств преодоления кризисных явлений, призванным сыграть роль определяющего фактора в успехе проводимых рыночных реформ.

Во всем мире сегодня качество продукции стало главным фактором, обеспечивающем преимущество на товарных рынках. Оно превратилось в новый источник роста национального богатства.

Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения конкурентоспособности любого предприятия (компании).



Целью выполнения контрольной работы является глубокое изучение и применение статистических методов контроля качества продукции, развитие более глубокого экономического мышления, связанного с проблемой качества продукции.

Основные задачи выполнения контрольной работы:

         изучение структурного содержания природы качества  и систем показателей качества;

          изучение методов измерения и количественного оценивания уровня качества;

          изучение систем и методов управления качеством;

          формирование навыков анализа и контроля качества продукции;

         приобретение навыков решения задач выбора системы показателей качества, оценивания качества, построения типовых систем управления.

Контрольная работа включает решение задачи, предусматривающей знакомство со статистическими методами контроля качества продукции, и содержит два теоретических вопроса.

Номер варианта контрольной работы выбирается согласно следующей таблице:

Таблица для определения номера варианта контрольной работы



Последняя цифра номера зачетной книжки

Номер варианта

Последняя цифра номера зачетной книжки

Номер варианта

1

1

6

6

2

2

7

7

3

3

8

8

4

4

9

9

5

5

0

10

Методические указания к выполнению контрольной работы


 

Выполнение практических заданий вариантов 1, 9


Построение гистограмм является одним из традиционных статистических методов, используемых для решения проблем, связанных с качеством продукции. Гистограмма (столбиковая диаграмма) отражает состояние качества проверенной партии изделий и помогает разобраться в состоянии качества изделий в генеральной совокупности, выявить в ней положение среднего значения и характер рассеивания.

Последовательность составления гистограммы:

1. Среди измеренных значений (в таблице исходных данных) находятся максимальное и минимальное значения (Хmax и Хmin).

2. Определяется диапазон распределения (размах):

R= Хmax - Хmin

3. Определяется количество интервалов (К) и широта одного интервала (h):

К= http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/18clip_image001.gif

h=R/K – полученный результат желательно округлить до десятых;

4. Устанавливаются граничные значения интервалов. Наименьшее граничное значение для первого участка определяется по формуле:

Хmin http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/6clip_image003.gif

Вторая граница интервала находится путем прибавления ширины интервала (h) к предыдущему расчету;

5. Для наглядного представления данные целесообразно оформить в виде таблицы:

(пример)

Интервалы

Значения середины интервала

Штриховые отметки частот

Частота

0,05 – 0,25

0,15

//

2

0,25 – 0,45

0,35

////

4

0,45 – 0,65







..

 

 

 

6. Построение гистограммы распределения: по оси абсцисс наносятся границы интервалов, а по оси ординат – шкала для частот (ниже показан пример построения гистограммы).

 

Пример построения гистограммы


http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/clip_image005.jpg

Выполнение практических заданий вариантов 2,7

Диаграмма Парето в виде столбчатого графика строится для решения таких проблем, как появление брака, неполадки оборудования, контроль продукции на складе и.т.д.

Принцип Парето для проблем качества формулируется следующим образом: в большинстве случаев подавляющее число дефектов и связанных с ними потерь возникает из-за относительно небольшого числа причин.

Для построения диаграммы Парето какой-либо признак располагается в порядке убывания частоты его появления, однако на последнее место всегда ставится графа «прочие».

Диаграмма Парето состоит из столбчатой диаграммы и кумулятивной кривой. На уровне 80 % проводится «линия жизни» (lifeline), которая отделяет главные причины от второстепенных.

Прежде, чем строить диаграмму, необходимо заполнить таблицу, пример которой приведен ниже:



Типы дефектов

Количество

%

Накопленный %

Деформации

104

52

52

Царапины

42

21

73

Раковины

20

10

83

Трещины

10

5

88

Пятна

6

3

91

Разрыв

4

2

93

Прочие

14

7

100

Итого:

200

100

-

По оси ординат откладывают количество дефектов в абсолютном выражении и в %, а по оси абсцисс – типы дефектов. Ниже приведен пример построения диаграммы.

 

Пример построения Диаграммы Парето


http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/clip_image007.jpg

Выполнение практических заданий вариантов 3, 5, 6, 10

Контрольные карты являются одним из представлений данных технологического процесса и используются в массовом производстве. По ним делаются выводы о том, налажен или разлажен технологический процесс.

Любая контрольная карта состоит из центральной линии, нижней и верхней границы и значений показателя качества. Если все значения оказываются внутри контрольный пределов, не проявляя каких-либо тенденций, то процесс рассматривается как находящийся в контролируемом состоянии. Если же они попадут за контрольные пределы или примут необычную форму, то процесс считается разлаженным, вышедшим из-под контроля.

Алгоритм построения карты по количественному признаку (Х-R-карта):

1. Сбор данных;

2. Расчет средних значений параметра (Хср) для каждой выборки (эти 2 пункта в задании уже были выполнены);

3. Определение общего среднего Х об.ср. :

Хоб.ср.http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/5clip_image009.gifhttp://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/1clip_image011.gif/ N,

N – количество выборок.

4. Для каждой выборки рассчитывается размах R (этот пункт в задании уже был выполнен);

5. Определение среднего значения размаха (Rср):

Rсрhttp://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/1clip_image013.gif;

6. Определение контрольных линий:

Х-карта:


Центральная линия:

Верхняя граница:

Нижняя граница:

Х об.ср

Х об.ср2Rср

Х об.ср – А2Rср

R-карта:

Центральная линия:

Верхняя граница:

Нижняя граница:

Rср

D4 Rср

D3 Rср

А2, D3, D4 – табулированные коэффициенты, зависящие от объема выборки. Они находятся по таблице:

Объем выборки

А2

D3

D4

2

1,180

0

3,269

3

1,023

0

2,574

4

0,729

0

2,282

5

0,577

0

2,114

6

0,483

0

2,004

7

0,419

0,076

1,924

Алгоритм построения карты по качественному признаку (pn-карта):

1. Сбор данных

2. Расчет средней доли дефектных изделий в выбᾪрке:

рсрhttp://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/clip_image015.gif

n – объем выборки

3. Расчет контрольных линий:



Центральная линия:

Верхняя граница:

Нижняя граница:

Рсрn

Рсрn+3 http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/clip_image017.gif

Рсрn-3 http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/0clip_image017.gif

 













Если нижняя граница получится <0, то она зануляется. Контрольная карта в общем виде представлена на следующем рисунке:
Вид контрольной карты

http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/clip_image019.jpg

 

Выполнение практических заданий вариантов 4,8

Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма или «рыбий скелет») – эффективный метод проверки различных гипотез о потенциальных причинах проблемы качества. Идея диаграммы состоит в установлении взаимосвязей между показателем качества – следствием – и воздействующими на него факторами – причинами. Диаграмма Исикавы включена в японский промышленный стандарт на терминологию в области качества.

Построение диаграммы:

1. Сначала в общих чертах выявляются главные причины, отображаемые на диаграмме в виде «больших костей». Главные причины, как правило, группируются по следующим факторам: менеджмент, человеческие ресурсы, окружающая среда, метод (способ производства), измерения, материалы, оборудование (см. рисунок).

2. Затем каждая главная причина рассматривается более детально, при этом выделяются причины второго и третьего уровней («средние и мелкие кости»).

Общий вид диаграммы Исикавы

http://urgiural.ru/lichniy_kabinet/courses/course263/media/45042130/htmlstuff/clip_image021.jpg

 

Пример оформления титульного листа представлен в Приложении 1.



вариант 5

 

1. Контроль качества продукции на предприятии



2. Экономические проблемы качества

3. Практическое задание. В таблице приведены результаты визуального контроля качества гальванического покрытия изделия по 15 выборкам объемом 400 изделий в каждой, взятым из партий одинакового объема. Дефектами считались непокрытые участки и грубое покрытие.

Номер выборки


1

2

3

4

5

6

7

8

Число дефектных изделий в выборке

1

3

0

7

2

0

1

0

Номер выборки

9

10

11

12

13

14

15

-

Число дефектных изделий в выборке

8

5

2

0

1

0

3

-

Постройте pn- карту и проанализируйте ее.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины


4.1         Нормативные документы

                    ГОСТ 14.202-73. Правила выбора показателей технологичности конструкции изделий.

                    ГОСТ 15.001-73. Разработка и постановка продукции на производство. Основные положения.

                    ГОСТ 15.467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

                    ГОСТ 18.401-76. Количественные методы оптимизации параметров объектов стандартизации. Методы обеспечения комплексности. Основные положения.

                    ГОСТ 24525.0-80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения.

                    ГОСТ 27002-83. Надежность в технике. Термины и определения.

                    ГОСТ Р ИСО 9001—2001 Системы менеджмента качества. Требования

                    ГОСТ Р 50779.11—2000 Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения

                    ИСО/ТО 10017—1999 Руководящие указания по выбору статистических методов применительно к ИСО 9001-94

                    ИСО/ТО 13425—1995 Руководство по выбору статистических методов при стандартизации и разработке технических условий

                    VIM -1993 Международный словарь основных и общих терминов в области метрологии.

                    Федеральный Закон  от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «Техническом регулировании»

 

4.2         Основная литература

         Агарков А.П., Управление качеством: Учебное пособие.-3 е изд. Перераб. и доп./А.П. Агарков, М: Издательско – торговая корпорация «Данилов и К0» 2009

         Аристов О. В. Управление качеством : учебник: рек. М-вом образования / О. В. Аристов. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 238 с. : граф., табл. - (Высшее образование)

         Аристов О. В. Управление качеством : учебник: рек. М-вом образования / О. В. Аристов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 237, [1] с. : граф., табл. - (Высшее образование)

         Басовский Л. Е. Управление качеством : учебник : рек. М-вом образования РФ / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 211 с. : рис., табл. - (Высшее образование)

         Гиссин В.И. Управление качеством – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003

         Кузнецова Н.В. Управление качеством: учебное пособие/Н.В. Кузнецова – М.: Флинта: МПСН, 2009.

         Мазур И.И. Шапиро В.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. Качеством»/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. Ред И. И. Мазура. – 5- е изд., стер- М.: Омега-Л, 2008

         Огвоздин В. Ю.  Управление качеством: Основы теории и практики: учебное пособие / В. Ю. Огвоздин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 297 с.

         Управление качеством продукции: Учеб. пособие/Н.И. Новицкий, В.Н. Олексюк, А.В. Кривенков, Е.Э. Пуровская; Под ред. Н.И.Новицкого.- 3-е изд., стер.- М.: Новое знание, 2008.

         Управление качеством  : учебное пособие : доп. М-вом образования РФ / Ю. Т. Шестопал [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 329, [1] с. : рис., табл. - (Высшее образование)

         Эванс Д. Р. Управление качеством: учебное пособие: рек. УМО / Д. Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 637 с.

 

 


4.3 Дополнительная литература

         Брасовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. Учебник для вузов. – ИНФРА – М, 2008.

         Василевская И. В. Управление качеством : учебное пособие / И. В. Василевская. - М. : РИОР, 2007. - 78, [1] с.

         Исаев Л. К., Малиновский В. Д. Метрология и стандартизация в сертификации. — М.: Изд-во стандартов, 2008. — 167 с.

o   Исикава К. Японские методы управления качеством. — М., 1988. — 215 с.

         Конарева Л. А, Управление качеством продукции в промышленности США. - М., 2007. - 256 с.

         Коротков Э. М. Качество образования: Формирование, факторы и оценка, управление. — М.: ГУУ, 2002. — 84 с.

         Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Изд-во стандартов, 2007. — 118 с.

         Миронов М.Г. Управление качеством : Учеб.: [Рек.УМО] / М.Г. Миронов. - М. : Проспект, 2006. - 286 с.

         Мишин В.М. Управление качеством. Учебник для вузов.- ЮНИТИ-М, 2008.

         РяполовА. Ф. Сертификация. Методология и практика. — М.: Изд-во стандартов, 2003. — 227 с.

         Салимова Т. А. «Управление качеством. Учебник». ОМЕГА –Л.: М, 2007.

         Статистические методы повышения качества: Пер. с англ. / Под ред. X. Кумэ. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 304 с.

         Управление качеством продукции: Международные стандарты ИСО 9000... ИСО 9004, ИСО 8402. - М.: Изд-во стандартов, 1988.

         Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1986. — 471 с.

 

 

 



4.3         Иные информационные ресурсы

· СПС Гарант

· СПС Консультант

 

Периодические издания

· Бухгалтерский учет

· Бухгалтерский учет и налоги

· Главбух

Сайты

 www.rgost.ru



 www.tsf.ru

 www.iso9001.ru