Основы экономической теории - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. В. Новикова, заведующий кафедрой экономической теории, д-р экон... 1 144.96kb.
Отчасти это объясняется методологической схожестью новой институциональной... 1 69.9kb.
Программа курса «Основы теории управления» 1 152.49kb.
Основы теории второго иностранного языка 1 193.96kb.
Опыт общей теории лексикографии 2 662.03kb.
I. Общие положения Системный программист относится к категории специалистов 1 48.04kb.
Н С. Развенчание экономической теории. Голый король социальных наук. 1 28.45kb.
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни вінницька міська... 1 74.53kb.
Основные позиции к сдаче предмета экономической теории 1 382.75kb.
Курсовая работа По экономической теории Тема: «Хозяйства населения» 1 231.98kb.
Теоретико-методологические основы исследования экономической ментальности... 2 381.16kb.
Принцип работы кондиционера 1 37.92kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Основы экономической теории - страница №1/1




Основы экономической теории

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. Взаимосвязь истории экономики и экономических учений.Историю экономической науки можно рассматривать как процесс сменытеоретических представлений об окружающей действительности. Ученые пыталисьанализировать существования в их время тенденции, прогнозировать развитиесобытий, поэтому каждая теория в известной степени ограничены временнымирамками. Если тенденции меняются, то перестают быть верными выводы ипрогнозы. Кроме того, ученые, как правило, ставит перед собой задачурешения проблем, которые актуальны для них в настоящее время. Для этогосоздается методология. Если проблема теряет свою актуальность, топрименение старых методов к решению новых проблем часто не даютрезультатов. Таким образом, не одна теория не является абсолютно истинной,все они инструменты мышления, которые помогут проанализировать тот или инойаспект действительности. Только применение всех подходов в совокупностиможно полную картину. При этом необходим творческий подход, т.е. надоисходить не из абсолютной верности какой-либо теории, а из того какая изтеорий лучше подходит к данной реальности.При анализе теории и ее оценки следует иметь в виду, в какой период онавозникла. С этой точки зрения использование истории экономических ученийнеотделима от истории экономики, которою можно разделить на периоды:1. Традиционное общество.2. Первоначальное накопление капитала.3. I и II промышленные революции.4. Великая депрессия.5. НТР.Все эти события кардинально изменили экономическую реальность и всеобщество. Традиционное общество и его разложение. Первоначальное накопление капитала.Развитие экономики предполагало рост разделения труда, специализацию,внедрение нововведений, рост объема производства, увеличение разнообразиятоваров, однако, хотя этот процесс и развивался (отделение скотоводства отземледелия) тем не менее, господствовало натуральное хозяйство, а развитиюрыночных отношений мешала сама структура традиционного общества.Прикрепление крестьян к земле, барщина, цеховые ограничения в городахзатрудняли накопление капитала, расширению производства, конкуренцию,нововведение, из-за узости рынка товаров и рынка рабочей силы.В целом логика разложения традиционного общества такова: стремясь выжатьналичные деньги из крестьян, для покупки предметов роскоши и, в частности,товаров из восточных стран, феодалы стали переводить их с барщины наденежный оброк и отпускать на работу в город. В результате крестьяне началиповышать товарность своего хозяйства: росла специализация, началосьрасслоение крестьянства, часть из них богатела, и начала нанимать наемныйтруд, другая разорялась и становилась наемными работниками. Однако этотпроцесс шел медленно и историческими факторами, которые его подтолкнули,стали великие географические открытия и огораживание в Англии и буржуазнаяреволюция, которая политически закрепила отмену прежних ограничений.В 11-15 веках мировыми экономическими центрами были города северной Италии.Венеция и Генуя контролировали торговлю с востоком через средиземное море,но с конца 14 Венеция, которая разгромила Генуесский флот, монополизировалаэто. Там были накоплены значительные капиталы и уже в 14-15 веках появиласьновая форма организации труда мануфактура (в отличие от ремесла, гдеработник был универсален, мануфактура была основана на наемном труде ипредполагала разделение труда, работник выполнял одну простейшую операцию).В тоже время разделение труда само по себе вело к резкому росту егопроизводительности, из-за усовершенствования орудий труда экономия временипри смене операций к другой, роста навыка работника; к тому же разделениепроцесса изготовления на простейшие операции позволило со временем заменитьручной труд машинным.В 15 веке торговля с востоком через море было резко затруднена из-запроизвола турков, которые резко повысили пошлины, что привело кмногократному росту цен, который купцы перекладывали на потребителей, врезультате начался резкий отток к золота и серебра из Европы, нехваткасредств обращения и возник стимул для поиска других путей на восток. Нехватало средств. Возник мощный стимул для поиска новых путей в Индию.В последнее десятилетие 15в началась эпоха великих географических открытий.Возник мировой рынок, предлагающий много товаров, возникли колониальныеимперии. По решению папы весь мир был поделен по 3-му меридиану междуИспанией и Португалией. Метрополии обогащались за счет притока из колонийдрагоценных металлов, эксплуатации туземцев, неэквивалентная торговля,принудительный труд. Испания и Португалия использовали эти богатства непроизводительно, а Англия, Голландия и Франция развивали производствотоваров и посредническую торговлю. Города северной Италии потеряли ключевуюроль в европейской экономике и занялись ростовщичеством. Снизилась рольгородов Гонзайского союза.В Европе произошла революция из-за притока золота ( буржуазия усилила своюэкономическую власть за счет землевладельцев, получавших фиксированнуюренту. Зарплаты выросли, но мало. Т.е., в результате рыночные отношенияполучили толчок. Усилилось первоначальное накопление капитала в рукахкупечества и развивающейся промышленной буржуазии.В 17 веке господствующее положение в европейской экономике было иГолландии, в которой были сосредоточены Ѕ всех европейских капиталов и 75%европейского флота. Там были образцовые мануфактуры, но в основном онизанимались морскими перевозками и ростовщичеством.В конце 17 века Англия, которая сделала ставку на промышленное развитие, внаиболее резкой и жесткой форме провела первоначальное накопление капитала,оттеснила Голландию. Ключевую роль в этом сыграл Навигационный Акт(1651г.): в Англии было запрещено ввозить товары на других судах, кроме Англии итех стран, в которых товары произведены.Англия считается классической страной первоначального накопления. Когда из-за роста цен на сукно овцеводство в Англии стало выгодным, лорды провелибилль огораживание; который, вопреки прежним обычаям позволял сгонятькрестьян с земли. Освободившиеся участки сдавали крупным арендаторам подовцеводство. Массы крестьян остались без средств к существованию и быливынуждены наниматься на работу, но рабочих мест было мало. Одновременно вАнглии происходила церковная реформа, и земли монастырей сдавались подовцеводство, церкви под мануфактуры, монахов выгоняли. Все люди былипотенциальным рынком рабочей силы, так как могли жить только за счет своеготруда, и потенциальном рынком для товаров, т.к. все, что они потребляли онибыли вынуждены покупать. В результате было разрушено традиционное общество.Возникло много социальных групп наемных работников и предпринимателей.Существование мануфактур позволило широко использовать наемный труд ивнедрять машины. Первая промышленная революция.В 1733 отставание прядения от качества вызвало изобретение и внедрениепервой машины: механической прялки «Дженни». Ткачество стало отставать отпрядения ( ткацкий станок. Для производства машин не хватало метала, к томувремени в Англии на нужды металлургии израсходовали все леса, это побудилоиспользовать давно предложенную Дерги технологию производства метала накаменном угле ( развитие угольной промышленности. Для развивающейсяпромышленности, которая была еще привязана к рекам из-за использованияводяных двигателей, требовался новый источник энергии. Решением сталоизобретение паровой машины Пуатта. С резко возросшим объемом перевозоктоваров не справлялся гужевой и речной транспорт. Идея ж/д возникла изтрана (вагонеток в шахтах). В начале 19 в. был изобретен паровозСтефенсона. Затем и пароход (в США).Спрос на машины не мог быть удовлетворен, пока они производились ручнымтрудом на мануфактуре. Изобретение токарно-винторезного станка положилоначало новой отрасли - машиностроение. Когда машины стали производить спомощью машины, индустриализация Англии в ходе первой промышленнойреволюции получило свое логическое завершение. Последствия первой промышленной революции.В результате первой промышленной революции в Англии впервые в истории быласоздана фабрично-заводская промышленность, основанная на использованиимашин и наемного труда. Традиционное общество было разрушено, средниесоциальные группы ремесленники, крестьяне разорялись, не выдержавконкуренции с фабричной продукцией. Основными классами стали пролетариат,буржуазия и землевладельцы.Произошел массовый отток населения из деревни в город, из сельскогохозяйства в промышленность. Сельское хозяйство было механизировано, тамбыли крупные предприятия. К середине 19 века крестьян в Англии практическине осталось: 75% жило в городах, а Ѕ населения- занята в промышленности.Дешевые Английские товары не встречали конкуренции. Ремесленники мануфактурдругих стран разорялись, даже когда условия торговли(пошлины) были заведомоневыгодны для Англии. К середине 19 века Англия производила Ѕ всех мировойпромышленной продукции во главе колониальной империи. Англия считаласьмастерской мира. Положение пролетариата было тяжелым: рабочий день 14-16часов, никаких социальных пособий. Труд рабочего был однообразен ипримитивен, он не обладал квалификацией и был придатком машины. Этопобудило предпринимателей заменить мужской труд более дешевым женским идетским.С 1825 г.- кризисы перепроизводства, которые повторялись каждые 10-12 лет ивпоследствии приняли мировой характер. Ряд стран(в первой половине 19 века-Фр, США, в середине 19 века- Яп, Гр, в конце 19- Россия) сумели такжесовершить промышленную революцию и перейти от традиционного обществу киндустриальному. В этих странах в той или иной степени проявились те жетенденции, что и в Англии. В результате мир раскололся на ИРС иэкономически отсталые, что в то время во многом совпадало с делением наметрополии, колонии и полуколонии. Далее ряд отсталых стран смогли перейтив ИРС, но в целом пропасть между ИРС и остальным миром, технологическая иэкономическая зависимость сохранялась.Тяжелое положение пролетариата, особенно во время кризисов и массовойбезработицы, отсутствие соц гарантий ( обострение соц конфликта междупролетариатом и буржуазией, забастовки, движение луддитов, восстания,возникновение коммунистической идеологии. Меркантилисты.Меркантилизм считаются первым направлением в политэкономии. Онииспользовали впервые этот термин в 1615- Ануан Де Монкретьен- опубликовалтрактат «Политэкономия». На взгляды меркантилистов повлиял историческийпериод- первоначальное накопление капитала. В целом, они недооценивалисферу производства. Считали главной сферу обращения. Главной своей задачейсчитали разработку экономической политики, которая бы способствовалаобогащению государства. Ранние меркантилисты(до эпохи великих гео открытий)советовали: чтобы накопить в стране деньги, ограничить ввоз в странупредметов роскоши, создать благоприятные условия для купечества, поощрятьпосредническую торговлю, «портить монету». Считали, что прибыль и богатствообщества возникают из неэквивалентного обмена. Богатство страны ониассоциировали с деньгами.В эпоху великих гео открытий поздние меркантилисты пришли к выводу, чтостоимость и прибыль создаются не только в торговле, но и трудом при добычезолота и серебра и в тех отраслях, продукцию которых можно экспортировать.С одной стороны следование советам меркантилистов привело к возвышениюАнглии(навигационный акт), меркантилисты были первыми идеологамипротекционизма, с другой едва не погубили экономику Франции(министр ФранцииКольбер основал во Франции мануфактуры, чтобы производить на экспорт шелк,фарфор, но чтобы кормить рабочих добился низких цен на хлеб что привело кразорению крестьянства и восстанию). Общая характеристика классической школы.Уильям Петти 1623-1687Адам Смит 1723-1790Давид Рикардо 1772-1823Жан Батист Сей 1767-1823Томас Мальтус 1768-1834Мак-Кулах 1789-1864Сениор 1790-1864Они стремились пользуясь методом абстракции открыть объективные, т.е. независящие от людей, законы управления экономикой и обществом. Они считаликапитализм свободной конкуренции естественным порядком, самонастраивающейсясистемой с идеальными обратными связями. Фактически, они считали, что точто было до него это предыстория, состояние дикости, полнаянерациональности и предрассудков. Капитализм свободной конкуренции- вершинаразвития. Все недостатки капитализма свободной конкуренции они считалинеизбежным злом. Они жили тогда, когда последствия первой промышленнойреволюции в полной мере еще не проявились.Они считали что государство не должно вмешиваться в экономику. Рынок всерешит сам, а государство должно быть сторожем, следящим за порядком. Ониабстрагировались от национальных особенностей, национальных интересов.Выступали за свободу торговли.Критикуя меркантилистов они сделали акцент не на анализе сферы обращения, ана анализе сферы производства. В принципе все они считают, что богатствообщества создается трудом, причем в отличии от физиократов они имели ввидуне только в сельском хозяйстве, но и в производстве. Они рассматривалиполитэкономию, как науку о богатстве, и как правило выступали противпережитков традиционного общества. Вклад Смита в экономическую науку и его взгляды.Смит был типичным экономистом мануфактурного периода, он видел, чторазделение труда на мануфактуре и обменная деятельность между людьмипривели к резкому росту производительности труда. Фактически он видел всеобщество как огромную мануфактуру, в которой естественные законы свободнойконкуренции вынуждают людей участвовать в обмене и специализироваться начем-либо. Чем больше людей занято в производстве, тем богаче общество.Поэтому Смит считал землевладельцев классом, живущим за чужой счет, опредпринимателях писал, что они необходимы для организации производства инакоплении капитала. Смит- автор концепции: экономического человека,невидимая рука рынка, позитивная и нормативная экономическая наука, валовойи чистый продукт общества, исследование о природе и причинах богатстванародов. Впервые описал происхождение денег как всеобщего эквивалента,начал исследовать факторы, влияющие на ценообразование. Историческаяограниченность Смита проявилась в том, что он не признавал активной ролиденег и признавал за ними только пассивную роль средства обращения. Онсчитал, что рабочий класс никогда не сыграет ак4тивной роли в истории.Игнорировал амортизации и пытался представить стоимость, как сумму доходов. Мальтус и его взгляды.Мальтус- священник. Наиболее реакционный из всех классиков. Считаетсяавтором железного закона народонаселения, теории убывающего плодородияпочвы, разработал теорию реализации с помощью третьих лиц.Железный закон народонаселения- люди склонны к размножению, при этомнаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования варифметической, поэтому нищета не зависит от общественного строя и поэтомуединственным способом для спасения человечества является война, эпидемии ивоздержание низших классов. На деле Мальтус использовал для доказательствацифры отражающие положение в США, что было не научно, т.к. население там вомногом росло за счет миграции.Закон убывающего плодородия почвы: т.к. люди быстро размножаются, онивынуждены использовать все менее пригодные участки земли. При переходе отлучших к худшим возникает рента, т.е. избыток, а среднее плодородиеснижается ( население надо ограничивать. Железный закон народонаселения изакон убывающего плодородия почвы разделяли все классики.Теория 3-х лиц. Мальтус считал, что прибыль это просто наценка, котораяреализуется в обращение и поэтому участвует в производстве. Предпринимателии работники не могут купить товары, в которых воплощена прибыль. Чтобы небыло кризисов нужны третьи лица, которые покупают, ничего не производя,т.е. землевладельцы, монахи, солдаты. Давид Рикардо и его взгляды.Он считал главной проблемой изучение классовой структуры общества исоответствующих ей законов распределения. Критиковал Смита занепоследовательность в теории трудовой стоимости, попытался объяснить сэтой точки зрения экономические процессы, но не сумел. Пытался доказать,что рост з/п не приведет к росту цен, который определяется стоимостью.Рикардо впервые обосновал рациональность бумажных денег обеспеченныхзолотом. Выступал за свободную торговлю и роль Англии, как мастерской мира,разработал принцип сравнительных преимуществ. Впервые объяснил переливкапитала из отрасли в отрасль через кредитную сферу. Доказывал, чтоприменение машин в условиях рыночной экономики приводит к безработице. Жан Батист Сей и его взгляды.Он сильно повлиял на развитие экономической науки. Выдвинул теорию 3-хфакторов производства, в соответствие с которой эксплуатации нет, отношениемежду предпринимателем и наемным рабочим- гармоничные отношениясотрудничества, а собственники факторов производства, труда, земли икапитала получают справедливый доход, соответствующей вкладу созданиястоимости, принадлежащего им фактора. Прибыль- разновидность з/п, а (высокий уровень объясняется духом дисциплины, ответственности, энергии,которые воплощает предприниматель.Сей разработал теорию реализации: производство рыночной экономике имеетцелью обмен одних потребительских стоимостей на другие, поэтому весьпроизведенный в обществе продукт будет реализован. Сапожник тачает обувь,чтобы поменять ее путем купле продажи на штаны. Всеобщих кризисов быть неможет, могут быть только частичные несоответствия на отдельных рынках,которые рыночный механизм быстро компенсирует ( рынок совершенен игармоничен, кризисы невозможны, затруднения в реализации могут быть тольковременные и случайные.Теория 3-х факторов производства лежит в основе курса экономикс. Всеэкономисты не марксисты, вплоть до Кейнса, разделяли эту теорию Сея.Сей разработал теорию компенсации: машины вытесняют рабочих на первыхпорах, потом растет спрос на новые машины и занятость в новых отраслях,растет производительность труда. Рабочий класс со временем станет житьлучше и больше других заинтересованы в техническом прогрессе. Сей воспевалпредпринимателей и доказывал не только естественность, но гармоничность исправедливость капитализма свободной конкуренции. Социалисты-утописты.Наиболее известные: Сен-Симон, Фурье, Оуен. Социалисты-утописты критическиотносились к формирующемуся индустриальному обществу. В отличии отклассиков они считали его противоестественным, неразумным, несправедливым,подчеркивали что во время кризисов люди сидят без работы, а товарыуничтожают, чтобы поддержать цены. Заводы простаивают без заказов; одничрезмерно трудятся, другие не могут найти работу. Безработица среди мужчин,а женщины и дети трудятся. Небольшая часть общества живет в роскоши ибезделье, а основная масса в нищете. Капитализм свободной конкуренции невечен. Человечество в своем развитии проходит этапы, золотой век впереди. Вбудущем обществе все будут трудиться по единому плану, научно разработанномв интересах государства. Труд станет жизненной необходимостью, средствомсамовыражения, труд в городе и деревне, умственный и физический,участвовать в управление, общее воспитание детей. Наиболее крайний из нихРоберт Оуэн считал, что в будущем собственность будет общественной, потомучто частная собственность зло. Сен-Симон считал, что частная собственностьбудет усовершенствованна, так что станет служить общественным интересам, аруководить будут банкиры, предприниматели, купцы. Они считали что основнаяпружина развития человеческого общество- это духовное совершенствованиелюдей, улучшение законов. Чтобы перейти к совершенному обществу онирассылали проекты банкирам, государям и устраивали коммуны. Германская историческая школа.Основатель Фридрих Лист 1789-1846последователи:В. Рошер 18171894Б. Гильдебранд 1812-1878К. Книс 1821-1899В то время Германия была раздробленна на княжества, ремесленников былобольше чем рабочих, господствовало цеховое право, почти не было паровыхмашин. Германская промышленность не могла конкурировать с английской.Главной задачей, которую ставили перед собой представители историческойшколы было превратить Германию в передовую и мощную промышленную державу иизбежать революций, поскольку они считали, что любая революция несчастьедля страны. Преследуя эти цели, они подвергали критики методологиюклассиков, их идеи и выдвинули свои: 1) на основе политике свободной торговли Германия никогда не сможет развить свою промышленность, которая будут разоряться английскими товарами, необходим воспитательный протекционизм. Государство должно быть не ночным сторожем, как у классиков, а играть активную роль. Надо объединить германские княжества (+Австрия), чтобы создать достаточно емкий внутренний рынок и защитить его высокими таможенными пошлинами (автаркия (отгораживание) больших пространств). Государство должно стимулировать развитие тяжелой промышленности своими заказами на строительство ж/д и вооружения. 2) Свободная торговля ведет к доступу к более качественным товарам, но богатство страны заключается не в количестве потребительских стоимостей, а в современных заводах и квалифицированном населении (теория производительных сил) 3) Они выступали против учения Смита о производительном труде, т.к. считали необходимыми и важными для страны учителей и священников, которые воспитывают молодое население, судей, поддерживающих порядок в стране. Кроме того они критиковали Смита за то, что его теория может создать теоретическую базу для революции (эксплуатация). Между тем политэкономия перестала быть привилегией ученых, вышла на улицу и движет народными массами. Следует признать правильной теорию Сея о 3-х факторах производства и Сениора о воздержании. Без частной собственности общество было бы аморфным, а неравенство и наемный труд всегда было и будет, т.к. отражает неравенство людей и их соц уровень. 4) Теория классиков не исторична. Человечество в своем развитии проходит стадии: пастушество, земледелие, фабрично-заводское и кредитное. Остальные нации не могут перейти на высшую ступень без воспитательного протекционизма, т.к. иначе передовые нации помешают ей сделать это. 5) Они критиковали нации за космополитизм: нельзя искать одинаковых законов развития для разных народов, у всех свои традиции. 6) Они критиковали концепцию экономического человека, считая что она не абстракция, а тот тип людей, который характерен для протестантской буржуазной культуры. Кроме того политэкономия не должна быть наукой нравственной. 7) Они отрицали метод абстракции, считая, что объективные законы, существующие только в природе, поэтому они широко использовали эмпирический, т.е. описательный метод исследования. Писали работы о развитии отдельных отраслей, регионов. Фактически под политэкономией они понимали историю народного хозяйства и выработку экономической политики. Идея воспитательного протекционизма и исторической школы были использованы правительствами США, Германии и в последствии и России при графе Витте при переходе к промышленному государству, т.е. первой промышленной революции. Марксизм.Глобальной проблемой, интересовавшей Маркса, было доказательство внутреннейпротиворечивости капитализма, неизбежность революции и переход ккоммунизму. «Капитал»- главный труд, другое название «Теория прибавочнойстоимости».Доработав учение Смита «О трудовой стоимости» Карл Маркс создал свойвариант этой теории, не противоречивый(см 1 курс). Доказал неизбежностькризисов перепроизводства и, закономерность и их роль и описал фаза цикла.На основе теории прибавочной стоимости создал схему простого и расширенногопроизводства. Разработал материалистическое понимание истории и понятиенепосредственно общественного производства.Материалистическое понимание истории. История человечества это историяпоследовательного возникновения развития и гибели общественно экономическихформаций: рабовладельчество( феодализм(капитализм(коммунизм. Общественноэкономическая формация- это система, в которую входят производственныесилы: техника, люди, производственные отношения, классовая структура инадстройка: политические институты, власть, партии, идеи. Определяющимиявляются производственные силы, т.е. в обществе где ремесло и ветрянаямельница будет абсолютная монархия, феодалы и мечта крестьян о добром царе,а фабрично заводской промышленности соответствует пролетариат, буржуазия ипролетарская республика. По мере развития цивилизации технический прогрессведет к развитию производственных сил. Но этот процесс тормозят отжившиепроизводственные отношения. Но между тем в общественно общественнойформации нельзя поменять один элемент не меняя другой, необходимо изменениевсей структуры, включая отношение к собственности, политическую структуру,что , как правило не устраивает правящий эксплуататорский класс. Силой,которая подтачивает отжившую свое формацию, является борьба. Недовольствоэксплуатируемого класса рано или поздно приводит к революции, а она к сменеформации. Но не одна формация не погибнет, пока она не исчерпала всевозможности производственных сил, и какие бы цели ни ставили перед собойреволюционеры, их борьба может привести только к смене формации для которойсозрели предпосылкиС точки зрения Карла Маркса производственные силы середины 19 векапереросли узкие рамки частной собственности. Экономика созрела дляуправления ею как одной большой фабрикой по единому плану в интересахобщества.Но этому мешало господство частной собственности, кризис перепроизводства,нищета большинства населения. Разорение мелких и средних предпринимателей,ремесленников и крестьян вело к концентрации богатства и собственности вруках немногочисленной буржуазии, большинство населения становитсяпролетариатом, гнет буржуазии усиливается, классовая борьба нарастает.Пролетариат- единственный до конца революционный класс, лишенныйсобственности- должен осознать свою историческую миссию; под руководствомсвоего авангарда, революционной партии он должен совершить пролетарскуюреволюцию и впервые в истории создать общество свободное от эксплуатации.Фактически речь идет о том, чтоб вернуть людям то, что было отнято во времяпервоначального накопления капитала, но т.к. фабрично заводскуюпромышленность нельзя раздать по кускам, то вся собственность будетобщественной, все будут участвовать в труде и управлении. Вторая промышленная революция.Началась в последней трети 18 века. Резко усилился поток изобретений: ихбыло в сотни раз больше чем в 1ПР(бензиновый двигатель, дизель, самолет,автомобиль…). Новые отрасли: сталелитейная, нефтехимическая,… Началосьпромышленное использование электричества, которое сняло ограничение наразмер фабрик и заводов, т.к. паровых энергия передавалась с помощьюшатуна, а теперь с помощью провода.Новые технологии в старых отраслях были рентабельны только при огромныхразмерах предприятия. Началась концентрация производства, котораяусиливалась с каждым кризисом, что привело к распространению акционерныхобществ и монополизации экономики. Вершиной ее стало формирование трестов,которые фактически планировали производство во всей отрасли. Выросла рольбанков, началось взаимное переплетение верхушек банковских и промышленныхкапиталов. Левые восприняли формирование трестов как подтверждениеМарксистской теории, как материальную подготовку социализма.Изобретение конвейера и системы Тейлора( хронометрирование операций,производимых умелыми работниками, позволило нормировать труд на научнойоснове). Создалась иллюзия возможности центрального планирования затратживого и общественного труда. Социальные проблемы решены не были, партии IIинтернационала пользовались большой популярностью. Когда началась I мироваявойна государства воюющих стран ввели принудительную трудовую повинность,централизованное распределение многих ресурсов. Левые решили, что к 19 векукапитализм перешел к своей последней стадии- монополии(империализм), а вовремя войны- к государственно капиталистическому монополизму, когдагосударство управляет экономикой, но в интересах класса капиталистов.Пролетарская революция позволит использовать этот механизм улучшив его винтересах всего народа. Не решенность внутренних противоречий привело креволюции в России, Баварии, Венгрии, к созданию коммунистического (3)интернационала и расколу ИРС на 2 лагеря: социализма и империализма.Несмотря на принятие в конце 19 века антимонопольных законов, продолжалиформироваться тресты. Перед ВОВ возникли тресты-комбинаты, которыеобъединяли производство вертикально( уголь- руда-сталь). Экономика советского типа.Экономика советского типа- это модель, впервые возникшая в СССР и затемскопированная другими странами. В основе экономики советского типа лежалаидея Маркса о непосредственно общественном производстве, о замене рыночногомеханизма системой централизованного директивного планирования, обуправлении экономикой страны, как единой фабрикой. Теоретически такаясистема более чем рыночная приспособлена к концентрации ресурсов нарешающих направлениях. Это обусловило в дальнейшем формирование современнойфундаментальной науки, высший уровень развития ВКП, достижения в космосе ит.п. Созданная в СССР система здравоохранения и образования считалисьобразцовыми еще в начале 60-х. В экономике советского типа ответственностьфактически лежала на центре, от его способности собрать информацию, датьзадание и проконтролировать выполнение- полностью зависела эфек4тивностьсистемы. Предприятия сами по себе не были заинтересованы не в экономииресурсов, ни во внедрении новых технологий, ни в повышении качества.Система на была приспособлена для решения задач требующих гибкости иинициативы снизу. С другой стороны экономика советского типа сталарезультатом внедрения описываемой модели в стране с преимущественноаграрным населением и с преобладанием пережитков традиционного общества,что приводило к насильственному изменению социальной стороны( генетическаячистка населения по отрицательному признаку и уничтожения целых социальныхгрупп. Раскулачивание фактически прервало через 10 лет процесспервоначального накопления капитала в деревне и привело к уничтожениюнаиболее активной части крестьянства ( с/х никогда не было эффективным. Ссамого начала потребовался репрессивный аппарат и ограничение свободы. Вначале 60-х начался ввоз в страну хлеба. За счет вывоза хлеба, предметовискусства (30-е) репрессий и энтузиазма части населения была проведенаиндустриализация, в ходе которой созданы на современном для того времениуровне отрасли эпохи II промышленной революции: цветная металлургия, сталь,машиностроение. Великая депрессия и новый курс Рузвельта.В конце 20-х очередной циклический кризис в США принял огромные масштабы иперекинулся на другие ИРС. В США было 25% безработных и 3 млн заявлений обэмиграции в СССР. По всему миру действовали агенты коментерна, влияниелевых росло. В США к власти пришел Рузвельт, он выступил за сильное гос-во,гос расходов на общественные работы дал работу безработным и начал выводитьэкономику из депрессии. Проводил принудительное картелирование: госкомиссии управляли целыми отраслями, делили рынок между корпорациями,назначали цены. Он начал формирование системы национальных пособий( вокончательном виде она была сформирована в США в 60-х годах), началраспределение налогов через налоговую систему, считая, что "богатые котыдолжны поделиться с народом. Перешел от фазы подавления рабочего движения кфазе сотрудничества, запретил черные списки и преследование за профсоюзнуюдеятельность.Фактически Рузвельт начал трансформацию капитализма. Постепенно другие ИРСстали проводить подобную политику. В 1936 году возникло кейнсианство. Кейнсна основе опыта "великой депрессии" обосновал необходимость сильного гос-ва, проводящего активную антициклическую политику. С тех пор кризисовперепроизводства фактически не было. Цикличность научились смягчать.Еще долго была популярна идея планируемого капитализма. Во Фр после второймировой войны был принят пятилетний план по образцу советского. В Европебыли нацинализированны ряд отраслей: угольная и металлургия в Англиии,заводы Рено во Фр. Еще в 60-х во многих ИРС было директивное( необязательное) планирование и была модной идея конвергенции( 2 системысливаются в нечто среднее). НТР.Считается что она началась в 45 г. с изобретением первого компьютера иовладением энергией атома. НТР привела к усилению потока изобретений, роступроизводительности труда, доходов. Люди стали переходить из материальнойсферы производства в не материальную. Появилось много новых отраслей, росласфера услуг, роль науки, расширялся ассортимент товара. На смену трестовпришли конгломераты, которые не планировали производство по отраслям, адавали лишь план по прибыли. Хотя в ряде отраслей в начале их формирования( атомная, ракетная и т.п.) потребовалась помощь гос-ва в целом НТРстимулировала мелкий и средний бизнес( сфера услуг, венчурноепроизводство). В начале 50-х ИРС перешли к обществу массового потребления.Это и считается вторым этапом НТР. Изменение соц структуры, рост долиработников умственного труда, предпринимателей, рост доходов, привели ксмягчению соц противоречий в ИРС. Рост роли работника и творческий характертруда привели к развитию системы человеческих отношений на работе, участиев прибыли. Мао Цзэдун пришел к выводу что рабочий класс в развитых странахобуржуазился и куплен, а мировая революция теперь заключается в том, чтомировая деревня окружает мировой город.В конце 70-х начался 3 этап НТР( чипы биотехнологии). Были изобретеныгибкие производственные системы, которые позволили мелкому и среднемубизнесу на равных конкурировать с крупным. Начался бум мелкого и среднегопредпринимательства, но к тому времени в ИРС начался застой. Сильное гос-восозданное Рузвельтом означало бюрократию, ограничение для бизнеса, большиеналоги. Чрезмерные пособия и высокие з/п выбитые профсоюзами сковывалибизнес, сковывали бизнес, мешали его стремления инвестировать, ослаблялистимулирования работников. Рецепты Кейнса стимулировали кривую совокупногоспроса, но не стимулировали экономический рост и тех прогресс. В ИРСначалась неоконсервативная волна. К власти пришли правые политики. Онивыступили за сокращение гос вмешательства в экономику, уменьшение налогов,стимулирование предпринимательства, уменьшения пособий. В теории началосьнеокласическое возрождение, стал популярным монетаризм, но в реальностиправительства ИРС опирались на рекомендации новой школы- экономикипредложения.В результате НТР в управлении произошел переход от иерархических структуруправления к матричным, на второе место в мире вышла Яп, резко возрослароль маркетинга, возникли интеграционные группировки. Во 2 половине 20 векастала развиваться нац система органов регулирования ( ГАТТ, МВФ). Монетаризм.М. возник в начале 60-х в рамках чикагской школы. Основатель МилтонФридман. М считают главным фактором влияющим на экономику колебаниеденежной массы. Выступают за частную инициативу, рынок, против госвмешательства. Критиковали кейнсианство: когда правительство пытаетсявлиять на экономику косвенными методами, напр стимулировать во времядепрессии совокупный спрос, т.к. между принятием решения и результатомсуществует временной лаг и может получиться, что экономика уже перешла кподъему и гос-во вызовет только инфляцию, кроме того скорость обращенияденег постоянна MV=PQ.M- денежная массаV- скорость обращенияP- ценаQ- кол-во продукцииКроме того рынок сомонастраивается и автоматически экономика переходит кточке полной загрузки Qf. Как все неокласики они считали наиболеехарактерной рыночной экономики классический отрезок, поэтому увеличениеденежной массы может вести к инфляции. М советуют снижать налоги и немешать бизнесу, тогда частные инвесторы автоматически обеспечат сдвигвправо кривой совокупного предложения, а правительство должно каждый годувеличивать денежную массу на определенный %чтобы обеспечить экономикуденьгами и не допустить инфляцию и % должен быть равен среднегодовому ростуреального пр-ва. Это денежное правило Милтона Фридмана. Экономика предложения.ЭП возникла как реакция на замедление экономического роста в 70-х. Авторыначали анализировать факторы способные сдвинуть кривую совокупного спроса.Они советуют:-как все правые снижать налоги, бюрократию, не допускать раздувание системыпособий.-выступают за изменение вмешательства гос-ва которое должно стимулироватьНТП и инвестировать передовые отрасли обеспечивая стране технологическоепревосходство. Советуют обеспечить льготные налоги для передовых отраслей.Государство должно финансировать науку, образование, переквалификацию,инфраструктуру, чтобы создать условие для бизнеса. Кроме того гос-ва ИРСкак правило стремятся продвигаться к свободной торговли, но защищаетпередовые отрасли и стремится создать для них внешние рынки сбыта. Институциональное направление.Возникло в 20-х в США. Основатели- Митчел, Веблен и Коммонс. Использовалиописательный метод. Считали что для изучения общ-ва надо изучить институты(собственность, гос структуры...). исповедовали социальный дарвинизм: помере развития одни институты выживают, другие выживают видоизменяясь, 3отмирают. Критиковали капитализм, но как правило считали что изменив законыего можно улучшить. Веблен считал, что есть противоречие между индустрией ибизнесом и надеялся на то, что забастовка инженеров и техников заставитпередать им власть. Митчел разработал экономический барометр, который наоснове анализа динамических рядов показывал конъюнктуру, но кануне великойдепрессии он показал "ясно". Неолиберальное направление.Возникло в Гр после 2мв в рамках Фрайбургской школы. Основатель Ойкен. Онсчитал что все экономические системы можно разделить на тоталитарные ирыночные. Считали что государство должно поддерживать конкуренцию исохранить классовый мир, чему мешает монопольное поведение корпораций ипрофсоюзов. Государство должно выступать как судья на поле, который неиграет, а улаживает конфликты. Конфликты между трудом и капиталом должныулаживаться в рамках производственных советов, состоящих из представителейпредпринимателей, профсоюзов и государства. Государство должно поддерживатьконкуренцию, а для этого стимулировать мелкий и средний бизнес. Надо чтобырабочие получали часть акций и часть прибыли. Результатом будет стабильноеобщество и классовый мир. Социально-институциональное направление.Социально-институциональное направление возникло в 50-х как реакция на НТР.Основные представители Арон, Белл, Гелбрейт. В целом, придерживаютсятехнологического детерминизма, т.е. изменение общественных отношенийнапрямую связано с изменением в технике. Делят история человечества напериоды, считают что наиболее передовые страны стремятся кпостиндустриальному обществу. Теперь главные проблемы не те которыеописывал Карл Маркс, а приспособление к новому образу жизни, увеличившемусяпотоку информации, автоматизацию. Белл предложил новый теоретическийподход: общество можно анализировать по разным осевым признакам( оськультуры, техники и т.п.) и любой подход не хуже других. Кризис экономики советского типа.В эпоху НТР ЭСТ могла успешно развивать те отрасли, которые требовалибольшой концентрации ресурсов и находились под жестким гос контролем:фундаментальная наука, атомная промышленность, ВПК; но многие проблемыпоставленные НТР: разнообразие товаров, внедрение новых технологий вповседневную жизнь, сфера услуг, все, что требовало инициативы снизу, атакже ориентации на потребительский спрос система решать не могла. Сусложнением экономики планирование от достигнутого стало превращаться вбюрократическую процедуру. Экономика все больше приобретала затратныйхарактер, снижалось качество. Хронически убыточное с/х и непомерные военныерасходы усугубляли ситуацию. Кризис распространялся на все новые сектора. Вконце 70-х началось снижение уровня жизни. Отставание от запада,очевидность смягчения классовых противоречий в ИРС лишала системуидеологического обоснования. Кризис перекинулся на сферу морали.В 80-х, когда США начали программу "звездных войн" отставание сталопроявляться и в военной области. Необходимость реформ стала очевидна. Советская политэкономия.(п/э)Теоретической базой советской экономической науки была п/э. Макет первогоучебника п/э создававшийся в конце 40-х под руководством Сталина. Онасостояла из 2 частей: п/э капитализма и п/э социализма. В 1: конспектыработ Маркса и Энгельса, на основе которых объяснялся домонополистическийкапитализм + описание империализма( на основе работ Ленина) + описаниесовременности. Главная задача, которая ставилась авторами учебника-доказать, что тенденции и закономерности, открытые в свое время КарломМарксом, Лениным и т.п. продолжают существовать, а все новые явления 20века объявлялись либо проявлениями старых тенденций, либо не имеющимизначения. Доказывалось, что сущность капитализма не изменилась, еговнутренние противоречия обостряются, продолжается относительное иабсолютное обнищание рабочего класса, кризисы перепроизводства; новый курсРузвельта трактовался так: капитализм пытается приспособиться к новымусловиям, сдержать анархию капиталистического производства, вынужденприменять не свойственные ему меры- это с одной стороны доказательствоправоты марксизма, выступающего за плановую экономику, а с другой не можетдать результатов при частной собственности. То что цикличность быласмягчена замалчивалось. Как и реальные масштабы созданной в ИРС системыпособий, доступного уровня жизни. НТР трактовалась тенденциозно,доказывалось, что она стремится к усложнению экономики, а следовательнотребует общественной собственности и планирования, а при капитализме еюнельзя овладеть в полной мере и ее плодами пользуются корпорации вразвертывании гонки вооружений. Доказывалось, что трактовка Ленинамонополистического капитализма, как загнивающего и умирающего продолжаетоставаться верной, также как и мысль о неизбежности пролетарской революции,НТР обычно давалась в конце учебника без должного анализа. Характеристика учебника "Экономикс"(э).Э с самого начала создавался как эклектичный: из всех теорий бралисьнаиболее удачные куски так что все вопросы объяснялись с наиболее удобнойточки зрения. В современных учебниках представлены также взглядымонетаристов, экономики предложения, теории рационального ожидания.Эклектичность придает учебнику гибкость, но ему присуща и ограниченность:во всем курсе прослеживается неокласический подход. Учебник написан с точкизрения потребителя, преимуществ свободной торговли и рынка. В немоднозначно критикуется протекционизм. Там представлены взгляды историческойшколы и марксизма. Замалчивается тот факт, что индустриальное обществодолго было в кризисе, что породило эпоху революций и раскол мира на 2системы. И только новый курс Рузвельта положил начало трансформациикапитализма. А НТР за счет соц изменений и роста доходов окончательноизбавила структуру западного мира от противостояния буржуазии ипролетариата. Замалчивалось и то, что в реальности политика ИРС всегдаисходила из реальной ситуации с учетом национальных интересов, что тольковоспитательный протекционизм дал возможность США, России и Германиипровести индустриализацию. Политэкономия социализма.ИРС стремятся обеспечить себе технологическое превосходство активнопродвигая продукцию передовых отраслей в том числе вооружение на внешнихрынках и т.п.Исходным пунктом этого курса было утверждение о существовании в соц странахобщественной собственности на средства производства, которая недоказывалась, а просто принималась как аксиома. Из этого свойства выводиливсе свойства системы, в результате в учебнике анализировалось не реальноеобщество, а абстрактная схема. Тенденции которые были открыты на основеопыта I и II промышленной революции Марксом Энгельсом и Лениным принималиськак догма на все времена и стали основой экономической политики: - преимущество крупного производства перед мелким средним, - определяющий рост производства средств производства и т.п.Реальные возможности планирования на разных этапах экономики вообще необсуждалась, планирование объявлялась, планирование объявлялосьнеотъемлимым свойством и преимуществом социализма. По поводу НТРутверждалось, что только социализм позволяет полностью использовать еепреимущества в интересах народа за счет концентрации ресурсов на решающихнаправлениях и планомерного внедрения ее достижений.Еще в 80-х достижения СССР в соревновании с США показывались, какпервенство в производстве стали, цемента, комбаинов и т.п. Реформирование экономики советского типа.В середине 80-х кризис перекинулся на военные отрасли, новое руководстворешило предпринять реформы. В начале попытались улучшить функционированиестарой системы. Был объявлен курс на модернизацию и ускорение. Главная идеябыла повторить в новых условиях индустриализацию 30-х, аккумулироватьсредства, направить их в передовые отрасли, определяющие НТП и в которыхсрок ликвидировать технологического отставания от развитых стран.Необходимыми условиями этого были: подтягивание порядка, дисциплины,восстановление управляемости партийного аппарата, очистить его откоррупции, антиалкогольное законодательство, улучшить качество продукции,модернизировать структуру управления. Для этого была введены госприемка,созданы новые суперминистерства, началась борьба с нетрудовыми доходами,несунами. Через 2 года стало ясно, что эти действия безрезультатны. Дляреализации этого курса уже не было не ресурсов, ни готовности на жесткиемеры. В январе1987 на пленуме УК впервые было сказано, что экономика СССРотстала, что бюджет внутри страны держится на водке. А платежный баланс наторговле нефтью и газом. Необходимы глубокие реформы. В июне 1987 напленуме был принят проект реформы ядром которой стал закон о госпредприятии объединения. Фактически это была попытка построить рыночныйсоциализм, а применяемая схема уже использовалась в Венгрии, Китае и т.д.Главные меры реформы: переход к рыночным ценам, самостоятельностьпредприятий в выработке планов, централизация управления при сохраненииединой партийной системы и господства гос собственности. Предполагалось чторыночные цены покажут что нужно потребителям, предприятия будутпроизводить, а децентрализация предаст системе гибкость. На самом же делеполучилось- с одной стороны, предприятия не могут разориться, т.к.рассчитывают на поддержку государства, чиновники сохранили за собойвозможности вмешиваться в дела экономических агентов с помощьюнеформального влияния и телефонного права, т.к. номенклатура сохранилась.Кроме тго сохранение гос собственности и номенклатуры фактическинакладывало на государство ответственность за благополучие предприятия,занятость, уровень з/п. Предприятия и население восприняли меры реформы какизменение правил игры.| |Предприятия |Органы |население || | |управления | ||1) Свободные |1) повышают |3)фикс цены на |2)требует ||цены |цены |тов первой |повышения || |производители( |необходимости и|доходов( || |инфляция |оставляют цены |образуется || | |на предметы |спираль || | |роскоши. |з/п-цены ||2) |4) прекращают |6) вмешиваются |5) потеря ||Самостоятельнос|производить |в деят |доверя к ||ть предприятий |товары первой |предприятий в |деньгам( || |необходимости, |неформальном |бегство от || |нач дефицит |порядке( |денег( крах || | |неразбериха |денежной || | |т.к. мешает |системы. || | |развит рыноч | || | |отнош | ||3) | |7) из-зи | ||Децентрализован| |вмешательство в| ||ное управление | |деят предпр на | || | |разных уровнях(| || | |хаос, членение | || | |рынка по | || | |регионал и | || | |отраслевому | || | |принцитпу. | |Развал продолжался вплоть до августа 91 и первым решением руководства были:приостановка деятельности КПСС и легализация частной собственности. Послеэтого ЭСТ фактически потерпела крах и начался новый этап реформ. Россия в 90-х.В 1992 либерализация цен и ваучерная приватизация ( толчок развитиюрыночных отношений


izumzum.ru