Обучение и организация лыжной подготовки дошкольников Материал - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Библиотека программы «детство» Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая логика... 3 501.62kb.
«Воспитание у дошкольников привычки к здоровому образу жизни через... 1 86.54kb.
ПротченкоТ. А., Ю. А. Семенов Обучение плаванию дошкольников и младших... 1 17.8kb.
Профессиональное обучение Статья 76. Организация профессионального... 1 37.62kb.
«Система предшкольной подготовки дошкольников с общим недоразвитием... 2 321.45kb.
Сценарий праздник для дошкольников к 23 февраля «Праздник пап в волшебной... 1 83.38kb.
2. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования... 1 170.29kb.
Научно-образовательный материал «Организация и проведение Олимпиады... 1 50.26kb.
Логинова людмила анатольевна 2 495.55kb.
Программа вступительных испытаний поступающих на обучение по программам... 1 94.43kb.
Программа дисциплины «Организация кредитования в банке» для специальности... 1 175.58kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса Тема... 1 63.07kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Обучение и организация лыжной подготовки дошкольников Материал - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Устьянская детско-юношеская спортивная школа»


Обучение и организация

лыжной подготовки дошкольников

Материал подготовила тренер-преподаватель

МОУ ДОД «Устьянская ДЮСШ»

Пугинская Светлана Федоровна.

П. Октябрьский, Устьянский район, Архангельская область

2010 год


При планировании занятий по школьной подготовке педагог должен учесть сезонность их проведения, уровень двигательных умений детей, условий детского сада, заранее разбить программный материал по месяцам и неделям.

Качество проведения занятий на лыжах с дошкольниками зависит от предварительной подготовки. Очень важно провести беседы с родителями, объяснить им значение лыжной подготовки. Показать на наглядном материале, как при передвижении на лыжах в достаточно энергетическую и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека, что способствует укреплению мышечной и костной системы, а также суставно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Необходимо рассказать родителям, как выбрать для детей и подготовить к занятиям лыжный инвентарь, какие требования предъявляются к одежде (правильно выбранная одежда предохраняет организм детей, как от переохлаждения, так и перегревания). Следует заранее предусмотреть удобное размещение и хранение лыж, чтобы дети имели возможность подходить к ним с разных сторон, не мешая друг другу. Для этого лучше всего использовать стеллажи.

Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто - весовым показателям ребенка (длина лыж чуть выше, примерно 10 см, роста; длина палок должна доходить до верхней части плеча). Для занятий можно использовать повседневную зимнюю обувь или лыжные ботинки (предпочтительно с удлиненным, защищающим от снега голенищем, свободные по размеру). Одежда для занятий может быть разной, но отвечающей следующим требованиям: защищать от холода и ветра, быть легкой удобной и не стеснять движений. Верхняя одежда должна быть с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть ее сам. Допустимо если комбинезон или куртка с брюками велики. Главное, чтобы в пору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Необходимо запасные рукавицы или варежки для замены мокрых.

С дошкольниками проводить занятия на лыжах рекомендуется при температуре воздуха от -1 до -120С. В ветреную погоду нижняя граница еще повышается на 2 – 30. при сильном ветре (скорость 6 – 10 м/с) лыжную подготовку следует отменить. Для обучения передвижению на лыжах надо выбрать ровную площадку около детского учреждения, по возможности максимально защищенную от ветра.

Учитывая закономерную последовательность в овладении жизненно важными двигательными навыками, обучать передвижению на лыжах можно уже двухлетних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге. Однако серьезное обучение технике движений необходимо начинать с четырехлетнего возраста, поскольку этот период характерен большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно легко образуются нервные связи. Начиная с четвертого года жизни и до седьмого, дети должны овладеть разными способами ходьбы на лыжах, научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски.

Во второй младшей группе (4-й год жизни) основная задача – ознакомить детей с разнообразными видами движений. На занятиях лыжной подготовкой необходимо научить детей надевать и снимать лыжи, ставить их на место, передвигаться по ровной лыжне ступающим шагом.

В средней группе (5-й год жизни) формируются навыки ходьбы на лыжах – выполнение поворотов переступанием на месте вправо и влево, кругом в обе стороны, передвижение ступающим шагом по лыжне друг за другом, в горку прямо и наискось. В этом возрасте дети должны уметь самостоятельно брать и ставить лыжи на место, снимать, надевать и переносить их.

Обучение в старшей группе (6-й год жизни) должно быть направлено на совершенствование навыков при ходьбе на лыжах. Лыжная подготовка включает: передвижение скользящим шагом по пересеченной местности; выполнение поворотов на месте и в движении; подъем на горку «лесенкой», спуск с нее в низкой стойке. Для закрепления лыжной техники следует проводить подвижные игры и включать в процесс обучения игровые задания.

В подготовительной к школе группе (7-й год жизни) лыжная подготовка предусматривает: передвижение скользящим шагом по лыжне друг за другом; передвижение попеременным двухшажным ходом; преодоление на лыжах не менее 60м в среднем темпе, 2 – 3 км в спокойном темпе; выполнение поворотов переступанием в движении; подъем в горку «лесенкой», «елочкой»; спуск с горки в низкой и высокой стойке; умение тормозить. Для закрепления и совершенствования лыжной техники следует проводить игры на лыжах.

Перед выходом на лыжную прогулку и началом обучения передвижению на лыжах педагогу необходимо учесть состояние здоровья дошкольников, уровень их физической подготовленности, двигательной активности и на основании этих показателей распределить детей по группам. Это даст возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению, различному по сложности, методам и приемам работы.

Ослабленные дети с отклонениями в физическом развитии и имеющие хронические заболевания нуждаются в индивидуальной физической нагрузке. Необходимо обращать особое внимание на заболевания, обостряющиеся после переохлаждения. Так, при заболевании почек следует ограничивать занятия детей на лыжах.

До выхода на лыжню важно дать ребенку основы по гигиене, сообщить правила и гигиенические требования:



  1. недопустимо садиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

  2. запрещено использовать снег для утоления жажды;

  3. нельзя снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Детей, приступивших к занятиям на лыжах, необходимо обучить прежде всего, умениям и правилам обращения с лыжным инвентарем. Практическое освоение инвентаря, переноска лыж и палок, их надевание и снимание должно проходить в спортивном зале или теплом помещении.

Эффективной формой обучения передвижению на лыжах являются физкультурные занятия, которые проводятся с небольшими подгруппами детей. Для усвоения детьми программного содержания занятий необходимо обеспечить оптимальную физическую нагрузку в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, подобрать для каждой части занятия соответствующие упражнения: подготавливающие, разминочные – во вводной, обучающие – в основной, успокоительные – в заключительной.

Важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия – продуманная организация детей. Выбор способа организации детей при выполнении движений (фронтальный, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнения, подготовленности к ним детей. Учитывая специфику условий обучения передвижению на лыжах, наиболее эффективны фронтальный и индивидуальный способы.

При фронтальном способе все дети выполняют упражнение одновременно. Ребята размещаются так, чтобы воспитатель мог видеть всех, оказать им необходимую помощь и индивидуализировать нагрузку.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, коррекционная работа, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной организацией.

Лыжную подготовку следует начинать с ходьбы на лыжах (палки использовать только для поддержания равновесия) и освоения элементарных двигательных действий (подводящих упражнений):

- перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

- поочередное поднимание и опускание носка, пятки лыжи, а затем согнутой ноги;

- прыжки на месте с ноги на ногу, прыжки-подскоки на двух лыжах;

- маховые движения согнутой ногой назад и вперед, маховые движения вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

- выпад вперед правой, а затем левой ногой;

-поочередное поднимание и перестановка носков лыж в стороны;

- поворот переступанием на месте вокруг пяток, носков лыж;

- приставные шаги в сторону с опорой и без опоры на палки.

Для того, чтобы повысить эмоциональность занятии, внести в них разнообразие, эти упражнения можно давать в игровой форме, например: нарисуй лыжами а снегу веер для себя (поворот переступанием вокруг пяток лыж на 900); нарисуй на снегу «лыжную гармошку» (переступание в сторону) и т.д.

Подводящие упражнения применяются главным образом в подготовительной части урока. При их выполнении немаловажным является использование показа вместе с пояснениями. При сочетании слова и показа дети получают возможность видеть движение, представлять его, приучаются осмысливать свои действия.

Отбор упражнений, последовательность их выполнения должны предусматривать постепенное повышение координационной нагрузки и обеспечивать переход к изучению ступающего и скользящего шагов.

Ступающий шаг – основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных, постепенно усложняющихся условиях. При обучении важно освоить следующие элементы: разноименная координация движений в работе рук и ног (как в обычной ходьбе); перенос при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую; специфические маховые и толчковые движения руками.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и контроле положения лыж (не допускать их скрещивания). Освоив ступающий шаг, можно давать задания на выполнение скользящих шагов:

- после разбега ступающим шагом скольжение на одной лыжне до полной остановки, вторую приподнять над лыжней;

- скольжение под уклон то на одной, то на другой лыже;

- скользящие шаги с палками в руках, взятыми за середину.

По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом старшие дошкольники осваивают попеременных двухшажный ход и другие лыжные хода, включающие выполнение поворотов, торможения, преодоление подъемов и спусков.



Повороты на лыжах выполняются на месте и во время движения. Чаще всего используют поворот переступанием.

Подъемы на горку выполняют ступающим или скользящим шагом. Выполняются эти шаги так, как и на ровной снежной поверхности, но с более значительным наклоном вперед. На крутые горки дети поднимаются «лесенкой» - приставным шагом боком к склону. Способ «елочка» применяется главным образом при подъеме на склон в прямом направлении – носки лыж разводятся в стороны и становятся на внутренние ребра. Дети могут выполнять подъем «полуелочкой». При этом одна лыжа становится прямо, а вторая – под углом по направлению движения.

Спуски с горки (длина ската – 20м) выполняются в основной, низкой и высокой стойке. Чаще применяется основная стойка: ноги слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях, положение туловища свободное. Низкая стойка используется на спусках для увеличения скорости: ребенок приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед, ноги стоят на всей ступне. С целью уменьшения скорости спуска применяется высокая стойка. Ребенок держится прямо, ноги слегка согнуты в коленных суставах. При спусках с горы дети учатся тормозить, смыкая носки лыж «плугом». Для торможения «полуплугом» (или упором) необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, а вторая в это время отводилась в сторону, ставилась на ребро и упиралась им в снег.

По мере накопления детьми двигательного опыта можно применять игровые задания с направленностью на совершенствование отталкивания ногами, одноопорного скольжения, чувства равновесия. Например: преодолеть с места или с разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние; пройти без палок скользящим шагом заданный отрезок за наименьшее количество шагов; с небольшого разбега (4 – 5 шагов) проскользить на одной лыже до полной остановки и др.

Овладению лыжами как снарядом, а также воспитанию координации движений и освоению элементарных навыков ходьбы на лыжах способствует проведение подвижных игр.

Подвижные игры – основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, а комплексное развитие физических качеств. Игры сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями.



Материал подготовила тренер-преподаватель МОУ ДОД «Устьянская ДЮСШ» Пугинская Светлана Федоровна.


izumzum.ru