Покка Екатерина Владимировна - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Покка Екатерина Владимировна - страница №1/2



На правах рукописи

Покка Екатерина Владимировна




Принципы архитектурно-пространственного формирования

многофункциональных пешеходных мостов
Специальность 05.23.21 – Архитектура зданий и сооружений.

Творческие концепции архитектурной деятельности

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата архитектуры

Нижний Новгород – 2014

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Научный руководитель

Агишева Инга Назимовна

кандидат архитектуры, профессор


Официальные оппоненты:


Ильвицкая Светлана Валерьевна

доктор архитектуры, профессор ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», заведующая кафедрой архитектуры,


Чеберева Ольга Николаевна

кандидат архитектуры, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»,

кафедра рисунка и живописи, доцент

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»
Защита состоится 9 июня 2014 года в 13-30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.07 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» и на сайте www.nngasu.ru.
Автореферат разослан «__» _________ 2014 года
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат архитектуры, доцент Н.А. Гоголева

Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Изначально мосты, сооруженные для передвижения людей и гужевого транспорта, выполняли лишь коммуникационную функцию. На некоторых из них, в соответствие социально-градостроительной потребности, стали возникать объекты торговли и сопутствующего ей сервиса. Со временем мосты с дополнительными функциональными объектами превратились в архитектурно-пространственные многофункциональные комплексы. С развитием и преобразованием транспортных коммуникаций мосты с этими комплексами стали пешеходными. Такими мостами являются мост Понте Веккьо во Флоренции, Кремербрюкке в Эрфурте, Риальто в Венеции.

Современный обширный зарубежный опыт проектирования и строительства многофункциональных пешеходных мостов свидетельствует, что они стали неотъемлемой частью урбанизированных рекреационных систем. Их наделяют функциями важных городских объектов. Своим обликом они завоевали право считаться знаковыми сооружениями. На их проектирование организуются международные конкурсы. Отечественный опыт также свидетельствует о большом внимании к ним. Однако опыт эксплуатации таких отечественных мостов, как мост Багратион в Москве, Ометьевский мост в Казани показывает, что богатый потенциал этих сооружений востребован недостаточно. Московский мост наделен большими площадями для дополнительных функциональных процессов, но не имеет достаточного числа посетителей и большую часть суток малолюден. Казанский же мост, также наделенный дополнительными площадями, через который проходят большие потоки пешеходов, не обеспечивает своих посетителей комфортным обслуживанием, и они не задерживаются на мосту.

В источниках профессиональной информации широко освещены обширная практика проектирования и строительства таких мостов, их функциональное содержание, их роль в формировании архитектурного облика городской среды. Отсутствие в публикациях научного обобщения этого опыта, исследований особенностей функционального содержания этих мостов, взаимосвязей коммуникационного и общественных процессов на них, архитектурно-пространственной организации этих процессов свидетельствует о неизученности этих вопросов.

Важность разработки научно-обоснованных принципов архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов для реальной практики их проектирования, а особенно для обучения проектированию, делает актуальным данное исследование.



Цель исследования – разработать принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов.

Задачи исследования: 1. Выявить особенности возникновения и развития многофункциональных пешеходных мостов, и определить значимость факторов, влияющих на их архитектурно-пространственное формирование; 2. Определить специфику факторов, обусловливающих и определяющих архитектурно-пространственное формирование многофункционального пешеходного моста; 3. Разработать принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов; 4. Разработать системный алгоритм моделирования архитектурного пространства многофункциональных пешеходных мостов.

Объект исследования – многофункциональные пешеходные мосты.

Предмет исследования – архитектурно-пространственная организация современных многофункциональных пешеходных мостов.

Границы исследования. Проблемные: в работе исследуются особенности архитектурно-пространственной организации протекающих на многофункциональных пешеходных мостах взаимосвязанных функциональных процессов коммуникации, отдыха и развлечения; хронологические: в работе исследуется архитектурно-пространственная организация мостов на основе современного опыта (XXI век) в практике их отечественного и зарубежного проектирования и строительства.

Гипотеза исследования. Архитектурно-пространственная организация многофункциональных пешеходных мостов обеспечивает организацию трех функциональных процессов, реализующих основные социально-поведенческие модели участия пешеходов в них: перемещение из одной точки городской территории в другую, прогулку с отдыхом, посещение функционального объекта. Архитектурно-пространственной организацией моста, определяющей формы и меру дифференциации, сочетания и интеграции этих трех процессов, можно пользоваться как инструментом, регулирующим участие моста в развитии социальной активности городской среды.

Научная проблема исследования обозначена определением специфики влияния внешних и внутренних факторов на архитектурно-пространственное формирование многофункциональных пешеходных мостов, и разработкой принципов формирования их архитектурного пространства.

Методология и методика исследования. Исследование основано на комплексном методе, включающем анализ исторического и современного опыта архитектурной теории и проектной практики. Источниками исследования являются литературные, графические, проектные материалы и результаты натурных наблюдений. Комплексность метода основана на сочетании систематизации, критического и сопоставительного анализа, графического моделирования, проектно-методической апробации.

Научная новизна. Выявлена особенность возникновения и развития современных многофункциональных пешеходных мостов, выявлены их архитектурно-пространственные типы; определена специфика влияния обусловливающих и определяющих факторов на архитектурно-пространственное формирование многофункциональных пешеходных мостов; раскрыта проблема соответствия архитектурно-пространственной организации моста социально-градостроительной ситуации и предложены пути ее решения; разработаны принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов; разработан системный алгоритм моделирования пространства многофункциональных пешеходных мостов.

На защиту выносятся: специфика влияния обусловливающих и определяющих факторов на архитектурно-пространственное формирование многофункциональных пешеходных мостов; архитектурно-пространственные типы многофункциональных пешеходных мостов; принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов; системный алгоритм моделирования пространства многофункциональных пешеходных мостов.

Теоретическая база исследования:

Вопросам развития городских рекреационных систем посвящены исследования: А.В. Бунина, Т.Ф. Саваренской, А.Э. Гутнова, В.Л. Глазычева, В.А. Нефедова, В. Островского, Л.Н. Авдотьина, И.М. Смоляра, И.Г. Лежавы, Т.В. Караковой, Е.В. Георгинского, В.Н. Княгинина; Анализу особенностей организации пешеходного движения в городах посвящены работы: З.В. Харитоновой, Н.Н. Шестерневой, О.Н. Нахуцришвили, В.А. Чистовой; Особенности поведения человека в общественных городских пространствах анализируются в работах: К. Линча, К. Александер, И.А. Страутманиса, Г.Б. Забельшанского, Г.Б. Минервина, А.Г. Раппапорта, Г.Ю. Сомон, Ю.А. Шаронова, Р. Кальтенбрюннера, Ш.Д. Аскарова; А.В. Крашенинникова, А.В. Титова, В.Н. Княгинина; Проблемам архитектурно-планировочной организации открытых городских (пешеходных) пространств посвящены работы: А.В. Иконникова, И.Г. Лежавы, В.Т. Шимко, Г.Б. Минервина, А.В. Ефимова, А.И. Урбаха, М.Т. Лина, А.Г. Лазарева, М.В. Шубенкова, Г.Е. Голубевой, З.В. Харитоновой, Ю. Смагиной, Ю.П. Манусевич; Архитектурно-планировочной организации общественных пространств посвящены работы: А.В. Иконникова, А.В. Лобанова, И.П. Васильевой, А.И. Матвеенко, Е.Б. Новикова, Б.Мейтленд, Р. Саксон, Д. Беннет, В.Б. Хорошилова; Проблемам организации современных многофункциональных комплексов посвящены работы: А.Л. Гельфонд, И.Г. Лежавы, А.А. Гаврилина, Н.В. Максименко, Л. Р. Бачман; Е.П. Голубевой, М.В. Лазаревой, С.А. Колесникова; Исследованию архитектуры мостов посвящены работы: П.В. Щусева, Б.М. Надежина, Н.В. Дмитраш, Н.Н. Свешникова, И.Г. Овчинникова, Г.С. Дядченко, Л.И. Ивановой, О.Г. Рачковой; Историческому обзору пешеходных мостов с дополнительными функциями посвящены современные исследования: Н. Кудряшова, Е. Власовой, Н.И. Плотниковой, Д.А. Кармановского, А.В. Костина.

Эмпирическая база исследования. Исследование построено на анализе 46 современных многофункциональных пешеходных мостов.

Натурными исследованиями явилось изучение приемов архитектурно-пространственной организации пешеходного движения и дополнительных функциональных процессов на многофункциональных пешеходных мостах, и наблюдение форм и методов организации в архитектурном пространстве мостов дополнительных процессов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы опубликованы в 9 статьях (6 статей в изданиях рекомендованных ВАК), докладывались на 5 Республиканских и Всероссийских научных конференциях, и на Международной конференции «Urban revitalization and redevelopment of Volga district territories in the City of Kazan. Kazan 2008».

Внедрение результатов исследования осуществлено в рамках образовательного процесса в специализированном курсе архитектурно-конструктивного проектирования «Рекреационные мосты» по специальности Инженер-архитектор, методически разрабатываемом с 2007 года по кафедре «Проектирование зданий» ИАФ в КГАСУ, в учебном проектировании по специальности Архитектор по кафедре «Архитектурное проектирование» АФ в КГАСУ. Разработаны и апробированы методические указания «Рекреационные мосты» для студентов IV курса специальности 270114 Проектирование зданий. Результаты исследования внедрены в дипломные проекты по специальности «Проектирование зданий».



Внедрение результатов исследования осуществлено в проекте, выполненном в рамках международного проектного семинара «Urban revitalization and redevelopment of Volga district territories in the City of Kazan. Kazan 2008».

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текстовую часть на 141 странице, состоящую из введения, трех глав, рисунков, заключения, библиографического списка использованных в работе материалов; второй том включает приложения, состоящие из графоаналитических таблиц, на 129 страницах.
Содержание и основные положения работы
В главе 1 «Возникновение современных многофункциональных пешеходных мостов» выявлены возникновение и основные периоды развития дополнительных общественных функций на исторических мостах, период возникновения пешеходных мостов как самостоятельной группы сооружений, период слияния пешеходных мостов с объектами общественного назначения; выявлены факторы формирования многофункциональных пешеходных мостов и их архитектурно-пространственные типы.

Возникновение и периоды развития дополнительных общественных функций на исторических мостах.

Период стихийного развития дополнительных общественных функций на исторических мостах (XI - XV вв.). Когда средневековый город был скован кольцом крепостных стен, а плотность городской застройки возросла, застройка начала скапливаться и на мостах, примыкающих к вратам крепостных стен. Выявлены следующие социально-градостроительные ситуации возникновения общественных объектов на исторических мостах: ситуация, когда мост связывал две части города с одним уровнем социального развития; ситуация, когда мост связывал две социально различные части города. В результате активизации общественной жизни на мостах они преобразовались в мосты-рынки (Понте Веккьо во Флоренции, Риальто в Венеции). Многочисленные строения образовали мосты-улицы (мосты Нотр-Дам и О-Шанж в Париже, мост Кремербрюкке в Эрфурте, Старый Лондонский мост). В профессиональной литературе эти сооружения получили название «Обитаемые мосты». Готические каменные строения до 7-8 этажей (производственные, жилые и общественные) строились на деревянных конструкциях. Максимально допустимая ширина не обеспечивала разделения трассы движения на проезды и проходы, что приводило к скученности, ДТП и антисанитарии. В итоге мосты с дополнительными архитектурными объектами перестали строиться.

Период проектирования мостов с общественными функциями (с XV в. – до настоящего времени). С конца XV века возродилась социально-градостроительная значимость мостов с дополнительными функциональными объектами. Об этом свидетельствуют конкурсные проекты на перестройку моста Нотр-Дам в Париже, моста Риальто в Венеции. Канонизация упорядоченности и антропоцентризм (интерес к человеку, его деятельности) эпохи Возрождения отразились в архитектурно-пространственной организации таких мостов, а идейная значимость их – в формировании городских ансамблей (в трактатах Альберти, Палладио).

Возникновение пешеходных мостов. Своими корнями пешеходные мосты уходят в восточную культуру садового искусства Китая. Европейское садово-парковое искусство заимствовало идею устройства беседок на пешеходных мостах. Продолжительное время пешеходные мосты были принадлежностью лишь парковых рекреационных систем. Возникновение пешеходных мостов на застроенных городских территориях связано с разделением городских коммуникаций на транспортные и пешеходные. Из пешеходных коммуникаций в свою очередь выделились рекреационные, предназначенные для комфортного отдыха горожан на озелененных городских территориях. Возрастающие в городах тенденции урбанизации приводят к слиянию рекреационных систем с каналами активности городской общественной жизни. На пешеходных мостах возникают дополнительные объекты общественного назначения. Так на новом витке спирали исторического развития возрождаются Обитаемые мосты.

Сочетание общественных функций, развившихся на исторических мостах, и пешеходных мостов, как самостоятельной группы сооружений, привело к появлению современного многофункционального пешеходного моста (рис. 1).

Исследованием выявлены три этапа концептуального развития архитектурно-пространственной организации многофункционального пешеходного моста во второй половине XX века.



На первом этапе (10-е – 60-е гг.) многофункциональные пешеходные мосты стимулировали градостроительное мышление к построению утопических моделей грандиозных масштабов с собственной инфраструктурой («Город будущего» А. Сант-Элия, 1914, «Мост через р. Гудзон в Нью-Йорке», Л.М. Хидекель, 1924, «Город-мост через Гибралтар» и «Пространственная структура города-моста над старым городом» И. Фридмана, 1964 г.). На втором этапе (70-е, 80-е гг.) осуществился прорыв в творческом осмыслении художественно-образной значимости в городской среде многофункциональных пешеходных мостов. Идейно-художественному содержанию их формы особое внимание уделено в конкурсе 1987 (проекты советских архитекторов-концептуалистов Ю. Борзова, И. Уткина, А. Бродского, М. Белова, Ю. Аввакумова). На третьем этапе (90-е гг.) осуществилось переосмысление многофункционального пешеходного моста. Проекты архитекторов-концептуалистов ориентированы на потребности современного человека (Ю. Аввакумов, А. Бродский, А. Чельцов, М. Лабазов, Д. Шелест, М. Белов, А. Пахомов). Многофункциональный пешеходный мост стал проектироваться как многофункциональный комплекс (Ю. Аввакумов, 1997г.).

Исследование исторического пути развития многофункциональных пешеходных мостов выявило своеобразие факторов, участвовавших в их формировании.

Типология исторических мостов, предлагаемая П.В. Щусевым в его исследовании, дополнена исследованием типологических особенностей многофункциональных пешеходных мостов, спроектированных в течении XX века, и условно выведены следующие архитектурно-пространственные типы (рис. 2):

- Мост-улица – сооружение, в архитектурно-пространственной организации которого дорожное полотно для коммуникационных функций образует открытое протяженное пространство, а объекты для дополнительных функций образованы закрытыми пространствами, расположенными вдоль дорожного полотна (по одну или по обе стороны);

- Мост-бульвар – сооружение, в архитектурно-пространственной организации которого дорожное полотно для коммуникационных функций образует открытое озелененное протяженное пространство, а объекты для дополнительных функций образованы открытыми пространствами, расположенными на дорожном полотне;

- Мост-здание – сооружение, в архитектурно-пространственной организации которого дорожное полотно для коммуникационной функции и объекты для дополнительных функций объединены закрытым пространством;

- Мост-площадь – сооружение, в архитектурно-пространственной организации которого дорожное полотно для коммуникационных функций образует открытое пространство (озелененное), а объекты для дополнительных функций образованы открытыми или закрытыми пространствами, расположенными на дорожном полотне;

- Мост-город – сооружение, в архитектурно-пространственной организации которого дорожное полотно для коммуникационных функций образует открытое пространство, а объекты для дополнительных функций (открытые и закрытые пространства) организуют на дорожном полотне сеть коммуникационных проходов.

Исследованием типологических характеристик современных многофункциональных пешеходных мостов установлено их соответствие выявленным (на историческом материале) типам. Однако архитектурно-пространственная организация некоторых мостов (10 из 46 исследуемых) соотнесена с двумя типами и более.

В главе 2 «Особенности архитектурно-пространственного формирования многофункциональных пешеходных мостов» определена специфика влияния выявленных в первой главе факторов на архитектурно-пространственное формирование современных многофункциональных пешеходных мостов.

Исследованием установлено, что факторы, влияющие на архитектурно-пространственное формирование многофункциональных пешеходных мостов, подразделяются на две группы: факторы, обусловливающие и факторы, определяющие архитектурно-пространственное формирование.



Группа факторов, обусловливающих формирование архитектурного пространства многофункционального пешеходного моста.

Социально-градостроительный фактор – это комплекс средовых параметров места расположения моста, состоящий из градостроительной характеристики среды (градостроительная ситуация, плотность застройки), и социальной характеристики среды (интенсивность пешеходных потоков, публичность функциональных процессов, их насыщенность и разнообразие, культурная составляющая).

В исследовании выявлены два вида ситуации, различающиеся по социально-градостроительной характеристике. Вид Амост соединяет две части территории, имеющие одну социально-градостроительную характеристику. Вид Вмост соединяет территории с различными социально-градостроительными характеристиками. Количественное соотношение видов ситуаций (из 25) следующее: вида А – 20, вида В – 5.

В исследовании выявлены социально-градостроительные задачи (рис. 3), решаемые многофункциональными пешеходными мостами. Задача 1 (ситуация вида А). Решая её мост, как сооружение связи, соединяет рекреационные системы двух частей одной территории, а как многофункциональный объект занимает свое место в функциональной структуре территории в соответствии существующему (или требуемому) уровню ее социальной активности. Задача 2 (ситуация вида В). Решая её мост, как сооружение связи, соединяет рекреационные системы двух территорий, а как многофункциональный объект занимает место в их функциональных структурах в соответствии существующему (или требуемому) уровню их социальной активности, стимулируя к развитию активности более слабую.

В соответствии необходимому участию в регулировании социальной активности городской среды выявлено шесть задач локального уровня, через решение которых мостам даны следующие названия: «мост-донор», «мост-реципиент», «мост-рубеж», «мост-средство», «мост-генератор», «мост-преобразователь».

Исследование показало, что в решении обеих социально-градостроительных задач архитекторами используются многофункциональные пешеходные мосты различного архитектурно-пространственного типа.

На основе социально-поведенческих моделей участия в функциональных процессах на мостах выявлены три вида посетителей (рис. 4). Посетители с утилитарно-потребительской целью использовать мост для перемещения из одной точки городской среды в другую, это – транзитные пешеходы с социальной моделью пассивного поведения. Посетители с целью прогулки, отдыха, релаксации, это – рекреанты с социальной моделью слабоактивного поведения. Посетители с целью участия в функциональных процессах отдельных объектов, это – посетители функциональных объектов с социальной моделью активного поведения. Исследование, подтвержденное натурными наблюдениями, показало, что архитектурно-пространственные типы многофункциональных пешеходных мостов имеют преимущественную ориентированность на посетителей определенного вида. Так, мост-здание и мост-площадь ориентированы на посетителей функциональных объектов. В то же время мост-площадь и мост-бульвар ориентированы на рекреантов. Мост-улица и мост-город одинаково ориентированы как на посетителей функциональных объектов, так и на рекреантов. Из сочетаний видового разнообразия посетителей многофункциональных пешеходных мостов наиболее востребованными оказались сочетания: при решении мостом социально-градостроительной задачи 1 – транзитных пешеходов и рекреантов, а также рекреантов и посетителей функциональных объектов; при решении мостом социально-градостроительной задачи 2 – рекреантов и посетителей функциональных объектов.



Идейно-образный фактор вытекает из социально-эстетических норм и обусловливает соответствие им идейного замысла и образной характеристики многофункциональных пешеходных мостов. Архитектурно-пространственное формирование мостов обусловлено следующими основными предпочтениями проектировщиков в идейно-образном замысле – традиция, искусство, история, природа, биоформы, достижения современных технологий, городская среда (рис. 5). Реализации предпочтений в формировании идейно-образного замысла способствуют архитектурно-пространственные типы мостов.

Группа факторов, определяющих формирование архитектурного пространства многофункционального пешеходного моста.

Функциональный фактор формирует функциональное содержание архитектурного пространства многофункционального пешеходного моста. Оно складывается из различных сочетаний функциональных процессов (транзитного передвижения пешеходов, отдыха рекреантов и посещения функциональных объектов) и материально-пространственной организации этих процессов (рис. 6). Материально-пространственная организация этих функциональных процессов на мостах обеспечивается следующим образом: процесс транзитного передвижения – дорожным полотном для передвижения, оборудованным сервисными объектами, предназначенными для кратковременных отдыха и услуг; процесс отдыха рекреантов – благоустроенными (озелененными) территориями, оборудованными для комфортного отдыха и сервисными объектами, предназначенными для различных (по видам и затратам времени) услуг; процесс посещения функциональных объектов (состоящий из подхода к посещаемым объектам и посещения самих объектов) – специализированным объектом и его функционально-технологическим оборудованием, а также дорожным полотном для передвижения, оборудованным сервисными объектами, предназначенными для кратковременных отдыха и услуг.

Всем видам процессов характерны пространства с различным функциональным разнообразием оборудования и сервисных объектов. Функциональный профиль объектов рекреантов и объектов целевого посещения также разнообразен.



Эргономический фактор формирует на многофункциональном пешеходном мосту параметры как самих пространств транзитных пешеходов (в т.ч. пешеходного потока), рекреантов и посетителей функциональных объектов, так и ситуаций взаимодействия посетителей моста с архитектурной средой (рис. 7). Входы и выходы (предмостные территории) и основное пространство многофункционального пешеходного моста (ключевые элементы его архитектурно-пространственной структуры) формируются с использованием социально-пространственных единиц (микро-, мезо-, макропространства).

Геометрические параметры объемно-планировочных элементов многофункционального пешеходного моста составляют физический аспект эргономического фактора: максимальная длина составляет 500 м, минимальная ширина дорожного полотна 2, 25 м. Длина моста Media Bridge для Сеула, превышающая 1 км, оправдана возможностью преодоления препятствия посредством траволаторов и снабжена спусками к причалам, а зауженная ширина дорожного полотна моста Aiola Island Bridge в Граце (около 1,5 м) оправдана ближайшим расположением пешеходного моста-дублера.



Объемно-планировочный фактор формирует объемно-планировочную систему архитектурного пространства многофункционального пешеходного моста (рис. 8). Элементами объемно-планировочной системы моста являются опорно-пролетная часть и архитектурные объемы функциональных объектов. Они бывают открытыми и закрытыми, одноуровневыми и (частично) многоуровневыми. Выявлены три типа объемно-планировочных систем архитектурного пространства моста, сформированные: - одним элементом – опорно-пролетной частью – Тип 1 (11 мостов из 46); - сочетанием обоих элементов – Тип 2 (22 моста из 46) с пятью подтипами их сочетаний, когда элементы расположены один на другом, сквозь другой, рядом с другим, над другим, под другим; - совмещением обоих элементов – Тип 3 (13 мостов из 46).

Мера и форма сочетания объемно-планировочных элементов моста дает богатое разнообразие организации его пространства.



Конструктивный фактор определяет реальность воплощения объемно-планировочной системы архитектурного пространства многофункционального пешеходного моста. Выявлены следующие типы конструктивной системы многофункциональных пешеходных мостов (рис. 9), образованные: Тип 1. - одним объемно-планировочным элементом: - опорно-пролетной частью (13 мостов из 46); - архитектурным(и) объемом(ами) (13 мостов из 46); Тип 2. - обоими объемно-планировочными элементами, когда: подтип 2.1. - оба элемента представляют собой независимые друг от друга конструктивные системы (3 моста из 46); подтип 2.2. - оба элемента конструктивно взаимосвязаны, при этом: опорно-пролетная часть принимает нагрузки от архитектурного объема (12 мостов из 46), или архитектурный объем выполняет конструктивные функции опорно-пролетной части (архитектурный объем выполняет конструктивные функции опорной части опорно-пролетного элемента (одной опоры или ее части, или всех опор) – (6 мостов из 46), или пролетной части опорно-пролетного элемента – (2 моста из 46)). Исследованием выявлено, что конструктивная система некоторых многофункциональных пешеходных мостов представляет сочетание нескольких конструктивных систем (3 моста из 46).

Художественно-композиционный фактор принимает участие в формировании архитектурного пространства многофункционального пешеходного моста совместно с функциональным и объемно-планировочным факторами. При этом он обеспечивает связь художественной выразительности архитектурного пространства моста с идейно-образным замыслом его автора.

В художественной организации пространственной формы многофункциональных пешеходных мостов используются композиционные приемы (пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия, соподчинение), позволяющие творчески интерпретировать следующие типы архитектурно-пространственных структур – линейный, гребешковый, сеточный (рис. 10). Архитектурно-пространственной структурой моста архитектор провоцирует поведение человека в нем на односценарное (последовательное) передвижение (линейная, гребешковая структуры), или многосценарное (вариативно-последовательное) передвижение (сеточная структура). Исследованием выявлено, что многосценарная организация пространства используется реже (на 13 мостах из 46) односценарной (на 33 мостах из 46).


следующая страница >>