План Жизненный путь Творчество Направления в творчестве Отличительные черты творчества Мотивы символизма и ницшеанства в творчестве - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Стилевые направления и проблемы отражения эпохи в творчестве а. 2 364.41kb.
Языка и молчания в творчестве А. Рембо 1 41.53kb.
Вечканова Марина Ильинична Трансформация готической традиции в творчестве... 1 345.65kb.
Иннокентий Анненский и романтическая культура 7 546.31kb.
План воспитательно-образовательной работы 1 40.62kb.
Мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естествен­ной... 1 160kb.
Литературная гостиная «Люблю эту землю» 1 88.4kb.
Книга рассказывает о жизни и творчестве генерального авиаконструктора... 10 2772.33kb.
Характеристика особенностей (т е. отличительные черты) программы 3 362.62kb.
Г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, 9 ж 1 61.64kb.
Тема родины в творчестве Блока 1 57.87kb.
Статья Утвердить бюджет Республики Ингушетия по расходам в сумме... 1 382.11kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

План Жизненный путь Творчество Направления в творчестве Отличительные черты творчества - страница №1/1




Мережковский Дмитрий Сергеевич

План 1. Жизненный путь 2. Творчество 3. Направления в творчестве 4. Отличительные черты творчества 5. Мотивы символизма и ницшеанства в творчестве 6. ЗаключениеСписок использованной литературы Жизненный путьМережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик ипублицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовомведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультетеПетербургского университета. В 1889 г. Мережковский женился на поэтессеЗинаиде Гиппиус. В 1892 г. вышел второй сборник стихов, под названием"Символы (Песни и поэмы)", в 1896 - третий, "Новые стихотворения. 1891 -1895". Первое стихотворение этого сборника, "Дети ночи", воспринималось какманифест русского декадентства. В 90-е годы Мережковский много путешествует по Средиземноморью;памятники искусства и культуры открывают ему очарование античного мира, егогармонию. Мережковский переводит произведения древнегреческих классиков -трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, "Дафниса и Хлою" Лонга. В начале 1900-х годов Мережковские и Д.В. Философов создают своерелигиозное "троебратство", исповедующее неохристианство. В их домесовершаются изобретенные ими богослужения ожидаемой Новой церкви. Середина 1900-х годов - время окончания поэтического творчестваМережковского. Выходит итоговая книга: "Собрание стихов. 1883 - 1903" и еедополненный вариант "Собрание стихов. 1883 - 1910". После этогоМережковский занимается в основном публицистикой и литературной критикой,пишет драмы и прозу. К выдающимся критическим работам Мережковского можноотнести очерки "Толстой и Достоевский" и "Чехов и Горький",публицистический очерк "Грядущий хам", очень точный в прогностическомотношении. В статье "Революция и религия" (1907) Мережковский изобличаетрусское самодержавие как порождение Антихриста, призывая соединить "нашегоБога с нашей свободой". В отличие от многих коллег-символистов,Мережковский считал, что литература должна помогать решать насущныепроблемы общества; примерами могут служить Некрасов и Белинский (статья"Балаган и трагедия", 1910, лекция "Завет Белинского. Религиозность иобщественность русской интеллигенции", книга "Две тайны русской поэзии.Некрасов и Тютчев" - 1915). С 1906 по 1908 г. Мережковские были за границей, в Париже, гдезнакомилис с европейскими религиозными и общественными деятелями, а также срусскими эмигрантами - социалистами, революционерами (Савинков и др.).Мережковский написал ряд статей против русской монархии и церкви. Повозвращении в Россию он становится одним из руководителей Религиозно-философского общества в Петербурге. Февральскую революцию 1917 г. Мережковский встретил восторженно;но в победе большевиков увидел торжество Хама, предсказанного им. Ненавистьк большевикам и Советской власти Мережковский сохранил до самой своейкончины в 1941 году. В конце 1919 г. он вместе с женой нелегально выехал изРоссии, сначала в Варшаву (где они безуспешно пытались организовать военнуюинтервенцию против России), а затем - в Париж, где их дом стал одним изкультурных центров эмиграции. Там он написал несколько книг философскойэссеистической прозы ("Тайна трех. Египет и Вавилон", "Тайна Запада.Атлантида - Европа", "Иисус Неизвестный" и др.). Продолжал он писать ироманы - дилогию, состоящую из романов "Рождение богов. Тутанкамон наКрите" и "Мессия", посвященную зарождению "религии духа". Умер 07.12.1941 г. в Париже. ТворчествоОчень много Мережковский, вначале своей деятельности, переводил сгреческого и латинского; в "Вестнике Европы" (1890) напечатан ряд егопереводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаическийперевод "Дафниса и Хлои", Лонга (1896). Переводы трагиков изящны, но, оченьрано Мережковский выступает и в качестве критика: в "Северном Вестнике"конца 1880-х годов, "Русском Обозрении", "Труде" и других изданиях былинапечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко,Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр.Часть их вошла в сборник: "Вечные Спутники" (с 1897 г. 4 изд.). В 1893 г.издана им книга "О причинах упадка современной русской литературы".Крупнейшая из критических работ Мережковского (первоначально напечатана воргане новых литературно-художественных течений "Мир Искусства") -исследование "Толстой и Достоевский" (2 т., с 1901 г. 3 изд.). Из другихкритико-публицистических работ вышли отдельно: "Гоголь и Черт" (с 1906 г. 2изд.), "М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества" (1909 и 1911), книжка "Дветайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов" (1915) и брошюра "ЗаветБелинского" (1915). В "Северном Вестнике" 1895 г. Мережковский дебютировална поприще исторического романа "Отверженным", составляющим первую частьтрилогии "Христос и Антихрист". Вторая часть - "Воскресшие боги. Леонардода Винчи" - появилась в 1902 г., третья - "Антихрист. Петр и Алексей" - в1905 г. В 1913 г. издан отдельно (печатался в "Русской Мысли") 2-томныйроман "Александр I". В начале 1900-х годов Мережковский, изжив полосуницшеанства, становится одним из главарей, так называемого"богоискательства" и "неохристианства", и вместе с З. Гиппиус, Розановым,Минским , Философовым и др. основывает "религиозно-философские собрания" иорган их - "Новый Путь". В связи с этим перестроем миросозерцания,получившим яркое выражение и в исследовании "Толстой и Достоевский",Мережковский пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины1900-х годов Мережковский написал множество публицистических фельетонов в"Речи" и др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником"Русского Слова". Религиозные и публицистические статьи Мережковскогособраны в книгах: "Грядущий Хам" (1906), "В тихом омуте" (1908), "Не мир,но меч" (1908), "Больная Россия" (1910), "Было и будет. Дневник" (1915). ВПариже Мережковский, совместно с З. Гиппиус и Д.В. Философовым, напечаталкнигу "Le Tsar et la Revolution" (1907). В сотрудничестве с ними женаписана драма из жизни революционеров: "Маков цвет" (1908). ДрамаМережковского "Павел I" (1908) вызвала судебное преследование, но судоправдал автора, и книга была освобождена от ареста. Первое собраниесочинений Мережковского издано товариществом М.О. Вольф (1911 - 13) в 17т., второе - Д.И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. (с библиографическимуказателем, составленным О.Я. Лариным). Романы Мережковского и книга оТолстом и Достоевском переведены на многие языки и создали ему громкуюизвестность в Западной Европе. Направления в творчествеВ 1892 г. в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия СергеевичаМережковского "Символы", давший имя зарождающемуся направлению русскойпоэзии. В том же году в лекции Мережковского "О причинах упадка и о новыхтечениях в современной русской литературе" символизм получил первоетеоретическое обоснование. Отвергая позитивизм и натурализм в литературе,автор полагал, что ее обновит "мистическое содержание", язык символов иимпрессионизм как "расширение художественной впечатлительности". С тоговремени Мережковский был признан одним из теоретиков и учителей русскихсимволистов.Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В "Автобиографии" он упоминает отом, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привезпятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашел ученическиестихи Мережковского плохими и слабыми: "Чтоб хорошо писать,- страдать надо,страдать!" Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошелв литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым,Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своихучителях. Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое стихотворение,после чего стал печататься в "Отечественных записках". В 1888 г. женился наначинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитыйМережковским религиозный переворот, давший новое направление его творчествуи литературно-общественной деятельности.Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала1900-х годов движение, суть которого "состояла в призыве к религиозномувозрождению и в проповеди неохристианства", способного объединитьевангельский идеал с полножизненным "языческим" началом, утвердив"равносвятость" духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский развивалв книге статей "Вечные спутники" (1897), двухтомном сочинении "Лев Толстойи Достоевский" (1901-1902), а также в исторических романах и пьесах(трилогия "Христос и Антихрист", "Александр I", "Павел I" и др.). Вместе с3. Гиппиус Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901-1903 и 1907-1917), журнала "Новыйпуть" (1903-1904). По его признанию, решающее значение для него имелисобытия 1905 г., когда он безуспешно пытался заручиться поддержкойофициальной церкви в борьбе против черносотенных погромов, а затем противизмены царского правительства его собственному манифесту 17 октября. "Японял... - писал он,- связь православия со старым порядком в России, понялтакже, что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, какотрицая оба начала вместе" ("Автобиография"). 1905-1907 годы провел вПариже, позднее выступал по преимуществу как прозаик, публицист и критик.Октябрьской революции не принял, с 1920 г. в эмиграции. Отойдя отхудожественной прозы, писал историко-религиозные эссе.Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению "старших символистов",начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавшихклише народнической поэзии, а затем переживших определенный творческийкризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознаниебезысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилияличности, проповедь красоты, "спасающей мир",- развивая эти общие для"старших символистов" мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихахрассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. "Новые стихотворения. 1891-1895", выступал как поэт все реже. В 1911 г. для последнего своего"Собрания стихов. 1883-1910" (СПб.) он отобрал те, которым сам "придавалзначение",- 49 лирических пьес и 14 "легенд и поэм". Первое стихотворение в сборнике "Отклик" (1881). В 1884 - 1888 гг.студент историко-филологического факультета Петербургского университета.Первая книга "Стихотворения" в 1888 г. Этапный сборник стихов "Символы"(1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия "Христос иАнтихрист" ("Смерть Богов. Юлиан Отступник", 1896; "Воскресшие Боги.Леонардо да Винчи", 1901; "Антихрист. Петр и Алексей", 1905). Автор литературно-критических исследований "Л. Толстой иДостоевский" (1901 - 1902), "Гоголь и черт" (1906) и др., сборниковфилософской и религиозной эссеистики "Вечные спутники" (1897), "ГрядущийХам" (1906), "Не мир, но меч" (1908), "В тихом омуте" (1908), "БольнаяРоссия" (1910), переводов Эсхила, Еврипида, Софокла, Гёте, По. В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А.Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частяхвыбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт вокрестностях Жлобина. После нескольких дней в Бобруйске беглецы в серединеянваря 1920 г. добрались до Минске, после выступлений в конце февраляприбыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. ЗдесьМережковский участвовал в газете "Свобода" до 20 октября, когда вместе сГиппиус и Злобиным выехал в Париж. Вслед за трилогией из русской жизни (пьеса "Павел I", романы"Александр I" и "14 декабря", 1918) своеобразные художественно-философскиепроизведения "Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)" (1924), "Мессия"(1925), "Наполеон" (1929), "Тайна Запада: Атлантида - Европа" (1931),"Иисус Неизвестный" (1932 - 33), "Павел и Августин" (1937), "ФранцискАссизский" (1938), "Данте" (1939). Участвовал в рижской газете "Сегодня" иваршавской "За свободу!", был парижским соредактором варшавскоголитературно-политического еженедельника "Меч" (1934 - 1939). Отличительные черты творчестваОтличительные черты разнообразной деятельности Мережковского - преобладаниеголовной надуманности над непосредственным чувством. Обладая обширнымлитературным образованием и усердно следя за европейским литературнымдвижением, Мережковский почти всегда вдохновляется настроениями книжными.Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен, но образностии одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не согревает читателя. Ончасто впадает в ходульность и напыщенность. По содержанию своей поэзииМережковский сначала всего теснее примыкал к Надсону . Не будучи"гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он охотно разрабатывал такиемотивы, как верховное значение любви к ближнему ("Сакья-Муни"), прославлялготовность страдать за убеждения ("Аввакум") и т. п. На одно изпроизведений первого периода деятельности Мережковского - поэму "Вера" -выпал самый крупный успех его как поэта; живые картины духовной жизнимолодежи начала 1880-х годов заканчивается призывом к работе на благообщества. Мотивы символизма и ницшеанства в творчествеС конца 1880-х годов Мережковского захватывает волна символизма иницшеанства. Мистицизма или хотя бы романтизма в ясном до сухостиписательском темпераменте Мережковского совершенно нет, почему и "символы"его переходят в ложный пафос и мертвую аллегорию. - Широко задумана"трилогия" Мережковского, долженствующая изобразить борьбу Христа иАнтихриста во всемирной истории. Крайняя искусственность замысла, малозаметная в первом романе, ярко выступила на вид, когда трилогия былазакончена. Если еще можно было усмотреть борьбу Христа с Антихристом в лицеЮлиана отступника, то уже чисто внешний характер носит это сопоставление вприменении к эпохе Ренессанса, когда с возрождением античного искусстваякобы "воскресли боги" древности. В третьей части трилогии сопоставлениедержится исключительно на том, что раскольники усмотрели Антихриста вПетре. Самый замысел сопоставления Христа и Антихриста не выдерживаеткритики; с понятием о Христе связано нечто бесконечно-великое и вечное, спонятием об Антихристе - исключительно суеверие. То же самое можно сказатьи о другом лейтмотиве трилогии - заимствованной у Ницше мысли, чтопсихология переходных эпох содействует нарождению сильных характеров,приближающихся к типу "сверх-человека": представление о "переходных" эпохахпротиворечит идее непрерывности всемирной истории и постепенностиисторической эволюции. Особенно очевидна искусственность этой идеи вприменении к Петру; в исторической науке прочно установился взгляд, чтоПетровская реформа была лишь эффектным завершением задолго до тогоначавшегося усвоения европейской культуры. В чисто художественном отношениивыше других первый роман. В нем много предвзятости, психология Юлиана-Отступника полна крупнейших противоречий, но отдельные подробностиразработаны порой превосходно. Предприняв поездку в Грецию, тщательноознакомившись с древней и новой литературой о Юлиане, автор проникся духомэллинизма и сумел передать не только внешний быт античности, но и самую еесущность. В "Воскресших богах" Мережковский с особенным увлечением отдалсятой стороне ницшеанства, которая заменяет мораль преклонением перед силой иставит искусство "по ту сторону добра и зла". Мережковский на всемпротяжении романа подчеркивает полное нравственное безразличие великогохудожника, вносящего одно и то же воодушевление и в постройку храма, и вплан особого типа домов терпимости, в придумывание разных полезныхизобретений, и в устройство "уха тирана Дионисия", с помощью которогосыщики незаметно могут подслушивать. Вторая часть трилогии, как и третья -не вполне художественные произведения; не меньше половины занимают выпискииз подлинных документов, дневников и т. п. Еще меньше можно причислить обаромана к подлинной истории. Благодаря, однако, хотя и тенденциозной, нояркой мысли, подкрепленной колоритными цитатами, "Воскрешение Боги" - однаиз интереснейших книг по Ренессансу; это признано даже в богатойзападноевропейской литературе. В третьей части трилогии Петр "Великий" взначительной степени меркнет, и на первый план выступает Петр более"Грозный", чем "Грозный" царь Иван. Перед нами проходят картины дикогораспутства, безобразнейшего пьянства, грубейшего сквернословия и во всейэтой азиатчине главную роль играет великий насадитель "европеизма".Мережковский сконцентрировал в одном фокусе все зверское в Петре. Новуюсерию исторических тем Мережковский начал драмой "Павел I" и большимроманом "Александр I". Личность Павла и трагедия его смерти освещеныавтором самостоятельно, без принижения личности императора. Александровскаяэпоха разработана довольно поверхностно, а декабристское движение - дажелегкомысленно. Стремясь отыскать в декабристах "человеческое, слишкомчеловеческое", автор затушевал в них то несомненно-геройское, которое в нихбыло. - В критических работах своих Мережковский отстаивает те же принципы,которых держится в творческой деятельности. В первых его статьях, например,о Короленке, еще чувствуется струя народничества начала 80-х годов, почтиисчезающая в книжке "О причинах упадка современной литературы", а впозднейших статьях, уступающая место не только равнодушию к прежнимидеалам, но даже какому-то вызывающему презрению к ним. В 1890-х годахмораль ницшевских "сверх-человеков" так увлекает Мережковского, что онготов отнести стремление к нравственному идеалу к числу мещанскихусловностей и шаблонов. В книжке "О причинах упадка современной русскойлитературы" не мало метких характеристик, но общая тенденция неясна; автореще не решался вполне определенно поставить скрытый тезис своего этюда -целебную силу и утилитарной школы русской критики, но собственные егостатьи очень тенденциозны. Так, поглощенный подготовительными работами длявторого романа трилогии, он в блестящем, но крайне парадоксальном этюде оПушкине находил в самом национальном русском поэте "флорентинское"настроение. В период увлечения религиозными проблемами Мережковскийподходил к разбираемым произведениям по преимуществу с богословской точкизрения. Эта специальная точка зрения не помешала, однако, исследованиюМережковского о Толстом и Достоевском стать одним из самых оригинальныхявлений русской критики. Сам художник, Мережковский тонко анализируетсущность художественной манеры Толстого, которого характеризует какясновидца плоти, в противоположность ясновидцу духа - Достоевскому.Замечательно владея искусством перемешивать собственное изложение искусноподобранными цитатами, Мережковский сделал из своего исследования одну изувлекательнейших русских книг. Как в исследовании о Толстом и Достоевском,так и в других статьях попытки Мережковского обосновать новое религиозноемиросозерцание сводятся к следующему. Мережковский исходит из старой теориидуализма. Человек состоит из духа и плоти. Язычество "утверждало плоть вущерб духу", и в этом причина того, что оно рухнуло. Христианство церковноевыдвинуло аскетический идеал "духа в ущерб плоти". В действительности жеХристос "утверждает равноценность, равносвятость Духа и Плоти" и "Церковьгрядущая есть церковь Плоти Святой и Духа Святого". Рядом с "историческим"и уже "пришедшим" христианством должна наступить очередь и для"апокалиптического Христа". В человечестве теперь обозначилось стремление кэтому "второму Христу". Официальное, "историческое" христианствоМережковского называет "позитивным", т. е. успокоившимся, остывшим. Оновоздвигло перед человечеством прочную "стену" определенных, окаменевшихистин и верований; оно не дает простора фантазии и живому чувству. Вчастности "историческое" христианство, преклоняющееся перед аскетическимидеалом, подвергло особенному гонению плотскую любовь. Для"апокалиптических" чаяний Мережковского вопрос пола есть по преимуществу"наш новый вопрос"; он говорит не только о "Святой Плоти", но и о "святомсладострастии". Этот довольно неожиданный переход от религиозных чаяний ксладострастию смущает и самого Мережковского. В ответ на обвинения духовныхкритиков он готов признать, что в его отношении к "историческомухристианству" есть "опасность ереси, которую можно назвать, впротивоположность аскетизму, ересью астартизма, т. е. кощунственногосмешения и осквернения духа плотью". Несравненно ценнее другая сторонарелигиозных исканий Мережковского. Второй из его "двух главных вопросов,двух сомнений" - "более действенный, чем созерцательный вопрос обессознательном подчинении исторического христианства языческому ImperiumRomanum": об отношении церкви к государству. Став в начале 1900-х годов вглаве "религиозно-философских" собраний, Мережковский подверг резкойкритике всю нашу церковную систему, с ее полицейскими приемами насажденияблагочестия. Эта критика, исходящая от кружка людей, заявлявших, что они неатеисты и не позитивисты, а искатели религии, в свое время произвеласильное впечатление. Как публицист, Мережковский слишком неустойчив в своихсимпатиях и антипатиях, чтобы иметь серьезное влияние. Он выступал и какапологет самодержавия, и как защитник идей диаметрально-противоположных. Невсегда устойчив Мережковский и как практический деятель; в 1912 г.произвело очень неблагоприятное впечатление обнародование его странно-ласковой переписки с А.С. Сувориным. Заключение Мережковский вошел в историю русской и мировой литературы как одиниз самых ярких и последовательных представителей символизма. Его книгипредставляют большой интерес как опыт метафизического (эсхатологического)прочтения истории и религии, Евангелия и мифов, "расшифровки" личностиХриста ("Иисус Неизвестный"), отцов церкви и знаменитых людей ("Павел иАвгустин", 1937, "Св. Франциск Ассизский" и "Жанна д'Арк…", 1938, и другие,более ранние сочинения). Его творчество - это талантливый синтез книжныхзнаний, всестороннее осмысление прошлого мировой культуры. Этим, вероятно,объясняется и тот факт, что у Мережковского было мало идейныхпоследователей: человек книжный, он зачастую видел не реальных людей, а ихметафизический образ, созданный собственным воображением (например,увлекался личностями Муссолини и Гитлера). Большой интерес представляютисследования Мережковского о писателях - Гоголе, Пушкине, Гончарове,Толстом и Достоевском, Флобере, Сервантесе, Руссо, Ибсене и др. Список использованной литературы 1. Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993 2. Д.С. Мережковский. Собрание сочинений в 4-х т. Москва: Правда, 1990. 3. Глеб Струве. Русская литература в изгнании. 4. О. Михайлов – Венок Мережковскому 5. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.