Отчет по результатам исследования по проблемным вопросам развития внутреннего и международного туризма по теме: «Внедрение вспомогат - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Горбушина Юлия Андреевна, 4 курс. Тема: «Ресуры экологического туризма... 1 29.15kb.
Программа всероссийская научно-практическая конференция с международным... 1 129.35kb.
Роль подготовки кадров в развитии туризма в Приморском края 1 56.34kb.
Экономика туризма. Сущность туризма и планирование 1 114.65kb.
В. В. Степанюк Российская международная академия туризма. Алтайский... 1 47.66kb.
Историческое развитие и современная ситуация индустрии туризма в... 7 749.37kb.
Специфика pr в сфере vip-туризма 1 381.51kb.
Стратегический план кластера делового туризма 1 77.01kb.
Вопросы для подготовки к экзамену и зачёту по предмету «Программный... 1 18.72kb.
1. Теоретические основы социального туризма 1 452.42kb.
Методические рекомендации «Специализированные по спорту классы в... 1 86.38kb.
Виза для получения резиденции (visa de residencia) 1 68.44kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Отчет по результатам исследования по проблемным вопросам развития внутреннего и международного - страница №1/6


К О Н С А Л Т И Н Г ▪ Б И З Н Е С - О Б Р А З О В А Н И Е ▪ М А Р К Е Т И Н Г О В Ы Е И С С Л Е Д О В А Н И Я ▪




Отчет

по результатам исследования

по проблемным вопросам развития

внутреннего и международного туризма

по теме: «Внедрение вспомогательного счета туризма в Республике Беларусь»

Исследование проводится в рамках Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011г. № 373


Сроки выполнения: – до 15.12.2012

Заказчик: ГП «Национальное агентство по туризму»



Исполнитель: УП «ЦСБТ САТИО»

МИНСК, 2012

СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

  1. Пояснительная записка....................................................................

3

  1. Понятие и теоретические основы вспомогательного счета туризма (ВСТ)..................................................................................................

4

    1. Цель и преимущества

11

    1. Роль в макроэкономической оценке туризма и получении достоверных данных о совокупном вкладе туризма в экономику..........................

13

  1. Анализ международного опыта по ведению ВСТ (какие страны и регионы его используют)..................................................................

15

  1. Опыт внедрения ВСТ в странах СНГ (на какой стадии находится вопрос о введении)..............................................................................

28

  1. Анализ (подробный) работы ВСТ на примере нескольких стран (не менее 2-х)




    1. Опыт Австрии......................................................................................

31

    1. Опыт Северного Кипра..........................................................................

32

    1. Опыт Казахстана................................................................................

35

    1. Опыт Украины

38

  1. Анализ ситуации в Республике Беларусь: имеющаяся база статистических наблюдений.................................................................

39

  1. Рекомендации по внедрению ВСТ в Республике Беларусь




    1. Меры необходимые для внедрения ВСТ. Предложение плана конкретных действий по внедрению (название мероприятия, краткое описание, ответственные исполнители, срок выполнения мероприятий, требуемые финансовые затраты по каждому мероприятию)....................................................................................

43

    1. Финансово-экономическое обоснование реализуемых мероприятий. Общая оценка затрат по внедрению и ведению на постоянной основе

52

  1. Список первоисточников......................................................................

54

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ: открытые нормативные правовые документы в рамках пункта 5.....................................................................................

57


  1. Пояснительная записка


Основанием для проведения данного исследования является Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011г. № 373 [21];
Заказчик: Государственное учреждение «Национальное агентство по туризму» Республики Беларусь
Исполнитель: Частное консалтинговое унитарное предприятие «ЦЕНТР СИСТЕМНЫХ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ САТИО»
Целью работы по техническому заданию является разработка методологических подходов и плана действий по внедрению вспомогательного счета туризма в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели перед исследованием ставились следующие задачи:
- раскрыть понятие, теоретические основы ведения ВСТ, его цели и преимущества, роль в макроэкономической оценке туризма и получении достоверных данных о совокупном вкладе туризма в экономику;

- осуществить анализ международного опыта по ведению ВСТ (какие страны и регионы его используют);

- проанализировать опыт внедрения ВСТ в странах СНГ (на какой стадии находятся вопрос о его введении в этих странах);

- осуществить анализ работы ВСТ на примере нескольких стран (не менее 2х) с приложением открытых нормативных правовых документов (на русском либо английском языках);

- осуществить анализ ситуации в Республике Беларусь, какая база в статистических наблюдениях для введения ВСТ имеется;

- рекомендовать, какие меры необходимо принять и какие вопросы решить для введения ВСТ в нашей стране, предложить систему его ведения с финансово-экономическим обоснованием реализуемых мероприятий и общей оценкой затрат на внедрение ВСТ и его постоянное ведение;

- предложить план конкретных действий по внедрению ВСТ в Республике Беларусь (с указанием названий мероприятий, их краткого описан ия, ответственных исполнителей, сроков выполнения мероприятий и требуемых финансовых затрат по каждому мероприятию).

Способ реализации результатов исследования предполагает их использование в практической работе Минспорта, Белстата, Нацбанка, Минэкономики, облисполкомов и Минского горисполкома, Национального агентства по туризму, других заинтересованных сторон.

Порядок сдачи и приемки работ: по окончании работы оформляются отчет о результатах проведенного исследования, с приложением плана действий, указанного в пункте 3 настоящего задания, и акт приема-сдачи работы.
Методология и методы исследования

Тип исследования: кабинетное исследование с использованием методик:



  • bench-marketing,

  • анализ документов,

  • экспертные интервью.



  1. Понятие и теоретические основы ВСТ

Вспомогательный счет туризма (англ.Tourism Satellite1 Account (TSA) - варианты перевода -туристический сателлитный счет; стандарт учета экономического воздействия туризма) представляет собой статистический инструмент, полученный в результате переработки стандартных данных национальных счетов страны с целью:

во-первых, получения информации для анализа всех аспектов деятельности посетителей (туристов),

во-вторых, отслеживания связи спроса с предложением таких товаров и услуг в рамках экономики страны,

в-третьих, установления характера взаимоотношений между предложением этих товаров и услуг с другими видами экономической деятельности,

в-четвертых, расчета валовой добавленной стоимости, валового внутреннего продукта, создаваемых непосредственно в секторе туризма.


Этот метод оценки роли туризма в экономике, который осваивается во многих странах, можно отнести к базовым инновациям. Таким образом, ВСТ – это:

– инновационный международный стандарт, подтвержденный Статистической комиссией ООН;

– стандартная структура сбора статистических данных в сфере туризма;

– инструмент для разработки экономической политики, связанной с развитием туризма;

– способ поступления точных данных о воздействии туризма и занятости в связанных с ним отраслях, а также данных относительно воздействия туризма на национальный платежный баланс и сведений о трудовых ресурсах в сфере туризма.

Вопрос о необходимости получения полноценной, охватывающей все относящиеся к сфере туризма сектора статистики встал в связи с бурным развитием индустрии туризма в мире, повышением его роли в экономике и социальной сфере встал.





Историческая справка (на основании Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, Издание ООН, 2002)

Вспомогательный счет туризма является результатом многолетних усилий множества учреждений, стран и отдельных лиц, направленных на включение оценки туризма в качестве экономического явления в рамки макроэкономический статистики.



  1. Главным инициатором ВСТ является ООН. Организация Объединенных Наций в лице своей Статистической комиссии и ВТО с самого начала их деятельности являются международными организациями, разрабатывающими набор определений и классификаций для туризма с двумя основными целями:

  • достижение международной сопоставимости;

  • обеспечение руководства для стран при внедрении ими статистической системы для туризма.

  1. Термин «вспомогательные счета» применяется с конца 70-х годов во Франции в отношении тех учетных методов в конкретных горизонтальных областях, которые не нашли точного определения в Системе национальных счетов, но вместе с тем могут рассматриваться как ее «вспомогательные подсистемы».

  2. Система национальных счетов. В 1983 году Всемирной туристской организацей (ВТО) был представлен первый документ, разработанный Хосе Кеведо (Испания), где излагались способы описания туризма как единообразного и всеобъемлющего способа оценки и сравнения с другими секторами экономики. Этот документ не был принят, но считается основой для большинства мероприятий ВТО, направленных на международное согласование концепций и статистики туризма.

  3. 2000 год - принятие Статистической комиссией документа Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа. Наиболее динамично методология ВСТ стала развиваться в конце 90-х годов. Марион Либреро (Франция) и Джон Джойс (Канада) внесли серьезный вклад в развитие данной системы. По итогам докладов на международных форумах в 1999 году была создана межсекретариатская рабочая группа ВТО – ОЭСР – Евростат с целью разработки общей концептуальной основы для подготовки методологической структуры ВСТ. Что и послужило основным толчком к полномасштабному внедрению ВСТ в мире.

  4. 2008 год – принятие последних ныне действующих актуальных поправок в ВСТ.

[29, c. 4 – 6]

В теоретическом аспекте Международные стандарты учета туристической деятельности 2008 года содержат определения, которые касаются различных аспектов туристической деятельности. Например, вводятся определение туриста, посетителя на одни сутки (overnight visitor), участника экскурсии или туриста, который посещает страну/город/местность на день без ночевки. Описываются разные формы туризма разные цели туризма, концепция туристических расходов и их разные категории.

Практически все национальные адаптации методики ВСТ включают подробный тезаурус.



Туризм предполагает формирование спроса на определенные товары и услуги, которые приобретают гости страны.

Туризм рассматривается также со стороны предложения. В этом плане он предполагает производство определенных товаров и услуг для туристов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ ВСТ, ОСНОВАННОЙ НА СПРОСЕ.
Путешествие – действия путешествующего лица.

Путешествующее лицо/путешественник – лицо, перемещающееся между любыми географическими пунктами, на любое время, в любых целях.

Туристом (посетителем) считается человек, которые совершает поездку из своего места жительства в другое место менее чем на год с целью отдыха, личной целью, для бизнеса, но не для работы в стране или месте, куда он прибыл.

Путешественник - это любой субъект, который перемещается между разными географическими местами с любой целью и на любое время.

Поездка – это действие туриста или путешественника. Поездка оказывает экономическое воздействие, в основном, на те места, которые посещает турист (путешественник). Измерение расходов международных путешественников или туристов за пределы своей страны представляет собой единицу «поездка» (trip) для платежного баланса.

Туризм – это более узкое понятие, чем «поездка», так как он предполагает определенные виды поездок: только те, которые турист совершает за пределы своего места жительства/пребывания менее чем на год с разными целями, кроме работы у резидента в том месте, которое он посещает. Субъекты, которые совершают такие поездки, называются посетителями (visitors). Таким образом, туризм – это часть общей категории «путешествия», а категория «посетители» (visitors) является частью категории «путешественники» (travelers). Такое же отличие зафиксировано в системе национальных счетов и в платежном балансе.

Понятие «деятельность» включает в себя то, что посетители делают во время поездки. Эта деятельность включает не только типичные туристические виды деятельности (экскурсии по достопримечательностям, пребывание на пляже, посещение исторических мест и т.д.). Путешествие с целью приобретения образовательных услуг или ведения бизнеса тоже может быть частью туризма, если выполняются требования к определению туризма.

ВСТ делает акцент на экономическом измерении туристических поездок, в основном, посредством расходов посетителей или других лиц от их имени. Большая часть экономической деятельности совершается посетителем вне его привычной среды пребывания. Однако ВСТ также включает потребление в своей обычной среде пребывание, например, покупки в предвосхищении поездки (сувениры, предметы для кемпинга, сумки, страховка, услуги турагентств, услуги транспорта).

У каждого домашнего хозяйства есть постоянное место жительства. Все остальные места, которыми владеет семья или арендует их на средний или длительный срок, считаются вторичным жильем. Они не учитываются ВСТ.

Посетитель (внутренний, въездной или выездной (inbound or outbound) считается туристом (или посетителем с одной ночевкой) если он/она ночует в месте, куда он/она прибыла. Он является участником экскурсии (excursionist) или посетителем одного дня (sameday visitor). Большинство посетителей одного дня являются внутренними или национальными посетителями, особенно в малых странах или если пересечение границы проходит легко и быстро.

Объем туризма можно охарактеризовать не только числом поездок, но и числом ночевок. Продолжительность поездки является важной переменной для оценки спроса на туристические услуги, такие как услуги гостиниц или мест для ночлега, а также для оценки общих расходов на поездку.

Главная цель поездки определяется, как цель отсутствия, без которой поездка бы не совершилась. Поездка не может считаться туристической, если человек планирует работать или получать доход. Информация о цели туристической поездки полезна для характеристики паттерна расходов туриста. Также важно идентифицировать сегменты спроса в сфере туризма для планирования, маркетинга и продвижения.

В зависимости от цели поездки туристов или посетителей одного дня выделяются следующие категории:

1) личные (отпуск, отдых, развлечение), посещение друзей и родственников, образование и тренинг, здравоохранение, религия/пилигримка, покупки, транзит, другое,

2) бизнес.

ВСТ определяет расходы, как «количество денег, уплаченное за приобретение потребительских товаров и услуг, а также ценностей для владения или дарения для или во время поездки. В эту категорию входят расходы самих посетителей, а также расходы, которые были сделаны для них другими.

В дополнение к денежным расходам на потребительские товары и услуги, которые были оплачены посетителями, туристические расходы включают также

- денежные расходы на потребительские товары и услуги, совершенные непосредственно нанимателем для наемного работника для его командировки,

-денежные расходы посетителя, которые были компенсированы третьей стороной (бизнесом, правительством, другим домашним хозяйством или по схеме социального страхования),

- денежные платежи, совершенные посетителями для покупки индивидуальных услуг, которые производятся или субсидируются государством в сфере образования, здравоохранения, а также музеев, объектов искусства и т.д.,

- наличные платежи за услуги, которые оказываются наемных работникам и их семьям во время туристических поездок: субсидируемый транспорт, размещение в гостиницах и иных заведениях, которым владеет работодатель, другие услуги,

- дополнительные платежи, которые совершают посетители при посещении спортивных и других культурных мероприятий по приглашению или оплаченные производителями (бизнесом, правительством).

Туристическое потребление имеет такое же формальное определение, как и туристические расходы. При этом важно отметить, что понятие «туристическое потребление» шире понятия «туристическое расходы». Оно включает также услуги, которые были приобретены по размещению в месте проведения отпуска за свой счет, туристические социальные трансферы в натуральном виде и другие формы потребления. Эти транзанции необходимо учитывать при использовании других источником информации, отличных от самих посетителей. Такими источниками могут быть отчеты об использовании арендованной недвижимости и т.д. Сверх приобретений, которые включаются в туристические расходы, туристическое потребление включает

- оценка стоимости бартерных транзакций (например, временный обмен жильем для проведения отпуска),

- оценка стоимости товаров (овощи, фрукты, дичь, рыба и т.д.), которые были произведены для собственного потребления из места проведения отпуска или в результате рыбалки, охоты, работы на приусадебном участке);

- ценность услуг, которые связаны с жильем во время проведения отпуска,

- ценность услуг финансовых посредников,

- чистая стоимость для принимающей стороны посетителей с точки зрения увеличения их расходов на продовольствие, жилье, приглашения, подарки и т.д.,

- издержки для производителей (бизнеса, правительства, неправительственных организаций), которые оказывают услуги домашним хозяйствам или наемным работникам во время их командировок, которые не предполагают денежную оплату наемных работником (бесплатный или субсидируемый для наемного работника транспорт, проживание или питание);

- чистые издержки производителей на дополнительные услуги, которые они оказывают наемных работникам и их семьям сверх тех, которые уже были включены в туристические расходы;

- часть стоимости того, что в системе национальных счетов считается государственным потреблением на человека нерыночных услуг, таких как образование, социальные услуги, здравоохранение, музеи, развлечения и т.д.

Важно отметить, что воздействие потребления посетителей на экономику конкретной страны без посещения ее экономической территории не учитывается ни в одной из категорий туристского потребления, относящейся к данной территории.

В связи с тем, что в туристское потребление входят категории, характеризующие затраты самих производителей, туристское потребление шире категории конечного потребления домохозяйства, что важно учитывать при внесении корректировок в Систему национальных счетов.



Валовое накопление основного капитала в секторе туризма: общая стоимость основных фондов (материальные, нематериальные активы, созданные в процессе производства и затем многократно, непрерывно используемые для производства другой продукции на протяжении более 1 года), приобретенных производителем в отчетном периоде, включая некоторое увеличение стоимости непроизведенных активов, произошедшее в результате производственной деятельности предприятия [15, c. 9 – 22 ].
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ ВСТ, ОСНОВАННОЙ НА ПРЕДЛОЖЕНИИ.
В данной части описывается классификация продуктов, типичных видов деятельности и отраслей туризма:

- продукты, относящиеся большей частью к категории туристских расходов,

- виды производственной деятельности, формирующие отрасли туризма.

Потребительские продукты:
1.1. типичные туристские продукты

1.1.1 сопоставимые на международном уровне,

1.1.2 характерные для конкретной страны.

2.1. другие потребительские продукты

2.1.1 смежные туристские продукты,

2.1.2 не связанные с туризмом.


Непотребительские товары:

1. товары, обладающие определенной ценностью,

2. прочие непотребительские продукты, включая связанные с валовым накоплением основного капитала в секторе туризма, а также туристским коллективным потреблением.

Типичные виды деятельности в туризме связаны преимущественно с производством типичных туристских продуктов (1.1.)

Таблица 1.1.: список категорий типичных туристических продуктов потребления



и типичных видов туристической деятельности




Товар



Вид деятельности

1.

Услуги проживания для посетителей

1.

Проживание для посетителей

2.

Услуги по предоставлению питания и напитков.

2.

Деятельность по предоставлению питания и напитков.

3.

Услуги ж/д пассажирского транспорта.

3.

Ж/д пассажирский транспорт.

4.

Услуги автомобильного пассажирского транспорта.

4.

Автомобильный пассажирский транспорт.

5.

Услуги водного пассажирского транспорта.

5.

Водный пассажирский транспорт.

6.

Услуги воздушного транспорта.

6.

Воздушный транспорт.

7.

Услуги по аренде транспортных средств.

7.

Аренда транспортных средств.

8.

Услуги торговых агентств, в том числе по резервированию.

8.

Деятельность торговых агентств, в том числе по резервированию.

9.

Услуги в сфере культуры.

9.

Деятельность в сфере культуры

10.

Услуги в сфере спорта и отдыха.

10.

Деятельность в сфере спорта и отдыха.

11.

Товары типичные для туристов в данной стране.

11.

Розничная торговля товарами типичными для туристов в данном стране.

12.

Услуги типичные для туристов в данной стране.

12.

Деятельность типичная для туристов в данной стране.

[15, c.25 – 29; с. 29 – 32].

Отрасли туризма представляют собой совокупность заведений, осуществляющих типичные виды деятельности в туризме. В отраслях туризма могут и присутствуют заведения, производящие так называемые «побочные» продукты, т.е. те, которые не относятся к типичным туристским продуктам.
В число главных переменных, характеризующих вклад отраслей туризма в совокупное предложение товаров и услуг экономики страны, входят:

-валовая добавленная стоимость (стоимость конечной продукции минус стоимость промежуточного потребления),

-чистая добавленная стоимость (валовая добавленная стоимость минус потребление основного капитала)
Занятость в отраслях туризма относится к числу трудоемких процедур измерения и требует сбора информации по нескольким показателям таким, как количество отработанных часов, количество рабочих мест, количество рабочих мест, эквивалентное полной занятости.

Валовое накопление основного капитала в отраслях туризма включает не только процесс создания активов, характерных для сектора туризма, но и процесс валового накопления капитала в форме активов, нетипичных для туризма.
Вспомогательный счет туризма представляет собой совокупность десяти стандартных таблиц.


Т1 – потребление, относящиеся к въездному туризму, в разбивке по продуктам и категориям посетителей,

Т2 – расходы, относящиеся к внутреннему туризму с разбивкой по продуктам, категориям посетителей и видам поездок,

Т3 – расходы, относящиеся к выездному туризму с разбивкой по продуктам и категориям посетителей,

Т4 – потребление, относящееся к туризму внутри страны, в разбивке по продуктам,

Т5 – счета производства в отраслях туризма и в других отраслях (в базисных ценах),

Т6 – общий объем внутреннего предложения и потребления, относящееся к туризму внутри страны (по ценам покупателей),

Т7 – занятость в отраслях туризма,

Т8 – валовое накопление основного капитала в секторе туризма и в других отраслях,

Т9 – коллективное туристское потребление в разбивке по продуктам и уровням управления,

Т10 – неденежные показатели



[51, c. 75 – 84].

Построение таблиц вспомогательного счета туризма (ВСТ) производится в два или более этапов в зависимости от уровня развития источников исходных данных в каждой конкретной стране. На первом этапе составляются таблицы 1 – 7 и Таблица 10. Для использования ВСТ необходимо иметь данные о предложении и потреблении и товаров и услуг, приобретенных посетителями (Таблицы 1 – 4) и счета производства по отраслям их выпускающим (Таблица 5), включая их отдельные компоненты. Они составляют центральную часть ВСТ.

На втором этапе происходит составление Таблицы 8 «Валовое накопление основного капитала в отраслях туризма и других отраслях» и таблицы 9 «Коллективное туристическое потребление в разбивке по продуктам и уровням органов государственного управления». Для составления этих счетов необходимо осуществлять сбор данных, которые не являются частью действующих статистических программ национальных органов управления секторов туризма, а также решать целый ряд специфических проблем концептуального характера.

Организационный аспект. Основным органом, аккумулирующим все данные и формирующим статистику ВСТ, является Национальный статистический комитет каждой страны, внедрившей ВСТ.

2.1. Цель и преимущества ВСТ
Реализация эффективной туристической политики невозможно без наличия надежной, эффективной и оперативной системы сбора, обработки и анализа статистической информации. Стратегия развития туризма, конкретные программы должны строиться в основе на валидные, адекватные статистические данные, сопоставимые с данными других стран, т. е. которые собираются, обрабатываются по единой международной методике. В этом плане только данные о количестве туристов или поездок недостаточны. Нужна более полная информация о спросе и предложении в туристическом секторе, качественные характеристики потребителей и производителей, паттерны путешествия разных категорий туристов в стране, информация об уровне удовлетворенности туристов. Для оценки значения туризма и его влияния на экономику страны в целом важно знать паттерн внутреннего туризма: куда, на чем и зачем ездят внутренние туристы, где они останавливаются, где и чем питаются, покупают ли сувениры и т.д. Модернизация туристической политики и изменение отношения государства к этому сектору требует улучшения системы сбора и обработки информации, внедрение международных норм и стандартов учета туристической деятельности. При помощи новой системы учета туристической деятельности стейкхолдеры экономики туризма могут увидеть взаимосвязь между действиями и результатом, между вкладом разных факторов в производство туристических услуг и конечным результатом.

Инновационным является комплексный, системный подход государства (whole-of-government approach) к проведению туристической политики, когда правительство выступает, как единое целое. Горизонтальная координация предполагает развитие целостной политики и отношения к туризму на уровне министерств и организаций одного административного уровня. Это необходимо по причине межсекторального характера туристической деятельности. На туристическую политику влияет состояние других сфер и видов деятельности правительства: бюджетно-налоговая политика, экологическая, финансовая, транспортная, политика в сфере здравоохранения, ситуация на рынке труда, социальная политика, политика в сфере образования, внешняя политика. В каждой из этих сфер принимаются решения, которые прямо или косвенно влияют на развитие туристической деятельности.

Вертикальная координация – это интеграция туристической политики между разными уровнями государственного управления. Например, Канада имеет специальный документ, который регламентирует отношения в сфере развития туризма между федеральным уровнем, уровнем провинции и территории. В случае Беларуси речь идет о координации деятельности на национальном, областном и районном уровнях. Вертикальная координация позволяет местному уровню лучше формулировать задачи и формировать повестку всего правительства.
Международные организации определили пять главным причин для внедрения институтов и механизмов оценки туристической деятельности: Инклюзивность всех участников туристического процесса является необходимым условием для выработки качественной туристической политики и обеспечения эффективного управления в этой сфере. Например, Всемирный экономический форум предложил свою методику определения качества туристической деятельности (Доклад о конкурентоспособности в туризме (http://www.weforum.org/reports/travel-tourism-competitiveness-report-2011), определяет слабые и сильные стороны по единой методологии, описывает факторы, которые повышают привлекательность туризма в разных странах. Всемирная организация туризма (UNWTO) также выработала серию индикаторов для измерения эффективности и качества туристической деятельности. ОЭСР разрабатывает набор индикаторов по определению конкурентоспособности в сфере туризма и туристической политики. Инструменты и индикаторы, которые разрабатываются международными организациями, позволяют лучше понять суть туризма, конкуренцию стран в этом сегменте рынка, а также преференции потребителей туристических услуг.

Развитие туризма часто предполагает баланс конкурирующих интересов и приоритетов. В мире существует много разных методик оценки баланса сил и интересов. Например, Канада имеет Карту оценки развития туризма Balanced Scorecard. Она соединяет цели, деятельность, принимаемые меры, инициативы по реализации стратегии на всех уровнях. Она интегрирует финансовые и нефинансовые меры и представляет собой целостный взгляд на деятельность. Такой инструмент и использование других методик позволяет улучшить прозрачность процесса принятия решений и оценки его качества.

Целый ряд стран разработали систему индикаторов для оценки частно-государственного партнерства (Испания). Польша практикует представление ежегодных докладов по выполнение поставленных задач рамках долгосрочной стратегии. Финляндия имеет индикаторы оценки долгосрочной эффективности национальной туристической организации. Канада практикует ежегодные обзоры с оценкой качества государственных расходов, относящихся к сфере туризма.

Долгосрочное планирование на основе валидных статистических данных является одним их условий повышения качества управления туристической деятельностью. Такой подход позволяет улучшить координацию деятельности разных стейкхолдеров процесса производства и реализации туристических услуг. Например, Австралия имеет стратегию развития туризма «Туризм 2020». В ней указаны конкретные цели, в том числе в виде количественных показателей (объем выручки от иностранных туристов), увеличение числа гостиничных мест, улучшение транспортной инфраструктуры в сфере авиаперевозок, увеличение предложения квалифицированной рабочей силы. «Туризм 20202» делает акцент на шести сферах: 1) растущий спрос из Азии при сохранении сбалансированного подхода к рыночному портфелю, 2) создание качественной информационно-телекоммуникационной системы, 3) стимулирование инвестиций и проведение регуляторной реформы, 4) адаптация транспортной системы к нуждам развития туризма, 5) увеличение предложения рабочей силы для туристического сектора, 6) повышение качества и производительности в туризме и секторах, которые влияют на его развитие.


Таким образом, цели и преимущества введения ВСТ заключаются в следующем:

  1. Внедрение ВСТ позволяет адекватно оценить экономический вес туристической отрасли в макроэкономике и получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в экономику отдельной страны и в мировую экономику в целом. Оценить как объем туристских услуг влияет на развитие транспорта, сферы торговли, сети культурных учреждений (музеи, библиотеки и др.), строительства, сельского хозяйства и др. ВСТ выявляет внутри каждой отрасли составляющие, завися­щие от туризма, их экономическую эффективность

  2. Именно адекватность и объективность оценок позволяет усилить инвестиционную привлекательность отрасли и сделать ее реальным драйвером национальной экономики, а так же обеспечить устойчивое развитие отрасли.

  3. Внедрение ВСТ как международной системы учета позволяет повысить имидж страны, обеспечить полноценное участие страны в международных рейтингах, обзорах, что повышает узнаваемость и ценность страны, как привлекательного места для развития туризма [29, c. 1 – 2].



2.2. Роль ВСТ в макроэкономической оценке туризма и получении достоверных данных о совокупном вкладе туризма в экономику
Разработка ВСТ дает возможность, с одной стороны, повысить экономическую ценность индустрии туризма; с другой стороны, позволяет усовершенствовать статистический учет данной индустрии, превратив его в «интегрированную систему». Внедрение ВСТ в конкретной стране позволит повысить доверие к статистике туризма и показателям, характеризующим масштаб и роль туризма как вида деятельности. Таким образом, внедрение ВСТ может представлять собой не только надежный инструмент ведения эффективной хозяйственной деятельности, но и разработки эффективной государственной политики. В данном контексте внедрение ВСТ становится платформой для:

  • установления сотрудничества, обмена мнениями с Национальным статистическим комитетом (статистическими ведомствами), национальным банком (центробанк), исследовательскими институтами и представителями туристической индустрии;

  • обмена мнениями в отношении статистики туризма, включая введение методов анализа на основе наилучших оценок, моделирования и экстраполяции;

  • обсуждения качества используемой статистики и переосмысление используемых концепций;

  • повышение восприятия статистических данных по туризму и обоснование новых или дополнительных исследований в данной отрасли.


В методологическом аспекте система ВСТ основана на двух видах целевых показателей:

  • Показатели, построенные на мониторинге туристского рынка,

  • Показатели, направленные на оценку экономического вклада туристической отрасли.

К показателям мониторинга туристского рынка относятся:

  • объемы въездного, выездного и внутреннего туристского потока,

  • туристские расходы,

  • объем платных услуг,

  • показатели занятости, средняя заработная плата в различных секторах туриндустрии,

  • объем инвестиций в сферу туризма.

На основании международных рекомендаций Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO) приглашает страны адаптировать национальный статистический учет к следующим требованиям:



  • Надежность: оценки должны быть сделаны на основе надежных статистических источников, в которых при помощи независимых процедур ведется наблюдение за туристами (посетителями) и производителями товаров и услуг.

  • Постоянство: данные наблюдения должны быть постоянными и статистическими по своей природе. Они должны сочетать набор оценок бенчмарков и индикаторов для увеличения полезности результатов.

  • Сравнимость и сопоставимость: данные должны быть сравнимыми по времени в рамках одной страны, сравнимыми с другими странами и сравнимыми с другими сферами экономической деятельности.

  • Макроэкономические рамки: данные должны быть внутренне непротиворечивыми и презентоваться в макроэкономических рамках, признаваемых на международном уровне.

Таким образом, оценка экономической роли туризма состоит в определении его мультипликативного эффекта через долю в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и т.д.


ВСТ создан с учетом других статистических рамок, в частности, системы национальных счетов и платежного баланса. Он предоставляет следующую информацию:

  • макроэкономические агрегатные показатели, которые описывают размер и экономические условия туризма, такие как прямая валовая добавленная стоимость данного сектора (tourism direct gross value added (TDGVA), прямой валовой внутренний продукт (direct gross domestic product (TDGDP). Этот показатель связан с общими показателями по всей экономике;

  • детальные данные о потреблении туризма. Эта концепция включает в себя деятельность туристов (посетителей) и потребителей, описывает, как удовлетворяется спрос товарами и услугами внутреннего рынка и импортом. Эти данные можно составить как в текущих, так и постоянных ценах;

  • детальные производственные счета туристических сфер экономики, включая данные о занятости. Эти данные связаны с другими видами производственной деятельности и валовыми инвестициями капитала;

  • связь между экономическими данными и немонетарной информацией по туризму, такой как число поездок (trips), их продолжительность, цель поездки, тип транспорта.

Эти данные необходимы для детализации определенных экономических характеристик и переменных.

Хотя ВСТ носит, в основном, описательный характер и не включает в себя измерения прямых и косвенных последствий потребления туристов на экономическую систему в целом. Это значит, что воздействие туризма на экономику не полностью отражено в таблицах ВСТ. Его необходимо измерять и анализировать другими средствами, например, моделями общего равновесия, которые используют факторы производства и результаты их использования (input-output general equilibrium models) [29, c. 85 – 87; 93 – 103].


  1. Анализ международного опыта по ведению ВСТ



Начало процесса и динамика внедрения ВСТ
Формально этот процесс начался в 1991 году на Международной конференции по статистике путешествий и туризма в Канаде. Ее организатором выступила Всемирная туристская организация. Этому форуму предшествовала большая работа по разработке методики оценки туристической деятельности. Первой страной мира, которая начала оценивать экономику туризма является Франция.

На конференции в Оттаве была представлена согласованная система концепций, определений и классификаций в области туризма. Был предложен набор статистических определений внутреннего и международного туризма и классификация видов деятельности в туризме, причем все они были увязаны с другими областями международной статистики. К развитию данной темы присоединились Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и Статистическое бюро Европейских сообществ (Евростат)

Постепенно вспомогательный счет туризма начал вводиться в разных странах. В 2001 году он был введен в 44 странах. В 2007 году таких страны было уже более 70.

Рост популярности ВСТ связан с развитием отрасли и ростом конкуренции между странами:
Увеличение доли сектора в мировой экономике. Рост популярности вспомогательного счета туризма объясняется, в первую очередь, резким увеличением экономического значения сектора туризма. В 2011 г. на долю туризма приходилось 9,1% мирового ВВП, что составляет $6,3 трлн. Прямой вклад отрасли в мировой ВВП вырос почти на 3% ($2 трлн.). В туристской отрасли появилось 1,2 миллиона новых рабочих мест. Рост инвестиций составил в 2011 г. $743 млрд. 4,9% от общего объема инвестиций. По прогнозу Всемирной туристской организации ООН к 2022 году объем инвестиций вырастет еще на $320,4 млрд.
Туризм – самая динамично развивающаяся сфера международной торговли. Индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа

прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристической индустрии - $2,1 млрд., то 2012 год ожидается рекордное число прибытий 1,4 – 1,5 млрд.

Страны с развитым туристическим сектором принимают несколько десятков миллионов туристов в год. В 2011 г. число международных туристских прибытий во всем мире превысило 1,2 млрд. чел. и составило 5,3 % от общего объема экспорта. В 2012 г. прогнозируется рост международных туристских прибытий составит 1,7% [49, c. 4 – 9].
Туризм стал главной вало-образующей отраслью для экономик ряда стран. Для десятков стран мира международный туризм стал важным источником денежных поступлений.
Туризм стал катализатором внутренней и мировой торговли. В 2011 г. поступления от международного туризма впервые превысили $1 трлн.
Рост привлекательности и конкуренции в отрасли. Мировая туристическая индустрия сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. Частные компании и правительства ведут агрессивный маркетинг, направленный на рост привлекательности своей туристической индустрии.
Рост зависимости развития отрасли от экономического развития страны. Туристический спрос и предложение зависят от ряда факторов. Среди них экономическое развитие страны, финансовая система, транспортная инфраструктура, развитие технологий и т.д.



Таким образом, главными мотивирующими факторами внедрения ВСТ в мире стала динамика отрасли и ее роли в мировой экономике.

В такой ситуации резко возрастает спрос на качественную аналитику туристического сектора, его взаимодействия со смежными секторами экономики. Возникает целый ряд вызовов, ответить на которые можно только при помощи детальной, валидной статистистической информации.

Именно этим объясняется рост интереса к методике вспомогательного счета туризма и той аналитике, которая основана на его данных.



Охват ВСТ в мире
К началу 2012 года вспомогательный счет туризма в разной степени был введен в 75 странах.

Оценочно на конец 2012 года число таких стран превысит 100.


Инициатива по сбору, сравнению и оценке опыта внедрения ВСТ в мировом масштабе была предпринята ЮНВТО в 2005 г. Содержание данной инициативы предполагало проведение международного исследования среди стран мира методом опроса. Данные исследования проводились различными структурами в различных регионах. Первая волна исследований проводилась Евростат в период с 2009 по 2010 год. Результаты были опубликованы в 4 томах и освещали опыт внедрения ВСТ в ЕС. Аналогичные исследования были проведены Азиатско-тихоокеанским экономическим объединением (Asia-Pacific economic cooperation) в одноименном регионе в 2009 году. По результатам исследований было установлено, что на начало 2010 года в 60 странах мира ВСТ был введен или находился на определенной стадии разработки.

Плановая периодичность проведения данных исследований – каждые три года. Очередная публикация результатов международных сравнительных исследований внедрения ВСТ планируется на конец 2012 года.



Данные, приведенные далее, отражают результаты первой волны сравнительных международных исследований, и основываются на анализе опыта 48 из 84 стран, которым были направлены опросные листы.
Таблица 1.2.: сравнительная характеристика внедрения ВСТ в мире


Страна

Уровень внедрения

Год внедрения

Ответственный орган (по направлению)

Методологический подход сбора данных

Пилот (1)

(2) Более одного исследования

без интеграции с СНС

Регулярные исследования

с интеграцией в СНС




Статистика

(глав. орган)

Туризм

(глав. орган)

Иное

Аргентина










2008

National Statistics

Secretariat of tourism

Census institute

Таблицы ресурсов/использования СНС

Австралия










1997

Australian bureau of statistics




Tourism statistics unit

10 таблиц ВСТ согласно международным рекомендациям

Австрия










1999

Statistics Austria




Directorate spatial statistics

Оценка непрямого воздействия туризма, прямого, непрямого воздействия досуга

Багамы










2009

Department of statistics

Ministry of tourism

Central bank

Извлечение показателей ВСТ из таблиц ресурсов/использования СНС

Бельгия










2002







Региональные туристические ведомства, министерства, ответственные за туризм

Таблицы ресурсов/использования СНС, региональные счета (производство, промежуточное потребление, добавленная стоимость)

Канада










1988

Statistics Canada




Income and expenditure accounts division in the System national accounts branch, Canadian tourism commission

Региональные ВСТ, туристический спрос, предложение, валовая добавленная стоимость, занятость в туризме, доходы от туризма (налоговые и неналоговые),

HR Модуль ВСТ



Чили










2003







SERNATUR ответственен за внедрение ВСТ, работает совместно с Central bank, National statistics institute

Извлечение показателей ВСТ из СНС, ревизия ОКЭД

Китай










2002




Jiangsu provincial tourism bureau, Xian Jiaotong university




Собственный документ ВСТ – JSTSA 2002, соответствует рекомендациям ЮНВТО, кроме таблиц 8-9, является адаптированной версией к условиям региона.

Колумбия










2000

Departamento administrativo nacional de estadistica (DANE)







Завершение согласования туристического спроса и предложения согласно международным рекомендациям

Коста-Рика










2009




Costa Rica tourism board




Работа ведется по разработке экспериментального счета

Завершение согласования туристического спроса и предложения согласно международным рекомендациям



Куба










1997

National statistics office (ONE)







Данные собираются в System of statistical information: количество посетителей, специальное исследование транспорта, частной недвижимости; иные исследования в целях согласования данных с международными рекомендациями.

Кипр










2003

Statistical service of Cyprus







Введены таблицы 1-6 ВСТ, ведется работа над 7-10 таблицами

Чехия










2003

Czech statistical office




Ministry for regional development

Введены таблицы 1-7, ведется работа над составлением таблицы 10; данные собираются только на национальном уровне, оценивается только прямое влияние сферы туризма

Дания










2003




Centre for regional and tourism research

Research institute (AKF)

Таблицы ресурсов/использования СНС, региональные счета производства, данные региональных исследований в сфере туризма; оценивается непрямое воздействие туризма в том числе

Эквадор










2001

Ministry of tourism







Таблицы СНС, таблицы 7,8,9 ВСТ в разработке

Египет










2008

Ministry of tourism




Ministry of civil aviation,

Passport and immigration authority of the Ministry of interior,

Central bank,

Central agency for public mobilization,

Ministry of culture


Создание платформы по внедрению ВСТ: протокол взаимодействия с MOT, MOED; разработка бюджета и финансового плана, разработка опросных листов и плана исследований; формирование рабочей группы и экспертов.

Финляндия










1995

Statistics Finland







Введены таблицы 1,2, 4-7, 10 ВСТ

Франция










2005

Управление статистики,


Управление туризма

Управление научных исследований (Bureau des Etudes),

Управление экономических счетов (Comptes Economiques, BESCE),

Министерство экономики,

Министерство промышленности,

Министерство труда совместно с Центральным банком


Наличие собственного Туристического счета без учета международных рекомендаций: извлечение показателей внутреннего туристического потребления из таблиц СНС (эконометрическое моделирование);

Исследование внутреннего туризма (domestic tourism survey) с позиции спроса, Исследование средств размещения (hotel accommodation survey) с позиции предложения.

Исследования поводятся с учетом оценок данных налоговых деклараций и результатов национальных исследований предприятий


Гондурас










2003




Honduras institute of tourism




Таблицы ресурсов/использования СНС;

Таблицы 4-6 ВСТ разработаны; таблицы 1-3, 7, 8, 10 завершены на половину, для разработки таблицы 9 отсутствуют данные



Индия










2002




Ministry of tourism




Подготовлены 7 из 10 таблиц ВСТ

Ирландия










2008







Failte Ireland при участии Tourism Ireland, Central statistics office, Department of arts sports and tourism

Данные об однодневных визитах моделируются по образцу Англии; в таблице 7 ВСТ учитывается только прямая занятость (direct employment) в сфере туризма, данные для составления таблицы 8 ВСТ отсутствуют

Израиль










1995

National statistic office

При финансовой поддержке Ministry of tourism




Введены таблицы 1,2, 4-6 ВСТ, планируется к внедрению таблица 7

Италия













Italian national institute of statistic (ISTAT)







Таблицы СНС, статистика туризма; собраны данные для расчета пяти таблиц ВСТ

Индонезия

























Ямайка










2008

Statistical institute of Jamaica







На этапе сбора данных для разработки таблиц ВСТ и их интеграции с СНС

Япония










2003







Japan tourism agency

Собраны данные для расчета пяти таблиц ВСТ.

Осуществляется сбор данных с позиции спроса (обследования, учет выписок из счетов предприятий) и предложения; анализ затрат и производства.



Казахстан










2003

National statistical office




Department of national accounts

Ведется на базе международных рекомендаций 2000 TSA-RMF, а также с учетом международного классификатора SNA

Латвия













Latvia central statistics bureau




Section of transport and tourism statistics

Ведется разработка методических документов

Литва













Statistics Lithuania







Ведется разработка методических документов

Малайзия










2008

Department of statistics Malaysia

Tourism Malaysia, Ministry of tourism




Разработаны таблицы 1-6 ВСТ, результаты были опубликованы в 2009 году. Собраны данные по таблицам 1 – 7 , оцениваются международной комиссией

Мексика










2003

Instituto nacional de estadistica y geografia (INEGI)







Используют североамериканскую систему классификации (North American industrial classification system)

Марокко










1998




Ministry of tourism, Directorate of strategy and planning

Haunt commissariat au Plan, National accounts directorate

СНС, исследование туристического спроса и предложения, исследование спроса среди домашних хозяйств

Нидерланды










2001

Statistics Netherland







Исследование продолжительных поездок (Continuous Vacation Survey (CVO)); Статистика въездного туризма, Статистика средств размещения, статистика однодневных поездок

Новая Зеландия










1997

Statistics New Zealand

Ministry of tourism




Исследование внутреннего туризма (Domestic Travel Survey); Исследование международных посетителей (туристов) (International Visitor Survey) ; Исследование международных прибытий (перемещений) (International Visitor Arrivals); Таблицы ресурсов-использования; данные производства-потребления; Ежегодное обследование предприятий

Оман
















Ministry of national economy




Совместно с Министерством Туризма ведется сбор информации

Перу
















Ministry of foreign trade and tourism (MINCETUR)




Данные производства-потребления; исследование внутреннего и внешнего туризма,

Филиппины










2000

National statistical coordination board (NSCB)







Таблицы 1-7,10 ВСТ составлены, данные по 8-9 собираются. Сбор данных согласно международным рекомендациям TSA: RMF 2008

Польша










2000

Central statistical office

Ministry of sport and tourism, Tourism department

National bank; Institute of tourism

Следуют принятой польской классификации продуктов и услуг (CPA classification), для таблицы 3 ВСТ нет данных, отсутствуют данные о промежуточном потреблении в индустрии туризма

Румыния










2004







Romania national tourism administration (RNTA), плановый орган аккумулирующий работы Национального статистического управления, а также Национального института исследований развития туризма (INCDT)

Согласование сбора информации международным рекомендациям; посчитаны таблицы 1-4, 7 ВСТ, согласовываются данные таблицы 6.

Саудовская Аравия



















Saudi commission for tourism and antiquities (SCTA)

Процедура согласования и методологические разработки по сбору информации о туристическом предложении через существующие туристические структуры

Словакия










2003

The National statistical office (SOSR)




В сотрудничестве с INFOSTAT (research institution)

Таблицы 1-7 посчитаны для разных лет за период с 2003 по 2006 годы.

Таблицы СНС (ресурсы/использование), данные производства/потребления). Имеются данные пилотного проекта, проведенного в рамках работы INFOSTAT



Словения










2001

Ministry of the economy







Опубликованы результаты пилотного проекта, разработанного согласно международным рекомендациям; посчитаны таблицы 1-7 ВСТ, 10. Таблицы учитывают только прямое воздействие туризма, построены на базы данных производства/потребления

Южная Африка










2005

Statistics South Africa







Разрабатываются методологические документы, доступны только для рабочей группы и внутреннего пользования

Испания










1995

National statistical office/National accounts department







Согласно международным рекомендациям, все таблицы ВСТ рассчитаны

Швеция










1995

Statistic Sweden/National Account







Согласно международным рекомендациям, таблицы 1, 2, 4 рассчитаны, ведется работа по расчету таблицы 9 ВСТ

Швейцария










2001

Swiss federal statistical office







Используется упрощенная регрессионная модель оценки: независимая переменная – количество ночевок среди всех потраченных как посетителями, так и непосетителями; зависимая переменная – занятость в конкретной отрасли туризма

Тринидад и Тобаго










2005




The tourism development company




Разработана World travel and tourism council (WTTC)

США










1998







Bureau of economic analysis, US Department of commerce

Таблицы СНС, согласование с международными стандартами ведения ВСТ.

[49, 13 – 34]. следующая страница >>


izumzum.ru