Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tgo/1 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tgo/1 - страница №1/9




Организация Объединенных Наций




E/C.12/TGO/1



Экономический
и Социальный Совет


Distr.: 

4 October 2011

Russian

Original: 



Комитет по экономическим, социальным
и культурным правам


Осуществление Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Первоначальные доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта

Того

[26 января 2010 года]



Аббревиатуры и сокращения

АРФ

Агентство по вопросам развития Франции

АФГТ

Ассоциация фольклорных групп Того

АЖТ

страховая компания "Ассюранс женераль дю Того"

МАФИ

Международная ассоциация франкоязычных издательств

НАЗ

Национальное агентство по вопросам занятости

НАПБТ

Национальное агентство по вопросам продовольственной безопасности Того

ПА

постоянный агент

ГПР

Государственная помощь в целях развития

УРСД

программа "Участвуй в развитии своей деревни"

АРВ

антиретровиральный

АПРЗ

Анализ положения в области репродуктивного здоровья

ТАЛ

Тоголезская ассоциация литераторов

АВБГ

организация "Агрономы и ветеринары без границ"

АБР

Африканский банк развития

ЦБЗАГ

Центральный банк западноафриканских государств

БЦЖ

бацилла Кальметта-Герена+

BEPC

свидетельство об окончании средней школы первой ступени

МАБ-Того

Международный африканский банк для Того

МБТ

Международное бюро труда

ВБ

Всемирный банк

НИБ

Национальный инвестиционный банк

BNP

"Банк насьональ де Пари"

ТТПБ

Тоголезский торгово-промышленный банк

ТБР

Тоголезский банк развития

ГСС

Государственный строительный сектор

BTS

Диплом о высшем техническом образовании

АСК

Африканская страховая компания

ЦСЗМ

Центральная служба закупки медикаментов

СКМ

Страновой координационный механизм (национальный механизм для координации проектов, финансируемых Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией)

ККСЗ

Координационный комитет сектора здравоохранения

ССПА

Среднесрочная программа ассигнований

ЭКОВАС

Экономическое сообщество государств Западной Африки

КЛДЖ

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

CEPD

Свидетельство об окончании начальной школы

СКТ

Сберегательная касса Того

ТКМИИ

Тоголезский коллектив мастеров изобразительных искусств

РМЦ

Региональный медицинский центр

КГБМ

Комитет по вопросам гигиены и безопасности медицинских учреждений

УМЦ

Университетский медицинский центр

НАПЦТ

Национальный аудиовизуальный продюсерский центр Того

БРЦ

Библиотечно-развлекательный центр

МКП

местные комитеты по планированию

МСЦ

Медико-социальный центр

НЦОО

Национальный центр ортопедического оборудования

НКУР

Национальная комиссия по вопросам устойчивого развития

НКПЧ

Национальная комиссия по правам человека

НСБС

Национальный совет по борьбе со СПИДом

НКСО

Национальная касса социального обеспечения

НСТ

Национальный совет по труду

НЦПК

Национальный центр переливания крови

КИН

Кооператив инвалидов в Ниамтугу

КВУ

Комитет по вопросам управления

КОТКАВ

Тоголезский союз работников изобразительных искусств

КУР

контроль за ускорением роста

ДРК

дородовые консультации

РЦДК

Региональный центр деятельности в области культуры

СЦСОМ

Сельский центр социально-образовательных мероприятий

ИЦМР

Исследовательский центр по вопросам международного развития

РКП

региональные комитеты по планированию

ПКТ

Пенсионная касса Того

ЛПА

лечебный препарат на основе артемизинина

ДКР

деревенские комитеты развития

РУЗ

Районное управление здравоохранения

ГУЗ

Главное управление по вопросам занятости

ГДЗ

Генеральная дирекция/директор по вопросам здравоохранения

ОСИИР

Отдел статистической информации и исследовательской работы

ДОТС

ускоренный курс амбулаторной терапии

ЗПРСХ

Заявление о политике развития сельского хозяйства

УППИ

Управление по вопросам планирования, профессиональной подготовки и исследований

УФЛТО

Управление по вопросам фармацевтики, лабораторных исследований и технического оборудования

УНПЗ

Управление по вопросам национальной политики в области занятости

УЗП

Управление здравоохранения префектуры

РУЗ

Региональное управление здравоохранения

ДСББ-П

Полный документ о стратегии борьбы с бедностью

ДСББ

Документ о стратегии борьбы с бедностью

ДСББ-I

Промежуточный документ о стратегии борьбы с бедностью

АШАУ

Африканская школа архитектурных специальностей и урбанизма

РКО

Районный координационный отдел

ЭКОВАП

Сельскохозяйственная политика Экономического сообщества государств Западной Африки

БО

базовое образование

ШМИ

школа местной инициативы

СДОТ

Санитарно-демографический опрос населения Того

НШВДС

Нормальная школа воспитателей детских садов

ВНШ

Высшая нормальная школа

ОДВС

Образование для всех в сельской местности

Ж

женщины

ФПЭИМ

Фонд поддержки экономических инициатив молодежи

ФАО

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

ГЭФ

Глобальный экологический фонд

ПАКФУ

Панафриканский кинофестиваль в Уагадугу

ТЕФЕБ

Театральный фестиваль братства

ФИМ

Фонд интеграции молодежи

МВФ

Международный валютный фонд

СМФФ

Смешанный медицинско-фармакологический факультет

НФПУОП

Национальный фонд профессионального ученичества, обучения и повышения квалификации

НФРЛР

Национальный фонд развития лесных ресурсов

НФОС

Национальный фонд охраны окружающей среды

ЮНФПА

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения

ФБНР

Фонд для борьбы с нищетой и содействия экономическому росту

ФОБ

франко-борт

ФНПО

Федерация неправительственных организаций

ФКССК-Того

Федерация кооперативных союзов сбережения и кредитования

ГАВИ

Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации

ТСО

Тоголезское страховое объединение

ГТС

Германское агентство по техническому сотрудничеству

УАВК

Управление по вопросам аудиовизуальных средств и коммуникации

УВКПЧ

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

РБ

районная больница

БИ

Бамакская инициатива

ИКТП

Институт консультирования и технической поддержки

ИОК

информация, образование, коммуникация

НСГИ

Национальный санитарно-гигиенический институт

МРД

магнитно-резонансная диагностика

ОПФ

общий показатель фертильности

ИППП

инфекция, передающаяся половым путем

ТИАИ

Тоголезский институт агрономических исследований

M

мужской

ОЛП

основной лекарственный препарат

КОМП

Кластерное обследование с множественными показателями

ЗППП

заболевание, передающееся половым путем

НЭА

Издательство "Нувель эдисьон африкэн"

ОАИС

Африканская организация интеллектуальной собственности

БОВР

Благотворительная организация в интересах всестороннего развития

УРЛР

Управление по развитию лесных ресурсов

МОТ

Международная организация труда

ЦРДТ

Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия

ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения

НУМБ

Национальное управление мясохладобоен

НПО

неправительственная организация

ООН

Организация Объединенных Наций

ЮНЭЙДС

Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу

ПЭСО

Профессиональная экономическая сельскохозяйственная организация

ОГО

организации гражданского общества

ТСЗ

Тоголезская студия звукозаписи

ТФК

Тоголезская фосфатная компания

АФПЭ

Африканская программа по борьбе с эпизоотиями

ППСЖ

Проект поддержки семейного животноводства

НПДЛР

Национальный план действий в области лесных ресурсов

ВПП

Всемирная продовольственная программа

ПСП

Программа структурной перестройки

ДПД

Деревенский план действий

КЛМДЗ

Комплексное лечение младенческих и детских заболеваний

КПРСХА/НЕПАД

Комплексная программа развития сельского хозяйства в Африке/Новое партнерство в интересах развития в Африке

РПВ

Расширенная программа вакцинации

ВВП

валовой внутренний продукт

ИПП

Интенсифицированная промежуточная программа

МКМ

Минимальный комплекс мероприятий

НПДОС

Национальный план действий по охране окружающей среды

НПОЗ

Национальная программа в области здравоохранения

НПРРП

Национальная политика равноправия и равенства полов

НПРОС

Национальная программа рационального использования окружающей среды

НПМЖ

Национальная программа развития мелкого животноводства

БСКЗ

бедные страны с крупной задолженностью (Инициатива в отношении долга БСКЗ)

ПРОМЖК

Проект развития мелкого животноводства в области Кара

СППБ

Специальная программа продовольственной безопасности

ППВМР

Профилактика передачи вируса от матери ребенку

ЛЖВИЧ

люди, живущие с ВИЧ/СПИДом

ТВС

Театральные встречи в Сокоде

УВРТ

Управление водных ресурсов Того, впоследствии − ТКВ (Тоголезская компания водоснабжения)

СДУР

Солидарность и действие в интересах устойчивого развития

ЛН

Лига Наций

МСНП

Международный салон народных промыслов в Уагадугу

СПИД

Синдром приобретенного иммунодефицита

НКК

Национальная коммерческая компания

ПМП

первичная медицинская помощь

ВОШО

Валовой коэффициент охвата школьным образованием

ПТС

Программа технического сотрудничества

РМПРС

Работы с массовым привлечением рабочей силы

ЧОШО

Чистый коэффициент охвата школьным образованием

ТЛМ+

Туберкулез легких с положительным результатом микроскопии

ТВТ

Тоголезское телевидение

ФСКТ

Федерация страховых компаний Того

БСТ

Балетный союз Того

КУЗА

Католический университет Западной Африки

ЗАЭВС

Западноафриканский экономический и валютный союз

НСАМ

Национальный союз артистов музыкальных жанров

НСАКТ

Национальный союз артистов кукольных театров Того

ЮНИСЕФ

Детский фонд Организации Объединенных Наций

СНПО

Союз неправительственных организаций

ЮСЭЙД

Агентство Соединенных Штатов Америки по международному развитию

ПМП

периферийный медицинский пункт

ТБС

Тоголезский банковский союз

ПКВ

противокоревая вакцина

ПСВ

противостолбнячная вакцина

ЗАЦК

Западноафриканская цементная компания

Содержание

Пункты Стр.

Аббревиатуры и сокращения 2

Справка 1–3 9

Введение 4–7 10

Часть первая
Общие сведения 8–208 11

A. Информация общего характера 8–122 11

B. Общие юридические основы защиты прав человека 123–198 33

C. Информация и пропаганда 199–208 43

Часть вторая
Основные положения Пакта 209–786 44

Статья 1 209–268 44

Право народов на самоопределение 209–216 44

Право народов свободно распоряжаться своими естественными


богатствами и ресурсами 217–268 45

Статья 2


Законодательные, регламентирующие и административные меры,
принятые для обеспечения полного осуществления признаваемых
в Пакте прав 269–272 52

Статья 3


Обязательство обеспечить равноправие мужчин и женщин 273–326 53

Статья 6


Право на труд и меры, принятые в целях полного осуществления
этого права 327–371 64

Статья 7


Право на справедливые и благоприятные условия труда 372–388 70

Статья 8 389–397 72

Право создавать профсоюзы и вступать в них по своему выбору 389–393 72

Осуществление права на забастовку 394–397 73

Статья 9

Право на социальное обеспечение 398–436 74

Статья 10

Предоставление помощи и охраны семье 437–465 79

Статья 11

Право на достаточный жизненный уровень 466–535 83

Статья 12

Право на здоровье 536–629 96

Статьи 13 и 14 630–684 111

Право на образование и на профессиональное обучение 630–638 111

Статистические данные об уровне грамотности 639–684 113

Статья 15

Право на участие в культурной жизни 685–786 120

Заключение 787–790 137

Приложение

Список членов межведомственной комиссии по подготовке первоначальных


и периодических докладов Того в области прав человека 138

Справка

1. Того присоединилась к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 24 мая 1984 года1. В соответствии со статьями 16 и 17 Пакта Того должна была представить свой первоначальный доклад о законодательных, нормативных и административных мерах, принятых для осуществления прав и свобод, признаваемых в Пакте.

2. Однако ввиду административных и финансовых проблем тоголезскому правительству не удалось своевременно выполнить это обязательство.

3. После неоднократных напоминаний со стороны Генерального секретаря Организации Объединенных Наций правительство Того представляет настоящий доклад.



Введение

4. В настоящем докладе, составленном в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта, излагаются меры законодательного, судебного, административного, политического и иного характера, которые были приняты Того в целях осуществления положений Пакта.

5. Настоящий доклад был подготовлен согласно руководящим принципам в отношении представления докладов об осуществлении Пакта. Он состоит из двух частей.

6. В первой части изложены общие сведения о Того: данные о стране, ее населении и общеполитической структуре, ее экономические, социальные и культурные характеристики, общие юридические основы защиты прав человека и мероприятия по информации и пропаганде в связи с положениями Пакта.

7. Во второй части содержится информация об осуществлении основных положений Пакта.

Часть первая
Общие сведения


A. Информация общего характера

1. Территория

1.1 Географическое положение

8. Того – государство в Западной Африке, расположенное вдоль побережья Гвинейского залива. Территория страны вытянута примерно на 600 км между Атлантическим океаном на юге и Буркина-Фасо на севере. Она представляет собой узкую полосу суши шириной от 50 до 150 км, граничащую с Бенином на востоке и с Ганой – на западе. Площадь территории Того составляет порядка 56 600 км².



1.2 Рельеф местности

9. Рельеф местности весьма неоднороден. Он включает прибрежную равнину протяженностью около 50 км, отделенную от моря лагунами, за которой следует древнее плато с холмами и впадинами. Зона плато охватывает районы Клото, Даньи и Акпоссо; древние плато с плодородными землями прерывает горная цепь, простирающаяся с юго-запада на северо-восток. Эта опоясывающая страну горная цепь является продолжением ганского массива Акуапу. Она заканчивается дагомейскими грядами и частью горной системы Атакора2. В самом широком участке она едва достигает 60 км, средняя высота цепи составляет около 800 м. Высшей точкой является гора Агу (986 м). Цепь включает скалистые хребты Дефале, горы Кабье, массивы Чауджо, Мальфакасса и Фазао. На севере страны она переходит в аллювиальную равнину реки Оти.



1.3 Климат и уровень осадков

10. Того расположена между 6° и 11° градусами северной широты и имеет две разные климатические зоны:

a) на юге страны − субэкваториальный климат с двумя дождливыми сезонами (с марта по июль и с сентября по ноябрь) и двумя сухими сезонами (с ноября по март и с августа по сентябрь). Для этого региона характерны муссоны, особенно преобладающие в июле, и мягкий зимний сезон;

b) на севере страны – климат суданского типа с сезоном дождей с апреля по сентябрь и сухим сезоном с октября по март. В январе на всей территории страны, и особенно в этом регионе, дует гарматан − горячий сухой ветер с частицами песка.

11. Диапазон температур составляет от 22 °C до 40 °C. Температурные колебания возрастают по мере продвижения от побережья в глубь страны, но в целом серьезных перепадов не наблюдается: везде господствует умеренно жаркий климат.

12. Количество осадков варьируется от 650 мм до 1 500 мм в год. В зонах с наиболее высокими уровнями осадков − в частности, в областях Плато, Центральная и Кара, − ежегодно регистрируется порядка 1 500 мм осадков. Наименьшие уровни осадков отмечаются в северной саванне и на побережье, где выпадет 600−800 мм осадков в год.



1.4 Растительность и гидрография

13. Растительность является довольной плотной и характеризуется травянистой саванной на севере, древенистой саванной и лесными массивами в районе Плато.

14. Основными водотоками в стране являются реки Оти, Кара и Моно. На севере река Оти с ее притоками несет свои воды в направлении реки Вольты в Гане. В южной части река Моно, которую пополняют ее притоки Ание, Аму и Огу, протекает вдоль побережья Бенина и впадает в море. Две другие средневодные прибрежные реки − Хахо и Сио – впадают в озеро Того площадью 46 км², которое отделено от моря прибрежной полосой. Гидроэлектростанция на реке Моно в районе Нангбето обеспечивает около трети энергопотребления в Того.

2. Население

2.1 Демографические показатели

15. Того – сравнительно густонаселенная страна со средней плотностью населения 75 человек на 1 км2. В 1922 году в стране насчитывалось 728 000 жителей3. Численность ее населения возросла соответственно с 1 444 000 жителей в 1960 году4 до 1 950 646 жителей в 1970 году5, а затем до 2 719 567 жителей в 1981 году, когда в стране проводилась последняя перепись. Темпы роста населения колебались от 2,9% в 1970−1981 годах до 3,1% в 1981−1990 годах, а с 1993 года стабилизировались на уровне 2,4%. При этом показателе роста численность населения в 2008 году, согласно оценкам, составляла 5 596 000 человек6.

16. Население Того в основном составляет молодежь. В 2006 году его состав был следующим7:


  • 42% − лица моложе 15 лет;

  • 51% − лица в возрасте 15−59 лет;

  • 7 % − лица в возрасте 60 лет и старше.

17. В разбивке по половому признаку население Того включает больше женщин, чем мужчин, и состоит из:

  • 51% женщин и

  • 49% мужчин.

18. Распределение населения страны является неравномерным. Так, в 2008 году в Приморской области, составляющей лишь 11% территории страны, проживало свыше 45% населения с плотностью более 412 жителей на 1 км2, а в Центральной области, на долю которой приходится 23% территории Того, проживает лишь порядка 9% населения при средней плотности 38 жителей на 1 км2 (Оценка Главного управления статистики и национальной отчетности, 2008 год).

19. Высокая плотность населения в Приморской области обусловлена прежде всего многочисленностью населения столицы страны Ломе и ее пригородов, которое в 2008 году по оценочным данным составляло более 1 500 000 жителей8.

20. Исход сельского населения в города является доминирующим фактором перемещений населения и оказывает существенное влияние на рост городского населения, в частности Ломе – 1 500 000 жителей в 2008 году; Сокоде – 119 000 жителей, Кара – 107 000 жителей, Кпалиме – 78 000 жителей, Атакпаме – 77 000 жителей, Дапаонг – 59 000 жителей и Тсевье – 49 000 жителей в 2006 году9.

Темпы роста населения

21. Диапазон показателей роста населения в период 1960−1998 годов составлял от 2,4% до 3%:



  • 1960−1970 годы: 2,6%10

  • 1970−1981 годы: 2,9%11

  • 1981−1990 годы: 3,1%12

  • 1993−1998 годы: 2,4%13

Средний размер и состав домохозяйств

22. Средний размер домохозяйств составляет 5,4 чел. и незначительно варьируется в зависимости от района проживания (5,6 чел. в сельских районах против 4,9 чел. в городах). Три домохозяйства из четырех (76%) возглавляются мужчиной и только каждое четвертое – женщиной (24%). Доля женщин, возглавляющих домохозяйства, несколько выше в селах (29%) по сравнению с городами (22%)14.



Уровень рождаемости и воспроизводства населения

23. Уровень рождаемости в разбивке по возрастным группам составляет15:



  • 89% в группе 15−19 лет;

  • 224% в группе 20−24 лет;

  • 251% в группе 25−29 лет;

  • 37% в группе 45−49 лет.

24. Согласно оценкам, общий показатель фертильности (ОПФ) среди женщин в возрасте 15−49 лет составляет 5,4 ребенка на одну женщину16. Общий коэффициент рождаемости равен 35%17. Показатели фертильности намного выше в сельских районах, чем в городах, поскольку сельские женщины начинают детородный период раньше и заканчивают его позже, чем женщины в городских районах. В селах ОПФ составляет 6,5 ребенка на одну женщину, в городах − 3,3 ребенка на одну женщину18. Самый низкий показатель фертильности зафиксирован в Ломе (2,9 ребенка на одну женщину).

Таблица 1
Социально-демографические показатели Того (2007 год)

Виды показателей

Значения
показателей


Коэффициент младенческой смертности (в возрасте до одного года)1)

77%

Коэффициент младенческой и детской смертности1)

123%

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (мужчины)

56,5 лет

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (женщины)

58,5 лет

Всего

57,5 лет

Общий коэффициент смертности3)

13%

Общий коэффициент рождаемости3)

35%

Коэффициент естественного прироста населения3)

2,4%

Общий коэффициент фертильности (среднее число детей на одну женщину)3)

5,4

Коэффициент материнской смертности (на 100 000 живорождений)2)

478

Источники: Основные показатели здравоохранения (2007 год); 1) КОМП-3; 2) СДОТ-2; 3) СДОТ-3.

Таблица 2
Социально-демографические показатели Того (1998 год)

Виды показателей

Значения показателей

Коэффициент неонатальной смертности

42,4%

Коэффициент постнатальной смертности

38%

Коэффициент младенческой смертности

69%

Источник: СДОТ-II, Главное управление статистики и национальной и макроэкономической отчетности.

2.2 Этнические группы и языки

25. Население Того включает около сорока народностей, относящихся к пяти этническим группам:

a) группа общин эве-аджа, уачи и мина, которых объединяет главным образом язык эве и система организации поселений, основанная на собрании вождей и старейшин;

b) группа акпоссо-аделе, проживающая в области Плато и прилегающих долинах;

c) группа ана-ифе, проживающая в центральной части страны, главным образом в области Плато и на юге Центральной области;

d) группа кабье-тем и ламба в Центральной области и на севере;

e) пятая группа, в которую входят общины парагурма (моба, гурма, бассар, чамба и наудеба).

26. Языков в Того почти столько же, сколько и народностей. При этом национальными языками являются эве и кабье, которые преподаются в учебных заведениях первой и второй ступеней. Официальный язык страны − французский.



2.3 Религии

27. Традиционные религии, которые ранее занимали доминирующее положение, теряют все больше последователей (28%), постепенно уступая христианству, которое в 1998 году исповедовали 51,3% населения. Третье место по распространенности по-прежнему занимает ислам: его исповедуют 12% населения19.



3. Административное деление

28. Страна насчитывает 30 префектур и четыре субпрефектуры и разделена на пять административных областей20, расположенных с севера на юг в следующем порядке:



  • Приморская область;

  • область Плато;

  • Центральная область;

  • область Кара;

  • область Саванны.

29. Префектуры и субпрефектуры делятся на кантоны, а кантоны – на деревни. После принятия Закона № 2007-011 от 13 марта о децентрализации и свободе на местах все центры префектур получили статус городских общин.

4. Общеполитическая структура

4.1 Историческая справка

30. Эволюция политико-административного устройства страны не была гладкой − в ней попеременно действовали две политические системы:



  • многопартийная система в периоды первой и второй республик – соответственно в 1960−1963 годах и в 1963−1967 годах;

  • однопартийная система − в 1969−1991 годах;

  • многопартийная система − с 1991 года по настоящее время.

31. После демократического переходного периода 1991−1992 годов и принятия Конституции от 14 октября 1992 года с изменениями, внесенными Законом № 2002/029 от 31 декабря 2002 года, в Того сейчас действует четвертая Республика. Конституция устанавливает республиканскую форму правления и закрепляет принцип разделения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, а также независимость институтов Республики и системы защиты прав человека.

4.2 Законодательная власть

32. Деятельность органов исполнительной власти регулируется разделом III Конституции. Согласно статье 51 Конституции, эта власть осуществляется парламентом, состоящим из Национального собрания и Сената.

33. Национальное собрание состоит из депутатов, избираемых всеобщим прямым тайным голосованием на срок пять лет с возможностью переизбрания. Национальное собрание контролирует деятельность правительства. Каждый депутат является представителем всей нации.

34. Сенат состоит на две трети из лиц, избираемых органами местного самоуправления, и на одну треть – из лиц, назначаемых президентом Республики. Срок полномочий сенаторов – пять лет. Депутаты и сенаторы пользуются парламентской неприкосновенностью. Следует отметить, что Сенат пока еще не сформирован.



4.3 Исполнительная власть

35. Раздел IV Конституции посвящен исполнительной власти, а раздел V – ее взаимоотношениям с законодательной властью. Органы исполнительной власти занимаются осуществлением внутренней и внешней политики страны.

36. Согласно Конституции, в Того существует полупарламентский режим с двумя институтами исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляется президентом Республики, который избирается всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на пять лет с возможностью переизбрания21, и правительством во главе с премьер-министром, который назначается президентом Республики22.

4.4 Судебная власть

37. Деятельность судебной власти регулируется разделом VIII Конституции. Органы судебной власти независимы от законодательной и исполнительной властей. Судьи при исполнении своих функций руководствуются только законом23. Судебная власть занимается осуществлением законов и регламентирующих актов.



5. Социально-экономические характеристики

38. Экономика Того опирается на ресурсы трех основных секторов: сельского хозяйства, торговли и промышленности.



5.1 Земледелие, животноводство и рыболовство

5.1.1 Земледелие

39. Земледелием занимаются 70% населения страны. Оно является главным двигателем тоголезской экономики с точки зрения вклада в валовой внутренний продукт (ВВП), в занятость и в предложение продовольственных товаров. Так, на его долю приходится около 40 % ВВП (в среднем за период 1995−2005 годов), оно обеспечивает занятость почти двух третей активного населения и более 20% экспортных поступлений. Поэтому сектору земледелия отводится ключевая роль во всей национальной стратегии борьбы с голодом и нищетой. Кроме того, на его долю приходится более 20% поступлений от экспорта.

5.1.1.1 Продовольственные культуры

40. Площадь угодий, отведенных под возделывание продовольственных культур, составляет 842 124 га, или 20% всей территории страны. Производство продовольственных культур является основным субсектором экономики Того: на его долю приходится 69% сельскохозяйственного валового внутреннего продукта страны. Главными производимыми в Того продовольственными культурами являются, в частности, кукуруза, маниок, ямс, просо, фасоль, фоньо, сорго, арахис и соя.

41. Важно отметить, что рост производства целого ряда продовольственных культур в стране снизился в результате совокупного воздействия приостановки международной помощи (в 1993−2007 годах) и неблагоприятных климатических условий.

42. Так, среднегодовой уровень роста производства кукурузы с 8,0% в период 1990/91−1997/98 годов (до прекращения международного сотрудничества) упал до 2,8% в период 1998/99−2005/06 годов (когда международное сотрудничество было приостановлено).

43. Рост производства маниока сократился с 6,9% до 2,1%, ямса – с 7,8% до −1,7% , неочищенного риса – с 19,7% до −1,5%.

44. Что касается фасоли (сорт ньебе) и арахиса, то рост их производства сократился соответственно с 13,5% до 6,8% и с 6,9% до 0,3% в течение того же периода24.

45. При этом объемы производства сорго и проса, на которые международная помощь не распространялась, показали тенденцию к росту. Так, например, годовой рост производства сорго составил порядка 2,8% до прекращения помощи и 4,5% − в период остановки помощи в целях развития.

46. Рост производства проса вырос с −4,4% в период 1990/91−1997/98 годов до −0,4% в период 1998/99−2005/06 годов.

5.1.1.2 Доходные культуры

47. Производство доходных культур ориентировано на экспорт. Такими культурами являются кофе, какао, хлопок, пальмовое масло. За исключением хлопка, культивируемого на всей территории страны, доходные культуры выращиваются в основном на юге (область Плато). Выращивание доходных культур обеспечивает 10% сельскохозяйственного валового внутреннего продукта.

48. В период приостановки международного сотрудничества производство доходных культур также сократилось. За последние 10 лет объем производства какао уменьшился примерно на 67%, кофе – на 57%, хлопка – более чем на 70%.

49. Сельскохозяйственное производство в Того по-прежнему носит в основном натуральный характер. В стране не предусмотрено динамичной политики развития перерабатывающей агропромышленности для внутреннего потребления и внешней торговли, но при этом прилагаются усилия для модернизации сектора.

50. Так, с целью стимулирования сельскохозяйственного производства в 1968 году в Тове (область Плато) был открыт Центр сельскохозяйственного профессионального обучения. Кроме того, для модернизации и повышения профессионального уровня в области сельского хозяйства в 1998 году были созданы два акционерных общества смешанного типа:

a) Тоголезский институт агрономических исследований (ТИАИ). Институт проводит исследования с целью содействия развитию сельского хозяйства, в частности земледелия, животноводства, рыболовства, лесоводства, охраны окружающей среды, равно как и развитию сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий;

b) Институт консультирования и технической поддержки (ИКТП). Институт занимается развитием профессионального сельского хозяйства путем распространения сельскохозяйственных технологий, разработанных ТИАИ и адаптированных к потребностям и возможностям производителей. К задачам Института также относится содействие профессиональным экономическим сельскохозяйственным организациям (ПЭСО) с целью их преобразования в действенные коллективы, способные решать задачи в различных отраслях сельского хозяйства.

51. Юридический статус ТИАИ и ИКТП был преобразован декретами №№ 2008-117/PR и 2008-119/PR от 29 августа 2008 года для наделения их статусом государственного юридического лица на основе самоуправления.

52. Для успешного выполнения возложенных на них задач оба акционерных общества проводят в каждой деревне оценку потребностей крестьян по методу программы УРСД ("Участвуй в развитии своей деревни"). Процесс популяризации новых технологий охватил практически всю страну; в целом ряде населенных пунктов уже имеются консультанты по вопросам земледелия.

5.1.2 Животноводство

53. Животноводство представляет собой важное направление деятельности в рамках сельскохозяйственного сектора Того. На его долю приходится 13,4% СХВВП и 3% ВВП, в нем занято 75% тружеников сельского хозяйства. Несмотря на имеющийся потенциал, страна испытывает дефицит мясных продуктов. Этот дефицит, составляющий порядка 40% при среднегодовом объеме потребления мяса и субпродуктов в 7 кг на душу населения, с каждым годом усиливался ввиду демографического роста и низкой производительности труда. Нужно отметить, что годовой объем потребления на душу населения ниже нормы, заявленной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), которая составляет 12 кг на душу населения в год.

54. Численность производимого в стране поголовья незначительна; согласно оценкам, она в настоящее время составляет 302 500 голов крупного рогатого скота, 1 583 000 овец, 1 781 000 коз, 301 500 свиней и примерно 12 000 000 голов птицы.

55. Годовой объем производства мяса оценивается приблизительно в 26 000 т, производства яиц – примерно в 30 000 т. Для восполнения дефицита страна вынуждена ежегодно импортировать 30 000 голов крупного рогатого скота, 40 000 голов мелких жвачных живьем и в тушах, а также птицу (311 075,88 т в 2007 году, 57 585 т в 2008 году) и большие объемы молока и молочных продуктов.

56. Следует также отметить, что внутренний рынок подпитывается перегоняемым скотом: на территорию Того ежегодно перегоняется примерно 70 000 голов крупного рогатого скота в поисках пастбищ и водопоев. Благодаря этой системе местные рынки пополняются убойным скотом.

57. Ситуация дефицита мясных продуктов обострилась под воздействием социально-экономических условий, характеризующихся ростом цен на мясные продукты, постоянной нищетой, увеличением потребностей в животных белках (около 45 000 т мяса и 15 000 молока в год) в результате демографического роста и урбанизации.

58. Кроме того, недавние наводнения и вспышки заболеваний животных (сибирской язвы, африканской чумы свиней, птичьего гриппа, чумы мелких жвачных (овец, коз), перипневмонии, Ньюкаслской болезни и т.п.) вызвали массовый падеж скота (459 свиней в Даньи за период с ноября 2008 года по февраль 2009 года, около 30 000 голов птицы − вследствие заражения птичьим гриппом).

59. К указанным проблемам добавляются трудности, связанные с обеспечением исходными ресурсами, незнанием животноводами технологий выращивания скота, ограниченными возможностями кредитования, нехваткой средств для участия у вспомогательных структур, отсутствием механизмов контроля за качеством и технологией производства.

60. Для сокращения дефицита правительством с 1993 года были приняты различные меры. В своем Заявлении о политике развития сельского хозяйства (ЗПРСХ) оно сделало упор на субсектор животноводства (особенно мелкого животноводства). В этом заявлении указано, что "сокращение дефицита будет достигаться прежде всего через разведение видов животных краткого цикла – овец, коз, птицы, свиней. Для обеспечения роста поголовья требуется овладевать технологиями животноводства в рамках деятельности объединений производителей",

61. Так, проводившиеся с 1980 года мероприятия продолжались до 2000 года по линии ряда региональных и национальных проектов, таких, как Проект развития мелкого животноводства в области Кара (ПРОМЖК), Национальная программа развития мелкого животноводства (НПМЖ) при содействии в двух последних случаях со стороны французской НПО "Агрономы и ветеринары без границ"(АВБГ); Проект поддержки семейного животноводства (ППСЖ), инициированный АВБГ, которая обеспечила его финансирование совместно с Агентством по вопросам развития Франции (АРФ), начался в 2001 году и принес вполне удовлетворительные результаты в области традиционного птицеводства. Кроме того, мероприятия по диверсификации в рамках Специальной программы продовольственной безопасности (СППБ), направленные на развитие мелкого животноводства, были начаты в 2003 году и продолжались вплоть до 2005 года.

62. Для осуществления плана по активизации разведения животных краткого цикла, заявленного тоголезским государством в русле его сельскохозяйственной политики, и для продолжения мероприятий по линии ППСЖ и СППБ, завершившихся соответственно в декабре 2004 года и в июле 2005 года, в ходе рабочего совещания по утверждению Национальной программы среднесрочного инвестирования Комплексной программы развития сельского хозяйства в Африке/Нового партнерства в интересах развития в Африке (КПРСХА/НЕПАД), состоявшегося 18 и 19 мая 2004 года в Ломе, в числе приоритетов был принят проект развития мелкого животноводства.

63. В рамках борьбы с заболеваниями животных на всей территории страны в 1989−1999 годах осуществлялся проект по борьбе с трипаносомозом животных. Африканская программа по борьбе с эпизоотиями (АФПЭ) была разработана в Того и завершена в 2004 году.

64. Что касается выведения эффективных производителей, то исследовательский центр в Колокопе занимается выведением производителей мелкого рогатого скота, центр в Глиджи – выведением репродуктивных пород свиней, а в центре Аветону проводятся исследования по вопросам животноводческого производства. На ранчо в Аделе и Намьеле ведутся работы по достижению одной общей цели – выведения пород тяглового скота, распространения качественных производителей среди традиционных хозяйств и реализации излишков производства для целей мясопереработки. В областях, в Ломе и Адетикопе для усовершенствования коммерческой и санитарной цепочки организованы рынки скота.

65. Все указанные мероприятия дали обнадеживающие результаты и заслуживают продолжения по линии нынешней стратегии подъема сельскохозяйственного производства и плана неотложных действий на период 2008−2010 годов.

66. Краткосрочные неотложные действия уже были проведены в 2008 году и продолжаются в рамках профилактики пандемических заболеваний животных и борьбы с ними.

67. Для профилактики и ликвидации таких высокопатогенных заболеваний, как сибирская язва и птичий грипп, в 2008 году было профинансировано семь проектов и Программа технического сотрудничества (ПТС) при поддержке таких финансовых партнеров, как Всемирный банк, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), ФАО, Европейский союза (ЕС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Агентство Соединенных Штатов Америки по международному развитию (ЮСЭЙД), Африканский банк развития (АБР), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Организация "Ветеринары без границ − Швейцария", Организация "Агрономы без границ". Осуществление этих мероприятий продолжается.

68. В настоящее время для улучшения уровня жизни животноводов путем повышения значимости этой профессии и ее социального статуса предусмотрены следующие действия:

a) Неотложные действия:

i) поддержка/консультирование (активизация распространения технологий улучшения жилищных условий, питания, гигиены, управления пастбищами и поголовьем);

ii) эпидемиологический контроль: субсидирование кампаний по вакцинации от всех заболеваний животных;

iii) повышение рентабельности ранчо и исследовательского центра в Аветону;

iv) укрепление институционального потенциала (профессиональная подготовка, усиление кадрового состава и т.п.).

b) Краткосрочные и долгосрочные действия:

i) обеспечение животноводов качественными производителями;

ii) создание и усовершенствование сбытовой цепочки для продукции животноводства;

iii) создание системы кредитования, адаптированной к производственному циклу животноводства;

iv) содействие в создании мелких хозяйств;

v) восстановление и налаживание объектов инфраструктуры и оборудования (скотобоен, холодильных камер, авторефрижераторов, мясоперерабатывающих предприятий, рынков и т.д.).

69. В рамках национальных стратегий в области животноводства, разработанных с 2007 года, упомянутые выше мероприятия фигурировали в плане неотложных действий, принятом на национальном форуме тоголезского крестьянства, который проводился в Каре 14−18 февраля 2008 года. Эти мероприятия включены в Национальную программу сельскохозяйственных инвестиций (НПСХИ).

70. Чтобы поддержать Того в согласованной реализации НПСХИ в рамках Документа о стратегии борьбы с бедностью (ДСББ), в ходе совещания "за круглым столом" с партнерами в области развития, проводившегося в Ломе 29−30 июля 2009 года, был принят пакт ЭКОВАП (Сельскохозяйственной политики Экономического сообщества государств Западной Африки). Кроме того, были приняты следующие регламентирующие положения в области производства и здоровья животных:

a) Постановление № 70/MAEP/CAB/SG/DEP от 18 декабря 2008 года об управлении рынком скота в Адетикопе;

b) Декрет № 2007−089/PR от 26 июля 2007 года с изменениями, внесенными Декретом № 2008-033/PR от 11 марта 2008 года об учреждении, составе и полномочиях национального комитета и префектурных комитетов по вопросам перегона скота;

c) Межведомственное постановление № 001/MAEP/MAEIR/MATDCL/ MEF/MCDAT/MSPC от 22 мая 2008 года об организации движения по перегону скота в Того;

d) Закон № 98-019 от 23 декабря 1998 года о занятии профессией ветеринара;

e) Постановление № 44/MAEP/SG/DEP от 8 июня 2005 года о порядке ветеринарной практики;

f) Постановление № 21/MAEP/SG/DEP от 2 октября 2003 года о создании, полномочиях, структуре и функционировании сети эпидемиологического контроля над заболеваниями животных в Того;

g) Закон № 99-002 от 12 февраля 1999 года о санитарной ветеринарной полиции на территории Тоголезской Республики;

h) Межведомственное постановление № 046/MAEP/MS/MISD от 8 июня 2005 года о назначении рынка скота в Адетикопе в качестве единственного рынка скота для Ломе и его окрестностей;

i) Межведомственное постановление № 78/MAEP/MCTA от 2 октября 2005 года о запрещении импорта живой птицы и мяса птицы;

j) Межведомственное постановление № 2006-005/PMRT от 15 февраля 2006 года об учреждении межведомственного комитета по вопросам профилактики птичьего гриппа и борьбы с ним.

5.1.3 Рыболовство

71. В секторе рыболовства Того занято 22 000 субъектов, включая 12 000 женщин, занимающихся ловом, обработкой и реализацией рыбы и морепродуктов.

72. Ежегодный объем потребностей населения в рыбе оценивается в 70 000 т при уровне потребления порядка 13 кг на душу населения в год, тогда как объемы национального промысла составляют 25 000 т на море и около 5 000 на реках и лагунах. Дефицит покрывается за счет импорта примерно 40 000 т рыбы. Протяженность береговой линии Того составляет 50 км, площадь континентального шельфа – порядка 1 200 км2, промысловый потенциал его незначителен.

73. Хотя объемы промысла невелики, рыболовный сектор играет важную роль, поскольку является главным источником животных белков для населения Того. Кроме того, рыболовство обеспечивает 4% сырьевого ВВП и 1,4% общенационального ВВП.

74. Нынешняя политика Управления рыболовства и аквакультуры направлена на развитие аквакультуры – единственного средства повышения объема промысла продуктов рыболовства, в частности рыбы, чтобы снизить зависимость от поставок рыбы из-за рубежа.

75. Следует отметить, что промысловое рыболовство имеет низкий уровень развития из-за узости береговой линии и низкого промыслового потенциала страны.



5.2 Горнодобывающая промышленность, энергетика, водные ресурсы и отрасли промышленности

76. В тоголезских недрах залегают самые разные полезные ископаемые, в частности железо, золото, хромит, титан, никель, алмазы, платина, цинк, мрамор, известняк, фосфаты, фарфоровая глина, глинистые сланцы25. Их месторождения в большинстве своем не освоены, за исключением известняка, который используется для производства цемента компаниями "Симан дю Того" (CIMTOGO) "Уэст африкэн симент" (WACEM), а также фосфатов, разработку которых ведет Новая фосфатная компания Того (НФКТ).



5.3 Страховые компании

77. В Того действует целый ряд страховых компаний, которые предлагают широкий спектр всевозможных видов страховых услуг и имеют сеть представительств на всей территории страны, а именно:



  • Тоголезское страховое объединение и Африканская страховая компания (ТСО−АСК);

  • Федерация страховых компаний Того (ФСКТ);

  • Компания "КОЛИНА С.А. Ассюранс";

  • Компания "Ассюранс женераль дю Того" (АЖТ);

  • Компания "Федас Того";

  • Компания "НСИА";

  • Компания "Бенефишиал лайф".

78. В стране также действует компания по перестрахованию − Межафриканская компания брокерских услуг и перестрахования (КИКА-РЕ), которая является межправительственной организацией. Следует также отметить наличие брокерских контор и компаний по консультированию в области страхования:

  • Международная группа "ГРАС Савуа";

  • Африканская посредническая компания по страхованию и перестрахованию (АСП).

5.4 Транспорт

5.4.1 Автомобильный и железнодорожный транспорт

79. Дорожная сеть Того (11 672 км)26 имеет показатель плотности (20,62 км/100 км2), являющийся одним из самых высоких в Западноафриканском субрегионе. При этом дорог с покрытием в стране немного27: доля асфальтированных национальных дорог едва достигает 21%. За последние 10 с лишним лет инвестиции в строительство новых дорог были редкостью. Что касается проселочных дорог, то существует еще множество анклавных районов, в том числе со значительным сельскохозяйственным потенциалом. В 2005 году доля дорожной сети в хорошем состоянии составляла соответственно 33% для национальных дорог с покрытием, 13% для национальных дорог без покрытия и порядка 7% − для городской дорожной сети всех категорий.

80. Сеть железных дорог общей протяженностью 493 км относится главным образом к колониальной эпохе. Раньше она включала четыре маршрута:



  • Ломе-Анехо: 47 км;

  • Ломе-Кпалиме: 120 км;

  • Ломе-Блитта: 267 км;

  • Ломе-Таблигбо (маршрут доставки клинкера): 50 км.

81. В настоящее время действует только маршрут Ломе-Таблигбо.

82. Национальная компания железных дорог Того, осуществлявшая управление железнодорожной сетью, сейчас является неплатежеспособной.

5.4.2 Воздушный транспорт

83. В Того есть два международных аэропорта – Ломе и Ниамтугу. Авиаперевозки осуществляются иностранными компаниями.

5.4.3 Морские перевозки

84. Морские перевозки осуществляются через автономный порт Ломе, который был построен в октябре 1967 года вместо причала, существовавшего с 1904 года. Этот порт является национальным государственным предприятием промышленно-торгового назначения, имеющим статус юридического лица и финансовую самостоятельность. Порт располагает глубоководной гаванью и выполняет большой объем транзитных операций, обслуживая страны Сахеля, в частности Буркина-Фасо, Нигер и Мали.



5.5 Телекоммуникации

85. В Того имеется телекоммуникационная сеть с двумя наземными станциями, расположенными в Ломе и Каре.

86. Услуги классической телефонной связи предоставляются компанией "Того Телеком", которая охватывает города и крупные населенные пункты и насчитывает более 56 724 абонентов28. Мобильную телефонную связь, которая вскоре охватит всю территорию страны, обеспечивают две компании:


  • "Того-Селлюлер" ("Тогоселл"), созданная в 1998 году и насчитывавшая в январе 2009 года 1 000 000 абонентов29;

  • "Моов" − частная компания, насчитывавшая в июне 2009 года 569 357 абонентов30.

5.6 Туризм и гостиничная инфраструктура

87. Туристическая деятельность в Того имеет среднюю интенсивность. В стране имеется ряд туристических объектов:

a) Природные объекты, состоящие из заповедников (Фазао, Мальфакасса в префектуре Сотубуа – самый обширный парк Того), водопады, водотоки и озеро Того, горы [(где практикуются горные походы, парапланеризм (горы Дайи и Агу)], пещеры с летучими мышами в Кекуву в префектуре Агу, пещеры Нано в префектуре Танджуаре;

b) Культурные объекты: Кутамаку в префектуре Керан (занесен в каталог всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), невольничьи места (деревянный дом в Агбодрафо), объекты Гботсоме в Глиджи (Кпесосо), монастыри, рынок талисманов, наскальная живопись в Намуджоге (Саванны), стена Агбогбо в Нотсе, скульптуры Тембермы, горная расщелина в Аледжо;

c) Исторические объекты: немецкая база в Камине, европейское кладбище.

88. Что касается гостиничного и ресторанного хозяйства, то в стране существуют различные категории ресторанов и таверн ("маки"): в традиционных тавернах и ресторанах подаются в основном блюда местной кухни, а в тавернах и ресторанах международного класса имеются европейские, азиатские, американские и иногда местные меню.



5.7 Торговля

5.7.1 Внутренняя торговля

89. Внутренняя торговля осуществляется через традиционные рынки и современные учреждения. В области традиционной торговли существует три вида рынков: местные рынки, сфера влияния которых ограничивается одним или несколькими населенными пунктами, областные рынки и межобластные рынки.

90. Современные учреждения монополизируют почти каждую отрасль импорта и дистрибуции импортируемых товаров. Их можно распределить по четырем категориям:

a) европейские торговые дома;

b) учреждения, принадлежащие выходцам с Востока (ливано-сирийцам или индо-пакистанцам);

c) национальные магазины;

d) многочисленные торговые точки тоголезцев и иностранцев африканского происхождения.

5.7.2 Внешняя торговля

91. В 2002 году во внешнеторговом балансе Того было зарегистрировано отрицательное сальдо порядка 105,5 млрд. франков КФА (объем поступлений – 295,7 млрд. франков КФА, объем расходов на импорт – 401,2 млрд. франков КФА).

92. Доля внешнеторговых сделок в 2002−2007 годах увеличилась в среднем на 3,5%. За этот период дефицит существенно сократился только в 2003 году, когда он составил 91,1 млрд. франков КФА по сравнению с 189,7 млрд. франков КФА в остальные годы. Наиболее высокий дефицит был отмечен в 2005 году – порядка 270,2 млрд. франков КФА (объем экспортных поступлений − 348,3 млрд. франков КФА, объем расходов на импорт − 618,5 млрд. франков КФА).

93. Основную часть экспорта составляют хлопок, фосфаты, клинкер, кофе и какао. Доходы от экспорта хлопка существенно упали − с 40,6 млрд. франков КФА в 2002 году до 12 млрд. франков КФА в 2007 году. Аналогичная тенденция наблюдалась и на рынке фосфатов: доходы от их экспорта сократились с 28,7 млрд. франков КФА в 2002 году до 15 млрд. франков КФА в 2007 году.

94. К импортируемым товарам относятся прежде всего продукты питания, товары широкого потребления, промежуточные потребительские товары, оборудование и нефтепродукты. Доля нефтепродуктов за период 2002−2007 годов сократилась в среднем на 6,3%, несмотря на рост цен, наблюдавшийся в 2007 году.

5.7.3 Внешняя торговля и платежный баланс

95. Объем экспорта товаров на условиях франко-борт (ФОБ) вырос с 295,7 млрд. франков КФА в 2002 году до 315 млрд. франков КФА в 2007 году, то есть на 1,3% в среднегодовом выражении. Того экспортирует в основном кофе, какао, хлопок, фосфаты и клинкер. С учетом регионального экспорта в страны Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) клинкер занимает первое место в списке товаров, экспортируемых из Того.

96. Согласно имеющимся данным за 2007 год, тремя основными потребителями тоголезского экспорта являются Нигер, Бенин и Индия.

97. В 2006 году экспорт товаров из Того в страны Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) составил 43,3% общего объема экспорта и достиг 61,3 млрд. франков КФА по сравнению с соответственно 37,5% и 76 млрд. франков КФА в 2005 году. Третьим клиентом Того является Буркина-Фасо: на нее приходится 9,2% общего объема тоголезского экспорта.

98. По итогам 2007 года объем экспорта Того в страны ЭКОВАС составил 69,7 млрд. франков КФА, то есть на 41,8% меньше, чем за 12 месяцев 2006 года. Таким образом, доля ЭКОВАС составила 49,3% общего объема экспорта из Того по сравнению с 59% в 2006 году. Гана является основным потребителем тоголезского экспорта среди стран ЭКОВАС без учета стран ЗАЭВС с объемом закупок в 7,8 млрд. франков КФА против 37,6 млрд. франков КФА в 2006 году.

99. Что касается импорта товаров на условиях ФОБ, то его объем также вырос с 401,2 млрд. франков КФА в 2002 году до 511,6 млрд. франков КФА в 2007 году. В среднегодовом выражении его рост составил порядка 5%.

100. За 2007 год в стоимостном отношении импорт Того сократился на 19,7% по сравнению с 2006 годом (631 млрд. франков КФА) и составил 511,6 млрд. франков КФА.

101. Среди стран-поставщиков Того лидирует Франция с объемом в 72,2 млрд. франков КФА против 79,7 млрд. франков КФА в 2006 году. За Францией следует Китай: из этой страны Того ввезла товаров на сумму 59,3 млрд. франков КФА, что на 29% больше, чем по состоянию на конец декабря 2006 года.

102. Основным поставщиком Того среди африканских стран является Гана с объемом 14,5 млрд. франков КФА, что составляет 3,9% общей стоимости импорта, по сравнению соответственно с 6,6 млрд. франков КФА и 1,7% в 2006 году.



Таблица 3
Показатели платежного баланса




Годы

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Баланс по текущим операциям в % от ВВП
в текущих ценах

−9,5

−9,7

−10,6

−21,8

−15,3

−9,1

Баланс по текущим операциям без учета субсидий в % от ВВП в текущих ценах

−15,7

−17,3

−19,4

−30,7

−26,3

−20,2

Баланс по текущим операциям без учета официальных трансфертов в % от ВВП в текущих ценах

−10,2

−10,3

−11,6

−22,8

−16,6

−10,5

Коэффициент покрытия импорта за счет экспорта

73,7

79,2

70,4

56,3

61,9

61,6

Источник: Национальный комитет по вопросам валового внутреннего продукта: 11/03/2009, Центральный банк западноафриканских государств (ЦБЗАГ).

5.8 Государственные финансовые операции

103. За десятилетие 1998−2008 годов государственные расходы почти удвоились − с 153,1 млрд. франков КФА в 1998 году до 307,6 млрд. франков КФА в 2008 году. Наиболее крупными статьями являлись расходы по персоналу, общие расходы, расходы на оборудование, на расширение дорожной сети и на другие объекты.

104. В 1998 году объем государственных расходов (153,1 млрд. франков КФА) оказался выше объема доходов (140,9 млрд. франков КФА), в результате чего дефицит бюджета составил 12,2 млрд. франков КФА.

105. В 2002 году размер бюджетного дефицита равнялся 18,1 млрд. франков КФА, в 2003 году – 20,2 млрд. франков КФА, в 2004 году – 10 млрд. франков КФА, в 2005 году – 15,2 млрд. франков КФА, в 2006 году – 6,7 млрд. франков КФА и в 2008 году – 42,5 млрд. франков КФА.

106. Для восстановления бюджетного равновесия между доходами и расходами государство было вынуждено прибегнуть к источникам зарубежного финансирования, тем самым увеличив объем внешнего долга перед своими партнерами.

Внешний долг

107. В 1992 году сумма внешнего долга Того оценивалась в 300 млрд. франков КФА; в 1997 году она возросла до 800 млрд. франков КФА, а затем − с 818 млрд. франков КФА в 1998 году до 890,3 млрд. франков КФА в 2002 году. В 2003 году внешний долг страны составил 827 млрд. франков КФА, в 2004 году − 781,5 млрд. франков КФА, в 2005 году − 820,5 млрд. франков КФА, в 2006 году − 782,7 млрд. франков КФА, в 2007 году − 845,7 млрд. франков КФА и в 2008 году – 680 млрд. франков КФА.



108. Отдавая себе отчет в тяжести бремени внешнего долга, правительство прилагает значительные усилия для его сокращения и даже его полной ликвидации. Так, например, в течение всего периода 1998−2008 годов предусматривалась отдельная статья расходов по обслуживанию долга. Суммы, ассигнованные по этой статье, составляли в 1998 году 22,7 млрд. франков КФА, в 2002 году – 30,6 млрд. франков КФА, в 2003 году – 28,3 млрд. франков КФА, в 2004 году − 32,9 млрд. франков КФА, в 2005 году – 33,4 млрд. франков КФА, в 2006 году – 29,4 млрд. франков КФА и в 2008 году – 54,2 млрд. франков КФА.

6. Показатели развития

Экономические показатели
следующая страница >>


izumzum.ru