[pic] [pic] студентка юридического фак-та группы 2 «А» Калина Анна Анатольевна. Проверил: Синицына Т. И. Вологда 2003 г. План: Сведе - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
[pic] [pic] [pic] Вселенські Собори: минуле І сучасністьЗагальний... 1 113.07kb.
Приближенное вычисление определенных интегралов 1 48.75kb.
Pic-контроллеров, Atmel и avr функционально-законченным 1 84.18kb.
Реферат по дисциплине Философия Тема: "Философия Карлоса Кастанеды" 1 130.29kb.
Если Клиент является филиалом/представительством юридического лица... 1 36.86kb.
[pic] IV правовой курс Ковпак Сидор Артемьевич Скородумов Денис Сергеевич г. 1 64.47kb.
Торгово-развлекательный комплекс «Калина-центр» в Новосибирске. 1 17.89kb.
Контрольная работа по дисциплине: «Основы аудита» Вариант 7 студентка... 1 258.09kb.
Критика расизма о двух сторонах всякого вопроса группа: Проверил... 1 386.59kb.
Тайна шекспира разгадана? Да здравствует тайна! О шекспире правды... 1 170.49kb.
Видно, что P1=P2 (графики симметричны и одинаковы)Pош=P1+P2-P1P2=2p-p2Зная... 1 43.42kb.
Нужно ли разработать новый логотип 1 52.15kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

[pic] [pic] студентка юридического фак-та группы 2 «А» Калина Анна Анатольевна. Проверил - страница №1/1




Зигмунд Фрейд: концепция психоанализа

Вологодский Государственный Педагогический Университет [pic] на тему: [pic] [pic] Выполнила: студентка юридического фак-та группы 2 «А» Калина Анна Анатольевна. Проверил: Синицына Т.И. Вологда 2003 г. ПЛАН:Сведения о З. Фрейде, его жизни и научных работах.Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение вообще.Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека —один из главных призывов к “раскрепощению чувственности”.Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа.Заключение (Психоанализ — урок скромности для человека).Библиография. Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельнаянаука, главной её целью стало раскрытие основных элементов человеческойпсихики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направленииработала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появлениерадикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект.Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория личности представилачеловека не как существо разумное и осознающее своё поведение, а каксущество, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой,более широкой сфере психического - в неосознанном. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримымиинстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служитпримером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теорииподразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, ибессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляцииповедения человека. Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практикиФрейд создал: . Первую развёрнутую теорию личности; . Обширную систему клинических наблюдений; . Оригинальный метод лечения невротических расстройств; . Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими средствами. Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известностьпод именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. внебольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор, Чехия) в семьенебогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущийзнаменитый учёный прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, нотолько Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительноострым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать длянего лучшие условия. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил взнаменитый Венский университет. Особый интерес для него представлялиестественные науки. Фрейд воспитывался на принципах и идеалах точного,опытного естествознания – физики и биологии. Он не ограничивался описаниемявлений, а искал их причины и законы. Этим идеалам он следовал и тогда,когда перешёл в область психологии. Он намеревался стать профессиональнымнаучным работником. Но он стал практикующим врачом-невропатологом, т.к. егоматериальное положение сильно ухудшилось. Вместе с таким же врачом И.Брейером они стали применять для лечения своих пациентов гипноз. Черезнесколько лет Фрейд выдвинул постулат, придавший всем его последующимконцепциям, каких бы психологических проблем они не касались, особуюокраску и навсегда соединивший его имя с идеей всесилия сексуальности вовсех человеческих делах. В различных гипотезах и представлениях Фрейдапотаённым силам сексуальности действительно было придано могущественноевлияние на судьбу человека, и для того, чтобы считать Фрейда трубадуромэтих сил, он сам дал немало оснований. Однако, подобно тому какприменительно к поведению своих пациентов Фрейд в их реакциях искал скрытыйот их сознания реальный смысл, в суждениях самого Фрейда, его теорияхзаключалось гораздо больше, чем это им самим осознавалось. И именно эти«зашифрованные» идеи, а не версия о всемогуществе полового влечения, сталиживотворным источником его влияния на науку о человеке. Совместно молодыеневропатологи Фрейд и Брейер подготовили книгу «Исследования истерии». Онавышла в 1895 г. Иногда её оценивают как первую главу в истории созданногоФрейдом психоанализа. Книгу «Толкование сновидений», вышедшую в 1900 г.,Фрейд считает своим главным трудом. Он думал, что сны являются отражениемстрахов, влечений и других переживаний, которые говорят о себе на особомсимволическом языке, словарь и способ построения которого Фрейд попыталсявосстановить. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияютнеосознанные мотивы, была блестяще продемонстрирована им в книге«Психопатология обыденной жизни» (1901 г.). В другой работе – «Остроумие иего отношение к бессознательному» (1905 г.) шутки или каламбурыинтерпретируются Фрейдом как разрядка напряжения, созданного темиограничениями, которые накладывают на сознание индивида различныесоциальные нормы. Но это вовсе не означает, что они монопольно царят надвсеми движущими поведением человека потребностями, как это со всё большейнастойчивостью утверждал Фрейд. Именно этот подход он отстаивал в «Трёхочерках по теории сексуальности» (1905 г.), где весь анализ психоневрозоввращался вокруг подавленного сексуального влечения как главной причиныстрахов, неврастении и других болезненных состояний. Его обращение кданным, касающимся психики «первобытных людей», ставило целью доказатьсходство между их мышлением и поведением и симптомами неврозов. Об этомговорилось в его работе «Тотем и табу» (1913 г.). В 1915-1917 гг. онвыступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным подназванием «Вводные лекции в психоанализ». Курс требовал дополнений, их онопубликовал в виде 8 лекций в 1933 г. В этот же последний период творчестваФрейда увидели свет его работы, запечатлевшие изменения, которые претерпелиего взгляды на структуру человеческой личности: «Психология масс и анализЯ» (1921 г.), «Я и Оно» (1923 г.). В конце 30-х гг. XX века Фрейдэмигрировал в Англию. Там его встретили восторженно, но дни его былисочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе его лечащий врач сделал 2укола, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября1939 г. Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии,психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей,постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чутьли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частьюповседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, вособенности, в США. Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клиническойпрактики. Одновременно он является философским учением о человеке,социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторамидеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемойчастью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, егонужно было бы выдумать”. По его мнению, главной социальной причинойраспространения психоанализа является почти полное разделение сферпубличной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризисуидентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинноеЯ” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же вусловиях разделения труда и капиталистической рационализации производства ипотребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни. Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способистолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. ВзглядФрейда на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взглядврага, определяющего по симптомам причины, характер и протеканиезаболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапииневрозов и методов исследования бессознательных психических процессов к“метапсихологии”, т.е. совокупности теоретических постулатов о человеческойпсихике и “судьбах влечений”. Затем эта общая теория послужила фундаментом для примененияпсихоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении,социальной психологии, социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейдасодержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределыспециальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда какпоздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами иориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. В ”Толковании сновидений” (1900 г.) сновидение рассматривается какприватная микрология сновидца, а мир представляется как сновидениенародов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души вовлечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюданазвание “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитикповсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо,которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования.Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страстипредшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинён неумолимымвлечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок; но сознательныймир не столько рационален, сколько полон “рационализацией”, то естьподобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые несовпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьмаограничена, за ясными и отчётливыми идеями и образами сознания скрываютсятёмные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психическиеотображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметомпсихоанализа являются, в первую очередь, разного рода психопатологии, вкоторых эта “тьма” берёт верх над сознательной жизнью. Если такова природачеловека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезаютвсякие ограничения для аналогий между детскими влечениями, неврозами,сновидениями и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогдабеспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию. Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейдиспользовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как“влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчёркивал связь психической жизни сбиологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), этабиохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, илишь в каком-то отдалённом будущем наука сумеет полностью объяснитьповедение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализимеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мысталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначальноосмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения илиневроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом —это как бы граница между биологическим и психическим, тут совершаетсяпереход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потокипсихической энергии “инвестируются” в определённые идеальные образыкультуры, творимые жизненной энергией желания. Фрейд создал учение, которое было использовано не только дляобъяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкованияэмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Онподчёркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматриватьдушевную жизнь индивида в её истории и в связи с действием некоторыхсоциальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов одинамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действийлюдей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать инекоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества,поскольку те внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлисьотражением условий существования людей в капиталистическом мире. Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, непризывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальныхвлечений в психической жизни человека стало одним из главных источниковпризывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнеевлияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, чтоспециально отказался от чтения произведений Ницше, чтобы такого влияния непроизошло, но он, судя по всему, был неплохо с этими учениями знаком. Учение Фрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческойприроде. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизациячеловеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была“философия жизни”. Другим источником была упрощённо понятая установкаестествознания, а также буржуазной социологии и антропологии XIX векасводить сложные социальные и психологические явления к элементарнымфизическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология ипсихология должны быть теми “точными” науками, которые заложат фундаментдля всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточилвсё внимание на том, что, по его мнению, присуще природе человека, т.е. нанекоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различныхпривнесений культуры присущи всем людям. Моделью его философской антропологии был не просто человек с егоисключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понятаим по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имелдело. Неврозы, по его мнению, “не имеют какого-либо им только свойственногосодержания, которого мы не могли бы найти у здорового... Невротикизаболевают теми же комплексами, с которыми ведём борьбу и мы, здоровыелюди”. В конечном счёте и здоровая, и отклонившаяся от нормы психикаистолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детствеэволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешнобыл преодолён “эдипов комплекс” или нет, произошла ли фиксация, задержка наодной из “доэдиповых” ступеней развития либидо, протекает, в соответствии сего учением, вся взрослая жизнь человека. По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признаётсуществование первичных бессознательных процессов в психике, учение овытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализаявляется теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейдподчёркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявлениеинстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяетдинамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики,характер индивида и все социально-культурные явления должны объяснятьсяэтой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события ивпечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида. Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им методдешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое.Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” —вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину миразапретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещенияобразов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так“прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики,формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимостьребенка от родителей, медленное, в сравнении с другими животными,взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. Вней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи,воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобыпонять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться кего раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия кранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшнихсобытий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральныхзапретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскуюдорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров,уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психическогоаппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детскимвлечениям, а они - суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкойвсей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез естьповторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде,неизменно повторяется в каждой семейной сцене; история Эдипа и историяМоисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая силаантичной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея— она воспроизводится в душе ребёнка, вступающего в жизнь не толькобиологически, но и психически - через взаимоотношения с родителями. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми жесимволами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки сустановленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим илиневерующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, нопсихоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведениесложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляетсобой театр масок, где главным актёром является желание. Фрейд ставитвопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, котораястремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателейи художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинскихкругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытогосмысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступныйпереводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда,который утверждал: “Там, где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря,вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряютту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кромесоздания невротических симптомов. Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”,отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическоестремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминаетсвободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, нов замещённой форме. Созерцание произведения искусства доставляет намнаслаждение, подобное лёгкому наркозу. Как и невротик, художник бежит отреальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, нотворец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их апроизведениях искусства. Сам этот дар остаётся в психоанализе необъяснимым:совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза,но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине илискульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, - это производностьпрекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, — пишет Фрейд, — таковыизначальные свойства сексуального объекта”). Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Онадалека от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психическойорганизацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность неподчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можнопримириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности длячеловека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное засамоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабомсобственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепейему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновиденийдаёт познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогаетодному бесстрашному принятию судьбы. Библиография:Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Под ред. М.Г.Ярошевского. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Владос, 1998. –490 с.Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич. – М.: Центр, 2000. –397 с.Фрейд, З. Лекции по психоанализу. Лекция 31 / З. Фрейд. - М.: КСП +, 1998.– 114 с.Радугин, А.А. Хрестоматия по истории психологии / А.А. Радугин. – М.: МГУ,1980. – 670 с.


izumzum.ru