План глава Экономическая природа ценных бумаг 5 Сущность государственных ценных бумаг 5 Виды государственных ценных бумаг 10 Становл - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
План глава Экономическая природа ценных бумаг 5 Сущность государственных ценных бумаг - страница №1/1




Рынок ценных бумаг РК

План Введение 3 Глава 1. Экономическая природа ценных бумаг 5 1.1. Сущность государственных ценных бумаг 5 1.2. Виды государственных ценных бумаг 10 1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане 15 Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг на современном этапе 20 2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг 20 2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг 26 Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг 31 Заключение 44 Список литературы 47 Введение Развитие рынка государственных ценных бумаг характеризуетсяположительными тенденциями и происходит на фоне сохраняющегося равновесногосостояния системы долгосрочных базовых факторов, в числе которых устойчиваядинамика обменного курса и относительно низкий уровень инфляции. Сегодня всем ясно: без подъема реального сектора экономики Казахстананет будущего. Подъем экономики невозможен без инвестиций. Активизацияинвестиционного спроса, структурная перестройка экономики, ее радикальноетехнологическое обновление, создание эффективных технологическихинститутов, защита внутреннего рынка, поддержка экспорта - все это должнослужить основой для проводимых реформ. Многие десятилетия в Казахстане, по существу, не было ни финансовогорынка, ни его инфраструктуры: частных коммерческих и инвестиционных банков,бирж, страховых обществ и т.п. В стране не существовало конкуренции междупроизводителями товаров и услуг, в том числе финансовых, которые являютсядвигателем общественного прогресса. Рыночная экономика требуетиспользования потенциальных возможностей финансового рынка, которыйпредставляет собой важнейший источник ее роста. По структуре финансовыйрынок страны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг другарынков: денежный, кредитный и рынок ценных бумаг[1]. Переход Казахстана от жестко централизованной плановой экономики крыночной, регулируемой государством, в сложившейся экономической ситуации вКазахстане требует ускоренного и научно обоснованного создания финансовогорынка и его ключевого звена - рынка ценных бумаг, способного оперативноотрегулировать структуру национального хозяйства, остановить спадпроизводства, развить наиболее перспективные отрасли производства. Значительная роль рынка ценных бумаг отводится и в стабилизациинациональной валюты Казахстана, снижении темпов инфляции. Рынок ценныхбумаг - это не обособленная система, а сегмент рынка, который не можетфункционировать без всестороннего развития рыночной экономики в целом.Состояние финансового рынка зависит от ряда факторов, среди которых главнуюроль играют темпы инфляции. Дело в том, что при спаде производства ибезудержном росте инфляции многие преимущества фондового рынка, всегдасчитающегося надежным средством защиты сбережений от инфляции, становятсяабсурдом [2]. Рынок ценных бумаг - регулятор многих стихийно протекающих процессов врыночной экономике. Это относится, прежде всего, к процессу инвестированиякапитала. Рынок ценных бумаг позволяет конкретным формам капиталаоперативно концентрировать и продавать необходимые средства дляосуществления конкретных проектов по ценам, устраивающим и кредиторов, изаемщиков. Цель курсовой работы изучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане. Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующиезадачи: 1. Определить сущность и виды ценных бумаг, а так же рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане. 2. Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке. 3. Исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане. Глава 1. Экономическая природа ценных бумаг 1 Сущность государственных ценных бумаг Рынок краткосрочных займов или облигаций, обычно представляетзаимствования на срок от одного года до пяти лет. Обычно эти инструментыобращаются на организованных биржах, но структура ценообразования по этиминструментам делает их привлекательными только для небольшого кругапрофессиональных инвестиционных институтов и не представляющими интересадля частных лиц. Рынок среднесрочных займов или облигаций. Среднесрочные ценные бумаги-это термин, который до недавнего времени использовался только вВеликобритании и США и представлял облигации со сроком погашения от 5 допятнадцати лет (в Великобритании) или от двух до, десяти лет (в США).Правительство других государств не привлекали средства на периоды более 10лет. Бессрочные облигации. Эти облигации, выпускаемые правительством, неимеют конкретной даты погашения. Выпуск таких инструментов можетосуществляться по нескольким причинам, которые будут обсуждаться позже этойглаве. Достаточно сказать, что инвесторы будут относиться к такиминструментам по-разному, и цены на них будут меняться гораздо быстрее, чемпо любым датированным инструментам[3]. Поскольку такие правительственные заимствования представляют собойкредиты государству, то кредиторы будут ожидать не только возврата своихсредств, но также и плату за использование их денег. Поскольку по кредитутакие платежи называются процентными, методы, которые правительство можетиспользовать для выплаты эти процентов, называются «видами процентов». По дисконтированию правительство включает все начисляемые назаимствование проценты и выплачивает вместе с основной суммой долга.Соответственно первоначальная сумма, предоставляемая в кредит государству,будет меньше той суммы, которую государство выплачивает в конце срока.Традиционно этот метод применяется практически да всех краткосрочных бумаг,но в последние годы он также стал популярен для более долгосрочныхинструментов. При купонных платежах государство устанавливает фиксированную годовуюпроцентную ставку (купон), который выплачивается кредиторам либо раз в год,либо раз в полгода. В этом случае та сумма, которую государство заимствуетв начале периода, будет равняться той сумме, которую оно выплатит в концепериода. Этот метод используете правительствами для большинствагосударственных облигаций. Поскольку покупательная сила денег в будущем может быть меньше, чем внастоящий момент (поскольку цены, как правило, растут с течением времени -ценовая инфляция), то государства все больше и больше понимают, что длятого, чтобы поощрять инвесторов предоставлять свои средства в кредит, онидолжны сделать свои продукты более привлекательными. Основой для индексацииявляется публикуемая государством статистика инфляции. Инфляционный ценовойиндекс будет расти по мере роста цен на основные товары и услуги, исоответственно правительство будет привязывать купонные платежи (проценты)и основную сумму долга (сумма к погашению) к этом) индексу, что дастинвесторам стабильный доход от их средств в реальном выражении. В процессе заимствования средств заемщик должен продумать, как онбудет погашать займ, а кредитор должен учитывать вероятность того, что егосредства могут к нему не вернуться. Оба должны, таким образом, решить,какая процентная ставка должна выплачиваться по займу. Совершенно очевидно,что заемщик хочет получить средства по наименьшей возможной ставке, акредитор хочет предоставить средства в кредит по наивысшей возможнойставке. Для того чтобы обе стороны могли найти славку, которая лежит где-топосередине, необходимо учесть ряд факторов. Эти факторы могутрассматриваться как другие факторы эмиссии, самым важным из которыхявляется кредитоспособность. Кредитоспособность используется для определения способности заемщикаответить по своим финансовым обязательствам. В принципе это рейтингспособности погасить заем, и погасить в той форме, что и первоначальноезаимствование. Считается, что правительства будут существовать всегда, хотялюди, которые входят в состав правительства, будут меняться. Если инвесторсчитает, что будущее правительство какой-либо страны сможет вернуть долг,то тогда кредитный рейтинг будет высоким (хорошим). Чем выше кредитныйрейтинг, тем ниже процентная ставка, которая будет выплачиватьсякредитору[4]. Поскольку правительства являются крупными заемщиками по разнымпричинам, то наиболее важный фактор кредитоспособности для кредитора - этостабильность государства. Кредитор также будет чувствовать себя болееуверенно, если он увидит, что политика государства в области заимствованийи планы использования средств характеризуются постоянством и чтогосударство остается верным своим принципам заимствования. Как ужеговорилось, чем больше стабильности демонстрирует государство, тем меньшийуровень процентных ставок потребуют кредиторы. Если вернуться к покупательной силе валюты (по сравнению с тем, какойона будет в будущем), необходимо также обратить внимание на прогнозинфляции в стране. Если цены на товары, дома и т. д. растут быстро, тосчитается, что инфляция высока. Если же цены растут медленно с течениемвремени, то тогда считается, что инфляция низкая. Поскольку кредитор знает,что пройдет какое-то время прежде, чем он получит свои деньги назад, то,естественно, он обеспокоен уровнем инфляции. Этот фактор распространяетсяна все виды заимствований независимо от того, является ли заемщикомгосударство или предприятие. В принципе, чем меньше уровень инфляция внастоящий момент и по прогнозам, тем меньше будет процентная ставка,требуемая кредитором. Совершенно очевидно, что по этим трем факторам -стабильность государства, способность к погашению, уровень инфляции - чемхуже ситуация, тем скорее это приведет к тому, что кредитор затребует болеевысокую процентную ставку, под которую он предоставит кредит, если онвообще на это пойдет. Правительствам не требуется сразу вся сумма для финансирования какого-либо проекта. Пройдет несколько месяцев или лет прежде, чем будут завершенынекоторые проекты. В таких случаях правительство может искать источникиполучения полной суммы, но в настоящий момент запросит только ее часть. Существует два способа решения этого вопроса: первый - заимствовании вформе траншей, когда правительство привлекает средства от кредиторов споследующим выпуском на рынок облигаций с таким же сроком погашения,которые могут быть приобретены другими кредиторами. Если былпродемонстрирован хороший спрос (со стороны кредиторов) на определенныеоблигации и правительство удовлетворено той процентной ставкой, которую оновыплачивает, то государство может организовать дополнительный выпуск такихоблигаций. Поскольку рыночные силы спроса и предложения преследуютпротивоположные цели, то на свободном рынке цены устанавливаются на томуровне, который является приемлемым для обеих сторон. Поэтому если первыйкредитор знает, что будет предложено больше облигаций, то в том случае,если он захочет их продать, он будет конкурировать с государством. Врезультате по своему первоначальному кредиту он будет ожидать полученияболее высокой процентной ставки для того, чтобы компенсировать эту потерюпривилегий. Обратная ситуация складывается, если правительство использует второйметод и выпускает облигации с частичной оплатой. При этом методеправительство получает от кредиторов обязательство приобрести егооблигации, но просит внести только часть суммы, а остальное разрешаетзаплатить позже. В этой ситуации кредитор не ожидает, что правительствоорганизует дополнительные выпуски облигаций, но он может не платить всюсумму сейчас. Кредитор также может продать облигацию другому покупателю, итогда он не должен будет вносить оставшуюся сумму, так как теперь это будетобязанностью нового кредитора. Необходимо помнить о том, что, чем дольшесрок погашения займа и чем больше его сумма, тем выше риск невозврата. Всвязи с этим оба фактора приведут к тому, что кредитор будет требоватьболее высокую процентную ставку. Таким образом, в данном случае, посколькукредитор предоставляет меньше денег, то он будет ожидать, что правительствопредложит ему более низкую процентную ставку. Хотя это не играет большой роли, все-таки следует учитывать частотувыплат по купону, т. е. выплачивает ли правительство годовую суммупроцентов раз в год или чаще. Если купон в размере 10% выплачивается одинраз в год в конце года, то кредитор знает, что на конец года он заработаеттолько 1,0% от предоставленной в кредит суммы. Если же купон выплачиваетсядва раза в год, т. е. правительство выплачивает 5% по прошествии первыхшести месяцев и 5% в конце года, то тогда ситуация у кредитора нескольколучше. Хотя правительство выплатило все те же 10% годовых, все-такикредитор может предоставить в кредит те 5%, которые он получил в концепервого полугодия, и также заработать на них проценты (реинвестировать).Поскольку это означает, что кредитор имеет возможность получить большийдоход от полугодовых купонов, то тогда для того, чтобы получить такой жеуровень доходности, что получатель одного платежа по купону, он можетпозволить себе потребовать несколько меньшую ставку. Размещение ГЦБ в Республике Казахстан обычно происходит черезМинистерство финансов РК или Национальный банк РК. ГЦБ могут размещаться различными методами (аукционы, торги, открытаяпродажа и закрытое распространение и т.д. На первичном рынке размещениевыполняется на аукционах Министерства финансов и НБ РК. Обращение бумаг навторичном рынке происходило вне биржевых площадок. Национальный Банк Республики Казахстан демонстрирует гибкий подход кпроблеме управления денежной базой с помощью своих краткосрочных долговыхобязательств. Ноты использовались эмитентом исключительно по своемудекларированному назначению. В течение года решающее влияние на ликвидность ЦБ - наиболеепопулярного финансового инструмента в Казахстане - оказывали два фактора:уровень инфляции и спекулятивная привлекательность валютного рынка Покупателем ГЦБ могут быть любые юридические и физические лица, в томчисле нерезиденты. Основными инвесторами являются: население, банки второго уровня,пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды. Преимущества ГЦБ перед другими ценными бумагами: 1. Доход от ЦБ не облагаются налогом. 1. Высокий относительный уровень надежности и соответственно минимальный риск потери капитала и доходов по нему[5]. Таким образом, ГЦБ удостоверяют имущественные права держателя вотношениях займа, заемщиком в которых выступает правительство РеспубликиКазахстан или Национальный банк РК. 1.2. Виды государственных ценных бумаг Основные виды ГЦБ в Республике Казахстан: > Краткосрочные казначейские обязательства ГККО (МЕККАМ); > Среднесрочные казначейские обязательства ГСКО (МЕОКАМ); > Специальные казначейские обязательства ГСКО (МЕАКАМ); > Индексированные казначейские обязательства ГИКО (МЕИКАМ); > Краткосрочные казначейские валютные обязательства ГКВО СМЕКАЕМ); > Среднесрочные казначейские валютные обязательства ГСКВО (МЕОКАВМ); > Специальные валютные государственных облигаций СВГО (АВМЕКАМ); > Национальные сберегательные облигации (НСО); > Ноты Национального банка РК (специальные, краткосрочные валютные и краткосрочные ноты (в тенге)[6]; Государственные краткосрочные казначейские обязательства. Название "государственное краткосрочное казначейскоеобязательство" на казахском языке именуется "МЕККАМ" - "мемлеккeтiккыскамерзiмдi казьнашылык мiндеттеме". Цель выпуска - расширение рынка ценных бумаг и увеличение долинеинфляционного покрытия дефицита республиканского бюджета. Государственные краткосрочные казначейские обязательства МЕККАМвыпускаются в дематериализованной форме со сроком обращения три, шесть идвенадцать месяцев, размещаются и обращаются путем ведения соответствующихзаписей на счетах их держателей в депозитарии финансового агента исубдепозитариях первичных дилеров. Государственные среднесрочные казначейские обязательства. Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами,выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лицаПравительства Республики Казахстан и свободно обращаются на рынке ценныхбумаг Казахстана в соответствии с действующим законодательством РеспубликиКазахстан. Название "государственное среднесрочное казначейское обязательство"(ГСКО) на казахском языке именуется - "Мемлекеттiк ортамерзiмдi казынашылыкмiндеттеме" (МЕОКАМ). Цель выпуска - диверсификации рынка государственных ценных бумаг иувеличения доли источников неинфляционного покрытия дефицитареспубликанского бюджета Номинальная стоимость казначейского обязательства - 1000 тенге. «Положение о порядке выпуска, обращения и погашения государственныхсреднесрочных казначейских обязательств Республики Казахстан со срокомобращения два и три года» утверждено постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан от 10 июня 1997 года N 945 Специальные казначейские обязательства Специальные казначейские обязательства являются государственнымиценными бумагами, выпускаются Министерством финансов Республики Казахстанот лица Правительства Республики Казахстан и свободно обращаются на рынкеценных бумаг Казахстана в соответствии с действующим законодательствомРеспублики Казахстан. Название "государственное специальное казначейское обязательство"(ГСКО) на казахском языке именуется - " Мемлекеттiк арнаулы кызынашылыкмiндеттеме" (МЕАКАМ). Цели выпуска - переоформление задолженности Правительства РеспубликиКазахстан перед Национальным банком Республики Казахстан по полученнымкредитам в 1991-1997 годах в государственные ценные бумаги. Срок обращения десять лет. Номинальная стоимость специальных казначейских обязательств 1.000(одна тысяча) тенге. «Положение о порядке выпуска, обращения и погашения государственныхспециальных казначейских обязательств Республики Казахстан» утвержденопостановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 1997 г. N1859 Индексированные казначейские обязательства на государственном языке -" Мемлекеттiк индекстелген казынашылык мiндеттеме" (МЕИКАМ) являютсягосударственными ценными бумагами, выпускаются Министерством финансовРеспублики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан с цельюфинансирования текущего дефицита республиканского бюджета и свободнообращаются на рынке ценных бумаг Казахстана, в соответствии с действующимзаконодательством Республики Казахстан. Цель выпуска - диверсификацияфинансовых инструментов, используемых для финансирования дефицитареспубликанского бюджета. Сроком обращения три месяца и более на территории РеспубликиКазахстан. Номинальная стоимость индексированного казначейского обязательства -1000 тенге. «Правила выпуска, обращения и погашения государственныхиндексированных казначейских обязательств Республики Казахстан со срокомобращения три месяца и более» утверждены постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан от 10 марта 1999 года N 220. Государственные краткосрочные казначейские валютные обязательства. Название "государственное краткосрочное казначейское валютноеобязательство" (ГКВО) на государственном языке именуется - " Мемлекеттiккыскамерзiдi казынашылык валюталык мiндеттeме" (МЕКАВМ). Номинальная стоимость казначейского обязательства -100 долларов США. Срок обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев на территорииРеспублики Казахстан. «Правила выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочныхказначейских валютных обязательств Республики Казахстан со сроком обращениятри, шесть, девять и двенадцать месяцев» утверждено постановлениемПравительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года N 398. Государственные среднесрочные казначейские валютные обязательства Название "государственные среднесрочные казначейские валютныеобязательства" на государственном языке - " Мемлекеттiк орта мерзiмiдiказьшашылык валюталык, шндеттеме" (МЕОКАВМ). Цели выпуска - расширения видов инструментов, используемых дляфинансирования дефицита республиканского бюджета. Казначейские валютные обязательства выпускаются в бездокументарнойформе, размещаются аукционным методом и обращаются путем ведениясоответствующих записей на счетах "депо" их держателей в закрытомакционерном обществе "Центральный депозитарий ценных бумаг" (далее -Депозитарий) и на счетах "депо", открытых у первичных дилеров на рынкегосударственных ценных бумаг по их инвесторам. Номинальная стоимость казначейского валютного обязательства -100долларов США. «Правила выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживаниягосударственных среднесрочных казначейских валютных обязательств РеспубликиКазахстан со сроком обращения один год и более» утверждены постановлениемПравительства Республики Казахстан от "18" апреля 2000 года N 597. Специальные валютные государственные облигации Специальные валютные государственные облигации (АВМЕКАМ) номинальнойстоимостью 100 долларов США выпускаются Министерством финансов РеспубликиКазахстан от лица Правительства Республики Казахстан. Цель выпуска - защита пенсионных активов накопительных пенсионныхфондов. Срок обращения пять лет. «Правила выпуска, обращения и погашения специальных валютных игосударственных облигаций со сроком обращения пять лет» утвержденыпостановлением Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года N363 Национальные сберегательные облигации Национальные сберегательные облигации выпускаются Министерствомфинансов Республики Казахстан в дематериализованной форме сроком обращения364 дня (52 недели). Проценты по доходности выплачиваются ежеквартально. Ноты Национального Банка Республики Казахстан. Представляют собой инструмент денежно-кредитной политики,предназначенный для регулирования денежной массы в обращении. Краткосрочные ноты со сроком погашения до 90 дней первоначальнопродаются по цене ниже номинальной стоимости, а погашаются по номинальнойстоимости. Выпускаются в бездокументарной форме с номинальной стоимостью100 тенге, цена отсечения - минимальная дисконтированная цена.Удовлетворение заявок начинается с наименьшего дисконта и заканчивается притом дисконте, при котором исчерпывается объем эмиссии. 1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные дляцентральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальныйбанк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицитабюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременносокращать их объемы. В 1998 году прямое кредитование правительства было полностьюпрекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банком былпереоформлен в специальные десятилетние облигации МЕАКАМ. Со своей стороныс 1994 года министерство финансов начало переходить к неинфляционнымметодам финансирования дефицита бюджета - заимствованию на внутреннем рынкепутем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейскиеобязательства. В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редкои нерегулярно, примерно один раз в месяц, но уже к концу года они сталипроводиться еженедельно. Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБ министерствафинансов увеличилась до 2-3 раз в неделю. Значительно выросли и объемыразмещения. Если не учитывать специальные ценные бумаги МЕАКАМ и АВМЕАКАМ,то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6 раз,с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в связи с апрельской девальвацией тенгеинтерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство финансов с целью поддержаниярынка начало выпускать краткосрочные валютные ЦБ, а также осуществиловыпуск специальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее времякраткосрочные валютные ценные бумаги полностью погашены, а пятилетние быликонвертированы в мае 2000 года в еврооблигации. Валютные ГЦБ не принесли их владельцам каких-либо сверхдоходов. Ониимели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем сменилсяпериодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, послечего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг. ГЦБ министерства финансов являются не только инструментом заимствованияправительства на внутреннем рынке, но и инструментом регулирования денежнойбазы Национального банка на вторичном рынке. В связи с тем, чтоНациональный банк не может приобретать ГЦБ на первичном рынке, а объем ихна вторичном рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанканедостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальныйбанк с 1995 года был вынужден выпускать свои ценные бумаги - ноты. Ноты Национального банка имеют короткие сроки обращения - от 7 до 91дня, достаточные для оперативного регулирования денежной базы и поэтому онине конкурируют с ценными бумагами правительства. В апреле 1999 года, впериод введения режима свободно плавающего обменного курса, Национальнымбанком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовом порядкеспециальные ноты для защиты пенсионных активов. Увеличение объемов поступлений в республиканский бюджет в 2000 годуопределило относительно невысокую потребность бюджета в заемных средствах,и в этом году впервые за годы существования рынка ГЦБ объем погашенияценных бумаг превысил объем их размещения. Кроме того, министерствофинансов снизило объемы заимствования и увеличило сроки размещениягосударственных казначейских обязательств. Наблюдалась устойчивая тенденцияснижения уровня доходности на внутреннем рынке: только за 2000 годдоходность по краткосрочным бумагам снизилась более чем в 2 раза. Высокий уровень ликвидности на финансовом рынке при значительномснижении чистой эмиссии ценных бумаг правительства привел к тому, чтоНациональный банк для регулирования избыточной ликвидности банков былвынужден в прошлом году увеличить выпуск тенговых краткосрочных нот болеечем в два раза по сравнению с 1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5млрд., что привело к значительному увеличению доли нот НБК в структуре всехгосударственных тенговых бумаг в обращении. Рынок ГЦБ развивался не только в направлении количественного роста, заэти годы на нем произошли глубокие качественные изменения. Постояннорасширяется спектр государственных ценных бумаг, увеличиваются сроки ихобращения . Если в 1994 - 1996 годах эмитировались только краткосрочныебумаги (3-х, 6-ти и 12-и месячные бумаги), то с 1997 года эмитируются исреднесрочные дисконтированные и индексированные бумаги министерствафинансов. Начиная с 2000 года объем выпуска среднесрочных ценных бумаг становитсязначительным и их выпуск достигает Т11,2 млрд., или 23,4 % от всего выпускатенговых ГЦБ министерства финансов. С 2000 года регулярно выпускаются двухи трехлетние дисконтированные и индексированные по инфляции ценные бумаги,по которым отмечается достаточно устойчивый спрос. Так, в 2001 году,несмотря на снижение доходности, по отдельным видам этих бумаг спроспревышал предложение более чем в 5-6раз. В первом квартале текущего года рынок ГЦБ развивался достаточнодинамично и характеризовался положительными тенденциями: прекращен выпусквалютных ценных бумаг, удлиняются сроки выпуска тенговых инструментов изначительно снизилась доходной к ним. Стабильность обменного курса тенгеспособствовала существенному снижению инфляционных и девальвационныхожиданий инвесторов и повышению спроса на ГЦБ. В этих условиях возможнымпостепенное удлинение сроков заимствования и снижение доходности припервичном размещении и казначейских обязательств. Дальнейшее развитие рынка ГЦБ по мнению Национального банка, должноидти в направлении еще большего расширения спектра государственных ценныхбумаг (в частности, увеличения сроков обращения среднесрочных ценных бумагдо 5 лет). Это поможет рынку приобрести надежные среднесрочные индикаторы,что будет способствовать становлению в Казахстане развитого капитала иразвитию вторичного рынка. Сложившаяся макроэкономическая ситуация весьмаблагоприятна для решения этой задачи: в среднесрочном плане прогнозируетсядальнейшее снижение темпов инфляции. Вывод: рынок ценных бумаг служит важнейшим механизмом оздоровленияфинансовой системы и преодоления спада производства, а также в преодоленииинфляционных процессов. РЦБ позволяет реализовать основное направлениебюджетной политики по безинфляционному покрытию государственного бюджета. Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг на современном этапе 2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг Сейчас Казахстан стоит на пути развития рынка ценных бумаг,учитывающего как исторические казахстанские традиции, так и опыт стран сразвитой рыночной экономикой. Как известно, основная цель развития рынка ценных бумаг -содействоватьэффективному развитию экономики Казахстана, ускорению финансовойстабилизации и экономическому росту на основе активизации работы всехсубъектов рыночной экономики, в первую очередь, населения. Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности. Преобразованиегосударственной собственности в формы собственности, адекватные новымрыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ееприватизации. В последние десятилетия приватизация имела место во многих странахмира. Особенно интенсивно она проводилась в Англии. Но в странах Западаприватизация происходила в период развитой рыночной экономики, когдаемкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемыхпредприятий. У нас же ситуация иная. В условиях неразвитого казахстанского рынка ценных бумаг приватизация,напрямую связанная с акционированием, является начальным импульсом дляформирования рынка ценных бумаг, поскольку позволяет участвовать в нембольшинству предприятий и населения. С воссозданием рынка ценных бумагценные бумага превращаются в финансовые инструменты, доступные широкимслоям населения. В целом, развитие рынка ценных бумаг позволит стимулировать ростсбережений населения и расширить выбор объектов инвестирования, создатьмеханизм активного воздействия на работу предприятий путем установлениякурсов ценных бумаг, отражающих их финансовое состояние, а также повыситьэффективность работы различных финансовых институтов путем оперативногоуправления фондовым портфелем. В рыночной экономике важная цель отводится ценным бумагам какинструменту аккумулирования финансовых ресурсов и направления их в сферынаиболее прибыльного использования капитала, инвестирования производства вотраслях, испытывающих хронический недостаток капиталовложений, привлеченияв хозяйственный оборот временно свободных средств юридических и физическихлиц. Вкладчиков, прежде всего, интересуют доходность и надежность ценнойбумаги. Инфляционное обеспечение денег постоянно вносит свои коррективы.Любой инвестор стремится получить не только существенный прирост своегокапитала в номинальном виде, но и сделать это как можно быстрее. Никто нежелает в условиях постоянного роста цен оставлять свои средства вНеликвидных ценных бумагах на длительный срок. Таким образом, общеесостояние экономики, рост цен, банкротство финансовых институтовнакладывают определенные ограничения на становление и нынешнее состояниерынка ценных бумаг в Казахстане. С формированием экономической системы, атакже принятием Национальной программы разгосударствления и приватизацииускорился процесс формирования основных элементов рынка ценных бумаг.Преобразование государственных предприятий в АО позволило использовать имодин из наиболее эффективных Механизмов привлечения инвестиций - выпускакций[7]. Дополнительный импульс развитию рынка ценных бумаг дает политикасекьюритизации страны, т.е. процесса расширения использования ценных бумагв качестве инструмента, опосредствующего движение ссудного капитала, атакже придания другим Инструментам форм, традиционно присущих ценнымбумагам. Этот опыт накоплен многими странами, и в настоящее времягосударство для покрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссиямденежных знаков, а к выпуску государственных ценных бумаг. На этот же путьстановятся и муниципалитеты. Рынок ценных бумаг облегчает и расширяет доступ всем субъектамэкономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Выпуск акцийпозволяет получать финансовые ресурсы бесплатно и бессрочно, до концасуществования предприятий; выпуск облигаций позволяет получать кредит наболее выгодных условиях по сравнению с условиями банков-монополистов, чтоспособствует дальнейшему развитию рынка ценных бумаг[8]. Как и многие страны, вставшие на путь рыночной экономики, Казахстансталкивается со значительными трудностями в развитии рынка ценных бумаг.Отсутствие в прошлом этого вида деятельности, помимо соответствующихгосударственных законодательных актов, требует целенаправленногостимулирования его развития, поддержания обратной связи между участникамирынка ценных бумаг и регулирующими органами, выработки у широких слоевнаселения культуры обращения с ценными бумагами, привития интереса кинвестированию, устранения негативного представления о "нетрудовом"характере доходов, получаемых от вложения в ценные бумаги. Еще к началу прошедшего 1999 г. государству удалось решить большинствоиз задач, касающихся проблемы развития рынка ценных бумаг, поставленных вПрограмме развития от 1996 г., в реализации которой удалось создать иразвить инфраструктуру фондового рынка. Но ее успешная реализация тем неменее не дала реальной активизации фондового рынка страны и вовлечения винвестиционный процесс широкого спектра потенциальных участников. К 2001 году уже полностью сформирован рынок государственных ценныхбумаг, имеющий налаженную инфраструктуру и отработанные механизмыпроведения операций[9]. Государственные ценные бумаги являются одним изсамых надежных видов ценных бумаг, обращающихся на казахстанском фондовомрынке[10]. Также создана базовая законодательная, институциональная итехническая инфраструктура рынка негосударственных эмиссионных ценныхбумаг[11]. Рынок корпоративных ценных бумаг в Казахстане развивается нестоль активно, хотя именно данный элемент финансовой системы во многомпредопределяет эффективность функционирования рыночной экономики. Программа развития рынка ценных бумаг на 1999 -2000 гг. исходит изтого, что активизация фондового рынка и увеличение его объемов не являютсясамоцелью. Необходимо избежать ошибок, совершенных многими развивающимисястранами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахи которых приводятк общему кризису экономики. Сложившаяся ситуация влечет за собой пересмотрроли иностранных портфельных инвестиций в формировании внутреннего рынкаценных бумаг. Целью новой программы и является задействование рынка ценныхбумаг как эффективного механизма мобилизации и перераспределения внутреннихсбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданиемнеобходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальнуюэкономику[12]. B Казахстане стабильно продолжает функционировать рынок государственныхценных бумаг, представленный на 1 января 2000 г.: - номинированными в тенге государственными казначейскимиобязательствами Министерства финансов Республики Казахстан (МЕККАМ - 3,6,12месяцев в обращении); - государственными среднесрочными казначейскими обязательствами(МЕОКАМ - 24); - специальными казначейскими обязательствами со сроком обращения десятьлет (МЕАКАМ - 120); - национальными сберегательными облигациями (НСО); - краткосрочными нотами Национального банка, используемыми в целяхрегулирования денежной массы; - государственными индексированными казначейскими обязательствами(МЕИКАМ - 3,6,12) - номинированными в долларах США специальными валютнымигосударственными облигациями (АВМЕКАМ); - краткосрочными валютными обязательствами (МЕКАВМ -3,6,9,12); - дисконтными и купонными облигациями гг. Алматы и Астаны,соответственно. По состоянию на 1 января 2000 г. суммарный объем находящихся вобращении государственных ценных бумаг Республики Казахстан составляет112970,0 млн. тенге, в том числе номинированных в тенге - 66528,8 млн.тенге, номинированных в доллаpax США - 46441,21 млн. тенге.-4 Удельный вес негосударственных ценных бумаг, а также ценных бумагмеждународных финансовых организаций составляет 1899,8 млн. тенге[13]. В 2000 г. существенное развитие получили казахстанскиеинституциональные инвесторы. Деятельность Национальной комиссии будетнаправлена на сохранение имеющихся позитивных тенденций и на решениесуществующих проблем. Стабилизация ситуации на рынке ценных бумаг и его подъем наступили в2000–2001 гг. Основным фактором общего улучшения ситуации стала активизациярынка корпоративных облигаций, который до 1998 г. в Казахстане практическине существовал. В 2002 году объем выпуска государственных ценных бумаг составил пономинальной стоимости 200099,1 млн. тенге, что на 19,3% больше чем в 2001году. В целом если 2000 год можно назвать годом реального запуска рынканегосударственных облигаций и стабилизации институциональной инфраструктурыфондового рынка, то в 2001 году были предприняты меры по повышениюпривлекательности инвестирования в ценные бумаги. Одним из значимых событий2001 года стало упразднение Национальной комиссии Республики Казахстан поценным бумагам с передачей ее функций и полномочий Национальному Банку. К 2003 году рынок ценных бумаг Казахстана можно считать сформированным,хотя существует много проблем. Сегодня казахстанский рынок ценных бумаг - механизм для удовлетворениявзаимных интересов инвесторов и эмитентов (данная оценка находитподтверждение в результатах обзора международными экспертами странЦентральной, Восточной Европы и СНГ). И хотя потенциал рынка ценных бумагреализован далеко не полностью, его позитивные достижения и тенденцииразвития налицо. Таким образом, на сегодняшний день состояние экономики Казахстана, намой взгляд, не может быть полноценного рынка ценных бумаг, потому чтоуровень его развития во многом зависит от благосостояния населения, котороеопределяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост,сопровождаемый увеличением доходов населения, главный фактор возрождениярынка ценных бумаг. Сказать, что в нашей республике рынок ценных бумагвообще не был развит, нельзя. Хоть и в малой степени, но обращениегосударственных ценных бумаг имели место. Однако развитие рынка ценныхбумаг за счет выпуска корпоративных ценных бумаг приобрело особуюактуальность лишь в настоящее время. 2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг B Казахстане коммерческие банки также рассматривают деятельность нарынке ЦБ как одно из важнейших направлений своей деятельности. Многие изних уже создали или создают структурные подразделения по работе с цепнымибумагами, которые функционируют таким образом, что банки в одних случаяхявляются инвесторами, в других — эмитентами, в третьих — посредниками. Выступая в качестве инвесторов, коммерческие банки покупают ценныебумаги государства, различных акционерных обществ и таким образом формируютсвой портфель ценных бумагу. Интерес банков заключается, даже, не столько вполучении в будущем дивидендов, сколько в возможности участия в качествеакционеров в управлении делами той или иной компании. Присутствует иопределенный спекулятивный интерес. Если дела данной компании пойдутуспешно, ее акции будут котироваться высоко, и в определенный момент ихможно будет продать, реализовав прибыль в виде курсовой разницы. Инвестиционная деятельность казахстанских коммерческих банков на РЦБ внастоящее время значительно отличается от той, которую проводят, например,коммерческие банки США. Главная цель формирования портфеля ЦБ коммерческихбанков США — обеспечение ликвидности банковских операций. Считается, чтоссудные операции несут в себе значительный риск, поэтому определенная доляресурсов банка должна находиться е форме высоколиквидных активов, вчастности вложений в ценные бумаги. Однако это не любые ценные бумаги, аглавным образом облигации займов федерального правительства, обладающиевысоким рейтингом надежности и хорошей ликвидностью. В результате в случаепотребности в дополнительных кредитных ресурсах банк может получить ихпутем реализации ценных бумаг из своего портфеля, а при избытке кредитныхресурсов обратить соответствующую их часть в высоколиквидные ЦБ. Портфели ценных бумаг отечественных коммерческих банков отчастиформируются из акций акционерных обществ, которые, как правило, возниклинедавно, и будущее их неизвестно. Инвестиции в такие ценные бумагивысоколиквидными активами назвать нельзя, они близки по риску к кредитнымвложениям. И если кредитный риск ограничивается, как правило, несколькимимесяцами, то акции являются бессрочными ценными бумагами, и в связи с этимсредства, вложенные в них, подвержены даже большему риску, чем кредитныевложения. Преодолеть подобную ситуацию можно только путем развития рынкагосударственных ценных бумаг. В этом случае портфели ЦБ коммерческих банковбудут иметь структуру, более соответствующую их функциональному назначениюкак регуляторов ликвидности. Коммерческие банки в Казахстане играют активную роль в становлениифондового рынка. В ближайшем будущем получат развитие и такие направления работыкоммерческих банков с ценными бумагами, как доверительные трастовыеоперации с векселями. С принятием "Временного положения о вексельнойсистеме расчетов" Национальным банком РК в сферу банковской деятельностивошла еще одна ценная бумага. Сегодня в Казахстане конкурируют между собой банки, представляющие дваразных направления развития экономики - капитализм бюрократический икапитализм частнопредпринимательский. Но поскольку управлять экономикой (азначит, определять пути ее развития) может только тот, кто владеетсобственностью, то и рынок ценных бумаг (как определяющий, кому принадлежаттитулы собственности и обеспечивающий их перемещение) приобретает особуюэкономическую и историческую значимость. Какие бы цели не ставили перед собой банки на фондовом рынке или в иныхобластях, для их достижения им в первую очередь нужны средства. В данномслучае интерес представляют средства, образованные за счет эмиссии ценныхбумаг. Их роль изначально весьма значима: без эмиссии ценных бумаг не можетбыть образован уставной капитал банка и поэтому невозможно само егосуществование. Может возникнуть вопрос: стоит ли называть долисобственности, приобретаемые участниками банков, акционерного обществазакрытого типа, ценными бумагами? В принципе — да, и не столько исходя изсамого названия общества, сколько из того, что эти доли несмотря на всеограничения все же могут менять владельцев В последнее время банки все более активно приобретают ценные бумагидругих предприятий и организаций. Цель у них та же, что и у инвесторов,вкладывающих средства в акции банков, — закрепление за собой правсобственности. Достигается это путем участия в образовании новыхпредприятий или акционировании уже существующих. Банки в силу спецификидеятельности и практически полного отсутствия зарубежной конкуренциивыигрывают битву за собственность, которая с момента начала приватизацииявляется скрытой пружиной, приводящей в действие многие рычаги в экономикеКазахстана. Но, оттесняя конкурентов от контроля за экономикой, финансовыйкапитал сталкивается с не менее мощной силой - государством. Практически неигравший самостоятельной роли при социализме Национальный банк Республикисегодня укрепил свою независимость и усилил свою роль в регулированииденежно-кредитной сферы. Наращивается золотовалютный резерв Нацбанка,который к концу 2000 г. составил 1,7 млрд. долларов, 2002 г. – 1, 83 млрд.долл.. Наиболее мощные потенциальные инвесторы в Казахстане — коммерческиебанки, так как созданные инвестиционные приватизационные фонды пока неспособны осуществлять реальные инвестиционные программы. Коммерческий банк (тем более небольшой) должен оберегать своюнезависимость. Люди, им владеющие, обязаны помнить, как легко может уйти отних реальный контроль за делом. Если все-таки потребовалась дополнительнаяэмиссия, то следует отдать предпочтение закрытой подписке. Всеми средствами(поддержанием курса акций, трастовыми договорами, дополнительнымисоглашениями) необходимо стремиться ограничить участие новых акционеров вуправлении банком. Законодательство разрешает коммерческим банкам выпускать следующие видыценных бумаг: акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты,чеки и векселя. И хотя банки реализуют это право по мере своихвозможностей, привлекательность того или иного финансового инструмента дляего эмитента и покупателя остается неодинаковой. Разница в отношенииразличных видов ценных бумаг определяется намерениями инвесторов изаконодательными ограничениями в этой сфере. Коммерческие банки могут выступать в качестве имитентов собственныхакций, облигаций, векселей, депозитных сертификатов и других ценных бумаг,а так же роли инвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет, и,наконец, банки имеют право проводить посреднические операции с ценнымибумагами, получая за это комиссионное вознаграждение (рис. 1) Вывод: сегодня значение портфеля государственных ценных бумаг длябанков качественно меняется. Если раньше банки могли рассчитывать надостаточно адекватную рыночным индикаторам доходность по государственнымценным бумагам, то сейчас портфель государственных ценных бумаг в большейстепени рассматривается как гибкий технологичный инструмент управленияликвидностью банка, который намного функциональнее корреспондентскогосчета. Схема деятельности коммерческих банков на РЦБ. Рис. 1 Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка ценных бумаг вКазахстане, является неразвитая законодательная база. Действующеезаконодательство не полностью раскрывает такие вопросы функционированиярынка ценных бумаг, как обеспечение защиты прав и интересов инвесторов,создание и деятельность управляющих инвестиционными фондами, эмиссия иобращение производных ценных бумаг и др.[14]. Основной причиной, негативноповлиявшей на развитие казахстанского рынка ценных бумаг, стал глобальныйфинансовый кризис развивающихся рынков, в результате которого иностранныеинвесторы начали ускоренный вывод из Казахстана своих капиталов.Существовал также ряд субъективных причин, по которым рынок не получилнормального развития. Как мы уже отмечали, процесс развития рынка ценных бумаг носит сложныйи зачастую неоднозначный характер. Основополагающим принципом данногопроцесса должны быть комплексность и системность, что позволитсбалансировано и гармонично эволюционировать всем элементам рынка.[15] Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынковкапиталов, происходит процесс их взаимопроникновения ивзаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает насебя капиталы, а с другой, перемещает их через механизм ценных бумаг надругие рынки, способствуя их развитию[16]. Масштабы и значение рынка ценныхбумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономическогопроцесса, процесса воспроизводства вообще. Поэтому все участники рынкаимеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильноорганизован и жестко контролировался в первую очередь самым главным егоучастником - государством. Казахстанский фондовый рынок пока не перешел к стадии активного роста,что выражается в низкой эмиссионной активности организаций - эмитентовнегосударственных ценных бумаг. Определенный оптимизм вызывает тот факт,что в IV квартале 1999 г. произошло повышение цен и увеличение объемовсделок со всеми наиболее популярными акциями. Можно сделать вывод о подтверждении сделанных ранее Национальнойкомиссией прогнозов относительно постепенного увеличения объемов сделок снаиболее популярными акциями и цен на них вследствие повышенияинвестиционной активности КУПА. Положительный опыт в выпуске принципиальнонового инструмента - облигаций местных исполнительных органов – будетспособствовать тому, что в будущем финансовый рынок получит дополнительныеинструменты, а казахстанская экономика - дополнительные финансовыересурсы.[17] Следует напомнить, что все сделки с ценными бумагами осуществляютсяпрофессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими разрешение насовершение тех или иных операций, купля-продажа ценных бумаг производится вписьменной форме путем подписания сторонами договора. Фондовые биржи всвоих правилах ведения биржевой торговли могут предусмотреть и иныетребования к форме совершения сделок с участием профессиональныхпосредников. При совершении сделок с ценными бумагами профессионалы рынкаценных бумаг, осуществляя консультационную деятельность при дачерекомендаций по операциям с ними, должны прежде максимально полноустановить инвестиционные цели и задачи клиента, сохранять коммерческуютайну обо всех его сделках и не допускать ознакомления с ней третьих лиц.Все операции с ценными бумагами (с фондовыми особенно) подробнорегламентируются нормативными актами, но в Казахстане это пока нерегулируется[18]. Что касается практической реализации программы "голубые фишки",предусматривающей вывод на организованный фондовый рынок частигосударственных пакетов акций наиболее крупных и привлекательных дляинвесторов казахстанских компаний, то это по времени совпало с началоммирового финансового кризиса. Не способствует популяризации негосударственных ценных бумаг идействующая система налогообложения, предоставляющая государственным ценнымбумагам и банковским депозитам заведомо более выгодные условия по сравнениюс негосударственными Ценными бумагами [19]. Казахстан постоянно испытывает влияние мировых фондовых бирж, накоторых обращаются различные ценные бумаги. На крупнейшей в мире фондовойбирже в Нью-Йорке обращаются акции (в основном, именные) внутренних(американских) и иностранных компаний, облигации (именные и напредъявителя), инвестиционные сертификаты. На Токийской бирже торгуют,главным образом, именными акциями внутренних эмитентов и небольшимпроцентом долговых ценных бумаг (именных и предъявительских). На Лондонскойфондовой бирже обращаются иностранные и внутренние ценные бумаги (напредъявителя и именные, соответственно). Это - твердопроцентные акции иоблигации государственных займов, а также инвестиционные сертификаты . В каждой стране существует не одна, а целая система фондовых бирж. Пороли, которую играют отдельные биржи в национальных биржевых системах,можно выделить группу стран с моно- и полицентрическими системами фондовыхбирж. В системах первого типа доминирует одна биржа, расположенная в главномфинансовом центре страны, остальные имеют региональное значение (США,Италия, Франция, Япония). Так, на Миланской и Парижской фондовых биржахсосредоточено около 95% национального оборота ценных бумаг, на Нью-Йоркскойи Токийской, - соответственно, 84 и 80%. Развитие организованного фондовогорынка в Казахстане происходит в рамках этой биржевой системы. Полицентрические системы фондовых бирж функционируют в Германии,Австрии, Канаде, Швейцарии. Деятельность региональных бирж, как правило,направлена на обслуживание ценных бумаг местных компаний и часто не выходитза рамки определенного района. Однако надо отметить тенденцию объединенияпровинциальных бирж. К полицентрическому устройству организованного рынкаценных бумаг тяготеет российская биржевая система, представленнаязначительным количеством региональных структур. Фондовый рынок, как и всяэкономика в целом, не застрахован от спадов и других потрясений, иногдавызывающих паралич всей экономической деятельности. Рынок ценных бумагвсегда был и будет индикатором финансово-экономического здоровьягосударства: резкое падение биржевых курсов служит грознымпредзнаменованием общей финансовой катастрофы в стране, всякое же оживлениеэкономики немедленно сказывается на объемах финансовых операций[20]. В целях активизации фондового рынка Национальная комиссия РеспубликиКазахстан по ценным бумагам разработала проект программы развития фондовогорынка на 1999 - 2000 гг., который направлен для обслуживаниязаинтересованным министерствам и ведомствам. Новая программа обращена на формирование фондового рынка в качествеэффективного механизма мобилизации и перераспределения средствотечественных и иностранных инвесторов, привлечения инвестиций в реальнуюэкономику Казахстана. Одна из основных ее задач - совершенствованиерегулирования фондового рынка и финансового рынка в целому. Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанского рынкаценных бумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скореевсего, не произойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятнымсценарием развития событий представляется увеличение объемов сделок снаиболее популярными ценными бумагами. Представляются вероятными следующиеизменения в инфраструктуре рынка ценных бумаг: количество небанковскихорганизаций к концу 2000 г. составит не более 10 - 15, на базе KASE иЦентрального депозитария будет создана общереспубликанская торгово-расчетная система, позволяющая, во-первых, участвовать в биржевых торгах,находясь в любом регионе Казахстана, во-вторых, осуществлять различныесделки по способам их заключения и исполнения, в-третьих, обеспечиватьвысокую степень прозрачности фондового рынка. Сокращение количества брокеров-дилеров - небанковских организаций ирегистраторов - не окажет негативного влияния на общее состояние рынкаценных бумаг, так как будет компенсировано обеспечением доступа клиентов излюбых регионов Казахстана к их услугам через посредников, осуществляющихдеятельность на рынке ценных бумаг, и их действующими и потенциальнымиклиентами. Для полноценного функционирования рынка ценных бумаг необходимосоздание механизма государственного регулирования фондового рынка,сочетающего в себе учет интересов инвесторов и государства, с максимальновозможным его невмешательством в практику фондовой торговли. Следуетпостоянно изучать опыт других стран, чтобы в процессе развития рынка ценныхбумаг избежать многих ошибок. Значительный импульс придаст участиеиностранных инвесторов, помощь компетентных международных организаций[21]. В Казахстане было бы полезным при Национальной комиссии по ценнымбумагам организовать специализированный отдел аналитиков, готовящиханалитическую информацию для открытой печати, что заинтересует и расширитвозможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги ипослужит своеобразным "толчком" развития рынка ценных бумаг. Планируется: 1) обеспечить развитие внутренних институциональных инвесторов итаким образом решить проблему привлечения сбережений населения в экономикуКазахстана; 2) повысить инвестиционную привлекательность казахстанскихнегосударственных ценных бумаг; 3) сбалансировать спрос и предложение на ценные бумаги, создав, с одной стороны, широкий выбор инструментов, а с другой,устойчивую инвесторскую базу; 4) завершить приватизацию государственных пакетов акций "голубыхфишек". Еще раз подчеркнем, что для привлечения на фондовый рынок максимальноширокого спектра инвесторов государство в большей степени будеториентироваться на возможности внутренних инвесторов. Основная ставка можетбыть сделана на различные формы коллективного инвестирования. Государствотакже должно поддерживать иностранных портфельных инвесторов,ориентированных на долгосрочное присутствие на казахстанском рынке ценныхбумаг. Необходимо защитить внутренний финансовый рынок с помощью контроляпритока иностранных инвестиций в те или иные секторы экономики, а также ихперераспределение, исходя из приоритетов государства. Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданамреспублики возможность беспрепятственного участия в процессе становлениярынка и использования ценных бумаг как альтернативного вариантаинвестирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможностипозволят реализовать предлагаемую Национальной комиссией РеспубликиКазахстан по ценным бумагам модель развития рынка ценных бумаг[22]. В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий в Казахстанеудастся создать все необходимые условия для развития рынка ценных бумаг вкачестве регулятора всех рыночных отношений и механизма мобилизациисвободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики. Рынок государственных ценных бумаг формировался постепенно. Во-первых,наращивались объемы обращающихся на рынке ценных бумаг. Это относится как кпервичному (см. рис. 1), так и к вторичному рынку ГЦБ (см. рис. 2). [pic] Рис. 2. Объем выпущенных ГЦБ [pic] Рис. 3. Объемы сделок на вторичном рынке ГЦБ[23] Создание за относительно короткое время удовлетворительнофункционирующего рынка государственных ценных бумаг является плюсом дляэкономики страны, тем не менее данный рынок имеет противоречия, которыедолжны быть устранены путем его дальнейшего совершенствования. Во-первых,этот рынок концентрирует большую часть всех свободных рыночных ресурсов,отвлекая их тем самым от инвестиционных вложений в реальный секторэкономики. Поэтому должен сохраняться контроль за тем, чтобы эмиссия ГЦБоставалась в границах, не подрывающих инвестиционные перспективы. Во-вторых, постоянное наращивание выпуска государственных долговыхобязательств приводит к повышению расходов государства по обслуживаниюдолга, а также нарушает соотношение потоков финансовых ресурсов междугосударством и предприятием.[24] Противоречия функционирования рынка ГЦБ могут быть преодолены путемдальнейшего совершенствования этого сегмента финансового рынка. Основными направлениями дальнейшего развития внутреннего рынкагосударственных ценных бумаг, на наш взгляд, станут: - снижение доходности государственных ценных бумаг; - реструктуризация внутреннего долга в пользу более долгосрочныхзаимствований; - расширение круга держателей государственных ценных бумаг; - развитие сектора государственных ценных бумаг местных органовуправления (муниципальных ценных бумаг). Основным условием развития финансового рынка является снижениедоходности государственных ценных бумаг, так как высокая доходность ведетне только к увеличению стоимости обслуживания государственного долга, но иповышает общий уровень цен на заемные ресурсы. Сейчас многие коммерческиебанки рассматривают рынок ГЦБ как наиболее надежный и в достаточной степенидоходный объект вложения свободных финансовых ресурсов. Именно поэтому всвоем арсенале они в большинстве случаев имеют два основных источникадоходов - вклады в инструменты рынка государственных ценных бумаг икомиссионные за предоставление услуг. Все это значительно осложняетситуацию с инвестированием реального сектора экономики.[25] Необходимо отметить, что в процессе развития все же удалось значительноснизить доходность государственных ценных бумаг, за счет активизации нарынке накопительных пенсионных фондов данная тенденция, возможно, будетсохраняться. Однако достичь оптимального уровня доходности,соответствующего реальным возможностям экономической системы, насегодняшний день пока не удалось. Одной из мер по снижению стоимости обслуживания государственного долгаявляется его реструктуризация в пользу более долгосрочных заимствований.Министерством финансов предпринимаются шаги по удлинению сроков займов, темне менее сейчас, как и прежде, в структуре рынка ГЦБ большую часть занимаюткраткосрочные инструменты. Кроме того, стоимость обслуживания государственного долга можноуменьшить, увеличив число инвесторов, желающих участвовать в кредитованиигосударства. На сегодняшний день актуальным является привлечение на рынокнаселения и нерезидентов. Что касается населения, то сегодня онопрактически не участвует на рынке государственных долговых обязательств. ВКазахстане по-прежнему основная доля государственных ценных бумагприобретается первичными дилерами за свой счет. Ранее, до апреля 1999 гМинистерством финансов Республики Казахстан эмитировались национальныесберегательные облигации, предназначенные для размещения в т.ч. и средифизических лиц. Но в связи с переходом к режиму свободно плавающегообменного курса тенге в настоящее время данные ценные бумаги оказалисьпрактически не востребованы. Поэтому для привлечения сбережений населениянеобходимо использовать новые ликвидные инструменты, которые могут бытьвозвращены эмитенту в любое время или по истечении определенного срокадержания. При этом важную роль играет стоимость государственных облигаций,которая должна быть минимальной, т.е. доступной большинству граждан. Помимо привлечения сбережений населения, значительно увеличитьвозможности инвестиционного механизма


izumzum.ru