«Особенности современного развития туристического бизнеса в Германии» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Особо охраняемые природные территории Приморского края и экологический... 1 83.41kb.
Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной... 2 964.55kb.
В курсе рассматриваются особенности развития нис юго-Восточной и... 1 57.61kb.
Интеграционные аспекты развития морских торговых портов украины 3 914.77kb.
Учреждения, организации 1 39.76kb.
Круглый стол «Возможности для развития двустороннего сотрудничества... 1 25.41kb.
Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства... 1 61.07kb.
Дни Германии в регионах России Ивановское областное отделение Российского... 1 101.3kb.
Мероприятие прошло 23 августа в бизнес-центре «Вэронд». Компетентные... 1 16.46kb.
Три столпа современного управления 1 89.37kb.
Программапсиходиагностического исследования особенностей компонентов... 3 430.66kb.
I изучение Soft-ice глава 1 1 Описание Продукта 1 65.76kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

«Особенности современного развития туристического бизнеса в Германии» - страница №1/4

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международного бизнеса


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

«Особенности современного развития туристического бизнеса в Германии»

Студентка группы № 464

Шапошникова В.Г.

Руководитель ВКР

Профессор Философова Т.Г.

Москва, 2013



Оглавление

Введение

3

ГЛАВА I. Туристический бизнес: теоретические аспекты

6

1.1. Понятия «туризм» и «туристический бизнес»

6

1.2. Классификация средств размещения

8

1.3. Понятия «туроператор» и «турагентство»

10

Выводы по главе I

11

ГЛАВА II. Туристический бизнес в Германии: текущее состояние

12

2.1. Место Германии в мировой индустрии туризма

12

2.2. Роль туристического бизнеса в экономике Германии

15

2.3. Распределение туристских потоков в Германии

18

2.4. Гостиничный бизнес в Германии

24

2.5. Туроператоры и турагентства в Германии

27

2.6. Транспортная инфраструктура в Германии

30

Выводы по главе II

31

ГЛАВА III. Проблемы и перспективы развития туристического бизнеса в Германии

33

3.1. Основные факторы развития туристического бизнеса в Германии

33

3.2. Перспективы развития туристического бизнеса в Германии

36

Выводы по главе III

41

Заключение

43

Библиография

45

Приложения

48


Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что туристический бизнес – это динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. Несмотря на значительное падение спроса на туристические услуги ввиду мирового экономического кризиса, уже в последнем квартале 2009 года Всемирной туристской организацией (World Tourism Organization, UNWTO) было зафиксировано увеличение темпов роста международных туристских прибытий1, а в 2010 году их количество превысило докризисный уровень.2 А в общей сложности в период с 2009 по 2012 год число международных прибытий возросло с 894 до 1035 млн.3 Это говорит о высокой сопротивляемости отрасли кризисным явлениям. Также это подтверждается тем, что даже в условиях экономической нестабильности в Европе в последние годы количество прибывающих в этот регион туристов постоянно увеличивается, причём порой более высокими темпами, чем этого можно было ожидать. Такая динамика спроса на эти уже зрелые туристические направления крайне благоприятна для Европы, поскольку туризм не только является источником дополнительных средств для экономики, но и способствует созданию новых рабочих мест, в том числе в смежных отраслях, таких как транспорт, торговля, строительство и индустрия общественного питания. Тесная взаимосвязь этих отраслей ещё раз доказывает исключительную значимость туристического бизнеса для всех стран вне зависимости от региона или уровня экономического развития. Данная работа будет посвящена исследованию туристического бизнеса Германии на предмет наличия сильных и слабых сторон данной отрасли с целью определения возможных действий по повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке туристических услуг. Выбор Германии объясняется высокой степенью вовлеченности этой страны в международный туристический бизнес: Германия традиционно входит в число лидирующих туристических направлений мира.1

Объектом исследования является экономика Германии.

Предмет исследования – туристический бизнес в Германии и его особенности.

Целью исследования является выявление характерных черт туристического бизнеса Германии для определения возможностей дальнейшего развития отрасли.

Для достижения поставленной цели поставлены нижеследующие задачи:



  • изучить теоретическую базу туристического бизнеса;

  • определить роль туристического бизнеса в экономике Германии;

  • выявить особенности туристического бизнеса в Германии;

  • определить основные факторы, определяющие направления развития туризма в Германии;

  • выявить проблемы индустрии туризма в Германии и возможности их решения.

В качестве основных источников статистической информации используются официальные сайты Федерального статистического ведомства Германии, доклады Ассоциации немецких туроператоров и Немецкой туристической ассоциации, а также сайты статистических ведомств отдельных федеральных земель.

Источником теоретической информации служат учебные пособия и научные статьи российских и зарубежных авторов, посвящённые туристическому бизнесу.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

  1. Туристический бизнес: теоретические аспекты

    1. Понятия «туризм» и «туристический бизнес»

Прежде чем перейти к рассмотрению такого явления как туристический бизнес необходимо в первую очередь охарактеризовать понятие «туризм».

Воспользуемся определением, данным в Международных рекомендациях по статистике туризма 2008 года, разработанных Всемирной туристской организацией и Статистическим отделом Организации Объединенных Наций совместно с рядом других международных организаций. Согласно данным рекомендациям, под туризмом понимаются путешествия внутренних, въездных или выездных посетителей. А посетитель – это, в свою очередь, «путешественник, совершающий поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами его/её обычной среды, на срок менее года с любой главной целью (деловая поездка, отдых или иная личная цель), за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения».1 При этом «посетитель (внутренний, въездной или выездной) классифицируется как турист (или ночующий посетитель), если его/ее поездка включает ночевку, или как однодневный посетитель (или экскурсант) — в прочих случаях».2 То есть, в число туристов не входят лица, не делающие ночёвок в посещаемой стране.

Также целесообразно провести различие между международным и внутренним туризмом. Международный туризм подразумевает под собой поездки с пересечением государственной границы. Международный туризм подразделяется на въездной и выездной. «Въездной туризм – это путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в стране постоянно. Выездной туризм – это путешествия лиц, постоянно проживающих в стране, но отправляющихся с какими-либо целями в другую страну».1 Внутренний туризм не связан с пересечением границы, то есть, – это путешествия постоянно проживающих в стране лиц в пределах государственных границ.

Помимо этого, необходимо ввести такие термины как «туристские прибытия» и «ночёвки». «Под количеством прибытий понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну за определенный период времени, обычно календарный год».2 Количество прибытий – это базовый показатель, характеризующий состояние туризма. Однако данные о туристских прибытиях не дают информации о продолжительности поездок. Для этого существует учёт ночёвок. «Под ночевкой понимают одни сутки, проведенные одним туристом в данной стране».3 Зная эти два показателя, можно рассчитать среднюю продолжительность пребывания посетителей, разделив количество ночёвок на количество прибытий.

Ещё одним важным понятием являются туристские расходы, которые отражают выигрыш принимающей страны от туризма в денежном выражении. «Под туристскими расходами понимается сумма, затрачиваемая на приобретение потребительских товаров и услуг, а также других ценностей для собственного пользования или передачи другим лицам при подготовке к туристской поездке и в ее ходе».4

Теперь мы подошли к понятию туристического бизнеса. Его можно определить как вид деятельности предприятий, направленный на предоставление туристам различных услуг или продажу товаров с целью получения дохода.1 Таким образом, к этой категории можно отнести следующее:



  • размещение посетителей. Эту функцию выполняют отели, гостиницы, пансионаты, молодёжные туристские базы, кемпинги, сдаваемые в наём частные квартиры и т.п.;

  • предоставление услуг общественного питания. Этим занимаются рестораны, кафе, закусочные, кафе-мороженое, столовые, также сюда относятся и кейтеринговые компании;

  • услуги туристических агентств и туроператоров;

  • пассажирские перевозки: железнодорожные, автобусные, речным и морским транспортом, посредством такси или арендованных автомобилей;

  • парки, заповедники, музеи и памятники архитектуры, спортивные сооружения и игровые клубы, парки развлечений, выставки, ярмарки, термы, и т.п. 2

Т. Крупенина даёт следующее определение туристической индустрии: «это совокупность объектов размещения, транспортных средств, предприятий питания, развлекательных, познавательных, деловых, оздоровительных, спортивных и других учреждений, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также фирм, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».3

Очевидно, что в основе туристического бизнеса лежит туризм, который стимулирует развитие предприятий различных сфер деятельности.




    1. Классификация средств размещения

В предыдущем разделе мы установили, что одной из составляющих туристического бизнеса является размещение посетителей. Данную функцию могут выполнять предприятия различных типов. Ниже представлены самые распространённые виды предприятий в гостиничном деле в Германии. Все определения представлены Немецкой Туристической Ассоциацией (Deutscher Tourismusverband e.V.).1

Отель (нем. Hotel) – это гостиничное предприятие со стойкой регистрации, ежедневной уборкой номеров, дополнительными удобствами и, по крайней мере, с одним рестораном для гостей отеля и сторонних посетителей. Минимальное количество номеров в отеле – двадцать.

Отель-гарни или гостиница типа ночлег и завтрак для постояльца (нем. Hotel garni) – это предприятие, предоставляющее услуги по размещению гостей, а также завтрак и закуски.

Сельская гостиница (нем. Gasthof) – это, как правило, предприятие общественного питания в сельской местности, которое помимо блюд и напитков предлагает комнаты для ночлега.

Пансион (нем. Pension) – это гостиничное предприятие, предлагающее гостям комнаты на срок более долгий, чем одна ночь, а также питание.

Вместе отели, отели-гарни, гостиницы и пансионы представляют собой традиционные средства размещения туристов. Но кроме них сейчас распространены и другие виды размещения, как-то: хостелы, дома отдыха, санатории и т.д.

В хостелах или молодёжных общежитиях (нем. Jugendherberge) останавливается чаще всего молодёжь на краткий срок. Питание в хостелах предназначено исключительно для гостей.

Под домами и квартирами для отдыха (нем. Ferienhaus, Ferienwohnung) понимаются отдельно стоящие дома, таунхаусы или квартиры в домах с санузлом и самообслуживанием, предназначенные для временного пребывания гостей.

В клиниках и санаториях постояльцы находятся под наблюдением медицинского персонала.

Кроме вышеперечисленного, в последнее время набирает популярность отдых на крестьянских дворах (нем. Bauernhof), то есть на сельскохозяйственных предприятиях, которые помимо своей основной деятельности предлагают возможность отдыха для гостей.

Таковы самые распространённые виды объектов размещения в Германии.


    1. Понятия «туроператор» и «турагентство»

Для целей работы нам также необходимо разграничить такие понятия как «туроператор» (нем. Reiseveranstalter) и «турагентство» или «бюро путешествий» (нем. Reisevermittler или Reisebüro).

С юридической точки зрения «туроператор – это тот, кто за общую цену предлагает пакет из, как минимум, двух туристических услуг, который он за свой счёт и под свою ответственность формирует, продвигает на рынок и реализует».1 Похожее определение даётся и в Международных рекомендациях по статистике туризма: «туроператоры — это предприятия, комбинирующие две или более туристские услуги (например, перевозки, размещение, питание, развлечения, экскурсии) и продающие их через бюро путешествий или напрямую конечным потребителям как единый продукт (называемый комплексным туром) за единую цену».2

Туристическое агентство или бюро путешествий, в свою очередь, «предлагает туристические услуги только от имени других лиц».3 ЮНВТО дополняет данное определение, указывая, что роль бюро путешествий заключается в «предоставлении информации и других услуг посетителю, и они являются посредниками при покупке некоторых услуг, хотя могут и самостоятельно оказывать дополнительные услуги, такие как сопровождение в ходе экскурсий, услуги гидов и т. д.».

Это ключевые игроки рынка туристических услуг.


Выводы по главе I

В данной главе мы установили следующее:



  • туризм – это путешествия лиц за пределы их обычной среды с любой целью кроме трудоустройства не более чем на один год;

  • различают внутренний и международный туризм;

  • количественными показателями, характеризующими состояние туризма, являются туристские прибытия и ночёвки;

  • туристический бизнес охватывает деятельность широкого круга предприятий, обслуживающих туристов, таких как туроператоры, турагенты, объекты размещения и общественного питания, транспорт и т.п.

Также мы рассмотрели основные виды предприятий в сфере размещения и установили различие между туроператорской и турагентской деятельностью.

2. Туристический бизнес в Германии: текущее состояние

2.1. Место Германии в мировой индустрии туризма

Для начала определим, какую роль ФРГ играет в мировой индустрии туризма.

На данный момент Германия является активным участником международного туризма. В 2012 году в стране было зарегистрировано 30,4 млн. международных туристских прибытий1, тогда как всего ЮНВТО насчитала 1035 млн. международных прибытий.2 То есть, на долю ФРГ пришлось 2,94% международных прибытий. Их совершили, в основном, жители европейских стран – Нидерландов, Швейцарии, Соединённого Королевства и т.д., а также подданные США. Подробнее о путешествиях иностранцев по ФРГ и о поездках резидентов Германии по своей стране будет рассказано в третьем разделе данной главы.

Для нас особый интерес представляют российские туристы. Они достаточно активно посещают Германию. В 2011 году было зафиксировано 737 тыс. прибытий из России и 1786 тыс. ночёвок.3 В 2012 году количество ночёвок возросло до 2247 тыс.4, что соответствует приросту в почти 26%. Пока Россия обеспечивает лишь 0,5% туристских прибытий в Германию и существенно отстаёт от Нидерландов (10940 тыс. ночёвок), Швейцарии (5211 тыс.) и многих других государств. Но необходимо отметить, что ни в одной из лидирующих стран-поставщиков туристов в Германию не наблюдается такого быстрого роста ночёвок. С 2010 по 2012 год число ночёвок российских туристов в Германии выросло на 51%, а туристов из Нидерландов всего на 4%, из США – на 2%.1 Это даёт повод думать, что в ближайшие годы туристы из Российской Федерации значительно увеличат своё присутствие в ФРГ.

В целом же, доходы от экспорта туристических услуг составили в 2012 году 35,1 млрд. евро (для сравнения, по информации Всемирного совета по туризму и путешествиям, поступления от международного туризма в 2012 году в США составили 175,8 млрд. долл., В Испании – 47,3 млрд. евро, во Франции – 44,9 млрд. евро).2

Но нужно отметить, что в Германии гораздо сильнее развит выездной туризм. Это подтверждается тем, что по расходам на заграничные поездки ФРГ находится на первом месте в мире.3 Немцы оставили за границей 72 млрд. евро.4 По данным Евростата, в 2011 году немцы провели за пределами ФРГ 655,6 млн. ночёвок.5 Самыми популярными направлениями для них являются Испания, Италия, Австрия и Турция. Эта четвёрка лидеров не меняется уже в течение нескольких лет. И в 2013 году ожидается, что большинство немцев, решивших провести отпуск за границей, выберут для этого европейские страны. Из них 13% отправятся в Испанию, 11,9% - в Италию, 7,9% - в Австрию, и 6,4% - в Турцию. Среди неевропейских дестинаций лидируют Соединённые Штаты (4,7% немецких туристов).6 Помимо традиционно излюбленных направлений, всё более популярными становятся поездки в отдалённые точки планеты: туроператоры отмечают повышенный интерес немцев к отдыху на островах Карибского архипелага, в Индии, на Шри-Ланке и Мальдивах, в Китае, Индонезии, Таиланде и Японии.1 Наименее востребованы страны Африки и Южной Америки.

Что касается выездного туризма в Россию, то по данным Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации, в 2012 году страну посетили 671,7 тыс. немцев, из них 375,3 тыс. сделали это с целью туризма. ФРГ находится на первом месте по числу въезжающих в РФ туристов.2 Чаще всего они посещают Санкт-Петербург и Москву. Однако немцы проявляют интерес и к другим регионам России. К примеру, в 2009 году в Улан-Удэ прошла российско-немецкая конференция «Живые озёра – 10 лет партнерства на Байкале», на которой обсуждались возможности развития экологического туризма в Байкальском регионе. В мероприятии приняли участие представители российских, немецких и монгольских некоммерческих организаций, занимающихся защитой окружающей среды, а также Федерального министерства по защите окружающей среды, охране природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ (Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit, BMU).3 Также в 2007 году состоялась конференция, посвященная вопросам российско-германского сотрудничества в сфере туризма.4 В конце июня 2013 года в рамках Германо-российского форума ожидается семинар «Туризм и аграрное хозяйство – новые импульсы для региона Алтай».1 Однако в целом сотрудничество России с Германией в области туризма пока можно охарактеризовать скорее как обмен опытом, нежели как реализацию конкретных проектов.

Итак, мы видим, что Германия сильно вовлечена в международный туризм. Граждане Германии – самые заядлые путешественники в мире. Также в ФРГ приезжает много туристов из Европы и Америки, в последние годы быстро увеличивается поток туристов из России. Иностранные туристы обеспечивают 35 млрд. евро дохода для предприятий туристического бизнеса. Для увеличения этих поступлений Германия прилагает большие усилия. Так, по итогам Всемирного экономического форума, состоявшегося в 2013 году, Германия занимает второе место из 140 по конкурентоспособности сектора путешествий и туризма после Швейцарии.2 Этот индекс конкурентоспособности составляется на основе трёх групп показателей, а именно: нормативно-правовая база туристического бизнеса, инфраструктура туризма и деловой климат в секторе, а также человеческие, культурные и природные ресурсы. Достичь второй позиции в рейтинге Германии позволили отличная транспортная инфраструктура, наличие большого числа культурно-исторических достопримечательностей, а также тот факт, что в Германии ежегодно проводятся почти 600 международных ярмарок и выставок (второе место в мире, первое у США). Сверх того, в ФРГ большое внимание уделяется вопросам экологии и устойчивого развития сектора туризма. Таким образом, можно заключить, что у Германии есть все шансы и в дальнейшем развивать туристический бизнес и привлекать туристов.



2.2. Роль туристического бизнеса в экономике Германии

Начнём с краткой характеристики экономики Германии за последнее десятилетие.

По информации Международного валютного фонда в период с 2003 по 2012 гг. ВВП Германии изменялся согласно данным таблицы в Приложении 1.

Из данных таблицы следует, что за рассматриваемый период ВВП Германии в постоянных ценах сокращался лишь однажды. Это произошло в 2009 году во время мирового финансового и экономического кризиса, который больно ударил по наиболее развитым странам. В постоянных ценах ВВП резко сократился на 122 млрд. евро. Но, несмотря на это, в целом можно сказать, что в указанный период динамика изменения реального ВВП Германии положительная. Уже в 2011 году ВВП превысил докризисный уровень, в 2012 году рост ВВП продолжился, и он составил почти 2,47 трлн. евро. По этому показателю Германия – однозначный лидер Евросоюза.

Теперь перейдём к рассмотрению структуры ВВП Германии. Получить представление об этом можно на основе информации о распределении валовой добавленной стоимости по трём секторам экономики в Приложении 2.

На долю сельского хозяйства приходится в среднем около 1% добавленной стоимости. Чуть более 30% занимает обрабатывающая промышленность. Основными отраслями в Германии являются машиностроение, электротехническая, химическая, автомобильная и каменноугольная. Особую значимость этого сектора в экономике Германии подтверждает фондовый индекс DAX, которые учитывает цены на акции крупнейших компаний страны. Из 30 компаний три представляют автомобилестроение (BMW, Daimler, Volkswagen), три – машиностроение (Siemens, MAN, ThyssenKrupp), четыре – химию и фармацевтику (BASF, Bayer, K+S, Merck). Оставшиеся 69% – это доля услуг, среди которых можно выделить торговлю, транспортные услуги, информационные и страховые услуги, а также гостиничный и ресторанный бизнес. В целом можно сказать, что Германия по структуре экономики сходна с большинством постиндустриальных стран. Подобное соотношение между секторами установилось в Германии уже более 15 лет назад и мало изменяется.

Остановимся подробнее на категории «Торговля, транспорт, гостиничный и ресторанный бизнес». На её долю приходится 16% валовой добавленной стоимости, что в абсолютном выражении составляет 378,9 млрд. евро.1 Это говорит о том, что данные отрасли вносят весомый вклад в развитие экономики страны. При этом прямой вклад отдельно туристической отрасли в валовую добавленную стоимость составил в 2010 году по оценкам Федерального министерства экономики и технологий (Bundesministerium für Wirtschaft und Technologie (BMWi)) 4,4%, что соответствует 97 млрд. евро.2 По этому показателю отрасль можно сравнить со строительством (4,3%).

Туристический бизнес также играет важную роль на рынке рабочей силы. В индустрии гостеприимства непосредственно занято 2,9 млн. человек, то есть 7% работающего населения страны.3 (Для сравнения, в строительстве занято 3%) Если добавить косвенно связанных с индустрией туризма работающих, например, занимающихся ремонтными работами в отелях или оказывающих посетителям услуги в аэропортах, то количество людей, чья работа так или иначе связана с туризмом, достигает уже 4,9 млн. человек (12% занятых). Таким образом, можно сделать вывод, что туристический бизнес – это весьма трудоёмкая отрасль. Следовательно, состояние и развитие этой отрасли оказывает ощутимый эффект на уровень занятости в стране.

Ф. Котлер отмечает также, что помимо создания рабочих мест гостиницах, ресторанах, розничных предприятиях и на транспорте, туристический бизнес способствует поддержке отдельных отраслей и профессий, таких как консультанты по эффективному менеджменту, преподаватели по учебным дисциплинам, связанным с туризмом и пр.1

Рассмотрим также и инвестиции. В 2011 году валовые капиталовложения составили 488,61 млрд. евро2, что равноценно примерно 19% ВВП. Из них на долю торговли, транспорта, гостиниц и ресторанов пришлось 58,63 млрд. евро, то есть 12% всех инвестиций в капитал, а отдельно в гостиницы и рестораны было вложено 3,13 млрд. евро, из которых 1,23 млрд. евро пришлись на инвестиции в новое строительство, а 1,9 млрд. евро – на инвестиции в оборудование и прочее. Если посмотреть на динамику этих показателей за последние несколько лет, то можно увидеть, что валовые инвестиции в гостиничный и ресторанный бизнес увеличились с 2004 года на почти 1 млрд. евро (с 2,14 до 3,13 млрд. евро). Растут инвестиции и в транспорт (с 25,53 млрд. евро в 2004 году до 37,44 в 2011), и в торговлю (с 14,60 до 18,06 млрд. евро за тот же период).3

Итак, рассмотренные данные показывают, что туристический бизнес играет важную роль как в формировании ВВП Германии, так и в обеспечении занятости населения. Капиталовложения в индустрию туризма увеличиваются, что говорит о заинтересованности инвесторов в дальнейшем развитии данной отрасли.
2.3. Распределение туристских потоков в Германии

В предыдущем разделе мы кратко охарактеризовали место туристического бизнеса в экономике Германии. Теперь остановимся более подробно на том, за счёт чего развивается данная отрасль, а именно, рассмотрим динамику туристских прибытий и ночёвок в Германии в целом и по отдельным федеральным землям. Обратимся для этого к таблице в Приложении 3.

Из данной таблицы мы видим, что за исключением 2009 года, динамика прибытий и ночёвок положительная. За последнее десятилетие количество прибытий возросло на 35,67% 1, при этом средний темп прироста составил 3,45%.2 Количество ночёвок тоже возрастает, но не такими быстрыми темпами. С 2003 по 2012 год число ночёвок возросло на 20,34% 3, что соответствует среднему темпу прироста 2,08%.4 Подобная динамика этих двух показателей свидетельствует о том, что, несмотря на увеличение числа туристских прибытий, продолжительность путешествий снижается. Убедимся в этом, рассчитав среднюю длительность туристических поездок по годам. Результаты расчётов представлены в Приложении 4.

Можно сделать вывод, что в последнее время туристы предпочитают путешествовать чаще, но зато они сокращают продолжительность своих поездок.

Помимо этого обращает на себя внимание тот факт, что среди путешествующих по Германии гораздо больше резидентов этой страны, чем иностранцев; иными словами, в стране преобладает внутренний туризм. Более точные данные – в Приложении 5.

Статистика показывает, что за последнее десятилетие доля туристских прибытий и ночёвок резидентов Германии в общем числе прибытий и ночёвок ни разу не опускалась ниже 80%. Тем не менее, хорошо прослеживается тенденция постепенного снижения этой доли, а значит, более быстрыми темпами на данный момент развивается въездной туризм. Однако в этой связи необходимо обратить внимание на данные 2009 года. В разгар международного финансового и экономического кризиса, когда люди стремились сократить расходы и признали путешествия роскошью, от которой можно отказаться, количество внутренних прибытий и ночёвок, напротив, возросло. Это доказывает, что для экономики Германии внутренний туризм является стабилизирующим фактором во время кризисных явлений.

Итак, мы рассмотрели, как количество прибытий и ночёвок распределяется между резидентами Германии и иностранцами. Теперь сосредоточимся отдельно на иностранных туристах.

По данным на 2011 год, 76% ночёвок приходится на гостей из Европы, что объясняется тем, что в этом регионе все страны расположены достаточно близко друг к другу, а, следовательно, транспортные расходы на переезды не столь велики. Больше всего туристов прибывает в Германию из Нидерландов (16,7% ночёвок), Швейцарии (7,5%), Великобритании (6,7%), Италии (5,1%), Австрии (4,8%), Франции (4,6%), Бельгии (4,3%) и Дании (4,1%).1 За пределами Европы самыми активными посетителями Германии являются американцы: они обеспечивают 7,6% ночёвок. 9,6% приходится на азиатские страны, а остальные распределяются между Африкой, Австралией и Океанией.

Так, мы получили общее представление о том, откуда туристы приезжают в Германию. Сейчас мы узнаем, куда именно они приезжают, то есть, как туристические потоки распределяются внутри страны. Для этого обратимся к диаграмме, отражающей долю каждой федеральной земли в общем количестве ночёвок (см. Приложение 6).

По диаграмме можно сразу заметить, что туристы распределяются по землям крайне неравномерно. Неоспоримым лидером в списке является Свободное государство Бавария. Столица Баварии – Мюнхен – это второй по посещаемости город Германии после Берлина.1 В этой же земле находятся такие популярные среди туристов города как Нюрнберг, Аугсбург и Вюрцбург, замок Нойшванштайн и многие другие достопримечательности. Здесь распространён отдых на озёрах, а зимой Баварские Альпы посещают любители лыжного спорта. К услугам туристов в Баварии представлены 12737 предприятий, предоставляющих услуги по размещению гостей.2 69% из них – это отели и гостиницы разных типов, а 31% - хостелы, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, реабилитационные клиники и т.п. в общей сложности эти предприятия обеспечивают 552960 спальных мест. Согласно статистике, наибольшей популярностью пользуются отели. На почти 2200 отелей, то есть 17% от общего числа предприятий, приходится 49% прибытий и 39% ночёвок.3 Коэффициент загрузки отелей составляет 45%, выше он только у клиник и реабилитационных центров (76%). Однако высокая посещаемость отелей и гостиниц компенсируется тем, что в подобных местах туристы останавливаются в среднем на более короткий срок, чем в домах отдыха, кемпингах, съёмных домах или квартирах.

За Баварией следуют с небольшой разницей сразу три федеральные земли – Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония, в каждой из которых туристы проводят более 40 млн. ночёвок. В землях зарегистрировано соответственно 69244, 52855 и 53326 предприятия, предоставляющих возможность ночлега. В процентном соотношении количество предприятий разных типов примерно такое же, как в Баварии: более 70% - это отели и гостиницы, на долю которых приходится около 80% прибытий свыше 80% прибытий и 60% ночёвок.1

С некоторым отставанием потом идёт Гессен. В 35732 гостиничных предприятиях данной земли туристы провели в 2012 году почти 30 млн. ночёвок, из них 70%, как и в предыдущих рассмотренных случаях, в гостиницах и отелях.

Далее перейдём к двум приморским землям Германии – Мекленбургу-Передней Померании и Шлезвиг-Гольштейну. В Мекленбурге-Передней Померании на декабрь 2012 года было зарегистрировано 3055 предприятий, предоставляющих ночлег путешественникам. Если посмотреть на виды этих предприятий, то можно заметить, что в этой земле они распределены не так, как в землях, перечисленных выше. Здесь 1437 отелей, гостиниц и пансионов, то есть менее половины всех предприятий.3 Зато здесь больше туристов живут в хостелах, кемпингах, домах отдыха, съёмных домах и квартирах. Кроме того, тут наблюдается и другая особенность. Для этой земли характерна крайне низкая относительно других регионов доля иностранцев в общем числе туристов. В 2012 году иностранные туристы провели в Мекленбурге-Передней Померании 917,5 тыс. ночёвок, а это лишь 3,28% от их общего числа (для сравнения: в Баварии данный показатель равен 18,2%, в Гессене – 20,78%, в Баден-Вюртемберге – 19,78%).4 То есть, эта земля является туристической дестинацией преимущественно для жителей Германии.

Схожая ситуация прослеживается и в земле Шлезвиг-Гольштейн. В 2012 году иностранцы провели здесь около 1,5 млн. ночей – это 6,29% ночёвок в этой земле.

Отдельно необходимо выделить столицу Германии – Берлин. Это, без всяких сомнений, самый посещаемый город страны, что подтверждается статистическими данными из Приложения 7.

Из таблицы мы видим, что за последние десять лет число туристских прибытий в столицу Германии увеличилось более чем в два раза, и средний темп прироста за период составил 9,03%. В Берлине наблюдалось увеличение прибытий даже во время кризиса, хоть и не такими быстрыми темпами. А в 2010 году опять продолжился активный рост.

В отличие от описанных выше Мекленбурга-Передней Померании и Шлезвиг-Гольштейна Берлин посещают много иностранцев. Из 10849 тыс. прибытий 4085 тыс., или 37,65%, совершили иностранцы.1 Их вклад в общее число ночёвок ещё значительнее – 42,54%. Абсолютное большинство гостей, как жителей Германии, так и иностранцев – свыше 80% – выбрали для размещения отели, гостиницы и пансионаты.

А в земле Рейнланд-Пфальц туристы, напротив, менее склонны останавливаться в отелях, гостиницах и пансионатах – их выбирают около 40% гостей.2

Обратимся к четырём новым федеральным землям – Саксонии, Саксонии-Ангальт, Бранденбургу и Тюрингии. Все они характеризуются невысокой долей иностранцев в числе прибывающих гостей, она варьируется от 6,12 до 9,89%. Это, скорее всего, связано с тем, что во времена существования ГДР контакт с внешним миром для этих земель был ограничен. Большинство гостей во всех четырёх землях размещается в отелях и гостиницах (от 50 до 80%).1

Перейдём к свободным городам Гамбургу и Бремену. Первый из них оказался в 2011 году на третьем месте после Берлина и Мюнхена по числу туристских прибытий, а второй – на двенадцатом.2 Оба города активно посещают иностранцы, они составляют 21% туристов в Гамбурге3 и 19% в Бремене.

Наконец осталась земля Саар. В 2012 году в Сааре была зафиксирована 781 тыс. прибытий, из них 13,74% – иностранных.

Итак, рассмотрев распределение туристических потоков внутри Германии можно заметить что, во-первых, в стране высока доля внутреннего туризма; во-вторых, существует тенденция увеличения количества поездок при сокращении их средней продолжительности; в-третьих, основными «поставщиками туристов» в Германию являются соседние страны Европы, а также США; в-четвёртых, туристы неравномерно распределяются между землями и местами размещения: в то время как в большинстве земель заметно значительное преобладание отелей и гостиниц над остальными типами размещения, на территории бывшей ГДР такая тенденция мало проявляется; и наконец, земли сильно варьируются по количеству прибытий иностранных туристов.

следующая страница >>