Посвящается всем дорогим братьям и сестрам по вере в России и других Восточно Европейских странах, которые из темного и хаотичного п - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира. 1 103.51kb.
"Трактат о восточном садоводстве", высмеянный на родине (в 1777 году... 1 278.58kb.
Книга рекомендуется всем, кто интересуется вопросами само- исцеления... 3 1801.92kb.
Пояснительная записка Академик Д. С. Лихачёв писал: "Память это не... 1 240.99kb.
План исследований 1 165.89kb.
Задание Олимпиады по изо для категории 7 классов. 100-летию Д. 1 23.01kb.
Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений 6 783.54kb.
Трудовыми миграциями из так называемого третьего мира, которые принесли... 2 362.58kb.
Конкурс поисковых работ «Наша Армия» 1 335.73kb.
Луч­шее, что есть в жиз­ни, воз­мож­ность за­ни­мать­ся де­лом, ко­то­рое... 1 75.71kb.
Все читавшие древние книги и тексты согласятся со мной в том, что... 3 503.41kb.
«Игра двойных смыслов» (особенности перевода груков Пита Хейна) 1 223.95kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Посвящается всем дорогим братьям и сестрам по вере в России и других Восточно Европейских - страница №1/5


http://udovichenko.ucoz.ru


Доктрины

Ульф Экман

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1 ОТКРОВЕНИЕ
Глава 2 ТЕОЛОГИЯ УЧЕНИЕ О БОГЕ
Глава 3 ХРИСТОЛОГИЯ УЧЕНИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖЬЕМ
Глава 4 ПНЕВМАТОЛОГИЯ УЧЕНИЕ О ДУХЕ
Глава 5 АНТРОПОЛОГИЯ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Глава 6 АНГЕЛОЛОГИЯ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ
Глава 7 СОТЕРИОЛОГИЯ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ
Глава 8 ЕККЛЕСИОЛОГИЯ УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ
Глава 9 ЭСХАТОЛОГИЯ УЧЕНИЕ О ПОСЛЕДНЕМ ВРЕМЕНИ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ

Посвящается всем дорогим братьям и сестрам по вере в России и других Восточно Европейских странах, которые из темного и хаотичного прошлого смело идут в будущее и строят Царство Божье на своей родине.



Бог с вами!
ПРЕДИСЛОВИЕ

Апостол Иуда пишет в своем послании: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» (ст. 3).

Сегодня классическая христианская вера искажается, выхолащивается и извращается во многих отношениях. Поэтому важно не только делать новые смелые шаги веры в бесстрашном духе истинных первопроходцев, но и оберегать и защищать ту веру, которая во всех поколениях была верой рожденных свыше христиан.

Во все времена Бог действовал через Дух Святой и Слово во Христе Иисусе. Одно поколение за другим обнаруживало и переживало новые истины, но при этом они всегда основывались на Библии. Святой Дух поверял Церкви различные вещи, верующие переживали одни из них, при этом оставаясь слепыми к другим. Иногда Святой Дух возвращал верующим утерянный ими духовный капитал, а иногда самые очевидные истины забывались или просто игнорировались.

Телу Христа доверен бесценный клад основополагающих истин и духовного опыта. Богу угодно, чтобы перед пришествием Иисуса все было открыто и восстановлено, и в первую очередь основополагающие истины христианства. Эти истины — это балки, краеугольные камни и устойчивые опоры, которые поддерживают здание и дают возможность славе Божьей проявляться в духовном храме — Церкви.

Мне давно хотелось написать обзорный труд на тему христианской веры с кратким изложением важнейших вопросов. Я видел необходимость появления такого материала об основах учения Христа для наших молодых проповедников и, в не меньшей степени, для наших братьев по вере в России. Эту книгу ни в коем случае нельзя рассматривать как полный теологический курс. Скорее, это набросок, который со временем я предполагаю доработать и дополнить.

Мое огромное желание, чтобы каждая основополагающая доктрина зажгла сердца верующих и оживила для них Библию, чтобы они исполнились большей благодарностью к Богу, еще большим дерзновением и твердостью в вере. Тогда следующее поколение сможет унаследовать от нас основы веры и занять такую позицию в Боге, при которой огонь пробуждения непременно коснется и их тоже.

Да благословит вас Бог в Иисусе Христе.

Ульф Экман Уппсала, май 1995 г.

Глава 1
ОТКРОВЕНИЕ
Христианство основано на откровении. Когда Петр исповедал Иисуса Мессией, Господь сказал ему: «...блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Это означает, что понимание того, что Иисус действительно Мессия, Которому надлежало прийти и о Котором говорили пророки, было дано Петру и другим ученикам через откровение.

Иисус пришел на землю через откровение от Бога и как откровение. В Первом послании Иоанна (1:1-2) говорится: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам...»

Откровение Бога и Его воли, Его советов и планов пришло из Его сердца к нам на землю. Оно было передано Святым Духом через пророков и запечатлено словами в Библии. В Послании к Евреям (1:1-2) сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» Что же такое откровение? Откровение можно определить как передачу знаний людям божественным или сверхъестественным путем. Павел так описывает откровение в Первом послании к Коринфянам: «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим...» (2:9-10).

Таким образом, откровение — это действие Бога, посредством которого Он сообщает человеку истины, до сих пор ему неизвестные. Это откровение может передаваться как в устной, так и в письменной форме.

Обращаясь к людям, Бог всегда преследует определенную цель, а именно — показать им, Кто Он есть, что Он может и чего Он хочет, а также дать им знание, спасение и общение. Знание дается не для удовлетворения общего любопытства, а для того, чтобы вернуть человеку общение с Богом.

Таким образом, откровение необходимо, потому что человек находится вдали от Бога. Грех человека разлучает его с Творцом (Ис. 59:2), не позволяет ему приблизиться к Нему. Чтобы спасти человека, Бог открывает ему Себя. До грехопадения Он говорил с человеком открыто, но после грехопадения Он говорит через откровение.


Общее откровение
Откровения можно разделить на две группы — общие и особенные.

К общим откровениям относятся откровения, данные Богом, в первую очередь через творение, через окружающий нас мир.


Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Римлянам 1:19-20
Мир сотворен таким образом, чтобы любому человеку было очевидно существование Бога. Само творение непрестанно свидетельствует о Творце. Псалом (52:2) говорит истину: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"». Только безумец, «подавляющий истину неправдою» (Рим. 1:18), отрицает то, о чем постоянно говорит творение: «Бог существует».

Другой путь, которым Бог передал общие откровения, это совесть. В Послании к Римлянам говорится:


...Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...

Римлянам 2:14-15
Бог вложил Свой закон в совесть человека. Она способна интуитивно распознавать, что правильно и что неправильно. Совесть можно заглушить и ожесточить. Она может уснуть, стать помраченной или «прожженной», но она есть и продолжает постоянно свидетельствовать о том, что Бог существует.
Особенное откровение
Даже если творение и совесть свидетельствуют о существовании Бога, этого знания недостаточно, чтобы человеку достичь Бога, спастись и восстановить общение с Ним. Поэтому мы говорим об особенном откровении. Это путь, которым Бог обращается к человеку, так что тот понимает, кто он такой и в какой ситуации он находится, и приходит к Нему, чтобы принять спасение.

Особенное откровение может быть дано в видениях, снах, через посещение ангелов или как прямое обращение Самого Бога, а также при помощи чудес и знамений. Тут возможности Бога неисчерпаемы. Как сказано, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле...» (Евр. 1:1). Когда Бог открыл Себя Аврааму (Быт. 12:1-3), Его целью было благословение всего человечества. Все сказанное Богом Авраам сохранил и передал потом Исааку, а тот в свою очередь Иакову. Позднее Моисей записал все важные откровения и дела Бога в книгах, чтобы люди знали Божью цель — искупить их от власти греха. Затем были пророки. Сказанное ими тоже было записано, и так со временем появилась Библия. Весть Библии, каким бы образом она ни пришла, имеет одну цель — открыть человечеству Божий план спасения, потому что воля Бога заключается в том, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Без Евангелия нет спасения

Шаг за шагом Бог открывал людям Свои мысли и планы. Павел пишет в Послании к Ефесянам:


Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Ефесянам 3:2-7
Через благую весть об Иисусе Христе люди могут получить спасение, восстановление и общение с Богом. Таким образом, Евангелие — это откровение о том, что Бог сделал во Христе ради спасения человека. Без благой вести человек не может быть спасен. Через общее откровение можно получить определенное представление о существовании Бога и смысле жизни, но для того, чтобы восстановить связь с Богом, необходимо услышать и принять весть Евангелия.

Послание к Римлянам говорит, что Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1:16). Евангелие сначала было дано как откровение, а затем записано в Библии. Поэтому Павел беспокоился о том, чтобы оно не изменялось и не извращалось. Если это случится, люди не смогут спастись. Не удивительно, что на Евангелие и Библию в целом обрушивается столько нападок. Без Писания человечество оставалось бы потерянным. В Послании к Галатам Павел пишет:


Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие извратить благовествование Христово. Но если бы далее мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

Галатам 1:6-9
Причина, по которой Павел настроен так серьезно, заключается в том, что он знает, что поставлено на карту. В стихе 12 той же главы он отмечает: «Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Как Павел, так и другие люди на протяжении всей истории Церкви сражались за чистоту Евангелия, чтобы оно могло оставаться силой Божьей ко спасению всякому верующему.

Дьявол ненавидит Евангелие, ненавидит откровение, ненавидит Библию и ненавидит Иисуса. Важно понять, что он постоянно направляет свои стрелы в адрес сказанного Богом. Поэтому тем более не удивительно, что первое, что Библия говорит о нем, это то, что он заставляет человека сомневаться в достоверности слов Бога. «Истинно ли сказал Бог?..» (Быт. 3:1). И он продолжает делать это по сей день. Именно поэтому для нас важно принимать свидетельство Библии и то, что она говорит о себе. Если бы у нас не было откровения Божьего Слова в Писании, человечество не имело бы спасения, и дьяволу это известно.


Авторитет Писания
Когда мы говорим об откровении, важно сформулировать четкие определения и пояснить некоторые термины.

Откровение — это действие, посредством которого Бог дает знать о Себе Своему творению.

Вдохновение — это средство коммуникации, используемое Святым Духом для передачи откровения.

Просвещение — это такое влияние Святого Духа на верующего, в результате которого он способен принять и понять откровение и быть послушным ему.

В Первом послании к Коринфянам (2:14) сказано, что о полученном от Святого Духа «надобно судить духовно», сопоставляя «духовное с духовным» (ст. 13). Каждый человек тем или иным образом связан с авторитетом и нуждается в авторитете. Для верующего наивысшим авторитетом является Бог. Божий образ бытия и речи — это образец для жизни христианина и его веры. Поскольку Бог дал нам откровения о Себе через Писание и через Своего Сына Иисуса Христа, то они и являются наивысшим авторитетом для христианина.

Это утверждение может казаться очевидным, но именно из-за него чаще всего возникали споры. Через всю историю Церкви авторитет Писаний подвергался критике и нападкам, несмотря на то, что он был неоспоримым для Иисуса, Петра, Павла и Первой церкви. Вероотступничество, мирское мировоззрение и бунт всегда пытались ниспровергнуть Бога и Его Слово, чтобы воздвигнуть свои собственные престолы. Люди отвергали авторитет Бога и Его Слова и делали самих себя авторитетом, что впоследствии вредило им самим.


Традиции и опыт
Право управлять жизнью человека оспаривают три авторитета. Первый из них — Иисус Христос как Господь и Библия как Слово Божье. Второй — традиции и опыт. Они могут выражаться в человеческих религиозных традициях, идеях и взглядах, в религиозных делах и своеволии религиозных лидеров. Иисус очень ясно выразил это в разговоре с фарисеями.
Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?.. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное.

Евангелие от Марка 7:6-9,13
Подобные тенденции существовали во все времена. Люди искажают Евангелие и подрывают авторитет Библии не только из-за светского скептицизма, но и из-за множества мифов, небылиц и традиций, источники которых далеки от Писания. Эти традиции пользуются авторитетом наравне с Библией, что часто приводит к следующему заявлению: «Только священники, Церковь и традиция могут понимать и толковать Библию». Таким путем человеческие заповеди подменяют собой заповеди Божьи.

Другими словами, устами исповедуется Библия, но на практике авторитетом признается нечто совершенно иное. Превозносятся мнения, религиозные дела и религиозные лидеры. Они обретают тот же авторитет, что и Божье Слово, и все это навязывается затем людям, так что им не остается ничего иного, как подчиниться. Это очень опасная форма давления. Человеческие традиции подменяют собой силу Божьего Слова, препятствуя людям пользоваться ею и тем самым преграждая им путь к спасению. Таким образом, мертвая религия и человеческие традиции заменяют собой Евангелие и ввергают человека в рабство вместо того, чтобы нести ему освобождение.



Разум может вводить в заблуждение
Третий авторитет, который соперничает с Божьим Словом, это человеческий разум. Его можно назвать рационалистическим суеверием. Рассудок, рациональное мышление превозносит человеческий интеллект, обожествляя его и поднимая его до уровня наивысшего авторитета. Если традиционализм говорит: «Так мы никогда раньше не поступали», то рационализм говорит: «Я в это не верю, потому что я этого не понимаю».

Бог дал человеку разум, чтобы он имел способность размышлять, анализировать, оценивать, исследовать и развиваться. Интеллект имеет потрясающие возможности, но в то же время они не безграничны. Когда Иов усомнился в действиях Бога, Тот ответил ему: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов 38:4).

Превращать человеческий разум в божество, судью и авторитет — значит создавать себе идола. Если человек осуждает и критикует Бога, Его Слово, планы и действия, полагаясь исключительно на свой ограниченный опыт, то он может впасть в полное заблуждение.

В наше время рационализм извращен настолько, что его сторонники критикуют Библию, исходя из совершенно ошибочных предпосылок, а именно — с позиций мирского секуляризированного мышления. Все, что казалось невероятным и сверхъестественным, было выброшено, после чего осталась только водянистая, безвкусная похлебка нравоучения. Но, если христианин верит в то, что Иисус совершал чудеса, он делает это не потому, что так утверждают традиции или так говорит его разум, но потому, что так говорит Писание. Бог сказал в Своем Слове, и, значит, это истинно, как бы нереально, фантастически это ни звучало для плотского, оторванного от Бога человека.

В Первом послании к Коринфянам Павел говорит:
Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

1 Коринфянам 1:17-18,20-21
Мудрость без Бога — глупость. Божественная мудрость может казаться глупостью в глазах мира, но она имеет силу спасать, потому что является истиной. Это подводит нас к вопросу о так называемом взгляде на Библию. Когда спрашивают: «Как вы расцениваете Библию?» — на самом деле имеют в виду: «Что является для вас авторитетом? Традиционализм, рационализм или Библия?»

Через все движения пробуждения, со времен рождения Церкви до наших дней, всегда верили в то, что Реформация возродила и сформулировала, а именно: «Писание, и ничто иное!» Слово Божье истинно, оно обладает силой и властью. Этого достаточно!


Задача Библии — привести к спасению
Говоря о Библии таким образом, важно понять ее назначение. Оно не заключается в детальном описании молекулярной взаимосвязи при процессе сотворения мира. Напротив, ее задача — дать общую картину и объяснить Божий план спасения, доступный пониманию всех людей любого возраста, всех времен и культур, чтобы каждый мог познать истину и спастись.

Во Втором послании к Тимофею (3:16-17) сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Итак, задача Библии — сформировать зрелого Божьего человека. При этом необходимо отметить, что Святой Дух направлял писателей Библии, чтобы они писали ее именно так, как они это сделали.

Писания, таким образом, достаточно. Оно имеет также цельность. Несмотря на то что различные авторы на протяжении долгого времени записывали получаемое ими от Бога, есть общая тема, пронизывающая всю Библию: спасение и искупление. За плечом каждого автора стоял один Автор — Святой Дух.

Библия — это ясная книга, а не заумная и запутанная. Она дает четкое понятие о спасении. Каждое отдельное место Писания связано с общей темой — историей спасения, так что Библия дает именно ту картину, которая нужна для того, чтобы человек мог спастись.


Авторы, водимые Святым Духом
Как мы прочитали во Втором послании к Тимофею (3:16), Библия дана нам Богом, другими словами, вдохновлена Им. Очень важно понять это. Писали Библию люди, но при этом они были водимы Богом. Во Втором послании Петра (1:21) говорится: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым».

Люди, писавшие Библию, находились под водительством Святого Духа. У каждого из них свое происхождение, воспитание, характер и интересы. Среди них есть царь Давид и пастух Амос, государственный деятель в Вавилоне Даниил и еврейский рыбак Петр. В характерном для каждого из них стиле они записывали то, что давал им Бог. Все это сохранилось до наших дней, и сегодня у нас есть Библия.

Мы должны констатировать, что Библия ясно утверждает: все, что говорит Бог, является истиной. Иисус говорит о Себе: «Я есмъ путь и истина и жизнь...» (Ин. 14:6). Авторы Библии и верующие во все времена руководствовались тем, что Бог говорит только истину.

Иисус говорит: «...слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Давид заявляет: «...откровение Господа верно... повеления Господа праведны... суды Господни — истина, все праведны» (Пс. 18:8-10), «...все заповеди Твои истина» (Пс. 118:151), «Основание слова Твоего истинно» (Пс. 118:160).

Нет никакого сомнения в том, что авторы Библии считали все, записанное ими, вдохновленным и данным Богом, верным в историческом и моральном плане. Цитируя Библию Своего времени, Ветхий Завет, Иисус говорил о персонажах и местах действия как о реально существовавших. Для Него, Божьего Сына, это были факты, а не миф или выдумка.

В разные времена Библия подвергалась жестокой критике с нехристианских, мирских позиций. Даже тогда, когда нападки были со стороны «христианских» теологов, их источником всегда служили чуждые Библии сферы. Для Иисуса, апостолов и Первоапостольской церкви было ясно как день, что Писания истинны и достоверны как с исторической, так и с моральной точки зрения.


Вдохновение Библии
Каким же образом пришло вдохновение? Как приходило откровение к людям?

Прежде всего, Святой Дух воздействовал на пишущих. Бог сказал Иеремии: «...вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9). Давид свидетельствовал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2).

Именно эти слова, которые нередко были пророчеством о будущем, и записывали пророки. Они делали это под вдохновением Божьего Духа. Моисею, Исайе, Иеремии и другим пророкам Бог говорил четко: «Напиши себе все слова сии, которые Я говорил тебе, в книгу» (Иер. 30:2; Исх.17:14; Ис. 30:8).

После того как слова были записаны, Бог следил за тем, чтобы они не были извращены или потеряны. Господь сказал Иеремии: «...ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иер. 1:12). Бог охраняет Свои слова на пути от Своего сердца к сердцу человека. Для чего? Вот что Он говорит в Книге Исайи:


Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Исайя 55:10-11
Вот несколько примеров того, что Библия говорит сама о себе:

1. Бог сотворил небо и землю Своим Словом (Быт. 1:1-3).

2. Божье Слово живое (Евр. 4:12).

3. Божье Слово держит все творение (Евр. 1:3).

4. Божье Слово есть жизнь (Ин. 6:63).

5. Божье Слово дает спасение, освобождение и исцеление (Пс. 106:19-20).

6. Божье Слово дает свет и указывает путь (Пс. 118:105).

7. Божье Слово дает рождение свыше (1 Петр.1:23).

8. Божье Слово вселяет веру и обновляет разум (Рим. 10:17).

9. Божье Слово имеет огромную силу и подобно молоту, сокрушающему скалы (Иер. 23:29).

10. Божье Слово подобно семени, приносящему в тридцать, шестьдесят и сто раз больше, чем посеяно (Мк. 4:20).

Поскольку Слово Божье — это меч духа, оно является опасным оружием против нашего врага — сатаны (Евр. 4:12). Этим объясняется, почему Библия повсюду вызывает противоречия и почему люди стараются уклоняться от нее и искажать ее смысл. Чаще всего это делается с помощью ссылок на различные взгляды на Библию или отрицания ее божественного происхождения. Поэтому важно понимать, что Слово Божье написано по вдохновению.

Говоря о вдохновении Библии, мы имеем в виду следующее: используя личные качества тех, кто писал Библию, а также их индивидуальный литературный стиль и особенности исторической эпохи, Бог Духом Святым зорко следил за тем, чтобы Его откровение человечеству было записано без ошибок в оригинальном тексте.

Что это означает? Прежде всего, две вещи. Во-первых, когда Бог касался авторов, они не превращались в заводных медиумов. Он действовал Своим Духом через их различные характерные качества. Во-вторых, вдохновение означало тщательное исследование источников. Примером этому может служить евангелист Лука, который писал:


...Рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был

наставлен.

Евангелие от Луки 1:3-4
Другими словами, Библия состоит из четко сформулированного учения, записанного последовательно, в надлежащем порядке, поэтому читатель может судить, насколько оно достоверно. Лука, например, работал иначе, чем Иоанн, но оба получили Слово Божье через вдохновение Духа Святого.

Иногда при отрицании богодухновенности Библии утверждается, что только ее общее содержание написано по откровению свыше, а не каждое слово. Такое утверждение ошибочно по нескольким причинам:

1. Люди не могут передавать мысли без помощи слов.

2. Часто Библия учит, опираясь на какое-нибудь одно слово. Например, в Послании к Галатам (3:16) Павел развивает свою мысль на основании слова семя. А в Первом послании к Коринфянам (2:13) он говорит: «...что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» . Каждое отдельное слово в Библии дано Богом, а иначе как нам знать, когда отдельное слово важно, а когда нет?

3. В таком случае люди становятся судьями Божьего Слова, а не наоборот, как должно быть:

Слово Божье судит людей. Некоторые теологи утверждают, что Библия не является Божьим Словом, а только включает в себя слова Бога. Это коварное и крайне опасное утверждение. Некоторые люди берут на себя смелость решать, что в Библии является Божьим Словом, а что нет. Это порождает ряд проблем:

а) не Бог, а я сам решаю, что сказал Бог;

б) то, что я считаю Божьим Словом, другие могут не принимать как Божье Слово;

в) то, что сегодня признается Божьим Словом, завтра может им не быть.

Другими словами, все становится субъективным и относительным. На самом же деле Слово Божье объективно и непоколебимо, в какое бы время и в каком бы народе его ни читали. Библия — это твердая скала, на которой можно строить здание (Мф. 7:24).


Иисус верил в Писание
Как же относился к Писанию Иисус? Нам не интересно, как судят о Библии различные церкви, религиозные традиции, движения и проповедники. Для нас важна точка зрения самой Библии и отношение к Писаниям Иисуса Христа. Примерно десять процентов из того, что говорил Иисус в течение дня, было цитатами из Ветхого Завета. Вот несколько примеров:

а) когда сатана искушал Его в пустыне (Мф. 4:1-11);

б) когда к Нему приступали фарисеи (Мф. 15:1-9);

в) когда Он возражал противникам, используя отдельные слова Писания (Мф. 22:43-45);

г) когда Его предали и схватили (Мф. 26:31);

д) когда Он умирал на кресте (Мф. 27:46).

В Нагорной проповеди ясно видно, что Иисус придавал особое значение каждому слову и каждой букве в Писании. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). О Своих собственных словах (которые записаны для нас в Новом Завете) Господь говорит: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Когда бы Иисус ни говорил о каком-то герое, событии или пророческом высказывании в Ветхом Завете, Он всегда руководствовался тем, что сказанное в Писании является истиной. Он никогда не изменял Писания и не сомневался в них, как и не сомневался в истинах или же в существовании того или иного человека, упомянутого в Ветхом Завете. Об Адаме и Еве Иисус говорит как об исторических личностях, живших на земле в определенное время (Мф. 19:4; Мк. 10:6). Христос с большой смелостью цитирует Книгу Бытие (1:27; 2:24). Он говорит об Авеле как о реальном историческом герое (Мф. 23:36). В Евангелии от Луки (17:26-27) записаны Его слова о Ное и о том дне, «как вошел Ной в ковчег». Для Иисуса это не было мифом или легендой, Сын Божий признавал реальное существование Ноя, который построил огромный ковчег и в один исторический день вошел в него, чтобы спастись от потопа. Иисус также говорил о Лоте и о городах Содоме и Гоморре как об исторических фактах (Мф. 10:15; 11:24; Лк. 17:29). Он упоминал царицу Савскую (Южную), которая побывала в гостях у Соломона (Мф. 12:42). Он говорил о пророке Ионе, не сомневаясь в том, что тому действительно пришлось побывать «во чреве кита» (Мф. 12:40).

Иисус сказал: «...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32). Иисус — Сын Божий. Он — Бог, «пришедший во плоти», Слово, ставшее плотью и обитавшее с нами (Ин. 1:14). Он есть Истина (Ин. 14:6), Его слова вечны (Мф. 24:35) и дают людям свободу (Ин. 8:32-32). Всему, что говорил Иисус, можно верить беспрекословно.

Некоторые люди утверждают, что Христос говорил, возможно, истину о небесном, но был столь же несведущ в земных делах, как и народ того времени. Но в таком случае Христа, Сына Божьего, выставляют безнадежным лжецом и рабом человеческих предрассудков. Но Он не был таким. Наоборот, Господь говорил о земном:
Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Евангелие от Иоанна 3:12

Иисус был правдив, все Его слова заслуживают доверия, Он был абсолютно убежден в истинности Ветхого Завета с исторической и моральной точки зрения. Это видно по Его словам о книгах Ветхого Завета. Он констатирует, что Пятикнижие написано Моисеем (Мк. 10:4-5; Ин. 5:46-47; см. также Исх. 17:14). Он признавал как факт, что Книга Даниила написана самим Даниилом (Мф. 24:15). В Евангелии от Луки Иисус говорит, что вера в истинность Ветхого Завета является предпосылкой для веры в чудеса (Лк. 16:31). То, что Христос подтверждает Свое воскресение Писанием, показывает, насколько важно верить в подлинность Ветхого Завета (Лк. 24:13-27,44).


Имейте такой же взгляд на Писание, что и Иисус!
Почему это так важно? Потому, что многие современные теологи пытаются отрицать историческую достоверность мест, времен и действующих лиц, упомянутых в Библии, так же, как и происхождение самих библейских книг. Иисус нисколько не сомневался в том, что' они ставят под сомнение или отрицают. Он, будучи Сам Словом, знал, как появилось Писание. Он, будучи Истиной, знал, как Дух истины вдохновлял написание Библии. Иисус верил всему Божьему Слову, его авторитету и достоверности, и мы, как Его ученики, тоже можем делать это. Ученики Христа, Первая церковь и христиане во все времена имели тот же взгляд на Библию, что и Он.

Во все времена пробуждений и реформации христиане обращались к Писанию. Когда Иосия был царем Иудеи, храм находился в запустении и богослужения были забыты. Когда по его поручению в храме начались восстановительные работы, там были обнаружены книги закона. «И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем». Узнав об этом и услышав Слово Господа из книги, царь Иосия взялся за реформы всерьез (4 Цар. 22:8-13). То же самое происходило в Европе во времена Реформации XVI века. Тогда Бог коснулся сердца Мартина Лютера и его сторонников, потому что они заново открыли для себя Библию, приняли ее, начали ее проповедовать и были послушны Писанию.

Сегодня существуют теологи, которые отрицают существование Бога. Они приобретают все больше влияния через различные теологические семинары и учреждения, но это не имеет значения. Их слова канут в небытие, тогда как слова Иисуса и свидетельство Библии о себе останутся жить вечно: «...слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35).
Проповедуя Евангелие, Павел говорил:
Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках.

Деяния 24:14
Для Павла верить всему, сказанному в Писании, было делом само собой разумеющимся. В этом заключалось для него его служение Богу, поэтому он мог сказать:
А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Римлянам 15:4
Божье Слово вечно. Оно ясное и понятное по содержанию. Оно имеет силу и все необходимое для нашего спасения. Во Втором послании Петра (1:4) сказано, что Богом «дарованы нам великие и драгоценные обетования (то есть Слово), дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью». Слово имеет потрясающую способность спасать, хранить, оберегать и развивать человека.

Слово, данное нам Богом в Библии, вдохновлено Божьим Духом: «...изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Слово твердо и достоверно, поэтому Петр советует: «...вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших...» (2 Петр. 1:19).

Нельзя сказать, что все в Библии легко и доступно по смыслу. Но она — Слово Божье! Когда верующий в своем сердце признает Иисуса Господом и доверяет Его Слову, Святой Дух обязательно объяснит ему Писание, раскрыв смысл написанного.
Принципы толкования Библии
Если вы хотите быть верными Библии и ее основной цели, то не станете читать и толковать ее по своему усмотрению. В самой Библии заложены принципы толкования, и если их понимать и соблюдать, то написанное в ней станет ясным и понятным. Павел дает нам пример такого отношения, когда говорит: «И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете...» (2 Кор. 1:13). В Библии нет тайного смысла. Все, что мы в ней читаем, «означает именно это и будет именно тем, что мы читаем». Поэтому необходимо придерживаться того, что написано. Павел говорит:
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

1 Коринфянам 4:6
Библия проста и доступна и может пояснить сама себя. Вот несколько принципов того, как следует читать и понимать ее:

1. Прежде всего, чтобы понять написанное в Библии, необходимо руководствоваться тем,

что она истинна и имеет власть. Другими словами, мы должны принять мысли самой Библии, чтобы полностью понять ее послание.

2. Одно место Писания поясняет другое, одно слово в Библии объясняет другое: «Основание слова Твоего истинно...» (Пс. 118:160).

3. Каждое библейское слово имеет одно значение, но может иметь несколько применений.

4. Буквальное значение — самое верное. Оно обозначает именно то, что написано, и в нем нет никакого скрытого смысла.

5. Личный опыт и переживания должны толковаться в свете Слова, а не Слово в свете переживаний.

6. Первостепенная задача Библии заключается не в том, чтобы приумножить наши знания или удовлетворить наше любопытство, а в том, чтобы изменить нашу жизнь. Таким образом, Святой Дух открывает истину тем, кто с безропотным сердцем стремится к послушанию Богу и хочет измениться.

7. Каждому читающему необходима помощь Святого Духа в понимании Писания.

8. Каждый человек имеет полное право исследовать Слово, на нем лежит ответственность следовать ему в соответствии со своей совестью, просвещенной Святым Духом.

9. История Церкви и традиции могут только направлять, но ни в коем случае не могут быть решающим авторитетом в понимании Слова.

10. Обетования Бога, содержащиеся в Библии, при просвещении Святого Духа доступны верующему любого поколения.

11. Ясные места объясняют труднодоступные. Ключевые слова в Библии объясняют второстепенные.

12. Иисус Христос — центр Библии. Он — «ядро (центр) и звезда (свет и ясность)».

13. Каждое место Писания можно читать отдельно от контекста (иначе пришлось бы перечитывать всю Библию бесконечно), но его нельзя понимать вне контекста. Нам необходимо знать его соотношение с тем, что стоит до и после него. Мы должны придерживаться контекста и признавать его.

14. Ни одно учение нельзя принимать за истинно библейское, если оно не охватывает все го, что говорит Библия по данному вопросу.



Глава 2

ТЕОЛОГИЯ

УЧЕНИЕ О БОГЕ
После того как мы разобрали, что такое откровение, перейдем к тому, что оно нам открывает, а именно — к Богу. Мы уже говорили о том, что можно видеть Бога, изучая и рассматривая Его творение — природу вокруг нас. Но этого недостаточно, чтобы узнать Его. Он явил Себя более доступным человеку образом: частично через Писание, частично через Иисуса Христа.

Откровение, данное Богом через Писание, многозначно. Бог показывает Себя с различных сторон, чтобы нам стала понятнее высота, глубина, широта и долгота Его сущности и планов.

Предпосылкой откровения о Боге является Его существование. Нигде в Библии не подвергается сомнению тот факт, что Бог существует. Это абсолютно очевидно. Более того, Писание говорит: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» (Не. 52:2). В Первом послании к Тимофею (6:16) сказано о Боге, что Он «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь».

Бог недоступен человеческому взору, но Он реален и конкретен. Иисус обращался к Нему: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9).

Открываясь Моисею в пустыне, Бог назвал ему Свое имя: «Я есмь». «Бог сказал Моисею: Я есмъ Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

Через откровение Бог зримо выступает из невидимого мира. Он являет Себя вечным, единственным и живым Богом, полной противоположностью идолам, пустым, мертвым и лишенным силы.


Бог открывается в Иисусе Христе
Когда один из учителей закона спросил Иисуса, какая самая важная заповедь в законе, Тот ответил: «...первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый..."» (Мк. 12:29). Книжник ответил Ему: «...хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его» (ст. 32).

Бог через откровение показывает нам Свое единство, вечность и всемогущество. Благодаря понятиям единства, вечности и всемогущества, мы имеем возможность увидеть различные стороны характера Бога, понять и полюбить Его и быть Ему послушными. Его Личность проявляется в Писании и становится видимой благодаря воплощению в Его Сыне Иисусе Христе.

В Послании к Евреям (1:3) говорится, что Иисус есть «сияние славы и образ ипостаси» Бога. Таким образом Он выступает из вечности и становится видимым для нас:

• через тени и контуры творения;

• через откровения в Писании;

• через Своего Сына Иисуса Христа, Который

в Послании к Колоссянам (1:15) назван «образом Бога невидимого... ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно...» (Кол. 2:9).

Более ясной картины, более полного понимания, более тесной близости и общения с Ним, чем есть в Иисусе Христе, не найти!



Триединый Бог
Теперь, когда Бог выступил перед нами во всем Своем могуществе, Он предстал как единственный Бог и как единый. В Книге Исход (20:2-3) записаны слова Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

Бог один. Тем не менее, Новый Завет говорит о триединстве Бога, и для многих это становится камнем преткновения. Одни просто перескакивают через вопрос триединства, другие считают, что его нельзя понимать в буквальном смысле, третьи категорически отрицают триединство. Никто из них не прав. Нет необходимости разумом постигать все аспекты. Единственное, нужно сделать, это лишь признать ясность и однозначность откровения Писания о том, что Бог един и в то же время триедин. Не три Бога, а один Бог, Который открывается нам как триединый.

Иисус прямо и недвусмысленно подтверждает это в Великом поручении ученикам: «...крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа...» (Мф. 28:19).

Бог един, но открывает Себя в трех личностях. Эти три личности и каждая из них вечны и всемогущи, но составляют одно единое Божество. Эти три личности имеют одну сущность, одну волю и одинаковые свойства, но имеют разные отношения между собой внутри Божества.

Различное толкование триединства привело к многочисленным религиозным распрям. Это объясняется, естественно, ограниченностью человеческого разума, неспособного постичь, каким образом Бог может быть неделим и одновременно троичен.

Что бы ни думал на этот счет человек, Библия утверждает, что это так. Павел пишет во Втором послании к Коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (13:13). Другой пример — слова Самого Иисуса: «Я и Отец — одно... Видевший Меня видел Отца...» (Ин. 10:30; 14:9).

В Первом послании Иоанна (2:23) сказано: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца».
Один Отец, один Сын и один Святой Дух
Со времени рождения Церкви никто не описал то, чему учит Библия о триединстве, лучше, чем это было сделано в Афанасийском исповедании веры:

«...Мы. поклоняемся единому Богу в трех лицах и трем лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем эти лица и не разрываем Божественной сущности. Ибо мы, как требует того христианская истина, признаем каждое лицо и Богом, и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами. Отец не сделан, и не сотворен, и не рожден. Сын есть от Отца и только от Отца — не сотворен и не сделан, но рожден.

Святой Дух есть от Отца и Сына — не сотворен и не сделан или рожден, но послан.

Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И среди этих трех лиц ни один не первый и ни один не последний, но все три лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во всем этом, как сказано, всем трем лицам поклоняться как единому Божеству и в одном Божестве — всем трем лицам».

Единый, невидимый, всемогущий, триединый Бог открывает Себя людям, чтобы они могли понять Его, общаться с Ним, принимать Его и следовать за Ним. Все это Он дал нам в Писании и в Иисусе Христе. В скобках нужно заметить, что некоторые теологи-феминисты восстают против того, что Бог может быть Отцом. Несомненно, что в Боге сосуществуют мужские и женские качества. Правда и то, что когда Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, то Он имел в виду и мужчину и женщину. Тем не менее, Библия называет Бога «Отче наш» и «Господь», Иисус тоже говорит об Отце. Называть Бога «Матерью» есть чистое богохульство и совершенное злоупотребление Библией. Это означает введение божества Нью-Эйдж вместо библейского Бога.
Характер Бога Исайя говорит:
Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?.. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

Исайя 40:18,26

Теперь назовем некоторые из качеств Бога, которые открываются нам через Библию и показывают нам Его с той или иной стороны.

Во-первых, Библия утверждает, что Бог есть Дух. В Евангелии от Иоанна (4:24) сказано: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Во-вторых, Бог существует Сам в Себе: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26).

В-третьих, Бог вечен и неизменен: «Ибо Я Господь, Я не изменяюсь, посему вы, сыны Иакова, не уничтожитесь» (Иак. 1:17).

Далее я приведу еще несколько характеристик Бога.
1. Бог всемогущ.
Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен. Бытие 17:1

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

Откровение 19:6
Всемогущество Бога относится ко всему триединству, поэтому Иисус говорил: «...дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Всемогущество Бога все же не означает, что Он делает все, что угодно, когда и как угодно. Он действует в соответствии со Своим характером, Своими решениями и целями, Своей волей, Своим Словом и Своими обещаниями.

В Божьей воле и решениях существуют ограничения. Когда физически сильный человек обедает или смотрит телевизор, он не поднимает в воздух ни стол, ни телевизор, хотя может это сделать. Бог, как и всякая другая сильная личность, не всегда демонстрирует Свою силу, хотя и мог бы это сделать.

Божье всемогущество согласуется с Его вечными целями, поэтому иногда нам кажется, что Он не всемогущий. Но если на все смотришь с Божьей точки зрения, с Его вечной перспективы, тогда понимаешь Его вечные планы и задачи и убеждаешься в том, что Он все держит под Своим контролем.
Бог всегда прав
Божье всемогущество также проявляется в следующем:

а) в творении: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1);

б) в поддержании всего существующего; все, что Бог сотворил, Он держит могуществом

Своей силы; «...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45); «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17);

в) Бог распоряжается судьбами наций. «...Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила, Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным...» (Дан. 2:20-21).

Все народы земли находятся под Божьим неусыпным контролем. Это вовсе не означает, что Он несет ответственность за каждое отдельное событие, индивидуальные взгляды и поступки людей. Человеку дана свобода, и он может нарушать Божьи заповеди и бунтовать против Него. В итоге всегда оказывается, что Бог прав, Его воля одерживает верх, и задуманное Им исполняется. В Послании к Римлянам (11:33,36) сказано: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».



2. Бог вездесущ.

Бог присутствует повсюду.
Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Псалом 138:7-10



...Хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем...

Деяния 17:27-28

3. Бог всезнающ.

Бог знает все, чувствует все и понимает все.
Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю. Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Псалом 138:1-4


И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет.

Евреям 4:13

4. Бог свят.
Ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле. Ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят.

Левит 11:44-45


И взывали они друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Исайя 6:3

Бог свят. Это значит, что Он чист, ослепительно чист, совершенно чист. Это значит также, что Он отделен. Никто не может приблизиться и прикоснуться к Нему. Это значит также, что Он высоконравственный и безупречный, не запятнан ничем низким и нечистым.

Святость в форме отделенности означает посвящение, преданность благородной цели, освобождение от нечистого и всего, что могло бы осквернить, помешать и испортить. Богу присуще все это, и когда Его святость дается людям, то они тоже освобождаются от всего нечистого. В Первом послании Петра (1:14-16) говорится: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят"».
5. Бог праведен.
Он твердыня, совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем, Он праведен и истинен.

Второзаконие 32:4
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

2 Коринфянам 5:21
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих...

Римлянам 3:21-22
То, что Бог праведен, означает, что Он абсолютно справедлив. Он никогда не ошибается, никогда не судит и не обращается с кем-либо неправильно. Из этого следует, что существует суд, в котором Он — Судья. Он судит человеческие поступки, мысли и сердца. Он, вечный и Творец Вселенной, имеет право судить Свое творение, и все Его суды справедливы. «Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня... Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина» (Пс. 118:75,137-138).

Когда люди видят беды и проблемы мира, у них возникает желание обвинить Бога в несправедливости и равнодушии. Но при этом они забывают о существовании дьявола, греха и зла. Они забывают также о том, что сам человек взбунтовался против Бога, что у каждого из нас есть свобода выбора и моральная ответственность за это.

Бог справедлив, и когда все Его цели будут достигнуты и намерения исполнены, то совершится и Его суд, совершенный, праведный и справедливый.
6. Бог есть истина.
Бог не лжец. Он не предает ни словами, ни делами. Нет неверности ни в Его натуре, ни в Его делах. Все, что бы Он ни сделал и ни открыл, истинно и достойно доверия. Поскольку Библия — это Его Слово, мы можем верить Писанию. На Его откровения мы можем положиться. Поскольку Он истинен, Он также и верен. Он исполняет то, что обещал, и делает то, что сказал. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам...» (Втор. 29:29). В характере Бога нет ничего другого, кроме того, что Он открыл нам.

Иногда теологи говорят о таинственном Боге, подразумевая, что Он привязал к Своему Слову нас, но не Самого Себя. Имеется в виду, что Он на самом деле есть нечто другое, чем то, что Он открыл нам. Это нелогично! Бог не двуличен, но Он больше того, что открыто нам в Писании, так же, как человек гораздо больше, чем передает его фотография. Тот, кто понимает, что Бог — это Бог завета (об этом мы поговорим позднее), понимает также, что Он на самом деле связал Себя Своим Словом и Своими обещаниями. Он именно такой, каким открыл Себя.

В Книге Чисел (23:19) сказано: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?»

Некоторые считают, что утверждение о том, что Бог не может лгать, ограничивает Его всемогущество. Но такое утверждение неправильно, и оно возникает исключительно из-за незнания Бога.

Когда Слово Божье утверждает, что Бог не может лгать, имеется в виду не Его сила и возможности, а Его мораль, характер и качества Его личности. Ложь совершенно чужда Его сущности и характеру. Недаром Иисус заявляет: «..Я есмъ путь и истина и жизнь...» (Ин. 14:6). Он говорит, что Он не просто знает истину, а Он Сам и есть истина: «...и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
7. Бог есть любовь.
В Первом послании Иоанна (4:8) говорится, что Бог не только полон любви, но что Он Сам есть любовь: «Бог есть любовь». Любовь — это качество, мотивирующий фактор, духовная субстанция и ядро Божьего существа. Это значит также, что Бог открывает, дает определение и показывает нам, что такое любовь на самом деле. Греческое слово agape, используемое в Библии в значении Божьей любви, означает дающую, жертвенную любовь, в противовес eras, которое означает человеческую, чаще всего эгоистичную и потребительскую любовь.

Понятие любовь является в мире выражением набожным, но часто оно превратно понимается и вовсе не соответствует библейскому понятию. Говорить, что Бог любит всех, и при этом не объяснять, что Божья любовь включает в себя, — значит иметь в виду что угодно. Это может означать, что Он сквозь пальцы смотрит на грех, бунт, самоправедность, жалость к себе, плотский характер и гордость. Но ничего из перечисленного Бог не любит и ни с чем не может мириться.

Во-первых, любовь Бога связана с праведностью. Она не нарушает законов, которые Он Сам установил.

Во-вторых, Божья любовь идет рука об руку со святостью. Она не может быть эгоистичной или нечистой.

В-третьих, любовь Бога связана с истиной. Она не обходит истину стороной, не скрывает ее и не пренебрегает ею. Божья любовь — это поток, который несет в себе истину, какой бы досадной она ни казалась в данный момент.

Еще одним предрассудком о Божьей любви является утверждение, что Бог Ветхого Завета — грозный Судья, а Бог Нового Завета милосерден и любвеобилен. Это совершенно неправильно!

Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим...

Второзаконие 7:7-8


Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя...

Иеремия 31:3-4

Ошибочно считать, что в Ветхом Завете есть только суд, а в Новом Завете — только благодать. В Послании к Евреям, например, сказано; «Ибо Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает», «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 12:6; 10:31). Благодать Нового Завета не является слабой, в нем имеют место также и Божьи суды.


Благодать — решение Божьего суда
Любовь, о которой говорит Библия, это не мирская гуманистическая любовь, которую проповедует Нью-Эйдж. Она не молчит и не уклоняется от конфронтации. Нет, божественная любовь тесно связана со святостью, истиной и праведностью.

Любовь Бога характеризуется благодатью, милосердием, добротой и верностью. Эти качества — прямое следствие Его деятельной любви, рожденной в Его большом и нежном сердце. Бог — это благой Бог, милосердный, полный благодати, всепрощающий и восстанавливающий. Все это воплотилось в Иисусе Христе и сияет нам через века с Его креста!

В Книге Плач Иеремии (3:22-23) сказано: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось, оно обновляется каждое утро, велика верность Твоя!» Поскольку Бог полон благодати и милосердия, Он всегда готов общаться с нами и помогать нам, Он заботится даже о тех, кто этого не заслуживает. Это те, кто действует против Его воли, ушел от Него и бунтует против Него. Благодать Бога — это и черта Его характера, и приговор Его суда.

Богом движет любовь. Он готов бескорыстно жертвовать Собой ради того, чтобы спасать и восстанавливать тех, кто не только не заслуживает этого, но и не хочет восстановления. Все это проистекает из Его сущности и характера.

Благодать Бога — это также следствие Его суда, вынесшего решение миловать, прощать и очищать. Основанием такого решения является Его жертвенная любовь, пославшая Сына на смерть вместо виновных. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
8. Бог есть Бог завета.
Чтобы понять откровения Бога, Его решения и Его действия, необходимо понять, что Бог есть Бог завета. Какие бы события ни происходили в Библии, они совершались на основании завета. Когда Бог открыл Себя Аврааму, то Он сделал это с целью заключить с ним завет. Через этот и все последующие заветы Он хотел благословлять, спасать и восстанавливать человечество.

Существует несколько причин для заключения завета. Прежде всего, завет был необходим для того, чтобы святой Бог вообще мог иметь возможность общаться с грешным человеком. Завет поднял человека к Богу, и он смог иметь общение с Ним.

Во-вторых, завет стал для человека гарантией того, что Бог исполнит обещания, данные ему. Все библейские заветы являются заветами благодати. Это значит, что они начинаются d Бога. Он их инициатор, и Он же гарантирует их исполнение.

В-третьих, в завете Бог открывает нам Свой характер, Свою волю, силу и заботу о нас. С кем бы ни заключался завет, будь то Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид или Иисус, с каждым разом Бог все больше и больше открывал Себя. И, прежде всего, это открывается через то, Он Себя называет, через Его имена. Они раскрывают Его характер с разных сторон. Как Бог называет Себя, таким Он и является. Каким Он является, так Он и поступает.


Тот, Кто больше чем достаточно
В Библии Бог шаг за шагом раскрывает Себя через разные имена, пока наконец мы не получаем полного откровения в имени, «которое превыше всех имен» (Флп. 2:9), в имени Иисус, по-еврейски Yeshua.

Библия дает три основных имени Бога:


1. Бог — Эль, Элах, Элохим. Эль значит «сильный» (Быт. 1:1,11,26).

2. Господь — Яхве или Иегова (Быт. 2:4).

3. Господь — Адонай (Быт. 15:2).
Когда в Книге Бытие говорится о Боге Творце, Его называют Эль; когда говорится о Боге завета, Его называют Иегова, что означает приблизительно следующее: «существующий сам по себе, который сам себя открывает».
Три составных имени с Эль:
1. Эль Шаддай.

В Книге Бытие (17:1) это слово переводится как Всемогущий. Буквально — «Бог — материнская грудь», то есть Бог, Который питает все. Другой перевод звучит так: «достаточный, тот, которого достаточно, тот, кто больше чем достаточно».


2. Эль Элион.

В Книге Бытие (14:17-24) это слово переводится как Всевышний, «Бог Всевышний, Владыка неба и земли» (ст. 19).


3. Элъ Олам.

В Книге Бытие (21:33) это слово переводится как Вечный: «...имя Господа, Бога вечного». Есть три имени, в состав которых входит имя Иегова:


1. Иегова Элохим — «Господь Бог» (Быт. 2:4). Здесь Бог предстает перед нами как Творец, Господин, Владыка.
2. Адонай Иегова — «Суверенный Господь» (Быт. 15:2). Это второе слово, означающее «Владыка».
3. Иегова Саваоф — «Господь Всемогущий» (1 Цар. 1:3). Это имя переводится как «Бог — Господь сил».
Завет — преданность на всю жизнь
Имя Яхве или Иегова сочетается еще с семью именами. Это имена завета, передающие характер Бога как даятеля в семи типах отношений со Своим народом.

Вступая в завет, партнеры заключали двустороннее соглашение. Между ними устанавливались близкие отношения и общение, основанное на полном и безоговорочном доверии. Заключался мир, предполагавший абсолютную преданность друг другу. Завет связывал обоих партнеров одинаковым посвящением друг другу.

В доказательство этого партнеры обменивались одеждой, оружием, едой и смешивали свою кровь. Во время этих действий произносились благословения и проклятия, и нарушение завета считалось чем-то неслыханным.

Обмен одеждой символизировал обязательство оказывать помощь друг другу в материальных нуждах: «Все мое — твое». Обмен оружием символизировал готовность защищать друг друга не жалея сил. Совместная трапеза подразумевала радость общения. Смешивание крови означало, что каждый отдавал свою жизнь и принимал жизнь другого и что общение между партнерами имело глубокий характер.

Откровение о различных сторонах завета было гораздо понятнее жителю Древнего Востока, чем современному жителю Запада. Но все-таки нам с вами необходимо понимать, на что Бог готов идти, чтобы спасать, восстанавливать, оберегать и благословлять человека. Для ясного понимания того, что Он готов предоставить в наше распоряжение Свою природу, Свою силу и благословения в любой области человеческой жизни, Он открыл Свои имена завета.
1. Яхве (Иегова) Ире — «Господь наш кормилец» (Быт. 22:14). Более точный перевод — «Господь усмотрит».
2. Яхве Нисси — «Господь знамя победы» (Исх. 17:8-15).
3. Яхве Шалом — «Господь мир» (Суд. 6:24).
4. Яхве Раах — «Господь пастырь» (Пс. 22:1).
5. Яхве Цидкейну — «Господь оправдание наше» (Иер. 23:6).
6. Яхве Шамма — «Господь присутствующий», буквально «Господь там» (Иез. 48:35).
7. Яхве Рафа — «Господь целитель» (Исх. 15:26).
9. Бог — Творец неба и земли.
Бог есть Святой Бог, Он одновременно Творец, Спаситель и Даятель жизни. Как Отец Он — Творец, как Сын — Спаситель, как Святой Дух — Даятель жизни.

Все три личности участвовали в процессе творения, примирения и восстановления, которые описывает Библия. Все, что Бог делает, заключено во Христе. Но все, что совершил Иисус Христос, должно было произойти в определенное время и в определенном месте, то есть было связано с историей и географией. Взгляд на творение для нас очень важен, потому что невозможно понять необходимость спасения, если не понимаешь, что такое творение, и нельзя понять дело восстановления человека, если не понимаешь, что значит примирение с Богом.

Когда Первоапостольская церковь попыталась сформулировать сущность своей веры в Иисуса, она начала не с креста, а с сотворения мира. В Апостольском исповедании веры говорится: «Верую в Бога Отца, Всемогущего, сотворившего небо и землю».

Бог открыл Себя, во-первых, в творении. Об этом говорится в Книге Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю» (1:1). Закончив творение, Бог дал оценку сделанному: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).




Все творение — хорошо
Прежде всего важно понять, что Библия делает различие между Богом Творцом и Его творением. Бог не творение и не часть творения. Пантеизм обожествляет творение. Это религия поклонения Богу как природе или части природы. Это совершенно неправильное представление о Боге есть не что иное, как идолопоклонство. В Послании к Римлянам (1:25) говорится: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь».

Во-вторых, у Бога есть определенное отношение к Своему творению. Закончив творение, Он «увидел, что все хорошо». Очень важно принимать это во внимание, потому что некоторые ложные религии и лжеучения, например гностицизм, часто пренебрегают творением и материальным миром. Но Библия придерживается иного мнения: творение — это как раз то место, где Бог желает открывать Свою славу.

В конце творения Бог создал человека. Это единственный случай, когда Библия говорит о творении как об образе и подобии Самого Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Здесь ясно говорится, что человек отличается от всего остального творения. Ничто не подтверждает, что человек переходил постепенно от наиболее низкой ступени развития к более высокой. Наоборот, он является венцом творения. Он призван руководить и управлять творением, следить за ним, завоевывать и развивать его, а также распространяться по земле (Быт. 1:26,28; 2:15). Бог создал человека уникальным с особой целью, а именно — прославлять Его, будучи Его подобием. Человек кардинально отличается от всего, созданного Богом.


Бог творил из ничего
Гипотеза, согласно которой мир развивался хаотично в течение миллионов лет, противоречит Библии и является сомнительной с научной точки зрения. Теория эволюции — всего лишь голая теория, не подтвержденная фактами. Ее цель — отвергнуть сотворение человека, поскольку, если человек сотворен Богом, он несет моральную ответственность перед Ним за свою жизнь. Библия повествует о падении человека «сверху вниз», а не о развитии «снизу вверх».

Теория эволюции не признает грехопадения и тем самым отвергает необходимость примирения с Богом. Она отрицает существование Бога, Его план для человека, вечную жизнь и суд. Она представляет собой попытку мирского человека объяснить смысл своего существования в хаотичном, враждебном мире. Это делается прежде всего для того, чтобы освободиться от моральной ответственности перед Богом и оправдать безнравственное поведение человека: якобы «случайная» эволюция создала его таким.

Напрасно некоторые либеральные теологи пытаются втиснуть свои теории отрицания в библейский рассказ о сотворении мира. Библия ясно говорит о создании мира за шесть дней. Еврейское слово, переведенное как «день», говорит не о длительном, а о коротком промежутке времени. Всемогущему Богу, если у Него возникает такое желание, ничего не стоит создать Вселенную за шесть дней. А интеллигентному человеку нетрудно согласиться с тем, что Бог решил сделать это именно так. Конечно, Он мог бы творить и в течение долгого периода, если бы захотел, но Он волен делать то, что хочет.

Как же творил Бог и из чего? Из ничего — «Ex nihilo»! Это тоже является камнем преткновения для некоторых теологов. Почему они видят в этом проблему, сказать трудно. Ясно, что Всемогущий, Всезнающий Бог способен творить и из ничего. «Верою познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). «...Перед Богом... животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим. 4:17).

Для Бога нет ничего невозможного ни в способе действий, ни в масштабе, ни во времени. Человек с ограниченным разумом не в состоянии постичь божественный способ сотворения неба и земли, но это неважно. Бог сказал Иову: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов 38:4).
Три личности Божества

Мы уже говорили, что Бог триедин. Бог один в трех лицах, и все три лица составляют одного Бога. Бог один, но в трех лицах. Все три лица — это Бог, один, единственный Бог: Отец, Сын и Святой Дух.

Лжеучителя всех времен нападали на эту истину. Они пытались доказать, что все три личности — это одно лицо под тремя разными именами. Так утверждали последователи Сабеллиуса (sabellianists), то же самое утверждают сегодня приверженцы учения, называемого «Только Иисус» (Jesus only). Другие утверждают, что только Бог Отец является личностью, Иисус — вовсе не Бог, а Святой Дух — это сила, а не личность. Так утверждали раньше монархианисты, так утверждают сегодня униаты и свидетели Иеговы. Третьи утверждают, что у Бога три «маски». Сначала Он явился как Отец, потом как Сын, а потом надел маску Святого Духа. Все три утверждения противоречат Библии.

Чтобы положить конец подобным лжеучениям, в четвертом веке церкви совместно утвердили исповедания веры, на которые мы опираемся и сегодня. Вот они:


1. Апостольское исповедание.

2. Никейское исповедание.

3. Афанасийское исповедание. Афанасиус, исповедание которого уже упоминалось в этой книге, противостоял учению Ариуса, на чьей теологии (арианизме) основывают свою веру сегодняшние свидетели Иеговы.

Некоторые люди считают, что нет нужды защищать и отстаивать теорию триединства, однако это совершенно необходимо, потому что отрицание этой истины влечет за собой отрицание других библейских истин: божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, личность Святого Духа и заместительная жертва Иисуса. Интересно отметить, что еще Павел упоминал триединство и предупреждал учеников о лжеучениях и искажении истинной веры: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он (Иисус) приобрел Себе Кро-вию Своею» (Деян. 20:28-31).


Господь един!
Когда исполнилась полнота времени, Бог через откровение о Христе впервые показал Себя как единственного, живого, триединого Бога. Во времена Ветхого Завета еще не настал срок открыть это Израилю. Триединство уже было заложено в Ветхом Завете, хотя основное ударение в нем стоит на том, что Бог един: «Слушай, Израиль: Господь, Вое наш, Господь един есть...» (Втор. 6:4).

В самом начале Библии Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» (Быт. 1:26). Как имя Элохим, так и имя Адонай в оригинале стоят во множественном числе, означая несколько лиц.

Для апостолов было естественно признавать Отца Богом, так же, как Сына Богом и Святого Духа Богом. В то же время они верили, что Бог един. Павел пишет в Первом послании к Коринфянам: «Но у нас один Бог Отец...» (8:6).

Хорошим примером, подтверждающим триединство, служит момент крещения Иисуса в Иордане, где представлена вся Троица: частично в Сыне, принимающем крещение; частично в Святом Духе, явившемся в виде голубя; частично в Отце, свидетельствующем голосом с небес. Все трое — самостоятельные личности (Мф. 3:16-17). Покидая учеников, Иисус сказал им: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его...» (Ин. 14:16). Три личности, в трех лицах, но тем не менее один Бог: Отец, Сын и Святой Дух!



следующая страница >>