Пособие для тех, кто собирается поехать в археологическую экспедицию, составленное ее участниками - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Пособие для тех, кто собирается поехать в археологическую экспедицию, составленное - страница №1/4

Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школы № 1252
с углубленным изучением испанского языка им. Сервантеса







Пособие для тех, кто собирается поехать в археологическую экспедицию, составленное ее участниками.

Проектная работа

учащихся 9 класса «А»

Несмеловой Дарьи

Простякова Романа

Руководитель проекта

Заслуженный учитель РФ

Несмелов А.Ю.


Москва 2007

Содержание


Степные просторы (вместо предисловия)……………. с. 3

Наука археология: источники и памятники………….с. 4

Великая греческая колонизация………………………...с. 5

Боспорское государство …………………………………с. 11

Страницы истории Боспора…………………………….с. 16

Династия Археанактидов………………………………..с. 16

Династия Спартокидов………...………………………...с. 19

Правление Митридата VI Евпатора……..………………с. 26

Боспорское царство при Римском господстве…….……..с. 27

Последние страницы..........................................................с. 31

Веселая экспедиция………………………………………с. 34

Список использованной литературы………………….с. 39



Степные просторы
(вместо предисловия)


…Кругом все степь

да степь

Шумит трава дремотно и

лениво

Немых могил сторожевая цепь



Среди хлебов загадочно синеет

И.А.Бунин

Необозримы степные просторы. Еще совсем недавно, как и тысячи лет назад, ничто не нарушало их векового однообразия. Лишь курганы - эти непременные спутники степного пейзажа - встречаются то здесь, то там одинокими стражами, многоголовыми гнездами или длинными цепочками. Неповторимое очарование степных просторов с их вековыми, молчаливыми стражами - курганами вдохновляло многих выдающихся представителей русской литературы (Чехов, Брюсов, Бунин).

Молчаливо стоят курганы... Какие тайны и сокровища хранят они? Разгадыванием этих тайн, поисками сокровищ, скрытых в них, уже на протяжении 200 лет занимаются археологи. Шаг за шагом проникают они в тайны курганов, и многие курганы, подчиняясь воле исследователя, уже рассказали много интересного, часто неожиданного, порою необыкновенного.

История исследования скифских древностей знает немало ярких страниц. Здесь были и сенсационные открытия, и глубокие заблуждения, и разочарования. Археологам приходилось сталкиваться с грабителями древностей.

Многое еще впереди. Многие курганы еще ждут своего исследователя. И можно не сомневаться в том, что продолжающиеся раскопки принесут еще немало интересного и неожиданного.

Наука археология: источники и памятники

Археология - историческая наука, изучающая прошлое человечества на основании археологических источников и с помощью специальных, присущих ей методов.

О прошлом человечества, возникновении и развитии материальной, общественной и духовной жизни мы узнаем на основании изучения исторических источников. Источники разнообразны, но их можно разделить на две основные группы: письменные и вещественные.

Археология изучает в основном вещественные источники, т.е. остатки предметов и сооружений, сделанных руками людей. Иногда археологам приходится иметь дело с письменными источниками и памятниками, находящимися на поверхности земли, например, с наскальными изображениями, эпиграфическими текстами. Однако основные археологические источники добывают из земли, которая хранит в себе огромное количество разнообразных вещественных материалов, свидетельствующих о жизни людей в прошлом. Добыванием их, изучением, построением выводов и занимается археология. Таким образом, археология, являясь самостоятельной исторической наукой, имеет свой предмет исследования и свои, присущие ей методы накопления и изучения источников.

История и археология неразделимы, их различают только источники и методы исследования, цели же исследования общие - изучение истории человечества. Археологические памятники и древние предметы являются средством познания исторического процесса. Это археологические источники. Они специфичны. Будучи вещественными объектами, они отличаются от других источников, прежде всего письменных.

Археологические источники выделяются в особую категорию по характеру и способу извлечения из них информации. Они представлены несколькими группами: орудия труда, оружие, предметы быта, материалы духовной культуры. Археологические источники - это остатки культуры далекого прошлого, отделенного от нас временем и различными традициями. Этот разрыв во времени и традиции использования и назначения предметов, ставших археологическими объектами, требуют особого исследовательского подхода. Археолог не видит прошлой истории в целом, не знает всех многотипных и многозначных связей предметов. Необходимо также учитывать, что археологические источники фрагментарны и сильно изменены. Они по-своему односторонни и неполны, в них содержится различная по уровню историческая информация. Сложность состоит в том, что они принадлежат к мертвой, уже не существующей культуре.

Надежным хранилищем большинства археологических материалов является земля. Количество добытых из земли предметов ежегодно увеличивается. Обнаружить археологические предметы можно не везде, а только в местах, как правило, связанных непосредственно с жизнью или захоронением людей в прошлом. Такие места называются археологическими памятниками. Памятники разнообразны по характеру. Наиболее распространенными являются поселения. На поселениях в земле находятся остатки жилищ, каменные, бронзовые и железные орудия труда (в зависимости от эпохи, к которой относится памятник).

Не меньшее значение в науке имеет второй вид памятников – погребения. В разных частях России и ближнего зарубежья известно множество могильников, отличающихся своим устройством и относящихся к различным временам. Это склепы, сделанные из камня, глиняные урны, земляные или каменные курганы и обыкновенные грунтовые могилы, ничем не отмеченные на поверхности земли. Самыми распространенными археологическими памятниками являются грунтовые могилы и курганы.



? Подумайте, о чем мог бы узнать археолог по найденным в могиле предметам.

Великая греческая колонизация

Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства. Однако мало кто знает, что древняя история южных рубежей современной России и Украины была тесно связана с историей Древней Греции. До сих пор почти целое тысячелетие нашей истории мы видим через восприятие представителей великой греческой цивилизации.

Ее влияние распространялось и на земли Скифии1, на южных рубежах которой располагались эллинские колонии: Тира (в устье Днестра), Ольвия (при слиянии Южного Буга с Днепром), Херсонес (на юго-западном побережье Крыма). Боспорское царство со столицей Пантикапей (на Керченском полуострове).

? Найдите эти колонии на карте.

Это были первые государственные образования на территории России и Украины. Жизнь греческих колонистов протекала в постоянном общении с их соседями скифами; здесь одна из высочайших и древнейших земледельческих цивилизаций соприкасалась с самобытной культурой кочевого общества.



Переселение греков в Северное Причерноморье, как и во многие другие области античной ойкумены2, происходило в период Великой греческой колонизации.

В глубине веков теряются времена, когда греки начали плавать вдоль юного побережья Черного моря к легендарной Колхиде. Эллины полагали, что и свое поселение Синопу на южном берегу Понта они основали в IX веке. Многие греческие полисы выводили колонии: это движение называют Великой греческой колонизацией. В ходе ее эллины широко расселились на запад и на север от своей родины по берегам Средиземного и Черного морей.

Свои поселения эллины называли словом «апойкия», образованным от глагола «жить вдали», «выселяться»; таким образом, «апойкия» - это поселение греков в чужой стороне. Город же, откуда прибыли поселенцы, именовался метрополией, т.е. городом - матерью. В современной историографии традиционно используется не греческий, а более поздний римский термин «колония». Связанный с глаголом colere (возделывать землю), он означал поселения римлян, которые основывались в подчиненных Риму областях.

Метрополией большинства эллинских колоний на Понте Евксинском3 сейчас считается Милет. Античные авторы считали Милет метрополией рекордного числа колоний: одни называли 75, другие - даже 90. Сейчас нет возможности установить их истинное число, но можно сказать, что милетяне основали не один десяток поселений, привлекая жителей других ионийских городов. С VII века до н.э. они планомерно продвигались на север, осваивая сначала азиатские берега на подступах к проливу Боспор Фракийский4, затем западное и северное побережья Понта Евксинского. Так, на протяжении VII - VI веков до н.э. появились Кизик на Пропонтиде, Аполлония, Одесс, Томы, Истрия, Тира, Ольвия, Феодосия, Пантикапей и другие на Понте Евксинском. На землях Скифии все колонии были милетскими, лишь Херсонес основали появившиеся позже, в конце V века до н.э., выходцы из Гераклеи Понтийской.



? Что же заставило греков, и, в частности, ионийцев, переселиться в края, которые на протяжении всей античности считались холодными и неприветливыми?
В IX - VIII веках до н.э. Эллада переживала экономический подъем. Население Греции стало быстро расти, и ее гористые, малоплодородные земли уже не могли прокормить всех жителей. Так возникла необходимость в поисках новых территорий для расселения избыточного населения и для импорта оттуда хлеба.

Имелись и другие, тоже достаточно существенные, но все-таки второстепенные причины колонизации. Подъем сельского хозяйства обеспечивал избыточные продукты, главным образов вино и оливковое масло. В крупных городах ремесленники стали производить значительные партии товаров массового спроса – красивую столовую керамику, оружие, дорогие ткани. Все это вызвало значительное расширение торговли, поиски новых рынков сбыта. Колонии часто служили посредниками в торговле между Грецией и местными племенами. Это иллюстрируется находками в скифских погребениях греческих сосудов и украшений из различных центров Эллады.

Расширявшемуся ремесленному производству требовалось все больше сырья, в первую очередь металлов, которых в Греции недоставало. Это стало еще одной причиной для основания колоний в местах, откуда можно было получить недостающее сырье. Наконец, поводом для вывода колоний не раз служила политическая борьба, в результате которой победители изгоняли своих противников из города.

Многие историки также считают, что самой важной причиной основания колоний являлось сначала разорение сельскохозяйственных округ ионийских городов лидийцами, а затем персидское завоевание. Непрекращающиеся военные действия, попытка отстоять права на принадлежащие греческим городам территории в итоге породили экономический кризис. Полисы были не в состоянии прокормить все население при наличии постоянной военной угрозы и разорении сельскохозяйственных территорий. В таких условиях часть греков должна была решиться на переселение.



? Кратко перечислите причины Великой греческой колонизации.

Греческая колония с момента своего основания становилась полностью независимым государством: вела самостоятельную политику и могла устанавливать дружеские контакты с конкурентами и даже врагами своей метрополии. Но чаще всего колония поддерживала с метрополией культурные, экономические и религиозные связи, а также заключала политические союзы. Прекрасное свидетельство таких взаимоотношений найдено при раскопках Милета. Здесь в 1903 году обнаружена надпись IV века до н.э., закреплявшая равные гражданские права милетян и ольвиополитов. Вероятно, подобные отношения существовали с самого начала существования Ольвии, а в IV веке, после освобождения Милета от многолетнего владычества персов, старинный договор был возобновлен. В нем говорилось, что ольвиополиты в Милете, а милетяне в Ольвии имеют право занимать государственные должности, не платить определенных государственных налогов, участвовать в религиозных обрядах и празднествах, выступать в местных гимнастических состязаниях, обращаться в городской суд, который в сою очередь был обязан в пятидневный срок рассмотреть иск.

Скифия привлекала эллинов главным образом необычайным плодородием своих земель, дававших великолепные урожаи пшеницы, ячменя и овощей. Они обеспечивали не только потребности переселенцев, но также импорт в Грецию и обмен на необходимые для колонистов товары. Реки и моря Северного Причерноморья изобиловали рыбой, важнейшим продуктом питания греков, издревле населявших приморские земли. Месторождения соли в устье Днепра и в Крыму позволяли организовать засолку рыбы, ее длительное хранения и торговлю на экспорт. Полноводные реки Скифии открывали эллинам водные дороги вглубь материка для сношений с местными племенами. По Черному морю лежал путь, постоянно связывавший колонистов со всеми важнейшими центрами греческой ойкумены.

Основание греческих колоний не всегда протекало мирно, например, жители Сицилии не хотели пускать на свою территорию новых поселенцев. Но в Северном Причерноморье колонизация происходила без военных конфликтов. Многолетние археологические раскопки показывают, что к моменту появления греков на юге Восточной Европы отсутствовало земледельческое население, а небольшие по площади прибрежные колонии эллинов не затрагивали степных просторов, необходимых кочевникам. Да и с кочевниками греки могли пересекаться только «сезонно». Дело в том, что в зимний период скифы пользовались замерзшим проливом, как переправой для скота, которому зимой требовалась пища. К тому же, скифы быстро оценили возможности торгового обмена с новыми поселенцами, которые предоставляли им то, что сами они не производили.



? Откуда же скифы появились на территории Боспора?

На этот вопрос «отец истории» Геродот дает несколько ответов. По двум легендам, которые описал в своей «Истории» Геродот, скифы вели свою родословную в одном случае от Зевса, а во втором - от Геракла. Легенды чрезвычайно похожи.

Одна из них гласит, что у Таргитая - первого жителя этой местности, сына Зевса и дочери реки Борисфена - было три сына: Липоксаикс, Арпоксаикс и Колаксаикс. В их царствование на скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Эти предметы смог взять в руки только младший брат, и старшие согласились отдать царство младшему. От Липоксаикса произошло скифское племя авхатов, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего - царя - племя паралатов. Все племена вместе назывались сколотому, т.е. царскими. Эллины же звали их скифами. Кочевнический образ жизни в легенде объясняется тем, что тому человеку, который заснет под открытым небом со священным золотом, а по легенде жить таковому оставалось не больше года, скифы давали столько земли, сколько он сможет за день объехать на коне.

Эта легенда, скорее всего, взята из эпоса скифов, но с небольшими греческими переделками тех мест, которые они не могли понять.

Вторая легенда - видимо, еще более трансформированная – говорит об основании скифского рода Гераклом. В зимнюю стужу Геракл на колеснице прибыл в Скифию, тогда еще никем не заселенную. Утомленный герой заснул, завернувшись в львиную шкуру, с которой не расставался после расправы над Немейским львом. Проснувшись, он увидел, что таинственным образом исчезли его кони. После долгих поисков Геракл пришел в Гилею и там в пещере нашел удивительную женщину, туловище которой заканчивалось змеиным хвостом. Кони оказались у нее, но змееногая дева соглашалась отдать их лишь после того, как у нее от Геракла родятся дети. Так появились на свет три брата:. Агафирс, Гелон и Скиф. Возвращая коней и отпуская Геракла на родину, змееногая богиня спросила, что делать с сыновьями, когда они станут взрослыми: идти к отцу или оставаться на родине. Геракл велел устроить испытание, победителю стать властителем страны, а другим ее покинуть.

Для испытания следовало натянуть лук, оставленный ж Гераклом, и надеть его на боевой пояс, на котором висела золотая чаша. Это сумел сделать лишь младший сын Скиф, от которого, как говориться в мифе, ведут свою родословную скифские цари. Старшие братья ушли в соседние земли, и от них произошли племена агафирсов, живших к западу от скифов, и гелонов, обитавших к востоку от них.

Эти легенды обосновывали право эллинов на владение землями в тех местах, куда они выводили колонии. Например, дельфийский оракул поддержал предложение основать колонию на Сицилии, так как, по преданию, Геракл владел там Эрикинской областью, и поэтому греки, его потомки, по праву могли занять эти земли.

Третья же версия Геродота, самая правдоподобная по его же словам, говорит о том, что скифы продвинулись сюда с востока, вытеснив киммерийцев, сведений о которых в наши дни чрезвычайно мало. По преданию, с приближением скифов киммерийцы стали решать, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. На совете мнения разделились. Народ был за отступление, цари же считали необходимым защищать родную землю. В итоге киммерийцы разделились на две группы и начали междоусобную войну. Всех павших в братоубийственной войне народ похоронил «на реке Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне)» (Геродот «История». Книга четвертая. Мельпомена, 11). По словам Геродота, оставшиеся в живых киммерийцы ушли со своих земель и заняли территорию близ мест, где позже будет основан греческий город Синопа. Скифы же пришли и завладели безлюдной страной. Геродот даже описывает переселения народов. Ссылаясь на Аристея, он говорит, что жившие севернее скифов народы сместили их на юго-запад. Так, аримаспы изгнали исседонов из их страны, исседоны вытеснили скифов, а скифы в свою очередь киммерийцев.



ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Исчезнувший народ - скифы


О нем, об этом исчезнувшем народе - скифах в страхе вопрошает богов великий и грозный царь Ассирии Асархаддон (681 - 668 гг. до н.э.) как божью кару характеризует его нашествие библейский пророк Иеремия.

Две с половиной тысячи лет тому назад бескрайние степи от Дуная до Дона населяли многочисленные и воинственные племена скифов, наводившие ужас не только на своих соседей, но и на могущественные государства Древнего Востока, куда их несметные орды совершали опустошительные и победоносные походы, доходя до границ Египта. Скифы слыли самым воинственным и непобедимым народом. Все скифы были родственны по культуре и языку, принадлежавшему к североиранской языковой группе.

В античной литературной традиции существовало и другое представление о скифах - их имя распространялось на многие народы Восточной Европы и даже Азии, близкие скифам по культуре, но отличные по языку и происхождению.

Итак, скифы - и кочевники-степняки, и оседлые земледельцы, и просто многочисленные народы, обитавшие на огромных пространствах ...



Мы - те, об ком шептали в старину,

С невольной дрожью, эллинские мифы:

Народ, взлюбивший буйство и войну,

Сыны Геракла и Эхидны, - скифы.

В.Я.Брюсов

Первое выдающееся открытие скифских сокровищ в Северном Причерноморье связано с именами Павла Дюбрюкса и Ивана Алексеевича Стемпковского. В течение многих лет они вели успешную совместную работу по исследованию керченских древностей.

Поколения сменялись поколениями, одни народы гибли, другие приходили им на смену, лишь земля продолжала бережно хранить страницы давно ушедшей жизни. Тому, кто научился читать эту земляную книгу, кто неутомимо, не боясь трудностей и лишений, проникает в ее загадочные глубины, она щедро раскрывает тайны ушедших поколений, исчезнувших государств и народов.

? Как называют ученых, которые читают «земляные книги»?

150 лет тому назад мир узнал о необычайных богатствах, обнаруженных в скифском царском кургане Куль-Оба близ Керчи. Тысячи золотых изделий, в том числе подлинные шедевры античного искусства, найденные там, поразили воображение современников. С той поры Причерноморские степи неоднократно восхищали мир удивительными сокровищами скифских курганов. Открытие Чертомлыка и Солохи, Чмыревой могилы и Огуза, богатейших курганов Керченского и Таманского полуостровов Подонья и Прикубанья прославили русскую науку.

Значение массовых раскопок скифских курганов, впервые проведенных в степных районах Керченского полуострова, велико.




Золотой браслет с протомами сфинксов 400-350 гг. до н.э.


Боспорское царство, курган Куль-Оба. Керчь, Крым Золото






Височная золотая подвеска с го­ловой Афины из кургана Куль-Оба на Боспоре. IV в. до н.э.

Аппликационные пластины с изображением воинов-скифов из кургана Куль-Оба на Боспоре. IV в. до н.э.


Эта версия звучит на самом деле правдоподобнее остальных, хотя, как уже говорилось, никаких сведений о киммерийцах до наших дней не дошло, кроме этих упоминаний у Геродота. Скорее всего, эллины могли узнать о киммерийцах от них самих, ведь те могли вторгаться на хору5 Милета. Или же могли пересечься с ними во время разведывательных экспедиций эллинов вдоль берегов Понта. О том, что киммерийская область сопоставлялась тогда с Боспором, говорит топонимика. В память об этом народе переселившиеся сюда греки называли Керченский полуостров Боспором Киммерийским, Керченский пролив - Киммерийским, переправы через него - Киммерийскими, стены - Киммерийскими. Два своих поселения, расположенных по обе стороны от пролива, греки именовали Киммерик и Киммерий.

Тем не менее, хочется более подробно рассказать именно о Боспорском царстве, ведь наши раскопки ведутся на землях этой древней страны.

Так изображали киммерийцев.

следующая страница >>