Организация объединенных наций - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Организация объединенных наций - страница №1/1





ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ


HSP

HSP/GC/23/2/Add.6





Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам

Distr.: General

20 December 2010


Russian

Original: English



Двадцать третья сессия

Найроби, 11-15 апреля 2011 года

Пункт 5 предварительной повестки дня*

Деятельность Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, включая вопросы координации

Деятельность Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам

Доклад Директора-исполнителя

Добавление

Совместный доклад директоров-исполнителей Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам и Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде о прогрессе, достигнутом в области городской окружающей среды за отчетный период 2009 2010 годов

Резюме

Настоящий доклад о сотрудничестве между Программой Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) и Организацией Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в период 2009-2010 годов подготовлен совместно директорами-исполнителями двух программ в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи 40/199 от 17 Декабря 1985 года и 53/242 от 28 июля 1999 года; резолюцией 15/8 Комиссии Организации Объединенных Наций по населенным пунктам от 1 мая 1995 года; резолюцией 19/4 Совета управляющих ООН-Хабитат от 7 февраля 2003 года и решениями Совета управляющих ЮНЕП 18/15 от 26 мая 1995 и 22/2 от 7 февраля 2003 года.

В настоящем докладе рассматривается прогресс, достигнутый в 2009-2010 годах в укреплении сотрудничества между двумя программами, а также приводится обзор ключевых видов деятельности, в которых происходило это сотрудничество. В частности, в докладе рассматривается рамочный механизм партнерства на период 2008-2013 годов, деятельность Совместной оперативно-координационной группы, проводящей ежемесячные совещания, на которых ЮНЕП и ООН-Хабитат координируют свое сотрудничество, а также другие формы сотрудничества на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях.


Введение

1. В 2009 и 2010 годах сотрудничество между Программой Организации Объединенных Наций (ЮНЕП) и Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) расширилось. В частности, путем принятия двухгодичных планов осуществления был организационно оформлен Рамочный механизм партнерства на период 2008-2013 годов. В текущем плане осуществления на 2010-2011 годы акцент делается главным образом на вопросе о городах и изменении климата, при этом особое внимание уделяется, во-первых, оценке воздействия изменения климата на города и, во-вторых, адаптации к нему прибрежных городов на основе экосистем, в-третьих, зданиям, жилью и строительству; и, в-четвертых, экологичному городскому транспорту.

2. ЮНЕП и ООН-Хабитат продолжают ежемесячно проводить совещания для координации своего сотрудничества в рамках Совместной оперативно-координационной группы. Группа имеет полномочия для координации Рамочного механизма партнерства и является основным средством контроля за осуществлением совместной деятельности. Кроме того, на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях осуществляются и другие формы сотрудничества.

3. В настоящем докладе дается общий обзор прогресса, достигнутого за период 2009 2010 годов в укреплении сотрудничества между двумя программами. В нем приводится также обзор ключевых видов деятельности, в которых осуществлялось такое сотрудничество.



I. Сотрудничество между Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Программой Организацией Объединенных Наций по населенным пунктам

4. История постоянного сотрудничества ООН-Хабитат и ЮНЕП, взаимодополняющих деятельность друг друга в области устойчивого развития городов и глобальной окружающей среды, охватывает более 20 лет. Основная цель сотрудничества между двумя программами заключается в том, чтобы экологические соображения находили отражение в местной, национальной и глобальной политике в области городов, чтобы городская проблематика принималась во внимание при разработке природоохранной политики на глобальном, национальном и локальном уровнях и чтобы подчеркнуть наличие связи между локальными и глобальными экологическими проблемами. Соответственно, большое значение придается необходимости включения вопросов городской экологии в работу обеих программ.

5. На базе Рамочного механизма партнерства на период 2008-2013 годов обе программы активизируют свое сотрудничество для предоставления более эффективных и широких услуг местным органам управления и национальным правительствам в области городской окружающей среды. При этом преследуется цель дать городам возможность лучше оценивать и определять порядок очередности решения локальных экологических проблем и участвовать в обсуждении экологических вопросов на национальном и глобальном уровнях, особенно в такой области, как изменение климата. Помощь странам и городам в реализации глобальных стандартов, соглашений и конвенций позволит им увязывать глобальные проблемы с локальными проблемами.

6. За отчетный период обе программы выполнили первый план осуществления совместных мероприятий на 2008-2009 и приступили к выполнению второго двухгодичного плана работы на 2010-2011 годы. В то время как первый план осуществления направлен на обеспечение городов и национальных правительств инструментами и на наращивание потенциала как в области экологического планирования и управления природопользованием, так и в деле решения экологических проблем городов в различных секторах (загрязнение воздуха, транспорт, энергетика, водоснабжение и санитария)1, текущий план работы осуществляется в рамках общей темы "Города и изменение климата". Совместная деятельность направлена на определение объемов выбросов городских парниковых газов, оценку уязвимости городов перед последствиями изменения климата и разработку инновационных механизмов адаптации, например, экосистемных услуг и смягчение последствий изменения климата на уровне города (особенно в строительстве и на транспорте).

7. Разработка среднесрочной стратегии ЮНЕП на период 2010-2013 годов и программы работы ЮНЕП на 2010-2011 велась с учетом ориентированного на конкретные результаты подхода к осуществлению, охватывающего шесть приоритетных областей2. Точно так же в среднесрочном стратегическом институциональном плане ООН-Хабитат на период 2008 2013 годов определяется шесть основных сфер деятельности3, которые уточняются на основе результатов. Совместная деятельность в рамках двух программ составляет неотъемлемую часть их соответствующих стратегий и программ работы.

8. ЮНЕП и ООН-Хабитат проводят ежемесячные совещания с целью координации своего сотрудничества в рамках Совместной оперативно-координационной группы. Группа, которой был выдан мандат на координацию разработки Рамочного механизма партнерства, является основным механизмом надзора за осуществлением совместных мероприятий. В ее состав входят сотрудники Группы по вопросам жизнеспособной Организации Объединенных Наций ЮНЕП и Сектора по городскому экологическому планированию ООН-Хабитат, а также другие сотрудники ЮНЕП и ООН-Хабитат, участвующие в работе по вопросам совместной деятельности. Стратегическое направление работы и руководящие принципы для Группы определяются заместителями директоров-исполнителей.

9. В апреле 2009 года Группа по городской окружающей среде ЮНЕП была преобразована в Группу по транспорту при Секторе энергетики Отдела технологии, промышленности и экономики ЮНЕП, но осталась в штаб-квартире ЮНЕП в Найроби. Работа по вопросам городской экологии была перенесена в сектора Отдела в Париже, и ответственность за нее была возложена на Группу по вопросам жизнеспособной Организации Объединенных Наций Сектора устойчивого потребления и производства с целью обеспечения того, чтобы она была надлежащим образом согласована с работой группы, занимающейся вопросами экологичных зданий и, в конечном счете, с целью усиления городской группы.

II. Совместная деятельность в 2009–2010 годах

А. Мероприятия

10. Совместный план осуществления на 2008-2009 годы был направлен на обеспечение городов и национальных правительств инструментами, а также на наращивание потенциала в четырех приоритетных областях: способные адаптироваться к изменению климата города Африки; Глобальный альянс по экомобильности, совершенствование стратегии регулирования твердых отходов в Найроби, а также содействие сохранению биоразнообразия и экосистем в городах. В третьем квартале 2009 года Совместная оперативно-координационная группа начала обмениваться идеями по разработке плана осуществления на двухгодичный период 2010 2011 годов. Процесс разработки опирался на три основных принципа: во-первых, необходимость проводить консультации с широким кругом секторов, подразделений и региональных бюро по всей ЮНЕП и ООН-Хабитат; во-вторых, обеспечить, чтобы совместная деятельность давала ощутимые результаты и оказывала воздействие и была полностью согласована с соответствующими программами работы, в-третьих, организовать мероприятия в рамках всеобъемлющей темы "Изменение климата и эффективность использования ресурсов".

11. В условиях непрерывного движение к урбанизации изменение климата воспринимается не только как угроза, но и как возможность для популяризации экологически чистых технологий и более компактных подходов к росту городов. Будущее сотен миллионов людей будет определяться тем, насколько быстро города будут принимать меры по смягчению последствий и адаптации в ближайшие десятилетия. Наряду с усилиями на глобальном и национальном уровнях органы местного самоуправления уже занимают лидирующие позиции в поиске локальных ответов на эти глобальные вызовы. В этой связи, план осуществления на 2010-2011 годы нацелен на решение проблем городов и изменения климата, при этом особое внимание уделяется следующим основным направлениям: оценка воздействия изменения климата на города; адаптация прибрежных городов на основе экосистем; здания, жилье и строительство, экологичный городской транспорт.

1. Оценка воздействия изменения климата на города

12. В рамках инициативы ООН-Хабитат "Города и изменение климата", реализуемой в 18 городах Африки, Азии и Латинской Америки и Карибского бассейна, и согласно докладу ЮНЕП о перспективе в области окружающей среды и изменения климата на национальном, региональном и городском уровнях обе организации тесно координируют работу над методиками оценки воздействия изменения климата и уязвимости городов. Сотрудничество осуществляется в таких областях, как участие в механизмах независимых обзоров и составление совместных докладов и оценок. Соответственно, ЮНЕП и ООН-Хабитат организовали мероприятия по координации работы на местах путем проведения совместных миссий по оценке положения, в том числе миссий в Мапуто и Дар-эс-Салам в ноябре 2009 года. Это способствовало более тщательному согласования работы обеих организаций и учету приоритетов на местах.



2. Адаптация прибрежных городов на основе экосистем в

13. Сектор морских и прибрежных экосистем Отдела ЮНЕП по осуществлению природоохранной политики работает в партнерстве с Инициативой ООН-Хабитат "Города и изменение климата" с целью разработки демонстрационных проектов по адаптации отдельных прибрежных городов в тихоокеанских малых островных развивающихся государствах на основе экосистем. В проекте используется инновационный подход, заключающийся в апробировании и приспособлении методологии адаптации на основе экосистем к городскому уровню. В его основу положены существующие оценки уязвимости города Лами на Фиджи, города Апиа в Самоа и города Порт-Вила в Вануату, при поддержке Инициативы "Города и изменение климата". Предварительные результаты показывают, что адаптация на основе экосистем имеет решающее значение для всех трех городов. ЮНЕП и ООН-Хабитат сотрудничают с органами местного самоуправления в городах тихоокеанских островов, добиваясь того, чтобы эффективные стратегии адаптации на основе экосистем включались в местные планы адаптации.



3. Задействование потенциала зданий, жилья и строительства для ослабления последствий

14. ООН-Хабитат в сотрудничестве с ЮНЕП, Фондом глобальной окружающей среды и правительствами стран-членов Восточно-Африканского сообщества (Бурунди, Кения, Объединенная Республика Танзания, Руанда и Уганда), разрабатывает программы по содействию повышению энергоэффективности зданий в Восточной Африке с целью включения мер по повышению энергоэффективности в жилищную политику и строительные нормы и правила, стандарты и практику в этом регионе. В частности, программа будет оказывать помощь национальным и местным органам власти, частному сектору и населению в деле применения практических методов повышения энергоэффективности, мер энергосбережения и возобновляемых источников энергии в зданиях, чтобы решить проблему нехватки энергии и внести вклад в смягчение последствий изменения климата путем сокращения выбросов парниковых газов.

15. ООН-Хабитат организовала 4-6 мая 2010 года в Найроби конференцию по рейтингу "зеленых" зданий в Африке. Участники конференции в целом признали модель Всемирного совета по "зеленым" зданиям в качестве пути для заинтересованных в охране окружающей среды сторон в строительном секторе страны к сотрудничеству в целях популяризации строительства более экологичных зданий, и призвали к созданию региональной сети формирующихся советов по "зеленым" зданиям в Африке. Кроме того, ЮНЕП представила основные результаты осуществления ее Инициативы по экологичным зданиям и климату.

16. В рамках Инициативы ООН-Хабитат по строительству жилья с учетом требований смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним подготовлено предварительное исследование по практике строительства экологичного жилья по доступным ценам, имевшее целью углубить понимание последствий применения такой практики для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним в развивающихся странах. В исследовании дается обзор существующих знаний, ведущих исследований, передовой практики, ключевых партнеров и научных учреждений в области строительства доступного и экологичного жилья и рационального использования земли для жилищного строительства и в заключение приводятся рекомендации для практических исследований. В рамках Инициатива по строительству жилья был также разработан стратегический документ в целях определения ключевых направлений работы, формулирования "дорожной карты" и изучения конкретных областей сотрудничества с Инициативой ЮНЕП по экологичным зданиям и климату и другими стратегическими партнерами.

17. Кроме того, признавая, что на этап эксплуатации здания приходится от 80 до 90 процентов выбросов за весь срок существования здания, в рамках Инициативы ЮНЕП по экологичным зданиям и климату в настоящее время разрабатывается общий протокол измерения углерода для измерения объемов энергопотребления и составления отчетов о выбросах парниковых газов в результате строительных работ. Он пройдет дальнейшую апробацию в городах, которые будут совместно выбраны ЮНЕП и ООН-Хабитат.

18. Наконец, в 2010 году ЮНЕП приступила к осуществлению проекта по политике в области экологичных зданий в развивающихся странах в сотрудничестве с ООН-Хабитат для оказания помощи национальным и местным органам управления в создании программной основы для популяризации методов экологичного строительства и экологичных зданий. Программные инструменты будут апробированы на местах в двух африканских городах, выбранных совместно с ООН-Хабитат.



4. Низкоуглеродные города: фактор транспорта и городского планирования

19. В области городского транспорта ООН-Хабитат тесно сотрудничает с ЮНЕП в деле завершения подготовки предлагаемого проекта по содействию решениям в области экологичного транспорта для Восточно-Африканских городов. Эта инициатива направлена на то, чтобы остановить рост числа индивидуального автотранспорта и тем самым уменьшить количество заторов в движении транспорта и выбросов парниковых газов в столицах Эфиопии, Кении и Уганды. Особое внимание уделяется подготовке предложений по ускорению движения общественного транспорта, в частности, путем внедрения систем скоростных автобусных перевозок и объединенных сетей для движения немоторизованного транспорта, а также путем регулирования спроса на перевозки и обмена знаниями в масштабах региона. ООН-Хабитат является учреждением-исполнителем этого проекта, в то время как ЮНЕП играет консультативную роль, координируя технико-экономическое обоснование внедрения экологически чистых транспортных средств и топлива в трех странах и распространяя его результаты во всем регионе.

20. Помимо этого проекта ЮНЕП и ООН-Хабитат также сотрудничает с местными партнерами, такими, как Африканская велосипедная сеть в рамках совместной деятельности по повышению осведомленности о важности совершенствования инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов в африканских городах. В соответствии с инициативой ЮНЕП "Поделись дорогой", в ходе этой деятельности популяризируется общая ключевая идея обоих учреждений: устойчивая мобильность нуждается в расширении инвестиции в инфраструктуру для комплексной системы общественного транспорта и в дорожную инфраструктуру для пешеходного и велосипедного движения.

21. Наряду с вышеуказанными основными направлениями работы, которые составляют сердцевину плана осуществления на 2010-2011годы, существует целый ряд сетей, инициатив и мероприятий по охвату населения, в которых обе организации активно объединяют свои силы. Одним из основных примеров является инициатива "Зеленая экономика", развернутая в 2008 году ЮНЕП, которая направлена на побуждение правительств и деловых кругов значительно увеличить инвестиции в окружающую среду как новый стимул для экономического роста, создания рабочих мест и уменьшения масштабов бедности в XXI веке. Концепция впоследствии была принята в 2009 году как одна из восьми приоритетных задач Комитета высокого уровня по программам и Координационного совета руководителей системы Организации Объединенных Наций, с ЮНЕП в качестве ведущего учреждения. Деятельность в рамках инициативы "Зеленая экономика" включает консультационные услуги странам, заинтересованным в экологизации своих экономик, выпуск публикаций, таких, как Green Jobs Report ("Доклад о "зеленых" рабочих местах") и побуждение партнеров обеспечить эффективную популяризацию и осуществление стратегии "зеленой" экономики. В докладе Green Economy Report ("Зеленая экономика") целая глава посвящена важной роли городов в появлении "зеленой" экономики. ООН-Хабитат внесла свой вклад в подготовку нескольких глав доклада и в настоящее время совместно с ЮНЕП изучает возможность для развертывания местных инициатив в области "зеленой" экономики.

22. Пятая сессия Всемирного форума городов состоялась 22-26 марта 2010 года в Рио де Жанейро, Бразилия. ЮНЕП оказывала поддержку ООН-Хабитат в организации сессии, на которой велся диалог высокого уровня на тему: "Устойчивая урбанизация: города в условиях изменения климата". Другие совместные мероприятия включали мероприятие по сетевому взаимодействию в рассмотрении вопроса, который можно было бы назвать "будущая защищенность" городов мира, в которых ЮНЕП и ООН-Хабитат совместно с Всемирным банком и Союзом городов ввели общий стандарт для измерения выбросов парниковых газов и представили совместную публикацию ЮНЕП/ООН-Хабитат по сточным водам. Кроме того, были проведены два совместных учебных мероприятия, одно по оценке уязвимости городов и адаптации к изменению климата и второе по планированию городов в процессе перехода к "зеленой" экономике.

23. В рамках совместной программы работы ЮНЕП и Союза городов ЮНЕП разрабатывает методологию, имеющую целью обеспечить, чтобы в политике и стратегиях, разработанных в рамках стратегий развития городов, экологические соображения учитывались с самого начала. Эта методология обеспечит набор инструментов и подходов для вовлечения и мониторинга природных ресурсов в разработку и реализацию городских стратегий и политики, включая меры по борьбе с последствиями изменения климата. ООН-Хабитат оказывает консультационную помощь в рамках этой инициативы, опираясь на свой опыт в области экологического планирования и управления природопользованием и на набор средств и инструментов, уже разработанных на основе программ по устойчивому развитию городов и местной Повестки дня на XXI век.

24. ООН-Хабитат и ЮНЕП продолжали издавать совместный электронный информационный бюллетень по городской экологии, который рассылается два раза в год сети городов и учреждений-партнеров, региональным бюро и другим заинтересованным сторонам. Издания, опубликованные за отчетный период, охватывали темы "Экологическое планирование и управление природопользованием", "Города в процессе переходе к "зеленой" экономике" и "Здания, изменение климата и города".

25. ЮНЕП и ООН-Хабитат представляли отчет о своей совместной работе на ряде мероприятий в 2009 и 2010 годах, в том числе на двадцатой сессии Совета управляющих ООН Хабитат и двадцать четвертой сессии Совета управляющих ЮНЕП, на Всемирном конгрессе Международного совета по местным экологическим инициативам (МСМЭИ), пятнадцатой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Конгрессе по жизнестойким городам МСМЭИ, в виде презентаций, организации совместных сопутствующих мероприятий и совместных выставок и других мер.



В. Основные партнерства

26. ООН-Хабитат, ЮНЕП, Всемирный банк и Союз городов объединили свои усилия в решении вопроса о городах и изменении климата. Программа совместной работы, осуществляемая тремя организациями, направлена на содействие в поиске более скоординированного и целенаправленного ответа на вопросы, стоящие перед городами, особенно в развивающихся странах. Процесс разработки глобального стандарта на выбросы парниковых газов городами начался в марте 2010 года в ходе Всемирного форума городов. Информация о базовых выбросах более чем 45 городов уже доступна. Другие запланированные мероприятия в рамках этой совместной программы работы включают подготовку документа о совместной позиции в вопросе о городах и изменении климата, согласование подходов к оценке риска для городов и создание виртуального центра знаний по городам и изменению климата.

27. Территориальный подход к изменению климата – это партнерство пяти органов Организации Объединенных Наций (Программа развития ООН, ЮНЕП, Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций, ООН-Хабитат и Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций) с субнациональными территориями и их ассоциациями. Общая цель заключается в "повышении способности быстро адаптироваться к последствиям изменения климата и сокращении выбросов углерода на субнациональных территориях, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой". В 2009 и 2010 годах среди более 100 субнациональных органов управления была проведена оценка потребностей, связанных с изменением климата. Исходя из этого был разработан пакет учебных материалов для рабочих совещаний по повышению осведомленности субнациональных органов управления в вопросах изменения климата. На сегодняшний день пакет учебных материалов был использован для подготовки около 140 представителей субнациональных органов управления на рабочих совещаниях в Албании, Мексике, Таиланде и Уганде. ООН-Хабитат поддерживала разработку учебных модулей для экспериментальной программы подготовки, координируемой ЮНЕП в сотрудничестве с Восточно-Африканской ассоциацией местных органов самоуправления, членами которой являются Бурунди, Кения, Руанда и Уганда, а также оказывала помощь в ее осуществлении.

28. ЮНЕП, ООН-Хабитат и МСМЭИ уже давно поддерживают партнерские отношения, концентрируя внимание на роли городов в решении глобальных экологических проблем. Сотрудничество ЮНЕП и ООН-Хабитат ориентировано на вопросы городов и изменения климата, а ООН-Хабитат занимается также действиями на местах по сохранению биоразнообразия. Кроме того, ЮНЕП поддерживала создание в Бонне, Германия, Центра МСМЭИ по борьбе на местах с изменением климата и составлению отчетности, с целью поддержки усилий органов местного самоуправления по содействию формированию низкоуглеродных общин в городах, посредством обмена информацией об обязательствах в отношении климата, кадастрах парниковых газов и действиях по смягчению последствий и адаптации.

29. Уже выпущен ряд совместных публикаций, в том числе руководство по инициативе МСМЭИ, касающейся действий на местах по сохранению биоразнообразия - LAB Guidebook ("Руководства по ДМБ"), – и Sustainable Urban Energy Planning ("Планирование устойчивого развития городской энергетики") – справочник для городов в развивающихся странах, совместная презентация которого, подготовленная МСМЭИ, ЮНЕП и ООН–Хабитат, состоялась на Всемирном конгрессе МСМЭИ в Эдмонтоне, Канада, в июне 2009 года. ЮНЕП и ООН-Хабитат также оказали поддержку мероприятиям и инициативам МСМЭИ, в том числе его сессиям, посвященным "дорожной карте" органов местного самоуправления в области климата, которые проводились параллельно с сессиями Конференции Сторон Рамочной конвенции об изменении климата, а также встрече на высшем уровне, проведенной в Южной Африке в июле 2009 года для подготовки к пятнадцатой сессии Конференции Сторон, которая состоится в Копенгагене. Поддержку получил также второй Всемирный конгресс по проблемам городов и адаптации к изменению климата, известный как "Конгресс по жизнестойким городам", состоявшийся в мае 2010 года в Бонне. Все эти мероприятия способствовали повышению роли органов местного самоуправления в смягчении последствий изменения климата и адаптации.

30. ООН-Хабитат и ЮНЕП сотрудничают также в ряде межучрежденческих органов Организации Объединенных Наций, таких, как ООН-Водные ресурсы, ООН-Энергия и Группа по рациональному природопользованию. В 2009 и 2010 годах сотрудничество между ООН Хабитат и ЮНЕП в рамках целевой группы ООН-Водные ресурсы по удалению сточных вод создало новые возможности для взаимодействия в борьбе со все усугубляющейся проблемой, порождаемой загрязнением водных ресурсов. Эти две организации совместно подготовили содержащий экспресс-оценку доклад по удалению сточных вод, озаглавленный Sick Water? The Central Role of Wastewater Management in Sustainable Development (“Больная вода? Центральная роль удаления сточных вод в деле устойчивого развития"), презентация которого состоялась 22 марта 2010 года в рамках празднования Всемирного дня воды в Найроби.

31. В период 2009-2010 годов ООН-Хабитат и ЮНЕП совместно выполняли роль ведущих организаций Межучрежденческого десятилетия образования в интересах устойчивого развития, и в настоящее время сотрудничают в осуществлении программы "Образование в интересах устойчивого развития в Африке", позволяющей получить степень магистра по устойчивому развитию Африки. Заведуют программой университет Кениатта и Найробийский университет при поддержке Университета Организации Объединенных Наций.

32. Кроме того, ООН-Хабитат и ЮНЕП были сопредседателями Межучрежденческой группы поддержки по вопросам коренных народов в период 2009-2010 годов. Группа была создана с целью поддержки и популяризации мандата Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов в рамках системы Организации Объединенных Наций и в расширяющейся системе межправительственных организаций. Благодаря этой договоренности о сопредседательстве обе программы смогли укрепить свои взаимосвязи, активизировать совместную деятельности и соответствующие собственные усилия в поддержку коренных народов и подчеркнуть, что они придают большое значение этим вопросам.

33. ЮНЕП и ООН-Хабитат взяли на себя задачу осуществлять стратегию нейтрализации климатического воздействия Организации Объединенных Наций и впредь координировать свои усилия в этой области. В сентябре 2010 года ЮНЕП приступила к осуществлению стратегии ЮНЕП по нейтрализации климатического воздействия, в которой, в частности, ставятся четкие цели по сокращению выбросов. В рамках всей системы Организации Объединенных Наций используются две разработанные ЮНЕП системы расчетов на основе программы Excel для количественной оценки выбросов парниковых газов в результате эксплуатации воздушных судов и работы различных учреждений (доступно по адресу www.greeningtheblue.org). Озеленение территории Организации Объединенных Наций в районе Гигири в Найроби связано с процессом нейтрализации климатического воздействия. ЮНЕП и ООН-Хабитат в настоящее время переезжают в новое офисное здание в Гигири, получающее энергию от солнечных батарей и обладающее климатической нейтральностью. Обе программы тесно сотрудничают друг с другом, чтобы сделать это здание образцом экологичных зданий в Организации Объединенных Наций и мире в целом. Строительство новых офисных помещений было завершено в декабре 2010 года, а первые сотрудники займут свои новые кабинеты в январе 2011 года.

34. В контексте межучрежденческой рамочной группы по превентивным действиям, ООН Хабитат и ЮНЕП совместно предпринимают усилия по расширению возможностей Организации Объединенных Наций и Европейского союза для разрешения конфликтов в отношении земельных и природных ресурсов. К настоящему времени подготовлено четыре записки с руководящими указаниями, ряд учебных материалов и список экспертов. Второй этап деятельности включает предоставление технических консультаций в четырех пилотных странах (Гвинея, Либерия, Перу и Тимор-Лешти) и наращивание потенциала быстрого реагирования для поддержки представителей Организации Объединенных Наций и Европейского союза, сталкивающихся с конфликтами в отношении земельных или природных ресурсов.



С. Основная деятельность в регионах

35. В ноябре 2010 года был опубликован второй доклад серии ООН-Хабитат о состоянии африканских городов, The State of African Cities 2010: Governance, Inequity and Urban Land Markets ("Состояние африканских городов в 2010 году: управление, неравенство и городские рынки земли"). В качестве своего вклада ЮНЕП предоставила необходимую информацию по вопросам окружающей среды и изменении климата и поддержала проведение всеобъемлющего обзора разделов по экологической географии изменения климата в африканских городах. ООН Хабитат и ЮНЕП работают над решением вопросов, связанных с землей, природными ресурсами и национальной земельной политикой в Демократической Республике Конго с 2009 года на основе совместной программы Организации Объединенных Наций по сокращению выбросов в результате обезлесения и деградации лесов в развивающихся странах. В Западной Африке ЮНЕП и ООН-Хабитат стремятся к сотрудничеству в создании трансграничного коридора между Республикой Кот-д'Ивуар и Либерией в охраняемом природном комплексе Тан-Сапо. Принятие к рассмотрению вопроса о праве собственности на землю, гармонизация законодательства и действия в интересах сохранения лесного покрова и популяций фауны в данном коридоре, должны позволить защитить и повысить качество оставшегося лесного покрова на площади около 13500 квадратных километров в Западной Африке.

36. В Азии бюро ООН-Хабитат в Бангкоке работает в тесном сотрудничестве с Региональным бюро ЮНЕП для Азии и Тихого океана в деле налаживания стратегических партнерств в области изменения климата в рамках региональной группы по Азиатско Тихоокеанскому региону Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития и в деле подготовки Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития на уровне страновой группы Организации Объединенных Наций.

37. В Мьянме ООН-Хабитат работает в партнерстве с ЮНЕП с целью поддержания экологических приоритетов страны. Сотрудник по программам, занимающийся вопросами окружающей среды, выступает в качестве координационного центра по реализации приоритетов, определенных в совместной программе, таких, как взаимодействие между тематическими областями городского развития и экологической устойчивости, и концентрирует внимание на программах по адаптации к изменению климата, смягчению их последствий и экологическому планированию, в частности, для городов и пригородных населенных пунктов. Одновременно будет оказана техническая поддержка в целях содействия национальной политике и стратегиям в Мьянме, таким, как национальная стратегия устойчивого развития и национальные стратегии и планы действий по сохранению биологического разнообразия, а также будет проведена первоначальная оценка потребностей и анализ целесообразности национального план действий по изменению климата.

38. В Непале, оба учреждения разработали в сотрудничестве с местными организациями комплексный план действий, направленный на улучшение стока реки Багмати в Катманду, и эта инициатива была одобрена правительством Непала.

39. ЮНЕП внесла свой вклад в первый в истории ООН-Хабитат доклад о состоянии городов Азии, The State of Asian Cities 2010/11, предоставив главу о городской экологии и изменении климата, а также проведя обзор всего доклада.

40. В Латинской Америке в рамках совместной городской экологической стратегии ООН Хабитат/ЮНЕП для стран Латинской Америки и Карибского бассейна в дополнение к ответам на запросы городских природоохранных органов региона в Бразилии были подготовлены четыре отчета об экологической обстановке в городах Мараба, Понта-Пора, Беберибе и Пираньяс при участии местных органов власти и технических партнеров, таких как Министерство по делам городов, Министерство окружающей среды и неправительственная организации "Парсерия 21". Эти доклады были завершены в 2009 году.

III. Будущее сотрудничество

41. В ближайшие годы акцент в сотрудничестве будет сделан на реализации рамочного механизма партнерства, рассчитанного на период 2008-2013 годов, и, в частности, на совместном плане осуществления на 2010-2011 годы. Новые усилия будут предприняты для определения показателей, чтобы продемонстрировать результаты и эффективность межучрежденческого сотрудничества с тем, чтобы подчеркнуть его повышенную значимость. Кроме того, будут приняты меры по улучшению внутренних каналов связи за пределами обеих штаб-квартир. Эти рекомендации были оглашены на совместном совещании старших руководителей, состоявшемся в октябре 2010 года под совместным председательством двух заместителей директоров-исполнителей.

42. Как показано в настоящем докладе, большое внимание было уделено роли городов в изменении климата и эффективности использования ресурсов. Наряду с другими инициативами в этой области, ООН-Хабитат оказывает прямую поддержку городам, чтобы они могли противостоять последствиям изменения климата, путем реализации инициативы "города и изменение климата". Будут организованы партнерские совещания, обнародована передовая практика работы и разработаны материалы по совершенствованию знаний и подготовке в вопросах изменения климата для местных руководителей и специалистов по планированию. ООН-Хабитат также усилит свою работу с городскими поселениями по стратегическому городскому планированию и подходам к устойчивому развитию мобильности в городах. Особый акцент будет сделан на роли городских моделей в продвижении к "зеленой" экономике в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты. Эти инициативы будут осуществляться в тесном сотрудничестве с ЮНЕП.

43. ЮНЕП будет и впредь подчеркивать важную роль городов на глобальном, национальном и местном уровнях в решении проблем изменения климата, повышения эффективности использования ресурсов и регулирования экосистем, а также в демонстрировании более широких экономических и социальных выгод зеленых городов. Она будет обеспечивать специалистов в ряде секторов, таких как устойчивое планирование энергопотребления в городах, экологичные здания, смягчение последствий изменения городского климата, городской транспорт, комплексное удаление твердых отходов и комплексное управление водными ресурсами. Все это будет осуществляться при поддержке ООН-Хабитат и ключевых городских сетей, таких как МСМЭИ, Объединенные города и местные органы власти и группа ведущих руководителей С40 в области климата городов.

44. Ожидается, что ООН-Хабитат и ЮНЕП будут и далее активизировать свое сотрудничество в рамках Фонда глобальной окружающей среды, особенно в отношении цели 4 целей Фонда по смягчению последствий изменения климата: содействие развитию энергоэффективного, низкоуглеродного транспорта и городских систем.

__________________



1Как указывается в докладе о сотрудничестве с учреждениями и организациями в системе Организации Объединенных Наций, межправительственные организации, не входящие в систему Организации Объединенных Наций, и неправительственные организации представили план Совету управляющих на его двадцать второй сессии, HSP/GC/22/2/Add.5.

2В число шести приоритетных областей входят: изменение климата, бедствия и конфликты, управление экосистемами, управление деятельностью в области окружающей среды, вредные вещества и опасные отходы, эффективное использование ресурсов – устойчивое потребление и производство.

3Сфера деятельности 1: эффективная информационно-пропагандистская деятельность, мониторинг и партнерства; сфера деятельности 2: содействие привлечению общественности к планированию, управлению и руководству; сфера деятельности 3: содействие приобретению беднотой земли и жилья; сфера деятельности 4: экологически безопасная базовая городская инфраструктура и услуги; сфера деятельности 5: совершенствование систем финансирования населенных пунктов; сфера деятельности 6: совершенствование управления.

____________________________

* HSP/GC/23/1.



K1063343 1603011

Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии на заседания и не запрашивать дополнительных копий. Настоящий документ отпечатан на экологически чистой бумаге.






izumzum.ru