Ответы на вопросы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подготовить ответы на вопросы. Ответы не должны быть объёмными, т к. 1 19.2kb.
Кто ставит вопросы, тот получает ответы. Но он должен ставить разумные... 1 90.45kb.
Красные уши: общие вопросы и частные ответы. Нынешние итоги и реалии 1 269.05kb.
Задание: максимально детально и четко зафиксировать ответы на вопросы... 1 20kb.
Ответы на вопросы, возникающие при выплате страхового возмещения... 1 59.63kb.
Лекция № технология хранения и поиска информации учебные вопросы... 1 150.07kb.
В специальность. Вопросы и ответы 1 378.8kb.
Вопросы и ответы викторины «Знакомьтесь, Амурская область» 1 44.05kb.
Составьте кроссворд на олимпийскую тематику. Вам необходимо прислать... 1 17.86kb.
Рано или поздно человек задает себе эти вопросы и пытается найти... 7 2409.33kb.
Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими... 9 1301.62kb.
Ырă кун пултăр, хаклă хăнасем, хисеплĕ тăванăмăрсем, йышăнса илсемĕр... 1 44.09kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Ответы на вопросы - страница №1/1

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ ТРЕБУЮТ УТОЧНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ.

1. Российская империя: политическая и правовая система, административное устройство, экономика, место в мире

История Российской Империи - это очередной этап в Истории Великой России. Это  трехсотлетняя история страны, прошедшей тяжёлый исторический путь. Россию по праву можно считать Великой Державой, ведь никогда в мире не было такой огромной, величественной страны, которая бы смогла сплотить бесчисленное многообразие  культур, традиций и народов, совершенно не похожих друг на друга.  Российская империя сложилась на основе Российского централизованного государства, которое в 1721 Петр I объявил империей. В состав Российской империи входили Прибалтика, Правобережная Украина, Белоруссия, часть Польши, Бессарабия, Северный Кавказ. С XIX века в состав империи, кроме того, вошли Финляндия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия и Памир. Официальными вассалами Российской Империи были Бухарское ханство и Хивинское ханство. В 1914 под протекторат Российской империи принят Урянхайский край. Территория Российской Империи в том же году делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывался 931 город. Часть губерний и областей была объединена в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское и Финляндское). Все население считалось подданными Российской Империи, мужское население (от 20 лет) присягало на верность Императору. Подданные Российской Империи делились на 4 сословия ("состояния"): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное "состояние" (Инородцы). На территории России проживало свыше 100 народов; 57% населения составляли нерусские народы. Российская Империя была наследственной монархией во главе с императором, обладавшим самодержавной властью. Члены его семьи и родственники составляли императорскую фамилию. После Февральской революции 1917 года  самодержавие было свергнуто, а Россия с 1 сентября 1917 провозглашена Временным Правительством Республикой. После свержения Временного Правительства в октябре 1917 года на большей части территории бывшей Российской Империи была установлена Советская власть. Постепенно возникли Советские республики, объединившиеся в 1922 году в "Великий, могучий Советский Союз (СССР)".



Фактически:

*Территория Российской Империи к концу XIX века — 22,4 млн. км² (то есть 1/6 часть суши) – она занимала второе место в мире, после Британской империи. По единственной в истории Империи переписи 1897 население составляло 128,2 млн. человек (в том числе население Европейской России 93,4 млн. человек).

*В 1913 году десятка крупнейших городов Российской Империи выглядела так: Санкт-Петербург, Москва, Рига, Киев, Одесса, Тифлис, Харьков, Саратов, Баку, Екатеринослав (Днепропетровск).

*В Российской империи проживало свыше 100 народов, не считая небольших этнических групп. Где русские составляли 43,4 % населения (80,5 млн. чел.), украинцы составляли 18,4 % населения (33,4 млн. чел.), белорусы составляли 4 % населения (7,4 млн. чел.), в Российской Империи проживала значительная часть евреев —- ок. 4 млн.

*Российская Империя была наследственной монархией во главе с обладавшим самодержавной властью Императором (из династии Романовых). Господствующая церковь — православная, управлялась Императором через Синод. Подданные Российской Империи делились на 4 сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда другие районов выделялось в самостоятельное «состояние» (инородцы). Также особым сословием считалось казачество.

*К 1914 году Российская Империя включала в себя территории, в настоящее время принадлежащие следующим современным государствам: все страны СНГ (без Калининградской области РФ, Львовской, Ивано-Франковском, Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой областей Украины), вся Эстония, Латвия, Финляндия, бо́льшая часть Литвы и Польши, несколько турецких и китайских районов. В течение некоторого времени Российской Империи принадлежали также Аляска и Алеутские острова (с 1744 по 1867), а также часть Тихоокеанского побережья США и Канады (см. Русская Америка). Так же в Российскую империю входили некоторые территории современного северного Ирана — иранский Азербайджан, иранское каспийское побережье.

*Национальный доход страны равнялся — 16,4 млрд. рублей (7,4 % от общемирового). По этому показателю Россия занимала четвертое место после США, Германии и Британской империи. Однако по темпам прироста национального дохода Россия опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с 1908 по 1917 гг. они были самыми высокими в мире, свыше 7 %.

*По валовому промышленному производству — 5,7 млрд. рублей (3,8 % от общемирового). По этому показателю Россия занимала пятое место после Франции, Германии, США и Британской империи.

*Октябрьская революция 1917 привела к гражданской войне в России. К концу войны (1924 г.) на территории бывшей Российской Империи оставалось восемь государственных образований: Белоруссия, Закавказье, Латвия, Литва, Польша, Россия, Украина, Финляндия и Эстония. В Советскую Россию вошла Белоруссия и Украина. Был произведен раздел Средней Азии и заключение союзного договора (1922) с новыми 13-ю республиками. Так пала империя.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



2. Советское государство: политическая и правовая система, административное устройство, экономика, место в мире

*В основе нынешнего советского государства лежат два принципа, которые сторонникам и идеологам советской власти представляются гармонически примиренными, на самом же деле в той форме, в какой они существуют, таят в себе глубокое противоречие. Это - принцип пролетарской демократии и принцип пролетарской диктатуры. По взглядам Ленина, пролетарское государство должно управляться большинством рабочих и крестьян, а не каким-либо меньшинством. Пролетарская демократия есть демократия более полная, проведенная с "наибольшей полнотой и последовательностью, с какой это вообще мыслимо". В ней вместо учреждений привилегированного меньшинства само большинство непосредственно управляет самим собою и государственная власть становится всенародной. В ней все должности образуются из выборных всеобщим избирательным правом депутатов. Такова идея рабочей демократии как самоуправления трудового народа, который, "если достиг власти, не нуждается ни в какой диктатуре и управляется при помощи свободного проявления своих внутренних сил". Можно, таким образом, заключить, что идея диктатуры в теории пролетарского государства имеет характер случайный и временный.

*В основе советской государственной системы лежит одна и та же широко внедренная схема. Схема эта повторяется и при организации местного управления и при организации управления центрального, республиканского. Высшими центральными органами являются также съезды советов - автономных республик, союзных республик, Союза ССР. Выборы на эти съезды приурочены к органам местным. В каждый из республиканских съездов посылают депутатов, прежде всего городские советы непосредственно по расчету 1 депутат на 25000 избирателей, а затем губернские и областные съезды советов, по расчету 1 депутат на 125000 жителей. В тех же республиках, в которых нет губерний, избирательными правами пользуются кроме городских советов те высшие территориальные единицы, на которые разделены республики, причем при небольшом количестве населения и нормы представительства могут меняться.

*Несколько особое устройство имеет центральный комитет Союза ССР. Он является органом не только союзного съезда советов, но и представительством съездов советов союзных и автономных республик, а также и автономных областей. В связи с этим он разделяется на две палаты - на Союзный Совет и на Совет Национальностей. Союзный Совет избирается союзным съездом советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве, определяемом съездами советов Союза. Совет же национальностей образуется из представителей союзных и автономных республик по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей по 1 представителю от каждой.

*Советская система враждебна к теории разделения властей, ей чужда теория балансирования, поэтому и соотношение двух палат центрального комитета иное. Достаточно сказать, что палаты эти могут заседать и обычно заседают вместе, хотя и голосуют врозь. Раздельные заседания суть далеко не правило. В случае расхождения в голосовании обычна практика согласительных комиссий, которые вырабатывают общее решение.

*Если посмотреть на советское государство с внешней стороны, то оно представляется нам политическим целым, живущим на основании широкой административной и политической автономии. Так его и рисуют иногда поверхностные наблюдатели, которые знакомы или с торжественно декларированными конституционными текстами или же видели советскую жизнь из окна вагона. В советском праве имеется постоянно повторяющаяся норма, согласно которой каждый совет и каждый съезд советов являются в пределах предоставленной ему компетенции высшей властью на соответствующей территории села, волости, уезда, губернии, области, республики и т.д. Получается впечатление, что каждый элемент советского государства обладает полным правом самоопределения. Самоопределяются и самоуправляются села, города, волости, уезды, губернии и республики. Вот это-то впечатление нуждается в значительном исправлении. В действительности в советском государстве имеется не самоуправление, а если угодно, децентрализация, однако, децентрализация чисто административная. С другой стороны, административная децентрализация не только не исключает своеобразного централизма, но необходимо предполагает крепчайшую связь с центром, без которой действие единого административного аппарата совершенно невозможно.

*Международные отношения, изменение границ союза и входящих в него республик, объявление войны и заключение мира, заключение займов как союзом, так и союзными республиками, ратификация международных договоров, руководство внешней и внутренней торговлей, установление общего плана всего народного хозяйства, руководство транспортным и почтово-телеграфным делом, организация вооруженных сил, утверждение единого бюджета, установление налогов не только союзных, но и разрешение налогов на образование бюджетов союзных республик, установление денежной системы, установление общих начал землеустройства и землепользования, установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, установление общих начал в области народного просвещения, установление общих мер в области народного здравоохранения, установление мер и весов, организация статистики, законодательство в отношении прав иностранцев, права амнистии, разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками, - такова широчайшая компетенция Союза. Можно спросить: да что же не входит в область ведения Союза? И приходится ответить: все входит, нет такого государственного вопроса, в котором бы в порядке законодательства и в порядке управления не были компетентны верховные органы Союза. Советская федерация устроена не так, что выделен ряд вопросов, подлежащих ведению образующих союз союзных и автономных республик. Нет, союз может все, однако, можно сказать, что и республики могут много. И замечательно, что такая система проведена в советском государстве с верхов до низов. Совершенно такие же отношения наблюдаются и в местном административном аппарате: компетенция, например, губернских исполнительных комитетов почти что равна компетенции уездных исполнительных комитетов. По крайней мере, советское писанное право стремится их уравнять, поскольку это вообще мыслимо. А идеологи советской политической системы с особым ударением указывают на то, что советское государство не знает разделения компетенции ни между органами центральными, ни между органами местными.

Одним словом, ту власть, которую западная конституционная теория стремилась лишить всякой самостоятельности, превратив в чистую исполнительницу чужой воли, советское государство наделяет наибольшей полнотой свободных проявлений. "Исполнительная власть да подчинится законодательной" - такова основная норма западного конституционализма. "Исполнительный комитет да будет наиболее сильной властью во всех сферах, даже в делах законодательства" - таков принцип советского государственного строя. В означенном смысле можно сказать, что между западным правовым государством и государством советов в его теперешней структуре лежит громадная пропасть

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Россия в 1990-е гг. Становление суверенного Российского государства

В марте 1990 прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае-июне 1990г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н.Ельцина главу государства, Р.И.Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозглашающую верховенство законов РСФСР над союзными. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н.Ельцин был избран президентом России, а А.В.Руцкой – вице-президентом. По отношению к Ельцину складывалась оппозиция трех типов. Демократическая, полностью приветствующая все изменения в стране, призывала власть последовательно проводить либеральный курс в экономике, отстаивать ценности демократии. Радикальная коммунистическая оппозиция не имела влияния на власть и доступа к ней, но открыто боролась со сложившейся системой. Умеренно-коммунистическая оппозиция, которая вела борьбу в рамках Конституции, но ставила перед собой цель после прихода к власти законным путем полностью ликвидировать существующую систему. К 1993 году в стране сложилось двоевластие из-за обострения отношений между исполнительной и законодательными властями. В оппозиции к Ельцину выступали председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и вице-президент А.В.Руцкой, поддержанные частью депутатов. 25 апреля 1993 г – прошел референдум по вопросам доверия президенту и проводимой им и правительством социальной политике, о необходимости досрочных выборов. 1 мая 1993 г . – объявление об обмене наличных денег (пятидесяти- и сторублевых купюр). 21 сентября 1993 – Б.Н.Ельцин объявил о роспуске Съезда народных депутатов (из-за обострения обстановки двоевластия). 12 декабря 1993 г – состоялись выборы в Федеральное Собрание референдум по новой конституции, которая была одобрена большинством избирателей. Федеральное Собрание начало работать 11 января 1994 года. Одним из первых решений депутатов было освобождение из заключения участников неудачного путча в августе 1991 и событий октября 1993. 17 декабря 1995 – выборы в новый парламент. В Думе образовалось 4 фракции: КПРФ (Зюганов), ЛДПР (Жириновский), блок «Наш дом – Россия» (Черномырдин), «Яблоко» (Явлинский). Летом 1996 г. – выборы Президента. Победил Ельцин, Черномырдин назначен главой правительства. А.Б.Чубайс – министр финансов, Б.Е.Немцов – министр топлива и энергетики. 23 марта 1998 г – Б.Ельцин отправил в отставку правительство во главе с Черномырдиным, новый стал Кириенко, который в этом же году был снят с должности. Началась «министерская чехарда»: Примаков (1998), Степашин (1999), Путин (август 1999). 19 декабря 1999 – состоялись очередные выборы в Госдуму. Победили коммунисты, чуть меньше голосов у «Единства». 26 марта 2000 г. –Путин становится Президентом.



4. Президентская власть в РФ

Согласно официальным документам, нынешняя Россия – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления (президентская республика) Глава государства - президент, избираемый гражданами на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и Председателем Совета безопасности. Законодательный орган РФ (её парламент) – Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с председателем (премьер-министр), назначаемым президентом с согласия Государственной думы. В середине 2000 г. Президент Путин подписал указ, направленный на укрепление вертикали власти. Согласно ему, реформе подверглась верхняя палата Совета Федерации. Отныне здесь будут заседать не губернаторы, а их представители. При президенте образован Государственный совет и его президиум, состоящий из 7 человек во главе с президентом (как и Совет). Совет – консультативный орган, и его предложения не имеют силы закона. Его первое заседание состоялось в ноябре 2000 года (он собирается раз в 3 месяца), и на его рассмотрение был вынесен вопрос о стратегическом развитии России на ближайшие 10 лет. В отличии от США, где как и у нас президентская республика, наш президент является только главой государства, но не правительства. Президент избирается на 4-летний срок (не более 2 раз подряд). Президент обладает правом вето на парламентские решения. Он выступает гарантом прав Конституции, граждан и отвечает за экономическое благосостояние народа. 5 августа 1996 года президент РФ Борис Ельцин издал указ «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации». Указом установлено, что символами президентской власти являются: Штандарт (флаг) Президента РФ, утвержденный Указом от 15 февраля 1994 года; Знак Президента; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации. При вступлении вновь избранного Президента Российской Федерации в должность, говорится в Указе, Штандарт располагается рядом с Президентом. После принесения присяги Президентом дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Кремле. Знак Президента России возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий председателем Совета Федерации Федерального Собрания России. Использование Знака Президента определяется нормами государственного протокола. Штандарт, Знак и специальный экземпляр текста Конституции РФ передаются вновь избранному Президенту Российской Федерации во время церемонии вступления в должность Президента России после принесения им присяги на специальном экземпляре текста Конституции РФ.



5. Законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш. Л. Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как «буржуазный» и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей. Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей «по горизонтали», о разделении властей «по вертикали» — разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ — см.вопрос 34). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.



6. Основные этапы истории создания РФ. Национально-региональная политика в современной России

См.ответ на вопрос 3 + Особенностью современного социально-экономического реформирования в Российской Федерации является эмпиричность, запаздывание в теоретическом осмыслении происходящих процессов, а также отсутствие ориентиров, направляющих и корректирующих процессы реформ. Это относится также к образовательной сфере, переживающей кардинальные изменения в процессуальной и содержательных областях, которые связаны с современными общественными процессами децентрализации и гуманизации. Данные процессы привели к всесторонней и многоуровневой регионализации в развитии основных сфер общественной жизни: политике, экономике, культуре, образовании. Видоизменилась и приобрела национально-региональный оттенок социализирующая функция образования, призванная поддерживать процесс воспроизводства социального опыта, добиваться оптимальной адаптации к современным общественно-цивилизационным и культурным реалиям, закреплять в сознании нового поколения ценностные ориентиры жизни. Так как процессы регионализации затрагивают прежде всего социально-культурные институты, в первую очередь образовательные, возникает необходимость в переосмыслении роли, положения и перспектив дальнейшего развития образования в условиях "глобальной регионализации" общественной жизни всей страны. Проблемам функционирования национально-региональных образовательных систем современной России посвящены исследования В.И. Беспалова, Е.В. Бондаревской, Е.В. Данильчук, Г.С. Денисова, Л.В. Левчук, М.Р. Радовель, Л.Л. Супруновой и др. Как показывает анализ исследований данной проблемы, каждый автор идет по пути создания определенной научно-педагогической концепции, в рамках которой определяет стратегию развития образовательных систем, предлагает механизм их функционирования в инновационном режиме с учетом основополагающих тенденций. Следует отметить, что несмотря на значительные отличия в выборе подходов, большинство исследователей склоняется к тому, что любая национально-региональная образовательная система должна являться составной частью единого образовательного пространства Российской Федерации. Основные цели и задачи образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений. Считаем, что всем субъектам Федерации предстоит определить целый круг вопросов в области образовательной политики, среди которых могут быть выделены следующие:

развитие этнорегиональных образовательных систем с учетом основополагающих принципов "Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года";

отражение в содержании образования федерального и национально-регионального компонента. Региональная образовательная политика в рамках сохранения единого образовательного пространства;

проблемы и перспективы развития национальной школы в Российской Федерации;

направления и механизмы поликультурного и полиобразовательного взаимодействия в XXI в.;

технологии интеграции в европейское и мировое образовательное сообщество;

пути обновления содержания образования в современной высшей и средней школе.

При этом каждая этнорегиональная образовательная система страны получила новый вектор развития, который определит ее место в российском и мировом образовательных сообществах в первой четверти XXI в. Принятие "Национальной доктрины образования" явилось первым шагом на пути сохранения культурно-образовательной целостности России.

Не менее важным для определения стратегии развития образования на ближайшую перспективу является Федеральный Закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" . Программа призвана явиться организационной основой государственной образовательной политики России и определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Как указывается во введении, основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности конкретного региона. Основной проблемой развития образования выступает: достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры. Вместе с тем, в качестве основной проблемы отмечается растущая угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному и увеличивающееся разночтение федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин.

Реализация федеральных законодательных актов связывается, главным образом, с обновлением содержания образования и введением образовательных стандартов. Определенные трудности в решении данного вопроса продиктованы тем, что субъекты Российской Федерации реализуют национально-региональный компонент содержания образования в произвольных формах, что затрудняет приведение планов и программ по данным курсам к единому стандарту и выявление эффективности самого образовательного процесса.

Современные требования к введению национально-регионального компонента содержания образования связаны с необходимостью решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения человека к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации. При этом основной целью реализации национально-регионального компонента в школьной образовательной практике выступает воспитание и обучение человека основам национальной культуры, родному языку, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей. Однако продолжается дискуссия о том, какими методами и средствами данная цель будет достигнута, какие требования следует предъявить к тому образовательному процессу, в ходе которого должна формироваться образовательная и воспитательная траектория, учитывающая, наряду с общими требованиями, индивидуальные способности и особенности.

В российской и мировой практике введение национально-регионального компонента направлено на решение противоречия современного образования между необходимостью научить молодое поколение жить в мире высоких технологий и острых социальных проблем и невозможностью "втиснуть" все необходимое в рамки учебного процесса.

Современная школа Российской Федерации, особенно национальных республик, ставит задачу разработки и реализации на практике национально-регионального компонента образования, в котором отражаются особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа. Разработка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного среднего образования.

Национально-региональный компонент содержания образования направлен, главным образом, на достижение каждым представителем молодого поколения этнической идентичности, под которой понимается "совокупность чувств членов группы, касающихся тех символов, ценностей и общей истории, которые и определяют их как отдельную группу"

Вместе с тем, в настоящее время наблюдается значительная сепарация в рамках реализации национально-регионального компонента содержания образования на республиканских и муниципальных уровнях, которая характеризуется сосредоточением внимания исключительно на социально-культурных ценностях своей этнической группы вне взаимодействия с другими этнокультурными образованиями.

7. Многопартийность в РФ

Россия не относится к числу стран, у которых многопартийная система развита давно (США), поэтому число партий в нашей стране много (в США - всего две ведущие партии). Но уже сейчас в нашей стране процесс объединения партий начинает проявляться: партия «Справедливая Россия» (объединены «РПЖ», «Пенсионеры», «Родина»). Если так будет продолжаться дальше, то политическая система в нашей стране прибл. к американской системе. К примеру, у нас партия «Яблоко» и партия «СПС» выражают интересы демократии и рынка с западной ориентацией, но соединятся друг с другом не хотят. Ведущие партии: «Единая Россия» («правые», партия власти), «Справедливая Россия: Родина, Пенсионеры, Жизнь», «Яблоко», Союз Правых Сил, Либерал Демократическая Партия России (ЛДПР), Коммунистическая Партия Российской Федерации (КПРФ). Между партиями идет жесткая борьба за власть. Многопартийность – система, когда в стране существует и легально действует более двух политических партий.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Право в РФ: основы административного, гражданского, трудового, уголовного права

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания, ожидания соответствующего (обществ.одобряемого) поведения. Право – система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженные в определенных нормах. Правовые нормы регулируют почти 70% общественных отношений. Право защищает интересы людей, устанавливая юридическую ответственность нарушителям.



Административное право – его составляют нормы, регулирующие отношения между органами власти, лицами, наделенными полномочиями, гражданами. Согласно правилам проезда в городском транспорте, пассажиры обязаны оплачивать поезд. За нарушение предусмотрен штраф, его взимают контролеры, обладающие такой компетенцией.

Гражданское право – регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В него включены нормы, определяющие порядок наследования, владения, распоряжения собственностью, заключения сделок, защиты чести и достоинства. Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом. Взяли деньги в долг – возвратите вовремя (ст.309 ГК РФ)

Трудовое право устанавливает порядок отношений работодателя и работников в процессе труда и поводу труда. например, работники обязаны бережно относится к имуществу предприятия. Если они причинили ущерб, то несут материальную ответственность (ст.118 КЗоТ РФ). Регулирует отношения между работником и работодателем. Между работником и работодателем заключ. трудовой Договор или контракт. Время работы: продолжительность рабочей недели - не более 40 часов. 16-18 лет – не более 36 часов/нед., 14-16 лет – не более 2 часов/нед. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью.

Уголовное право –в него объдинились нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них. Так, незаконное распространение и рекламирование порнографических материалов наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или лишение свободы до 2 лет (ст.242 УК РФ)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



9. Особенности перехода к рыночной экономике в РФ

Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов. Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

- прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;

- восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

1. Установление стабильного политического режима.

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением.

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

По мнению многих специалистов Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

К этим чертам относят:

1. Развитую научно-техническую базу.

2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

Вместе с тем, рассматривая богатые природные ресурсы за несомненное благо, хотелось бы отметить некоторые точки зрения на этот вопрос тех экономистов (российских и зарубежных), которые аргументированно доказывают, что природные богатства страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих богатствах, а в порождаемой ими психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти настроения сводятся к уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует процветание страны. Если полагать, что именно ресурсы являются главным источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует противодействовать всем иностранным компаниям, которые стремятся к этому источнику. В этом, по мнению ряда ученых-экономистов, заключается основа "экономического национализма". Такой национализм, т. е. попытка "сидеть" на своих богатствах без разумного их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире.

Принимая во внимание данную точку зрения, не следует забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску иностранных компаний в сферу национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужна четко продуманная политика использования зарубежного капитала и строжайший его контроль.

3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов.

4. Достаточно высокий показатель "индекса человеческого развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. Следует признать, что с начала 90-х годов "индекс человеческого развития" в России сократился почти вдвое. Если в 1990 г. по этому одному из важнейших показателей состояния общества, принятому ООН, Россия занимала 33-е место, то в 1996 г. - уже 57-е. Однако это далеко не последнее место. Намного хуже с этим показателем в Китае (108-е место), Египте (106-е место), Турции (84 место). Лидирующие места занимают Канада, США, Япония.

Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику. Избирательность заключается в четком определении собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последователность в раскрытии своего народнохозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны. Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими -в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие. Вхождение в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки "прибрать Россию к рукам" со стороны ведущих мировых держав. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

10. Хозяйственная специализация отдельных регионов России

Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Разные варианты районирования: во-первых, всю территорию страны можно разделить на районы, не оставляя между ними свободных пространств. Это позволяет легче просматривать хозяйственную специализацию того или иного региона. В Центральной России сильно развита научно-исследовательская база, оборонная, заметен переход к рыночной экономике (большое количество банков, компаний), Центральная Россия специализируется на наукоемком машиностроении, в меньшей степени на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы. Промышленная система Ц.России обладает развитым топливно-энергетическим комплексом и прочей дребеденью.// Северо-Западная Россия (Калининград - для ясности) самый небольшой район. В нем находятся свободные экономические зоны (узловые районы, если не понятно). // Европейский Север – важная топливно-энергитическая база , здесь сосредоточено огромное количество нефти, газа, торфа, угля, сланцев, легких металлов, солей, апатитов. Промышленность: лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, цветная металлургия. // Европейский Юг (Северный Кавказ) важнейший район, обеспечивающий выход к Азовскому и Черному морям. Прекрасная почва, климат, растительность, природное разнообразие. Развит агропромышленный комплекс, сельское хозяйство (выращиваю пшеницу), скотоводство, станкостроение, машиностроение. // Поволжье. Авто- авиастроение, трактостроение. Переработка нефти, «тонкая химия». Развито сельское хозяйств (3 место), мукомольная промышленность, рыболовство. // Урал. Поставки пушнины, соли, металлы, камни, оружие. Крупный промышленный район. Самая развитая отрасль – металлургия, которая возникла благодаря огромным количествам топлива (угля). Военная промышленность. // Восточный макрорегион. Занимает 75% нашей страны. Добыча и экспорт в Западный регион России огромных запасов нефти и газа. Добыча каменного угля, лесные ресурсы. Производство алюминия, редких металлов. Западная Сибирь (относится к Вост.макрорегиону): добыча нефти, развита химическая промышленность, машиностроение, многочисленные вузы. Восточная Сибирь: запасы энергетических, рудных, лесных, водных ресурсов. Переработка древесного, рудного, нерудного сырья, добыча угля, редких металлов и минералов. Развито земледелие. Дальний Восток: огромные запасы угля (50%), 31% древесины, добывают цветные металлы, рыбоперерабатывающая промышленность.



11. Россия в системе международных экономических отношений

На протяжении последних лет Россия сохраняет курс на более тесную интеграцию в мировое экономическое сообщество. Вместе с тем доля России в мировой торговле остается незначительной, начиная с 1992 г. и по настоящее время она находится на уровне 1,3-1,4%.С 1992 по 1996 гг. удельный вес России в мировой торговле возрос с 1,36 до 1,41%, доля российского экспорта в мировом увеличилась с 1,41 до 1,69%, а доля импорта снизилась с 1,31 до 1,14%. Российский экспорт характеризуется высоким уровнем концентрации по рынкам сбыта, что также является одним из факторов, ограничивающим его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на одну страну – Нидерланды, 60% поставок алюминия осуществляется в две страны – Японию и США, около 70% лесоматериалов вывозится в Финляндию и Японию, более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации в Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге – и на всю систему международных экономических отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

В российском экспорте, как и ранее, доминируют энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1996-1997гг. на их долю приходилось почти 48% товарной структуры экспорта, а в 1998-1999гг. из-за резкого снижения мировых цен эта доля несколько сократилась и составила около 42,3% и 44% соответственно. В 1999г. было экспортировано (включая поставки в страны-члены СНГ) 27,7 млн. тонн каменного угля, 135 млн. тонн нефти, почти 51 млн. тонн нефтепродуктов, более 205 млрд. м природного газа и т.д.

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта. Наиболее масштабной позицией российского импорта является «Машины, оборудование и транспортные средства». Доля этой группы в импорте России составила в 1999г. более 32%. Вместе с тем стоимостные объемы российского импорта этой группы товаров значительно сократились – к 1999г. почти в 5 раз, что обусловлено резким сокращением объемов капиталовложений в стране. В международной практике существует четкое понимание того, что государство, у которого в общем балансе внутреннего потребления продовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на грани потери своей экономической безопасности и независимости. Из этого следует, что Россия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозит в больших количествах эти товары, финансируя тем самым сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалу российского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политической точек зрения. В российском импорте заметное место занимают товары народного потребления, долю которых можно оценить в 20-25%, однако большая часть этого ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, так как осуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля). В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится на импортные товары, что также неоправданно и существенно ослабляет экономическую безопасность России. Ее полупрозрачные границы со странами – членами СНГ создают широкие возможности для контрабанды, которая наносит значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаются поступления от таможенного обложения, являющегося одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической и медицинской небезупречности контрабандно поступающих товаров.



12. Особенности современных международных отношений (см. ответ 11)

*******************************************************************************************************

13. Внешняя политика Российского государства. Россия и мировое сообщество

Инициативная и крайне активная («агрессивная») сверхконструктивная мировая политика России и вовлечение многих стран мира в специально программируемый и организуемый процесс мироизации – вот действие России как мировой державы. Россия благодаря В.В.Путину укрепила международные позиции. В апреле 2000 года Дума под давлением президента ратифицировала договор СНВ-2 (сокращение ядерного арсенала). В июне 1995 г. РФ присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». В мае 1997 г. в Париже принят «Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности» 16 странами-участниками НАТО и Россией, официально завершившей 50-летний период «Холодной войны». В июне 1997 г. Россия вступила в «семерку» развитых стран мира, которая превратилась в «восьмерку». Россия оказывает поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В общем, Россия с каждым годом все сильнее укрепляет свои позиции на мировой арене. В 2006 году был выплачен внешний долг Парижскому клубу. Россию поддерживают многие развивающиеся страны. В июле 2007 года Россию выбрали местом проведения Олимпиады 2014 года (в Сочи). Россия ведет жесткую борьбу с мировым терроризмом. Президент Путин многое сделал для того, чтобы Россия сильно не отставала от Западных стран. В сфере вооружения наша страна занимает 1 место в мире.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14. Почему ты поступаешь на журфак? Кем конкретно хочешь стать в журналистике и почему?

Не говорите, что вам просто интересно! Скажите лучше следующее: «Я иду на журфак потому что хочу заниматься журналистикой профессионально. Но мне нужна для этого определенная база знаний, которую я могу получить либо во время прохождения практики, либо посещая специальные курсы, либо на факультете журналистики. Я выбрал(а) третий вариант, т.к. считаю его более выгодным. Окончив университет я получу высшее журналистское образование, которое в то же время является качественным гуманитарным образованием. Плюс ко всему – практика на факультете журналистики тоже имеется, так что это тоже один из плюсов. Зачем прыгать по различным курсам, когда можно все получить в одном месте – обучаясь на факультете журналистики?

Я хочу стать нормальным журналистом, хочу освещать ____________ вопросы (спортивные, культурные и т.д.). Позже хочу стать профессионалом в этой области, но для этого мне придется приложить определенные усилия.

15. Какова роль журналистики и СМИ в современном обществе?

Роль: формирование общественного мнения. Влияние на политическую жизнь страны, борьба с терроризмом, укрепление доверия между людьми.



16. В чем суть профессии журналиста?

Суть профессии журналиста заключается в законной добычи информации, её обработке и через СМИ распространение в обществе. Журналисты создают общественное мнение.



17. На что влияют СМИ? Почему журналистику называют «четвертой властью» и насколько это название оправданно?

Выражение «четвертая власть» появилось в 1776 г., его придумал публицист Э.Берком. Это публицистическое понятие, а не научное. СМИ влияют на формирование общественного мнения и сознания. СМИ могут манипулировать людьми при помощи пропаганды чего-либо, PR, рекламы. СМИ формируют настроение, ценностные ориентации, стремления, намерения, установки поведения. СМИ способны повлиять на результат выборов и др. подобных общественно-политических процессов. Оправданность названия 50 на 50. Люди образованные и хорошо осведомленные могут не поддаваться влиянию. Суть власти вообще – способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач. СМИ способны на это, но СМИ не обладают силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Это и есть главное отличие «четвертой власти» от трех остальных. «Четвертая власть» всегда стоит указывать в кавычках. ВЫВОД: Законодательная, Исполнительная и Судебная власти обладают силой государственного принуждения, а Журналистика как власть только влиянием на духовно-идеологическую сферу. Но это позволяет влиять на три официальные власти, при этом находясь под влиянием у них (обратить внимание на книгу Е.П.Прохорова «Журналистика и демократия»)



18. За что любят и за что не любят журналистов?

Журналистов любят и уважают только потому, что они являются служителями общества и создателями общественного мнения. Благодаря журналистам некоторые «российские» проблемы решаются быстрее. Журналистам приходится заниматься помимо обычной журналисткой деятельностью еще и некой помощью обществу. Не любят журналистов за то, что некоторые из журналистов «копают» слишком глубоко, некоторые оставляют после себя «следы», некоторые вмешиваются в личную жизнь, некоторые перевирают факты.



19. Чего журналист не должен себе позволять?

Журналист не должен преступать Конституцию, Закон о СМИ, Кодексы и т.д. НЕ допускается незаконная добыча информации, запрещено публиковать не проверенную информацию



20. Каковы самые главные качества настоящего журналиста?

Главные качества журналиста:

1. Оперативность в работе - успевать вовремя.

2. Мобильность

3. Независимость – нужно выслушивать разные точки зрения.

4. Объективность в работе.

5. Умение добывать информацию.

6. Коммуникабельность.

7. Любопытство

21. Каковы основные исторические вехи развития прессы? (когда и где появилась печатная пресса? Когда возникла первая российская газета и как она называлась? Каких выдающихся журналистов прошлого ты знаешь?)

Печатные периодические издания возникли, когда в 1450 г. Иоганн Гуттенберг в Германии изобрел книгопечатанье. Он предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы.

«Ведомости» - первая официальная газета, положившая начало русской периодической печати. Создана указом от 15 декабря 1702 года. До этого существовали «Куранты» или «Вестовые письма»- рукописная газета, рассказ. о жизни за рубежом. «В». в отличие от «К.»- первая газета, рассчит. На массового читателя. Рассказ. о событиях в России, большое место занимала также и иностр. Информация. Агитационный характер газеты - пропаганда новой науки, культуры, воен. действий(напр. Пропаганда партизанской войны против шведов),экономических преобразований и др.

Основной жанр газеты - информация, также встречалась корреспонденция, газетный репортаж. Газета была небольшого формата(в восьмую долю листа),версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Печат. славянским шрифтом ,с 1710 года - гражданским. Выходили нерегулярно.

В изд. Газеты активное участие принимал сам царь,а также его сподвижники: Меньшиков, Апраксин, Шафиров. 1-й редактор газеты - директор печатного двора Федор Поликарпов. Первые штатные работники - Борис Волков (с 1719 г. - редактор) и Яков Синявин(отвечал за расширение информации о внутренней жизни страны) - переводчики посольского приказа. «Всякая всячина» - журнал Екатерины II.

22. Кого из современных журналистов ты знаешь? Чем он тебе запомнился? Может ли он служить примером для подражания? (да или нет и почему?)

Современные журналисты (которые мне нравятся): Леонид Парфенов – редактор «Русского Ньюсвика», бывший ведущий на «НТВ», ушел с канала со скандалом. Валерий Панюшкин – политический журналист автор книги о Ходорковском («Михаил Ходорковский – узник тишины»), опытный «паркетчик», работает в «Ведомостях», «Коммерсанте»; Андрей Колесников – мастер репортажа, работает в «Коммерсанте», самый лучший журналист, который пишет в жанре репортажа. Ездил за Путиным, написал книги, одна из них - «Я Путина видел!». Последний крупный репортаж – про предстоящую Олимпиаду.



23. Какие СМИ ты читаешь, смотришь, слушаешь? Почему именно их?

Если Вы теле- радиожурналист не говорите об этом. Вы обязаны читать газеты/журналы. А что вы смотрите? Программу «Максимум» или «К барьеру» на «НТВ»? «Времена» на «Первом»? Если ничего – это ужасно. Читаете ли Вы «Русский NEWSWEEK», «Русский Репортер», «Журналист»? Немедленно ознакомится с этим изданиями



24. Независимая пресса: миф и реальность? От кого могут зависеть СМИ и журналисты? Должны ли от кого-то зависеть?

Независимая пресса – это пока что миф. СМИ все равно от кого-то зависят. Если не от государства, то хотя от рекламодателей. Некоторые СМИ не «копают» под своих рекламодателей, т.к. они являются источником существования этих СМИ. СМИ могут завесить от: государства, рекламодателей, спонсоров, учредителей и т.д.



25. СМИ и власть: взаимодействие или конфронтация?

Государство поддерживает некоторые СМИ, т.к. СМИ являются эффективным оружием в руках государства. Государство влияет на жизнь СМИ. Сейчас СМИ разделились на качественные и массовые; государственные и коммерческие, отражающие точку зрения правительства, и независимые, выражающие мнение своего издателя, учредителя, редколлектива; правящие (рупор властных структур) и оппозиционные; политизированные и деполитизированные, далекие от политических вопросов и баталий; деловые и развлекательные; национальные и транснациональные, выходящие за границей ближнего и дальнего зарубежья. Влияние государства на СМИ, в настоящее время, оказывается скрытое для общества, но открытое для самих СМИ. В нашей стране плохо действует Свобода слова, настоящие оппозиционные СМИ подвергаются «нападкам».



26. Может ли СМИ рассматриваться исключительно как источник прибыли?

Нет. Для СМИ главное – распространение общественно-важной информации и формирование общественного мнения. К сожалению, в последние годы СМИ все больше рассматриваются как источник получения прибыли, регистрируется огромное количество рекламных изданий.



27. Некоторые СМИ выражают интересы крупного бизнеса. На твой взгляд, насколько это этично и допустимо? Не противоречит ли это интересам общества?

Такие СМИ (можно назвать корпоративные) являются способом пиара и рекламы того или иного предприятия. нарушение этики и интересов общества можно обнаружить только лишь, если



28. Какие ты знаешь местные, региональные, общефедеральные и мировые СМИ?

Выкладываю по TV:

Местные: «4 канал», «Студия-41» (канал поддерживает политику мэра), «ОТВ» (канал поддерживает губернатора, губернский канал).

Региональные: «Ермак».

Общефедеральные: «1 канал», «Россия» «НТВ».

Мировые: «BBC», «СNN», «Discovery».

Печатные СМИ:

Местные: «Областная газета», «Спорт-аншлаг».

Региональные: «Комсомольская правда»

Общефедеральные: «Российская газета»






izumzum.ru