Отчет комитета по экономике и социальным вопросам за 2009 год - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сто тридцать пятая сессия Рим, 17-18 ноября 2008 года Отчет о работе... 1 64.23kb.
Государственный строительный комитет СССР единые нормы и расценки... 3 815.54kb.
Отчет деятельности социального педагога за 2013-2014 учебный год... 1 141.08kb.
Населенный пункт отдаленность от г. Бишкек 1 92.81kb.
Итоги работы ОАО «Турбоатом» за 2009 год и основные направления деятельности... 1 68.32kb.
Сорок восьмая сессия Женева, 26 28 марта, 2012 г 1 22.08kb.
Отчет о работе диссертационного 1 346.67kb.
Совета школы на 2009-2010 учебный год. Месяц 1 18.3kb.
«Технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании... 1 113.49kb.
Отчет о работе Тверского регионального отделения Общероссийской общественной... 1 44.67kb.
Отчет по электронным обращениям по вопросам государственного регулирования... 5 991.96kb.
Реферат тема: «Эволюция зарубежной психологической мысли» 1 244.02kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Отчет комитета по экономике и социальным вопросам за 2009 год - страница №1/1



Отчет

комитета по экономике и социальным вопросам за 2009 год.

В отчетном периоде комитет работал в соответствии с программой работы Ассоциации на период март 2009- март 2010 г.г., а также планом взаимодействия между АСОП и Минтрансом РФ на 2009 год по законотворческой деятельности.

Приоритетными в деятельности комитета были следующие направления.


  1. Завершение формирования нормативно-правовой базы в сфере арендных отношений в морских портах.

  2. Участие в создании подзаконных актов, предусмотренных главой 3 Закона «О морских портах в Российской Федерации».

  3. Вопросы государственного регулирования услуг естественных монополий в морских портах. Раздельный учет доходов и расходов в сфере услуг естественных монополий в морских портах. Проект постановления Правительства РФ о стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, внутренних водных путях. Проект постановления Правительства РФ «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и внутренних водных путях»

  4. Подготовка замечаний и предложений по вопросам налогового законодательства.

Как уже отмечалось в предыдущих отчетах комитета, законодательная основа для формирования арендных отношений в морских портах сформирована. В 2009 году необходимо было принять два документа, регулирующие отношения арендодателя и арендатора при сдаче в аренду федерального недвижимого имущества в морских портах. Проект «Порядка сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта» подготовлен в 2008 году и направлялся Минтрансом РФ на согласование в Минэкономразвития РФ и Минюст РФ. Необходимо отметить, что проект «Порядка» в процессе согласований претерпел существенные изменения. Так, после последнего согласования в Минюсте РФ, из текста документа исключен пункт об установлении арендодателем для арендатора контрольных цифр по грузопереработке, пункт о невозможности выдачи заключения о неразрывной связи, в случае наличия в собственности арендатора подъездных путей, автомобильных дорог, инженерных коммуникаций и др. Минюст РФ также возразил против включения в «Порядок» примерной формы договора аренды. 27 февраля 2010 года приказ Министра транспорта об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества в морских портах зарегистрирован в Минюсте РФ. По требованию Минюста РФ из «Порядка» был исключено приложение с текстом примерной формы договора аренды федерального недвижимого имущества в морском порту, в связи с чем, Минтрансом было принято решение о публикации в ведомственной печати рекомендованной формы договора аренды объектов инфраструктуры морского порта.

Вторым документом, принятие которого необходимо, является «Административный регламент Федерального агентства морского и речного транспорта по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту».

Нами подготовлены замечания к этому документу, основными из которых являются следующие.

1. В соответствии с «Порядком сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта» потенциальный арендатор при наличии оснований для заключения договора аренды без проведения конкурса направляет во ФГУП «Росморпорт» в числе других документов заявление в Росморречфлот о выдаче заключения о наличии неразрывной связи смежного объекта недвижимости потенциального арендатора с объектом инфраструктуры, предназначенным для сдачи в аренду. Таким образом, потенциальный арендатор является участником процедуры предоставления государственной услуги по выдаче заключения о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры в морском порту. Предлагается пункт 5 Регламента изложить в редакции:

«Получателями государственной услуги на безвозмездной основе являются федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные Росморречфлоту и потенциальные арендаторы, обратившиеся в Росморречфлот с заявлением о выдаче заключения о наличии неразрывной связи смежного объекта недвижимости потенциального арендатора с объектом инфраструктуры, предназначенным для сдачи в аренду». Это замечание обусловлено тем, что в проекте «Административного регламента» единственным заказчиком услуги является ФГУП «Росморпорт», а потенциальные арендаторы отстранены от участия в рассмотрении заключения о неразрывной связи объектов инфраструктуры.

2. Роль ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» должна заключаться в выдаче экспертного заключения, которое может содержать мнение о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры либо отсутствии неразрывной связи. Предлагается пункт, касательно функций ФГУ при рассмотрении документов изложить в редакции.

«ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» в двадцатидневный срок рассматривает представленный комплект документов и готовит экспертное заключение о наличии либо отсутствии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту. Экспертное заключение учитывается при принятии решения о выдаче заключения Росморречфлота о неразрывной связи.» Замечание связано с тем, что, по мнению Ассоциации, в проекте Административного регламента ФГУ «Дирекция государственного заказчика» наделяется полномочиями, которые относятся к компетенции ФАМРТ.

Вопросы охраны объектов инфраструктуры и границ морского порта.

Законом «О морских портах в Российской Федерации» предусматривалось издание двух постановлений Правительства России - «О порядке охраны объектов инфраструктуры морского порта» и «О перечне морских портов, охрану границ которых обеспечивают подразделения ведомственной охраны Минтранса РФ и соответствующие подразделения, находящиеся в ведении МВД РФ».

Оба проекта постановлений были подготовлены Минтрансом России, но не прошли необходимых согласований. Согласно поручению Правительства России Минтрансу поручено подготовить изменения в статью 15 закона о морских портах со сроком исполнения в 2010 году. При мониторинге этого законопроекта мы будем отстаивать позицию Ассоциации, которая заключается в том, что финансирование охраны границ морского порта должно осуществляться за счет средств госбюджета. Обосновать это можно следующим образом.

Наличие в морском порту объектов инфраструктуры, предназначенных для оказания услуг в соответствии со смыслом ст.9 Кодекса торгового мореплавания предполагает существование не одного, а целого ряда владельцев объектов инфраструктуры в морском порту, причем ни один из них не может считаться субъектом транспортной инфраструктуры в отношении морского порта, как объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно ст.5 закона о морских портах границами морского порта являются границы его территории и акватории. В большинстве морских портов площадь акватории превышает площадь территории, на которой располагаются объекты инфраструктуры, принадлежащие различным юридическим и физическим лицам. В этом случае нет примыкания объектов инфраструктуры морского порта к границам порта в пределах акватории. Исходя из этого, оператор морского терминала не может нести ответственности за охрану границ порта в пределах акватории, а также границ территории, на которых не расположены, принадлежащие ему объекты инфраструктуры.
Вопросы государственного регулирования услуг естественных монополий в морских портах. Раздельный учет доходов и расходов в сфере услуг естественных монополий в морских портах. Проект постановления Правительства РФ о стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, внутренних водных путях. Проект постановления Правительства РФ «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и внутренних водных путях»

Ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в морских портах предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». Разработка порядка ведения раздельного учета поручена Минтрансу РФ. Министерством подготовлен проект «Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в морских портах».

При согласовании проекта со стороны ФСТ РФ поступили замечания, суть которых сводится к требованию ведения раздельного учета доходов и расходов не только по видам деятельности, но и по полной номенклатуре перерабатываемых грузов, видам плавания и вариантам работ. Эти замечания обсуждены на комитете, выработана консолидированная позиция по этому вопросу. Наши предложения направлены в Минтранс РФ. Суть этих предложений в следующем.

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 года №293 предусматривается ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей относящихся к сфере естественной монополии отдельно от иной деятельности. Специфика оказания услуг оператором морского терминала заключается в том, что причалы, перегрузочная техника и производственный персонал может использоваться в течение смены на перевалке различных грузов с применением различных технологий, что не позволит идентифицировать затраты в разрезе номенклатуры грузов и вида работ, и потребует применения определенных критериев распределения затрат, т.е. введения в учет данных, полученных расчетным путем. Кроме того, организация раздельного учета расходов по погрузке, выгрузке и хранению прямым способом дифференцированно по номенклатуре грузов, технологическим схемам потребует привлечения дополнительных трудовых, финансовых ресурсов, разработки и внедрения новых систем учета, что будет противоречить принципам существенности и экономической целесообразности.

По нашему мнению, раздельный учет предназначен для идентификации доходов и расходов по регулируемым и иным видам деятельности субъекта естественной монополии, с тем, чтобы не допустить погрешностей в отчетной базе, используемой при определении цен (тарифов, сборов), мониторинга рентабельности соответствующего вида услуг, определения влияния инфляции на результаты деятельности субъекта естественной монополии по регулируемым видам деятельности.

Ассоциация морских торговых портов согласна с проектом Порядка раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов естественных монополий в морских и речных портах и в сфере услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, подготовленного Минтрансом России ( с учетом замечаний, ранее направленных разработчикам) и просит не принимать предложения ФСТ России, как противоречащие Постановлению Правительства РФ №293.

В настоящее время, работа над проектом «Порядка» продолжается. ФСТ РФ предложило внести дополнения в проект «Порядка», которые сводятся к следующему.

Соответствующие пункты «Порядка раздельного учёта в морских портах» дополнить нормами, предусматривающими возможность детализации расходов субъектом регулирования непосредственно по тарифицируемым услугам: с дифференциацией по номенклатуре грузов и вариантам работ в части услуги «погрузка и выгрузка грузов», по номенклатуре грузов и способам хранения в части услуги «хранение грузов». При этом, данные нормы должны указывать на нерегулярный характер предоставления соответствующей информации и устанавливать обязанность субъектов регулирования предоставлять данные о расходах с указанной детализацией в рамках рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов или их предельного уровня.

Поскольку речь идет о предоставлении расчетов на нерегулярной основе, а только в случае обращения оператора морского терминала в ФСТ с просьбой о пересмотре тарифов, то такое предложение, по нашему мнению, не противоречит постановлению Правительства РФ №293 и может быть поддержано.

Федеральным законом от 25.12.2008 года №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральный закон от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» внесены дополнения, предусматривающие обязанность субъектов естественных монополий раскрывать информацию о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В статье 8.1 закона «О естественных монополиях» приведены требования к стандартам раскрытия информации, а в пункте 5 статьи 8 перечислены сведения о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащих свободному доступу. Законом также предусмотрено, что Порядок контроля соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий утверждается Правительством России.

Подготовка стандартов раскрытия информации поручена ФСТ России. Проект «Стандарта» направлялся членам Ассоциации, на основе полученных ответов были сформированы замечания и предложения, которые направлены в ФСТ России. В частности, наши замечания касались порядка размещения информации, где, в какие сроки; а также как часто и в какие сроки следует обновлять информацию, а также включали предложения по перечню информации, подлежащей размещению для публичного доступа. В настоящее время документ находится на доработке в ФСТ России после получения замечаний от министерств и ведомств.

Федеральным законом «О естественных монополиях» предусмотрено издание постановления Правительства «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и внутренних водных путях» и «Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, транспортных терминалах и внутренних водных путях». Проект постановления подготовлен ФАС России. По данному документу комитетом подготовлены замечания, которые легли в основу письма Ассоциации в Федеральную антимонопольную службу, Минтранс России и Минэкономразвития России. Основные замечания следующие.

1.Невозможно объединить в одном документе и по одним правилам обеспечить оказание услуг в морском порту, транспортном терминале и на внутренних водных путях. Морской порт является сложным производственным комплексом, включающим гидротехнические сооружения, якорные стоянки, средства навигационного оборудования, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, склады, иные здания, сооружения, другие объекты инфраструктуры, которые определяют технические возможности порта, а также специфику регулирования производственной деятельностью такого комплекса. Исходя из этого, невозможно по единой заявке и во временные интервалы, предусмотренные «Проектом» организовать оказание услуг по обслуживанию судов, по переработке и хранению грузов и оказание иных обычно оказываемых услуг в морском порту. Организация оказания услуг в транспортных терминалах и на внутренних водных путях также имеет свои особенности, которые невозможно учесть в одном документе. Представляется целесообразным разработать правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий для каждого вида транспорта отдельно.

2.Пункт 7 раздела II Правил «Общие принципы доступа к портовым услугам» предусматривает:

- сдачу в аренду, передачу во владение, пользование, собственность каждого причала отдельным независимым (неаффилированным между собой и с владельцами причалов и других объектов инфраструктуры) хозяйствующим субъектам, а также при согласовании сооружения новых причалов,

- аукционный (конкурсный) порядок заключения договоров аренды, пользования, доверительного управления имуществом,

Данные условия противоречат ст.31 (части 11) Федерального закона «О морских портах», поскольку данным законом предусмотрена возможность заключения договора аренды находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта заключается « без проведения конкурса с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту».

Кроме того, действующее таможенное законодательство (Таможенный кодекс), законодательство о безопасности судов и портовых средств (Международный кодекс по охране судов и портовых средств), законодательство о государственной границе (Закон о государственной границе) устанавливают определенные требования к соблюдению установленных режимов: зоны таможенного контроля, портового средства, пункта пропуска через государственную границу. Соответственно, эти требования касаются обеспечения целостности границ территории порта, поэтому условие о возможности получения одним хозяйствующим объектом в аренду (пользование) только одного гидротехнического сооружения при наличии смежных и рядом расположенных причалов, в подавляющем большинстве случаев, повлечет невозможность обеспечения соблюдения требований по режиму постоянной зоны таможенного контроля, портового средства и пункта пропуска через государственную границу.

3.Раздел III «Правил» «Порядок доступа к объектам инфраструктуры и портовым услугам» дублирует положения, предусмотренные главой 4 Федерального закона «О морских портах». Указанный закон предусматривает необходимость заключения договора перевалки груза, его основные условия, равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах, особенности регулирования правоотношений при оказании услуг в морском порту, порядок формирования тарифов на услуги в морском порту и т.п.

Минтранс России в соответствии со статьей 17 утверждает правила оказания услуг в морском порту по перевалке грузов, по обслуживанию судов, по обслуживанию пассажиров, иных обычно оказываемых в морском порту услуг. В правилах оказания услуг по перевалке грузов предусматривается механизм подачи и рассмотрения заявок на оказание услуг, регулируются технологические процессы перевалки грузов с учетом особенностей различных видов грузов, определение места приема и сдачи грузов, порядок оформления приема и сдачи грузов и другие правила. Таким образом, нет необходимости в еще одном документе, который регулировал бы правила оказания услуг в морском порту.

Содержание пунктов 11, 12 раздела III «Правил» по сути, устанавливают порядок заключения и расторжения договора, причем существенно отличного от порядка, установленного в Гражданском кодексе и противоречащего ему. Ответ на заявку, содержащую все существенные условия договора, посредством направления, подписанного портовой компанией договора, удовлетворяющего условиям заявки, исходя из положений статей 432, 433, 438, 443 Гражданского кодекса, может рассматриваться акцептом и, соответственно, заключением договора. При этом, отсутствие ответа согласно п.12 Правил, вряд ли будет иметь значение.

По нашему мнению, «Правила обеспечения доступа к услугам субъектов стественных монополий в портах, транспортных терминалах и внутренних водных путях» не могут быть приняты в представленной редакции. ФАС России занят переработкой вышеупомянутого документа. Комитет будет осуществлять контроль подготовки и прохождения проекта «Правил», т.к. они могут существенным образом влиять на организацию производственного процесса в морском порту.


Подготовка замечаний и предложений по вопросам налогового законодательства.

В 2009 году комитет рассматривал и готовил заключения и предложения по законопроектам в сфере налогообложения.

Так, был подготовлены предложения по проекту федерального закона №224549-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». В них, в частности говорится о том, что предложенная редакция законопроекта в качестве основания для направления налоговыми органами материалов в правоохранительные органы и в качестве основания для привлечения лица уголовной ответственности предусматривает:

- неисполнение требования налогового органа,

- установление факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах в решении налогового органа, вступившем в законную силу.

При этом, не учитывается возможность оспаривания налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или суд, вступившего в законную силу решения и требования налогового органа, а также не устраняется вероятность свободного толкования предполагаемого факта и размера налогового правонарушения со стороны налоговых органов. Создается ситуация, когда в отношении добросовестного налогоплательщика, оспаривающего, вступившее в законную силу решение налогового органа, могут быть применены меры уголовного преследования.

Нами даны предложения по уточнению статей законопроекта, направленные на защиту интересов добросовестного налогоплательщика.

По проекту федерального закона №223442-5 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» направлены следующие предложения.

« Законопроект лишает возможности воспользоваться правом заявительного порядка возмещения НДС большинство организаций, обращающихся в налоговые органы, т.к. трудно соответствовать критериям, изложенным в проекте. Так, операторы морских терминалов имеют право на возмещение НДС, т.к. оказывают услуги, облагаемые по «0» ставке. Вместе с тем, они не относятся к крупнейшим налогоплательщикам, а сумма дохода от реализации у большинства не превышает 5 миллиардов рублей.

Проект данного федерального закона предусматривает право налогоплательщика воспользоваться заявительным порядком возмещения сумм НДС при получении соответствующей банковской гарантии. На практике, получение банковской гарантии занимает длительный период, связано с отвлечением оборотных средств и дополнительными тратами. Для получения гарантии банк требует обеспечения в виде либо депозита, либо залога имущества. Для возврата из бюджета задолженности по налогу на добавленную стоимость, налогоплательщик вынужден отвлечь такую же сумму на обеспечение банковской гарантии и заплатить вознаграждение банку за предоставление гарантии.

Полагаем целесообразным предоставить право на возмещение НДС в заявительном порядке всем налогоплательщикам, работающим с применением налоговой ставки «0» процентов, без разделения их по предлагаемым критериям».

Были рассмотрены и другие законопроекты по внесению изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, подготовлены замечания и предложения.



Решение социальных вопросов.

По запросу Федерального агентства морского и речного транспорта подготовлена информация об обеспечении норм конвенции МОТ №152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых средствах».

Минтрансу России направлена справка о выполнении постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Направлены рекомендации стивидорным компаниям – членам ассоциации по вопросу вступления в силу и областях действия федерального соглашения по морскому транспорту на 2009-2012 годы.

В течение отчетного периода комитетом рассмотрены другие вопросы, относящиеся к его направлениям деятельности. В частности осуществлялась подготовка запросов в органы исполнительной власти по обращениям членов Ассоциации морских торговых портов.

Кроме того, при участии комитета подготовлены предложения по внесению изменений в проект «Положения о порядке свидетельствования торгово-промышленной палатой Российской Федерации обычаев морских портов», которые в основном учтены при доработке документа.



В 2010 году комитет по экономике и социальным вопросам продолжит работу в соответствии с направлениями деятельности Ассоциации и планом взаимодействия с Минтрансом России в области законотворческой деятельности.




izumzum.ru