Обзор рынка выставочных услуг - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа министерства потребительского рынка и услуг 1 208.87kb.
Рынок образовательных услуг 1 Характеристика рынка образовательных... 2 663.77kb.
Обзор рынка строительного кирпича 2 257.82kb.
Пресс-обзор рынка недвижимости с 11 мая по 17 мая 2011 года 24 1426.57kb.
Влияние процессов глобализации на интеграцию банковского рынка, страхового... 1 129.55kb.
Пресс-обзор рынка недвижимости с 07 марта по 13 марта 2012 года 12 974.33kb.
Вопрос Загадки финансового рынка. Основные стилизованные факты о... 1 96.55kb.
Средневзвешенные ставки по депозитам в национальной валюте выросли... 1 59.73kb.
Обзор рынка фьючерсов на нефть и нефтепродукты 18 декабря 2012 1 16.96kb.
Аналитический обзор «Емкость российского рынка опор лэп» 1 12.59kb.
Обзор рынка колбасных изделий Республики Татарстан 1 46.65kb.
Проектная работа Тема: “Возрождению памятника истории и культуры... 1 62.78kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Обзор рынка выставочных услуг - страница №1/1



ОБЗОР РЫНКА ВЫСТАВОЧНЫХ УСЛУГ

Настоящий обзор рынка проводится в соответствии с пунктом 7.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 год, утвержденного приказом ФАС России от 10.01.2008 №1.

В качестве составления методической основы обзора рынка выставочных услуг используется приказ ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Источником информации являлась статистическая информация, полученная от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке выставочных услуг, Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ), Российского Союза выставок и ярмарок (далее – РСВЯ).

Обзор рынка выставочных услуг проведен Управлением контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.

ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование рынка выставочных услуг проводилось за 2007 год.



ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА УСЛУГ

Выставочные услуги – представляют собой комплекс услуг, к которым относятся предоставление выставочных площадей, а также всевозможные сопутствующие выставке сервисные услуги (размещение стендов, павильонов, застройка выставочных площадей, оказание услуг связи и т.д.).

Обзор рынка выставочных услуг в данном исследовании осуществляется в рамках предоставления организаторами выставок выставочной площади экспонентам.

При исследовании рынка выставочных услуг в части предоставления организаторами выставок выставочных площадей следует принимать во внимание его отличительные особенности, а именно: требования экспонента к выставочным площадям, период и тематику проведения выставочных мероприятий. Кроме того, особенностью данного исследования является то, что в качестве организатора выставок может выступать как лицо, использующее выставочные площади собственника для организации выставки, так и собственник площадей, использующий площади для организации выставки и/или для предоставления в аренду выставочных площадей.
При определении продуктовых границ рынка выставочных услуг учитывались данные ВЦИОМа. По данным ВЦИОМа, экспоненты принимая решение об участии в выставочном мероприятии, обращают внимание на тематику (36%), на место его проведения (37%), на известность организаторов выставки (24%), на стоимость аренды выставочной площади (13%). Тематика выставочного мероприятия, сроки проведения, а также условия предоставления выставочных площадей планируются заранее и включаются в план проведения выставочных мероприятий.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА
В качестве критериев определения географических границ следует выделить место проведения выставочного мероприятия и требования, предъявляемые экспонентами к выставочной площади.

При определении географических границ рынка учитывались факторы, влияющие на решение экспонента участвовать в выставочном мероприятии, а именно:

- место проведения выставочного мероприятия;

- тематика выставочного мероприятия;

- известность организаторов выставочного мероприятия;

- состав посетителей и компаний-экспонентов;

- стоимость аренды.
В большинстве случаев экспоненты стремятся принимать участие на выставочных площадях г.Москвы и г.Санкт-Петербурга, исходя из наибольшей экономической эффективности от участия в выставочных мероприятиях. Однако следует отметить, что у подавляющего большинства - 70% экспонентов не возникало проблем с арендой выставочных площадей нужного размера. Выставочные площади расположены на территории 22 субъектов Российской Федерации и охватывают все федеральные округа Российской Федерации.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что географические границы рынка выставочных услуг – Российская Федерация.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА РЫНКЕ

Общероссийский классификатор видов экономической (ОКВЭД) включает в себя несколько кодов классификации:

код 70.20.2 - «Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества», эта группировка включает в себя сдачу внаем выставочных залов, сдачу внаем земли, сдачу внаем торговых мест;

код 74.84 - «Предоставление прочих услуг», эта группировка включает в себя, в том числе, деятельность организаторов выставок, ярмарок и конгрессов;

код 92.3 - «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность», эта группировка включает в себя деятельность ярмарок и парков с аттракционами).

Однако указанные коды не позволяют в полной мере получить данные по организаторам выставочных мероприятий.

При проведении выставочного мероприятия можно выделить следующие группы участников:

- организатор выставок – юридическое лицо, использующее выставочные площади собственника для организации выставки, либо собственник площадей, использующий площади для организации выставки и/или для сдачи в аренду выставочных площадей

- собственник площадей – юридическое лицо, владеющее на праве собственности выставочными площадями;

- экспонент – юридическое или физическое лицо, участвующее в выставке для демонстрации своих экспонатов (товаров и услуг). Экспоненты делятся на категории «отечественные» и «иностранные»;

- посетитель выставки – лицо, посещающее выставку с целью знакомства с демонстрируемыми экспонатами и/или участия в программе выставки.

- организация, оказывающая сопутствующие выставке услуги.
По отраслевому назначению выставки подразделяются:

- универсальные, т.е. включают в себя проведение выставок, на которых представлены экспонаты различной направленности (потребительского и технического назначения);

- специализированные, т.е. выставки определенной тематической направленности;

Согласно имеющейся статистической информации на территории Российской Федерации в 2007 году насчитывалось 27 собственников выставочных площадей.


ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Выставочная площадь является важнейшим условием, влияющим и определяющим конкурентную среду на рынке выставочных услуг. Наличие соответствующего объема выставочной площади представляет собой возможность организатора выставочного мероприятия влиять на количество экспонентов, экспонатов, на стоимость аренды, количество посетителей и т.д.

Объем выставочных площадей Российской Федерации по итогам 2007 года составил 1251,157 тыс.кв.м. По сравнению с 2006 годом прирост выставочной площади составил 323,666 тыс.кв.м. или 34,89%.





(по данным Российского Союза выставок и ярмарок)
Особое внимание следует обратить на расчет коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

В связи с особенностью рынка выставочных услуг расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов с использованием стоимостной оценки предоставления выставочных площадей не отражает в полной мере состояние конкурентной среды, в частности:

на стоимость платы за использование выставочной площади влияет:

- тематика выставочного мероприятия и представляемых на ней экспонатов;

- оказание сервисных услуг;

- периодичность и продолжительность проведения выставочного мероприятия.

Таким образом, стоимость арендной платы выставочной площади будет существенно отличаться в зависимости от тематической направленности выставки, места и периода проведения выставочного мероприятия.

При расчете доли организатора выставочного мероприятия и оценки объема рынка выставочных услуг при данном исследовании учитываются следующие показатели:

- выставочная площадь;

- количество выставочных мероприятий;

- использованная выставочная площадь (нетто) для проведения выставочного мероприятия;

- количество посетителей, принимающих участие в выставочном мероприятии;

- количество экспонентов, принимающих участие в выставочном мероприятии;

- тематика выставочного мероприятия.


Расчет рыночной концентрации в зависимости от выставочной площади
Как указано выше, общий объем выставочной площади по итогам деятельности хозяйствующих субъектов в 2007 году составил 1251,2 тыс.кв.м. По результатам 2007 года объем выставочной площади вырос на 323,666 тыс.кв.м., в том числе 285,322 тыс.кв.м. (88,2%) общего прироста выставочной площади принадлежит ЗАО «Крокус Интернэшнл» (Московская область).

В 2006 - 2007 годах коэффициент рыночной концентрации CR3 составил 51,47% и 68,89% соответственно, что характеризует рынок как умеренноконцентрированный. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) в 2007 году составил 1924,35, что подтверждает значение коэффициента рыночной концентрации CR3. На рыночную концентрацию существенное влияние оказал прирост выставочных площадей.

В 2007 году ЗАО «Крокус Интернэшнл» ввел в действие дополнительные выставочные площади и одновременно увеличил свою долю в общем объеме выставочных площадей до 36,9% (приложение № 1).

2007 год отмечен ростом общей выставочной площади и арендованной экспонентами площади.

При этом 72,7% выставочных площадей сосредоточено в Центральном федеральном округе (приложение № 2).
Расчет рыночной концентрации в зависимости от количества выставочных мероприятий
По итогам 2007 года организаторами выставок проведено 1146 выставочных мероприятий, в 108 из которых принимали участие иностранные экспоненты. Наиболее активно участвовали экспоненты из Европы (56,2%), Азии (24,1%), СНГ (15,6%). Наибольший интерес к выставочным мероприятиям отмечен у хозяйствующих субъектов Германии, Италии, Польши, Франции, Финляндии, Турции, Китая, Беларусии, Украины, США.

(по данным Российского Союза выставок и ярмарок)
Коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) в 2007 году значительно не изменились по сравнению с 2006 годом, характеризуя рынок как низкоконцентрированный.

Среди хозяйствующих субъектов, организовавших наибольшее количество выставочных мероприятий выделяются ЗАО «Международная Выставочная Компания» (84 выставки), ВО «Сибирская ярмарка» (76 выставок), ВО «Рестэк» (70 выставок).

В 2007 году из общего количества выставочных мероприятий 27,3% и 14,9% соответственно проведено в Центральном и Северо-западном федеральных округах.
Расчет рыночной концентрации в зависимости от использованной выставочной площади (нетто)
Выставочная площадь (нетто) - это общая площадь, используемая экспонентами под экспозиции.

При оценке концентрации рынка в зависимости от использованной выставочной площади (нетто) необходимо учитывать, что в качестве организаторов выставочных мероприятий могут выступать хозяйствующие субъекты, как имеющие, так и не имеющие в собственности выставочные площади.

В связи с этим коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) будут рассчитываться в два этапа, а именно:

первый этап - коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) будут характеризовать рыночную концентрацию в зависимости от использованной выставочной площади (нетто) организаторами выставочных мероприятий, имеющим и не имеющими в собственности выставочные площади;

второй этап - коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) будут характеризовать рыночную концентрацию в зависимости от использованной выставочной площади (нетто) на территории выставочного центра.

Соответственно коэффициенты рыночной концентрации обозначим (CR1 и CR2), а индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI1 и HHI2).



Динамика использованной выставочной площади (нетто)

кв.м.



(по данным Российского Союза выставок и ярмарок)

Средняя выставочная площадь (нетто), приходящаяся на одного экспонента, выросла с 2006 года на 6%, составив 14,2 кв.м.

Самыми крупными организаторами выставочных мероприятий по соответствующей доле выставочной площади (нетто) являются: ЗАО «Экспоцентр» (14%), ЗАО «Международная Выставочная Компания» (9%), ЗАО «Крокус Интернэшнл» (5,4%) и ОАО «Ленэкспо» (4,2%).

Позиционирование указанных хозяйствующих субъектов по использованию выставочной площади (нетто) по сравнению с 2006 годом существенно не изменилось.

Вместе с тем, в 2006 - 2007 годах более половины 52,4% и 51,3% соответственно выставочной площади (нетто) в Российской Федерации приходилось на Центральный федеральный округ.

ЗАО «Экспоцентр» в 2006 - 2007 годах имело долю по использованию выставочных площадей (нетто) в Центральном федеральном округе 32,08% и 27,3% соответственно.

Согласно коэффициенту рыночной концентрации CR1 в 2006 - 2007 годах рынок являлся низкоконцентрированным - 29,12% и 28,37% соответственно, а индекс рыночной концентрации HHI1 составил соответственно 358,48 и 305,97, подтверждая тем самым значение коэффициента рыночной концентрации CR1 .

Незначительное падение коэффициента рыночной концентрации CR1 на 0,75% в 2007 году по сравнению с 2006 годом непосредственно связано с ростом выставочных площадей (нетто) в Российской Федерации на 9%.

Как указано выше, расчет коэффициента рыночной концентрации CR2 характеризует рыночную концентрацию в зависимости от выставочной площади (нетто) на территории каждого выставочного центра и показывает уровень рыночной концентрации при проведении выставочных мероприятий любой тематической направленности и состава экспонентов.
Распределение долей хозяйствующих субъектов, площадь которых использовалась для проведения выставочных мероприятий, указано в приложении №3.
Коэффициент рыночной концентрации - CR2 в 2007 году составил 71,43%, охарактеризовав рынок, как высококонцентрированный. Вместе с тем, индекс рыночной концентрации HHI2 составил 1767,05, указав на уровень умеренной концентрации.

Исходя из имеющейся информации установлено, что ЗАО «Крокус Интернэшнл», ЗАО «Экспоцентр» и ОАО «ГАО «ВВЦ» являются крупнейшими выставочными центрами на территории Российской Федерации, и при этом имеют долю по выставочной площади (нетто) в размере 30,42%, 19,88% и 21,13% соответственно. Оценив значение долей указанных хозяйствующих субъектов в общем объеме выставочной площади и выставочной площади (нетто) можно сделать вывод, что прослеживается зависимость удельного веса общей и выставочной площади (нетто) (см. приложение №1 и приложение №3).

Коэффициенты рыночной концентрации CR1 и CR2 указывают на различные уровни концентрации рынка. Это связано с тем, что выставочные центры ЗАО «Крокус Интернэшнл», ЗАО «Экспоцентр» и ОАО «ГАО «ВВЦ» в основном оказывают услуги по предоставлению выставочных площадей для проведения выставочных мероприятий. Вместе с тем, разница коэффициентов рыночной концентрации CR1 и CR2 будет уменьшаться в случае, если выставочные центры (собственники площадей) будут организовывать и проводить выставочные мероприятия без участия организаторов выставок, не имеющих в собственности выставочные площади.

Расчет рыночной концентрации в зависимости от количества посетителей
В 2007 году в выставочных мероприятиях приняло участие 8.169.525 посетителей, что составляет 83,2% от уровня 2006 года. Из 8.169.525 посетителей 2.963.547 (36,3%) посетили выставки в Центральном федеральном округе и 2.123.442 (26%) в Северо-западном федеральном округе.

В 2006 - 2007 годах коэффициент рыночной концентрации CR составлял 28,73% и 22,47% соответственно, а индекс рыночной концентрации HHI 382,39 и 172,04 соответственно. Незначительное падение коэффициента рыночной концентрации CR и индекса рыночной концентрации HHI связано с уменьшением количества посетителей выставочных мероприятий.

Согласно коэффициенту рыночной концентрации CR и индексу рыночной концентрации HHI в 2007 году по сравнению с 2006 годом рынок продолжает оставаться низкоконцентрированным.

В 2007 году наибольшее количество посетителей приняло участие в выставках, проводимых ОАО «Ленэкспо» (741.496 человек), ЗАО «ГАО ВВЦ» (551.912 человек), ЗАО «Крокус Интернэшнл» (543.800 человек), ЗАО «Международная Выставочная Компания» (270.429 человек), ЗАО «Экспоцентр» (310.218 человек), «Рестэк ВО» (350.159 человек).



Расчет рыночной концентрации в зависимости от количества экспонентов
В 2007 году в выставочных мероприятиях приняло участие 126.006 экспонентов, что составляет прирост на 2,6% к уровню 2006 года.

Из 126.006 экспонентов 55.114 (43,73%) посетили выставочные мероприятия, проводимые в Центральном федеральном округе.

Согласно коэффициенту рыночной концентрации CR и индексу рыночной концентрации HHI в 2007 году по сравнению с 2006 годом рынок продолжает оставаться низкоконцентрированным. В 2006 - 2007 годах коэффициент рыночной концентрации CR составлял 23,04% и 21,39% соответственно, а индекс рыночной концентрации HHI - 188,77 и 159,45 соответственно.

Несмотря на прирост количества экспонентов, количество посетителей уменьшилось. Концентрация рынка существенно не изменилась по сравнению с 2006 годом. Стоит отметить, что рост числа экспонентов и падение количества посетителей выставочных мероприятий связано с увеличением выставочных мероприятий тематического направления, ориентированного на более крупный бизнес.



Расчет рыночной концентрации в зависимости от тематики выставки
В соответствии с вышеприведенной классификацией выставочные мероприятия подразделяются по отраслевому назначению: универсальные и специализированные.

Структура выставочных мероприятий по отраслевому назначению представлена в приложении № 4.

Коэффициент рыночной концентрации CR и индекс рыночной концентрации HHI в зависимости от выставочной площади (нетто) по универсальным выставкам составили: CR - 26,88%, HHI - 361,74. Рынок выставочных услуг по универсальным выставкам является низкоконцентрированным.

Коэффициент рыночной концентрации CR и индекс рыночной концентрации HHI в зависимости от выставочной площади (нетто) по специализированным выставкам характеризуют рынок как умеренноконцентрированный, составив в 2007 году 58,13% и 1399,02 соответственно.

Структура специализированных выставок представлена в приложении № 5.

Динамика коэффициента рыночной концентрации CR и индекса рыночной концентрации HHI представлены в приложениях № 6, 7.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ
К определяющим барьерам входа на рынок выставочных услуг можно выделить следующее:

1) Слабая материально-техническая база и неразвитая инфраструктура за пределами выставочных центров (особенно в регионах);



2) Значительные инвестиционные вложения (долгосрочные) в строительство и оснащение новых выставочных площадей, а также реконструкцию уже существующих выставочных центров;
ВЫВОДЫ:
1) Выставочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Выставочные мероприятия способствуют развитию многих секторов экономики, привлечению иностранных инвестиций, формируют значительные финансовые потоки, приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней, являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, активизируют деловую активность, стимулируют развитие регионов, конкуренцию и развитие инноваций, содействуют укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями, привлечению инвестиций, развитию транспорта, туризма.
2) С точки зрения оценки конкурентной среды рынок выставочных услуг обладает отраслевой особенностью, в котором затруднительно определить однозначное рыночное позиционирование отдельных хозяйствующих субъектов. С одной стороны рынок выставочных услуг относится к рынку с развитой конкуренцией. С другой стороны при организации выставочных мероприятий определенной тематической направленности их проводят отдельные хозяйствующие субъекты, это обстоятельство объясняется требованиями экспонентов к выставочной площади и экономической целесообразностью проведением таких выставочных мероприятий.
3) При проведении выставочных мероприятий используются новые технологии, модернизируется система информационной и рекламной поддержки. Поэтому серьезным фактором эффективного проведения выставочного мероприятия является не только модернизированная выставочная площадь, но и организация конгрессов, конференций, симпозиумов, проводимых в рамках выставочных мероприятий и способствующих развитию научных и экономических взаимоотношений между экспонентами, участвующими в выставках, и посетителями.
4) Что касается специализации проводимых выставочных мероприятий, то в настоящее время наблюдается тенденция к проведению больших промышленных специализированных форумов за счет объединения несколько выставочных мероприятий и возможности проведения их в одном месте по сходным или дополняющим тематикам.
5) Одной из важнейших задач является развитие материально-технической базы и инфраструктуры, особенно в регионах. В настоящее время только 40% всех выставочных мероприятий проводятся на выставочных площадях, соответствующих международным стандартам. Около 80% выставочных площадей сосредоточено в г.Москве и г.Санкт-Петербурге.
В целях повышения конкурентоспособности выставочных мероприятий, необходимо принять меры как по улучшению и расширению транспортной инфраструктуры за пределами выставочных центров (особенно в регионах), так и модернизации выставочных комплексов, а также их обновлению в соответствии с новейшими стандартами архитектуры, техники и логистики.
6) Организация и проведение выставочных мероприятий осуществляется на основании общих нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

В 2001 году Правительством Российской Федерации одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, но до настоящего времени система государственной координации и поддержки рынка выставочных услуг не создана.



На современном этапе развития выставочной деятельности требуется совершенствование нормативно-правовой базы.
7) Основной проблемой в сфере оценки состояния выставочной деятельности в России является отсутствие механизма получения полной и достоверной информации о развитии отрасли (в том числе информации о продвижении российских товаров на те или иные зарубежные рынки) и, как следствие, отсутствие детальных исследований влияния выставочной деятельности на экономику страны и методик оценки эффективности.





izumzum.ru