Печатные средства массовой информации - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элвин тоффлер. Третья волна 66 7126.31kb.
Закон республики беларусь 17 июля 2008 г. N 427-з о средствах массовой... 2 518.63kb.
Средства массовой информации 1 282.7kb.
В гостях у обитателей дальневосточной тайги в декабре прошлого года... 1 91.11kb.
2. Какие средства массовой информации тебя привлекают больше всего... 1 32.86kb.
X международная конференция студентов и аспирантов «Средства массовой... 1 42.69kb.
Не дадим захватить город и задавить свободу слова 1 23.95kb.
Средства массовой информации, учредителями которых является оо 1 31.55kb.
Конференция "Средства массовой информации в современном мире" в спбГУ 5 514.12kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы и средства защиты... 2 685.85kb.
Актуальность темы исследования 1 165.79kb.
Программа государственного экзаменА по специальности 1 52.42kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Печатные средства массовой информации - страница №1/1

Печатные средства массовой информации


В известном смысле предшественниками газет и журналов можно считать узлы на верёвках и зарубки на палках, которые люди в древности использова­ли для общения друг с другом. Прообразом современной прессы были „Acta Diurna Urbis" („Ежедневные ведомости"), выпускавшиеся в Древнем Риме по предписанию Юлия Цезаря приблизительно с 59 г. до Р.Х. В „Ежедневных ведомостях" находили отражение общественные и политические события, со­общалось о результатах выборов, о назначениях на государственные посты, о судебных решениях, бракосочетаниях и смертях. Их распространяли в важ­нейших местах Рима, а также разносили по домам. Древним предшественни­ком современной газеты можно считать и начавшиий выходить с 618 года в Китае „Ди бао" („Столичный вестник"), который оказался на редкость долго­вечным изданием. Это рукописное издание распространялось среди образо­ванных государственных чиновников вплоть до 1911 года. В XVII столетии „Столичный вестник" стали тиражировать при помощи деревянного печатно­го станка.

Предпосылки для превращения газет и журналов в средства массовой ин­формации были созданы изобретением немца Иоганна Гутенберга (ок. 1397-1468). Он изготовил подвижные металлические формы и улучшил свойства типографской краски. Этим было положено начало печатанию книг, и не толь­ко их.

Толчок распространению информации в Италии дали войны с Турцией в XVI столетии. В это время в Венеции начали издавать листки новостей, кото­рые продавались за монету, называвшуюся gazzetta. Отсюда возникло и совре­менное название самого издания подобного типа - „газета". Газеты той давней поры называли также словами „меркурий" (вестник богов), „герольд" (посыль­ный, глашатай) и „экспресс" (курьер).

Предшественниками журналов были различные альманахи, которые нача­ли появляться после изобретения книгопечатания. Со временем они стали вы­ходить в свет регулярно, при этом каждое издание касалось определённого круга тем. Журналы представляли собой промежуточный тип между книгами и газетами. Первым журналом считается основанный в 1бб3 году в Гамбурге писателем и теологом Иоганном фон Ристом (1607 - 1667) сборник „Erbauliche Monat -Unterrechnungen". Поскольку издание, появившееся в изнурённой Тридцати­летней войной Германии, получило относительно скромный резонанс, то лавры первого журнала часто отдают основанному французским писателем и философом Дени де Салло (1626 - 1669) в 1665 году .Journal des Scavants". В России первая печатная газета „Ведомости" появилась в 1702 году при Петре I, а первый журнал - „Месячные исторические, генеалогические и географичес­кие примечания в Ведомостях" - в 1728 году.

Родиной изданий более лёгкого содержания считается Фран­ция, где в 1б72 году увидел свет журнал „Le Mercure Galant". В 1б89 году начала выходить первая в Эстонии газета „Revalsche Post-Zei-tung" („Ревельская рассыльная газета"). По-настоящему заметным явлением прибалтийская немецкая журналистика стала, однако, только в следующем столетии.

Подлинный размах журналистика приобрела в XVIII веке. В 1703 году в Австрии была основана старейшая из существующих до нашего времени еже­дневных газет „Wiener Zeitung". Появились и первые журналы, предназначен­ные для женщин. В России неофициальным редактором еженедельного журнала „Всякая всячина" (17б9 - 1770) являлась сама императрица Екатерина II, которая, скрывшись под псевдонимом, вела ожесточённые дискуссии со своими оппонентами.

В 1766 году увидел свет первый журнал на эстонском языке - „Luhhike oppetus, mis sees monned head rohhud ning nouud teada antakse..." („Краткое наставление, заключающее в себе сведения о хороших лекарствах и прочих вещах"), осно­ванный Пеэтером Вильде. Правда, это издание прекратило своё существова­ние уже в следующем году.

Появи­лись детские журналы, причём отдельные для девочек и для мальчиков. Развивалась и эстонская журналистика. Первая, хотя и весьма недолговеч­ная газета „Tarto maa rahwa Naddali-Leht" („Тартуская крестьянская еженедель­ная газета") появилась в 1806 году. Более значительным явлением стала осно­ванная Отто Вильгельмом Мазингом (1763 - 1832) в 1821 году „Maarahwa Naddala-Leht" („Крестьянская еженедельная газета"), издававшаяся в течение почти четырёх лет. Начало регулярной периодической печати было положено газетой „Perno Postimees" („Пярнуский почтальон"), основанной в 1857 году Иоганном Вольдемаром Яннсеном (1819 - 1890). В 1870-х годах эстонская журналистика стала весьма многоликой, превратившись в арену оживлённых дискуссий.

Изобретение в 1880-х годах наборной строко­отливной машины - линотипа - значительно ускорило процесс печатания. Периодические издания в США выходили массовыми тиражами. Они всё даль­ше отдалялись от мира культуры и литературы и всё меньше отличались друг от друга. Вскоре именно в Новом Свете были достигнуты рекордные тиражи. Во второй половине столетия тиражи газет „The Times" и „Daily Telegraph" превысили стотысячный рубеж.

Выдающимся деятелем в области журналистики был редактор и издатель венгерского происхождения Йозеф Пулитцер (1847 - 1911). Пулитцер сыграл огромную роль в зарождении т.н. „жёлтой прессы" - даже само это выражение восходит к имени созданного работавшим на Пулитцера американским художником персонажа комикса Yellow Kid, что в переводе значит „Жёлтый мальчуган".

В конце XIX столетия периодическая печать пережила т.н. рекламную рево­люцию. На рубеже веков материалам рекламного характера могло отводиться до половины объёма издания, к сегодняшнему дню удельный вес рекламы увеличился ещё больше. В XX веке продолжалась концентрация изданий в руках крупных владельцев, „королей" прессы.

Развитие техники ускорило и упростило процесс издания печатной продук­ции. В период американской войны за независимость и бурской войны последние события изображались в документальных рисунках соответствующего содержания. Развитие фотогра­фии оказало своё влияние на журнальное дело уже в 1890-х годах, и со време­нем возникло множество иллюстрированных журналов.

Первые женские журналы стремились приобщить представительниц сла­бого пола к общественной жизни. В XIX столетии, когда утвердился идеал жен­щины-домохозяйки, эти издания приобрели более практическую направлен­ность. Большую популярность у читателей снискали информационные журналы. Начало этому направлению в периодике было положено основанным в 1923 году в США журналом „Time".

Известным своеобразием отличается положение журналистики в странах третьего мира. В Латинской Америке газеты в последнее время переживают материаль­ные трудности и испытывают давление со стороны властей. Ведущие позиции в области журналис­тики в этом регионе занимает Аргентина. В Африке важнейшим источником общественной информации являются известия, передаваемые в устной форме. Ведущие позиции в области журналистики на этом континенте занимают Южно-Африканская Республика и Египет. Во многих странах Азии печатные органы принадлежат государству. Ост­рая конкуренция наблюдается в Японии, где миллионными тиражами издают­ся сотни ежедневных газет.


Электронные средства массовой информации

Технические изобретения, сделанные на рубеже столетий, создали предпо­сылки для превращения радио в одно из средств массовой информации. В 1913 — 1914 годах в Бельгии с помощью радиосвязи стали раз в неделю переда­вать новости. Первые радиопередачи в СССР были проведены в 1919 году, приблизительно в это же время они начались в США, а затем и в Европе (1922 - 1926 гг.). К ведению регулярных радиопередач государства Западной Европы приступили в первой половине 1920-х годов, в Эстонии они начались в 1926 году. Первоначально радиопередачи состояли исключительно из новостей и музыки, несколько позднее к ним прибавились игровые программы. Посте­пенно радиовещание превратилось в мощное средство пропаганды.


Популярность радио продолжала возрастать вплоть до начала эры телеви­дения, наступившей после окончания второй мировой войны. В Европе радио удавалось дольше сохранять свои позиции. Отчасти это было обусловлено высокой стоимостью телевизоров, а кроме того, на евро­пейском континенте ещё в течение некоторого времени оставались неэлект­рифицированные территории. Радиовещание находилось под более жёстким государственным контролем, чем печатные издания. В Латинской Америке преобладают коммерческие и частные радиостан­ции (исключение составляет Куба). Обычно власти ограничиваются требова­нием предоставления им определённого эфирного времени для передачи официальных сообщений. В Латинской Америке радио является довольно рас­пространённым источником информации. В Азии распространение радио невелико. Во многих азиатских странах ко­личество радиоприёмников в расчёте на 1000 жителей меньше рекомендован­ных ЮНЕСКО пятидесяти, а в некоторых государствах даже уступает числу телевизоров, находящихся в пользовании населения. Наиболее развитой в данном отношении страной является опять-таки Япония. В Африке радио получило более широкое распространение, чем в Азии. По своему влиянию оно превосходит периодическую печать и играет роль объ­единяющего фактора в государствах со слабо сплочённым населением.

Предшественником телевидения считается документальное кино. Пер­вые значительные успехи в области электрической передачи изображения были достигнуты в середине 1920-х годов. Ведущие позиции в разработке и внедрении телевизионной техники принадлежали США, Советскому Союзу, Германии, Англии и Франции. Начало регулярным телепередачам было поло­жено в конце 1930-х годов, однако разразившаяся вторая мировая война на некоторое время затормозила процесс их развития. После войны телевидение переживало мощный подъём. Эстонское телевидение было основано в 1955 году. В 1950-х годах в мире начался переход к цветному телевещанию.

.На рубеже I960 - 1970-х годов были заложены основы международного телевещания. В Латинской Америке преобладает частное телевидение, обеспечиваю­щее себя за счёт рекламы. Однако и роль государства в направлении деятель­ности телекомпаний весьма существенна. В большей части африканских государств собственного телевидения нет. Существующие же телекомпании являются, в основном, государственными и содержатся за счёт телевизионных налогов или бюджетных средств. Приблизительно 90% всех телевизоров в Азии приходится на долю Японии. В большинстве азиатских стран деятельность телекомпаний находится под государственным руководством. Часто их расходы покрываются за счёт теле­визионных налогов.

С развитием средств массовой коммуникации начались поиски возможнос­тей более дешёвой передачи информации. Это привело к созданию специаль­ных организаций — информационных агентств новостей, которые собира­ют данные для своих заказчиков или членов, сами обычно не предавая их гласности. Сегодня в мире насчитываются сотни служб такого рода, однако приблизительно 90% всей информации передаётся четырьмя из них - Агент­ством Франс Пресс (Agence Prance Presse), Франция; Юнайтед пресс Интер-нэйшнл (United Press International) и Ассошиэйтед пресс (Associated Press), оба - США и Рейтер (Reuter), Англия.



Место средств массовой информации в обществе


Как в древности, так и в средние века нобходимость существования цензу­ры мало у кого вызывала сомнения, а заявления, направленные против офици­ально признанной религии или против властей, считались недопустимыми. Наиболее авторитетной формой проявления цензуры в период зарождения журналистики был составленный католической церковью перечень за­прещённых книг - index Ubrorum prohibitorum. Официально он был отменён только в 1966 году. С изобретением печатного станка обеспокоен­ность почувствовали и светские власти. Во многих государствах стали требо­вать, чтобы на каждое издание было предварительно получено разрешение. Хотя позднее этот порядок и был отменён, над издателями, как и в прежние времена, нависала угроза быть обвинёнными в „клевете".

В 1766 году в Швеции был принят первый в мировой практике закон о свободе печати.

Положенный в основу этого акта меморандум составил член риксдага, пас­тор родом из Северной Финляндии Антти Кидениус (1729 - 1803). В меморан­думе подчёркивалось, что свобода печати и изданий представляет собой оплот свободного государства, поскольку без неё законодатели не располагают до­статочными знаниями, толкователи законов - возможностями контроля, а народ — пониманием полномочий власти и своих собственных обязанностей.

В более широком масштабе эти принципы были реализованы в XIX столе­тии. В XX веке свобода печати получила статус международно признанного закона. Конституция Эстонской Республики предоставляет каждому человеку право на распространение информации в устной, печатной, изобразительной и других формах. Это право может быть ограничено законодательством толь­ко в тех случаях, которые предусмотрены Конституцией. Цензуры в Эстонской Республике не существует.

1. От журналиста требуется распространение точной информации, подра­зумевающее также и проверку ранее обнародованных фактов. Следует критически относиться к источникам информации. При необходимости демократическая журналистика может использовать анонимные источ­ники, однако должны быть достаточно веские причины, заставляющие людей скрывать свои имена. К сведениям, полученным из источников по­добного рода, необходимо относиться с особой осторожностью.

2. Чрезвычайно существенным является чёткое различение факта и ком­ментария. Комментарии обычно содержатся в передовицах и более объёмных статьях. Их, как правило, требуется подписывать. Факты же сле­дует подавать беспристрастно, воздерживаясь от выражения отношения к ним журналиста или редакции.

3. Актуальные проблемы жизни общества рано или поздно находят своё от­ражение в журналистике. Обычно в газетах для этих целей существуют специальные рубрики. Нельзя требовать, чтобы все материалы, поступаю­щие в редакции, попадали на страницы изданий, однако необходимо таким образом подбирать информацию, чтобы в ней отражались различ­ные точки зрения.

4. Конкретные точки зрения на проблему, представленные органами массо­вой информации, должны быть подписаны их авторами. Исключение может быть сделано только в целях защиты автора. В то же время у редак­ции не должно оставаться ни малейших сомнений в том, что полученный ею материал действительно написан тем человеком, чья подпись под ним стоит.

5. Для достижения объективности недостаточно простого соответствия ис­тине отдельно взятого факта. Часто единичные факты, вырванные из кон­текста, могут свидетельствовать в пользу той или другой стороны, журна­листу же необходимо иметь общее представление о всех обстоятельствах, которые следует учитывать при рассмотрении данного вопроса.

6. Неточную информацию, попавшую на страницы издания, всегда следует исправлять. Если у кого-либо имеются основания для опровержения тех или иных фактов, нужно предоставить ему возможность сделать это. По­правки необходимо обнародовать как можно быстрее, пока ложная ин­формация не успела забыться. Неправомерно помещать опровержение в виде маленького письма где-нибудь на малозаметном месте.

7. Общепризнанным принципом, которым руководствуется журналистика, является неприкосновенность частной жизни. Понимание этого принци­па, однако, в разных обществах неодинаково.

8. Особую осторожность следует проявлять при оглашении информации о жертвах различных преступлений. Здесь руководствуются известным правилом: о мёртвых говорят только хорошее. Исключение составляют лишь общественные деятели.



9. Общепризнанным является также правило, запрещающее предание глас­ности имён подозреваемых в совершении преступления до вынесения приговора суда. Неподобает также строить всякого рода прогнозы по по­воду возможного судебного решения.