План урока: Подход к теме. 6 мин. Постановка темы, целей урока. 4 мин. Работа по теме урока (в группах). 25 мин - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа №1 по теме:«Механическое движение. Плотность вещества. 1 27.44kb.
За несколько дней до урока класс делится на 4 группы (по 5-6 человек... 1 52.65kb.
Учебный план мбоу сош №19 на 2013-2014 учебный год. Махачкала 2013 г 1 134.83kb.
Программа научной сессии отделения физики высоких энергий 1 31.46kb.
Каждая из контрольных работ, кроме годовой, содержит 6 заданий и... 1 199.67kb.
Доклады 15-20 мин., выступления в обсуждении до 5 мин 1 97.13kb.
Конспект урока по теме «Электроскоп. Проводники и непроводник электричества» 1 34.29kb.
Педагогическому работнику предлагается задание, в котором он в рамках... 1 162.87kb.
Дышим и худеем 1 78.89kb.
Разработка урока по географии для 8 класса по теме 1 109.11kb.
Ответы интернет – викторины, посвященной 180 – летию со дня рождения М. 1 43.58kb.
Форма 15. Международное сотрудничество 4 389.42kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

План урока: Подход к теме. 6 мин. Постановка темы, целей урока. 4 мин. Работа по - страница №1/1

Урок 4.

Тема: Фольклорные традиции в летописных сказаниях.

«Сказание о белгородском киселе» и фольклор.


План урока:

  1. Подход к теме. 6 мин.

  2. Постановка темы, целей урока. 4 мин.

  3. Работа по теме урока (в группах). 25 мин.

  4. Итоги урока. Межгрупповая беседа. 5 мин.

Ход урока:

  1. Подход к теме.

    • Что такое фольклор? Назовите его жанры.

    • Как вы понимаете слово традиция? Подберите синонимы.

    • Что появилось раньше: фольклор или древнерусская литература?

    • Мог ли фольклор влиять на летописца?




  1. Постановка темы, целей урока.

    • Ребята, кто из вас хотел бы стать ученым? Сейчас вам представится такая возможность, так как урок у нас сегодня необыкновенный, урок-исследование. И тема его звучит по - научному: «Фольклорные традиции в летописных сказаниях».

  2. Работа по теме (в группах). - Какие события положены в основу «Сказания о белгородском киселе»: реальные или вымышленные (сказочные)? Сопоставьте древнерусское сказание и русские народные сказки.


1 группа.

    • На какие группы делятся герои русских сказок? Сохранено ли это деление в сказании летописца?

    • Какую сказочную роль играет в древнерусском тексте старец? Приведите примеры волшебных помощников в сказках устного народного творчества.

    • Какие качества русского народа прославил летописец в старце?

2 группа.

    • Сколько дней, по совету старца, горожане удерживают осаду города и не сдаются печенегам? (Три дня).

    • Какое значение имеет число три в сказках русского народа?

    • Почему, как вы думаете, древние славяне и русичи придавали этому числу такое значение?


3 группа.

    • Какое блюдо называли «киселем» в Древней Руси? Что означает выражение «молочные реки, кисельные берега»? Откуда оно пришло?

    • В каких народных сказках упоминается кисель? Приведите свои примеры.

    • Почему именно киселем советует старец наполнить колодцы? О чем это должно было сказать печенегам?


4 группа.

    • Назовите традиционные (повторяющиеся) элементы сюжета сказки. (Зачин, троекратный повтор эпизода, концовка).

    • Какие из этих элементов нашли отражение в древнерусском сказании? Приведите примеры.

    • Кто или что побеждает в «Сказании о белгородском киселе»? Сравните финал сказания со сказочными концовками.




  1. Итоги урока.

    • Имеет ли место фольклорная традиция в древнерусском «Сказании о белгородском киселе»?

    • Что заимствовал летописец в русских народных сказках?


Урок 5.

Тема: Библейская притча о блудном сыне и повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
План урока:

1.Вхождение в текст повести. Словарная работа. 8 мин.

2. Работа по теме урока. Аналитическая беседа. 25 мин.

3. Итоги урока. Домашнее задание. 7 мин.


Ход урока:

  1. Вхождение в текст повести.

- Стоит где-то на перекрестке дорог небольшая почтовая станция. Здесь и живут герои А. С. Пушкина.

    • Как начинается повесть А. С. Пушкина?

    • Кто такой станционный смотритель? (Словарная работа)

«Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не навсегда»

    • А теперь прочтите эпиграф. Какое отношение автора он передает? (Явную иронию).

    • Почему автор-рассказчик так хорошо знает смотрителей?




  1. Работа по теме урока.

    • Что рассказчик внимательно рассматривает на стенах комнаты станционного смотрителя?

    • Случаен ли намек на блудного сына?

    • Как выглядит сам хозяин? А его дочь?

    • Какое несоответствие скрыто в имени главного героя? (Маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря Самсона).

    • Как относится автор к станционному смотрителю? (В имени Самсон Вырин содержится ирония, но она окрашена грустью и состраданием).

    • Что же происходит с героями повести А. С. Пушкина? Перескажите дальнейшие события. (Дуню тайно увозят от отца).

    • Что же самое страшное для отца? (Дочь уехала по своей воле, то есть практически отказалась от отца).

    • Как отец находит свою дочь? Прочтите по тексту первую встречу смотрителя с Минским.

    • Почему у отца появились слезы негодования?

    • Расскажите о второй встрече. Что в ней самое страшное? (Выгнали).

    • С какими словами Минский вытолкнул смотрителя?

    • Кто, по-вашему, настоящий разбойник?

    • Как отец представляет будущее своей дочери?

    • Расскажите о третьей встрече рассказчика со смотрителем. Как пейзаж помогает понять происходящее?

    • Что случилось со смотрителем? (Спился).

    • Расскажите про Дуню. Нашла ли она свое счастье? Почему она плачет?

    • А теперь вернемся к библейской притче о блудном сыне и сравним ее с повестью Пушкина. Одинаковы ли позиции отца в притче и Самсона Вырина?

    • А как ведут себя дети?

    • Кто же оказался счастливее: блудный сын из притчи или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (Сын, он успел вернуться к отцу, а Дуня – нет).




  1. Итоги урока. Домашнее задание.

- Подумайте, в чем смысл повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»? Чему она учит? (Спешите сказать родителям, что вы их любите, приносите им радость и счастье, а то как пушкинская Дуня не успеете это сделать). Подумайте об этом…

Урок 6.

Тема: Смысл названия рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

План урока:

  1. Опорное повторение. Подвиги Геракла. 10 мин.

  2. Чтение рассказа в классе учителем. 15 мин.

  3. Беседа с элементами сопоставления. 12 мин.

  4. Домашнее задание. 3 мин.


Ход урока:

  1. Опорное повторение. Подвиги Геракла.

    • Что такое миф? Подберите синонимы к этому слову. (Сказание, легенда).

    • Кто из героев особенно выделяется в греческой мифологии? (Геракл).

    • Что вам о нем известно? (Геракл – самый популярный народный герой Греции. Имя свое он получил из-за преследований Геры. Настоящее имя его Алкид, то есть «сильный». На звездном небосводе существует созвездие Геракла рядом с созвездием Гидры).

    • Давайте расскажем о подвигах Геракла (в группах).

    1. Победа над немейским львом.

    2. Победа над лернейской гидрой.

    3. Стимфалийские птицы.

    4. Керинейская лань.

    5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами.

    6. Авгиевы конюшни.

    7. Критский бык.

    8. Кони Диомеда.

    9. Пояс Ипполиты.

    10. Коровы Гериона.

    11. Пес Кербер.

    12. Яблоки Гесперид.

    • Какой из подвигов на вас произвел самое сильное впечатление и почему?

    • Каким вы запомнили Геракла по его подвигам?


2. Чтение рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» учителем.

3. Беседа с элементами сопоставления.

- Каковы ваши впечатления от рассказа Фазиля Искандера?



  • Что вы можете сказать об учителе математики?

  • Какое «оружие» он использует для воспитания детей?

  • Какие чувства вызывает его имя – отчество?

  • Кто является рассказчиком?

  • Какой поступок он совершил?

  • Можно ли назвать этот поступок подвигом?

  • Какой смысл мы вкладываем в понятие «подвиг»?

  • О чем «говорит» название рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»?

  • Какое авторское отношение к герою и его поступку заложено в этом названии?




  1. Домашнее задание. Прочитать рассказ Ф. Искандера еще раз, ответить на вопросы викторины:




  • Чей это портрет?

«Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый…» (Харлампий Диогенович).


  • Кому из персонажей принадлежат эти определения?

        1. Тихий, скромный, худой, опрятный, веснушчатый…(Адольф Комаров).

        2. Длинный, нескладный…(Шурик Авдеенко).

        3. Бесстрашный…(Малярик).

        4. Неряшливые, слабохарактерные, довольно гениальные…(математики).




  • Кому принадлежат эти вещи?

  1. Промокашка (Адольфу Комарову).

  2. Блокнотик, четки (учителю).

  3. Зеленая шляпа (директору школы)




  • Кому принадлежат эти реплики? О чем они?

  1. - Ну, кто из вас самый смелый? (Докторша).

  2. – Будем вызывать по списку…(Учитель).




  • Кто так действовал?

«…смотрел краем глаза на доску, ничего сообразить не мог, стал сердито стирать с доски, положил тряпку…» (Рассказчик).




izumzum.ru