Пособие "Воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида" состоит из лекций по отдельным вопросам воспитания учащихс - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Логопедическое сопровождение учащихся специальной (коррекционной) 1 82.9kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 1 323.3kb.
Коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... 1 104.54kb.
«Эстония (Эстонская Республика)» 1 49.68kb.
Рабочая программа по географии для учащихся, обучающихся по коррекционной... 1 292.3kb.
Рабочая программа факультатива «Мебельщик» для учащихся коррекционной... 1 124.65kb.
Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы... 1 67.26kb.
Анализ коррекционно- воспитательной работы педагогического коллектива... 2 448.42kb.
Команда Мамадышской специальной (коррекционной) школы-интерната выиграла... 1 11.48kb.
Подготовка учащегося к самостоятельной жизни, к овладению доступными... 1 465.74kb.
Анализ результатов анкетирования по вопросам патриотического воспитания... 1 24.7kb.
Тесты по курсу «макроэкономика 2» Тема Макроэкономический анализ... 1 75.78kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Пособие "Воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида" состоит - страница №1/20





ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ

(учебное пособие)


Красноярск - 2006

От автора

Пособие “Воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида” состоит из лекций по отдельным вопросам воспитания учащихся.

В настоящее время теория воспитания аномальных детей еще недостаточно разработана и освещена в учебной и научной литературе, в связи с чем студенты-дефектологи при самостоятельной работе над материалом курса часто оказываются в трудном положении. Поэтому я попытался в этом пособии осветить основные, наиболее сложные и актуальные вопросы воспитательной работы.

Я надеюсь, что пособие окажет необходимую помощь студентам в изучении систематического курса олигофренопедагогики, а также в их практической работе в школе, с родителями и при обучении таких детей на дому.

Автор

Б.П.Брунов, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ



С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение _________________________________________ 4



Лекция 1. Общая характеристика психики ребенка с особыми трудностями в интеллектуальном развитии _____________ 5
Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с особыми трудностями в психофизическом развитии____________ 15
Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии___________________________20
Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика

специальной (коррекционной) школы VIII вида ________ 23


Лекция5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида __________________ 27
Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида ___________________ 37
Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы

VIII вида _________________________________________ 56


Лекция 8. Трудовое воспитание детей с интеллектуальными

нарушениями _____________________________________ 64


Лекция 9. Экскурсия как одно из корригирующих средств в воспитательной работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида ____________________ 77
Лекция10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида ____________________ 94
Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специаль-

ной (коррекционной) школе VIII вида ________________ 120


Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики _____________________________132
Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

_________________________________________________138



Библиография______________________________________________ 153
Введение
Практика показывает, что некоторые выпускники дефектологических факультетов педагогических вузов испытывают трудности в организации работы с учащимися, особенно запущенными и трудновоспитуемыми подростками. Более 1/3 студентов-выпускников считают себя скорее не подготовленными, чем подготовленными к работе с подростками, имеющими отклонения в поведении, и испытывают трудности в процессе их социализации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования акцентирует внимание на необходимости социально ориентированной профессионально-педагогической подготовки студентов, предъявляет более строгие требования к знаниям выпускников в области диагностики и коррекции.

Выпускник вуза должен владеть системой знаний о ребенке как субъекте образовательного процесса, о его возрастных и индивидуальных характеристиках, хорошо знать особенности детей с отклонениями в развитии и поведении, владеть необходимой информацией о профилактике вредных привычек, наносящих ущерб здоровью, уметь оказывать учащимся социальную помощь и поддержку.

Ядром профессионально-педагогической подготовки учителя-воспитателя к коррекционно-педагогической работе с несовершеннолетними должна быть общепедагогическая подготовка, отражающая единство содержательной и операционной структуры педагогической деятельности, тесную связь методологии, теории, методики и практики единого педагогического процесса.


ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Лекции о воспитании в специальной (коррекционной) школе VIII вида мы начинаем с вопроса, который освещается в специальной психологии, - с характеристики особенностей психического состояния ребенка, имеющего особые трудности в психофизическом развитии.

Нам приходится начать с повторения этого материала потому, что иначе нельзя показать своеобразие задач и методов воспитания детей вспомогательной школы1. Так как своеобразие это обусловлено особенностями психики умственно отсталого ребенка, то нам и приходится предпосылать всем остальным лекциям характеристику психического облика ученика вспомогательной школы.

В этой характеристике мы покажем те стороны психического развития умственно отсталого ребенка, на которые специально воздействует воспитание, и те, на которые направлено обучение. Ведь воспитатель, формирующий нравственный облик и характер ученика, особенности и свойства его личности как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, имеет дело не только с эмоционально-волевой, но и с интеллектуальной сферой психики. То же самое можно сказать и о преподавателе. Иначе и быть не может, ибо, как справедливо подчеркивал А.С.Макаренко, “человек не воспитывается по частям”. Единство и целостность развития личности ученика требуют единства и целостности подхода как к обучению, так и к воспитанию. Об этом всегда должен помнить педагог.


Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ

РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
следующая страница >>