Отчет «Состояние реализации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На конкурс принимаются работы, отражающие взгляд детей на состояние... 1 67.44kb.
Закона Республики Беларусь 1 227.97kb.
Статья Сбор информации и ее влияние на принятие решений Государственным... 4 528.66kb.
Понятие среды обитания и виды ее загрязнения. Организация систем... 1 245.6kb.
Окружающей среды по многим предметам. Они были изданы в сборнике... 7 634.82kb.
2. Природно-антропогенные особенности и функции литосферы 2 581.11kb.
Основные макроэкономические показатели. Системы национальных счетов 3 437.94kb.
«национальная безопасность – главный приоритет государственной политики... 1 53.08kb.
Программа Научно-практического семинара 1 31.1kb.
Таможенный кодекс республики беларусь 9 4185.07kb.
Отчет по результатам исследования по проблемным вопросам развития... 6 2482.16kb.
Нужно сделать шпоры к экзамену, шрифт tnr 11, интервал Объём одного... 1 12.7kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Отчет «Состояние реализации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике - страница №1/2

Детальный промежуточный отчет

«Состояние реализации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь»

Эксперты: А.П.Станкевич, Г.М. Тищиков


Общая характеристика Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь
Основной целью мониторинга окружающей среды является проведение наблюдений за состоянием окружающей среды и источниками вредного воздействия на нее для обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Реализация указанной цели осуществляется в рамках функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее – Система мониторинга окружающей среды), созданной во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 1993 г. № 247 «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь». В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь является одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

В настоящее время Система мониторинга окружающей среды включает 11 организационно самостоятельных, но функционирующих на общих принципах и взаимодействующих видов мониторинга окружающей среды, обеспечивающих наблюдения, оценку и прогноз состояния всех компонентов окружающей среды, основных природных ресурсов и факторов воздействия на них, в том числе:

мониторинг земель (почв),

мониторинг поверхностных вод,

мониторинг подземных вод,

мониторинг атмосферного воздуха,

мониторинг озонового слоя,

мониторинг лесов,

мониторинг растительного мира,

мониторинг животного мира,

радиационный мониторинг,

геофизический мониторинг,

локальный мониторинг окружающей среды.

На информационном уровне Система мониторинга окружающей среды взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью более полного, комплексного использования информации, получаемой в рамках функционирования указанных систем мониторинга.

Функционирование Системы мониторинга окружающей среды требует значительных финансовых затрат, поэтому важным является целенаправленная, последовательная и скоординированная деятельность по ее организации и развитию. Механизмом, обеспечивающим выполнение всех перечисленных требований, является Государственная программа развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006-2010 год" (далее – Программа).

Направления развития мониторинга окружающей среды на период с 1997 по 2005 годы определены Программой Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, одобренной Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 20 июня 1995 г. № 311 "О Программе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь", и Техническим проектом, одобренным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1998 г. № 1344 "О реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь". Начиная с 2000 г. осуществляется ежегодное бюджетное финансирование программы.

Основные итоги выполнения предыдущей Государственной программы и Технического проекта Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь за период 1997 – 2005 годы заключаются в следующем:

разработана нормативная правовая база, включающая более двадцати нормативных правовых актов, регулирующих порядок функционирования Системы мониторинга окружающей среды в целом и отдельных видов мониторинга, входящих в ее состав;

сформирована организационная структура Системы мониторинга окружающей среды, включающая республиканские органы государственного управления, ответственные за организацию и проведение видов мониторинга, определен единый координирующий орган - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, функционирует межведомственный координационный совет при Минприроды, созданы главный информационно-аналитический центр Системы мониторинга окружающей среды и информационно-аналитические центры видов мониторинга;

обеспечены регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды на сети пунктов наблюдений, включающих:

207 наблюдательных створов на 71 реке (в том числе 35 створов на трансграничных участках рек), 14 озерах, 10 водохранилищах,

156 пунктов наблюдений за подземными водами (546 наблюдательных скважин для естественных и слабонарушенных условий и 686 наблюдательных скважин для нарушенных эксплуатацией условий),

55 постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в 16 промышленных городах республики, а также на станции фонового мониторинга (Березинский биосферный заповедник) и станции трансграничного мониторинга на западной границе республики (Высокое),

182 пункта наблюдений за химическим загрязнением почвы на городских и сельскохозяйственных землях и в зоне влияния автомобильных дорог, 12 пунктов наблюдений за изменением агрохимических свойств почв сельскохозяйственного назначения, 20 пунктов наблюдений за состоянием мелиорированных и других эрозионно-опасных земель,

1415 пунктов учета и 80 постоянных пробных площадок сети экологического мониторинга лесов, 189 пунктов наблюдений мониторинга лесов на избыточно увлажненных землях, 7 стационаров лесного мониторинга на мелиорированных лесных землях,

63 пункта наблюдений, 123 реперные площадки, 19 ландшафтно-геохимических полигонов радиационного мониторинга,

87 пунктов наблюдений геофизического мониторинга;

создана и включена в международную озонометрическую сеть станция наблюдения за общим содержанием атмосферного озона над территорией республики и его вертикальным распределением;

начата поэтапная организация:

с 2000 г. - локального мониторинга окружающей среды на объектах, являющихся наиболее существенными загрязнителями атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, с привлечением к проведению наблюдений природопользователей, чья деятельность оказывает вредное воздействие на состояние окружающей среды – на начало 2005 г. более 300 субъектов хозяйствования вовлечены в проведение локального мониторинга;

с 2001 г. - сети наблюдения мониторинга растительного мира, объединяющей пункты наблюдений за состоянием луговой и водной растительности;

с 2001 г. - сети наблюдения мониторинга животного мира за численностью и средой обитания охотничьих, промысловых животных и видов, включенных в Красную книгу Республики Беларусь;

создана информационная система мониторинга окружающей среды, объединяющая информационные ресурсы главного информационно-аналитического центра и информационно-аналитических центров видов мониторинга, входящих в Систему мониторинга окружающей среды, разработаны порядок и механизмы информационного обмена, обеспечивающие сбор, обработку, анализ и представление мониторинговой информации как в рамках Системы мониторинга окружающей среды, так и в рамках информационного обмена с системами социально-гигиенического мониторинга и мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечена публикация на регулярной основе мониторинговой информации, доведение ее до всех заинтересованных, в том числе путем размещения на специально созданных интернет-сайтах Системы мониторинга окружающей среды;

проведены в рамках государственных научно-технических программ и отдельных проектов научные исследования, обеспечившие развитие ряда перспективных направлений мониторинга окружающей среды.



Программа на 2006 – 2010 годы является логическим продолжением предыдущей программы и направлена на дальнейшее развитие Системы мониторинга окружающей среды для обеспечения республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и общественности своевременной, полной, достоверной, соответствующей требованиям времени, информацией, необходимой для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития, выполнения международных обязательств Республики Беларусь.

Программа базируется на законодательстве Республики Беларусь об охране окружающей среды, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. При разработке Программы учитывались основные положения разрабатываемых на 2006-2010 годы Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, Национального плана действий по охране окружающей среды, Национального плана действий по гигиене окружающей среды, других программных и директивных документов.

Выполнение Программы предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение проведения регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах с населением двадцать и более тысяч человек, с охватом наблюдениями не менее 85 процентов численности населения, проживающих в этих городах по перечню параметров, соответствующему международным стандартам;

поэтапный переход на методологию проведения мониторинга атмосферного воздуха и оценки его загрязнения, в соответствии с международными стандартами (ВОЗ, ЕС), за счет внедрения автоматизированных систем непрерывного измерения основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе крупных городов и промышленных центров, обеспечив к 2010 г. переоснащение 35 процентов пунктов наблюдений мониторинга атмосферного воздуха и основных источников его загрязнения;

завершение формирования сети наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих атмосферный воздух веществ, внедрение систем дистанционного зондирования для оценки трансграничного переноса загрязнений в атмосфере;

организация регулярных наблюдений на наиболее важных в природоохранном, рыбохозяйственном и рекреационном отношениях озерах и водохранилищах, а также оптимизация существующей сети наблюдений на водотоках республики с учетом изменившейся антропогенной нагрузки;

внедрение в технологию мониторинга поверхностных вод современных методов, направленных на экосистемную оценку их состояния, а также показателей качества воды, используемых в международной практике;

развитие трансграничного мониторинга поверхностных вод в соответствии с международными соглашениями Республики Беларусь в области охраны и использования трансграничных вод, организация наблюдений за расходами воды для оценки трансграничного массопереноса загрязняющих веществ;

оснащение не менее 50 процентов пунктов наблюдений сети мониторинга подземных вод приборами автоматической регистрации их уровня, а также организация оперативного анализа неустойчивых во времени показателей качества подземных вод;

обеспечение во всех областных и районных центрах республики проведения локального мониторинга сбросов городских сточных вод, а также подземных вод в местах размещения экологически опасных объектов, в том числе полигонов промышленных и бытовых отходов;

обеспечение регулярных наблюдений за качеством подземных вод в местах размещения захоронений пестицидов, разработка прогнозов их влияния на состояние подземных вод для выработки рекомендаций по его предотвращению или снижению;

создание единой сети мониторинга химического загрязнения земель на различных по характеру хозяйственного использования и видам воздействия землях;

поэтапное развертывание сети наблюдений за химическим загрязнением почв в местах влияния наиболее существенных источников их загрязнения в рамках локального мониторинга окружающей среды;

создание оптимальной сети и организация наблюдений за эродированными и эрозионноопасными землями, а также развитие системы наблюдений, в том числе с использованием методов дистанционного зондирования, за состоянием почвенного и растительного покрова на землях, подвергшихся осушительной мелиорации;

обеспечение дальнейшего развития мониторинга лесных экосистем с использованием международных стандартов;

оценка воздействия трансграничного переноса загрязняющих веществ на состояние лесов;

формирование оптимальной сети и организация наблюдений за биоразнообразием растительного мира, состоянием ресурсообразующих и охраняемых видов растений и грибов, луговой и водной растительности, а также защитных древесных насаждений и зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

создание оптимальной сети и организация наблюдений за биоразнообразием животного мира, популяциями диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также включенных в Красную книгу Республики Беларусь и охраняемых в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь;

обеспечение в рамках мониторинга озонового слоя наблюдений за содержанием в атмосфере диоксида азота и аэрозоля, создание пунктов наблюдений за уровнем приземного солнечного биологически активного ультрафиолетового излучения в различных природных зонах республики;

расширение системы локальных сетей полигонов наблюдений за состоянием гравитационного и магнитного полей Земли в рамках геофизического мониторинга;

организация на сети радиационного мониторинга наблюдений за содержанием радиоактивных изотопов свинца – 210 и радона;

разработка методических подходов и создание сети комплексного мониторинга экосистем (лесных, водных, болотных, луговых и других) на особо охраняемых природных территориях, в том числе во всех заповедниках и национальных парках, а также в заказниках республиканского значения, имеющих международный статус или находящихся под значительным антропогенным воздействием;

организация наблюдений за комплексным воздействием транспорта и автомобильных дорог на состояние окружающей среды;

обеспечение устойчивого функционирования системы сбора, обработки и представления информации для потребителей различного уровня, разработка оценок и прогнозов состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов по данным наблюдений Системы мониторинга окружающей среды, оснащение информационно-аналитических центров видов мониторинга и главного информационно-аналитического центра Системы мониторинга окружающей среды современным программным и компьютерным оборудованием.

Вышеперечисленные задачи будут достигнуты путем реализации мероприятий (заданий), Программы по тринадцати приоритетным направлениям. Каждое мероприятие содержит планируемое целевое задание, срок его выполнения, ожидаемые результаты работ, наименование исполнителей в соответствии с определенной законодательством компетенцией в области проведения мониторинга окружающей среды.

Сроки выполнения Программы рассчитаны на пятилетний период (2006-2010 годы) и увязаны со сроками реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на этот период.

Финансирование мероприятий (заданий) Программы осуществляется исходя из планируемых объемов работ, стоимости необходимого приборно-аналитического и компьютерного оборудования, расчетной стоимости работ по проведению мониторинга окружающей среды. При ежегодном выделении бюджетных средств на реализацию Программы их суммы должны индексироваться с учетом инфляции.

Источники финансирования работ определены постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 949 "О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь". Согласно вышеуказанному постановлению, финансирование организации и функционирования Системы мониторинга окружающей среды осуществляется за счет средств республиканского бюджета, в том числе республиканского фонда охраны природы, а также средств юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, иных средств, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Кроме того, для мероприятий, связанных с техническим перевооружением проведения мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, исполнителями которых являются организации департамента по гидрометеорологии и департамента по геологии Минприроды, планируется привлечение местных фондов охраны природы, что предусмотрено законодательством.

Результаты реализации Программы обеспечат информационную основу для:

решения хозяйственных задач, в том числе обеспечения стабильности окружающей среды, сохранения биоразнообразия,

повышения качества жизни и сохранения здоровья населения республики,

оценки допустимых экологобезопасных масштабов природопользования;

обеспечения контроля за соблюдением природоохранного законодательства;

предотвращения или минимизации ущерба, наносимого окружающей среде природным или антропогенным воздействием;

снижения рисков от принятия экологически необоснованных управленческих решений;

выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования.

Указанные результаты будут обеспечены за счет достижения необходимого технического и методического уровней проведения мониторинга, гармонизации с международными требованиями, создания оптимальных пространственных сетей наблюдений видов мониторинга, обеспечения функционирования информационной системы мониторинга окружающей среды на основе современных информационных технологий, интеграция ее в международные сети и программы.


  1. Общая характеристика Мониторинга поверхностных вод в Республике Беларусь.

Мониторинг поверхностных вод, являющийся одной из базовых подсистем, относится к числу исторически сложившихся структур Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС). Длительный процесс формирования мониторинга поверхностных вод республики был практически завершен в 80-е годы на основе классических принципов Общегосударственной системы наблюдения и контроля (ОГСНК). Была создана стационарная сеть наблюдений, налажен регулярный отбор проб, сформирована достаточная совершенная (на момент создания) лабораторно-аналитическая база, обеспечено научное сопровождение мониторинга со стороны мощных научно-исследовательских институтов Госкомгидромета СССР.



2.1. Правовая основа проведения мониторинга поверхностных вод.

Система мониторинга поверхностных вод функционирует в рамках НСМОС Республики Беларусь на основе ряда законодательных и нормативных актов, основные из которых представлены ниже.



Законы Республики Беларусь

1. "Об охране окружающей среды". Закон Республики Беларусь, № 126-3 от 17.07.2002 г.

2. "О гидрометеорологической деятельности". Закон Республики Беларусь, № 256-3 от 10.05.1999 г.

3. Водный кодекс Республики Беларусь от 18.07.1998 г. Введен в действие с 10.09.1998 г.



Постановления Совета Министров Республики Беларусь

1. Положение о водоохранных полосах (зонах) малых рек Белорусской ССР. Утверждено Советом Министров БССР от 18.01.1983 г. №18

2. Об улучшении организации работ по охране малых рек от загрязнения, засорения и истощения. Постановление Совета Министров БССР от 21.03.1986 г. №86

3. О государственных кадастрах природных ресурсов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.1993 г. № 248

4. О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.1993 г. № 247

5. Положение о порядке ведения Государственного водного кадастра Республики Беларусь. Утверждено Кабинетом Министров Республики Беларусь от 21.11.1994 г. №189

6. О формировании единых информационно-статистических данных о состоянии и охране окружающей природной среды и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.1997 г. № 383

7. О реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 1998 г.

8. Положение о локальном мониторинге окружающей среды в Республике Беларусь. Утверждено приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.1999 г. № 42

9. Положение об охранных зонах станций, постов и других гидрометеорологических объектов государственной сети наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2000 г. № 740

10. Положение о государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2000 г. № 793

11. Положение об информации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Утверждено приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 2000 г.

12. О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 949

13 Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2004 г. № 482


2.2. Организационная основа (перечень организаций, ведущих данный вид мониторинга)

Головной организацией по ведению мониторинга поверхностных вод является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды РБ). Методическое руководство на внутренней сети осуществляет Республиканский Центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды (РЦРКМ) департамента по гидрометеорологии, на сети трансграничного мониторинга – специализированная инспекция мониторинга и аналитического контроля Минприроды. На областном уровне организацией режимного мониторинга на территории республики занимаются Облгидрометы (пять областей) и РЦРКМ (Минская область). Координация работ по проведению наблюдений за состоянием поверхностных вод на трансграничных участках рек возложена на специализированную инспекцию мониторинга и организации аналитического контроля Минприроды РБ.


2.3. Краткое описание природной среды (объекта мониторинга поверхностных вод)

Водные ресурсы Беларуси формируются как за счет атмосферных осадков, так и за счет внешнего притока с сопредельных территорий. Средняя густота речной сети составляет в Беларуси 0,44 км/км2.

Территория Беларуси служит водоразделом для бассейнов Балтийского и Черного морей. Примерно 55% речного стока приходится на реки бассейна Черного моря и 45% - Балтийского. На территории республики протекает 7 крупных рек (длиной более 500 км). Все они, кроме Березины, являются трансграничными.

Средних рек (длиной 101 – 500 км) насчитывается 41. Их общая длина составляет 6,7 тыс.км. В республике преобладают малые реки и ручьи (до 10 км), число которых превышает 19 тысяч, а их общая длина – 48,8 тыс.км. Суммарная длина рек и ручьев достигает 90,6 тыс.км.

Основной объем местного речного стока (65%) формируется в водосборах Западной Двины с Ловатью, Немана с Вилией и Припяти. Значительно меньше приходится на долю Днепра с Березиной и Сожем (31%), Западный Буг дает 4%. Преобладающая часть транзитного стока поступает по Западной Двине (35%) и Припяти (28%).

На территории республики находится около 10,8 тыс. озер, 88% из которых имеют площадь зеркала до 10 га. Озер площадью более 100 га всего 2,2%. Относительно больших озер с площадью зеркала более 20 км2 только девять (Нарочь, Освейское, Червонное, Лукомльское, Дривяты, Нещердо, Выгонощанское, Снуды и Свирь). В озерах сосредоточено около 9 км3 воды.

В Беларуси создано 125 водохранилищ, осуществляющих сезонное регулирование и имеющих объем свыше 1 млн.м3 каждое. Полный объем водохранилищ – 3,1 км3, их суммарная площадь составляет 797 км2. По месту расположения преобладают водохранилища руслового типа (50% от общего числа водохранилищ республики). На севере широко представлены водохранилища, созданные в результате подпора плотинами уровня воды в озерах. Всего насчитывается 16 озерных водохранилищ или 14% от общего числа водохранилищ.

В республике большое распространение получило строительство прудов. В настоящее время насчитывается более тысячи прудов различного назначения, объемом более 600 млн.м3.

Вся территория Беларуси покрыта сетью каналов, общее количество которых приближается к 2000, а общая длина превышает 17 тыс.км. Подавляющие большинство каналов относится к элементам мелиоративных систем и водоподводящим, наибольшим из которых является канал Вилейско-Минской водной системы (62 км). Некоторые создавались с целью организации межбассейнового судоходства, в настоящее время из каналов такого типа действует только Днепровско-Бугский, сохранились (но утратили свое первоначальное назначение) Огинский, Августовский и Березинский.
2.4 Характеристика наблюдательной сети мониторинга
Мониторинг поверхностных вод на территории Беларуси осуществляется на 205 створах (включая 35 трансграничных) по гидрохимическим и гидробиологическим показателям (смотри табл.1 - 3).
Таблица 1. Характеристика наблюдательной сети мониторинга поверхностных вод.


Характеристика объекта

Гидрохимические наблюдения

Гидробиологические наблюдения

Наблюдательный пункт

135

118

Створ

205

162

Водные объекты

(в том числе):



97

86

  • реки

72

65

  • озера

14

13

  • водохранилища

10

7

  • каналы

1

1

Таблица 2 - Распределение створов и пунктов наблюдений по областям Республики Беларусь (по состоянию на 31.12.2006 года)




Область

Площадь, тыс. км2

створов

пунктов

наблюдений

наблюдений

Брестская

32,8

34

28

Витебская

40,0

47

33

Гомельская

40,4

30

22

Гродненская

25,1

28

20

Минская

40,2

50

31

Могилевская

29,1

30

16

Итого

207,6

219

150

Таблица 3 - Распределение створов и пунктов наблюдений по бассейнам Республики Беларусь (по состоянию на 31.12.2007 года)




Водный

бассейн


Площадь

водосбора,

тыс.км2


створов

пунктов

наблюдений

наблюдений

Западная Двина

33,2

44

31

Западный Буг

12,0

18

15

Неман

46,0

50

34

Днепр

63,7

69

39

Припять

52,7

38

31

Итого:

207,6

219

150

В соответствии с уровнями и масштабами антропогенной нагрузки выделены пункты наблюдения фонового, характеризующие естественный состав поверхностных вод, и регионального уровней. В пунктах наблюдений устанавливается один или несколько створов. На водотоках при отсутствии организованного сброса сточных вод, в устьях загрязненных притоков, на незагрязненных участках водотоков (в том числе фоновых) и на замыкающих участках рек устанавливается один створ. При наличии организованного сброса сточных вод на водотоках устанавливается два створа и более: один выше источника загрязнения, другой – ниже источника или группы источников загрязнения. Нижние створы устанавливались на таком удалении от источника загрязнения, чтобы они характеризовали состав воды в месте достаточно полного (не менее 80%) смешения сточных вод с водою водотока. Сравнение значений показателей пробы с верхнего створа с показателями пробы, отобранной ниже источников загрязнения, позволяет судить о характере и степени загрязненности поверхностных вод под влиянием данного источника загрязнения. На водоемах наблюдения проводятся по водоему в целом или на отдельных загрязненных участках, в этом случае створы устанавливаются с учетом условий водообмена водоема.

В поверхностных водах определяется до 60 показателей и ингредиентов: элементы основного химического состава, взвешенные и органические вещества, биогенные компоненты (соединения азота, фосфора, железа, кремния), основные загрязняющие вещества (нефтепродукты, фенолы, СПАВ, цианиды), тяжелые металлы, пестициды.

Определение конкретного списка специфических загрязняющих веществ для каждого пункта наблюдения проводится на основе информации о качественном составе и объеме загрязняющих веществ, поступающих в водный объект. Для получения комплексной оценки состояния поверхностных вод гидрохимические наблюдения проводятся совместно с гидробиологическими. Как правило, для гидробиологического мониторинга водотоков используются преимущественно донные (макрозообентос) и прикрепленные (фитоперифитон), а для водоемов – планктонные (фито- и зоопланктон) сообщества.

Периодичность проведения гидрохимических наблюдений на стационарной сети мониторинга поверхностных вод зависит от категорийности пунктов, установленных в соответствии с ГОСТ 17.1.3.07-82. На пунктах 3 категории наблюдения проводятся ежемесячно; на пунктах 4 категории – 7 раз в год, в основные фазы гидрологического режима на водотоках и 4 раза в год на водоемах. Периодичность гидробиологических наблюдений составляет, в зависимости от информационной емкости сообществ, от 1 до 4 раз в год.
2.5. Характеристика информации, получаемой при ведении мониторинга

Информация о состоянии поверхностных вод получается в виде:



  • абсолютных значений содержания гидрохимических ингредиентов (средние, предельные);

  • списков таксономического состава и количественных параметров сообществ гидробионтов;

  • оценок приведенных к нормативным значениям (ПДК, ПДС и т.д.);

  • комплексных оценок (например, индекс загрязнения поверхностных вод – ИЗВ, гидробиологические индексы);

  • обобщенной информации, полученной на основе анализа первичных данных;

  • прогностической информации.


2.6. Основные потребители информации, формы представления информации, обратная связь

2.6.1. Информацию по мониторингу поверхностных вод используют:



  • исполнительные и распорядительные органы – для получения информации о состоянии поверхностных вод, разработки стратегии и тактики природоохранной деятельности, контроля эффективности природоохранных мероприятий;

  • органы Минздрава РБ – для обоснования и разработки мероприятий, направленных на уменьшение, устранение и предупреждение вредного воздействия загрязненных поверхностных вод на здоровье человека;

  • проектно-строительные организации – для проведения экологической экспертизы проектов и составления экологических паспортов предприятий;

  • субъекты хозяйствования – для разработки норм предельно допустимых сбросов (ПДС);

  • научно-исследовательские учреждения – для использования мониторинговой информации как фактологической основы при проведении научно-исследовательских работ;

  • общественные организации и средства массовой информации - для информирования населения о состоянии водных объектов на территории республики;

  • международные организации и управленческие органы сопредельных стран – для изучения и мониторинга состояния поверхностных вод на трансграничных участках водных объектов и определения нагрузок загрязняющих веществ на нижерасположенные участки водотоков, водохранилища и эстуарии соответствующих водных бассейнов.

2.6.2. По результатам наблюдений проводимых в рамках НСМОС выпускаются следующие периодические издания:

  • "Ежегодные данные о качестве поверхностных вод суши" Государственного водного кадастра. Подготовка издания осуществляется в Республиканском центре радиационного контроля и мониторинга окружающей среды (РЦРКМ). Публикация осуществляется в электронном формате, несколько архивных экземпляров – на бумажных носителях. Общий объем – до 200 страниц.

  • "Ежегодник качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям на территории Республики Беларусь". Подготовка издания осуществляется в РЦРКМ. Публикация осуществляется в электронном формате, несколько архивных экземпляров – на бумажных носителях. Общий объем – до 150 страниц.

  • «Ежегодник качества поверхностных вод на территории Беларуси (краткий)». Подготовка издания осуществляется в РЦРКМ. Публикация осуществляется в электронном формате, несколько архивных материалов – на бумажных носителях. Общий объем – до 30 страниц.

  • "Ежегодник качества поверхностных вод по гидробиологическим показателям на территории Республики Беларусь". Подготовка издания осуществляется в РЦРКМ. Публикация осуществляется в электронном формате, несколько архивных экземпляров – на бумажных носителях. Общий объем – до 80 страниц.

  • "Государственный водный кадастр. Водные ресурсы, их использование и качество вод". Межведомственное периодическое издание. Тираж издания – 120 экземпляров. Общий объем - до 110 страниц.

  • Фактическое водопользование и сброс сточных вод в Республике Беларусь. Ежегодное издание кадастра по использованию водных ресурсов в составе государственного водного кадастра Республики Беларусь. Тираж издания – 40 экземпляров. Общий объем – 45 страниц.

  • "Состояние природной среды Беларуси. Экологический бюллетень". Ежегодное научно-популярное издание. Выпускается Академией Наук РБ и Минприродой РБ. Тираж издания – 1000 экземпляров. Общий объем – до 240 страниц.

  • «Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений». Подготовка издания осуществляется БелНИЦ «Экология» Минприроды РБ. В главе «Мониторинг гидросферы» приведен достаточно подробный анализ состояния водных объектов республики. Тираж издания – 50 экз. Общий объем – 184 страниц.

  • «Состояние окружающей среды Республики Беларусь: Национальный доклад». Подготовка издания осуществляется БелНИЦ «Экология» Минприроды РБ. Тираж издания – 500 экз. Общий объем – 95 страниц.

  • Ежеквартальный "Обзор состояния загрязнения природной среды на территории Республики Беларусь". Подготовка издания осуществляется в РЦРКМ. Тираж издания – 30 экземпляров. Общий объем – до 40 страниц.

  • Ежемесячная "Информация о высоких уровнях загрязнения природной среды". Составляется в РЦРКМ по материалам наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и поверхностных вод, выполняемых производственными подразделениями Департамента по гидрометеорологии Минприроды РБ. Направляется в контрольные органы Минприроды РБ и Минздрава РБ.

  • "Прогноз уровней загрязнения поверхностных вод". Ежемесячные прогнозы загрязнения шести основных рек республики, составляемые на основании предполагаемых расходов воды и содержании в речных водах 11 приоритетных загрязняющих веществ. Информация предназначена для предупреждения народнохозяйственных организаций республики. Прогнозы направляются в Областные комитеты по гидрометеорологии для уведомления субъектов хозяйствования.

  • Справки о состоянии качества поверхностных вод и фоновых концентрациях. Составляются по запросам народнохозяйственных организаций, предприятий, научно-исследовательских институтов и других потребителей, деятельность которых связана с использованием поверхностных вод или изучением их химического состава.


2.7 Соответствие принципам ведения мониторинга международным обязательствам РБ (конвенции, соглашения и др.) и требованиям Европейского Союза

В концептуальном плане существенных отличий в системах наблюдения за качеством поверхностных вод в Республике Беларусь и странах Европейского Союза нет. Сходство объектов мониторинга, характера и, отчасти, уровней антропогенных нагрузок, а также методических возможностей в реализации систем наблюдения, обусловили формирование достаточно сходных мониторинговых систем.

Это подтверждается сравнением основных структурных параметров.

В определении объектов мониторинга поверхностных вод подходы практически одинаковы – в Водной Рамочной Директиве под ними понимается "отдельный и значительный элемент поверхностных вод", у нас это трактуется как "совокупность рек, озер, водохранилищ, каналов и других типов водных объектов". По сути дела это одно и то же.

Полностью совпадают и стратегические цели мониторинга. Практически все формулировки в программах ЕС определяют основную цель как получение объективной информации о состоянии водных экосистем для их рационального использования и охраны. Определение, принятое в НСМОС расставляет акценты более точно – получение информации для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений по рациональному использованию поверхностных вод и предупреждения ситуаций, угрожающих здоровью населения и окружающей среде.

Значительным сходством характеризуются и основы законодательств регламентирующих мониторинг поверхностных вод. В преамбуле Водной Рамочной Директивы (ВРД) указывается, что "водная политика Сообщества требует прозрачной, эффективной и последовательной законодательной базы". В Чешской республике основным законодательным актом является закон о воде, пересмотренный в последние годы в соответствии с требованиями ЕС, и базирующиеся на нем распоряжения и нормативные акты, касающиеся охраны поверхностных вод.

Уровень законодательного обеспечения НСМОС в целом соответствует требованиям ЕС, однако содержательная часть в процессе гармонизации должна быть пересмотрена, как в плане корректировки существующих законодательных и нормативных актов, так и в плане подготовки новых подзаконных актов, регламентирующих отдельные этапы процесса мониторинга.

При сравнении информационных потребностей следует различать два аспекта.

Объем и структура информационных потребностей, необходимых для выработки и корректировки стратегии мониторинга поверхностных вод в рамках НСМОС, соответствуют таковым в требованиях ВРД и индивидуальных программах мониторинга стран-членов ЕС. Однако, при оптимизации системы необходимо использовать опыт наших соседей в разработке правовых и административных механизмов отслеживания информационных потребностей на различных уровнях.

Если для отслеживания информационных потребностей на уровне принятия оперативных управленческих решений необходимо, прежде всего, разработать правовые механизмы отслеживания используемой мониторинговой информации (создание обратной связи с потребителем), то на уровне разработки стратегии природопользования, определение информационных потребностей должно происходить в рамках специальных программ, реализуемых на уровне научного сопровождения системы мониторинга.



Управление мониторингом поверхностных вод, согласно ВРД, является функцией конкретных государств, а в компетенцию административных структур ЕС входит координация их программ. Как и в Чешской республике, взятой в качестве аналога, система управления мониторингом поверхностных вод в рамках НСМОС представлена иерархической ведомственной структурой. Следует только отметить большую гибкость чешской системы управления, обусловленную использованием конкурсных механизмов для привлечения в производственную сферу исполнителей различных форм собственности.

Существующая система планирования мониторинга поверхностных вод республики, основанная на административном делении территорий речных бассейнов, удовлетворяет предъявляемым требованиям. Существенный пересмотр системы, в рамках гармонизации, должен быть связан с переходом к бассейновому принципу управления водными ресурсами и, соответственно, подготовкой долгосрочных программ управления конкретными речными бассейнами.

Кардинальным изменениям в рамках гармонизации подлежат пространственно-временная и компонентная структуры мониторинга поверхностных вод. Наиболее строго принципы ранжирования и пространственного размещения пунктов мониторинга прописаны для базовой сети EUROWATERNET (EWN), под которой понимается минимальное количество пунктов наблюдения выделяемых из национальных сетей для участия в международном обмене информацией. В сети EWN предусмотрено 4 типа станций – фоновые (составляющие не менее 10% от общего количества станций), репрезентативные, отражающие все уровни антропогенной нагрузки, дополнительные – устанавливаемые на крупнейших и важнейших реках и озерах и трансграничные, контролирующие трансграничные участки водных объектов. Три последние типа станций реально существуют в региональном уровне системы НСМОС.

В соответствии с рекомендациями EWN должна быть пересмотрена плотность сети мониторинга НСМОС. Общее количество станций в базовой сети мониторинга EWN определяется исходя из расчета – одна речная станция на 1000 км2 и одна озерная на 1750 км2 территории страны. Минимальное количество створов на водотоках республики должно достигать 208, из которых 21 должен относится к фоновым. Для водоемов эти показатели составляют, соответственно – 119 и 12.

В вопросе периодичности отбора проб строгих критериев нет и частота отбора проб на сети мониторинга поверхностных вод республики соответствует наиболее жестким требованиям.

Конкретный перечень показателей и ингредиентов подлежащих контролю на сети мониторинга в руководящих документах ЕС не оговаривается. ВРД указывает, что необходимо "проводить мониторинг тех элементов качества, которые являются индикативными в отношении воздействий, которым подвержен данный объект". В системе EWN также декларируется "что перечень показателей и ингредиентов для речных и озерных станций зависит от характера антропогенной нагрузки для каждого из них".

В руководящих документах указываются только обобщенные группы показателей, которые, в принципе, соответствуют, определяем на сети мониторинга НСМОС. Таким образом, в соответствии с рекомендацией EWN перечень показателей и ингредиентов для конкретных пунктов наблюдения должны быть адаптированы к специфическим видам водопользования и / или характеру антропогенных нагрузок, испытываемых ими.
2.8. Источники и объемы ежегодного финансирования мониторинга поверхностных вод

Основной источник финансирования – госбюджет, включая республиканский бюджет и бюджет НСМОС. Определенный объем финансовых средств приносит хоздоговорная деятельность. Модернизация пробоотборного и аналитического оборудования осуществляется в основном за счет средств экологических фондов региональных подразделений Минприроды РБ.


2.9. Краткая оценка существующей приборной и методической базы

Производственные лаборатории департамента по гидрометеорологии оснащены необходимым оборудованием для выполнения химического анализа проб в рамках существующих программ. Комплексные экологические лаборатории обеспечены оборудованием для пробоподготовки, комплектами приборов и оборудования для газовой хроматографии, атомноабсорбционных, спектрофотометрических, кондуктометрических, гравиметрических, потенциометрических и титриметрических методов. Однако существует необходимость модернизации части приборно-аналитической базы.

Оборудование межрайонных лабораторий и отделов аналитического контроля облкомитетов ПРиООС соответствует современным требованиям.

Аналитические определения гидрохимических проб производятся по методикам, вошедшим в «Перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению в деятельности лабораторий экологического контроля предприятий и организаций Республики Беларусь», Минск, 1998.

В системе мониторинга поверхностных вод Республики Беларусь используются стандарты (например, ПДК) основой которых является система стандартов, принятая в бывшем СССР.

Все аналитические лаборатории, участвующие в работах по мониторингу поверхностных вод, аккредитованы на производство работ в соответствии с СТБ ИСО/МЭК 17025-2001.

Система обеспечения качества представлена внутрилабораторным контролем, который организуется и проводится руководством центральных и сетевых производственных подразделений и межлабораторным контролем, который организуют методисты РЦРКМ и специализированной инспекции мониторинга и организации аналитического контроля Минприроды РБ.

Интеркалибровки проводятся эпизодически, как правило, в рамках международных проектов по трансграничному мониторингу поверхностных вод.


2.10. Оценка существующих проблем в области ведения мониторинга поверхностных вод

Основными проблемами и сдерживающими факторами являются:



  • отсутствие механизмов отслеживания использования мониторинговой информации и, как следствие, отсутствие обратной связи с потребителями информации;

  • отсутствие достоверной информации о поступлении в поверхностные воды загрязняющих веществ за счет точечных и диффузных источников;

  • недостаточная репрезентативность пространственного размещения постов наблюдения;

  • низкий уровень пробоотборного и аналитического оборудования производственных подразделений;

  • отсутствие в системе мониторинга надежных комплексных методов оценки состояния поверхностных вод;

  • отсутствие современных баз данных о состоянии водных экологических систем с использованием ГИС–технологий для наглядного и оперативного представления информации.




  1. Анализ реализации Программы трансграничного мониторинга (ПТМ) бассейна Днепра в Республике Беларусь

В ПТМ заявлено, что создание сети и развитие Программы трансграничного мониторинга бассейна Днепра проходит три этапа:

Этап I – Формирование ПТМ на основе существующих национальных систем мониторинга применительно к целям стратегии трансграничного мониторинга, срок 2004-2005гг.

Для обеспечения перехода ко второму этапу ПТМ должны были быть решены следующие задачи на национальном и международном уровнях



Запланированные мероприятия (в соответствии с ПТМ)

Состояние ПТМ в Республике Беларусь на 01.01.2007 г.

дооснащение лабораторий и гидрологических постов, принимающих участие в реализации ПТМ, для обеспечения регламента, определенного для I этапа

Выполнено. Лаборатории, обеспечивающие проведение ПТМ, оснащены необходимым оборудованием, полученным в ходе выполнения программы НСМОС международных проектов, прежде всего ПРООН-ГЭФ «Экологическое оздоровление Днепра» и проекта Тасис по р. Припять

реализация системы контроля качества измерений в масштабах бассейна, включая проведение сличительного анализа

Выполнено в рамках проекта Тасис по р. Припять в 2004 г. Запланировано повторение в 2007 г. в рамках проекта Тасис по р. Припять – II фаза.

проведение инвентаризационных работ относительно источников загрязнения трансграничных вод, в том числе диффузных

Часть работ в данном направлении выполнена. По заказу Минприроды РБ в 2005 г. ЦНИИКИВР разработал базу данных локального мониторинга поверхностных и сточных вод, включая бассейн Днепра для учета влияния точечных источников загрязнения. Учет диффузных источников загрязнения сдерживается отсутствием согласованной (на бассейновом уровне) методики расчета диффузной нагрузки на водные объекты

выполнение совместных исследований, направленных на разработку согласованной классификации качества вод и методов оценки массопереноса

По заказу Минприроды в 2006 г. начато выполнение НИР «Разработка системы оценки экологического состояния водных систем с использованием эталонных показателей». Срок завершения – 2008 г. Исполнитель – ЦНИИКИВР. По итогам завершения НИР будет создана система экологической классификации речных и озерных вод в соответствии с рекомендациями Водной Рамочной Директивы.

Для разработки методов оценки массопереноса (для трансграничных створов) необходима финансовая и организационная поддержка на международном (бассейновом) уровне



проведение комплексных экспедиционных обследований трансграничных участков бассейна Днепра

Для выполнения совместных комплексных экспедиционных обследований трансграничных участков бассейна Днепра необходима финансовая и организационная поддержка на международном (бассейновом) уровне

Оценивая выполнение поставленных задач 1-го этапа ПТМ можно сделать вывод. что на национальном уровне поставленные задачи в основном решены. В тоже время, на международном (бассейновом уровне) часть задач осталась нерешенной.


Показатели успешности реализации Первого этапа ПТМ:


Запланированные мероприятия (в соответствии с ПТМ)

Состояние ПТМ в Республике Беларусь на 01.01.2007 г.

на всех станциях (постах), включенных в программу первого этапа ПТМ, обеспечено определение перечня показателей, согласованного для данного этапа

Выполнено. Перечень определяемых показателей приведен в Приложении 3 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь « 17 » 03. 2004 г. № 66

осуществлено оснащение станций (постов) оборудованием, необходимым для выполнения 1-го этапа Программы и перехода ко Второму этапу

Осуществлено.

в рамках ПТМ проведено международное экспедиционное обследование трансграничных участков бассейна, выполнена оценка соответствия регламента ПТМ его стратегическим целям;


Не проведено в результате отсутствия финансовой и организационной поддержки на международном (бассейновом) уровне.

разработаны общие критерии оценки качества вод в рамках трансграничного мониторинга, проводимого странами бассейна

В Республике Беларусь начаты работы по подготовке системы классификации качества вод, сопоставимой с подходами стран ЕС (в соответствии с ВРД)

налажен регулярный обмен данными

Данные по качеству вод в трансграничных (и других) створах размещены на Интернет сайте ЭБД, а также на Интернет-сайтах

http/www.minpriroda.by (Состояние водных ресурсов Республики Беларусь),



http://www.ecoinfoby.net (Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь)

налажен процесс подготовки и публикации Ежегодника ПТМ

Не выполнено в результате отсутствия финансовой и организационной поддержки на международном (бассейновом) уровне

создана система обеспечения качества наблюдений, включая проведение регулярных (не реже 1 раза в год) межлабораторных сличительных анализов

Выполнено на национальном уровне

осуществлена разработка и осуществляется реализация в рамках ПТМ Программы обучения; создана система обучения специалистов различного уровня, участвующих в реализации ПТМ

Обучение специалистов происходит на регулярной основе на национальном уровне, но вне рамок ПТМ

Этап II – Совершенствование сети наблюдений и материально-технической базы, оптимизация регламента наблюдений в соответствии со стратегией ПТМ, срок 2006-2008гг.



Задачи II – го этапа

Запланированные мероприятия (в соответствии с ПТМ)

Состояние ПТМ в Республике Беларусь на 01.01.2007 г.

дооснащение лабораторий и гидрологических постов, принимающих участие в реализации ПТМ, для обеспечения регламента, определенного для П этапа;

В соответствии с Государственной Программой НСМОС на 2006-2010 гг. (п.9. Приобрести передвижную гидрологическую лабораторию и организовать измерения расходов воды на трансграничных участках водотоков, не имеющих стационарных постов наблюдений) выполнение работ запланировано на 2007 – 2010 гг. Стоимость передвижной гидрологической лаборатории – 325 млн. бел. руб.

полное обеспечение приоритетных информационных потребностей системы межгосударственного управления бассейном (в рамках реализации СПД) и национальных ведомств, ответственных за реализацию СПД и НПД по бассейну Днепра

Выполнено обеспечение приоритетных информационных потребностей национальных ведомств



совершенствование сети наблюдений

В целях реализации международных соглашений в области охраны трансграничных рек и согласно приказу Министра № 66 от 17.03.2004 года «Об организации и проведении мониторинга поверхностных вод на трансграничных участках рек Республики Беларусь» был организован мониторинг на трансграничных участках рек, утверждены перечни пунктов наблюдений и параметров, периодичность наблюдений. С 1 апреля 2004 года трансграничный мониторинг поверхностных вод проводится в 35 пунктах наблюдений (в том числе на 16 пунктах в бассейне Днепра).


инвентаризация источников диффузного загрязнения

Учет диффузных источников загрязнения сдерживается отсутствием согласованной (на бассейновом уровне) методики расчета диффузной нагрузки на водные объекты

развитие информационного менеджмента и методов обработки данных

В соответствии с Государственной Программой НСМОС на 2006-2010 гг. по разделу «Обеспечение функционирования и развитие информационной системы мониторинга окружающей среды» предусмотрено проведение и финансирование работ (п.44 Обеспечить функционирование системы сбора, обработки, анализа и представления данных видов мониторинга окружающей среды в ин-формационно-аналитических центрах (ИАЦ) с использованием автоматизированных информационных систем, в том числе ИАЦ мониторинга поверхностных вод»

проведение 2-го экспедиционного обследования.


На 2007 г. запланировано по заказу Минприроды проведение ЦНИИКИВР экспедиционных обследований с целью определения региональных фоновых характеристик железа общего, марганца и меди. Для комплексного обследования необходима финансовая и организационная поддержка на международном (бассейновом) уровне


Лаборатории, участвующие в ПТМ
Перечень лабораторий, ответственных за проведение трансграничного мониторинга, приведен на Рисунке 1. (поскольку объем рисунка-карты – большой, то отчет с рисунком будет представлен только в бумажном виде и в компьютерной презентации)
Стоимость реализации ПТМ

Вклад стран-участниц Проекта составляют эксплуатационные расходы в период реализации ПТМ, включающие стоимость проведения аналитических работ, заработную плату персонала, командировочные и транспортные расходы.

За период внедрения 1-го этапа ПТМ (2004-2005 гг.) и начала внедрения 2-го этапа ПТМ (2006 г.) финансирование (на национальном уровне) составило:

Стоимость (в млн.белорусских рублей) проведения мониторинга поверхностных вод в бассейне Днепра (Республики Беларусь)


Характеристика сети

Годы

2004

2005

2006

Внутренняя сеть МПВ

135,2


157,8


201,6


Трансграничная сеть МПВ

25,6


46,8

59,4


Итого:

160,8

204,6

261,0


Расходы на приобретение оборудования для мониторинга поверхностных вод в бассейне Днепра (Республика Беларусь)


Источник финансирования

Годы

2004

2005

2006

Республиканский бюджет, ФОП*

86,4


82,5

484,1


Бюджет союзного государства

16,3

19,5

21,6

Проект ГЭФ TF 053865 «СОЗ»

-

-

16,4

Проект ТАСИС «Припять»
(1 этап)

66,6

-

-

Итого:

169,3

102,0

522,1



Краткие выводы и предложения.
Анализ ПТМ и перечня выполненных мероприятий в Республике Беларусь показывают, что на сегодняшний день, большинство поставленных задач на национальном уровне (1-й этап) решены и начато решение задач 2-го этапа ПТМ. Вместе с тем, следует отметить отставание в решении поставленных задач на международном (бассейновом ) уровне. В связи с этим, целесообразно внести коррективы в ПТМ и сгруппировать нерешенные задачи в один блок для решения в составе одного или двух международных (бассейновых) совместных проектов. В первую очередь, это следующие задачи:

1.проведение комплексных экспедиционных обследований трансграничных участков бассейна Днепра;

2.разработка согласованной классификации качества вод и методов оценки массопереноса

3.инвентаризация источников диффузного загрязнения, включая разработку согласованной (на бассейновом уровне) методики расчета диффузной нагрузки на водные объекты

4.создание системы обеспечения качества наблюдений, включая проведение регулярных (не реже 1 раза в год) межлабораторных (на бассейновом уровне) сличительных анализов


следующая страница >>