Подготовка учащихся 5-9 классов к олимпиадам по истории - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Подготовка учащихся 5-9 классов к олимпиадам по истории - страница №1/1

Подготовка учащихся 5-9 классов к олимпиадам по истории.
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний. Кроме того, олимпиада дает возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.

Как правило, школьная олимпиада – лишь начальное звено в цепи соревнований по истории, подготовительный этап перед окружными, городскими и другими олимпиадами. Поэтому школьная олимпиада это своеобразный тренинг перед более серьезными соревнованиями.

Олимпиада по истории в школе проводится отдельно по каждой параллели классов начиная с 5-го.

Основные цели школьной олимпиады:



  • пропаганда исторических знаний и предмета «история»;

  • активизация творческих и познавательных способностей учащихся.

Проводить олимпиаду целесообразно в три тура, так как это дает возможность использовать разнообразные формы заданий, полнее раскрыть способности учащихся.

I тур – заочный, когда учащиеся выполняют исследовательскую или творческую работу (рефераты, сочинения, эссе). На этом этапе желательно привлекать как можно больше участников.

II тур – очный, когда выполняется письменная работа по решению исторических задач. Участниками второго тура могут быть только победители первого тура, либо все желающие. В последнем случае все оценки суммируются, и по сумме баллов победитель выходит в третий тур.

III тур – очный. В него можно включить публичные выступления. Для старших классов – это может быть защита исследовательской работы или участие в диспуте на заданную тему. Для учащихся 5-7 классов лучше провести игру.
Как оценивать знания.
Необходимо разработать строгую систему подсчета баллов. Каждое задание должно иметь максимальную оценку за его решение. При подведении итогов баллы, полученные за выполнение всех заданий на всех этапах, суммируются. Можно использовать привычную для детей 5-ти балльную систему.

При оценке отдельных заданий надо исходить из сложности вопроса и объема ответа. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа (да, нет, конкретная дата или имя). Такие ответы оцениваются в 1 балл.

На те вопросы, которые требуют развернутого ответа, обобщений, размышлений, аргументов, предлагается оценивать от 1 до 3 баллов либо от 3 до 5 в зависимости от объема ответа. Многие вопросы проблемные, на них нет однозначного ответа. Здесь важно учитывать, как ученик аргументирует свое мнение и насколько хорошо знает все точки зрения на проблему и умеет это изложить.
Отбор и подготовка заданий.
При подготовке заданий надо исходить из того, что знание истории – это не просто механическое запоминание дат и терминов. От участников требуется развитое историческое мышление, т.е способность определять исторические проблемы и видеть способы их решения в пространстве и времени, а также выделять причинно-следственные связи. Наиболее полно такая способность раскрывается при решении исторических задач или ответе на проблемные вопросы. Важной частью исторического образования является умение формулировать и доказывать свою точку зрения, поэтому в практику проведения олимпиад включаются публичные диспуты.

При проверке заданий первого тура оценивается умение ученика самостоятельно искать, систематизировать информацию, формулировать и решать исторические проблемы.

При выполнении заданий второго тура предполагается применение учащимися следующих умений и навыков:


  • соотносить даты события истории с определенным хронологическим отрезком;

  • группировать события и явления истории по какому-либо признаку;

  • показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и терминов истории;

  • выделять общее и различное в исторических событиях;

  • анализировать исторический источник;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями.

Третий тур – этот проверка умения вести диспут по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемой проблеме, используя для аргументации исторические знания.

Отбирать задания для олимпиады надо таким образом, чтобы максимально раскрыть способности ребенка и пробудить в нем дух исследователя.


Как самим составить задания для олимпиады.
Итак, вы решили провести школьную олимпиаду, а задания в имеющихся у вас сборниках не подходят. Опираясь на следующие рекомендации, вы сможете составить их сами.

  1. Подумайте, какая литература станет базовой – учебник, детская энциклопедия, книги для дополнительного чтения, хрестоматии? Есть ли это в школьной библиотеке? Можете ли вы отправить туда детей для подготовки к олимпиаде?

  2. Проанализируйте способности классов. Может быть, вы работаете в классе коррекции или просто в слабом классе? Тогда продумайте сложность вопросов. Но не исключайте таких детей из олимпиады, это повысит их самооценку.

  3. При составлении заданий исходите из того что задания должны быть разного типа. А именно:

    • задания закрытого типа, требующие выбрать правильный ответ из нескольких предложенных;

    • задания полуоткрытого типа, требующие назвать понятие, соответствующее предлагаемому определению; определить пропущенное в тексте слово или словосочетание; установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях, и т.п.

    • задания открытого типа, предлагающие анализ исторической информации и требующие развернутого ответа.


Кого считать победителем.
Победителями олимпиады становятся три ученика (1-3 места), набравших максимальное количество баллов. Остальные могут получить поощрительные грамоты за победу в номинациях «Самая интересная творческая работа», «Самый активный участник диспута», «Самый активный участник игры».
Как правило, учащиеся 5-х классов с большим удовольствием занимаются историей Древнего мира. В этом возрасте дети очень активны и многим интересуются. Поэтому на 1-2 турах желательно привлечь к олимпиаде всех учеников. Можно сделать олимпиаду тематической, например: «Цивилизации Древнего Египта», «Культура Древнего Востока», «Мифы Древней Греции», «Культура Древней Греции» и др. Отдельной теме могут быть посвящены и задания 2 и 3 туров. Предлагаю пример таких заданий.
Олимпиада.

История Древнего мира.
1 тур.

Исторические сочинения.

Эта работа по форме ближе к рефератам (докладам), которые дети будут учиться писать в следующих классах. Такие задания лучше давать сильным ученикам.


Примерные темы.

«Воспитание и образование детей в Древнем мире» (для сравнения можно взять две страны, например Египет и Грецию, Афины и Спарту, Китай и Грецию, и т.д.)
«История простых вещей» (как и когда, возникли различные орудия труда, механические приспособления).
«Что мы знаем о самых древних городах».

«Тайны скифских курганов».

«Ученые и мыслители древности».

«Семь чудес света».

«Крылатые слова» (кануть в Лету; находиться под эгидой; сизифов труд; яблоко раздора; со щитом или на щите; разрубить гордиев узел; пиррова победа, и т.д). Где, как и почему возникли «крылатые выражения»? В каком значении мы используем их в настоящее время.
Критерии оценки

  • Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей – до 10 баллов.

  • Грамотность изложения - до 5 баллов.

  • Оформление: рисунки – до 5 баллов.


2 тур.
1. Соотнесите имя правителя с историческим фактом:

Александр Македонский 1. Организация библиотеки глиняных книг

Ашшурбанипал 2. Создание древнейших законов

Константин 3. Строительство самой длиной стены

Октавиан Август 4. Создание новой религии – буддизма

Соломон 5. Строительства храма бога Яхве

Хаммурапи 6. Захват единоличной власти в Риме

Царевич Гаутама 7. Военный поход в Индию

Цинь Ши Хуанди 8. Разрешил христианам открыто молиться

Юлий Цезарь 9. Установление Империи


2. Решите задачи:

а) В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано в 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?


б) По преданиям первые Олимпийские игры организовал Геракл в776 г. до н.э., а в 394 г. император Феодосий запретил их как языческие. Сколько длилась традиция проведения игр?
3. Исправьте ошибки в тексте:

Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории человечества изобретения: хлопковые ткани, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец – Хаммурапи – оставил целую библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всем Китае, особенными клинописными знаками.


4. Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы:

В «повести о Синухете» фараон убеждает своего вельможу вернуться назад. При этом в качестве аргумента он пишет ему: Здесь ждут тебя погребальные пелены… Здесь проводит тебя похоронное шествие… Изготовят тебе саркофаг и гробницу из золота… Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона и колонны ее воздвигнут из белого камня. Не умрешь ты в чужой стране, не завернут тебя в баранью шкуру и не зароют, как варвара, за простой оградой.

1. Почему эти доводы должны были повлиять на решение вельможи вернуться домой?

2. К каким героям и персонажам мифов Древней Греции имеют отношение львиная, овечья, баранья и козья шкуры?


5. Прочитайте фрагмент из трагедии Эсхила «Персы» и ответьте на вопросы:

Был громкий крик: «Вперед, сыны Эллады!



Спасайте родину, спасайте жен,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков, бой теперь – за все».

Сперва стояло твердо войско персов;

Когда же скучились суда в проливе

И медными носами поражали

Своих же – все они тогда погибли…

1. Кто такие сыны Эллады?

2. Что было главной ценностью для греков?

3. О каком знаменитом сражении идет речь?


3 тур.

Игра.

В 5 классе целесообразно проводить заключительный тур в игровой форме. Сценарии игр хорошо известны большинству преподавателей и во многом базируются на популярных телеиграх. Желательно не использовать на этом этапе командные игры, так как цель олимпиады – определить индивидуальных лидеров.


Вопросы 1-го уровня сложности.

  1. Иранцы называли его Ашаена (Суровое море), турки – Карадениз (Мрачное море), греки – Понт Эвксинский (Негостеприимное море). Как называем его мы?

  2. Как известно, компас был изобретен в Древнем Китае задолго до начала дальних морских путешествий. Зачем он был нужен китайским купцам?

  3. Почему египтяне, попав в Междуречье, называли Тигр и Ефрат «перевернутыми реками»?

  4. Известно, что заселение Америки началось еще в каменном веке. Как это могло произойти, если люди еще не умели делать лодки?

  5. С какими римскими богами связаны названия наших месяцев – январь, март, май, июнь?

Вопросы 2-го уровня сложности.



  1. На сколько варн делилось индийское общество?

  2. Какой город древности называли «врата бога»?

  3. В каких государствах Древнего мира были самые длинные стены?

  4. Цифры, которыми мы сейчас пользуемся, были придуманы в Индии, а называются арабскими. Почему?

  5. Эта игра была придумана в Индии для обучения ратному делу военачальников. В переводе с арабского название ее звучит как «смерть правителя». Как сейчас называется эта игра?



izumzum.ru