Основные дидактические принципы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Социология безопасности» д с. н., проф. Викторов А. Ш 4 750.98kb.
Научно-образовательный материал Организация курсов повышения квалификации... 1 132.14kb.
Земная кора, формирование рельефа и основные принципы тектоники 1 245.5kb.
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха (якутия) сокуон а о выборах... 8 2983.2kb.
1. Основные понятия. Принципы представления информации в персональном... 1 99.69kb.
Программа курса «Основы математического моделирования» 1 25.31kb.
Первый уровень освоения курса – «иметь представление о курсе», т е. 1 43.58kb.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной... 1 124.51kb.
Вопросы к зачету по курсу «Институциональная экономика» 1 60.44kb.
Основные принципы организации фармацевтической помощи населения 1 103.74kb.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной... 4 525.35kb.
Царь один александр попов! 1 50.95kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Основные дидактические принципы - страница №1/1

Тема урока: «Саморазвитие и самопознание».
Тип урока: урок-тренинг
Продолжительность: 45 минут
Уровень образования:

начальное общее образование (4 класс)


Предмет(ы): Внеклассная работа

литературное чтение, риторика, уроки психологического развития


Формы обучения: общеклассные, групповые
Основные дидактические принципы:

1. связь обучения с жизнью;

2. доступность;

3. наглядность;

4. активность,

5. самостоятельность.


Методы и приёмы: художественное слово, маркировка текста.


  • Цель: Развитие вербального мышления.

-Образовательные:

содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

создать условия для осознания и осмысления идейного содержания прозы.


-Развивающие:

содействовать развитию речевой деятельности ;

содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;

содействовать обогащению словарного запаса.


-Воспитательные:

познакомить с понятиями «саморазвитие и самопознание»

приобщать детей к чтению


ХОД УРОКА

I. Организация класса на начало урока (вводная часть)

-Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
II. ВЫЗОВ
1. Введение в тему.

- Ребята, народная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.


Упражняясь, тренируясь, человек и воспитывает у себя привычки, которые потом обеспечивают ему успех в работе, учебе, бизнесе.
Чтобы управлять собой, развитием своих позитивных и устранением негативных качеств, чтобы готовить себя к успеху в своей деятельности, надо научиться познавать себя, уметь заниматься самообразованием и самовоспитанием.

- Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

- Правильно, о саморазвитии, об успехе, о развитии личности.
2.Разминка

Задание 1. «Назови слово»

Учитель зачитывает ученикам несколько рядов из пяти слов, в каждом из которых нужно найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Суть задания - в тренировке на различение слов, очень близких по смыслу. Примерные наборы слов (выделены неподходящие слова):



Орешник, сосна, береза, липа, клен.

Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

Ручка, бумага, фломастер, кисть, карандаш.

Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.


(Принимаются любые другие обоснованные ответы детей)
Задание 2. «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)» Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.

Слова для предъявления:



Планета - Земля — небесное тело.

Природа - растения живая природа.

Мебель - стол - письменный стол.

Учебник - «Родная речь» — книга.

Многоугольник - прямоугольник — квадрат.



Трехзначное число — число - многозначное число.

Гриб — несъедобный гриб - мухомор.



Ель - хвойное дерево - дерево.

Одежда - шуба зимняя одежда.



Л.Н.Толстой — человек - писатель.
-Ребята, а вы знаете, что Лев Николаевич Толстой в шестнадцать лет составил программу саморазвития. В ней он выделил три раздела:
1. Качества ума, которые надо выработать, чтобы стать культурным человеком.
2. Качества души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой.
3. Перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя.
Затем он по пунктам расписал, что надо будет сделать для этого:
1. Надо изучить курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
4. Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.
5. Изучить историю, географию и статистику.
6. Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Получить некоторые знания в естественных науках.
11. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.
12. Преодоление вялости, инертности, пассивности путем развития воли.
13. Выработка умения понимать людей и помогать им.
14. Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражительности и лени.
15. Постоянно анализировать и оценивать свои действия и поступки.
16. Добиваться высокого качества выполняемой работы.
Составив эту программу, он неустанно следовал ей, фиксируя это в своем дневнике. Эти записи служили ему надежным самоконтролем.
А у вас, ребята, есть такая программа личного развития? Надеюсь, что сегодня нам удастся записать несколько пунктов в индивидуальную программу каждого из вас.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. ОСМЫСЛЕНИЕ

-Ребята, а сейчас я хочу познакомить вас творчеством ещё одного писателя. Его произведения интересны и поучительны, одно из них мы сегодня прочитаем и проанализируем. Почему именно этот рассказ, я думаю, что вы сами это поймёте.


1.Рассказ об авторе.
Александр Викторович Костюнин

Родился 25.08.1964 года в Карелии.

Увлечения: литературное творчество, фото и рисование.
-Как говорит сам писатель о себе; "Биография у меня короткая – две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души»", а что вы думаете о его произведении?
2.Чтение и анализ произведения Александра Викторовича Костюнина

Проповедь, воспринятая сердцем
Человек с рождения не умеет ходить. Всё больше ползком. На коленках. С чужой помощью встаёт. Смешно ковыляет, несмело передвигая ножками. Пытается при ходьбе, потеряв равновесие, найти опору: схватиться за подол, за руки, да за что придётся у самого близкого человека – мамы. Подрастая, расширяется круг общения: родственники, друзья, коллеги. И теперь в них ищешь опору.

Вот и шаг стал твёрже, увереннее, но и цели отодвинулись с привычного места ближе к горизонту. И только руки… И только руки привычно ощупывают вокруг себя пространство в поисках поддержки. Перескакивают с одной «страховки» на другую.

А ситуация «поехала» из-под контроля…

Ещё энергичнее цепляешься руками за выступы. Пальцы в кровь. Страх в Душе. (Всегда кто-то в такую минуту подбадривал, поднимал и, поддерживая, шёл рядом.) Но слишком раздвинулись горизонты избранных целей. И даже если бы кто и хотел поддержать, да как поддержать? Как?

Начала обсыпаться под ногами земля…

Крик отчаяния. Слёзы. Поздние раскаяния. (Почему я не хотел быть «как все»?) Руками бы дотянуться до людей, которые вокруг…

Но уже слишком велико пространство, разделяющее тебя и их. Рука хватается за воздух. Пусто. И человек срывается с отметки «0»… В глубину, в себя…

Страшно!


Падаешь в бездну. (Сейчас, наверное, ВСЁ!) Нет…

Пока ещё нет.


– Попробуй, преодолей земное притяжение. Расправь крылья. Приоткрой до боли стиснутые глаза. Упасть всегда успеешь.
грудью…

полной


Вдохни

Вот так.


Попробуй ещё.

Правда, здорово!

лететь…

попробуй


– Ты
– Молодец! Ну а теперь – хочешь назад, к животному состоянию? Нет?! Значит, ты стал Человеком.

Никто из людей не поможет тебе лететь к избранной цели.

Теперь они только помеха.

Сила, способная поддержать твой полёт, – от Бога. Источник этой силы – Ты сам. Внутри тебя – Царство небесное.

Открой его.

Возлюби.


А возлюбив – защищай!
3. Анализ

• Что хотел сказать нам автор в этом произведении?

• К чему нас призывает А.В. Костюнин?

• Как понимаете слова «Попробуй, преодолей земное притяжение. Расправь крылья. Приоткрой до боли стиснутые глаза. Упасть всегда успеешь».

• Какие чувства испытали при чтении?
4.Маркировка текста и выборочное чтение:

-Подчеркни красным цветом и прочитай имена прилагательные в тексте.

- Подчеркни чёрным цветом глаголы.

-Каких частей речи получилось больше? Почему?


III. Работа с таблицей
-Начните заполнять таблицу по пунктам. Возможно, именно она и станет основой программы личного развития.


Я могу!

Пока я не могу…

Хочу научиться










IV. РЕФЛЕКСИЯ




  1. Творческое задание «Солнце желаний».

Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём своё желание, чему бы он хотел научиться, какое качество хотел бы в себе воспитать. Затем ребята по очереди рассказывают о своих желаниях (рисунки-лучики крепятся на доску)


  1. Заключительное задание «Пословицы»

-Ребята, прошу вас сформулировать своими словами общий смысл пословицы «Делу время, потехе час». И в заключение нашего урока мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего занятия.

Литература:
1. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М., 1987г.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. Костюнин А. В., Сборник произведений, Петрозаводск, 2011 г.

4. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.

6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.

7. Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995
http://kostjunin.ru

www.dorogadomoj.com

www.fun-funny.ru

www.pravbeseda.ru



www.wisdoms.ru

www.aphorism.ru


izumzum.ru