План исследований - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция 3 «рефрактометрический метод исследований» 1 69.34kb.
Перечень проектов фундаментальных исследований Уро ран, принятых... 1 405.13kb.
Отчёт Института ядерных исследований Российской академии наук за... 6 730.13kb.
Формирование парадигмы «визуальных исследований» многие теоретики... 1 161.04kb.
Магрупова Зульфия Мазгаровна канд экон 1 119.98kb.
Стороны взаимодействуют по вопросам, связанным с экспертной оценкой... 1 46.5kb.
Ргнф и Национальный центр научных исследований Франции объявляют... 1 7.9kb.
Всемирная программа метеорологических исследований Проект отчета... 1 322.09kb.
Тематический план по информатике на учебный год 2 465.39kb.
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных... 1 201.56kb.
Ректору Деканам факультетов, заведующим кафедрами Об организации... 1 27.17kb.
Пер с англ. К.: «София»; М.: Ид «Гелиос», 2001. 192 с 7 2561.25kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

План исследований - страница №1/1

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

СЕКЦИЯ «ФИЛОЛОГИЯ»

(РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)



ПОЭЗИЯ ПОДВИГА

(ВОЕННАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ ПОЭТА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА

В.П. ОВСЯННИКОВА-ЗАЯРСКОГО)

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

КУКОНИНА Н.Г.
АВТОР: УЧЕНИК 6Б КЛАССА

ПАНЧЕНКО В.
Г. НИЖНЕВАРТОВСК

2013

Оглавление


План исследований 4

Введение 6

Глава 1. Краткая биография Валентина Петровича Овсянникова-Заярского 7

Глава 2. Стихотворения о Великой Отечественной войне 8

2.1. Стихотворения, посвящённые близким людям 9

2.2. Стихотворения, посвященные теме Памяти 10

2.3. Стихотворения о боевых действиях 12

2.4. Стихотворения, посвященные теме Родины 13

Особенности военной лирики В.П Овсянникова-Заярского 14

Заключение 15

Список литературы 16



План исследований


Актуальность исследования обусловлена тем, что в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности, как патриотизм, любовь к Родине, готовность пожертвовать собой во имя Отчизны Изучение и сохранение прошлого нашей страны – важнейшая патриотическая, нравственная и культурная задача. На сегодняшний день, к сожалению, память народа о Великой Отечественной войне ослабевает, и скоро мы будем изучать войну только по историческим документам. Для нашего поколения еще есть возможность услышать из уст ветеранов об историческом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько стихотворений, песен было создано на войне! В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов. Своими стихами они возбуждали в народе патриотические чувства, поднимали его на борьбу с врагом. Пишут о войне ветераны и нашей Югорской земли, но мы о их творчестве или ничего не знаем, или знаем мало. Знакомство и изучение исторического подвига народа в поэзии наших ветеранов – настоящий урок патриотизма, который будет реализован посредством моего проекта Знание своей истории, ее понимание укрепляет высокое чувство любви к Родине, формирует гражданина и патриота. Эти духовные ценности никогда не потеряют своей актуальности.

Цель проекта: исследовать военную тему в лирике поэта Ханты-Мансийского округа В.П. Овсянникова - Заярского, выявить её особенности; на основе изучения исторического подвига народа формировать духовные ценности школьников, чувство сопричастности к истории нашего Отечества, любви и уважения к нему.

Указанная цель реализуется через решение следующих задач:

1. Расширять представления школьников о значении бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;

2. Систематизировать стихотворения, написанные о ВОВ, в соответствии с тематикой и их содержанием.

3. Пропагандировать идеи проекта через виртуальный альбом «Ради жизни на земле».

4. Воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родины.

Объект исследования: стихотворения В.П. Овсянникова-Заярского о Великой Отечественной войне.

Гипотеза: считаю возможным предположить, что благодаря работе, проводимой с данной тематикой творчества поэта, удастся повысить интерес у школьников к военной теме и донести до сознания учащихся значимость подвига народа в годы ВОВ;

- знакомство учащихся с творчеством нашего земляка-поэта повлияет на развитие духовных ценностей учащихся, в основе которых лежит потребность служить Родине и быть её защитником.



Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. аналитическое чтение;

  2. теоретический анализ литературы;

  3. поисковый, контекстуальный анализ;

  4. сравнительный анализ;

  5. изучение монографических публикаций и статей;

  6. обобщения.

Ожидаемые результаты проекта:

- во-первых, учащиеся узнают о заслуженном деятеле культуры ХМАО-Югры, писателе и поэте В.П. Овсянникове-Заярском;

- во-вторых, создание виртуального альбома « Ради жизни на земле» будет способствовать патриотическому воспитанию школьников;

- в-третьих, материалы проекта можно использовать на уроках литературы при изучении страниц героического прошлого нашей страны, на уроках истории, а также на многих внеклассных мероприятиях;

- в четвертых, разместить альбом на страницах виртуального музея школы № 22, а также на сайтах других школ города и округа.
В работе были использованы следующие источники:

1. Валентин Овсянников-Заярский. Страницы жизни. Екатеринбург, 2009 г.

2. Валентин Овсянников-Заярский. Великую победу не забыть. Екатеринбург, 2010 г.

3. Валентин Овсянников-Заярский. Я люблю тебя, Россия! Нижневартовск,2012 г.

4. Валентин.Овсянников-Заярский. Хатынь. Нижневартовск, 1991г.


Введение

1941-1945 год. .. 4 года страшных испытаний. Гитлеровская Германия вторглась на территорию России. Минувшая война унесла 27 млн. жизней.      Они разрушили 1710 городов и посёлков, превратили в пепелище 70 тыс. сёл и деревень. Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести. В нашей семье мои прадеды тоже воевали: Панченко Яков Федорович был призван на фронт в пехоту и прошел всю войну от начала и до конца. За освобождение Чехословакии Панченко Яков Федорович является «Почетным гражданином Чехословакии». Мой второй прадедушка Лопатин Егор Семенович приписал себе один год, чтобы его взяли на фронт. Он принимал участие в Сталинградской битве. Поэтому эта тема мне очень близка.

Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. От первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.

Уже давно я интересуюсь произведениями, в которых описывается война, смелость людей, их вера в победу. Имена известных поэтов того времени, таких, как О. Берггольц, К. Симонова, Мусы Джалиля, я думаю, известны всем, а мне стало интересно узнать отношение к войне простого человека, в чью судьбу вмешалась война. Кто, как не поэт, может очень точно словом выразить свои мысли и чувства? А если этот поэт ещё и наш земляк - это вдвойне интересно.

О нем я узнал на встрече ветеранов ВОВ с учениками нашей школы. К этой встрече я выучил стихотворение этого поэта. Валентин Петрович познакомил нас с выставкой своих книг, рассказывал о событиях военных лет. Все это произвело на меня большое впечатление, и я решил провести исследование военной лирики поэта Ханты-Мансийского округа В.П. Овсянникова-Заярского. В ходе своей  работы я изучил автобиографию поэта, провел тематическую классификацию стихотворений о войне,  проанализировал стихотворения каждой тематической группы, выделил некоторые особенности военной лирики поэта.

Самым важным материалом для меня были, конечно же, стихи, взятые из книги В.П. Овсянникова-Заярского «Великую победу не забыть», изданной в 2010 году. С автобиографией поэта я познакомился в его же книге «Страницы жизни», а также использовал материалы, предоставленные самим писателем при личной встрече.

Глава 1. Краткая биография Валентина Петровича Овсянникова-Заярского


Валентин Петрович Овсянников-Заярский, нижневартовский поэт и прозаик, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, член Союза российских писателей, трехкратный Лауреат литературных премий, ветеран ВОВ, Почетный член Совета ветеранов, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (1941-1945гг.).

Овсянников Валентин Петрович родился 20 июля 1934 года в городе Волноваха Донецкой области Украинской ССР в семье рабочих. Детские и юношеские годы прошли в пгт. Розовка Розовского района Запорожской области на Украине. В годы Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории (1941-1943г.г.). После освобождения из оккупации, в 1944-1945г.г., будучи еще подростком, работал на производстве в сельском хозяйстве. После окончания средней школы прошел службу в Советской Армии. Службу проходил в ВВС в городе Одессе. Там же являлся членом литобъединения при окружном Доме офицеров, спецкором газет: «Защитник Родины» и «Крылья ВВС».

После службы в армии окончил Донецкий государственный педагогический институт, историко-филологический факультет. После окончания института работал на комсомольской, а затем партийной работе. По решению Секретариата Донецкого обкома партии был направлен на службу в органы государственной безопасности.

В Нижневартовск прибыл в июле 1974 года по направлению «Главтюменнефтегаза». Работал начальником отдела кадров Спец. АТК, начальником отдела кадров и быта треста» Самотлортрубопроводстрой», объединения Нижневартовскстрой, заместителем управляющего трестом. Последние девять лет перед пенсией работал директором производственного предприятия автотранспорта. Обслуживал спецавтотранспортом НГДУ объединения «Нижневартовскнефтегаз». В 1999 году с должности первого руководителя вышел по возрасту на пенсию и проживает в г.Нижневартовске. Но не такой человек Валентин Петрович, чтобы сидеть сложа руки. Ветеран трудового фронта ВОВ в данный момент является председателем совета ветеранов ВОВ, много трудится в области культуры, литературы, пропаганды спорта, нравственно-патриотического воспитания учащейся молодежи города.

В.П. Овсянников-Заярский является автором 23 книг. Его книгу «Служить Отечеству», Д.А.Медведев, будучи Президентом РФ, высоко оценил как «добросовестный труд на благо России, который вносит весомый вклад в патриотическое воспитание молодежи». Среди книг автора хочется выделить поэму «Хатынь», «20 лет второго дыхания, или Любовь земная», «Любимой», «Стихи, рожденные жизнью», «Право на Память», «Войти в зенит», «На Югорских ветрах», «Огню наперекор», «Гордись, мой город!», «Из глубины пластов Сибири», «Бойцам невидимого фронта», «Ода Памяти В.И.Муравленко», «Обожженные ветром», «Мои года – мое богатство», «Молодые таланты Нижневартовска», «Вера православная», «Служить Отечеству» и др.

Овсянников Валентин Петрович имеет правительственные награды, среди которых можно выделить Медаль «В ознаменование 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина», Медаль «65 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.г.», Медаль «Труженик тыла», Золотую медаль «За вклад в дело мира». За многолетний творческий труд и личный вклад в развитие культуры Ханты-Мансийского автономного округа Валентин Петрович награжден Почетными грамотами и Благодарственными письмами города Нижневартовска и ХМАО-Югры.

Его книги не носят вымысел, а основаны на фактическом материале и герои его книг – это конкретные люди, с которых молодежь берет пример. В этом великая ценность книг писателя.

Последние его книги: «Служить Отечеству», «Страницы жизни» и «Великую Победу не забыть» стали настольными для молодежи и играют важную роль в воспитании молодежи на лучших традициях патриотизма в современных условиях.


Глава 2. Стихотворения о Великой Отечественной войне


Мною была проведена тематическая классификация стихотворений о войне.

Их можно разделить на следующие тематические группы:



  1. Стихотворения, посвящённые близким людям  ………………………...

  2. Стихотворения, посвященные теме памяти………. .

  3. Стихотворения  о боевых действиях ……...

  4. Стихотворения, посвященные теме Родины ………………………………...............

Конечно, такая классификация не охватывает абсолютно все стихотворения на указанную тему и не проводит четких границ, но она, на мой взгляд, выделяет характерные для поэта темы. Обратимся к анализу каждой  тематической группы.

2.1. Стихотворения, посвящённые близким людям


В виртуальном альбоме «Ради жизни на земле», что явится продуктом моего проекта, первым стихотворением Валентин Петрович хотел бы видеть стихотворение о брате Борисе, погибшем на войне. Их о нем много: «Братишка», «Прости меня», «Брат», «Письмо из военкомата», «Я еще не вернулся с войны», и др. С годами боль не прошла, снова и снова обращается он к без вести пропавшему родному человеку :

Где ты, брат мой,

На каком холмистом поле

Горсть земли зажал в ладони…(«Брат»,1978г)


……………………………………………

Ты год приписал и …

Пошел по призыву.

Солдатом у Родины стал!

Теперь Неизвестным восстал из могилы,

Взошел на святой Пьедестал! («Братишка», 1980 г)

……………………………………………….

Она твоя Победа ,брат !

Спокойно спи ,родной мой Боря.

Испил ты чашу, как Солдат,

Мне от того не меньше горя.

Она твоя, Победа, брат!

день не рассчитала,

Ты в жизни вечным стал. Солдат!-

Осколок срезал листик дат,

Где лишь семнадцать пролистало… ( «Она твоя Победа , брат !» 1985 г.)

Отец Валентина Петровича пришел с войны инвалидом, на основе его рассказов родилась баллада «Переписка отца с сыном». По словам поэта, в этом произведении отражена самая настоящая правда о начале войны:



Ну, здравствуй, сын, письмо пишу из фронта,

Мы в бой готовы каждый день вступать,

Но нас щадят и держат, как под зонтом:

Одна винтовка на десять солдат.

………………………………………………

Да, биться нечем было нам как надо,

Враг поливал нас «шмайсером» своим,

А мы с винтовок… и патрону рады,

Лишь стык граненый наш непогрешим

…………………………………………….

Сегодня нам и кухню подкатили,

Да ,кроме каши, нету ничего,

Днепропетровск фашисты разбомбили,

Мы кулаки сжимали, лишь всего.

Уж целый месяц мы все пешим ходом…

Фронт рядом где-то грозы раздает,

Мы от бессилья места не находим,

А наступать нам Ставка не дает.

…………………............................................

Давно отца нет на земной планете,

Давно от праха вряд ли что-то есть,

Но дух отца жив будет долго в свете,

Все потому, что он сберег мне честь.
Отцы, отцы! На вас лежит то бремя,

Чтоб до конца вы выполнили Долг,

Чтоб проросло надежды светлой семя,

Чтоб защищать сын Родину сам смог! («Переписка отца с сыном».2009)


2.2. Стихотворения, посвященные теме Памяти


Историческая память – это то, что делает человека гражданином. Мы не должны забывать о том, какой ценой была достигнута победа, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века. Без знания прошлого никогда не будет будущего. Эта группа стихотворений, на мой взгляд, самая многочисленная. Для альбома я отобрал десять стихотворений: «Минута молчания», «Право на память», «Ветераны», «Бессмертна слава подвига» и др. Валентин Петрович рекомендовал обязательно рассказать о поэме «Хатынь». В 1985 г. он вместе с семьёй отправился в Белоруссию специально для того, чтобы посетить Хатынь. Как мы помним, белорусская деревня 22 марта 1943 г. была сожжена карательным отрядом СС особого назначения. В огне погибли 149 человек, из них 75 детей. После этой памятной поездки и родилась поэма «Хатынь», где автор проживает эту страшную беду вместе с этими людьми и завещает нам никогда не забывать об этом:



Уже не воскресли… Горстями песка и золы

Легли они в урны на этом кладбище,

А были в деревнях тех хаты, сады…

Оставил фашизм на местах пепелище…


………………………………………………

Хатынь должен помнить каждый! –

Наказ это мертвых живым.

Кто там побывал хоть однажды,

Не в силах забыть ту святынь.
………………………………………………

Там в бронзу одетый Каминский,

С сыном своим на руках,

Встречает, чтоб память о близких,

Болью осталась в сердцах.
Она не умерла, священная Хатынь,

Застыла облаком из серого бетона.

Всмотритесь, люди, в острова святынь,

К которым мы стремимся для поклона.


………………………………………………

Бесчеловечен был и есть фашизм,

Об этом всем нам твердо надо помнить!

В Хатыни ты душою приглядись,

И все, как есть, навеки ты запомни !!! («Хатынь» 1991г.»)


В других стихотворениях - «Ветераны», «Аллея памяти», «Бессмертна слава подвига», «Вечный огонь» и др. он благодарит защитников Отечества, говорит о том, что их подвиг будут помнить веками:

Бессмертна Слава Подвига народа!


Пусть далеки военные года,
Войну я не забуду никогда!
Она застыла на сердечном своде.

Там воля непреклонная жила,


Там мужество в порыве беспримерно!
Страна моя! Запомни имена
Простых людей, что победили скверну!. («Бессмертна Слава Подвига» 1999г.)

В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы. Мы должны не просто знать о том, как русский солдат спас целый мир от катастрофы, а помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память сердца. Этой теме посвящены следующие стихи – «9 мая 1945 года», «С Победой», «9 мая – день Победы», «Канун Победы».

У ветерана слёзы на глазах -
Он вспомнил фронт, где падали ребята…
Как выносил сам друга на руках…
Могильный холм сражённого Солдата.

……………………………………………………………………..

Легли цветы на серый Постамент:
Сегодня День ликующий Победы!
Забыть нельзя священный тот момент,
Когда годами измерялись беды В канун Победы 1999г.)

…………………………………………….

Великую Победу не забыть!

Столетиям Величье не затмить!

Вы защитили Родину свою

В тяжелом и упорнейшем бою!

Четыре года кровь лилась рекой:

Не все вернулись к матерям домой,

О как вы были молоды тогда,

Но смелость ваша брала города! («С победой» 1999г.)


2.3. Стихотворения о боевых действиях


Фашисты оказались лицом к лицу с людьми, которые не хотели, не могли склонить голову. Ценой победы или поражения была сама жизнь.Благодаря смелости и отваге таких бойцов была одержана победа в Великой Отечественной Войне.Но не все вернулись живыми с войны.В эту группу я выделил следующие стихотворения – «Солдатские дороги», «Вызываю огонь на себя!», «Тебе спасибо, медсестра», «Теплушка» и др.

Вызываю огонь на себя!

Не молчи ты, моя батарея!

Окружают фашисты меня…

Ты накрой их огнем не жалея!!!

Вызываю огонь…

Вызываю…

Вызыв……..

Вызы…в-а-а-ю-ю!....... («Вызываю огонь на себя!» 2000 г.)

………………………………………

Однажды в ночь и мы пошли в атаку,

Шли наши танки, шли мы «зачищать»,

Свинец визжал, и лязгали осколки,

Врага штыком пришлось нам добивать.


В сраженье том ноги часть оторвало,

Ступня висела, славно в гати плеть,

А санитарка враз забинтовала,

Отволокла и начала реветь… («Переписка отца с сыном» 2009г.)

……………………………………….

Помню бой за высотку – бугор…

Градом смерти летели снаряды…

Но смертям этим наперекор

Поднялись мы в атаку отрядом.

……………………………………

Бой кровавый идет, но ряды

Поредевшие движутся цепью…

Мне б напиться… глотнуть бы воды…

Но бушуют пожары над степью. («Я еще не вернулся с войны» 1985г.)



2.4. Стихотворения, посвященные теме Родины


Самое прекрасное на свете – Родина. Каждый человек любит место, где он родился и живет, любит людей, с которыми живет, любит свой народ. Не зря в народе бытуют такие пословицы: «Родина – мать, умей за нее постоять», «Родина краше солнца, дороже золота». .» За край родной иди бесстрашно в бой»Я считаю, что все через все творчество Валентина Петровича красной нитью проходит тема любви к Родине. В эту группу я выделил следующие стихотворения – «Моя судьба в судьбе отчизны», «Россия, моя ты Россия», «Что значит Родина», «Моя любовь - Россия», «День России» и др.
Моя судьба в Судьбу Отчизны

Живыми нитями вплелась,

И в ней частичка мне нашлась –

Познал я лет военных горе

Отчизны – матери родной,

Война осталась в детском взоре

Испепеленною страной. («Моя судьба в судьбе России» 1985г.)

……………………………………….

Я за тебя готов ответить жизнью!

Я за тебя готов на все сейчас!

Россия – мать, любовь моя, отчизна,

С тобой нам вместе дорог каждый час! («Моя любовь – Россия» 2006г.)

……………………………………………..

Единство России, как Знамя,

Сердцами нам надо беречь!

Единство, скрепленное нами,

Врагу никакому не сжечь! («Россия, моя ты Россия!» 2012г.)

……………………………………………

Мы все пройти готовы в своей жизни,

Лишь только б ты нам матерью была!

Мы присягаем матери – Отчизне –

За то, что жизнь нам каждому дала! («Мы присягаем» 2006г.)


Особенности военной лирики В.П Овсянникова-Заярского




Стихи-посвящения, воспоминания, поэмы о трагическом периоде нашей истории взволнованно рассказывают нам о горечи утрат, солдатском долге, преданности народа Родине, радости Победы. Автор хочет донести до нас, молодежи, тот дух, который помог победить сильного и жестокого врага. Поэзия В.П. Овсянникова-Заярского многогранна, поучительна и увлекательна. Глубина чувств, яркость мысли делают его произведения душевными, проникновенными. Его творчество отличает отсутствие вымысла, он пишет о реальных фактах, о жизни конкретных людей, тем самым создавая летопись нашего народа, нашей общей истории. И за это мы должны быть ему благодарны.

Заключение


В результате работы над проектом по данной теме можно сделать следующие выводы:

  • Знакомство с писателем и поэтом В.П..Овсянниковым-Заярским, нашим земляком-писателем - это оказание внимания и уважения к ветерану, признание его достижений.

  • Военная лирика – важное средство формирования у детей патриотических чувств, интеллектуального и духовно-нравственного воспитания.

  • Создание виртуального альбома «Ради жизни на земле» поможет реализовать идеи проекта.


Гипотеза подтверждается следующими результатами:

  • проведена классификация стихотворений о войне;

  • состоялось знакомство учащихся с творчеством нижневартовского поэта В.П.Овсяннокова-Заярского, выявлены особенности его творчества;

  • проведено анкетирование учеников 5-9 классов на значимость военной лирики;

  • создан виртуальный альбом «Ради жизни на земле», доказана значимость лирики военных лет для формирования у учащихся патриотических чувств;

  • указанный размещен альбома на страницах виртуального музея школы № 22, а также на сайтах других школ города и округа.




Список литературы


1. Валентин Овсянников-Заярский. Страницы жизни. Екатеринбург, 2009 г.

2. Валентин Овсянников-Заярский. Великую победу не забыть. Екатеринбург, 2010 г.

3. Валентин Овсянников-Заярский. Я люблю тебя, Россия! Нижневартовск,2012 г.

4. Валентин.Овсянников-Заярский. Хатынь. Нижневартовск, 1991г.



5.Материалы, предоставленные лично писателем и поэтом В. П.Овсянниковым-Заярским.