Организация учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по изобразительному искусству и мировой художественн - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях... 1 28.04kb.
Основной целью данной программы является формирование художественной... 1 191.14kb.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в... 5 857.25kb.
«Организация образовательного процесса в начальной школе на основе... 1 66.98kb.
Федеральный компонент не менее 75 процентов от общего нормативного... 1 101.55kb.
Количество участников всероссийской олимпиады школьников 2009-2013 гг 20 3963.87kb.
Базовый уровень изучение мировой художественной культуры на базовом... 1 70.05kb.
Форма организации урока 1 21.71kb.
«музыкальное наследие армении» 1 341.77kb.
Публичный доклад «Функционирование и развитие мбоу сош №31 г. 10 533.19kb.
Руководитель мо заместитель Руководитель 1 159.51kb.
Одно из таких свойств, на которое современная наука обратила повышенное... 1 215.73kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Организация учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по - страница №1/1

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 1 от 20 августа 2012 г.

Зав. кафедрой __________ И. Г. Вертилецкая
Организация учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по изобразительному искусству и мировой художественной культуры в 2012-2013 учебном году

Методические рекомендации

Преподавание предметов «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» в образовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента образования и науки Кемеровской области. Необходимо обратить внимание на утвержденный федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год [11, С. 21, 45, 80]

Коллективами различных российских издательств на основе вариативных (авторских) программ разработаны и опубликованы комплекты учебников по изобразительному искусству для основной школы. В 2012-2013 учебном году утверждены девять завершенных линий «рекомендованных» учебников, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования и пять завершенных линий «рекомендованных» учебников, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (см. таблицу 1). Учебники по предмету «Искусство» представлены двумя линиями «рекомендованных» учебников и одна из них автора Даниловой Г. И. учебники «Искусство» для 5, 6 и 7-9 классов. Логическим продолжением преподавания искусства в 10-11 классах является работа по учебникам «Мировая художественная культура» этого автора. Другая авторская линия представленная интегрированным учебником «Искусство» для 8-9 классов (Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д.), может быть использована в образовательном процессе и стать завершающим звеном преподавания изобразительного искусства и музыки в основной школе. Предмет «Мировая художественная культура» представляет четыре завершенных линии «рекомендованных» учебников для 10, 11 классов (базовый уровень) и одна завершенная линия «рекомендованных» учебников «Мировая художественная культура» 10, 11 классы (профильный уровень)

Преподавание изобразительного искусства и мировой художественной культуры рекомендуется осуществлять по программе, выбранной учителем школы при наличии в школе полного учебно-методического комплекта (таблица 1).

Таблица 1



Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе

№ п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Изобразительное искусство

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования

1

Ашикова С. Г. / Под ред. Мелик-Пашаева А. А. Изобразительное искусство

1, 2, 3, 4

Издательский дом «Федоров»

2

Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство


1, 2, 3, 4

Ассоциация ХХI век

Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство

1, 2, 3, 4

Яхонт

3

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство


1, 2, 3, 4

Мнемозина

4

Кузин В. С., Кубышкина Э. Д. Изобразительное искусство


1, 2, 3

Дрофа

Кузин В. С. Изобразительное искусство


4

Дрофа

5

Куревина О. А., Ковалевская Е. Д. Изобразительное искусство


1, 2, 3, 4

Баласс

6

Неменская Л. А. / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство


1

Просвещение

Коротеева Е. И. / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство


2

Просвещение

Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство

3

Просвещение

Неменская Л. А. / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство


4

Просвещение

7

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Селиванова Т. В. Изобразительное искусство


1, 2, 3, 4

Русское слово

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство


1, 2, 3, 4

ВЕНТАНА-ГРАФ

8

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство

1, 2, 3, 4

Астрель

9

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство

1, 2, 3, 4

Просвещение

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования

1

Горяева Н. А., Островская / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство

5

Просвещение

Неменская Л. А. / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство

6

Просвещение

Питерских А. С., Гуров Г. Е. / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство

7

Просвещение

Питерских А. С. / под ред. Б. М. Неменского Изобразительное искусство

8

Просвещение

2

Ермолинская Е. А., Медкова Е. С., Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство

5, 6, 7, 8

ВЕНТАНА-ГРАФ

3

Кашекова И. Э., Кашеков А. Л. Изобразительное искусство

5, 6, 7, 8

Баласс

4

Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Изобразительное искусство

5, 6, 7, 8, 9

Дрофа

5

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А., Изобразительное искусство

5, 6, 7, 8

Просвещение

Искусство

1

Данилова Г. И. Искусство

5, 6, 7-9

Дрофа

2

Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Искусство

8-9

Просвещение

Мировая художественная культура Среднее (полное) общее образование

1

Емахонова Л. Г. Мировая художественная культура (базовый уровень)

10, 11

Академия

2

Данилова Г. И. Мировая художественная культура (базовый уровень)

10, 11

Дрофа

3

Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура (базовый уровень)

10, 11

ВЛАДОС

4

Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура (профильный уровень)

11

ВЛАДОС

5

Солодовников Ю. А. Мировая художественная культура (базовый уровень)

10, 11

Просвещение

На обязательное изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 учебный час в неделю в рамках реализации государственного образовательного стандарта, кроме этого реализация этого курса возможна при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю. При увеличении количества часов на изучение предмета предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся (за счет вариативной части, определяемой участниками образовательного процесса или за счет внеурочной деятельности). Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения [5, С. 5]. Дополнительное время может быть использовано на изучение краеведческих модулей или национально-региональный компонент вводится в контекст темы урока, или как оригинальная тема урока.

На обязательное изучение в разных учебных программах по изобразительному искусству представлены определенные темы, содержание и пути решения ключевых задач. Любая тема урока осмысливается учителем через собственное, субъективное прочтение. В условиях одного урока в неделю сложно добиться от учащихся рисунков, отличающихся оригинальностью и разнообразием сюжета. Урок ограничен темой, в рамках которой учитель предлагает практическое задание или возможные его варианты. При этом необходимо создать такие условия, при которых в ходе совместной работы школьник пройдет путь художника – от зарождения замысла рисунка до его воплощения. Для этого необходимо создавать на занятиях учебную ситуацию, при которой дети могут максимально проявить свою фантазию и воображение. Атмосфера доверия и заинтересованное общение – непременные условия занятий изобразительным творчеством. Способы вовлечения детей в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Включение игровых ситуаций, ролевых игр, музыкальных и литературных произведений придаст занятиям динамичность и обогатит фантазию ребенка, проявляющуюся в рисунке. От педагога зависит, что он подберет для своих занятий и насколько этот материал будет интересным, ярким и впечатляющим для детей. Если происходит проникновение, сопереживание, сотворчество, то у учащихся накапливается опыт и формируются умения наблюдать, анализировать, обобщать, подбирать точные слова для характеристики образов. Практическая работа является ведущей деятельностью учащихся в их художественном развитии. Практическим результатом урока является выставка-просмотр учебных и творческих работ учащихся. Систематическая организация обсуждения результатов практической деятельности поможет выявить, насколько качественно выполнены рисунки. Дети смогут овладеть техникой оценочного анализа учебной работы, что станет эффективным условием их художественного развития. Форма предъявления оценки должна соответствовать нравственным критериям общения [12, С. 192 - 196]. Оценивая работу ученика можно выделить:

– эмоциональную образность, самостоятельность и оригинальность рисунков (выбор сюжета и содержание рисунка, наблюдения и впечатления автора, его фантазии и воображение; композиция, облик персонажей или объекты изображения);

– использование художественных средств графики, живописи и других видов искусства; сознательное применение выразительных средств в учебной или творческой работе;

– умение пользоваться художественными материалами.

При планировании урока изобразительного искусства рекомендуем использовать новый вид методической документации - технологическую карту урока [1, С. 44 - 48]. Она поможет детально структурировать изучение предмета, отладить механизм целеполагания и обеспечить максимальную результативность изучения темы. В технологической карте урока описывается процесс изучения темы в соответствии с конкретными условиями преподавания. В отличие от плана-конспекта, в котором главным образом прописано содержание урока (что затрудняет его системный педагогический анализ), техкарта дает возможность максимально детализировать этапы рассматриваемой темы ещё на стадии подготовки к её изучению, оценить выбор оптимальных методов, средств и видов учебной деятельности. Разработка уроков изобразительного искусства по технологической карте поможет учителю повысить эффективность организации учебного процесса и обеспечить реализацию всех основных видов универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. При заполнении шаблона техкарты урока необходимо делать краткие и четкие формулировки. Достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования при обучении изобразительному искусству представлены в рабочих программах [4, 5, 6]. Ниже в таблице 2 предлагаем один из вариантов технологической карты и условные обозначения универсальных учебных действий (УУД) для её заполнения:



(Л) – Личностные УУД (объяснять оценки поступков, строить отношения с людьми , уважать другую культуру и т. д.);

(П) – Познавательные УУД (находить информацию, анализировать, классифицировать, сравнивать и т. д.);

(К) – Коммуникативные УУД ( излагать свое мнение, участвовать в диалоге, понимать позицию другого, работать в паре , группе и т. д.);

(Р) – Регулятивные УУД (определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень успешности достижения цели по критериям и т. д.)

Таблица 2



Технологическая карта урока изобразительного искусства

Класс

Тема

Цели для ученика


Задачи учителя

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:



Тип урока (примерные варианты)

Уроки изучения нового учебного материала;

уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.;

уроки обобщения и систематизации

комбинированные уроки;

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков



Форма урока (примерные варианты)

Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.;

уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-путешествие; интегрированные уроки; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, открытых мыслей; урок взаимообучения ит.п.


Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Зрительный ряд:

Литературный ряд:

Музыкальный ряд:

Формы контроля

Домашнее задание

Этап урока

Деятельность

учителя



Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

1. Организационный момент (1-2 мин.) (мобилизующее начало урока)


Создание художественно-эстетической среды класса; благоприятных морально-психологических условий

Характеристика видов деятельности учащихся представлено в тематическом планировании рабочих программ [4, 5, 6]

Базовый уровень - по стандарту и программе:

ученик научится…



Повышенный уровень:

ученик получит возможность научиться …



Один из примеров.

Самооценка готовности к уроку (Р)



2. Актуализация знаний (2-3 мин.)

Постановка проблемы; музыкальный эпиграф к теме или формулирование темы урока, цели







Умение определять результат, цель и способ деятельности (Р)

3. Восприятие учащимися учебного материала (5-7 мин.)

Формирование интереса к теме урока, его содержанию (акцент на главное), приобщение к художественной культуре через ознакомление с искусствоведческим материалом, терминологией, активная работа с учебными пособиями и т. п.










4. Подготовка к художественной деятельности (3-7 мин.)

Возможные варианты: обсуждение замысла, плана практической деятельности, демонстрация приемов работы и способы их фиксации, предъявление посильных требований







Представление о предметных ЗУН, необходимых для успешного выполнения задания (П)

5. Практическая работа (15-20 мин.)


Организация индивидуальной или коллективной практической работы










6. Подведение итогов художественной деятельности (2-3 мин.)

Обсуждение результатов практической деятельности, оценочные суждения учителя

оценка своей работы, оценка работы одноклассниками







7. Рефлексия деятельности на уроке (1-2 мин.)

Выяснение степени осознания изучаемого материала.










Литература

  1. Ветошкина, Ю. А. Предметно-тематические карты к урокам – новый вид методической документации. / Ю. А. Ветошкина. // Начальная школа. - 2012. - № 2. – С. 44 - 48

  2. Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: 7 – 8 кл.: метод. пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008 – 111 с.

  3. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации. / И. И. Зайцева. // Педагогическая мастерская. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 4 – 6.

  4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011. – 129 с.

  5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].– М.: Просвещение, 2011. – 129 с.

  6. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2011. – 193 с.

  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил.

  8. Логвинова, И. М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева. // Управление начальной школой. – 2011. - № 12. - С. 12 – 18.

  9. Локтева, О. Методы закрепления и контроля. / О. Локтева. // Искусство. 2011. - № 8. С. 5 – 6.

  10. Методические приемы для работы на уроке. Копилка идей. // Педагогическая мастерская. Все для учителя! Пилотный выпуск. – 2011. – С. 11 – 15.

  11. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующие в образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. // Вестник образования. - № 6. - 2012. - С. 21, 45, 80

  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / [Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др.]; под. Ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – (Стандарты второго поколения).

  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

  14. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

  15. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

  17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.

  18. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. Акад. Образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).

Методист кафедры гуманитарных В. П. Новосёлова и художественно-эстетических



дисциплин КРИПКиПРО


izumzum.ru