Олимпиадные задания 11 класс История и теория литературы, культура - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Олимпиадные задания 11 класс История и теория литературы, культура - страница №1/1

Олимпиадные задания

11 класс

История и теория литературы, культура


  1. Укажите имя авторов и названия произведений, герои которых видят такие сны. Объясните роль этого литературного приёма в художественном произведении.




    • Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвый шевелится...

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь - на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг... в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы...

Что же девица?.. Дрожит...

Гибель близко... но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...

Снова бледность на устах;

В закатившихся глазах

Смерть изобразилась...

Глядь, Светлана... о творец!

Милый друг ее - мертвец!

Ах!.. и пробудилась.


  • «Потом <> приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как< >, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать».


«Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день. Богатый, роскошный деревенский коттедж, в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз; светлая, прохладная лестница, устланная роскошным ковром, обставленная редкими цветами в китайских банках. Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющийся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось, но он поднялся по лестнице и вошел в большую, высокую залу, и опять и тут везде, у окон, около растворенных дверей на террасу, на самой террасе, везде были цветы. Полы были усыпаны свежею накошенною душистою травой, окна были отворены, свежий, легкий, прохладный воздух проникал в комнату, птички чирикали под окнами, а посреди залы, на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Этот гроб был обит белым граденаплем и обшит белым густым рюшем. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нем девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора, руками. Но распущенные волосы ее, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал ее голову. Строгий и уже окостенелый профиль ее лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах ее была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. <>знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…»


  • Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут ни капли толку,

Глядит она тихонько в щелку,

И что же видит?.. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

XVII

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет;

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конской топ!


  • «- Да, сон, - сказала она. - Давно уж я видела этот сон. Я видела, что я вбежала в свою спальню, что мне нужно там взять что-то, узнать что-то; ты знаешь, как это бывает во сне, - говорила она, с ужасом широко открывая глаза, - и в спальне, в углу, стоит что-то.

- Ах, какой вздор! Как можно верить...

Но она не позволила себя перебить. То, что она говорила, было слишком важно для нее.

- И это что-то повернулось, и я вижу, что это мужик с взъерошенною бородой, маленький и страшный. Я хотела бежать, но он нагнулся над мешком и руками что-то копошится там...

Она представила, как он копошился в мешке. Ужас был на ее лице. <>

- Он копошится и приговаривает по-французски, скоро-скоро и, знаешь, грассирует: "Il faut le battre le fer, le broyer, le petrir..." И я от страха захотела проснуться, проснулась... но я проснулась во сне. И стала спрашивать себя, что это значит. И Корней мне говорит: "Родами, родами умрете, родами, матушка..." И я проснулась...»
2. Назовите способ рифмовки. Составьте схему сочетания рифм.

  • Черный крест на груди итальянца —

Ни резьбы, ни узора, ни глянца, —

Небогатым семейством хранимый

И единственным сыном носимый...

(М. Светлов «Итальянец»)




  • Вам,

конечно, известно

явление «рифмы».

Скажем,

строчка


окончилась словом

«отца»,


и тогда

через строчку,

слога повторив, мы

ставим


какое-нибудь

«ламцадрица-ца».

(В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»).


  • Четыре дня мы шли опустошенной степью.

И вот открылось нам раздолие Днепра,

Где с ним сливается Десна, его сестра...

Кто не дивится там его великолепью1

(В Брюсов «Разоренный Киев»)


3. О каком писателе второй половины XIX века идёт речь?

1831, 4(16) февраля. Родился в селе Горохово Орловского уезда Орловской губернии в семье заседателя Орловской уголовной палаты, дворянина по выслуге.

1841—1846. Проходит обучение в Орловской губернской гимназии.

1862, январь—июнь. Является постоянным сотрудником петербургской газеты “Северная пчела”. Поддерживает правительственные реформы, участвует в полемике с “Современником”.

30 мая. Публикует в “Северной пчеле” статьи о пожаpax в Петербурге, которые углубили конфликт между писателем и демократической русской литературой.

1863. Публикует повесть “Овцебык” в “Отечественных записках” № 4 за 1863 год.

1863—1867. Создает цикл произведений о русских женщинах: “Житие одной бабы” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865), “Воительница” (1866), “Котин Доилец и Платонида” (1867), “Расточитель” (1867).

1883, февраль. За публикацию антицерковных очерков уволен с государственной службы.

1895 21 февраля (5 марта) умер. Похоронен в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

4. В каких произведениях русской литературы нашёл отражение образ Петра 1?
5. Назовите имя композитора, автора оперы «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого.
6. Интерпретация лирического произведения.

Ф. И. Тютчев

Фонтан


Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.



<1836>
Ответы

История и теория литературы, культура
Укажите имя авторов и названия произведений, герои которых видят такие сны. Объясните роль этого литературного приёма в художественном произведении.

В. А. Жуковский «Светлана» (сон Светланы)

И. А. Гончаров «Обломов» (сон Обломова)

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (сон Свидригайлова)

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны)

Л. Н. Толстой «Анна Каренина» (сон Анны Карениной)
Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия. Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно. Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.

Иногда автор прибегает к описанию сна, когда желает при помощи этого приема, путем чисто внешней изобразительности, подчеркнуть известные душевные качества своего героя, чаще героини. Совершенно иным целям служит введение сна, как средства перехода от одного эпизода к другому, что особенно важно бывает при описании путешествий, странствований, осмотров, совершения подвигов и т. д., словом, в тех случаях, когда развитие действия приобретает характер кинематографической смены картин.

Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого. В подобных случаях изображение вещего сна является особым художественным приемом, ибо все развитие сюжета предопределяется содержанием сновидения, и развязка романа заранее задана. Иногда автору бывает необходимо ввести в сюжет элемент морализации, нравственной оценки поступков действующих лиц, между тем, обычный способ этического суждения ценности может оказаться нехудожественным или дать повод к обвинению в тенденциозности; сон преступника приходит в этом случае на помощь, и художник достигает желаемого успеха, не погрешая против эстетической и психологической правды. Свидригайлов («Преступление и наказание») перед самоубийством в кошмарном сне вспоминает свое прегрешение, и Достоевский, избегнув художественно опасной морализации, уверенной рукой ведет к искуплению.

Сон Татьяны в «Евгении Онегине» заключает в себе идею о близости героини к народу. Татьяна исключительно романтическая натура, что и доказывает её сон. Это органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Пушкин отбирает те обряды, которые теснее всего связаны с душевными переживаниями влюблённой героини. Во многом сон носит символический характер, таким образом автор переплетает народные представления о сне (образ ручья, медведя, леса и т.д.) и некоторые романтические образы (образ чудовищ, демона). Основная функция сна в романе – передать внутренние переживания героини. Кроме того, раскрывает глубину образа Татьяны (она единственная поняла и почувствовала неординарность натуры Онегина) и противоречивость характера Онегина (он – один из чудовищ во сне Татьяны и, вместе с тем, он один имеет человеческий облик и руководит всеми монстрами).

Данный приём помогает авторам: 1) в иносказательной форме передать внутренний мир героев, 2) более объективно показать определённую ситуацию из жизни героев, 3) «предсказать» дальнейшее развитие сюжета.

2. Назовите способ рифмовки. Составьте схему сочетания рифм.

1. Смежная (парная) рифмовка:

Черный крест на груди итальянца —

Ни резьбы, ни узора, ни глянца, —

Небогатым семейством хранимый

И единственным сыном носимый...

(М. Светлов Итальянец)



Схема сочетания рифм ААbb.

2. Перекрестная рифмовка:

Вам,


конечно, известно

явление «рифмы».

Скажем,

строчка


окончилась словом

«отца»,


и тогда

через строчку,

слога повторив, мы

ставим


какое-нибудь

«ламцадрица-ца».

(В. Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии).

Схема сочетания рифм — АbАb.

3. Охватная (опоясывающая, кольцевая) рифмовка:

Четыре дня мы шли опустошенной степью.

И вот открылось нам раздолие Днепра,

Где с ним сливается Десна, его сестра...

Кто не дивится там его великолепью1

(В Брюсов Разоренный Киев)



Схема — АbbА.

3. О каком писателе второй половины XIX века идёт речь?

Н. С. Лесков

4. В каких произведениях русской литературы нашёл отражение образ Петра 1?

А. Н. Толстой «Пётр Первый».

Ю. П. Герман «Россия молодая».

А. С. Пушкин поэмы «Полтава» и «Медный всадник», роман «Арап Петра Великого».

Д. С. Мережковский «Пётр и Алексей»

А. Брусникин «Девятный Спас»

Ю. Тынянов «Восковая персона»

А. Волков «Два брата».


5. Назовите имя композитора, автора оперы «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого.

Война и мир — опера Сергея Прокофьева, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по роману Льва Толстого.


6. Интерпретация лирического произведения.

«Silentium!» имеет творческое продолжение в «Фонтане» (1836). От одного стихотворения к другому прочерчивается прямая линия.

Поэт не останавливается в своем движении к истине, и оказывается: не только слово эфемерно и относительно, эфемерна и относительна самая мысль человеческая. Всякое знание загодя обречено на недостоверность. Тайна природы-сфинкса непостижима, тайна бездны и хаоса недоступна раскрытию, смысл жизни и смерти, дня и ночи скрыт от человека.

«Смертная мысль» воплощена в образе фонтана-водомета. Струя его тщится достигнуть высоты, «заветной» высоты, как говорит Тютчев. Образ фонтана обобщен до символа, более того — он превращен в некий миф, имеющий в поэзии Тютчева такое же хождение, как и миф о дне и ночи. Мысль — слово — молчание. Три героя у этого мифа.

До того как остановиться на разборе стихотворения «Фонтан», надо бегло сказать о повторяемости этого образа.

Рисуя вершины гор, Тютчев говорит, что по ним «бежит воздушная струя», снега на вершинах «вдруг просветлеют огнецветно», — все это краски «Фонтана», написанного в середине 30-х годов, приведенные же строки относятся к 1860-1861 годам. К 1861 году относится послание «Князю П.А. Вяземскому», которое кончается такими строками:

Фонтаны плещут тиховейно, Прохладой сонной дышит сад — И так над вами юбилейно Петровы липы здесь шумят...

Образ фонтана у Тютчева — излюбленный образ. В данном случае фонтан — существенный образ из тютчевского цикла-мифа о воде, о водной стихии, еще верней — о движении воды: источник, ручей, река, море, океан, далее — дождь, ливень, ураган, потоп. И как антипод этого мифа — миф об огне: искра, костер, пламень, пожар, зарево. Движение стихии в противоборстве с ее внутренними силами и в борении с враждебными ей стихиями — вот что всего более привлекает Тютчева.

Наблюдать за водой Тютчев, очевидно, очень любил. Это видно по стихам. Многие прямые и ассоциативные образы у него связаны с водой. Одним из таких ассоциативных образов был и «Фонтан».

«Фонтан» — картина, подготовленная этюдами и родившая в дальнейшем свои вари­анты. Но это не только картина. Это воплощенное в картине глубокое содержание: мысль человека высока, она стремительна, но и высота ее ограничена, и стремительность ее обусловлена определенными законами.

Лирическая миниатюра «Фонтан» начинается с обращения «смотри» (с такого же обращения к собеседнику начинаются у Тютчева и другие стихотворения: «Смотри, как на речном просторе...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Смотри, как роща зеленеет. ..»).

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится: Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым...

Рисунок фонтана по духу и по стилю напоминает рисунки водопадов Державина и Баратынского (обращает на себя внимание, что у последнего в его «Водопаде» такая же опоясанная рифмовка, как и в «Фонтане» Тютчева).

Живое облако клубится — это цельное впечатление при нашем приближении к предмету «дробится», обрастает деталями. Тютчев находит для глагола «клубится» еще более точное, чем облако («облаком живым»), определение — «влажный дым».

Сперва облако, а затем дым превращается в луч. Мы приблизились и увидели стержень, ствол, луч — струю фонтана, сначала невидимую за брызгами. Тютчев передает смену и градацию впечатлений — от первичного к окончательному.

Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

Первая строка этой строфы почти физически своим ритмом, своим синтаксисом передает полет луча фонтана до его «потолка», до его предела — «высоты заветной». «Лучом поднявшись к небу...» — слова, звуки этого периода стремительно взлетают, чтобы в самом конце строки, у самого ее порога, у короткого односложного слеза «он» внезапно, как бы в испуге, остановиться, сломаться и «ниспасть на землю» с высоты. Луч, сломленный на высоте и ниспадающий на землю, уже содержит в себе намек на даль­нейшее. Картина чревата мыслью, как часто бывает у Тютчева. И без лишних слов поэт высказывает свое наболевшее. Он начинает второе восьмистишие с восклицаний:

О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?

Восклицания сменяются недоуменными вопросами. «Фонтан» первой строфы стано­вится «водометом» второй строфы. В сочетании этих двух синонимов дана некая лексиче­ская антитеза, служащая содержанию и оттеняющая основную мысль. «Закон непо­стижимый» — по Тютчеву — «стремит» ввысь струю фонтана. Каков этот закон? Эпитет «непостижимый» одновременно относится к существу стихотворения, не названному в нем. Эпитет играет здесь главную роль, скрытую за кадром, за сценой. Мысль! Она, именно она — непостижима. Отнесенный к «закону» эпитет «непостижимый» чудодейственно и косвенно редуцирует на «мысль», выхватывая ее из глубины сознания, из глубины подтекста.

Описывая фонтан-водомет, Тютчев одновременно и обращается к нему:

Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая. Твой луч упорный преломляя. Свергает в брызгах с высоты.

Образ фонтана-водомета снова смыкается с образом луча. И для них обоих воз­никает общая преграда — некая «длань незримо-роковая», которая не дает ни мысли, ни струе фонтана взлететь, взойти, прорваться за предначертанный предел. Это не просто преграда. Дерзнувший взлететь фонтан и дерзнувшая проникнуть далее своей природы мысль будут еще более дерзостно свергнуты. «Незримо-роковая» длань — пусть в брызгах, пусть «пылью огнецветной», пусть в сиянии, — но непреложно свергает их с высоты.

Блеск и нищета человеческого познания, его ограниченность и относительность — все это вылилось у Тютчева в классически стройный образ фонтана. Читая это стихо­творение, мы испытываем истинное эстетическое наслаждение, не всегда и не обязательно помня, что в нем воплощены некоторые выводы Канта об ограниченных возможностях человеческого разума, о его неспособности проникнуть в суть вещей.

Л. Толстой в своем экземпляре тютчевской книги отметил «Фонтан» буквой «Г» (глубина). Спору нет, это стихотворение об ограниченности человеческого познания само по себе является образцом глубокого постижения человека, потому что человек неотъ-

емлем от его мысли. Перед нами шестнадцатистрочный стихотворный трактат, который мог бы называться «О границах человеческой мысли». Но он выглядит картиной, видной и — главное — доступной всем. Это своеобразная философская поэма, поэма в микро­издании, доведенная до двух восьмистиший.

Стихотворное двухголосие, параллель, аналогия, в которых все согласовано и все служит идее, образу, смыслу и все так зримо и так сочетает это зримое со звуковым... В поэзии мира считанное количество таких высоких образцов поэзии. Здесь все стройно, четко, гармонично. На таких образцах, как «Фонтан», если знать сопредельные с ним стихи Тютчева, родственные по теме и направленности, обогащающие друг друга оттенками смысла, — на таких образцах можно учиться не только стихотворству или вообще искусству слова, но и умению видеть невидимое и выражать его.



Л. А. Озеров
Оценивание заданий








Количество баллов

1.

Укажите имя авторов и названия произведений, герои которых видят такие сны. Объясните роль этого литературного приёма в художественном произведении.


10 баллов


2.

Назовите способ рифмовки. Составьте схему сочетания рифм.


9 баллов

3.

О каком писателе второй половины XIX века идёт речь?


6 баллов

4.

В каких произведениях русской литературы нашёл отражение образ Петра 1?


5 баллов

5.




Назовите имя композитора, автора оперы «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого.

Толстого.

5 баллов




6.

Интерпретация лирического произведения.


15 баллов







50 баллов



izumzum.ru