Основные познавательные модели изучения истории России XVIII-XX вв - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник по истории России «Конец XVI xviii век» 1 104.67kb.
Программа история России. Конец XVI – XVIII вв 1 276.66kb.
Программа по Истории России с конца XVI в по XVIII в. (7 класс) 1 293.11kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России с конца... 1 105.04kb.
Контрольная работа по дисциплине «История отечества» Тема №22 «Внешняя... 1 193.8kb.
Вопросы к экзамену. Предмет и задачи курса Отечественная История. 5 1667.59kb.
Программа по «истории Средних веков» 1 129.38kb.
Основные эпохи и стили в истории искусства, их хронологию, искусство... 2 392.47kb.
Подготовка учащихся 5-9 классов к олимпиадам по истории 1 76.87kb.
Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии 1 90.23kb.
Пётр Великий одна из наиболее ярких фигур в русской истории. 1 116.66kb.
Специфика работы с педагогически запущенными детьми 4 937.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Основные познавательные модели изучения истории России XVIII-XX вв - страница №1/3

«Основные познавательные модели изучения

истории России XVIII-XX вв.»

1. Цель дисциплин: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов-магистрантов к преподаванию предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Целью курса является формирование у обучающихся методологически целостного, историографически многогранного и исторически конкретного представления о российской цивилизации как сложной и динамичной системе, обладающей набором изменчивых характеристик и устойчивых доминант на основе различных познавательных модели изучения истории России XVIII-XX вв.

Для достижения указанной цели поставлены задачи формирования у обучающихся:

- целостного представления о философии и методологии исторической науки.

- историческая наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии.

- умения выявлять причины кризиса современной гуманитарных наук в целом и исторической науки в частности

- устойчивых знаний о характере и содержании типов научной рациональности, систем ценностей, на которые ориентируются ученые.

- ориентации на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в исторической науке, как в новое время, так и на современном этапе ее развития

- осознанного представления по проблемам методологии основных познавательных моделей изучения истории России XVIII-XX вв.

- умений анализировать спектр эпистемологических, логико-методологических и социально-культурных проблем анализа исторической науки с XVIII по XX вв. решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основные познавательные модели изучения истории России XVIII-XX вв.» относится к профессиональному циклу, входит в его базовую часть (М2. В.3.).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы бакалавриата по направлению «История».

Для освоения дисциплины «Основные познавательные модели изучения истории России XVIII-XX вв.» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России с древнейших времен до нашего времени», «Историография отечественной истории», «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «Источниковедение», «Экономическая», «Политическая» и «Социальная» истории. «Особенности историографии на рубеже веков конца XX- начала XXI вв.» «Методология истории», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов-магистрантов, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2).

профессиональными компетенциями (ПК):

  • способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

  • способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

  • умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17).

  • готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).

  • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

обобщающие выводы и оценки.



В результате изучения дисциплины студент-магистрант должен:

1) знать:

  • основные концепции и методологические принципы исторической науки;

  • основные познавательные модели изучения истории России XVIII- XX вв.;

  • ключевые и важнейшие события истории России;

  • основные даты и исторических деятелей изучаемого периода в оценках историков разных эпох;

  • знать факты, события, даты, имена в отечественной историографии и отражение этих событий в источниках и трактовку в отечественной историографии;

  • процессы развития и место истории в гуманитарном знании общества и влияние исторической науки на массовое и индивидуальное сознание личности;

  • основные этапы, особенности изучения исторического процесса в отечественной и зарубежной историографии;

2) уметь:

  • применять научную методологию к исследованию исторических проблем;

  • анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • выявлять общие черты и закономерности исторических процессов и событий в научном познании;

  • проанализировать изучаемые события с привлечением источников при опоре на достижения историографии;

  • формулировать исследовательскую проблему в рамках изучаемого объекта;

  • уметь выражать собственное отношение к вопросам исторического прошлого России ХХ века;

  • объяснять причины, особенности и результаты изменения научных парадигм в исторической науке

3) владеть:

  • основными познавательными моделями изучения истории России и применять их в самостоятельной работе с различными видами источников;

  • критическим использование достижений дореволюционной, советской и постсоветской историографии;

  • самостоятельной интерпретацией исследуемых факторов исторического процесса;

  • современным научным парадигмальным представлением об отечественной истории XVIII - ХХ века.

  • методологией междисциплинарного исследования исторических проблем;

  • технологиями научного анализа, использования и обновления знания о развитии исторических парадигм;

  • историческими понятиями и терминами.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
5. Разработчик:

АГПА, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук

Ю. А. Стецура

«Эволюция методологии исторического познания

в отечественной историографии»

1. Цель дисциплины: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов-магистрантов к преподаванию предмета «История» в общеобразовательных учреждениях.

Содержание рабочей программы дисциплины и УМК составлено с учетом полученных обучающимися знаний и навыков на предшествующем уровне профессионального образования, включающих бакалавриата и специалиста. Соответственно, определение тем занятий и направленности в их проведении предполагает углубление и расширение знаний обучающихся о современном состоянии науки и образования, а также формирование целостных представлений о существующих в данной области проблемах и возможных путях и методах их решения.

Дисциплина «Эволюция методологии исторического познания в отечественной историографии» является вариативной частью курса по выбору цикла дисциплин подготовки магистров по направлению «История». Дисциплина реализуется на историческом факультете Армавирской педагогической академии, кафедрой истории России.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратура:

Дисциплина «Эволюция методологии исторического познания в отечественной историографии» относится к профессиональному циклу, входит в его базовую часть (М1. Д.В.3.).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы бакалавриата и по направлению «История».

Для освоения дисциплины «Эволюция методологии исторического познания в отечественной историографии» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История и методология исторической науки», «История России с древнейших времен до нашего времени», «Историография отечественной истории», «Источниковедение», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин ООП и дисциплин по выбору, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять современные методы и методики исследования при решении конкретных образовательных и научно-исследовательских задач (ПК-5);

  • способностью к инновационной деятельности, умением ставить и решать перспективные научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-7);

  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
В результате изучения студент должен:

знать:

- основы истории и методологии истории;

- основные понятия по истории и методологии истории, систему методов исторического познания, отвечающая современным представлениям наук о человеке в его отношении к природе, обществу, государству и познанию;

- основные проблемы методологии истории;

- о способах построения теорий исторического процесса, о взаимообусловленности методологии и теории истории;

- теоретические (эпистемологические) основы методов исторического исследования, их развитие в системе различных философских парадигм и современные критерии и принципы применения в исторических исследованиях, основные теории исторического процесса в их взаимосвязи с различными парадигмами гуманитарного знания.

Уметь:

- творчески применять принципы методологии исторического исследования;

- выявлять эпистемологические корни современных познавательных парадигм;

- проводить анализ глобальных теорий исторического процесса;

- анализировать теоретические и конкретно исторические труды с позиций их методологии, применять научные методологические критерии, уметь логично разъяснить применяемые им методы и обосновать их научность, исследовать эпистемологические основания теорий исторического процесса.

Владеть:

- выработать навыки самостоятельной работы с научной литературой, самостоятельного осмысления и интерпретации научного текста;

- навыком самостоятельной работой с литературой по проблемам эпистемологии гуманитарного знания, самостоятельного осмысления и интерпретации философского текста; реализации системной методологии в исследовательской практике.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

5. Разработчик: АГПА, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук Ю.А. Стецура.

«История и философия исторической науки»
1. Цель дисциплины: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов-магистрантов к преподаванию предмета «История» в общеобразовательных учреждениях.

Содержание рабочей программы дисциплины и УМК составлено с учетом полученных обучающимися знаний и навыков на предшествующем уровне профессионального образования, включающих бакалавриата и специалиста. Соответственно, определение тем занятий и направленности в их проведении предполагает углубление и расширение знаний обучающихся о современном состоянии науки и образования, а также формирование целостных представлений о существующих в данной области проблемах и возможных путях и методах их решения.

Концептуальная особенность курса «история и философия исторической науки» заключается в том, что состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры. Теоретическая часть содержит введение в спектр эпистемологических, логико-методологических и социально-культурных проблем анализа науки, акцентируя особенности их звучания в историческом исследовании.

Рабочая программа «история и философия исторической науки» предполагает овладение магистрантами современными подходами познавательных моделей.



2. Место дисциплины в структуре ООП магистратура:

Дисциплина «Истории и философии науки» относится к профессиональному циклу, входит в его базовую часть (М.1.В.3.).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы бакалавриата по направлению «История».

Дисциплина «История и методология исторической науки» «История философии» является последующей для дисциплин «история России», «Историография отечественной истории», «Теория истории», «Историческая психология», «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «Источниковедение», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин ООП и дисциплин по выбору, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять современные методы и методики исследования при решении конкретных образовательных и научно-исследовательских задач (ПК-5);

  • способностью к инновационной деятельности, умением ставить и решать перспективные научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-7);

  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).


В результате изучения студент должен:

Знать:

  • основные типы естественнонаучного, технического и социально - гуманитарного знания, существовавшие в истории, их отличительные эпистемологические, логико-методологические и социокультурные характеристики;

  • Основные познавательные модели изучения истории, ключевые и важнейшие события истории России, основные даты и исторических деятелей данного периода, влияние исторических знаний на формирование исторического сознания и исторической науки;

  • понимать место истории и философии в гуманитарном знании общества и индивидуальном сознании личности;

  • знать принципы построения теории исторического процесса;

Уметь:


  • применять категориальный аппарат философии науки при анализе конкретных историко-методологических проблем;

  • формулировать исследовательскую проблему, гипотезу в рамках изучаемого объекта;

  • уметь выражать собственное отношение к теории исторического процесса

Владеть:

  • аппаратом категориальных представлений истории и философии исторической науки;

  • основными познавательными моделями изучения истории и применять их в самостоятельной работе с различными видами источников;

  • критическим использование достижений историографии, самостоятельной трактовкой исследуемых факторов исторического процесса;

  • современным научным представлением об истории человечества методами и методиками научного исследования;

  • обоснованием актуальности, теоретической и практической значимости тем исследования;

  • анализом основных проблем развития современной науки;

  • пониманием роли исторической науки в обществе, основанном на междисциплинарном подходе и научных знаниях;

  • составлением планов НИР, использования материалов курса в практических целях.


4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
5. Разработчик: АГПА, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук Ю.А. Стецура.

«Социальная история Северного Кавказа в дореволюционный период»
1. Цель дисциплины: формирование знаний о специфике исторического регионоведения и в частности социальной истории Северного Кавказа как комплексной дисциплины исторического цикла и формы общественной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Социальная история Северного Кавказа» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла магистерской подготовки (М2. ДВ 3).

Для освоения дисциплины «Социальная история Северного Кавказа» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времён до начала ХX в.)», «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «Социальная история Северного Кавказа» является необходимой для определения пространственных рамок исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях. Знания, полученные при освоении дисциплины «Социальная история Северного Кавказа», необходимы для прохождения архивной, археологической, музейной, педагогической практики.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



общекультурных (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой обще интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

профессиональных компетенций (ПК):

в области педагогической деятельности:

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

в области методической деятельности:

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- специфику исторического регионоведения;

уметь:

- анализировать различные источники;

-выявлять основные направления историко-регионоведческой деятельности государственных, научных, общественных организаций Северного Кавказа;

- использовать материал по социальной истории Северного Кавказа в преподавании предмета «История».

владеть:

- особенностями различных видов и форм организации регионоведческой работы;



- основными методическими приемами сбора и обобщения информации по истории Северного Кавказа;

  • необходимыми теоретическими знаниями для прохождения архивной, музейной, педагогической практик.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчик:

профессор кафедры истории России, доктор исторических наук Н.Н. Великая




«Методика преподавания истории на старшей ступени общего образования»
1. Цель дисциплины: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях на старшей ступени образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП (М 2. В.4.).

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Методика преподавания истории на старшей ступени общего образования», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе освоения студентами ООП предыдущего уровня (бакалавриат и специалитет), а также изучения основных дисциплин профессионального цикла магистерской программы.

Дисциплина «Методика преподавания истории на старшей ступени общего образования» является основой для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
В результате изучения студент должен:

знать:

- особенности методики обучения истории в учебных заведениях профессионального образования различных уровней;

- технологии, используемые в историческом образовании, методы, приемы и средства обучения истории;

- методические идеи ведущих специалистов в данной области;

- основы научной организации труда преподавателя истории;
уметь:

- оценивать содержание учебной дисциплины с точки зрения дидактических принципов, критериев современного состояния исторической науки;

- проводить анализ и давать обоснованную оценку программам, учебникам, пособиям, дидактическим материалам, предназначенным для обучения студентов;

- обоснованно отбирать рациональные методы и средства обу­чения истории;

- управлять самостоятельной деятельностью обучающихся;

- осуществлять диагностику достигнутых результатов обу­чения и воспитании обучающихся;



владеть:

- навыками организации учебной деятельности обучающихся и оценки ее эффективности,

- методами и средствами формирования правовых знаний и специальных умений и навыков,

- методиками правового воспитания обучающихся на основе индивидуального подхода.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики: доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук Г.А. Геворгян.
Программа педагогической практики
1. Цель педагогической практики: формирование у выпускника магистратуры системы профессиональных компетенций преподавателя вуза, подготовка магистранта к выполнению функций преподавателя и куратора студенческой группы.
2. Место педагогической практики в структуре ООП:

Педагогическая практика основывается на знаниях, умениях и навыках полученных при обучении на предшествующем уровне высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет), а также при изучении учебных дисциплин в магистратуре, предшествующих педагогической практике: «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании».

Реализация педагогической практики необходима для последующего формирования профессиональных компетенций магистрантов в учебном процессе, в том числе для овладения такими дисциплинами как «Инновационные технологии в профессиональной деятельности» и «Методика преподавания истории на старшей ступени общего образования», а также прохождения научно-методической практики.
3. Требования к результатам прохождения педагогической практики:

Процесс проведения практики направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

профессиональных компетенций (ПК):

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

В результате прохождения педагогической практики студент должен



знать:

- методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- способы применения современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

- методы использования современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- технологии формирования образовательной среды и использования своих способностей в реализации задач инновационной образовательной политики;

- способы использования индивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;

- технологии осуществления педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

- способы проектирования нового учебного содержания, технологии и конкретные методики обучения;

- методы изучения и формирования культурных потребностей и повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения;

- способы разработки стратегии просветительской деятельности;

- технологии формирования художественно-культурной среды.



уметь:

- применять методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- разрабатывать технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- реализовывать способы применения современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

- осуществлять методы использования современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- применять технологии формирования образовательной среды и использования своих способностей в реализации задач инновационной образовательной политики;

- разрабатывать способы использования индивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;

- формировать технологии осуществления педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

- реализовывать способы проектирования нового учебного содержания, технологии и конкретные методики обучения;

- применять методы изучения и формирования культурных потребностей и повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения;

- осуществлять способы разработки стратегии просветительской деятельности;.

- формировать технологии формирования художественно-культурной среды.



владеть:

- методами осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологиями осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- способами применения современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

- методами использования современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- технологиями формирования образовательной среды и использования своих способностей в реализации задач инновационной образовательной политики;

- способами использования индивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;

- технологиями осуществления педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

- способами проектирования нового учебного содержания, технологии и конкретные методики обучения;

- методами изучения и формирования культурных потребностей и повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения;

- способами разработки стратегии просветительской деятельности.
4. Общая трудоемкость педагогической практики составляет 12 зачетных единиц.
5. Разработчик:

АГПА, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук

А.А. Панарин.


Программа научно-педагогической практики
1. Цель научно-педагогической практики: формирование у выпускника магистратуры системы профессиональных компетенций преподавателя вуза, связанных со способностями реализации современных методик и технологий организации образовательного процесса, инновационной образовательной деятельности, самостоятельного проектирования нового учебного содержания и различных видов контрольно-измерительных материалов.
2. Место научно-педагогической практики в структуре ООП:

Научно-педагогическая практика основывается на знаниях, умениях и навыках полученных при обучении на предшествующем уровне высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет), а также при изучении учебных дисциплин в магистратуре, предшествующих педагогической практике: «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании».

Реализация научно-педагогической практики необходима для последующего формирования профессиональных компетенций магистрантов в учебном процессе, в том числе для овладения такими дисциплинами как «Инновационные технологии в профессиональной деятельности» и «Методика преподавания истории на старшей ступени общего образования», а также прохождения научно-исследовательской практики.
3. Требования к результатам прохождения научно-педагогической практики:

Процесс проведения практики направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

профессиональных компетенций (ПК):

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8).

В результате прохождения научно-педагогической практики студент должен

знать:

- методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- способы применения современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

- методы использования современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- технологии формирования образовательной среды и использования своих способностей в реализации задач инновационной образовательной политики;

- методы руководства исследовательской работой обучающихся;

- технологии анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- способами разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов.

уметь:

- применять методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- разрабатывать технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- реализовывать способы применения современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

- осуществлять методы использования современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- применять технологии формирования образовательной среды и использования своих способностей в реализации задач инновационной образовательной политики;

- реализовывать методы руководства исследовательской работой обучающихся;

- применять технологии анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- осуществлять способы разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов.

владеть:

- методами осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологиями осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- способами применения современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

- методами использования современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- технологиями формирования образовательной среды и использования своих способностей в реализации задач инновационной образовательной политики;

- методами руководства исследовательской работой обучающихся;

- технологиями анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- способами разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов.
4. Общая трудоемкость научно-педагогической практики составляет 15 зачетных единиц.
5. Разработчик:

АГПА, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук

А.А. Панарин.

Программа научно-исследовательской практики
1. Цель научно-исследовательской практики: повышение квалификации магистранта; закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом; развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы; получение навыков проведения научно-исследовательских работ; знакомство с циклом и порядком проведения научно-исследовательских работ; использование результатов научно-исследовательских работ для уточнения темы диссертационного исследования и собственно выполнения диссертационного исследования.
2. Место научно-исследовательской практики в структуре ООП:

Научно-исследовательская практика основывается на знаниях, умениях и навыках полученных при обучении на предшествующем уровне высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет), в ходе прохождения в магистратуре научно-педагогической практики, а также при изучении следующих учебных дисциплин в магистратуре, предшествующих научно-исследовательской практике: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Современные образовательные парадигмы в исторической науке», «Эволюция методологии исторического познания в отечественной историографии».

Реализация научно-исследовательской практики необходима для последующего формирования профессиональных компетенций магистрантов в учебном процессе, в том числе для овладения такой дисциплиной как «Методология исторических исследований при подготовке магистерских диссертаций», овладения навыками самостоятельного планирования и проведения научных исследований, а также непосредственной подготовки магистерской диссертации.
3. Требования к результатам прохождения научно-исследовательской практики:

Процесс проведения практики направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

профессиональных компетенций (ПК):

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11).

В результате прохождения научно-исследовательской практики студент должен

знать:

- методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- методы руководства исследовательской работой обучающихся;

- технологии анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- способы использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;

- технологии самостоятельного осуществления научного исследования с использованием современных методов науки;

- способы изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- технологии исследования, проектирования, организации и оценивания реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

уметь:

- применять методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- разрабатывать технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- реализовывать методы руководства исследовательской работой обучающихся;

- применять технологии анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- разрабатывать способы использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;

- реализовывать технологии самостоятельного осуществления научного исследования с использованием современных методов науки;

- применять способы изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- реализовывать технологии исследования, проектирования, организации и оценивания реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

владеть:

- методами осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологиями осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- методами руководства исследовательской работой обучающихся;

- технологиями анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- способами использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;

- технологиями самостоятельного осуществления научного исследования с использованием современных методов науки;

- способами изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- технологиями исследования, проектирования, организации и оценивания реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.
4. Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 9 зачетных единиц.
5. Разработчик:

АГПА, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук

А.А. Панарин.

Программа научно-исследовательской работы
1. Цель научно-исследовательской работы: формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» и ООП «Социально-историческое образование». Результатом НИРМ является написание и защита магистерской диссертации.
2. Место научно-исследовательской работы в структуре ООП:

Научно-исследовательская работа магистрантов основывается на знаниях, умениях и навыках полученных при обучении на предшествующем уровне высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет), в ходе прохождения в магистратуре научно-педагогической и научно-исследовательской практики, а также при изучении следующих учебных дисциплин в магистратуре, предшествующих научно-исследовательской работе: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Современные образовательные парадигмы в исторической науке», «Эволюция методологии исторического познания в отечественной историографии», «Методология исторических исследований при подготовке магистерских диссертаций». Осуществление научно-исследовательской работы необходимо для овладения навыками самостоятельного планирования и проведения научных исследований, а также непосредственной подготовки магистерской диссертации.


3. Требования к результатам прохождения научно-исследовательской практики:

Процесс осуществления научно-исследовательской работы направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

профессиональных компетенций (ПК):

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11).

В результате осуществления научно-исследовательской работы студент должен

знать:

- методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- методы руководства исследовательской работой обучающихся;

- технологии анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- способы использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;

- технологии самостоятельного осуществления научного исследования с использованием современных методов науки;

- способы изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- технологии исследования, проектирования, организации и оценивания реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

уметь:

- применять методы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- разрабатывать технологии осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- реализовывать методы руководства исследовательской работой обучающихся;

- применять технологии анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- разрабатывать способы использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;

- реализовывать технологии самостоятельного осуществления научного исследования с использованием современных методов науки;

- применять способы изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- реализовывать технологии исследования, проектирования, организации и оценивания реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

владеть:

- методами осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках;

- технологиями осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- методами руководства исследовательской работой обучающихся;

- технологиями анализа результатов научных исследований и применения их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- способами использования индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;

- технологиями самостоятельного осуществления научного исследования с использованием современных методов науки;

- способами изучения состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- технологиями исследования, проектирования, организации и оценивания реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.
4. Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 14 зачетных единиц.
5. Разработчик:

АГПА, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук

А.А. Панарин.

«Инновационные процессы в образовании»
1. Цель дисциплины: Целью учебного курса «Инновационные процессы в образовании» является изучение современных явлений, тенденций и процессов исторического образования в частности и в образовании в целом, умение применять теоретические знания в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к профессиональному циклу, базовой части учебного плана. (М2.Б.1).

Опирается на результаты изучения курсов «Педагогика», «Психология», «Методика изучения предмета» на ступени бакалавриата и курсов: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования» на ступени магистратуры и является основой для изучения курсов «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Актуальные вопросы обществоведческого образования в средней школе», «Интерактивные методы в обучении гуманитарным дисциплинам».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- готовносью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием

инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
В результате изучения студент должен:
знать:

- современные тенденции развития образовательной системы;

- критерии инновационных процессов в образовании;

- принципы проектирования новых учебных программ и разработки

инновационных методик организации образовательного процесса;

- содержание понятия «инновация»;

- основные направления инновационных процессов в образовании;

- особенности практической деятельности учителя в рамках инновационной деятельности;

- труды отечественных ученых по ключевым проблемам общего и профессионального образования.
уметь:

- анализировать государственную политику в сфере образования, ориентироваться в инновационной образовательной ситуации страны и региона;

- разрабатывать стратегию инновационного поиска развивающейся школы на основе гуманистической образовательной парадигмы;

- осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;

- внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;

- выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;

- проектировать деятельность в русле инновационных процессов в образовании;

- интегрировать современные информационные, компьютерные технологии в образовательную деятельность;

- на основе научной литературы формулировать собственную исследовательскую позицию.
владеть:

- способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;

- основами построения авторской методической системы;

- технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах;

- приёмами презентации материала с использованием мультимедийных средств.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.
5. Разработчики: доцент кафедры истории России, кандидат исторических наук Г.А. Геворгян.

«История российской повседневности в советский период»
1. Цель дисциплины: формирование у студентов целостного представления о проблеме повседневности в советский период, устойчивых знаний о характере и особенностях советского образа жизни.

следующая страница >>