Педагогическая концепция - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Согласно Положению, конкурс состоял из четырех конкурсных испытаний... 1 46.74kb.
Современная концепция управления инновационными процессами базируется... 1 199.17kb.
Концепция деятельности издание четвертое, переработанное и дополненное г. 2 775.97kb.
Концепция симметрии в современной ботанике 1 48.21kb.
«Армавирская государственная педагогическая академия» Кафедра истории... 1 136.55kb.
В настоящей главе кратко обсуждается концепция систем сбора данных... 1 177.32kb.
Педагогика, педагогическая психология и образование: современные... 1 21.29kb.
Педагогическая конференция 1 117.87kb.
«Социальная педагогическая психология» 1 162.41kb.
Педагогическая академия последипломного образования 1 134.78kb.
"Педагогическая проблема начального обучения и теория категориального... 1 108.04kb.
Защита диссертации состоится 17 декабря 2012 года в 11. 00 часов... 1 329.47kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Педагогическая концепция - страница №1/1

МОУ «Новокрасненская средняя общеобразовательная школа»

  Педагогическая концепция


учителя русского языка и литературы Александренко Е.П.

2010


XXI век - век информации. Повсеместное появление интернета и расширение средств массовой коммуникации привело к значительному увеличению объема информации, которая поступает к человеку. В современном мире становится очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме: знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Исходя из требований действительности, я сформулировала цель своей педагогической деятельности: воспитать личность эмоционально – нравственную, самостоятельно мыслящую, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели возможно через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

В соответствии с поставленной целью, считаю, что задача моей педагогической деятельности - не только дать знания, но и показать их практическую значимость в дальнейшей жизни. В современном учебном процессе учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности школьников. На уроках стараюсь не предоставлять знания в готовом виде, а делаю так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии. На уроках литературы на обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Для выполнения поставленных задач часто использую проблемные методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения. При таком обучении дети лучше усваивают материал, так как они проходят через все этапы исследования, самостоятельно делают открытие.

Задания поискового характера использую не только на уроках изучения нового материала, но и при повторении пройденного. Казалось бы, что нового можно открыть при повторении, когда материал изучен? Но и в этих условиях возможно создание проблемных ситуаций, решение которых доступно ученикам. Например, при повторении морфологии может быть использовано такое задание:



Определение значения, грамматических признаков и синтаксической роли данной части речи. Например:

  • Можно ли отнести к существительным такие слова, как пятерка и пять?

  • Можно ли о ползущем насекомом сказать, что оно ползучее? Почему? (Подобное задание можно предложить при повторении имени прилагательного перед изучением причастия).

Результат педагогической деятельности учителя-словесника, по моему мнению, может быть достигнут в том случае, если ученик:

  • умеет правильно говорить,

  • активно владеет богатством устной и письменной речи,

  • умеет мыслить,

  • грамотно и доступно излагает свои мысли,

  • умеет работать с информацией,

  • стремиться к дальнейшему развитию своих способностей,

  • обладает нравственными качествами: уважение, доброта, справедливость, честность.

Урок является основной формой организации обучения школьников, при которой у них формируется собственная познавательная цель и для ее достижения они включаются в учебный процесс. На уроке существует деятельность ученика и деятельность учителя, каждая из которых преследует свою цель. Таким образом, на уроке присутствуют две цели: цель деятельности учителя и ученика. Эти две цели тесно связаны между собой, потому что, как отмечает И. Я. Лернер, «нельзя учить и научить, если у ученика не возникает цели соответствующей цели обучающего». Для этого нужно заранее определить характер и содержание деятельности ученика, ради достижения которой он добровольно включается в работу, предложенную учителем. Задача учителя — создать условия для такой деятельности, учитывая, что цели ученика и учителя должны совпадать, пусть даже частично. Поэтому для достижения эффективности каждого урока и всего процесса обучения в целом ориентируюсь на следующие принципы:

  • Личностно развивающий принцип: нравственное воспитание учащихся.

  • Принцип деятельностного подхода к развитию личности: использование разнообразных видов работы.

  • Принцип сотрудничества и взаимопомощи: использование различных форм работы.

  • Принцип проблемности обучения: решение личностно-значимых проблем.

Для реализации поставленных целей в своей работе опираюсь на теоретические основы психолого-педагогических теорий Ш. А. Амоношвили, В. Ф. Шаталова, Л.С. Выготского, Е.Н. Ильина, Д.Б. Эльконина. Основной теорией, на которой основывается моя педагогическая деятельность, является технология педагогического сотрудничества. Основными целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • переход от педагогики требования к педагогике отношений;

  • гуманно-личностный подход к ребенку;

  • единство обучения и воспитания.

Педагогика сотрудничества подразумевает демократический стиль отношений учителя и ученика: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать. Для того чтобы организовать ученье без принуждения, я придерживаюсь следующих правил:

  • требовательность, основанная на доверии;

  • замена принуждения желанием;

  • ставка на самостоятельность детей;

  • дифференциация обучения.

В современных условиях модернизации образования учителю нужно уметь быстро ориентироваться и находить то, что соответствует его методике преподавания и педагогическому мастерству. Используя новые педагогические технологии и методы преподавания, конечно, нельзя забывать и о традиционных методиках. В организации учебного процесса я применяю современные педагогические технологии: личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучении, элементы технологии Шаталова, элементы модульной технологии и информационно-коммуникативную технологию. В соответствии с данными технологиями реализую активные методы обучения, использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Дифференцированный подход в обучении совместно с другими методами позволяет реализоваться каждому ученику независимо от его уровня знаний.

Осуществление личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы обеспечивает личностно-смысловое развитие учеников, единственность и неповторимость каждого ребенка и, опираясь на его способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает ему самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Поэтому значительную роль на моих уроках играет ситуация апперцепции (опоры на жизненный опыт).

На уроках русского языка и литературы использую элементы технологии Шаталова (составление опорных конспектов). Данный подход помогает систематизировать и обобщить знания учащихся, а также имеет ряд других преимуществ:


  • совершенствование умений строить высказывание по «ключевым» понятиям;

  • возможность самостоятельно отрабатывать трудный материал;

  • сотрудничество между учителем и учениками во время работы;

  • возможность успешно организовывать повторение.

Нужно заметить, что я не предоставляю опорных конспектов в готовом виде, а он создается во время активной познавательной деятельности под руководством учителя. Составлению конспекта (схемы, таблицы) предшествуют обычно такие элементы урока, как создание проблемной ситуации, целевая установка с мотивацией необходимости знаний изучаемого материала или беседа. Например, при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов», сопоставляя образы Обломова и Штольца, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу с заранее заданными параметрами:




Обломов

Штольц

Социальное положение







Отличительная черта







Чем живет







Идеалы жизни







Жизненная позиция






Использование модульной технологии связано с современными тенденциями развития образования, которое предполагает, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим способности, потребности и особенности каждого ребенка. Теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах И.Б. Сеновского, П.И. Третьякова, Т.И.Шамовой. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и производить самооценку своей деятельности, что соответствует поставленной мною цели педагогической деятельности. В своей работе модульную технологию применяю на уроках закрепления или обобщающего повторения.

Сущность модульного обучения заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних детей это особенно важно, потому что их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как центральное место в системе «учитель - ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. Особой формой планирования учебного материала на данных уроках является технологическая карта, которую составляет учитель.

Модульный урок позволяет учащимся не только работать самостоятельно, но и общаться, помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Данная технология обучения позволяет определить уровень усвоения материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными преимуществами модульной технологии, по сравнению с традиционными методиками, являются следующие:


  • Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика;

  • Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить её блоками;

  • Задаётся индивидуальный темп учебной деятельности;

  • Поэтапный контроль знаний и практических умений даёт определённую гарантию эффективности обучения.

Другой инновационной технологий обучения, используемой в моей педагогической практике, является ИКТ. Содержание современных информационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования - воспитывать интеллектуально-творческую, здоровую, гармонически развитую личность. Высокие темпы развития науки, техники, общественной жизни не оставляют школу в стороне от введения инновационных методов и форм работы. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения, действительно, является мотивационной основой учебной деятельности.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении материала, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков.

Возможность обращения к сети Интернет значительно обогащает содержание уроков, особенно литературы, дает возможность обратиться к виртуальной библиотеке, где в свободном доступе находятся многие художественные произведения, которых нет в школьной библиотеке. Современный урок литературы, уроки развития речи более эффективны, если использовать презентации, выполненные в программе Microsoft Office Power Point. Презентации помогают структурировать урок и имеют большее эмоциональное воздействие на детей, чем рассказ учителя или одноклассников. На уроках с применением ИКТ дети могут увидеть портреты писателей, фотографии, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов, снятых об авторе или по мотивам его произведения, услышать авторское и актерское чтение текстов, музыкальные произведения. Интересную работу с текстом можно организовать благодаря включению в презентацию видеофрагмента, например: сопоставить видеосюжет и текст произведения и сделать вывод о том, насколько режиссерское восприятие близко авторскому. Информационные технологии помогают мне решать еще одну немаловажную задачу – подготовку учащихся к ЕГЭ и ГИА. Для этой цели использую отсканированные демонстрационные материалы, а также CD из серии «Готовимся к ЕГЭ», «Готовимся к ГИА».

Умелое применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить уроки, развить интерес к предмету, имеет эстетическое и нравственное воздействие на школьников.

Несмотря на проникновение множества технических средств в нашу жизнь, мы должны помнить о том, что человек живет в обществе и никакие технические новинки не заменят ему общения с людьми. В связи с этим в своей работе я выделила одну из важных проблем: речь современного школьника.

Развитие речи ребенка сегодня, на мой взгляд, остается наиболее значимой проблемой в решении образовательных задач. Речевое развитие – психологический процесс, поэтому на каждом уроке русского языка и литературы идет последовательное речевое развитие, т.е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Безусловно, овладение практической (орфографической и пунктуационной) грамотностью - одна из первых задач, которые ставят перед собой учитель русского языка и школьники. Одна, но далеко не единственная. В современной жизни не менее важна и речевая грамотность - умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить высказывания в устной и письменной форме, пользуясь необходимыми для этого языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Нужно вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что тесно взаимосвязано. Учить говорить, значит, учить мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей и общаться с этими людьми, быть полноценным членом цивилизованного общества.

Для речевого развития и совершенствования устной и письменной речи школьников в своей педагогической практике применяю различные виды работы на уроке. Рассказы и пересказы учеников, беседа на уроке, обсуждение прочитанного, составление планов текста или собственного высказывания, составление устных и письменных сочинений, рассказы на основе личных наблюдений – все эти виды деятельности помогают создать ситуацию речевого общения, организовать речевую практику на уроках русского языка и литературы. Вместе с тем в процессе этой работы развивается мышление и речь учеников, формируются их взгляды и убеждения.

Решая задачи, связанные с развитием речи школьников, на уроках русского языка систематически обращаюсь к работе с текстом, его комплексному анализу. В работе с текстовыми упражнениями придерживаюсь следующих условий: текст должен иметь воспитывающее - познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно - эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания о мире и своим содержанием поддерживать интерес к русскому языку. Комплексный анализ текста способствует систематизации знаний, преемственности в обучении, дает возможность повторить ранее изученный материал. При этом задания не только проверяют теоретическую грамотность учащихся, но и призваны стимулировать мыслительную деятельность, образное мышление. В своей работе комплексный анализ текста применяю как средство речевого развития школьников, способ контроля знаний и подготовки к ЕГЭ. Примером комплексной работы с текстом может служить упражнение, которое предлагаю детям при изучении темы «Правописание приставок пре- и при-».



Музыка в траве пр…утихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволиков деревьев к земле. Лес пр…задумался, затуманился.

В августе в пр…роде улавливались пр…меты наступающей осени. В этих пр…метах нежность и грусть.

Проникновенно, пр…ятно, тревожно. Что пр…поднесет нам осень?

Задания к тексту:

  1. Используя схему, восстановите текст по изученной орфограмме (учащиеся могут сформулировать задание самостоятельно).


  1. пр..
    3

  2. 4
    пр..
    Текст


  3. пр..

    пр..
    ,

  1. Расскажите о написании слов, в которых орфограммой является буква и. Начните с группы, к которой относиться большее количество слов.

  2. Назовите слово, в котором есть две буквы, влияющие на его звуковой состав. Одна из них уменьшает количество звуков, другая увеличивает. В целом в этом слове количество букв и звуков одинаковое. (Деревьев).

Орфографически-речевое развитие школьников возможно также при использовании упражнений других типов: сущностно-орфографических, творческих. Сущностно-орфографические упражнения нацелены, прежде всего, на отработку языкового содержания каждого орфографического правила. Это способствует становлению орфографических умений и навыков в процессе письменной речи. Назначение данного вида упражнений состоит в том, что учащиеся одновременно приобретают навыки правописания и развивают свои речевые умения. Примером применения сущностно-орфографических упражнений может служить задание, предлагаемое ученикам при изучении темы «Наречие»: От порядковых числительных образуйте наречия по образцу: девятый – в-девятых. Запишите получившиеся слова. Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой.

Творческие упражнения - это вид работы, в котором заложено личностное начало. С помощью творческих упражнений развиваются умения понимать чужой текст, создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами литературного языка. В своей работе творческие упражнения использую систематически на уроках русского языка (мини-сочинение, творческий диктант, письменный пересказ текста) и литературы (составление вопросов, пересказ текста, эссе, сочинение). Орфографическая и речевая грамотность ребенка, по моему мнению, может быть достигнута в большей мере благодаря творческому письму, чем простому выполнению орфографических упражнений. Ведь настоящая грамотность человека проявляется в процессе свободного письма.

Учитель-словесник через работу с текстом может реализовать многие задачи, поставленные им в процессе педагогической деятельности. Текст - это единица, понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, психологии, философии, литературы и других. Изучая текст на уроках русского языка и литературы, дети невольно обогащают свой культурный «багаж», формируют представление о жизни, совершенствуются нравственно, учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки и, наконец, овладевают богатством устной и письменной речи. Поэтому на уроках стараюсь организовать систематическую интересную работу с текстом, которая помогла бы сформировать мыслящую, грамотную, творческую личность.

Работа с текстом помогает установить межпредметные связи русского языка и литературы. Одним из постоянных способов взаимодействия между предметами является использование поэтических текстов или отрывков из художественных произведений на уроках русского языка, потому что художественная речь позволяет воспитывать языковое эстетическое чувство и раскрывает богатство русского языка. Художественные произведения и поэтические тексты использую для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, а также для лингвистического анализа. Задания межпредметного характера применяю и на уроках литературы, например:



  • Выделить ключевые слова, которые характеризуют героя.

  • Какие языковые средства использует автор для раскрытия образа героя?

  • Какие типы предложений преобладают в тексте?

  • Понаблюдайте, какую роль в тексте играют восклицательные и вопросительные предложения.

  • Какие слова употребляются в переносном значении?

  • Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребёнка в школе была интересной, радостной, успешной. Именно учителю предоставлена возможность научить ребёнка самостоятельно, глубоко, системно и последовательно мыслить. Но всё же, вместе с рациональными знаниями и умением мыслить, важно развивать эмоционально-нравственную сферу растущего человека. Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения путём приобщения к русской классической литературе на уроках литературы и русского языка. Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого и др.

Понятие «нравственной личности» включает в себя множество духовных качеств человека. Это доброта и сочувствие, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, обязательность, уважение друг к другу, трудолюбие, уважение к труду окружающих, соблюдение норм поведения, любознательность. И именно сегодня, когда все эти качества постепенно выходят из моды, русская литература способна воскресить эти понятия и решить проблему современности. Помимо воспитательного значения, литература помогает противостоять антиобщественным влияниям и развить цельную личность со сформировавшимися ценностными ориентациями. Для достижения результатов, связанных с воспитанием нравственной личности, большое значение, на мой взгляд, имеет личность учителя, потому что литература как учебный предмет создаётся личностью учителя, к личности обращена и личностью потребляется. «Литература в школе делает то самое дело, что и в жизни, - формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности и даже просто памятливости… Ясно, какая огромная ответственность возлагается здесь на педагога, когда он с наибольшим успехом, с наиболее благодарным результатом может применить свой опыт, свои знания, свой талант», - писал А.Т. Твардовский.

Уроки литературы строю в соответствии с поставленной целью своей педагогической деятельности и основными направлениями модернизации общего образования:


  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования;

  • усиление воспитательного потенциала и гуманитарной направленности содержания образования;

  • готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – литературы, русского языка, истории, обществознания.

Преподавание литературы в школе должно строиться на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научиться решать нравственные проблемы. Поэтому в своей работе я руководствуюсь словами Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю», т. е. на уроках создаю такие ситуации и условия, которые дают возможность принять самостоятельное решение для нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки.

Для нравственного воспитания школьников отбираю такие методы обучения, которые бы соответствовали цели и задачам моей работы. На уроке литературы одним из традиционных методов является «слово» учителя (лекция). Но если это будет лишь монолог, то результата не будет. Поэтому лекцию сопровождаю приемами, активизирующими деятельность класса: постановка вопросов, составление плана или конспекта учениками в процессе восприятия лекции, использование риторических вопросов и т. п. Суть лекции и беседы на уроке литературы сводится, как правило, к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в необходимости следовать им. Такой односторонний подход не соответствует в полной мере поставленной мною цели, а также современной действительности. Поэтому я выбираю те методы и приемы обучения, которые имеют практическую направленность, опору на жизненный опыт и в тоже время активизируют познавательную деятельность учеников:



  • дискуссии на нравственные темы,

  • постановка проблемных вопросов,

  • рассматривание нравственных проблем из реальной жизни,

  • использование ситуаций-задач на нахождение правильного морального решения,

  • использование ситуаций-упражнений в моральном выборе поступка,

  • беседа (аналитическая, эвристическая).

Основу современного урока составляет активная деятельность учащихся, их самостоятельность. Поэтому в своей практике применяю такие формы работы как семинар и диспут, это дает возможность использовать групповые формы работы, стимулируя общую ответственность детей, их активность. Диспут на уроке помогает научить детей формулировать свою точку зрения, собственные нравственно-эстетические ценности, заставляет отстаивать собственное мнение, используя аргументы, быть убедительным, что так важно в жизни. Интересными и содержательными бывают диспуты при изучении повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (« Шариков: смешон или опасен»), комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» («Ум и счастье: какая между ними связь?»), рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи» («Возможно ли счастье двух социально разных людей?»), пьесы М. Горького «На дне» (« Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?»). «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении – это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуя себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, - тогда все им становится нипочем».1

Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, потому что в простых истинах заложено то, что поможет воспитать настоящего Человека.



Приложения

Технологическая карта урока по теме « Предложения с вводными конструкциями» (с карточками – приложениями и презентацией)


УЭ-0

УЭ-1


Входной контроль

УЭ -2

УЭ -3

УЭ -4

Интегрирующие цели: определить уровень знаний по теме «Предложение с вводными конструкциями»; систематизировать знания об основных группах вводных конструкций; совершенствовать умение отличать вводные конструкции от омонимичного члена предложения; повторить правила чтения предложения с вводными конструкциями; развивать навыки опознавания вводных конструкций и правильно расставлять знаки препинания при них.

Цель: определить уровень знаний по теме «Предложения с вводными словами»

I. Запишите в рабочую тетрадь дату, тему «Предложения с вводными конструкциями».

II. Внимательно прочитайте предложение. Поднимите ту карточку-схему, которая соответствует структуре данного предложения. Охарактеризуйте предложение.

Графический диктант.

1.Зимний ветер злится и воет в трубе, бросает в окна колючий метельный снег.

И.Евсеенко

2. Снег, покрывавший мерзлую землю, радовал глаз.

3. Наступила весна, и на озеро вот-вот должны были прилететь лебеди.

4. Заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин

5. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.


Ф. Тютчев

6. Люблю тебя, моя Сибирь!


7. Кажется, этот снег никогда не растает!
8. Весна, конечно, движется…

М.М. Пришвин


III. Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями



Количество правильных ответов

Оценка

8

6-7


4-5

3 и менее



5

4

3



2

IV. Фронтальная проверка

1. Какие слова называются вводными?

2. Какие значения выражают вводные слова?

3. Как они выделяются в устной и письменной речи?

4. Для чего нужны вводные слова?
V. Работа в парах

- Найдите в указанном тексте предложения с вводными конструкциями и прочитайте их вслух (комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»).



Цель: систематизировать знания об основных группах вводных слов, развивать навыки опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания.

1. Ответьте на вопросы и запишите ответы в соответствующую графу таблицы. Расставьте знаки препинания. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

2. Работа в парах.

Подготовьте сообщение о той группе вводных конструкций, которая вам достанется при жеребьевке; приведите примеры использования данных вводных конструкций.

3. По данной фотографии составьте и запишите 1-2 предложения на тему «Зимний лес», используя вводные конструкции (см. прил. 5).



Цель: совершенствовать умение отличать вводные конструкции от омонимичного члена предложения.

1. Прочитайте самостоятельно заметку в учебнике

( стр.131-132, рубрика «Возьмите на заметку»).
2. Выполните упражнение 217 самостоятельно по вариантам (I вариант – 1–3 предложения, II вариант – 3–5 предложений).

3. Проверьте свою работу, пользуясь текстом-ключом.

4. Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки.

Количество правильных ответов

Оценка

0 ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

6 и более ошибок



5

4

3



2

Цель: проверить качество знаний по теме «Предложения с вводными конструкциями».

1. Запишите в тетради вид работы (тест)

2. Внимательно читая задания, выберите правильный ответ, выписав только цифру, под которой этот ответ записан.

ТЕСТ

А. В каком предложении есть вводная конструкция?

1) Сочинение должно быть написано к четвергу.

2) Она быть может ушла в гости.

3) Он может одной щепкой костер разжечь.
Б. Укажите, где нужен дефис.

1) Во(?)первых, отойдите от пальмы.

2) Как(?)бы не опоздать на урок.

3) По(?)моему, часовой повернул обратно.


В. Укажите, какое вводное слово должно быть на месте пропуска в предложении.

Глазами, _________, хотел бы всех он съесть.

1) своими;

2) кажется;

3) сегодня
Г. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой

1) К нашему счастью, взошла полная луна.

2) Эти люди, говорят, на разных языках.

3) Этот вопрос, казалось затруднил гостя.

Д. Является ли в предложении слово кажется вводным?

В кабине кажется никого не было.

1) Вводное слово; на письме выделяется запятыми.

2) Член предложения; запятыми не выделяется.

3. Подведение итогов урока.



  1. Прочитайте цели урока.

  2. Достигли ли вы цели урока?

  3. Что понравилось на уроке?

  4. Оцените свою работу на уроке, подсчитав количество баллов.

  5. Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии.



Отлично хорошо удовл-но


Работайте с учителем, используя карточку-схему. См. прил.1.



План разбора предложения:

1.по цели высказывания,

2.по интонации,

3.по кол-ву грам. основ (прост., сложн.),

4.по хар-ру основы (односост., двусост.),

5.распр.- нераспр.

6.полное-неполное,

7.есть ли осложнения.

Оценку поставьте в оценочный лист УЭ -1.

Работайте устно с учителем. За каждый правильный ответ получаете дополнительный балл.

Работа с текстом, работа с учителем устно (см. прил. 2) . За верно выполненное задание получаете 1 балл.

Работа с таблицей (прил. 3)

Поставьте оценки в оценочный лист, УЭ-2.

См. прил. 4

Оценки за работу в паре выставляются совместно и вносятся в оценочный лист.

За верно выполненное задание получаете 1 балл.

Работа с учебником.

См. прил. 6

Оценки поставьте в оценочный лист, УЭ-3.

Оцените свою работу, поставив за правильный ответ 1 (один) балл. Оценку поставьте в оценочный лист (макс. 5 баллов).

«5» - 25-28 баллов;
«4» - 24-20 баллов;
«3» - 19-15 баллов;
«2» - менее 14 баллов.

4.Домашнее задание:

Выполнение одного из заданий по выбору.

1.Выписать из художественных текстов примеры предложений с вводными конструкциями (5 - 7). Сделать синтаксический разбор двух из них.


2.Написать сочинение - миниатюру с использованием вводных конструкций ( тема и жанр по выбору).


Оценочный лист

_________________________________________________

УЭ

Количество правильных ответов

Оценка

Баллы

Итоговая оценка

1













2













3













4













Общее количество баллов:____________

Отметка за урок:__________

Приложение 1

[о и о, о ]. [ , , ]. [ ], и [ ]. [ , _._._ , ].
[ ], а [ ]. [ , обр. ]! [ вв., ]! [ ,вв. , ].

Приложение 2

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Вариант I

Хлестаков. Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке.

Хлестаков. … Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких– нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Вариант II

Хлестаков. …Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу». Что вы, господа, стоите? Пожалуйста, садитесь!



Хлестаков. Без вас я, признаюсь, долго бы просидел здесь: совсем не знал, чем заплатить.

Приложение 3

Предложения с вводными конструкциями

Где стоит вводная конструкция?

Что выражает?

Знаки препинания

1. К общей радости в городе открылась художественная выставка.










2. С чужими жить нам видно суждено.










3.По-моему ориентировались кочевники по солнцу.










4. Каждый человек безусловно любит свою родину.










5. Итак она звалась Татьяна…










6.Неосторожно я быть может поступила.










КЛЮЧ К ТАБЛИЦЕ

Предложения с вводными конструкциями

Где стоит вводная конструкция?

Что выражает?

Знаки препинания

1. К общей радости, в городе открылась художественная выставка.

В начале предложения

Чувство говорящего

запятая

2. С чужими жить нам, видно, суждено.

В середине предложения

Степень достоверности

2 запятые

3.По-моему, ориентировались кочевники по солнцу.

В начале предложения

Источник сообщения

запятая

4. Каждый человек, безусловно, любит свою родину.

В середине предложения

Степень достоверности

2 запятые

5. Итак, она звалась Татьяна…

В начале предложения

Оформление мысли

запятая

6.Неосторожно я, быть может, поступила.

В середине предложения

Степень достоверности

2 запятые

Приложение 4

Степень достоверности сообщения.
Различные чувства.
Источник сообщения.
Обращение к собеседнику.
Оформление мысли.
Приложение 5


Приложение 6

Ключ к упражнению 217

1. Кажется, шепчут колосья друг другу. – Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все кажется задернутым почти черной завесой.


2. Дождь, казалось, зарядил надолго. – Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
3. «Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу!» – сказал таинственный господин. – Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься и влюбиться.
4. Мы, верно, встретимся завтра, хотя я и не боюсь встретиться с вами. – «Слушай, – обратился Ваня к своему спутнику, – мы верно пошли? Ты то место помнишь?»
5. «О! – подумала она. – Если это правда, нет ни одной травинки счастливее меня, но правда ли это?» – Правда, и этим летом люди ощущали не такое уж далекое дыхание той памятной осени и зимы.

Урок русского языка. 9 класс.
Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной

(Конспект урока с приложениями и презентацией)

Цель урока:



  1. дать понятие сложноподчиненного предложения с придаточной изъяснительной, рассказать об их особенностях;

  2. развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, продолжить формировать эти умения в процессе свободного письма;

  3. продолжить формировать навыки составления схем предложений;

  4. составлять высказывания по заданной модели.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

2.Выборочная проверка домашнего задания и актуализация знаний (фронтальный опрос):

  • Какие предложения называются сложноподчиненными?

  • Назовите виды СПП.

  • К словам каких частей речи в главной части относятся придаточные определительные?

  • При помощи каких союзных слов присоединяются придаточные определительные к главной части?

  • Как чаще всего располагаются придаточные определительные по отношению к главной части?

  • Составьте СПП с придаточными определительными, использую словосочетания из ЗСП-3. (Учащиеся зачитывают полученные предложения по цепочке).


3. Объяснение нового материала

Сегодня в центре нашего внимания будут СПП с придаточными изъяснительными. Давайте рассмотрим данные предложения и выявим особенности, характерные для СПП этого вида.



Материал для наблюдения.

1. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев. (В.Арсеньев)

2.Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф. Достоевский)

3. Только теперь мы заметили, где находились. (Г.Федосеев)

4. Я рад, что все так закончилось. (В. Крапивин)

5. Важно было то, что его никто не заметил. (М. Горький)

- Что объединяет все эти предложения? (Отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП).

- Слова каких частей речи могут употребляться в качестве поясняемых? (Глаголы, имена существительные, наречия, СКС, прилагательные).

- Какие значения могут иметь поясняемые слова? (Значение мысли, речи, чувства).

-Каковы средства связи между предикативными частями СПП с придаточной изъяснительной? (Изъяснительные союзы и союзные слова).



- Есть ли в главной части СПП с придаточной изъяснительной указательные (соотносительные) слова? (Помимо союзов и союзных слов в придаточной части, в главной части могут быть указательные слова).

- Как чаще всего располагается придаточная изъяснительная по отношению главной части? (Находится после главной части).



4.Закрепление изученного материала

1задание. Составьте и запишите СПП с придаточной изъяснительной, употребляя в главной части (в качестве поясняемых) глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть. Используйте союзы и союзные слова.

Составьте горизонтальные схемы этих предложений.



2 задание (дифференцированное). Работа по карточкам.

Выполняя следующее задание, используйте полученные знания о СПП с придаточной изъяснительной. Перед вами отрывки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Выпишите из главы I сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью, проанализируйте их по заданной схеме и подготовьте выразительное чтение отрывков:

а) какой частью речи является изъясняемое слово в главной части; каково значение этого слова;

б) какими средствами связи соединены главная и придаточная части;

в) как располагается придаточная часть по отношению к главной;

г) употребляются ли указательные слова;



I вариант (1 уровень сложности)

Уж тёмно: в санки он садится.

«Пади, пади!» – раздался крик;

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

К Talon помчался: он уверен,



Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.
II вариант (1 уровень сложности)

Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieur прогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dendy лондонский одет-

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.
I вариант (2 уровень сложности)

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.
II вариант (2 уровень сложности)

Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне не досуг;

Но в чем он истинный был гений,



Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень,-

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

За что страдальцем кончил он

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.
3. Упражнение 116 (1-5предложение). Составьте схемы предложений. (Учащиеся выполняют работу у доски с комментарием).

4.Обобщение знаний, полученных на уроке. Работа с таблицей (см. приложение 2).

(Ученики самостоятельно заполняют таблицу, используя учебник и материалы урока).

Таблица 1.

Тип придаточной

К чему относ. в глав. части

Средства связи

На какие вопросы отвечает

Есть ли соотнос. слова

Примеры

изъяснительная

К глаголу-сказуемому со значением речи, мысли, восприятия, чувства, состояния; к словам категории состояния или кратким прилагательным


Чтобы, будто, как,

как будто, словно,

ли (союзы); кто,

что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем и др.

(союзные слова)


На вопросы косвенных падежей

Есть (тот, то)

Важно было то, что его никто не заметил.


5.Дополнительное задание. Устно составьте предложения по данному началу:

1. Скажите, … ли… 2. Посмотрите, … ли…

- С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

6.Итог урока.

Итогом урока является таблица, заполненная учащимися.

- Используя таблицу, расскажите об особенностях СПП с придаточными изъяснительными:

а) какой частью речи является изъясняемое слово в главной части; каково значение этого слова;

б) какими средствами связи соединены главная и придаточная части;

в) как располагается придаточная часть по отношению к главной?



- Составьте предложения – пожелания, используя СПП с придаточной изъяснительной.

Например: Мне хочется, чтобы со мною рядом всегда были друзья.

  1. Домашнее задание. § 12, упр.116 (6-9предложение); выпишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными из II главы романа «Евгений Онегин» (указывайте номер строфы).

Приложение 2

Тип придаточной

К чему относ. прид. в глав. части

Средства связи

На какие вопросы отвечает

Есть ли указательные слова

Примеры

изъяснительная















Урок литературы. 11 класс.

(Конспект урока с презентацией и приложением)



Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне (по повести В.Кондратьева «Сашка»)

Цели: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; рассмотреть проблему нравственного выбора на войне; показать характер русского солдата; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: семейные реликвии времён Великой Отечественной войны, фотографии, воспоминания писателей и поэтов – фронтовиков; книги о Вов.

Методические приёмы: анализ текста, беседа, проблемные вопросы.

Ход урока

  1. Организационный момент (10 мин.). Слайд 1 презентации.

Здравствуйте. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы все, наверное, догадались, что мы сегодня будем говорить о Великой отечественной войне. Это великое событие нашло отражение не только в сердцах людей, но и в различных видах искусства. Поэтому в начале урока послушаем фрагмент песни в исполнении В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». (Звучит песня в исполнении В.Высоцкого « Он не вернулся из боя»).



II. Слово учителя.

1. В этом году мы отмечаем 65-летие Великой Победы. А тема Великой Отечественной войны остается одной из главных тем русской литературы. До сих пор к ней обращаются писатели и поэты. Но наиболее ценными остаются свидетельства современников, которые на своих плечах вынесли всю тяжесть войны, а затем предельно правдиво рассказали о том, какой ценой была завоевана Победа. К сожалению, у нас в селе не осталось в живых ни одного ветерана, но мы помним людей, воевавших для нас, для нашего светлого будущего.

В память обо всех участниках войны сейчас прозвучит стихотворение Семена Гудзенко «Перед атакой». Семен Гудзенко родился в 1922 году и уже в июле 1941 года ушел на фронт. Из его ровесников, ребят, уходивших на фронт в 18-19 лет, вернулись с войны 3%, а 97% остались там. Вы услышите не просто стихотворение, а почти крик – надрывный эмоциональный крик человека, все видевшего. (Читает заранее подготовленный ученик. Во время чтения слайды с фотографиями ветеранов нашего села).



2. «С тех вершин – в поэзию сойти» и в прозу – пытались многие хорошие поэты и писатели. Их книги на столе. (Демонстрируется выставка книг). Г.Бакланов, Э.Казакевич, В.Астафьев, Кондратьев и другие создали так называемую «прозу лейтенантов», открыли правду о войне.

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».

Вячеслав Кондратьев прошёл вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

В центре нашего урока сегодня характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне. Слайд 16.



(Постановка проблемного вопроса). Я надеюсь, что мы придём к тому вечному, что несла русская классическая литература. Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

3. О жизни и творчестве замечательного писателя, Вячеслава Кондратьева, расскажет нам … (отвечает заранее подготовленный ученик).



4. В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».

Непростой, извилистый путь был у Кондратьева к «Сашке». Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях под Ржевом, руководила им при написании повести.

Доказательством этому служит эпиграф повести.

Из многих лирических и эпических произведений можно увидеть, что бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.



III. Анализ повести (25 мин.).Во время анализа повести вы будете заполнять карты (см. прил. 1), с помощью которых мы подведем итоги урока, ответив на вопрос: Каков Сашка, русский солдат?

– Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали, прочитав повесть «Сашка».

- Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?


  • Интересно ли было читать повесть "Сашка"?

  • А почему?

  • Каким вы представляете себе Сашку? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым). Слайд 21.

  • Слайд 22. На этом слайде вы видите, каким представлял Кондратьев своего героя.

- Анализируя повесть, мы увидим, в каких ситуациях Сашка проявил лучшие человеческие качества.

Несколько дней фронтовой жизни. Рассмотрим наиболее важные эпизоды в повести, которые показывают, что даже война не способна сломать настоящего человека.

  1. ПЕРВОЕ, НА ЧТО ХОЧЕТСЯ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЭТО быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками. ( 2-3 мин.).

– Как показан военный быт в повести? Найдите и зачитайте те существенные детали, с вашей точки зрения, которые помогли писателю воссоздать это время, показать историческую достоверность в повести. (Работа с текстом повести).
«С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих – и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут – катюшей они это называли, - начал выбивать искру… и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железной дороги оторвались, распутица».


В воспоминаниях В.Кондратьева есть такие строки :

Их закопать мы даже не пытались,

Себе – живым – окопы рыть не в силах…

Не узнаю… Но здесь мы были,

Ещё полна земля следов

Той страшной и далёкой были,

Они глядят глазницами пустыми

Белеющих в овраге черепов.

– Так зачем же Кондратьев так подробно выписывает этот убогий быт войны?

Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне.


  • Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

  • Почему именно к ним привлёк наше внимание?

  • Мы остановим внимание лишь на 6 основных эпизодах.



  1. Сашка добывает валенки для ротного.

  2. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

  3. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

  4. Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

  5. Встреча с Зиной.

  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

Эти Эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.
- Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками? («Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)
- Какое чувство руководит Сашкой, когда он решается вновь под огнем вернуться в роту? (Сострадание, сочувствие, мысли о других людях не покидают его: желание проститься с товарищами, отдать ППШ именно своей роте, а не второй, мысли о ротном: «надо идти, но неловко как-то и совестно - вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка».

- Почему Сашка решается отвести санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут. ( «А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»).

- Сделаем выводы и запишем их в карты.

2. Эпизод пленения немца. Испытание властью. Слайд 27.



Пересказ эпизода с привлечением текста.

– Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Почему он не подчиняется приказу? Как расценивать этот поступок? (Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог: стыд перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. «Он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен»).

– Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию. (Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово: «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

Почему? (Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком. Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее, чище).Слайд 28.



3. Роль эпизодического героя, связного комбата Толика

- Какую роль играет появление эпизодического персонажа - связного комбата Толика? (Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).



4. Встреча с Зиной. Испытание любовью.

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение: Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём? (Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..».

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх…)

5. Короткая фронтовая дружба с Володей. Испытание дружбой

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение: Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей? (Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»).

  1. Решение нравственной проблемы

Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

  1. Итог урока. Рефлексия.(10 мин.)

- Подведем итоги урока.

-Каков Сашка, русский солдат? Каким вы его увидели. Каик человеческие качества выделили в образе Сашки? ( Работа с индивидуальными картами. Пользуясь картой, ученики подводят итоги).



Слово учителя.

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К.Симонов.

Выставление отметок за работу на уроке.


  1. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Слайд 32. Звучит песня Ножкина «Подо Ржевом».

Приложение 1

Индивидуальная карта

______________________________________________



В. Кондратьев «Сашка»

Эпизод

Человеческие качества Сашки

  1. Сашка добывает валенки для ротного.







  1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.




  1. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.




  1. Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.







  1. Встреча с Зиной.







  1. ССашка выручает лейтенанта Володю.






1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 140-141.