Организация Объединенных Наций E/CN. 5/2006/4 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Организация Объединенных Наций E/CN. 5/2006/4 - страница №1/3


Организация Объединенных Наций




E/CN.5/2006/4




Экономический и Социальный Совет




Distr.: General

18 November 2005

Russian

Original: English









Комиссия социального развития

Сорок четвертая сессия

8–17 февраля 2006 года

Пункт 3(b) предварительной повестки дня*

Последующие мероприятия по итогам Всемирной
встречи на высшем уровне в интересах социального
развития: обзор соответствующих планов и программ
действий Организации Объединенных Наций,
касающихся положения социальных групп



Контроль за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов

Записка Генерального секретаря

На своей сорок восьмой сессии Генеральная Ассамблея приняла Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, содержащиеся в приложении к ее резолюции 48/96 от 20 декабря 1993 года1. Эти 22 правила создают рамки для дальнейшего достижения целей равенства и полного участия инвалидов в социальной жизни общества и процессе развития, определенных во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 года2. В пункте 2 раздела IV Стандартных правил указано, что контроль за соблюдением Правил должен осуществляться в рамках сессий Комиссии социального развития. В этом пункте также было предусмотрено назначение Специального докладчика для контроля за их выполнением. В марте 1994 года Генеральный секретарь назначил Бенгта Линдквиста (Швеция) Специальным докладчиком Комиссии социального развития по проблемам инвалидов. Г н Линдквист подготовил три доклада для рассмотрения Комиссией в течение срока действия его мандата3, который был продлен в 1997 и 2000 годах4. В июне 2003 года Генеральный секретарь назначил шейху Хессу аль-Тани (Катар) Специальным докладчиком на период 2003–2005 годов. Специальный докладчик выступила с устным докладом на сорок второй сессии Комиссии социального развития5. На своей сорок третьей сессии в феврале 2005 года Комиссия рассмотрела доклад Специального докладчика о контроле за осуществлением Стандартных правил в течение 20 месяцев, прошедших с момента ее назначения6. Экономический и Социальный Совет в своей резолюции 2005/9 от 21 июля 2005 года с удовлетворением отметил работу Специального докладчика, постановил продлить ее мандат до 31 декабря 2008 года и просил Специального докладчика представить Комиссии социального развития ежегодный доклад о контроле за осуществлением Стандартных правил. Генеральный секретарь имеет честь препроводить Комиссии ежегодный доклад Специального докладчика.



Примечания

1 См. www.un.org/esa/socdev/enable/dissre00.htm.

2 A/37/351/Add.1 и Add.1/Corr.1, раздел VIII; см. www.un.org/esa/socdev/enable/diswpa00.htm.

3 A/52/56, см. www.un.org/esa/socdev/enable/dismsre0.htm; E/CN.5/2000/3, приложение, см. www.un.org/esa/socdev/enable/disecn003e0.htm; и E/CN.5/2002/4, см. www.un.org/esa/socdev/enable/disecn520024e0.htm.

4 Резолюции Экономического и Социального Совета 1997/19 (www.un.org/documents/ecosoc/res/1997/eres1997-19.htm) и 2000/10 (www.un.org/esa/socdev/enable/ecosoc2000-10.htm).

5 См. www.un.org/esa/socdev/enable/srcsocd42.htm.

6 E/CN.5/2005/5, см. www.un.org/esa/socdev/enable/srreportdec04.htm.

Доклад Специального докладчика Комиссии социального развития по проблемам инвалидов о контроле за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов

Содержание







Пункты

Стр.

  1. Введение

1–9

4

  1. Глобальный обзор действий правительств по осуществлению Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов

10–120

5

  1. Деятельность и достижения

121–140

22

  1. Группа экспертов

141–144

25

  1. Выводы

145–149

25


I. Введение

1. Это мой третий подготовленный для Комиссии социального развития доклад о прогрессе, достигнутом государствами-членами в осуществлении Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов. Как и в предшествующих случаях, я преисполнен чувства ответственности за порученное мне Вами дело и я надеюсь, что смогу справиться с этой работой.



А. Руководящие принципы

2. На протяжении всего срока действия моего мандата во всей своей деятельности я неизменно руководствовалась двумя основными принципами. Первый из них касается подхода к выполнению задач и осуществлению мероприятий, а второй — основной цели, на достижение которой направлены все мои усилия.


Подход
3. В течение истекшего года я стремилась разработать конструктивный и позитивный подход, выделяя положительные стороны и достигнутые результаты, но в то же время подчеркивая, что нельзя останавливаться на достигнутом и необходимо принять меры по обеспечению более эффективных и согласованных усилий.
Общая цель
4. Продолжая деятельность по осуществлению контроля, оценки, анализа и информационного обеспечения в целях более эффективного и действенного осуществления Стандартных правил, я всегда помнила о том, что, в конечном счете, все это делается в интересах обеспечения равных возможностей для инвалидов.

5. Обеспечение равных возможностей для инвалидов — это универсальная концепция, которая предполагает соблюдение универсальных норм, в равной степени применимых ко всем культурам и странам. Проблема при этом состоит в том, что мы живем во все более многообразном мире, где регионы, страны и даже районы отдельных стран отличаются друг от друга с точки зрения уровня развития, культурных ценностей, мировоззрений, норм, потребностей и услуг.

6. В то время, как в некоторых странах принимаются меры по созданию еще более благоприятных условий для обеспечения равных возможностей для инвалидов, в других странах большинство населения лишено возможности осуществлять основные права человека, что крайне затрудняет контроль за осуществлением Стандартных правил.

7. К тому же нельзя не учитывать и сложность и многообразие самого движения инвалидов, а также трудносопоставимость и многочисленность различных видов инвалидности. Часто разные люди, имеющие разные виды инвалидности и живущие в разных географических районах, неодинаково понимают проблему доступа. Благодаря этому признанию важности разнообразия в рамках движения инвалидов стала зарождаться более богатая культура, однако это также означает, что мы должны всячески контролировать деятельность по обеспечению равных возможностей для инвалидов, используя для этого широкий арсенал разнообразных методов и рассматривая эту проблему и ее отдельные аспекты с разных точек зрения.


Сфера охвата доклада
8. Настоящий доклад опирается на материалы предшествующих докладов. В нем учтена концепция Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, а также касающиеся контроля за осуществлением указанных Правил правительствами обязанности Специального докладчика, подробно изложенные в разделе IV Правил.

9. Настоящий доклад состоит из двух частей. В первой из них приводятся результаты глобального обзора действий правительств по осуществлению Стандартных правил. Цель — набросать первую предварительную картину анализа полученных результатов. Практически это первая попытка всеобъемлющего обзора с целью оценить моральную и политическую приверженность правительств делу соблюдения Стандартных правил за время с момента единогласного принятия их международным сообществом. Данный обзор отличается от всех предпринимавшихся ранее попыток исследования тем, что он охватывает все государства-члены, а также деятельность двух организаций инвалидов в каждой стране. Другое его отличие от предыдущих обзоров заключается в том, что в нем выполнение каждого из Стандартных правил рассматривается по отдельности. Вторая часть доклада посвящена деятельности и достижениям за истекший год.



II. Глобальный обзор действий правительств по осуществлению Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов

10. Идея проведения всеобъемлющего обзора возникла в самом начале осуществления Специальным докладчиком своего мандата в 2003 году. Однако по причинам практического, финансового и материально-технического характера осуществить его в то время не представилось возможным1.

11. Работа в рамках обзора началась с составления в июне 2004 года соответствующего вопросника. В тот же период были предприняты определенные меры и шаги, призванные гарантировать получение максимально надежных результатов2.

А. Цели и принципы

12. Обзор преследует следующие цели и принципы:

а) определить масштабы и степень осуществления Стандартных правил во всем мире;

b) повысить уровень осведомленности правительств о существовании Стандартных правил и привлечь их внимание к возлагаемым на них моральным и политическим обязательствам в отношении осуществления этих Правил;

с) дать правительствам возможность получить представление о возможных шагах по осуществлению Стандартных правил за счет перечисления их в ответах на каждый из вопросов;

d) обрисовать демографические, экономические, социальные и политические характерные особенности тех стран, которые добились успеха в осуществлении Стандартных правил;

е) охарактеризовать прогресс в осуществлении Стандартных правил, достигнутый в каждой стране, и выявить области, требующие дальнейшей работы;

f) определить трудности, возникающие в процессе осуществления Стандартных правил;

g) заложить основы всеобъемлющей базы данных, касающихся действий правительств по осуществлению Стандартных правил, и использовать их в деятельности по контролю в будущем;

h) выявить сильные и слабые стороны процесса осуществления Стандартных правил в мировом масштабе;

i) добиться участия в этом процессе организаций инвалидов и запросить их мнение в отношении реализуемых правительствами программ и предпринимаемых ими усилий по осуществлению Стандартных правил;

j) использовать результаты обзора как инструмент поощрения диалога на национальном и региональном уровнях между организациями инвалидов и правительствами в отношении вопросов обеспечения равенства возможностей. Обзор может также послужить своеобразным ориентиром для предпринимаемых правительствами мер.



В. Охватываемое население

13. В силу единодушного принятия Стандартных правил и налагаемых ими моральных и политических обязательств на правительства всех стран мира объектом обзора стали все 191 государство-член.

14. В знак признания роли организаций инвалидов как воодушевителей, защитников и участников осуществления Стандартных правил и с учетом концепции Стандартных правил, требующей участия таких организаций в процессе обеспечения равенства возможностей, к участию в обзоре были привлечены по две организации инвалидов из каждой страны.

С. Инструмент обзора

15. По своему формату обзор предполагает представление всеобъемлющего подробного документа, отражающего все действия правительств, которые они согласились выполнить в целях осуществления своих обязательств по обеспечению равенства возможностей. Каждый вопрос содержал список возможных ответов, касающихся соответствующей процедуры, и респондентам предлагалось помечать «галочками» соответствующие ответы3.



D. Организация опроса

16. На заполнение анкет и возвращение их в канцелярию Специального докладчика отводилось три месяца. Рассылка вопросника началась в ноябре 2004 года, и контрольным сроком было установлено 31 января 2005 года.

17. В целях обеспечения возможно более широкого участия в мероприятии организаций инвалидов была задействована помощь таких организаций, как Всемирный союз слепых, Всемирная федерация глухих, организация «Инклужн интернэшнл» и Центр международной реабилитации.

18. В связи с тем, что в канцелярию Специального докладчика поступило лишь незначительное число ответов, контрольная дата была перенесена на конец февраля. Респондентам было предложено включить информацию о принятых соответствующих законодательных мерах, а также подробно изложить сведения о любых других мерах, которые не нашли отражения в предложенных списках возможных ответов.

19. Конкретных вопросов по правилам 14 и 15 не предлагалось. Вместо этого в качестве замены были предложены рубрики «политика» и «законодательство».

20. Чтобы обеспечить возможность свободного изложения мнений опрашиваемыми, был добавлен раздел, в котором респонденты могли высказать свое мнение по всем затрагиваемым вопросам, равно как и о самом обзоре.



Е. Предварительные результаты опроса

21. В общей сложности правительствам был направлен 191 вопросник, и 382 таких опросных листа были получены организациями инвалидов.

22. В результате предварительной проверки возвращенных опросных документов были признаны недействительными 16 таких вопросников из-за неполноты представленной информации или пропущенных страниц. Ответы на вопросник представили 73 правительства и 41 организация инвалидов, которые содержали подробную информацию о 114 странах, или 60 процентах от общего числа государств-членов4. Ответы не были получены из 77 стран, или 40 процентов государств-членов5.

23. Некоторые страны, где действуют федеральные системы государственного управления, сочли для себя невозможным представить ответы, поскольку в каждой провинции или штате имеется свое собственное законодательство, планы и программы6.

24. Весьма примечательным оказался тот факт, что наибольшее число ответов поступило из арабского региона. За всю историю проведения подобных обзоров был достигнут наивысший уровень представления ответов из стран этого региона — 86 процентов7.
Правило 1
Углубление понимания проблемы

25. Респондентам предлагалось рассказать о принятых мерах по углублению понимания обществом проблемы инвалидов и их прав, потребностей, потенциала и общественного вклада.

26. Шестьдесят четыре процента респондентов заявили, что в их странах на общенациональном уровне проводится политика, направленная на углубление понимания проблемы инвалидности, а 58,8 процента сообщили, что в стране принято соответствующее законодательство.

27. Что касается утверждения программ и разработки руководящих принципов для средств массовой информации в целях повышения уровня осведомленности общественности об этой проблеме, то соответственно 61,4 процента и 30,7 процента респондентов сообщили, что ими утверждены соответствующие программы и разработаны руководящие принципы. Кроме того, 52,6 процента представивших ответы стран заявили, что в них была проведена соответствующая профессиональная подготовка специалистов, занимающихся вопросами углубления понимания проблемы, 58,8 процента обеспечили распространение печатных материалов, 37,7 процента включили соответствующие разделы в школьные программы, а 53,5 процента — проводят работу по информированию общественности о правах, потребностях и потенциальных возможностях инвалидов. Результаты опроса показали также, что 75,4 процента стран, представивших ответы, систематически проводят консультации и сотрудничают с организациями инвалидов.

28. Многие страны привели также конкретные примеры принятых в целях углубления понимания проблемы мер, таких, как проведение национальных дней инвалидов и организация мероприятий по случаю Международного дня инвалидов (3 декабря).

29. В ответ на вопрос о характере и сфере охвата соответствующих материалов по повышению уровня осведомленности 67,5 процента респондентов сообщили, что в таких материалах содержится информация о всех видах инвалидности, включая отставание в развитии и психосоциальные отклонения, 70,2 процента — указали, что в таких материалах затрагиваются социальные и политические права инвалидов, а также их права в области развития, и 69,3 процента — ответили, что в материалах повествуется о праве на обслуживание, всестороннее участие и равные возможности.

30. В отношении вопроса о потенциале инвалидов 64,9 процента респондентов ответили, что в распространяемых ими материалах затрагиваются вопросы углубления понимания проблемы, 66,7 процента — указали, что в их материалах поднимаются вопросы вклада инвалидов в социальной, культурной, научной и экономической сферах, и 67,5 процента — ответили, что в их средствах массовой информации инвалидов показывают в положительном свете, затрагиваются вопросы прав инвалидов, и особенно вопросы их прав, разнообразия, достоинства и равенства.

31. В 15,8 процента представивших ответы стран в средствах массовой информации находят звучание мотивы жалости и сострадания по отношению к инвалидам или же насаждаются негативные стереотипные представления об их положении и, кроме того, принижается значение роли и потребностей инвалидов и даже ставится под сомнение само их существование.
Правило 2
Медицинское обслуживание

32. Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, обеспечивают ли правительства эффективное медицинское обслуживание инвалидов.

33. Среди стран, принявших участие в обзоре, 60,5 процента сообщили, что ими приняты программы обеспечения доступа к эффективному медицинскому обслуживанию инвалидов, 44,7 процента — приняли соответствующее законодательство, 56,1 процента — разработали целевые программы, 64,9 процента — ассигнуют средства на медицинское обслуживание и 56,1 процента — организуют подготовку медицинского персонала, призванного принимать участие в осуществлении соответствующих медицинских программ.

34. Наряду с этим 64,9 процента респондентов сообщили, что они обеспечивают доступ инвалидов к медицинскому обслуживанию. Доля стран, проводящих консультации с организациями инвалидов, составила 60,5 процента, а 56,1 процента представивших свои ответы стран заявили, что они обеспечивают инвалидов доступной информацией об имеющихся медицинских услугах.

35. Многие страны сообщили также и о других соответствующих мерах, таких, как создание подразделений профессиональной реабилитации.

36. Отвечая на вопрос о мерах, касающихся состояния здоровья инвалидов, 71,1 процента респондентов сообщили, что ими приняты меры по повышению уровня осведомленности общественности о причинах инвалидности, 78,1 процента — проводят работу по повышению качества дородового и послеродового обслуживания контингента нуждающихся, 65,8 процента — принимают меры по реализации программ ранней диагностики и 64,9 процента — принимают меры в сфере раннего лечения дефектов.
Правило 3
Реабилитация

37. Респондентам было предложено ответить, обеспечивают ли правительства реабилитационные услуги инвалидам, с тем чтобы позволить им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.

38. Обзор показал, что 56,1 процента стран разработали национальные программы в области реабилитации, 49,1 процента — приняли соответствующее законодательство, 59,6 процента — разработали необходимые программы, 64,0 процента выделяют финансовые средства, 65,8 процента — обеспечили профессиональную подготовку кадров в сфере реабилитационного обслуживания и 71,9 процента — приняли меры по обеспечению доступа к реабилитационным услугам для инвалидов. Доля стран, организующих консультации с организациями инвалидов, составила 71,1 процента.

39. В отношении охвата нуждающихся лиц реабилитационными услугами 59,9 процента респондентов заявили, что они предоставляют такие услуги лицам с любыми видами инвалидности, 77,2 процента — инвалидам-детям, 69,3 процента — инвалидам-женщинам, 67,5 процента — инвалидам с низким и ограниченным уровнем доходов, 57,9 процента — во всех географических районах и всем слоям общества, а 62,3 процента — предлагали такие услуги независимо от расы и этнического происхождения.

40. Из числа представивших ответы стран соответственно 59,6 процента и 57,9 процента сообщили, что ими предоставляются реабилитационные услуги организациям инвалидов и семьям инвалидов; соответственно 46,5 процента и 47,4 процента — размещали службы реабилитации в общинах и обеспечивали удовлетворение потребностей лиц с любыми видами инвалидности. В 14 процентах стран какие бы то ни было реабилитационные службы отсутствуют.

41. В отношении планирования, организации, функционирования и оценки служб по реабилитации 70,2 процента респондентов сообщили, что такие мероприятия осуществляются с помощью медицинского персонала, а 50 процентов — сообщили, что мероприятия осуществляются при участии семей инвалидов; 60,5 процента — сообщили, что знакомство с реабилитационными программами осуществляется в школах, образовательных учреждениях и среди учителей; и 40,4 процента — сообщили об участии в этом виде деятельности общин, в которых проживают инвалиды. Что же касается участия организаций инвалидов в планировании, разработке и осуществлении программ по реабилитации и консультаций с ними по этим вопросам, то 55,3 процента респондентов дали положительные ответы, тогда как 17,5 процента — сообщили, что никаких механизмов консультаций и сотрудничества у них не существует.
Правило 4
Вспомогательные услуги

42. Респондентам было предложено ответить, предоставляют ли правительства вспомогательные услуги, включая вспомогательные устройства, инвалидам, с тем чтобы содействовать им в повышении уровня их независимости в повседневной жизни и в осуществлении их прав.

43. Обзор показал, что 50,9 процента респондентов проводят соответствующую политику в отношении вспомогательных услуг, 50 процентов — приняли законодательство, 46,5 процента — выделяют финансовые средства на эти цели, 69,3 процента — обеспечивают инвалидов необходимым устройствами и оборудованием и 63,2 процента — делают это на базе консультаций с организациями инвалидов.

44. В том, что касается предоставляемых правительствами услуг по удовлетворению потребностей инвалидов в таких областях, как технология, индивидуальная помощь, сурдоперевод и другие, то 61,4 процента респондентов заявили, что такие услуги оказываются детям, у 55,3 процента — подобными услугами охвачены и инвалиды-женщины и у 56,1 процента — услуги оказываются и инвалидам с низким уровнем доходов, и инвалидам-трудящимся.

45. Кроме того, соответственно 43,9, 47,4, 46,5, 47,4 и 53,5 процента респондентов сообщили, что указанные услуги оказываются во всех географических районах, представителям всех социально-экономических групп, представителям всех рас и этнических групп, а также всех конфессий и лицам со всеми видами инвалидности. В сравнении с этим 24,6 процента приславших ответы сообщили, что в их странах не предусмотрено предоставление вспомогательных услуг инвалидам или каких либо технических средств.


Правило 5
Доступность

46. Респондентам было предложено сообщить, признают ли правительства важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни через осуществление программ, призванных сделать материальное окружение доступным для инвалидов, и принимают ли они меры для обеспечения доступа инвалидов к информации и коммуникациям.

47. Судя по результатам обзора, 56,1 процента представивших ответы стран проводят соответствующую политику, 52,6 процента — приняли законодательство, 43 процента — реализуют программы и 42,1 процента — выделяют финансовые средства на обеспечение доступности материального окружения.

48. Кроме того, в 36 процентах представивших ответы стран предусмотрена подготовка специалистов в области гражданского строительства и архитектуры по вопросам обеспечения доступа инвалидов к объектам материального окружения, 54,4 процента — сообщили о проводимой работе по углублению понимания проблемы доступа, 41,2 процента — выполняют программы в области обеспечения доступа и 62,3 процента — привлекают организации инвалидов к процессу планирования и осуществления мер в области доступности. В 17,5 процента стран меры в области обеспечения доступности материального окружения не принимаются.

49. Отвечая на вопрос о доступности для инвалидов общественных зданий и учреждений, 56,1 процента респондентов сообщили, что доступ инвалидов обеспечивается в школах и больницах, общинных, медицинских и реабилитационных центрах, клиниках, публичных библиотеках, театрах и рекреационных центрах; 57 процентов — сообщили, что ими приняты меры по обеспечению доступности для инвалидов всех общественных зданий и правительственных помещений; 45,6 процента — сообщили, что возможности доступа имеются и в отношении уличной материальной среды с такими ее объектами, как уличные тротуары, парковки для автомобилей и пешеходные зоны; 36,8 процента — заявили, что для инвалидов доступны объекты транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского); а 31,6 процента — указали, что в их странах такие меры по обеспечению доступа не применяются.

50. Что касается информации, то, согласно результатам обзора, то она в приемлемой форме доступна для инвалидов в 36 процентах представивших ответы стран; для членов семей инвалидов — в 35,1 процента стран; для организаций инвалидов — в 44,7 процента стран; и для общества в целом — в 50 процентах стран. 30,7 процента респондентов заявили, что доступная для инвалидов информация в каких либо группах общества и в какой либо форме отсутствует.

51. Согласно результатам обзора в отношении принимаемых правительствами мер по обеспечению доступности информации для инвалидов, 45,6 процента стран ответили, что проводится соответствующая политика, 35,1 процента — приняли законодательство, 46,5 процента — осуществляют программы и 46,5 процента выделяют финансовые средства на соответствующие цели.

52. Кроме того, 36 процентов респондентов сообщили, что организуют подготовку сурдопереводчиков, 47,4 процента — принимают меры по повышению уровня осведомленности инвалидов о мерах обеспечения их доступа к информации, 37,7 процента — осуществляют программы в области обеспечения доступа и 54,4 процента — консультируются с организациями инвалидов. У 21,1 процента респондентов не были приняты никакие из вышеперечисленных мер.

53. Что касается контингента охватываемых мерами по обеспечению доступности услуг инвалидов, то в 60,5 процента случаев было сообщено, что информация доступна для слепых и имеющих дефекты зрения лиц, в 48,2 процента случаев — для слепоглухих лиц и в 54,4 процента случаев — для глухих и плохо слышащих лиц. Адаптированная к потребностям инвалидов информация доступна для лиц, отстающих в развитии, в 40,4 процента, а для лиц с психосоциальными отклонениями — в 33,3 процента стран, представивших ответы.

54. В том, что касается характера и формата доступной для инвалидов информации, то из данных обзора следует, что 69,3 процента респондентов обеспечивают применение шрифта Брайля; 62,3 процента — предусматривают возможность доступа к информации в звуковом формате; 29,8 процента — дают инвалидам возможность знакомства с новостными материалами одновременно с помощью шрифта Брайля и в звуковой форме; 64 процента — предоставляют информацию для инвалидов на языке жестов; и 21,1 процента — предлагают адаптированные и упрощенные материалы для чтения, предназначенные для лиц, отстающих в развитии. Вместе с тем 18,4 процента респондентов указали, что в их странах отсутствует практика предоставления доступных для понимания инвалидов материалов в какой бы то ни было форме.

следующая страница >>


izumzum.ru