Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Статус документа 3 383.24kb.
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего... 4 436.93kb.
Рабочая программа по математике 5-6 классы составлена на основании... 1 72.04kb.
Пояснительная записка. Цели курса 4 286.54kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 4 998.12kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка... 8 878.53kb.
Пояснительная записка статус документа 3 531.48kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии... 1 61.39kb.
Учебные пособия: Русская литература XIX века. 10кл: Хрестоматия для... 1 185.11kb.
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 1 396.6kb.
Примерная программа основного общего образования по физике vii—ix... 1 179.63kb.
Почетная грамота Управления образования Ленинского района г. 1 96.81kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта - страница №1/1

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Оценочные практические работы – 12.

1. Определение гл.районов размещения отраслей труд-го и метал-го маш-я по картам.

2. Сост-ие хар-ки одного из нефт-х или уг-х бассейнов, одной из метал-х баз по картам.

3. Опред-ие по картам основных районов выращивания зерновых и тех-х культур, гл.районов жив-ва.

4. Сравнение ЭГП и планировки 2-х столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

5. Объяснение взаим-ия природы и человека на примере одной из терр-ий Центр.России.

6. Определение факторов развития и сравнения специализации пром-ти Евр.Юга и Поволжья

7-8. Определение по картам ЭГП своего региона, оценка прир-х условий и ресурсов.

9. Оценить экол-ую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экол-х проблем.

10. Изучение и оценка прир-х условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

11. Состав-е хар-ки Норильского пром-го узла.

12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них.(Вост.Экон.зона)




Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Номенклатура.
Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).

Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии:

Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на –Амуре.



Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Авхангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

Регионы России. Европейский Север. Моря: Баренцева, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металллов кольского полуострова и Карелии. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.

Центральная Россия. Моря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско Донская, мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: рыбинское, Горьковское. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга). Заповденики: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Календарно-тематическое планирование.




Кол-во

час

Раздел

Тема урока

Практическая работа

Понятия, термины

номенклатура

наглядность

Дата
Пл факт пл фак

9а 9а 9б 9б

1(1)


  1. Место России в мире.(5)

Введение. Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.










Политико-административная карта России













2(1)

Географическое положение и границы РФ.

Показывать границы, крайние точки РФ







Полит-админ. карта РФ













3(1)

Экономико-транспортно-географическое, геополитическое, и эколого-географическое положение РФ.




Мезоположение, макроположение




п/а карта РФ













4(1)

Государственная территория РФ.

Отметить на к/к границы РФ







Атласы, п/а карта, к/к













5(1)

Творческая работа по контурным картам №1.

Уметь показывать субъекты РФ, задания на к/к







к/к, атласы, п/а карта РФ













6(1)


  1. Население РФ.(6)

Исторические особенности заселения и освоения территории РФ.









п/а карта, атласы















7(1)

Численность и естественный прирост населения.




Естест.прирост




Атласы, к/к













8(1)

Национальный состав населения.










Таблицы, атласы













9(1)

Миграция населения.




Урбанизация, субурбанизация




п/а карта, атласы













10(1)

Городское и сельское население. Расселение населения.










Таблицы, п/а карта РФ













11(1)

Контрольная работа по теме «Население РФ».











Атласы, п/а карта













12(1)

  1. Географические особенности экономики России.(3)

География основных типов экономики на территории РФ.









п/а карта РФ















13(1)

Проблемы природно-ресурсной основы экономики РФ.










п/а карта РФ













14(1)

Россия в современной мировой экономике.










п/а карта РФ












15(1)


  1. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.(22)

Научный комплекс.




Научный комплекс




п/а карта РФ












16(1)


Машиностроительный комплекс.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроения.












Карта «Машиностроение РФ», п/а карта













17(1)

География машиностроения.

1. Определение гл.районов размещения отраслей труд-го и метал-го маш-я по картам.

Трудоёмкое и металлоёмкое машиностроение

Центры машиностроения

Карта «Машиностроение», п/а карта, атласы













18(1)

Военно-промышленный комплекс- ВПК

На к/к отметить центры ВПК




Центры ВПК

п/а карта РФ, атласы













19(1)


Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Роль, значение и проблемы ТЭК.




ТЭК





Карта «ТЭК РФ», п/а карта РФ













20(1)

Топливная промышленность.

2. Сост-ие хар-ки одного из нефт-х или уг-х бассейнов, одной из метал-х баз по картам.




Центры ТЭК

п/а карта РФ, атласы













21(1)

Электроэнергетика.

На к/к отметить крупные центры эл-ки

ТЭЦ, ТЭС, ГРЭС

Саяно-Шушенская,

Карта «Элек-ка РФ», атласы













22(1)

Урок-обобщение по теме «ТЭК».

Географ.диктант, тесты







Атласы, п/а карта РФ












23(1)


Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс.






Конструкционные материалы







п/а карта РФ, атласы















24(1)

Факторы размещений металл-го комплекса. Чёрная металлургия.

На к/к отметить центры металл-го комбината

Заводы полного цикла

Уральская, Сибирская, Центральная базы

Карта «Чёрная мет-я», атласы













25(1)

Цветная металлургия.

На к/к отметить центры цв.мет-ии




Ревда, Красноярск, Якутия

Карта «Цв.мет-я», атласы













26(1)

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения хим.предприятий.

На к/к отметить центры хим.пром-ти.



Основные центры



Карта «Хим.пром. РФ», атласы













27(1)

Лесная промышленность.

На к/к отметить центры лес.пром-ти.

ЦБК, молевой сплав леса

Центры лесной промыш.

Карта «Лесная пром-ть, атласы













28(1)

Контроль знаний по теме «Комплексы, произ-е констр.материалы».

Пакет заданий








атласы














29(1)


Агропромышленный комплекс. (АПК).

Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство.



3. Опред-ие по картам основных районов выращивания зерновых и тех-х культур, гл.районов жив-ва.

АПК


Центры АПК


п/а картаРФ, атласы















30(1)

Пищевая и лёгкая промышленность.







Центры пищ. и лёг. пром

п/а карта, карта «Лёгкая пром-ть Центр. района».













31(1)

Урок-зачёт и номенклатура по 15-30 теме

Работа по карте



Основные понятия с темы -15 по 30



п/а карта РФ, атласы














32(1)


Инфраструктурный комплекс.

Состав комплекса. Роль транспорта.






инфраструктура




Карта «Транспорт РФ», п/а карта, атласы













33(1)

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

Показать на карте БАМ и АЯМ




БАМ, АЯМ

Атласы, п/а карта













34(1)

Водный, авиационный и трубопроводный транспорт.

По атласу проследить нефтепроводы, газопроводы, морской путь




«Дружба», «Союз»

Атласы, п/а карта













35(1)

Связь. Сфера обслуживания.










п/а карта РФ, атласы, магнитофон, радио













36(1)

Контроль знаний по 4 разделу.

Пакет заданий







Атласы, п/а карта РФ













37(1)


  1. Региональная часть.(34)

Районирование России. Общая хар-ка зап. макрорегиона- Европейской России.



Районирование, макрорегион





п/а карта, атласы














38(1)


Центральная Россия.

Состав, историческое изменение, географическое положение, общие проблемы.


На карте показать границы Центр. района





Состав Центр.района


п/а карта Рф, атласы















39(1)

Население и главные черты хозяйства.

4. Сравнение ЭГП и планировки 2-х столиц: Москвы и Санкт-Петербурга







п/а карта РФ, учебник













40(1)

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.





Радиально-кольцевое планирование

Состав Центр.района

п/а карта РФ, атласы, учебник













41(1)

Географические особенности областей Центр.района.

5. Объяснение взаим-ия природы и человека на примере одной из терр-ий Центр.России.




Ивановская, Смоленская, Тульская

п/а карта, атласы, учебник













42(1)

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы.

Хар-ка ВВРи ЦЧР




Состав ВВР и ЦЧР

п/а карта РФ, атласы, учебник













43(1)

Северо-Западный район.

Хар-ка СЗР




Состав СЗР

п/а картаРФ,атласы













44(1)

Творческая работа по контурным картам №2.

Пакет заданий по группам







п/а карта РФ, атласы












45(1)


Европейский Север.

Географическое положение, природные условия, ресурсы.


Показать на карте состав района






Ненецский АО,

Вологодская обл.



п/а карта. атласы













46(1)

Население и хозяйство.

Хар-ка хоз-ва Европ.Севера




Состав Европ.Севера

п/а карта, атласы













47(1)

Творческая работа по контурным картам №3.

На к/к отметить состав, хоз-во, границы и природные ресурсы района







п/а карта, атласы













48(1)

Контроль знаний по теме «Центр.Россия и Европ.Север».

Пакет заданий







п/а карта РФ, атласы













49(1)


Европейский Юг-Северный Кавказ.

Географическое положение, природные условия и ресурсы.



На карте показать границы и состав района





Р. Чечня, Р. Сев. Осетия,


п\а карта РФ















50(1)

Население и хозяйство.

Хар-ка хоз-ва района




Состав района

п/а карта, атласы













51(1)

Творческая работа по контурным картам №4.

На к/к отметить состав, хоз-во, прир.ресурсы







п/а картаРФ, атласы













52(1)

Урок-обобщение и номенклатура по 38-52 темы

Работа по карте







п/а картаРФ, атласы, пакет заданий












53(1)


Поволжье.

Географическое положение, природные ресурсы и условия.


На карте показать границы и состав района



Региональный компонент на уроке

Р. Татарстан, Р. Калмыкия



п/а картаРФ, атласы, учебник













54(1)

Население и хозяйство.

6. Определение факторов развития и сравнения специализации пром-ти Евр.Юга и Поволжья




Население Балтасинского района

Статич.материал по респ.Татарстан













55(1)

7-8. Определение по картам ЭГП своего региона, оценка прир-х условий и ресурсов.










Атласы, п/а карта













56(1)

Контроль знаний по теме «Поволжье и Европейский Юг».










Пакет заданий













57(1)



Урал.

Географическое положение, природные условия и ресурсы.



9. Оценить экол-ую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экол-х проблем.




Р.Башкортостан,



п/а карта РФ, атласы, ф/карта















58(1)

Население и хозяйство.







Состав района

п/а карта РФ, атласы, учебник













59(1)




Работа на к/к







п/а карта РФ, атласы, учебник













60(1)


Восточный макрорегион-Азиатская Россия.

Общая хар-ка. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.












п/а карта РФ, атласы, учебник















61(1)

Западная Сибирь.

10. Изучение и оценка прир-х условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.







п/а карта РФ, атласы













62(1)

Восточная Сибирь.

11. Состав-е хар-ки Норильского пром-го узла.




Усть-ОрдынскийАО

п/а карта РФ, атласы













63(1)

Дальний Восток.

12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них.(Вост.Экон.зона)




О.Сахалин

п/а карта РФ, атласы













64(1)

Творческая работа по контурным картам №5.

Работа на к/к







п/а карта РФ, атласы













65(1)

Урок-обобщение по теме «Восточный макрорегион».

Географический диктант







Карточки с заданиями, атласы













66(1)

Повторение пройденного за год.










Пакет заданий, атласы













67(1)

Урок-зачёт и номенклатура по 53-63 теме




Основные понятия

Состав районов с 53-63 теме

п/а карта РФ, атласы













68(1)

Итоговый урок










п/а карта РФ













69-70(2)

Резерв учителя.