По курсу психология и педагогика - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Педагогика, педагогическая психология и образование: современные... 1 21.29kb.
Психология и педагогика 18 2300.33kb.
100 тестовых заданий по дисциплине «Психология и педагогика» 1 166.72kb.
Бакалавров по направлению 110100 – агрохимия и агропочвоведение 1 20.73kb.
Жизнь и основные этапы педагогической деятельности Н. К 1 310.95kb.
Об истории становления психологии как самостоятельной науки, основных... 1 75.21kb.
Защита детства и социальная педагогика в России 1 31.72kb.
Диалог культур (философия, психология, педагогика) 1 220.89kb.
Рабочая программа психология труда, инженерная психология и эргономика... 1 270.88kb.
Умкд по курсу «Иностранный язык (английский)» составлен на основе... 10 1866.63kb.
Марина мелия «бизнес это психология» 1 11.71kb.
Послеродовой парез крупнорогатого скота 1 14.45kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

По курсу психология и педагогика - страница №1/1




Сборник
методических материалов


по курсу
психология
и педагогика


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой общественных наук

С о с т а в и т е л ь — д-р филос. наук, проф. В.С. Грехнёв



Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика». — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — 26 с.
Подготовлен на кафедре общественных наук.

© Грехнёв В.С., 2004

Введение

Данный учебный курс призван помочь формированию специалиста высокого класса, отличающегося высоким потенциалом научных и практических знаний и развитой психологической и педагогической культурой. Сегодня очень трудно представить специалиста в области лингвистики, менеджмента, журналистики и т.п., который бы не знал, как контролировать собственные душевные побуждения, и не умел разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений.

Данная программа состоит из трех разделов: психологии, педагогики и специального курса по социальной психологии, в которых представлены все ключевые вопросы этих направлений современного научного знания. Студенты лингвистического и экономического факультетов изучают психологию и педагогику. Студенты факультета журналистики — психологию и социальную психологию. В программу также включены практические задания для самостоятельной работы студентов, темы для рефератов и докладов, контрольные вопросы для подготовки к зачету и списки рекомендуемой литературы. Конечно, изучение психологии и педагогики, как изучение любого другого учебного предмета, требует от студентов вдумчивости, внимательного отношения к себе и систематической работы. Только так можно успешно овладеть этими поистине интересными и нужными для жизни каждого человека знаниями.

Рекомендуемые учебные пособия:

Абрамова Т.Е. Общая психология. — М., 2002.

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001.

Климов Е.А. Основы психологии. — М., 1997.

Ступницкий В.П., Степанов В.Е. и др. Психология и педагогика. — М., 1999.

Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Психология. — М., 2002.


Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ
программа
Тема 1. Предмет и методы психологии

Предметная область психологии. Психология как наука. Отрасли психологического знания. Психология и смежные науки. Психологическая наука и практика. Задачи психологии. Основные этапы развития психологического знания. Важнейшие школы психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Методы психологического исследования. Измерения в психологии.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Каково практическое применение психологии в избранной Вами профессии? Чем может помочь Вам психология как специалисту и человеку?

  2. Можно ли согласиться с суждением о том, что «чужая душа — потемки»? Почему?

Темы рефератов и докладов


  1. Психология как научное и практическое знание.

  2. Психологическая культура человека.


Тема 2. Психика и организм

Психическое и физиологическое. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи. Мозг и психика. Асимметрия полушарий мозга. Признаки психики. Объективная необходимость психики. Структура психики. Сознание — высший уровень психики. Сознательное и бессознательное. Шаблоны бессознательного поведения. Психика человека и психика животных. Высшие психические функции. Конституциональные различия и психология. Бодрствование и сон — состояния мозга. Сновидения.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Почему нельзя понять сущность психики, ограничиваясь лишь изучением мозга?

  2. Почему недопустимо рассматривать психику как абсолютно независимую самостоятельную сущность?

Темы рефератов и докладов


  1. Центральная нервная система человека и ее функции.

  2. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и второй сигнальной системе, его значение для психологии.

  3. Сходство и отличие психики высших животных и человека.


Тема 3. Психика и деятельность

Деятельность как специфически общественная форма активного отношения человека к действительности. Деятельность, действие, поступок, поведение. Структура деятельности. Субъект и объект деятельности. Виды деятельности. Принцип единства психики и деятельности. Механизмы и факторы деятельности. Потребность как источник действия. Иерархия потребностей. Интерес как побудительная сила действия. Цель как субъективный момент действия. Мотивы и мотивация действий и поведение людей. Установки, стимулы, ценностные ориентации и вера в регуляции действий людей. Психологическое управление действиями и детерминизм поведения.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Проанализируйте, в какой мере формирование мотивов Вашей деятельности зависит от школы, вуза, семьи, друзей, знакомых.

  2. Приведите примеры позитивных и негативных установок Вашего отношения к тем или иным явлениям социальной жизни.

Темы рефератов и докладов


  1. Сознание и деятельность.

  2. Мотивы трудовой деятельности.

  3. Психология игры.



Тема 4. Чувственные формы освоения действительности

Ощущения и их роль в освоении действительности. Виды и свойства ощущений человека. Интенсивность ощущения. Пороги ощущений.

Восприятия и их основные особенности. Восприятие пространства, времени и движения. Апперцепция. Иллюзии восприятия.

Представления и их роль в освоении действительности. Виды представлений.

Внимание и его виды. Объем и свойства внимания. Способы концентрации внимания. Нарушения внимания.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Оцените пороги своих вкусовых, обонятельных, осязательных, слуховых и зрительных ощущений.

  2. Что можно сделать для повышения послепроизвольного внимания?

  3. В чем состоят преимущества и недостатки глубокого сосредоточения?

  4. «Смотреть и видеть, слушать и слышать — далеко не одно и то же». Почему?

  5. О каком свойстве ощущений идет речь в часто встречающемся суждении «На вкус и цвет товарищей нет»?

Темы рефератов и докладов


1. Внимание и его восприятие.

2. Интерес и восприятие.


Тема 5. Рациональные формы освоения действительности

Мышление и его формы. Закономерности мышления. Понимание. Типы мышления. Мышление и интеллект. Нарушения мышления. Мышление и речь. Виды и функции речи.

Воображение, его процессы и виды. Значение воображения. Место воображения в творческой деятельности человека. Мечта, грезы, фантазии.

Память и ее свойства. Виды и уровни памяти. Процессы памяти. Индивидуальные различия памяти. Забывание. Расстройства памяти. Способы запоминания.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Раскройте смысл выражения: «Мысль никогда не равна прямому значению слов».

  2. Чем можно объяснить, что воображение способно раздвинуть границы познания мира?

  3. Покажите, что в любой, даже самой простой Вашей деятельности присутствует воображение.

  4. Докажите, что без способности удерживать полученную информацию человек остался бы «вечно в положении новорожденного» (И.М. Сеченов).

  5. В чем состоит принципиальное отличие памяти человека от памяти компьютера?

Темы рефератов и докладов


  1. Воображение и творчество.

  2. Внимание и память.

  3. Индивидуальные особенности мышления человека.

  4. Природа и функции речевой деятельности человека.


Тема 6. Общее и индивидуальное в психологии человека

Понятия «человек», «индивидуальность», «личность». Структура личности. Индивидуальная и общественная психология личности. Индивидуально-психологические и общественно-психологические различия людей. Культура и развитие личности. Активность и направленность личности. Активная жизненная позиция и ее мотивы у личности. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. Профессиональная мотивация. Свобода личности и формы ее проявления.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Является ли личность мерой индивидуальности (особенности) в социальном или она есть мера социального (общего) в индивидуальном?

  2. Свободна ли личность от общества? В чем может проявляться ее свобода?

Темы рефератов и докладов


  1. Природа человека.

  2. Понятие личности.

  3. Социальная среда личности.


Тема 7. Психические особенности личности человека

Темперамент и его типы. Темперамент человека и его поведение. Характер и его динамика у личности человека. Типология характеров. Полоролевые и возрастные различия характера. Акцентуации характера. Типы акцентуаций. Формирование черт характера. Задатки и способности человека. Виды способностей. Природа способностей человека. Одаренность. Талант. Гениальность. Неспособность. Деятельность и способности. Развитие способностей человека. Воля и волевые действия. Волевые качества личности. Способы волевой регуляции поведения. Свобода воли и ответственность.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какой тип темперамента более всего подходит профессии экономиста, юриста, журналиста, учителя?

  2. Каковы наиболее эффективные методы изменения характера? Что бы Вам в первую очередь хотелось изменить в своем характере и почему Вы хотите это сделать?

  3. Есть ли у Вас «комплекс превосходства» над другими людьми? В чем и когда он проявляется?

  4. Какие проблемы работы над собой могут, по Вашему мнению, способствовать формированию волевых качеств?

Темы рефератов и докладов


  1. О природе темперамента человека.

  2. Стиль деятельности и характер человека.


Тема 8. Психические процессы и состояние человека

Психический процесс и психическое состояние. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты. Настроение. Стрессовые состояния. Чувства. Увлечения и страсти. Эмоционально-чувственные состояния или переживания человека: гнев, радость, восторг, страх. Потребности и чувства человека. Амбивалентность чувств. Формы устойчивых эмоционально-чувственных состояний человека. Мнение и настроение. Эйфория и дисфория. Типологические и возрастные особенности протекания психических процессов. Психические положительные и негативные состояния и процессы у человека. Вдохновение. Энтузиазм. Решительность. Напряженность. Уныние, стресс, беспокойство. Фрустрация и компенсаторные реакции. Ригидность. Способы регуляции психических процессов и состояний человека. Гипноз. Медитация. Психотерапия. Психоанализ.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какие приемы можно использовать для саморегуляции эмоциональных состояний?

  2. Может ли человек переживать двойственное чувство, например, любовь и ненависть одновременно? Чем это можно объяснить?

  3. Могут ли чувства быть умными или глупыми, истинными или ложными?

Темы рефератов и докладов


  1. Психофизиология эмоций.

  2. Настроение и поведение человека.


Тема 9. Субъективный мир психики человека

Человек как субъект целенаправленных действий. Сознание и самосознание. Самосознание и человеческое «Я». Самосознание и возраст. Структура и функции самосознания. Интроспекция и рефлексия. Образ «Я» и самооценка. Виды самооценки. Идентификация и самоидентификация. Социальное самоопределение. Чувство собственного достоинства и социальный контроль. Социальное изменение и отклоняющееся поведение.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Проанализируйте проявление завышенной или заниженной самооценки у кого-либо из Ваших знакомых и укажите факты, их обусловливающие.

Темы рефератов и докладов


  1. Э. Фромм об основаниях идентификации личности.

  2. Система представлений человека о самом себе.


Тема 10. Психология межличностных отношений человека

Многообразие межличностных отношений человека. Межличностные отношения и общение. Человек и особенности его общения с другими людьми. Функции и способы общения. Затруднения общения. Общение как диалог. Речевое общение. Социальные роли человека и общение. Аттракция. Дружба и вражда. Любовь и ненависть. Межличностные отношения в коллективе. Психологическая совместимость. Комфортность. Эгоцентризм. Формы оптимизации взаимоотношений людей.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какое следование личности за группой есть проявление коллективизма, а какое — конформизма?

  2. Является ли яркая индивидуальность благом для общества (группы)?

Темы рефератов и докладов


  1. Личность и общение.

  2. Потребность человека в человеке.


УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема 1. Психология и профессиональная деятельность

Вопросы для обсуждения


  1. Психология как наука и практика. Психология в профессиональной деятельности.

  2. Природа психического. Мозг и психика. Природные основы индивидуально-психологических различий.

  3. Сознание как высшая форма развития психики. Сознательное и бессознательное.

  4. Принцип единства психики и деятельности. Структура деятельности. Потребности, цели, мотивы и установки в профессиональной деятельности.

Аудиторный практикум


  1. Определение психологического возраста человека.

  2. Тест Д. Голанда по определению профессионального типа личности.

Домашний практикум


Составьте список потребностей, которые необходимы Вам для удовлетворенности жизнью. Определите порядок их реализации.

Литература


Основная

Ротерберг В. Мозг. Стратегия полушарий // Избранные тексты по психологии / Сост. В.С. Грехнёв. — М.: ИМПЭ, 1999. — С. 13.

Симонов П. Сознание. Подсознание. Сверхсознание // Там же. — С. 3.

Дополнительная

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 1997.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979.

Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М., 1982.

Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Юнг К.-Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
Тема 2. Познавательные процессы

Вопросы для обсуждения


  1. Ощущение, восприятие, представление.

  2. Мышление и интеллект. Способы активизации и развития профессионального мышления. Мышление и речь. Психология речи.

  3. Внимание. Установка и внимание. Тренинг внимания и наблюдательности в профессиональной деятельности.

  4. Память. Самодиагностика индивидуальных особенностей и развитие памяти.

  5. Воображение. Развитие воображения в творческой деятельности.

Аудиторный практикум


  1. Ощущение ощущений и их роли в познавательной деятельности.

  2. Опыты по определению особенностей восприятия.

  3. Определение объема, распределения и устойчивости внимания.

  4. Определение объема кратковременной зрительной и слуховой памяти.

  5. Выявление особенностей творческого воображения.

Литература


Основная

Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные тексты по психологии / Сост. В.С. Грехнёв. — М.: ИМПЭ, 1999. — С. 36.

Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Там же. — С. 19.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Там же. — С. 59.

Пиаже Ж. Природа интеллекта // Там же. — С. 25.

Дополнительная

Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. Психология мышления // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова и Л.И. Анциферовой. — М., 1989.

Величковский Б.М. Когнитивная психология. — М., 1982.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1978.

Корж Н.Н. Проблемы памяти // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова и Л.И. Анциферовой. — М., 1989.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М., 1981.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.; Томск, 1997.


Тема 3. Психология индивидуальных различий человека

Вопросы для обсуждения


  1. Темперамент и его свойства. Темперамент и индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

  2. Характер. Акцентуации в характере. Аномалии развития личности. Самовоспитание характера. Характер и продуктивная профессиональная деятельность.

  3. Способности и задатки. Одаренность и талант. Способности и профессиональное самоопределение.

Аудиторный практикум


  1. Деловая игра «Мнения», развивающая умение точно и тактично характеризовать человека.

  2. Тест для определения темперамента.

Литература


Основная

Кант И. О характере как образе мыслей // Избранные тексты по психологии / Сост. Грехнёв В.С. — М.: ИМПЭ, 1999. — С. 135.

Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Там же. — С. 75.

Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Там же. — С. 85.

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Там же. — С. 80.

Дополнительная

Ананьев Б.Г. Строение характера / Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М., 1982.

Голубева Э.А. (ред.) Способности и склонности: комплексное исследование. — М., 1989.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — М., 1995.

Зайгарник Б.В. О патологическом развитии личности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М., 1982.

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М., 1982.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Там же.

Леонтьев А.Н. О формировании способностей: Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. — М., 1996.

Чудновский В.И., Юркевич В.С. Одаренность: Дар или испытание. — М., 1990.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.
Тема 4. Эмоции и воля

Вопросы для обсуждения


  1. Эмоции и эмоциональные состояния человека. Саморегуляция эмоциональных состояний в профессиональной деятельности.

  2. Чувства и способы их саморегуляции.

  3. Настроение. Аффекты. Состояния эмоциональной напряженности. Стресс. Фрустрация. Скука. Агрессивность.

  4. Воля и волевое поведение. Повышение умственной работоспособности. Лень и ее преодоление.

Аудиторный практикум


  1. Тест по определению стиля поведения и личной предрасположенности к конфликтам.

  2. Изучение склонности и подверженности стрессу.

  3. Определение силы воли.

Домашний практикум


Составьте перечень удовольствий и страданий, которые имеют наибольшую значимость в вашей жизни. Составьте два соответствующих списка и укажите эмоции, которые отвечают этим удовольствиям и страданиям. Используя классификацию Эпикура, разделите все удовольствия на: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) неестественные и не необходимые.

Проведите эту классификацию применительно к удовольствиям от: хорошего ужина, пятерки на экзамене, беседы с другом, сказанного незнакомцем комплимента, повышения зарплаты, сделанного кем-то подарка, благодарности начальника, просмотра комедии, прочитанного детектива, быстрой езды, любимой работы, слушания музыки.


Литература


Основная

Китаев-Смык Л.А. Психология и концепции стресса // Избранные тексты по психологии / Сост. В.С. Грехнёв. — М.: ИМПЭ, 1999. — С. 120.

Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность // Там же. — С. 111.

Дополнительная

Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. — М., 1991.

Виткин Дж. Женщина и стресс. — СПб., 1996.

Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Иванников В.А. К сущности волевого поведения: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Изар К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М., 1992.

Фонтана Д. Как справиться со стрессом / Перри Г. Как справиться с кризисом / Блум А., Джелико Х. Как жить с вашей болью. — М., 1995.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М., 1995.

Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли. — Пятигорск, 1993.

Юнг. К.-Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.

Тема 5. Психология личности

Вопросы для обсуждения


  1. Понятие «личность». Структура личности. Основные закономерности развития личности.

  2. Самосознание, активность и направленность личности. Саморегуляция и самоорганизация личности в профессиональной деятельности.

  3. Я-концепция личности и ее измерение.

Аудиторный практикум


  1. Тест по определению направленности личности.

  2. Определение умения контролировать себя.

Литература


Основная

Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Избранные тексты по психологии / Сост. В.С. Грехнёв. — М.: ИМПЭ, 1999. — С. 64.

Дополнительная

Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, А.А. Пузырея. — М., 1982.

Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.

Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. — М., 1993.

Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, А.А. Пузырея. — М., 1982.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 1995.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

Рубинштейн С.Л. Направленность личности: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. — СПб., 1998.
Тема 6. Психология межличностных отношений

Вопросы для обсуждения


  1. Межличностные отношения и общение. Симпатии и антипатии в общении.

  2. Техника общения и формирование ее профессиональных навыков. Коллективизм и конформизм. Конфликтные ситуации и их преодоление.

Аудиторный практикум


  1. Исследование кругов отношений с людьми, занимающими разные места в иерархии значимых.

Выберите 10 своих характеристик, 10 характеристик самого близкого человека и 10 — приятеля, нового знакомого из следующего перечня личностных свойств: активный, благодарный, боязливый, возмущающийся, внимательный, внушающий доверие, восхищающийся, впечатлительный, грубый, доверчивый, заботящийся, конфликтный, ласковый, любящий, молчаливый, мягкий, ненавидящий, находчивый, нелюдимый, обижающийся, общительный, пассивный, поучающий, приветливый, придирчивый, радующийся, раздражающийся, сдержанный, склонный к грусти, смущающийся, сопереживающий, страдающий, спокойный, тактичный, тревожащийся, удивляющийся, успокаивающий, чувствительный, чувствующий, шутливый.

Запишите эти характеристике соответственно предлагаемой схеме:




Я

Самый близкий человек

Приятель













  1. Деловая игра «Бомба», развивающая навыки невербального общения и творческих способностей в нем.

  2. Тест по исследованию системы отношений индивида.

Литература


Основная

Левин К. Типы конфликтов // Избранные тексты по психологии / Сост. В.С. Грехнёв. — М.: ИМПЭ, 1999 — С. 138.

Дополнительная

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. — Мн., 1990.

Бодалев А.А. Восприятие человека человеком: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л., 1990.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. — Л., 1986.

Петровский А., Петровский В. Я в «других» и «другие» во мне // Популярная психология: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост. В.В. Мироненко. — М., 1990.

Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. — М., 1996.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ





  1. Психология как наука.

  2. Психика и мозг.

  3. Структура психики.

  4. Принцип единства психики и деятельности.

  5. Ощущения. Пороги ощущений и чувствительность.

  6. Виды и свойства ощущений.

  7. Восприятие, его виды и особенности. Нарушения восприятия.

  8. Мышление и его виды.

  9. Мышление и интеллект. Расстройства мышления.

  10. Мышление и речь.

  11. Эмоции и аффекты.

  12. Настроения.

  13. Стрессовые состояния.

  14. Чувства.

  15. Внимание: основные виды и свойства.

  16. Воображение в деятельности людей.

  17. Память, ее процессы, свойства и виды.

  18. Личность: активность и направленность.

  19. Воля и волевые действия.

  20. Темперамент и его типы.

  21. Характер человека, его динамика и типология.

  22. Задатки и способности человека.

  23. Образ «Я» и самооценка.

  24. Личность и общение. Функции и способности общения.

  25. Общение как диалог.


Раздел II. ПЕДАГОГИКА
программа
Тема 1. Предмет педагогики

Предметная область педагогики. Педагогика как практическая деятельность и форма знания. Социокультурная динамика и место в ней педагогической деятельности. Субъект и объект педагогики. Значение педагогики в жизнедеятельности людей. Общая педагогика и ее отделы. Педагогика и смежные области научного знания. Важнейшие этапы развития педагогического знания. Основные критерии педагогики: развитие человека, воспитание, перевоспитание, образование, обучение.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Покажите, какое значение имеет знание педагогики для выбранной Вами профессии.

Темы рефератов и докладов


  1. Общество и педагогика.

  2. Педагогика как наука и практика.


Тема 2. Цели и идеалы образования

Общество и система образования. Целенаправленность педагогического процесса. Цели и идеалы воспитания и обучения на разных исторических этапах общественного развития. Современные цели и идеалы воспитания и обучения. Гуманистический подход к воспитанию и обучению человека. Проблема воспитания гармонической личности.



Вопросы и задания для самостоятельной работы


Что является приоритетным в педагогическом процессе: формирование общественной среды, достойной человека, или воспитание всесторонне развитой личности, способной преобразовать среду?

Темы рефератов и докладов


  1. Платон о воспитании в его идеальном государстве.

  2. Цели и идеалы образования Л.Н. Толстого.


Тема 3. Средства и методы педагогической деятельности

Разнообразие средств и методов деятельности педагога в его воздействии на личность. Убеждение и возможности его использования в педагогической практике. Внушение и особенности его педагогического использования. Приучение. Обучение. Формы сопротивления личности педагогическим воздействиям (негативизм, упрямство) и их устранение. Стимулирование и его виды в педагогическом процессе. Поощрение. Условия и способы применения поощрений. Наказания. «Естественное наказание» и товарищеский суд. Физические и психические наказания. Правила исполнения наказаний.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Чем обусловливается неодинаковость влияния на человека поощрений и наказаний?

  2. Какие наказания и поощрения являются приемлемыми и наиболее эффективными в учебной аудитории, в трудовом коллективе, в семье?

Темы рефератов и докладов


  1. Формы реагирования на чужие поступки и воспитание.

  2. Возможности внушения в воздействии на человека в педагогической практике.

  3. Убеждение и возможности его использования в воспитании.


Тема 4. Общие принципы дидактики
и их реализация в педагогическом процессе

Дидактика как теория обучения. Основные принципы дидактики: научность, систематичность, последовательность, четкость, логичность, преемственность, наглядность, доступность. Реализация дидактических принципов в преподавании учебных курсов. Формы, методы, средства и приемы обучения. Продуктивные и репродуктивные методы обучения. Моделирование в обучении. Проблемное обучение.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Какие педагогические усилия и приемы способствуют развитию устойчивого интереса и позитивных мотивов Вашего учения?

Темы рефератов и докладов


  1. Психологические возможности человека и обучение.

  2. Эффективность и качество образования: способы совершенствования.



Тема 5. Педагог и его деятельность

Педагогическая деятельность и ее структура. Педагог и его личность. Педагогические особенности и мастерство педагога. Профессионализм и дилетантизм в педагогической деятельности. Мудрость и педагогический такт. Культура педагогического общения. Индивидуальный подход в воспитании и способы его осуществления.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какой будет личность воспитанника, в немалой степени зависит от педагога. Есть ли обратная зависимость?

  2. Проанализируйте, какими педагогическими способностями Вы обладаете. Какие свойства характера будут способствовать, а какие будут мешать Вашей педагогической деятельности?

Темы рефератов и докладов


  1. Социальный характер педагога.

  2. Искусство педагогического общения.


Тема 6. Воспитание в семье

Семейная педагогика и ее особенности. Проблема взаимоотношения поколений в семье. Отношение родителей и детей в семейном воспитании. Роль авторитета и наставничество в семье. Либерализм и патернализм в семейном воспитании. Причины конфликтов в семье и их нейтрализация. Способы оптимизации отношений родителей и детей.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какой стиль общения является преобладающим в Вашей семье? Какой стиль семейного общения предпочтительнее и почему?

  2. Чем можно объяснить стремление подростков к общению вне семьи и как это явление можно использовать в воспитательных целях?

Темы рефератов и докладов


  1. Семейные авторитеты и воспитание.

  2. Семейные традиции в воспитании детей.


Тема 7. Виды воспитания и образования

Целостность человека и воспитание. Дифференциация воспитания в зависимости от сферы деятельности человека. Формирование мировоззрения. Здоровье и физическое воспитание. Современные подходы к воспитанию физически совершенной личности. Нравственное воспитание и его современные задачи. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. Половое воспитание. Общее и профессиональное образование. Современные требования к профессиональному уровню специалиста и их реализация в системе обучения и воспитания школы, вуза, производственного коллектива. Взаимосвязь различных видов воспитания и обучения человека.




Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Как Вы думаете, почему именно трудовое воспитание обычно считается важнейшим фактором формирования личности?

  2. Что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы поднять правовую культуру или, например, экономическую грамотность населения?

Темы рефератов и докладов


  1. Нравственное воспитание в современном российском обществе.

  2. Задачи системы экономического образования в современных условиях российского общества.


Тема 8. Самообразование и самовоспитание

Образование и самообразование. Воспитание и самовоспитание. Необходимость самообразования. Условия и возможности самообразования. Способы и средства самообразования.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


Проанализируйте Ваши психологические возможности (темперамент, характер, способности, воля) и мотивы к самообразованию и самовоспитанию.

Темы рефератов и докладов


  1. Характер человека как результат воспитания и самовоспитания.

  2. Самообразование как труд.


УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема 1. Обучение и воспитание

Вопросы для обсуждения


  1. Место и роль педагогической теории и практики в профессиональной работе. Прогнозирование и проектирование личностного развития.

  2. Обучение и самообучение. Принципы дидактики. Репродуктивное и развивающее обучение. Возрастной и индивидуальный подходы в обучении.

  3. Воспитание и самовоспитание.

  4. Авторитет и стили педагогического общения. Конфликты и возможности их предупреждения.

Аудиторный практикум


Тест «Ваш воспитательный потенциал».

Литература


Основная

Маслоу А. Самоактуализация // Избранные тексты по психологии / Сост. В.С. Грехнёв. — М.: ИМПЭ, 1999. — С. 149.

Дополнительная

Грехнёв В.С. Культура педагогического общения. — М., 1990.

Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М., 1992.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. — М., 1982.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — М., 1990.
Тема 2. Педагогика в семейных отношениях

Вопросы для обсуждения


  1. Педагогика в отношениях супругов, родителей и детей, родителей и прародителей.

  2. Психологические проблемы нарушений в семейном воспитании.

  3. Конфликты в семье и их профилактика.

Аудиторный практикум


  1. Тест «Общение в семье».

  2. Тест «Установки в семейной жизни».

Литература


Основная

Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. — М., 1993. — Гл. 5.

Дополнительная

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М., 1998.

Говако Б.И. Студенческая семья. — М., 1988.

Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1995.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. — Л., 1988.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1988.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. — М., 1988.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная терапия. — М., 1993.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. — М., 1986.

Спиваковская А.С. Как быть родителями. — М., 1986.

Спок Б. Разговор с матерью. — М., 1987.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ





  1. Педагогика как наука и практика.

  2. Социализация и образование.

  3. Воспитание и обучение в структуре образования.

  4. Средства и методы педагогической деятельности.

  5. Дидактика и ее основные принципы.

  6. Искусство педагогического общения.

  7. Семейная педагогика и ее особенности.

  8. Общественные идеалы и образование.

  9. Государство и система образования.

  10. Педагогика как сфера деятельности и профессия.

  11. Девиантное поведение и его педагогическая коррекция.

  12. Способы самообразования.


Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
программа

Тема 1: Предмет и задачи социальной психологии


Статус социальной психологии. Предметная область социальной психологии. Предпосылки возникновения социальной психологии. История формирования и развития социально-психологических взглядов. Задачи социальной психологии. Специфика научного исследования в социальной психологии. Обоснованность (валидность), устойчивость, точность, репрезентативность социально-психологического знания. Основные методы социально-психологи­ческого исследования: наблюдение, изучение документов, опросы, тесты.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


Почему знание социальной психологии необходимо всем специалистам, работающим и обращающимся с разными людьми?

Темы рефератов и докладов


Коллективная рефлексология В.М. Бехтерева и ее место в системе психологического знания.

Тема 2. Общественно-психологические явления и процессы


Природа общественно-психологических явлений и процессов. Многообразие общественно-психологических явлений и процессов и их классификация. Социальные чувства и формы их проявления. Нравственные, политические, правовые, эстетические и религиозные чувства людей. Устойчивые формы социально-психологических состояний в деятельности людей: привычки, обычаи, традиции, обряды, ритуалы. Неустойчивые формы социально-психологических состояний деятельности людей: общественное настроение, общее и общественное мнение. Изучение и использование общественного мнения. Социально-психологические процессы непосредственного общения людей: вкусы, мода, толпа и публика. Формирование и поведение толпы и публики. Паника как социально-психологический феномен. Возникновение и прекращение паники. Слухи, молва, сплетни и их характерные признаки. Типология слухов. Возникновение и прекращение слухов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Всякий ли человек может инициировать слухи и прекратить их? При каких условиях и как это можно сделать?

  2. Определите, к какому виду публики Вы принадлежите и почему? Каков психологический портрет данной публики?

Темы докладов и рефератов


  1. Г. Лебон о толпе.

  2. Пресса и формирование общественного мнения.

  3. Общественное настроение и его динамика.



Тема 3. Общности людей и их психологические характеристики


Группа как субъект деятельности. Основные психологические характеристики группы. Классификация групп. Большие социальные группы и их психология. Классы, этнические, половозрастные, территориальные и профессиональные группы и их психологические особенности. Малые социальные группы. Классификация малых групп. Коллектив и его социально-психоло­гические характеристики. Сочетание личных и общественных интересов в коллективе. Семья, соседи, друзья, учебный и производственный коллективы и их психологические характеристики. Психология межгрупповых отношений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Всегда ли в споре с личностью прав коллектив?

  2. По каким основным признакам можно отличить подлинный коллектив от мнимого?

  3. Определите свою принадлежность к различным большим и малым группам. Попробуйте установить иерархию значимости группового сознания в Вашем поведении.

Темы рефератов и докладов


  1. Коллектив и личность.

  2. Феномен коллективного эгоизма.

  3. Психология интеллигенции.

  4. Русский национальный характер.



Тема 4. Социальная психология личности


Личность в общей и социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования личности. Социально-психологические качества личности. Социальные роли личности и ролевое поведение. Проблема социализации личности. Стадии процесса социализации человека. Институты социализации человека. Социальные установки личности и их изменение. Личность и группа.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Назовите все социальные роли, которые Вы выполняете, и определите их субординацию в Вашей жизнедеятельности.

  2. Проанализируйте особенности Вашего личностного процесса социализации. Вычлените его основные противоречия.

Темы рефератов и докладов


  1. Социализация и формирование характера.

  2. Социальные роли личности и их исполнение в коллективе.

Тема 5. Социальная психология общения


Человек и круг его общения. Индивидуальное и социальное в общении. Единство общения и деятельности. Структура общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация. Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействий и их психологические особенности. Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Аттракция. Психологические способы воздействия индивидов друг на друга в процессе общения. Заражение. Внушение. Подражание. Способы оптимизации общения людей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Проанализируйте свои интенции и способности общаться с людьми разных темпераментов и характеров. В каких случаях в общении Вам свойственна эмпатия, а в каких — так называемый ага-эффект?

  2. Каковы условия, при которых происходят массовые процессы психического заражения, подражания, внушения?

Темы рефератов и докладов


  1. Общение как диалог.

  2. Этикет и общение.

  3. Симпатия и антипатия в общении.

  4. Профессиональное общение и его особенности.



Тема 6. Социальная психология управления и лидерство


Управление, руководство, лидерство и психологические особенности их осуществления. Теории происхождения лидерства: теория черт, ситуационная теория лидерства, синтетическая теория лидерства. Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства. Лидерство и авторитет. Формальный и неформальный лидеры группы. Проблема соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Оцените свои возможности стать неформальным лидером какой-либо конкретной группы.

  2. Какие личностные качества необходимы всякому руководителю?

  3. Определите достоинства и недостатки различных стилей лидерства применительно к какому-либо конкретному виду групповой деятельности (например, редакции газеты или туристического агентства).

Темы рефератов и докладов


  1. М. Вебер о политическом лидере.

  2. Авторитет и культ личности.



Тема 7. Солидарность и конфликт


Коллектив и его социально-психологический климат. Организованность коллектива. Групповая сплоченность. Психологическая совместимость. Личная преданность и групповая солидарность.

Конфликты в коллективе. Элементы конфликта. Виды конфликтов. Причины конфликтов. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Пути разрешения конфликтов.


Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Верно ли утверждение, что в каждом конфликте есть свои позитивные и негативные стороны?

  2. Каким образом можно погасить конфликт, а каким, наоборот, его спровоцировать?

  3. Являетесь ли Вы конфликтной и конфликтующей личностью? Почему?

Темы рефератов и докладов


  1. Чувство «мы» и конфликт.

  2. Солидарность и единение в коллективе.



Тема 8. Общественно-психологические вопросы воспитания


Психологические аспекты формирования и воспитания человека. Психология в педагогической деятельности. Девиантное поведение и психолого-педагогические способы его устранения. Борьба с противоправным поведением.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. О каких основных социально-психологических закономерностях необходимо помнить всякому человеку, занимающемуся воспитанием?

  2. Проанализируйте психологические приемы Вашего воспитания родителями, учителями.

Темы рефератов и докладов


  1. Воспитание характера и воли человека.

  2. Причины и особенности девиантного поведения людей.



Тема 9. Социально-психологические проблемы
массовой коммуникации и пропаганды


Средства и функции массовой коммуникации. Массовая информация, агитация, пропаганда и контрпропаганда. Психологические эффекты массовых информационных процессов. Коммуникатор. Сообщение. Реклама. Аудитория. Канал. Эффективность рекламы, агитации, пропаганды и контрпропаганды.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какая реклама вызывает Ваше расположение, а какая неприятие? Почему?

  2. О каких психологических законах массовой коммуникации должен знать журналист?

  3. Должна ли соблюдаться пропорция в соотношении пропаганды и контрпропаганды в массовых информационных процессах?

Темы рефератов и докладов


  1. Психологические формы пропаганды и контрпропаганды.

  2. Аудитория и реклама.

  3. Плюрализм мнений и пресса.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ




Тема 1. Психология массы

Вопросы для обсуждения


  1. Людская масса. Структура и динамика ее сознания.

  2. Массовое сознание и поведение. Толпа, публика, массовые зрелища, демонстрации и митинги. Мода. Слухи и сплетни. Паника.

  3. Массовые настроения, общественное мнение, социальные мифы.

Аудиторный практикум


  1. Тест по определению степени независимости человека от общественного мнения.

  2. Изучение возможностей человека влиять на других людей.

Литература


Основная

Ашин Г.К. «Массы», теории // Современная западная социология. — М., 1990.

Блуммер Г. Коллективное поведение. — М., 2001.

Московичи С. Век толп. — М., 1998.

Дополнительная

Корзун Н.В. Рок, игры, мода, реклама. — М., 1989.

Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды. — М., 1997.

Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. — М., 1998.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. — М., 1998.

Тема 2. Взаимодействие и общение людей

Вопросы для обсуждения


  1. Основные процессы и формы взаимодействия людей. Психология межгрупповых отношений. Межличностные отношения и общение.

  2. Общение: содержание, виды, формы и механизмы.

  3. Общение в профессиональной деятельности и способы его оптимизации. Речь как основное средство профессионального общения.

  4. Конфликт и конфликтные ситуации. Способы предупреждения и урегулирования конфликтов.

Аудиторный практикум

Найдите признаки: а) социальной, профессиональной среды; б) личных качеств и состояний людей; в) осведомленности, опыта, ума; г) общественного статуса человека в следующих пословицах:

  1. Всяк мастер на свой лад.


  2. Где рука, там и голова.

  3. Глупый киснет, а умный все промыслит.

  4. Гроза грозись, а мы друг друга держись.

  5. Для друга и семь верст не околица.

  6. И смех и горе.

  7. Красота до венца, а ум до конца.

  8. Лезет в волки, а хвост собачий.

  9. Не место красит человека, а человек место.

  10. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

  11. Не по хорошу мил, а по милу хорош.

  12. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

  13. Незнайка на печке лежит, а знайка по дорожке бежит.

  14. Сила есть — ума не надо.

  15. Федот, да не тот.

  16. Хоть тяжелая доля, да все своя воля.

  17. Терпи, казак, атаманом будешь.

  18. Рыбак рыбака видит издалека.

Литература


Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., 1997.

Берзин Б.Ю. Массовое сознание и самосознание группы. — М., 1991.

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М., 1984.

Герасимов В.М. Исследования общественного мнения с позиций акмеологии и политической психологии. — М., 1994.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. — М., 1994.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М., 1984.

Тема 3. Социальная психология массовой коммуникации

Вопросы для обсуждения


  1. Массовая коммуникация: понятие, средства, функции.

  2. Аудитория и ее типы в процессах массовой коммуникации.

  3. Реклама в жизни человека и общества. Психологические качества рекламы.

  4. Эффективность деятельности средств массовой коммуникации и ее психологические признаки. Средства массовой коммуникации и эффективность деятельности журналиста. Психология успеха и неудачи.

Аудиторный практикум


  1. Демонстрационный эксперимент: динамика образа памяти при словесной «передаче опыта» от человека к человеку.

  2. Упражнение «Заблудившийся рассказчик» по отработке психологических приемов в регулировании профессиональных умений и навыков журналиста.

Литература


Бове К., Арене В. Современная реклама. — М., 1995.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М., 1991.

Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. — М., 1988.

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. — М., 1996.

Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». — М., 1991.

Дернер Д. Логика неудачи. — М., 1997.

Лук А. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия. Учеб. пособие / Сост. В.В. Мироненко. — М., 1990.

Музыкант В. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М., 1996.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.

Петровская Л.А. Социальная перцепция и обратная связь: Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т. Кутасовой. — М., 1994.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998.

Рощин С.К. Психология и журналистика. — М., 1989.

Сендидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: теория и практика. — М., 1989.

Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. — М., 1993.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ





  1. Социальная психология как наука.

  2. Общественно-психологические явления и их классификация.

  3. Большие социальные группы и их психологические характеристики.

  4. Малые социальные группы и их психологические характеристики.

  5. Формирование и поведение толпы и публики.

  6. Чувство паники.

  7. Мода как социально-психологический феномен.

  8. Слухи и сплетни.

  9. Психология коллектива.

  10. Социальная психология общения.

  11. Социальная психология личности.

  12. Психологические способы воздействия людей друг на друга в процессе общения.

  13. Лидерство и лидеры.

  14. Конфликты и стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

  15. Психология воспитания и образования.

  16. Психологические закономерности информационной деятельности.



Содержание
Введение 3

Раздел I. Психология

Программа 3

Учебные задания к семинарским занятиям 8

Вопросы для подготовки к зачету 13

Раздел II. Педагогика

Программа 14

Учебные задания к семинарским занятиям 17

Вопросы для подготовки к зачету 18

Раздел III. Социальная психология

Программа 19

Учебные задания к семинарским занятиям 23



Вопросы для подготовки к зачету 25


izumzum.ru